Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 28 августа 2016 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

I-III ВѢКЪ

Свщмч. Игнатій Богоносецъ († 107 г.)
Посланіе къ Смирнянамъ
[1].

Игнатій Богоносецъ облагодатствованной всякимъ дарованіемъ, исполненной вѣры и любви, не лишенной ни единаго дара, боголѣпнѣйшей и святоносной — смирнской, въ Азіи, церкви Бога Отца и возлюбленнаго Іисуса Христа, желаетъ въ непорочномъ духѣ и словѣ Божіемъ премного радоваться.

Глава 1. Проcлавляю Бога за вѣру вашу.

Славлю Іисуса Христа Бога, такъ умудрившаго васъ. Ибо я узналъ, что вы непоколебимо тверды въ вѣрѣ, какъ будто пригвождены ко кресту Господа Іисуса Христа и плотію и духомъ, утверждены въ любви кровію Христовою; и преисполнены вѣры въ Господа нашего, Который истинно изъ рода Давидова по плоти, но Сынъ Божій по волѣ и силѣ Божественной, истинно родился отъ Дѣвы, крестился отъ Іоанна, чтобы исполнить всякую правду [2] истинно распятъ былъ за насъ плотію при Понтіи Пилатѣ и Иродѣ четверовластникѣ (отъ сего-то плода, то-есть, отъ богоблаженнѣйшаго страданія Его и произошли мы), чтобы чрезъ воскресеніе на вѣки воздвигнуть знаменіе для святыхъ и вѣрныхъ своихъ, какъ между іудеями, такъ и язычниками, совокупленныхъ въ единомъ тѣлѣ церкви Своей.

Глава 2. Христосъ истинно пострадалъ во плоти.

Все это Онъ претерпѣлъ ради насъ, чтобы мы спаслись; и пострадалъ истинно, какъ истинно и воскресилъ себя, а не такъ, какъ говорятъ нѣкоторые невѣрующіе, будто Онъ пострадалъ призрачно. Сами они призракъ, и какъ умствуютъ они, такъ и случится съ ними — безтѣлесными, подобными злымъ духамъ.

Глава 3. Христосъ и по воскресеніи былъ во плоти.

Ибо я знаю и вѣрую, что Онъ и по воскресеніи Своемъ былъ и есть во плоти. И когда Онъ пришелъ къ бывшимъ съ Петромъ, то сказалъ имъ: возьмите, осяжите Меня и посмотрите, что я не духъ безтѣлесный [3]. Они тотчасъ прикоснулись къ Нему, и увѣровали, убѣдившись Его плотію и духомъ. Посему-то они и смерть презирали и явились выше смерти. Сверхъ того, по воскресеніи, Онъ ѣлъ и пилъ съ ними, какъ имѣющій плоть, хотя духовно былъ соединенъ со Отцемъ.

Глава 4. Берегитесь тѣхъ еретиковъ. Еслибы Христосъ не пострадалъ истинно, то и я не страдалъ бы.

Убѣждаю васъ въ этомъ, возлюбленные, зная, что вы сами такъ же думаете. Но я предохраняю васъ отъ звѣрей въ человѣческомъ образѣ, которыхъ вамъ не только не должно принимать къ себѣ, но, если возможно, и не встрѣчаться съ ними, а только молиться за нихъ, — не раскаятся ли они какъ-нибудь. Это конечно не легко для нихъ, но Іисусъ Христосъ, истинная жизнь наша, силенъ въ этомъ. Если же Господь нашъ совершилъ это призрачно, то и я ношу узы только призрачно. И для чего же я самъ себя предалъ на смерть, въ огнь, на мечъ, на растерзаніе звѣрямъ? Нѣтъ, кто подлѣ меча — подлѣ Бога, кто посреди звѣрей — посреди Бога: только бы это было во имя Іисуса Христа. Чтобы участвовать въ Его страданіяхъ, я терплю все это, и Онъ укрѣпляетъ меня, потому что содѣлался человѣкомъ совершеннымъ.

Глава 5. Опасность заблужденія докетовъ.

Этого иные не признаютъ въ Немъ и отвергаются Его, или лучше они отвержены Имъ, потому что любятъ больше смерть, чѣмъ истину. Ихъ не убѣдили ни пророчества, ни законъ Моисеевъ, и даже доселѣ не убѣждаютъ ни Евангеліе, на страданія каждаго изъ насъ: потому что они и объ насъ должны думать точно также. Ибо чтó мнѣ пользы, если кто и хвалитъ меня [4], а Господа моего хулитъ, не исповѣдуя Его носящимъ плоть? Кто не исповѣдуетъ этого, тотъ совершенно отвергся Его, и самъ носитъ въ себѣ смерть. Впрочемъ именъ ихъ, какъ невѣрныхъ, мнѣ не разсудилось написать. Да и не дай Богъ вспоминать ихъ, пока не раскаятся они и не признаютъ страданія Христа, которое есть наше воскресеніе.

