Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 29 сентября 2016 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

I-III ВѢКЪ

Свщмч. Игнатій Богоносецъ († 107 г.)
Посланіе къ магнезійцамъ (простр. ред.).

Игнатій, Богоносецъ, привѣтствую о Христѣ Іисусѣ Спасителѣ, благословенную въ Немъ, благодатію Бога Отца, Магнезійскую, при Меандрѣ, Церковь, и душевно желаю вамъ величайшей радости въ Богѣ Отцѣ и Христѣ Іисусѣ.

1. Узнавши о вашей душевной любви къ Богу, съ величайшею радостію вознамѣрился я бесѣдовать съ вами о Вѣрѣ Іисусъ-Христовой. Ибо удостоившись Божественнаго и вожделѣннаго имени, я въ самыхъ носимыхъ мною узахъ прославляю Церкви, умоляя Бога, чтобы въ нихъ соблюдалось единеніе по плоти и духу въ Іисусѣ Христѣ, Иже есть Спаситель всѣмъ человѣкомъ, паче же вѣрнымъ (1 Тим. 4, 10); Коего кровію вы искуплены, чрезъ Котораго вы познали Бога, паче же познани были отъ Него (Гал. 4, 9); въ Которомъ пребывая, вы избѣгнете всякаго насилія вѣка сего, ибо вѣренъ (Богъ), Иже не оставитъ васъ искуситися паче, еже можете (1 Кор. 10, 13).

2. Я удостоился видѣть Васъ въ лицѣ Богодостойнаго Епископа вашего Дамаса, и Богодостойныхъ пресвитеровъ Васса и Аполлонія и сотоварища моего, діакона Сотіона, котораго я желалъ бы имѣть при себѣ, потому что онъ, по благодати Божіей и по закону Іисуса Христа, повинуется Епископу и пресвитерству.

3. И вамъ не должно презирать возраста Епископа, а по волѣ Бога Отца оказывать ему всякое уваженіе, какъ и святые пресвитеры, какъ узналъ я, поступаютъ. Они смотрятъ не на видимую молодость, а на мудрость Божію; потому что не многолѣтніи суть премудри, ниже старіи вѣдятъ судъ, но Духъ въ человѣцѣхъ (Іов. 32, 9. 8). Мудрый Даніилъ, еще двѣнадцати лѣтъ бывъ одушевленъ Божественнымъ Духомъ, обличилъ стариковъ всуе носившихъ сѣдины, клеветниковъ и пожелателей чужой красоты (Дан. 13). Равно и Самуилъ, будучи еще дитятею, упрекалъ девяностолѣтняго Илія, предпочитавшаго дѣтей своихъ Богу (1 Цар. 3). Подобнымъ образомъ и Іеремія слышитъ отъ Бога: не глаголи, яко отрокъ азъ есмь (Іер. 1, 7). Также Соломонъ и Іосія: первый, двѣнадцати лѣтъ начавъ царствовать, произвелъ тотъ страшный и неудоборазрѣшимый судъ между женщинами касательно дѣтей; вторый, восьми лѣтъ принявъ власть, ниспровергъ жертвенники и капища, а дубравы, посвященныя демонамъ, а не Богу, сожегъ, и избилъ ложныхъ жрецовъ, такъ какъ они были не служители Богу, а развратители и обольстители человѣковъ. Итакъ не молодость достойна презрѣнія, если только она посвящена Богу, а человѣкъ худаго образа мыслей, хотя бы онъ былъ и обветшалый злыми денми (Дан. 13, 52). Молодъ былъ Христоносецъ Тимоѳей, но послушайте, чтò пишетъ къ нему учитель: никто же о юности твоей да нерадитъ, но образъ буди вѣрнымъ словомъ, житіемъ (1 Тим. 4, 12). Итакъ надобно и вамъ повиноваться Епископу вашему и ни въ чемъ ему не прекословить; ибо страшно прекословить такому человѣку: кто прекословитъ ему, тотъ прекословитъ не сему видимому, но Невидимому, Которому никто прекословить не можетъ. Подобныя дѣла относятся не къ человѣку, а къ Богу: ибо Богъ говоритъ Самуилу: не тебе уничижиша, но Мене (1 Цар. 8, 7). И Моисей говоритъ: не на насъ роптаніе ваше, но на Господа Бога (Исх. 16, 8). Никто не остался ненаказаннымъ, кто возставалъ противъ высшихъ: ибо не закону противорѣчили Даѳанъ и Авиронъ, а Моисею, однакожъ живые низринуты въ адъ (Числ. 16). Корей же и двѣсти пятдесятъ единомышленниковъ его, возмутившіеся противъ Аарона, пожраны огнемъ. Авессаломъ, задумавшій погубить отца, повисъ на древѣ, и пораженъ копьемъ въ злонамѣренное сердце (2 Цар. 18). Такъ лишастся главы и Савей по подобной причинѣ (2 Цар. 20); Озія пораженъ проказою за дерзость противъ жрецовъ и жречества (2 Пар. 26); Саулъ лишился чести, не дождавшись Первосвященника Самуила. Такъ и вамъ надобно чтить высшихъ.

