Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 25 мая 2016 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

I-III ВѢКЪ

Свщмч. Игнатій Богоносецъ († 107 г.)
Посланіе къ Ефесеямъ
[1].

Игнатій, называемый также Ѳеофоромъ (Богоносцемъ), величіемъ и полнотою Бога Отца благословенной, прежде вѣковъ предопредѣленной къ тому, чтобы всегда быть въ непреходящей славѣ, быть неизмѣнною, соединенною, избранною, посредствомъ истиннаго страданія, по волѣ Отца и Іисуса Христа Бога нашего, достоблаженной Церкви, находящейся въ Ефесѣ, чтó въ Азіи, желаетъ высочайшаго во Іисусѣ Христѣ и въ чистой благодати благоденствія.

1. Принялъ я васъ, многолюбезные! Сіе имя по самой справедливости вамъ принадлежитъ, по вѣрѣ и любви во Іисусѣ Христѣ Спасителѣ нашемъ. Ибо вы будучи подражателями Богу, воодушевляясь Божественною кровію, соотвѣтственное тому дѣло вполнѣ совершили, когда услышали, что я, за общее имя и упованіе, въ Сиріи заключенъ во узы, въ надеждѣ получить по молитвѣ вашей жребій сражаться въ Римѣ со звѣрями; дабы чрезъ мученичество сподобиться быть ученикомъ Того, который за насъ вознесъ Себя въ приношеніе и жертву. Итакъ во имя Божіе принялъ я многочисленное ваше общество въ лицѣ неизреченнаго въ любви Онисима, вашего во плоти Епископа. Молю васъ, любите его во Іисусѣ Христѣ, и будьте ему всѣ подобны. Ибо благословенъ даровавшій вамъ по достоинставу вашему такого Епископа.

2. Что касается до сослужителя моего Бурра, вашего по волѣ Божіей діакона, во всемъ благословеннаго; молю, да послужитъ онъ къ чести вашей и къ чести Епископа. И Крокъ, достойный Бога и васъ, въ которомъ я имѣю образецъ любви вашей, во всѣхъ отношеніяхъ утѣшилъ меня. Отецъ Іисуса Христа да дастъ равномѣрно и ему отраду, вмѣстѣ съ Онисимомъ, Бурромъ, Евпломъ и Фронтономъ, въ которыхъ касательно любви я видѣлъ всѣхъ васъ. Желалъ бы я наслаждаться вами всегда, естьли буду достоинъ! Вамъ надлежитъ всякимъ образомъ прославлять Іисуса Христа, прославившаго васъ, чтобы вы преуспѣвали въ единой покорности, имѣя одинъ умъ и однѣ мысли [2], и говоря объ одномъ всѣ одинаково, чтобы подчиняясь Епископу и Пресвитерству, во всемъ вы освятились.

3. Не такъ заповѣдаю вамъ, какъ бы я нѣчто значилъ. Ибо хотя я и во узахъ за имя Іисуса Христа, однако еще не совершился въ Немъ. Теперь начинаю быть ученикомъ, и говорю съ вами, какъ съ обществомъ наставниковъ моихъ. Ибо мнѣ надлежало быть возбуждаемому отъ васъ вѣрою, вразумленіемъ, терпѣніемъ, великодушіемъ. Но поелику любовь не позволяетъ мнѣ оставаться предъ вами въ молчаніи: то я предупредилъ васъ увѣщаніемъ, чтобы вы согласовались съ волею Божіею. Ибо и непреложная жизнь ваша, Іисусъ Христосъ есть воля Отца: подобно какъ и Епископы, поставленные во всѣхъ концахъ земли суть по волѣ Іисуса Христа.

4. По сему надлежитъ вамъ согласоваться съ волею Епископа, чтó вы и дѣлаете. Ибо достоименитое и достойное Бога Пресвитерство ваше такъ согласно съ Епископомъ, какъ струны на гусляхъ. По сему въ единомысліи вашемъ и согласіи любви воспѣвается Іисусъ Христосъ. Составляйте и всѣ вы до одного единый хоръ, дабы въ согласномъ настроеніи единомыслія, воспріявъ пѣснь Божію, въ единствѣ воспѣвали вы Отцу чрезъ Іисуса Христа единымъ гласомъ, дабы Онъ и услышалъ васъ, и по дѣламъ вашимъ узналъ, что вы члены Сына Его. И такъ полезно вамъ быть въ непорочномъ единеніи, дабы всегда вамъ быть и причастниками Божества.

