Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 24 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

I-III ВѢКЪ

Свщмч. Игнатій Богоносецъ († 107 г.)
Посланіе къ Траллійцамъ (простр. ред.).

Игнатій Богоносецъ возлюбленной Богомъ Отцемъ и Іисусомъ Христомъ, Святой Траллійской Церкви, избранной и Богодостойной, вкушающей миръ въ плоти и духѣ Іисуса Христа — надежды нашей, въ Его страданіи крестомъ и смертію и въ воскресеніи, — посылаетъ свое привѣтствіе въ полнотѣ, въ духѣ Апостольскомъ и желаетъ ей величайшей радости.

1. Я узналъ, что непорочный и нелицемѣрный въ терпѣніи образъ мыслей вы не заимствовали (отъ другихъ), а имѣете, какъ свою собственность. Это открылъ мнѣ Епископъ вашъ Поливій, который, по волѣ Бога Отца и Господа Іисуса Христа Сына Его, содѣйствіемъ (Святаго) Духа, былъ въ Смирнѣ и такъ утѣшилъ меня — узника ради Іисуса Христа, что я какбы видѣлъ въ немъ все ваше общество. Потому, принявши чрезъ него (ваше) ради Бога ко мнѣ благорасположеніе [1], я удостовѣрился, что нашелъ васъ истинными подражателями Іисуса Христа, Спасителя (нашего).

2. Вы повинуетесь Епископу, какъ Господу. Той бо бдитъ о душахъ вашихъ, яко слово воздати хотяй (Богу) (Евр. 13, 17). Посему явно, что вы живете не по человѣческому обычаю, а по духу Іисуса Христа, Который умеръ за васъ, чтобъ вы, вѣруя въ смерть Его, содѣлались, чрезъ крещеніе, причастниками Его воскресенія. Итакъ необходимо, чтобъ вы ничего не дѣлали безъ Епископа, какъ впрочемъ вы и поступаете. Но повинуйтесь и Пресвитерству, какъ Апостоламъ Іисуса Христа — надежды нашей, въ Которомъ живя, въ немъ и да будемъ. Должно угождать и Діаконамъ, служителямъ таинствъ Христа Іисуса: Ибо они служители не яствъ и питій, а слуги Церкви Божіей. Посему имъ должно беречь себя отъ нареканій, какъ отъ горящаго огня. Пусть они и будутъ таковы.

3. Но и вы почитайте ихъ, какъ Христа Іисуса, Котораго они мѣстоблюстители, какъ и Епископъ есть образъ Отца всяческихъ, а пресвитеры — собраніе Божіе и сонмъ Апостоловъ Христовыхъ. Безъ нихъ Церковь не избранна, ни общество Святыхъ, ни сонмъ праведныхъ. Такъ, увѣренъ я, мыслите вы и сами. Ибо образецъ вашей любви я получилъ и имѣю при себѣ въ Епископѣ вашемъ, котораго самая наружность весьма поучительна, а кротость внушаетъ уваженіе. Думаю, что и невѣрующіе уважаютъ его. Но любя васъ, я опасаюсь писать вамъ пространнѣе, чтобы не наскучить кому, или не произвести въ комъ либо отвращенія къ себѣ. Хотя я и въ узахъ за Христа, по еще не достоинъ Христа. Впрочемъ надѣюсь, что, когда скончаюсь, буду достоинъ.

4. Не повелѣваю, какъ Апостолъ, но смиряю себя, чтобы не погибнуть отъ тщеславія. Хвалиться хорошо только о Господѣ. Пусть я буду твердъ въ жизни по Богу: но тогда еще болѣе я долженъ блюстись и не внимать напрасно надмѣвающимъ меня. Ибо, хваля меня, они наносятъ раны мнѣ. Правда, я сильно желаю страдать, но не знаю, достоинъ ли того. Ибо зависти врага многіе не видятъ, а меня она сильно боретъ. Посему нужна мнѣ кротость, которою низлагается князь вѣка сего — діаволъ.