4. Надобно нетолько называться Христіанами, но и быть въ самомъ дѣлѣ. Ибо блаженнымъ дѣлаетъ не названіе, а соотвѣтствіе ему самымъ дѣломъ. Если иные на словахъ признаютъ Епископа, а дѣлаютъ все безъ него: то къ такимъ самъ истинный и первый Епископъ, и Единый по естеству Архіерей говоритъ: что Мя зовете, Господи, Господи, и не творите, яже глаголю (Лук. 6, 46)? Ибо таковые, мнѣ кажется, недобросовѣстны и лицемѣры.

5. И такъ поелику все имѣетъ конецъ, и за соблюденіе заповѣдей предлежитъ жизнь, а за преслушаніе смерть, и каждый изъ избравшихъ то или другое, пойдетъ туда, гдѣ находится имъ избранное: то будемъ избѣгать смерти, и изберемъ жизнь. Ибо два образа находятся въ людяхъ, одинъ — истинная, другой — фальшивая печать. Благочестивый человѣкъ, — это истинная, Богомъ отпечатлѣнная печать; нечестивый, — это печать ложная, поддѣльная, незаконная, фальшивая, не Богомъ, а діаволомъ выработанная. Я не говорю, что двѣ природы у людей; но одинъ и тотъ же человѣкъ бываетъ иногда Божій, иногда діаволовъ. Кто упражняется въ благочестіи, тотъ человѣкъ Божій; кто предается нечестію, тотъ человѣкъ діавола, и бываетъ таковымъ не по естеству, по по своей волѣ. Невѣрующіе имѣютъ образъ князя злобы; вѣрующіе имѣютъ образъ Владыки Бога Отца и Іисуса Христа. Если мы чрезъ Него добровольно не умерщвляемся за истину во образъ страданія Его: то жизни Его нѣтъ въ насъ.

6. Итакъ, поелику въ вышеупомянутыхъ лицахъ я узрѣлъ все ваше общество въ вѣрѣ и любви: то убѣждаю васъ, старайтесь дѣлать все въ единомысліи съ Богомъ, подъ управленіемъ Епископа, предсѣдательствующаго на мѣсто Бога, пресвитеровъ, занимающихъ мѣсто собора Апостоловъ, и діаконовъ, сладчайшихъ мнѣ, коимъ ввѣрена служба Іисуса Христа, Который прежде вѣкъ родившись отъ Отца, былъ Богъ Слово, Единородный Сынъ, и при скончаніи вѣковъ пребываетъ тотъ же. Ибо царствію Его не будетъ конца, говоритъ Даніилъ Пророкъ (Дан. 2, 44; 7, 27). Итакъ всѣ въ единомысліи возлюбимъ другъ друга, и никто не взирай по плоти на ближняго, но о Христѣ Іисусѣ. Да не будетъ между вами ничего такого, чтò могло бы раздѣлить васъ; но будьте въ единеніи съ Епископомъ, покаряясь чрезъ Него Богу во Христѣ.

7. Посему, какъ Господь безъ Отца ничего не дѣлаетъ: не могу бо, сказалъ, творити о Себѣ ничесоже (Іоан. 5, 30); такъ ничего не дѣлайте безъ Епископа и вы, ни пресвитеръ, ни діаконъ, ни мірянинъ. Ничто противное его волѣ не должно вамъ казаться основательнымъ; ибо все подобное преступно и ненавистно Богу. На молитву всѣ сходитесь въ одно мѣсто: да будетъ у васъ одно общее прошеніе, одинъ умъ, одна надежда, въ любви, въ безпорочной вѣрѣ во Христа Іисуса, лучше Котораго нѣтъ ничего. Всѣ, какъ одинъ, стекайтесь въ храмъ Божій, какъ къ одному жертвеннику, къ Единому Іисусу Христу, Архіерею нерожденнаго Бога.