Глава 6. Невѣрующій въ кровь Христову будетъ судимъ, хотя бы то былъ ангелъ. У еретиковъ нѣтъ и добродѣтелей христіанскихъ.

Никто не обольщайся! И существа небесныя, и слава ангеловъ [5], и власти видимыя и невидимыя, — и тѣ подлежатъ суду, если не будутъ вѣровать въ кровь Христову. «Вмѣщающій да вмѣститъ» [6]. Никто не надмевайся высокимъ мѣстомъ! Ибо все совершенство — въ вѣрѣ и любви, коихъ нѣтъ ничего выше. Посмотрите же на тѣхъ, которые иначе учатъ о пришедшей къ намъ благодати Іисуса Христа, — какъ они противны волѣ Божіей! У нихъ нѣтъ попеченія о любви, ни о вдовицѣ, ни о сиротѣ, ни о притѣсняемомъ, ни объ узникѣ, или освобожденномъ отъ узъ, ни объ алчущемъ или жаждущемъ.

Глава 7. Еретики удаляются отъ Евхаристіи.

Они удаляются отъ Евхаристіи и молитвы, потому что не признаютъ, что Евхаристія есть плоть Спасителя нашего Іисуса Христа, которая пострадала за наши грѣхи, но которую Отецъ воскресилъ, по своей благости. Такимъ образомъ, отметая даръ Божій, они умираютъ въ своихъ преніяхъ. Имъ надлежало бы держаться любви [7], чтобы воскреснуть. Посему надобно удаляться такихъ людей, и ни наединѣ, ни въ собраніи не говоритъ о нихъ, а внимать пророкамъ, особенно же Евангелію, въ которомъ открыто намъ страданіе Христа и совершенно ясно Его воскресеніе. Особенно же, бѣгайте раздѣленій, какъ начала золъ.

Глава 8. Ничего не дѣлайте безъ епископа.

Всѣ послѣдуйте епископу, какъ Іисусъ Христосъ — Отцу, а пресвитерству, какъ апостоламъ. Діаконовъ же почитайте какъ заповѣдь Божію. Безъ епископа никто не дѣлай ничего, относящагося до церкви. Только та Евхаристія должна почитаться истинною, которая совершается епископомъ, или тѣмъ, кому онъ самъ предоставитъ это. Гдѣ будетъ епископъ, тамъ долженъ быть и народъ, такъ же, какъ гдѣ Іисусъ Христосъ, тамъ и каѳолическая церковь. Не позволительно безъ епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви; напротивъ, что одобритъ Онъ, то и Богу пріятно, чтобы всякое дѣло было твердо и несомнѣнно.

Глава 9. Почитайте епископа. — Вы утѣшили меня во всемъ.

Впрочемъ похвально образумиться, и пока есть время, обратиться къ Богу съ покаяніемъ. Прекрасное дѣло — знать Бога и епископа. Почитающій епископа, почтенъ Богомъ; дѣлающій что-нибудь безъ вѣдома епископа, служитъ діаволу. — Во всемъ да будеть у васъ обильная благодать; потому что вы достойны того. Вы во всемъ утѣшили меня, и васъ да утѣшитъ Іисусъ Христосъ. И заочно и лично вы оказывали мнѣ любовь. Да воздастъ вамъ Богъ, Коего вы пріобрящете, если будете терпѣть все ради Его!

Глава 10. Вы благосклонно приняли моихъ спутниковъ: вамъ будетъ за это награда.

Хорошо поступили вы, что Филона и Рея Агаѳопода, которые послѣдовали за мною ради Бога, приняли какъ діаконовъ Христовыхъ. И они благодарятъ Господа за васъ, что вы всячески успокоили ихъ. Ничто не пропадетъ для васъ. За души ваши — духъ мой и мои узы, которыхъ вы не погнушались, и не постыдились. Не постыдится и васъ совершенная вѣра [8] — Іисусъ Христосъ.

Глава 11. Отправьте посла къ антіохійскимъ христіанамъ по случаю возстановленія мира.