5. Ужели я не хотѣлъ бы написать вамъ о предметахъ болѣе таинственныхъ? Но, простите меня, опасаюсь, чтобы вамъ, какъ вы еще младенцы (о Христѣ), не нанести вреда, и чтобъ вы, не будучи въ силахъ вынести силы (ученія), не были подавлены имъ. Ибо хотя я, находясь въ узахъ, могу понимать небесное, т. е. различіе между Ангелами, Архангелами, и Воинствами, Силами и Господствами, разстояніе между Престолами и Властями, величіе Начальствъ и превосходство Херувимовъ и Серафимовъ, высоту Духа и царство Господа и, сверхъ всего, неизреченную славу Вседержителя Бога. Хотя все это я знаю, но отъ сего еще не сдѣлался совершеннымъ или такимъ ученикомъ, каковы Павелъ и Петръ. Еще многаго не достаетъ мнѣ, чтобъ быть совершеннымъ въ Богѣ.

6. Посему усердно прошу васъ, не я, но любовь Іисуса Христа, да тожде глаголете вси и да не будутъ въ васъ распри, да будете же утверждени въ томже разумѣ и тойже мысли (1 Кор. 1, 10). Ибо есть нѣкоторые пустословы и обольстители умовъ, не христіане, а христопродавцы, ложно носящіе на себѣ имя Христово и нечисто проповѣдающіе слово (2 Кор. 11, 17) Евангелія. Къ сладчайшему имени (Іисуса Христа) они примѣшиваютъ ядъ заблужденія, какъ бы вливая отраву въ подслащенное вино, дабы, кто будетъ пить, обольстившись сладостію и весьма пріятнымъ вкусомъ (питія), безъ всякой осторожности подвергся смерти. Кто-то изъ древнихъ (справедливо) сказалъ: «не называй того добрымъ, кто примѣшиваетъ къ добру злое». Въ самомъ дѣлѣ, они говорятъ о Христѣ не для того, чтобы проповѣдать Христа, но чтобы отвергнуть Христа; (и о законѣ) — не для того, чтобы утвердить законъ, но чтобы проповѣдать беззаконіе. Ибо они отчуждаютъ Христа отъ Отца, а законъ — отъ Христа; не признаютъ Его рожденія отъ Дѣвы; стыдясь креста, отвергаютъ страданія (Христовы), и не вѣрятъ воскресенію Христа. Вводятъ невѣдомаго бога; Христа называютъ нерожденнымъ; Духа же (Святаго) даже и бытія не признаютъ. Нѣкоторые изъ нихъ говорятъ, что Сынъ есть простой человѣкъ; или, что Отецъ и Сынъ и Святый Духъ суть одно и тоже; что тварь есть дѣло Божіе, непосредствомъ Христа, а посредствомъ какой-то иной силы.

7. Посему берегитесь такихъ (людей), чтобы не запутать въ сѣти свои души, поступайте такъ, чтобы ваша жизнь никому не была соблазномъ, да не будете пругло стражбѣ и якоже мрежа распростерта (Ос. 5, 5). Ибо не исцѣляяй себе во своихъ дѣлѣхъ братъ есть погубляющему себе самаго (Прит. 18, 9). Итакъ, если и вы отложете надменіе, высокомѣріе, гордость, презрѣніе къ другимъ, то можете быть въ союзѣ съ Богомъ. Ибо близъ есть Господь боящихся Его (Псал. 84, 10); и: на кого воззрю, говоритъ Онъ, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словесъ Моихъ (Ис. 66, 2)? Почитайте же Епископа вашего, какъ Христа, какъ заповѣдали вамъ блаженные Апостолы. Кто внутрь алтаря, тотъ чистъ, и посему повинуется Епископу и Пресвитерамъ; а кто не тамъ, тотъ и дѣлаетъ что-нибудь безъ Епископа, Пресвитеровъ и Діаконовъ, у того нечиста совѣсть, и тотъ хуже невѣрнаго (1 Тим. 5, 8). Ибо что такое Епископъ, какъ не лице, имѣющее главное начальство и власть надъ всѣмъ, сколько то возможно посильному подражателю Христа Бога? Что такое Пресвитерство, какъ не священный соборъ, совѣтники и сотрудники Епископа? Что такое Діаконы, какъ не подражатели Ангельскихъ силъ, служащіе ему (Пресвитерству) чисто и непорочно, какъ св. Стефанъ — блаженному Іакову, Тимоѳей и Линъ — Павлу, Анаклитъ и Климентъ — Петру? Итакъ, кто не повинуется имъ, тотъ человѣкъ совершенно безбожный, и нечестивый; тотъ презираетъ Христа, и Его установленіе.