8. Не обольщайтесь чуждыми ученіями, ниже внимайте баснемъ и родословіемъ безконечнымъ (1 Тим. 1, 4), и Іудейскому суемудрію. Древняя мимоидоша, се быша вся нова (2 Кор. 5, 17). Ибо если мы доселѣ еще живемъ по закону Іудейскому и обрѣзанію плотскому, то тѣмъ какъ бы признаемъ, что мы не получили благодати. И Божественнѣйшіе Пророки жили о Іисусѣ Христѣ: потому-то и терпѣли гоненія, будучи вдохновляемы благодатію, въ удостовѣреніе невѣрующихъ, что Единъ Богъ есть Вседержитель, явившій Себя чрезъ Іисуса Христа, Сына Своего, Который есть Слово Его, не проглаголанное, но существенное, не звукъ членораздѣльной рѣчи, но рожденная сущность Божественной силы, и Который во всемъ благоугодилъ Пославшему Его.

9. Итакъ, если упражнявшіеся въ древнихъ писаніяхъ приближались къ новому упованію, ожидая Христа, какъ Господь учитъ, говоря: аще бо бысте вѣровали Моисеови, вѣровали бысте убо и Мнѣ: о Мнѣ бо той писа (Іоан. 5, 46), также: Авраамъ отецъ вашъ радъ бы былъ, дабы видѣлъ день Мой, и видѣ и возрадовася, ибо прежде даже Авраамъ (не бысть), Азъ есмь (Іоан. 8, 56. 58): то какъ можемъ жить безъ Него мы, когда и Пророки, будучи рабами Его, Духомъ предусматривали Его и ожидали, какъ Учителя, и чаяли, какъ Господа и Спасителя, говоря: Той пріидетъ и спасетъ насъ (Ис. 35, 4). Итакъ уже не будемъ субботствовать по Іудейски и радоваться бездѣйствію: ибо кто не дѣлаетъ, ниже да ястъ (2 Сол. 3, 10); въ потѣ лица твоего снѣси хлѣбъ твой, говоритъ Писаніе (Быт. 3, 19). Напротивъ каждый изъ васъ да субботствуетъ духовно, радуясь исполненію закона, а не покою тѣлесному, удивляясь зиждительству Божію, а не ядя вчерашнее и пія остывшее, и ступая по мѣркѣ, и забавляясь плясками и безумнымъ рукоплесканіемъ. А послѣ субботы каждый Христолюбецъ да празднуетъ день Господень, Воскресный, Царственный, главный изъ всѣхъ дней, ожидая котораго, Пророкъ говорилъ: въ конецъ, о осмомъ (Псал. 6, 1; 11, 1); въ который возсіяла во Христѣ наша жизнь, и совершилась побѣда надъ смертію, — во Христѣ, Котораго отвергаютъ сыны погибели, враги Спасителя, имже Богъ чрево, иже земная мудрствуютъ (Флп. 3, 19): сластолюбцы, а не Боголюбцы; имущіи образъ благочестія, силы же его отвергшіися (2 Тим. 3, 4-5): торгующіе Xристомъ, слово нечисто проповѣдающіи (2 Кор. 2, 17), продающіе Іисуса, растлители женъ и жадные на чужое, сребролюбцы, отъ которыхъ да сохранитъ васъ милосердіе Божіе, Господомъ нашимъ Іисусомъ Христомъ!

10. Не будемъ же нечувствительны къ Его благости. Ибо если Онъ будетъ воздавать намъ по дѣламъ нашимъ, то мы погибли. Аще беззаконія назриши Господи, Господи, кто постоитъ (Псал. 129, 3)? Будемъ же достойны принятаго нами имени. Ибо кто называется другимъ, а не этимъ именемъ, тотъ не Божій [1]. Надъ нимъ еще не исполнилось пророчество, сказанное о насъ: и прозовутъ его именемъ новымъ, имже Господь наименуетъ его; и будутъ люди святы (Ис. 62, 2. 12). Это и исполнилось сперва въ Сиріи; ибо въ Антіохіи ученики стали называться Христіанами, когда Павелъ и Петръ основали тамъ Церковь. И такъ отвергните худую, устарѣвшую и загнившую закваску, и измѣнитесь въ новый квасъ благодати (1 Кор. 5, 7). Водворитесь во Христѣ, чтобы не возобладалъ вами кто-либо чужой. Нелѣпо на языкѣ имѣть Іисуса Христа, а въ мысляхъ — упраздненное Іудейство. Гдѣ Христіанство, тамъ нѣтъ Іудейства; потому что одинъ Христосъ, въ Котораго увѣровавъ всѣ народы и Котораго исповѣдавъ всѣ языки, соединились съ Богомъ, и каменные сердцемъ содѣлались чадами Божіими, друзьями Авраама; и о сѣмени его благословились всѣ, предназначенные къ вѣчной жизни во Христѣ.