5. Ибо естьли я въ короткое время вошелъ съ Епископомъ вашимъ въ столь близкое знакомство, не человѣческое, но духовное: кольми паче блаженны и почитаю васъ, соединенныхъ такъ, какъ Церковь съ Іисусомъ Христомъ, а Іисусъ Христосъ со Отцемъ, да будетъ все согласно въ единствѣ. Ни кто не обманывайся: кто не находится внутри олтаря; тотъ лишается хлѣба Божія. Естьли молитва одного или другаго имѣетъ великую силу; кольми паче молитва Епископа и всей Церкви. И такъ кто не ходитъ въ общее собраніе; тотъ уже возгордился, и отлучилъ себя. Ибо въ Писаніи сказано: гордымъ Богъ противится [3]. И такъ потщимся не противиться Епископу, дабы быть послушными Богу.

6. И чѣмъ болѣе молчанія видитъ кто въ Епископѣ, тѣмъ болѣе долженъ уважать его. Ибо кого Домувладыка посылаетъ для управленія домомъ своимъ, того намъ должно принимать какъ самаго пославшаго. И такъ очевидно, что на Епископа должно взирать какъ на самаго Господа. Впрочемъ самъ Онисимъ чрезвычайно хвалитъ ваше благочиніе, сказывая, что вы всѣ живете сообразно съ истиною, что у васъ нѣтъ мѣста ни какой ереси, что вы ни кого болѣе не слушаете, какъ Іисуса Христа, глаголющаго во истинѣ.

7. Ибо нѣкоторые имѣютъ обычай съ лукавымъ притворствомъ носить на себѣ имя учителей, но дѣлаютъ нѣчто не достойное Бога. Отъ таковыхъ вамъ должно удалятъся, какъ отъ звѣрей. Это бѣшеные псы, изподтиха кусающіе. Вамъ должно таковыхъ беречься, какъ зараженыхъ неизлѣчимою болѣзнію. Единъ врачь плотскій и духовный, рожденный и не рожденный, во плоти явившійся Богъ, въ смерти истинная жизнь, и отъ Маріи и отъ Бога, сперва причастный страданію, а потомъ не причастный страданію, Іисусъ Христосъ, Господь нашъ.

8. И такъ никто да не обманываетъ васъ, такъ какъ вы и не обманываетесь, всецѣло предавшись Богу. Ибо естьли не возникло между вами ни какого несогласія, которое бы васъ мучило; то конечно вы живете Богоугодно. Я отребіе вашей во вѣки знаменитой Ефесской Церкви! Плотскіе не могутъ дѣлать духовнаго, ни духовные плотскаго: такъ какъ и вѣра не можетъ производить того, чтó свойственно невѣрію, ни невѣріе того, чтó свойственно вѣрѣ. Вы что и по плоти дѣлаете, и то духовно: ибо вы дѣлаете во Іисусѣ Христѣ.

9. Знаю, что проходили тамъ нѣкоторые съ злымъ ученіемъ. Но вы непозволили имъ разсѣвать оное между вами, и заградили слухъ, чтобы не принять разсѣваемаго ими. Подлинно вы камни храма Отчаго, приготовленные для зданія Бога Отца, поднятые на высоту орудіемъ Іисуса Христа, которое есть крестъ, съ помощію верви, которая есть Духъ Святый. Ваша вѣра есть проводникъ вашъ, а любовь есть путь возводящій къ Богу. По сему всѣ вы спутники, Богоносцы, Храмоносцы, Христоносцы, Святоносцы во всемъ украшенные заповѣдями Іисуса Христа. Я восхищаюсь тѣмъ, что удостоился, пиша сіе, бесѣдовать съ вами, и сорадоваться, такъ какъ вы, имѣя въ виду другую жизнь, ничего не любите, кромѣ единаго Бога.

10. Но и о прочихъ людяхъ молитесь непрестанно. Ибо есть имъ надежда покаянія, чтобы придти къ Богу. И такъ предоставьте имъ поучаться по крайней мѣрѣ изъ дѣлъ вашихъ. Противъ гнѣва ихъ вы будьте кротки, противъ ихъ надмѣнныхъ рѣчей смиренны, на злословіе ихъ отвѣтствуйте молитвами, противъ ихъ обольщенія будьте тверды вѣрою, противъ жестокости ихъ тихи. Не старайтесь подражать имъ; содѣлаемся братьями ихъ по миролюбію, а подражать потщимся Господу. Пусть иного больше обижаютъ, у иного отнимаютъ, иного пренебрегаютъ: да не найдется между нами никакого діавольскаго растѣнія; но помощію Іисуса Христа пребывайте во всякой чистотѣ и цѣломудріи по плоти и по духу.

