Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 27 iюня 2016 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

I-III ВѢКЪ

Свщмч. Игнатій Богоносецъ († 107 г.)
Посланіе къ Поликарпу
[1].

Игнатій Богоносецъ Поликарпу, епископу Церкви смирнской, лучше же — состоящему подъ епископствомъ Бога Отца и Господа Іисуса Христа, желаетъ премного радоваться.

Глава 1. Похвала и увѣщаніе.

Уважая твое благочестивое расположеніе, утвержденные какъ бы на неподвижномъ камнѣ, я преисполненъ благодарности къ Богу, что удостоился видѣть непорочное лице твое [2], которымъ желалъ бы всегда наслаждаться о Богѣ. Умоляю тебя благодатію, которою облеченъ ты, — ускоряй свое теченіе и умоляй всѣхъ, чтобы спасались. Блюди мѣсто свое [3] со всякимъ тщаніемъ — плотскимъ и духовнымъ. Старайся о единеніи, лучше котораго нѣтъ ничего. Снисходи ко всѣмъ, какъ и къ тебѣ Господь. Ко всѣмъ имѣй терпѣніе въ любви, какъ ты и поступаешь. Пребывай въ непрестанныхъ молитвахъ. Проси бóльшаго разумѣнія, нежели какое имѣешь. Бодрствуй, стяжавъ неусыпный духъ. Говори съ каждымъ, какъ поможетъ Богъ [4]. Носи немощи всѣхъ, какъ совершенный подвижникъ. Гдѣ больше труда, тамъ больше и пріобрѣтенія.

Глава 2. Продолженіе увѣщаній.

Если любишь только добрыхъ учениковъ, — еще нѣтъ тебѣ за это благодати: лучше худыхъ покоряй кротостію. Не всякая рана врачуется однимъ и тѣмъ же пластыремъ; острыя боли утишай прохладительными примочками. Во всемъ будь мудръ, какъ змѣя, и незлобивъ, какъ голубь [5]. Для того ты вмѣстѣ и тѣлесенъ и духовенъ, чтобы ласково принималъ и то, чтó является тебѣ наружно, но молись, чтобы тебѣ открыто было и сокровенное [6], дабы не имѣть ни въ чемъ недостатка, напротивъ, съ избыткомъ обладать всякимъ дарованіемъ. Какъ кормчимъ нужны вѣтры, или обуреваемому — пристань, такъ настоящему времени нуженъ ты — для того, чтобы достигнуть Бога. Будь же бдителенъ, какъ подвижникъ Божій. Наградой будетъ нетлѣніе и жизнь вѣчная, въ которой и самъ ты увѣренъ. Во всемъ порукой тебѣ я и мои узы, которыя ты возлюбилъ.

Глава 3. Продолженіе.

Люди, которые кажутся достойными довѣрія, а между тѣмъ учатъ иному, не должны смущать тебя. Стой твердо, какъ наковальня, на которой бьютъ. Великому борцу свойственно принимать удары и побѣждать. Особенно же для Бога мы должны все терпѣть, чтобы и Самъ Онъ потерпѣлъ насъ. Будь еще усерднѣе, нежели каковъ теперь. Вникай въ обстоятельства времени. Ожидай Того, Кто выше времени, — безвременнаго, невидимаго, но для насъ сдѣлавшагося видимымъ, — неосязаемаго, безстрастнаго, но для насъ подвергшагося страданію, все ради насъ претерпѣвшаго.

Глава 4. Продолженіе.

Вдовицы не должны быть пренебрегаемы. Послѣ Господа, ты будь попечителемъ ихъ. Ничего не должно быть безъ твоей воли; но и ты ничего не дѣлай безъ воли Божіей, чего впрочемъ ты и не дѣлаешь. Стой твердо! Собранія пусть бываютъ чаще. Сзывай всѣхъ до одного. Рабовъ и рабынь не презирай: но и они пусть не надмеваются, напротивъ, пусть во славу Божію еще болѣе поработятъ себя, чтобы получить имъ отъ Бога лучшую свободу. Пусть не домогаются получить свободу на общій счетъ, чтобы не сдѣлаться имъ рабами страсти.

Глава 5. Къ чему епископъ долженъ увѣщевать супруговъ, безбрачныхъ и вступающихъ въ бракъ.

Избѣгай ухищреній [7]; а болѣе бесѣдуй о слѣдующихъ предметахъ. Сестрамъ моимъ внушай, чтобы онѣ любили Господа и были довольны своими сожителями по плоти и по духу. Равнымъ образомъ и братьямъ моимъ заповѣдуй именемъ Іисуса Христа, чтобъ они любили сожительницъ своихъ, какъ Господь — Церковь [8]. Кто можетъ въ честь Господа плоти [9] пребывать въ чистотѣ, пусть пребываетъ безъ тщеславія. Если же станетъ тщеславиться, то погибъ; а если будетъ почитать себя больше епископа, то пропалъ совершенно. А тѣ, которые женятся и выходятъ замужъ, должны вступать въ союзъ съ согласія епископа, чтобы бракъ былъ о Господѣ, а не по похоти. Пусть все будетъ во славу Божію.

Глава 6. Обязанности христіанской паствы.