8. Пишу вамъ это не потому, что будтобъ я узналъ, что у васъ есть такіе люди: нѣтъ, да и слышать что-нибудь подобное не дай мнѣ Богъ, Иже Сына Своего не пощадѣ для Святой Церкви (Рим. 8, 32), а пишу, предостерегая васъ, какъ чадъ моихъ возлюбленныхъ и вѣрныхъ о Христѣ, предвидя козни лукаваго; подаю вамъ питіе, противодѣйствующее смертоносной болѣзни непокорныхъ. Этимъ питіемъ прогоните болѣзнь, по благости Христа Бога нашего. Стяжавъ кротость, будьте подражателями страданій и любви Его, которою Онъ возлюбилъ насъ, предавъ Самаго Себя за насъ въ цѣну искупленія, чтобы Своею кровію очистить насъ отъ древняго нечестія и даровать намъ жизнь, — предалъ за насъ тогда, какъ мы совсѣмъ погибали отъ жившаго въ насъ зла. Итакъ пусть никто изъ васъ ничего не имѣетъ (въ сердцѣ своемъ) противъ своего ближняго. Ибо Господъ говоритъ: отпущайте и отпустится вамъ (Марк. 11, 25). Не подавайте соблазна язычникамъ, чтобъ изъ-за не многихъ неразумныхъ не было хулы на слово (Божіе) и ученіе (Тит. 2, 5; 1 Тим. 6, 1). Ибо горе тому, говоритъ Пророкъ отъ лица Божія, чрезъ кого имя Мое хулится во языцѣхъ (Ис. 52, 5).

9. Будьте какъ бы глухіе, когда кто-нибудь будетъ говорить вамъ, что Іисусъ Христосъ, Сынъ Божій, родился не въ родѣ Давида, не отъ Маріи, между тѣмъ какъ Онъ истинно родился и отъ Бога и отъ Дѣвы, только не одинаковымъ образомъ: ибо не одно и тоже Богъ и человѣкъ; истинно принялъ тѣло, ибо Слово плоть бысть (Іоан. 1, 14), и жилъ среди человѣковъ безъ грѣха, ибо кто отъ васъ, говоритъ Онъ, обличаетъ Мя о грѣсѣ (Іоан. 8, 46)? истиино ѣлъ и пилъ; распятъ при Понтіи Пилатѣ; равно истинно, а не призрачно, распятъ и умеръ, въ виду небесныхъ, земныхъ и преисподнихъ: небесныхъ, т. е. безплотныхъ существъ; земныхъ, — Іудеевъ и Римлянъ и прочихъ, бывшихъ въ то время при распятіи Господа, людей; преисподнихъ, т. е. многихъ воскресшихъ вмѣстѣ съ Господомъ, ибо многа, говоритъ Писаніе, тѣлеса усопшихъ Святыхъ восташа, когда отверзлись гробы (Матѳ. 27, 52); сошелъ въ адъ одинъ, а вышелъ съ множествомъ, и эту ограду, которая была отъ вѣка, разрушилъ и средостѣніе ея разорилъ, и воскресъ чрезъ три дня, силою воскресившаго Его Отца; потомъ, 40 дней пребывъ съ Апостолами, вознесся къ Отцу, и сѣлъ одесную Его, ожидая, дондеже положатся врази Его подъ ноги Его (Евр. 10, 12-13). Итакъ въ пятокъ, въ третьемъ часу, выслушалъ Онъ приговоръ отъ Пилата, по попущенію (Бога) Отца; въ шестомъ распятъ; въ девятомъ испустилъ Духъ; передъ закатомъ солнца погребенъ; субботу пробылъ подъ землею въ гробѣ, въ которомъ положилъ Его Іосифъ Аримаѳейскій; на разсвѣтѣ недѣльнаго дня (κυριακῆς) воскресъ изъ мертвыхь, какъ предсказалъ Самъ: якоже бѣ Іона во чревѣ китовѣ три дни и три нощи, тако будетъ Сынъ человѣческій въ сердцы земли три дни и три нощи (Матѳ. 12, 40). Итакъ пятокъ обнимаетъ страданія Господа, суббота — погребеніе Его, день недѣльный — воскресеніе Его.