11. Уже послѣднія времена. Устыдимся, устрашимся долготерпѣнія Божія, чтобы оно не обратилось намъ въ осужденіе. Или устрашимся будущаго гнѣва, или возлюбимъ настоящую благодать: одно изъ двухъ; только бы на конецъ быть во Іисусѣ Христѣ, дабы имѣть истинную жизнь. Ни что да не будетъ вамъ пріятно безъ Того, за котораго я ношу на себѣ узы, сей духовный жемчугъ. Дай Богъ, чтобы я въ нихъ воскресъ, по молитвѣ вашей, которою всегда желаю пользоваться, дабы мнѣ быть въ клирѣ Ефесскихъ Христіанъ, которые и съ Апосталами всегда согласовались силою Іисуса Христа.

12. Знаю, кто я, и къ кому пишу. Я осужденный, а вы помилованные; я въ опасности, а вы внѣ опасности. Черезъ васъ проходятъ отходящіе [4] къ Богу; вы сотаинники освященнаго, мученика, достоблаженнаго Павла (котораго послѣдователемъ да сподоблюсь я быть признанъ, когда пріиду къ Богу), который цѣлымъ посланіемъ воспоминаетъ о васъ во Христѣ Іисусѣ.

13. И такъ старайтесь чаще собираться для благодаренія Богу и для славословія. Ибо естьли вы часто бываете вмѣстѣ, то силы сатаны ослабѣваютъ, и единодушіемъ вѣры вашей уничтожаются гибельные его умыслы. Нѣтъ ничего лучше мира, которымъ прекращается всякая брань небесныхъ и земныхъ.

14. Все сіе вамъ извѣстно, естьли имѣете къ Іисусу Христу совершенную вѣру и любовь. Онѣ суть и начало жизни и конецъ: вѣра начало, а любовь конецъ; обѣже, бывъ приведены въ единство, составляютъ Божественное: все прочее принадлежащее къ добродѣтели за ними послѣдуетъ. Никто, давъ обѣтъ вѣры, не станетъ грѣшить, и стяжавъ любовь, не станетъ ненавидѣть. Древо познается по плоду своему [5]: такъ давшіе обѣтъ быть Христіанами, даютъ о себѣ знать дѣлами своими. Теперь дѣло состоитъ не въ обѣтѣ, но въ силѣ вѣры, естьли кто устоитъ до конца.

15. Лучше молчать, и быть; нежели говорить и не быть. Хорошее дѣло учить, естьли дѣлаютъ такъ, какъ говорятъ. По сему одинъ учитель, Тотъ, который сказалъ, и сдѣлалось [6]. И то, что Онъ дѣлалъ въ молчаніи, достойно Отца. Кто стяжалъ слово Іисусово: тотъ воистинну и безмолвіе его слышать можетъ, чтобы быть совершеннымъ, чтобы и словомъ творить, и молча сказывать о себѣ. Ничто не сокрыто отъ Господа, но и сокровенное наше близъ Его. Будемъ же все дѣлать такъ, какъ бы Онъ жилъ въ насъ, да будемъ храмы Его, и да будетъ Онъ въ насъ Богомъ нашимъ, такъ какъ Онъ и есть, и явится предъ лицемъ нашимъ, естьли будемъ любить Его, какъ должно.

16. Не обманывайтесь братія мои: развратники плотскіе не наслѣдуютъ царствія Божія [7]. Естьли же дѣлающіе сіе по плоти подвергаются смерти [8]: кольми паче, естьли кто злымъ ученіемъ изказитъ вѣру Божію, за которую Іисусъ Христосъ распятъ. Таковый оскверненный пойдетъ въ вѣчный огонь, а также и слушающій его.

17. Господь для того принялъ мѵро на главу свою [9], чтобы дышать нетлѣніемъ для Церкви. Не помазуйтесь зловоніемъ ученія князя вѣка сего, чтобы онъ отъ предстоящей вамъ жизни не увлекъ васъ въ свой плѣнъ. Для чего не всѣ мы бываемъ мудры, получивъ вѣдѣніе Бога, которое есть Іисусъ Христосъ? Для чего безумно погибаемъ, не познавая дара, который воистинну послалъ Господь?

18. Мой духъ есть отребіе креста, который есть соблазнъ невѣрующимъ, а намъ спасеніе и жизнь вѣчная [10]. Гдѣ премудрый? Гдѣ любящій спорить? Гдѣ самохвальство называющихся разумными [11]? Богъ нашъ Іисусъ Христосъ зачатъ былъ Маріею, по устроенію Божію, отъ сѣмени Давидова, но отъ Духа Святаго. Онъ родился и крестился, дабы тѣмъ освятить воду.