Внимайте епископу, дабы и Богъ внималъ вамъ. Я — жертва за тѣхъ, которые повинуются епископу, пресвитерамъ и діаконамъ. И пусть часть моя въ Богѣ будетъ одинаковая съ ними. Вмѣстѣ подвизайтесь, вмѣстѣ совершайте путь свой, вмѣстѣ терпите, вмѣстѣ успокоивайтесь, вмѣстѣ вставайте, какъ Божіи домостроители и домочадцы и слуги. Благоугождайте Тому, для Кого воинствуете вы, отъ Кого получаете и содержаніе. Пусть никто изъ васъ не будетъ перебѣжчикомъ. Крещеніе пусть остается съ вами [10], какъ щитъ; вѣра — какъ шлемъ; любовь — какъ копье; терпѣніе — какъ полное вооруженіе. Взносомъ вашимъ пусть будутъ дѣла ваши, чтобы послѣ получить вамъ слѣдующую вамъ прибыль. Итакъ будьте долготерпѣливы другъ ко другу съ кротостію, какъ и Богъ (долготерпѣливъ) къ вамъ. Всегда желалъ бы я быть съ вами.

Глава 7. Отправьте посла къ антіохійскимъ христіанамъ по случаю возстановленія мира.

Такъ какъ мнѣ стало извѣстнымъ, что церковь антіохійская въ Сиріи, по молитвамъ вашимъ, наслаждается миромъ, то и я, въ Божіей безпечальности, сталъ благодушнѣе, только бы придти мнѣ къ Богу чрезъ страданіе, дабы въ воскресеніи явиться мнѣ вашимъ ученикомъ. Тебѣ, богоблаженнѣйшій Поликарпъ, надобно созвать боголѣпнѣйшій совѣтъ и избрать кого-нибудь особенно вамъ любезнаго и усерднаго человѣка, который могъ бы назваться Божіимъ посломъ: ему поручить, чтобы, отправившись въ Сирію, онъ прославилъ тамъ неослабную любовь вашу къ славѣ Божіей. Христіанинъ не имѣетъ надъ собою власти; онъ принадлежитъ Богу [11]. А это дѣло — Божіе и ваше, когда вы исполните его. Ибо я увѣренъ въ благодати Божіей, что вы готовы на всякое доброе дѣло Божіе. Посему-то, зная ваше согласіе съ истиною, я и предложилъ вамъ наставленіе въ краткомъ посланіи.

Глава 8. Пусть и другія церкви отправятъ въ Антіохію пословъ или письма. Привѣтствія.

Такъ какъ я, по причинѣ внезапнаго, по волѣ начальства, отплытія изъ Троады въ Неаполь, не могъ написать ко всѣмъ церквамъ, то къ ближайшимъ церквамъ напишешь ты, какъ знающій волю Божію, чтобы и онѣ сдѣлали то же самое. Кто можетъ, послали бы нарочныхъ, а другія отправили бы письма чрезъ посланныхъ тобою, чтобы прославиться вамъ безсмертнымъ дѣломъ, какъ ты и достоинъ того. Привѣтствую всѣхъ поимянно, и жену Епитропа со всѣмъ ея домомъ и дѣтьми. Привѣтствую возлюбленнаго моего Аттала. Привѣтствую того, кто удостоится быть отправленнымъ въ Сирію. Да будетъ всегда благодать съ нимъ и съ посылающимъ его Поликарпомъ! Желаю вамъ всегда укрѣпляться о Богѣ нашемъ Іисусѣ Христѣ. Пребывайте чрезъ Него въ единеніи съ Богомъ и епископомъ [12]. Привѣтствую Алкія, вожделѣнное мнѣ имя. Укрѣпляйтесь о Господѣ.

Примѣчанія:
[1] Предъ отбытіемъ изъ Троады въ Неаполь (въ Македоніи), св. Игнатій написалъ посланіе къ епископу смирнскому Поликарпу: оно отъ начала до конца есть пастырское наставленіе, особенно посвященное обязанностямъ епископа и паствы. — Сирскій переводъ его сохранился въ двухъ кодексахъ: онъ содержитъ въ себѣ только шесть главъ по греческому тексту и только двѣ мысли изъ остальныхъ.
[2] Т. е. въ бытность Игнатія въ Смирнѣ на пути въ Римъ.
[3] Т. е. епископскій санъ.
[4] По чтенію Дресселя: ϰατὰ βοήϑειαν.
[5] Матѳ. 10, 16.
[6] Т. е. въ людяхъ, ихъ тайныя наклонности и пороки.
[7] Гефеле относитъ это къ ложнымъ ученіямъ, ересямъ. Ульхорнъ разумѣетъ здѣсь хитрости словеснаго искусства, коихъ Игнатій совѣтуетъ Поликарпу избѣгать, внушая говорить просто о предметахъ, ниже перечисленныхъ.
[8] Ефес. 5, 25.
[9] Т. е. Того, Коему принадлежатъ наши тѣла, какъ члены. Иные предлагаютъ чтеніе: въ честь плоти Господней.
[10] Игнатій такъ выражается, намекая на дезертировъ, которые бросали оружіе.
[11] Игнатій здѣсь намекаетъ на обычай римскихъ воиновъ отдавать свою добычу на храненіе при знаменахъ (depositum), — послѣ чего они получали при дѣлежѣ ея извѣстную часть (accepta). Вохеръ.
[12] Вмѣсто: ἐπισϰοπῆ, Дрессель и Гефеле, на основаніи нѣкоторыхъ кодексовъ пространнаго текста и армянскаго перевода, предпочитаютъ чтеніе: ἐπισϰόπον.

Источникъ: Писанiя Мужей Апостольскихъ. / Въ русскомъ переводѣ, со введенiями и примѣчанiями къ нимъ Протоiерея П. Преображенскаго. — СПб.: Изданiе второе, книгопродавца И. Л. Тузова, 1895. — С. 308-312.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0