Молитва ваша сбылась надъ церковью антіохійскою въ Сиріи: ведомый оттуда въ боголѣпнѣйшихъ узахъ, я привѣтствую всѣхъ, хотя я и недостоинъ быть ея членомъ, какъ послѣдній изъ нихъ; а если волею Божіею удостоенъ этого, то не по моему сознанію [9], а по благодати Божіей, которой желаю сподобиться во всей полнотѣ, чтобы, при молитвѣ вашей, придти мнѣ къ Богу. — Но чтобы дѣло ваше было совершенно и на землѣ и на небѣ, церкви вашей надлежитъ, въ славу Божію, избрать мужа боголѣпнѣйшаго и отправить, чтобы, прибывши въ Сирію, поздравить ихъ съ тою радостію, что у нихъ водворился миръ, возвратилось ихъ величіе, и возстановилось ихъ малое тѣло [10]. Мнѣ показалось приличнымъ послать туда кого-нибудь изъ вашихъ съ письмомъ, чтобы онъ принялъ участіе въ прославленіи Бога за наставшую для нихъ по Его волѣ тишину и за то, что, по молитвѣ вашей, они достигли мирной пристани. Какъ совершенные, совершенное и помышляйте. Ибо только бы вы желали дѣлать доброе, а Богъ готовъ даровать это.

Глава 12. Привѣтствія.

Привѣтствуетъ васъ любовь братьевъ въ Троадѣ, откуда и пишу вамъ чрезъ Вурра, котораго вы, вмѣстѣ съ ефесскими братіями вашими, послали со мною, и который во всемъ успокоилъ меня. О, если бы всѣ подражали ему, такъ какъ это — истинно образецъ служенія Богу. Благодать воздастъ ему за все. Привѣтствую богодостойнаго епископа вашего и боголѣпнѣйшее пресвитерство и сотрудниковъ моихъ діаконовъ, и всѣхъ, — каждаго порознь и вмѣстѣ, именемъ Іисуса Христа, Его плотію и кровію, страданіемъ и воскресеніемъ, какъ тѣлеснымъ, такъ и духовнымъ, единеніемъ между Богомъ и вами. Благодать вамъ, милость, миръ и терпѣніе да будутъ всегда.

Глава 13. Привѣтствія.

Привѣтствую домы братьевъ моихъ съ ихъ женами и дѣтьми, и дѣвственницъ, именуемыхъ вдовицами [11]. Укрѣпляйтесь силою Духа. Привѣтствуетъ васъ находящійся при мнѣ Филонъ. Привѣтствую домъ Тавіи, которой желаю утверждаться въ вѣрѣ и любви, по плоти и по духу. Привѣтствую Алкія — вожделѣнное для меня имя, также — несравненнаго Дафна, Евтекна и всѣхъ поимянно. Укрѣпляйтесь благодатію Божіею.

Примѣчанія:
[1] Изъ Троады св. Игнатій отправилъ діакона Вурра въ Смирну съ посланіемъ. Похваливши твердость смирнскимъ христіанамъ въ вѣрѣ въ воплощеніе и страданіе Христа, онъ обличаетъ тѣхъ (докетовъ), которые отвергали истину рожденія, страданія и воскресенія Спасителя, и потому не имѣли правой вѣры и любви христіанской (гл. 2-7), убѣждаетъ повиноваться предстоятелямъ церкви (гл. 8-9), и наконецъ благодаритъ, проситъ о церкви сирской, и поимянно привѣтствуетъ (гл. 10-13).
[2] Матѳ. 3, 15.
[3] По мнѣнію Нольте, эти слова указываютъ на Еван. Лук. 24, 39. Персонъ думаетъ, что онѣ взяты изъ устнаго преданія. А другіе находятъ ихъ или въ евангеліи назореевъ (Іеронимъ), или въ апокрифическомъ «ученіи Петра», на которое ссылается Оригенъ (de princ.) Гефеле.
[4] Т. е. называетъ меня мученикомъ или богоносцемъ.
[5] Т. е. высшія силы ангельскія.
[6] Матѳ. 19, 12.
[7] Иные относятъ слово ἀγαπαν къ соблюденію Евхаристіи.
[8] Т. е. начальникъ и совершитель вѣры, Евр. 12, 2.
[9] Т. е. о собственномъ достоинствѣ или заслугахъ.
[10] Т. е. общество христіанъ, разсѣянное гоненіемъ.
[11] Діакониссы, хотя были дѣвственницы, назывались вдовами, потому что въ первыя времена церкви обыкновенно избирались въ эту должность вдовы.

Источникъ: Писанiя Мужей Апостольскихъ. / Въ русскомъ переводѣ, со введенiями и примѣчанiями къ нимъ Протоiерея П. Преображенскаго. — СПб.: Изданiе второе, книгопродавца И. Л. Тузова, 1895. — С. 302-307.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0