19. Отъ князя вѣка сего сокрыто было дѣвство Маріи, ея рожденіе, также и смерть Господня, — три громкія таинства, которыя въ тишинѣ Божіей совершились. Какъ же явлены онѣ вѣкамъ? Звѣзда на небѣ возсіяла паче всѣхъ звѣздъ [12], свѣтъ ея былъ несказанный, новость ея производила удивленіе. Всѣ прочія звѣзды вмѣстѣ съ солнцемъ и луною содѣлались хоромъ для сей звѣзды; она все превышала своимъ свѣтомъ; произошло недоумѣніе: откуда между нами сія необычайная новость? Такимъ образомъ разрушилась вся магія; расторгнутъ всякій узелъ зла; низложено невѣжество; древнее царство разорено явленіемъ Бога въ человѣчествѣ для новой вѣчной жизни; воспріяло силу то, что совершенно предъ Богомъ. Отъ того все колебалось; ибо дѣло шло о разрушеніи смерти.

20. Естьли по молитвѣ вашей удостоитъ меня Іисусъ Христосъ, и будетъ желаніе: то въ другомъ письмѣ, которое буду писать къ вамъ, изъясню вамъ, какъ я началъ домостроительство новаго человѣка, Іисуса Христа, въ вѣрѣ Его и въ любви Его, въ страданіи Его и въ воскресеніи; особенно, естьли Господь мнѣ откроетъ сіе. Ибо вы всѣ до одного, при содѣйствіи благодати, въ единой вѣрѣ и во единомъ Іисусѣ Христѣ, по плоти произходящемъ отъ рода Давидова, сынѣ человѣческомъ и сынѣ Божіемъ собираетесь, такъ что съ неразвлеченнымъ умомъ повинуетесь Епископу и Пресвитерству, преломляя одинъ хлѣбъ, который есть врачество для безсмертія, предохранительное средство, чтобы не умереть, но чтобы всегда жить во Іисусѣ Христѣ.

21. Да буду я преданъ вмѣсто душъ вашихъ, и тѣхъ, которыхъ во славу Божію послали вы въ Смирну, откуда и пишу сіе, съ благодареніемъ къ Богу, съ любовію къ Полѵкарпу и къ вамъ! Помните меня, какъ и васъ Іисусъ Христосъ. Молитесь о Церкви Сирійской, изъ которой меня во узахъ ведутъ въ Римъ, послѣдняго изъ находящихся въ ней вѣрныхъ, каковымъ сподобился я быть признанъ во славу Божію. Благоденствуйте въ Богѣ Отцѣ и Іисусѣ Христѣ, общей надеждѣ нашей.

(Переведено съ Клерикова втораго, исправленнаго изданія Писаній Св. Отцевъ Апостольскаго времени. Изданіе сіе сдѣлано было, въ Амстердамѣ 1724 года.)

Примѣчанія:
[1] Читатель конечно не удивится, что прежде всѣхъ Отцевъ Церкви онъ находитъ Писаніе Св. Игнатія. Св. Игнатій былъ, какъ говоритъ Св. Златоустъ (въ словѣ о Св. Игнатіи) общникъ Апостоловъ и въ рѣчахъ, и въ томъ, чтó неизрѣченно. Въ Епископа Антіохійской Церкви рукоположенъ Петромъ Апостоломъ (Ѳеодорит. разг. I). Мученическую кончину получилъ въ Римѣ отъ звѣрей на зрѣлищѣ народномъ, какъ свидѣтельствуетъ подлинное дѣяніе мученичества его, писанное, вѣроятно, спутниками его, Діакономъ Филономъ и Агаѳоподомъ. Евсевій (Церк. Ист. кн. III. гл. 36) о Св. Игнатіи и его посланіяхъ между прочимъ пишетъ, такъ: «знаетъ о мученичествѣ его и Ириней, который и о его посланіяхъ упоминаетъ въ слѣдующихъ словахъ: нѣкто изъ нашихъ, за свидѣтельство Божіе осужденный на съѣденіе звѣрями, сказалъ: я пшеница Божія, а зубы звѣрей жернова для меня, чтобы приготовитъ изъ меня чистый хлѣбъ Христовъ». — О подлинности слѣдующаго посланія свидѣтельствуетъ Оригенъ (на Еван. Лук. бесѣд. 2.), который приводитъ изъ него свидѣтельство. Посланіе сіе писано изъ Смирны, на пути въ Римъ къ мученичеству.
[2] 1 Кор. 1, 10.
[3] Прит. 3, 34; Іак. 4, 6; 1 Петр. 5, 5.
[4] Дѣян. 20, 16.
[5] Матѳ. 12, 33.
[6] Псал. 32, 6.
[7] 1 Кор. 6, 9-10.
[8] 1 Кор. 10, 8.
[9] Псал. 44, 8.
[10] 1 Кор. 1, 18. 23. 24.
[11] 2 Кор. 1, 20.
[12] Матѳ. 2, 2.

Источникъ: Святаго Отца нашего Игнатія Богоносца, Посланіе къ Ефесеямъ. // Журналъ «Христіанское чтеніе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академіи». — СПб.: Въ Медицинской типографіи, 1821. — Часть I. — С. 29-42.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0