11. Это пишу вамъ, возлюбленные мои, не потому, чтобы признавалъ нѣкоторыхъ изъ васъ таковыми, но какъ самый меньшій изъ васъ, хочу предостеречь, чтобъ вы не впали въ сѣти суетнаго ученія, но вполнѣ увѣрились, что Христосъ, прежде вѣкъ родившійся отъ Отца, напослѣдокъ родился отъ Маріи Дѣвы безъ участія мужа; жилъ свято, исцѣлялъ всяку болѣзнь и всяку язю въ людехъ (Матѳ. 4, 23; 9, 35); творилъ знаменія и чудеса ко благу людей, и погруженнымъ въ многобожіе возвѣстилъ единаго и единственнаго Истиннаго Бога, Отца Своего; пострадалъ, и отъ Христоубійственныхъ Іудеевъ, при Понтіи Пилатѣ Игемонѣ и Иродѣ Царѣ, претерпѣлъ крестъ, умеръ, воскресъ и возшелъ на небеса къ Пославшему Его, сѣлъ одесную Его, и пріидетъ въ конецъ вѣковъ со славою Отчею судить живыхъ и мертвыхъ и воздать каждому по дѣламъ его. Блаженъ, кто знаетъ это несомнѣнно, и вѣруетъ сему, подобно какъ теперь вы, Боголюбцы и Христолюбцы, вполнѣ увѣрены въ надеждѣ нашей, отъ которой отпасть не дай Богъ никому изъ насъ!

12. Желалъ бы я вполнѣ насладиться вами, если бы только былъ достоинъ. Ибо хотя я и въ узахъ, но не могу сравниться ни съ однимъ изъ васъ, свободныхъ. Знаю, что вы не кичитесь; ибо имѣете въ себѣ Іисуса. Еще болѣе: знаю, что, когда хвалю васъ, вы краснѣете, какъ написано: праведный себе самаго оглаголникъ (Прит. 18, 17), и: глаголи ты беззаконія твоя прежде, да оправдишися (Ис. 43, 26); еще: егда сотворите вся повелѣнная вамъ, глаголите, яко раби неключими есмы (Лук. 17, 10). Яко еже есть въ человѣцѣхъ высоко, мерзость есть предъ Богомъ (Лук. 16, 15). Сказано: Боже, милостивъ буди мнѣ грѣшному (Лук. 18, 13)! Посему-то великіе мужи, Авраамъ и Іаковъ, называли себя прахомъ и пепломъ предъ Богомъ (Быт. 18, 27). Давидъ сказалъ: кто есмь азъ предъ Тобою, Господи, яко прославилъ мя еси даже до сихъ (1 Пар. 17, 16)? И Моисей, кротчайшій изъ всѣхъ людей, говоритъ къ Богу: худогласенъ и косноязыченъ есмь азъ (Исх. 4, 10). Будьте смиренномудры и вы, да вознесетесь. Яко смиряяй себе вознесется, а возносяйся смирится (Лук. 14, 11; 18, 14).

13. Итакъ старайтесь утвердиться въ ученіи Господа и Апостоловъ, дабы во всемъ, что дѣлаете, благоуспѣвать плотію и духомъ, вѣрою и любовію, съ достолѣпнѣйшимъ Епископомъ вашимъ и благоплетеннымъ и духовнымъ вѣнцемъ пресвитерства вашего и о Богѣ діаконами. Повинуйтесь Епископу и другъ другу, какъ и Христосъ Отцу, дабы между вами было единеніе по Богѣ.

14. Зная, что вы исполнены всего добраго, кратко бесѣдовалъ я съ вами въ любви Іисуса Христа. Поминайте меня въ молитвахъ вашихъ, чтобы достигнуть мнѣ Бога; поминайте и Церковь Сирскую, Епископомъ которой я недостоинъ называться; ибо имѣю нужду въ совокупной вашей въ Богѣ молитвѣ и любви, чтобы Церковь Сирская удостоилась упастися во Христѣ вашимъ благочиніемъ.

15. Привѣтствуютъ васъ Ефесяне изъ Смирны, откуда и пишу вамъ. Они собрались во славу Божію, подобно вамъ, успокоивши меня во всемъ съ Поликарпомъ. И прочія Церкви, въ честь Іисуса Христа, привѣтствуютъ васъ. Укрѣпляйтесь въ единомысліи, стяжавая нераздѣльный духъ, о Христѣ Іисусѣ, волею Божіею!

Примѣчаніе:
[1] Называться здѣсь, какъ часто и въ священномъ писаніи, значитъ — быть; потому-что имя должно соотвѣтствовать природѣ лица или вещи.

Источникъ: Посланія Святаго Игнатія Богоносца, переведенныя при Казанской Духовной Академіи и изданныя въ Православномъ Собесѣдникѣ. — Казань: Въ Типографіи Губернскаго Правленія, 1857. — С. 71-94.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0