10. Если же Онъ, какъ говорятъ нѣкоторые безбожники, т. е. невѣрующіе, родился человѣкомъ призрачно, а тѣла въ самомъ дѣлѣ не принялъ; умеръ мнимо, и въ самомъ дѣлѣ не страдалъ: то для чего же я въ узахъ, и желаю бороться со звѣрьми? — Напрасно умираю; мечты у меня о крестѣ Господнемъ; и ложь сказалъ Пророкъ: воззрятъ на Нь, Его же прободоша, и восплачутся о Немъ, яко о возлюбленнѣмъ (Зах. 12, 10)? Эти люди не менѣе невѣрующи, какъ и тѣ, которые распяли Его. Но я не мнимую надежду имѣю на Умершаго за меня, а истинную, ибо истинѣ не свойственна ложь. Марія истинно родила тѣло, въ которомъ обиталъ Богъ, и Богъ Слово истинно родился отъ Дѣвы, облекшись въ подобострастное намъ тѣло; истинно былъ во чревѣ образующій всѣхъ людей во чревѣ (матери), и создалъ Себѣ тѣло отъ кровей Дѣвы, безъ участія мужа; истинно носимъ былъ опредѣленное время во чревѣ, какъ и мы; истинно родился, какъ и мы; истинно былъ питаемъ млекомъ и употреблялъ такую же пищу и такое же питіе, какое употребляемъ всѣ мы. Будучи 30 лѣтъ, истинно, а не призрачно крещенъ отъ Іоанна; за симъ три года проповѣдывалъ Онъ Евангеліе, творилъ знаменія и чудеса, и потомъ лжеіудеями и проконсуломъ Пилатомъ, Онъ, будучи самъ Судія, былъ судимъ, битъ, заушенъ, оплеванъ, облеченъ въ терновый вѣнецъ, червленую хламиду, осужденъ, и распятъ истинно, не призрачно, не мечтательно, не мнимо; также истинно умеръ, погребенъ и воскресъ изъ мертвыхъ, какъ въ одномъ мѣстѣ (устами Псалмопѣвца) Онъ молился, говоря: Ты, Господи, возстави Мя и воздимъ имъ (Псал. 40, 41); а Отецъ, Который всегда слушаетъ Его, сказалъ Ему въ отвѣтъ: воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наслѣдиши во всѣхъ языцѣхъ (Псал. 81, 8). Отецъ, воскресившій Его, воскреситъ и насъ чрезъ Него, ибо безъ Него никто не можетъ имѣть истинной жизни. Онъ Самъ говоритъ: Азъ есмь животъ, вѣруяй въ Мя, аще и умретъ, оживетъ, и всякъ живый и вѣруяй въ Мя, аще и умретъ, живъ будетъ во вѣки (Іоан. 11, 25-26). Бѣгайте нечестивыхъ ересей, ибо онѣ суть изобрѣтеніе діавола, того началозлобнаго змія, который посредствомъ жены обольстилъ нашего праотца Адама.

11. Убѣгайте такъ же злыхъ порожденій его — Симона, его первороднаго сына, Менандра, Василида, и всего соборища его злобы, — этихъ человѣкоугодниковъ, называемыхъ Пророкомъ Іереміею проклятыми (Іер. 17, 5). Убѣгайте также нечистыхъ Николаитовъ, людей лжеименныхъ, сластолюбцевъ и обманщиковъ. Кромѣ сего, убѣгайте изчадій древней злобы — Ѳеодота и Клеовула, производящихъ смертоносный плодъ, отъ котораго кто вкуситъ, немедленно умираетъ не временною, а вѣчною смертію. Они не суть насажденіе Бога Отца, а порожденія проклятыя. Господь же сказалъ: всякъ садъ, егоже не насади Отецъ Мой небесный, искоренится (Матѳ. 15, 17). Еслибы они были насажденіе Отца, то не были бы враги креста Христова (Флп. 3, 18); а были бы враги тѣхъ, которые убили Господа славы (1 Кор. 3, 8). Отвергая крестъ и стыдясь страданій Господа, они прикрываютъ злодѣяніе Іудеевъ, этихъ Богоборцевъ и убійцъ Господа. Мало назвать ихъ пророкоубійцами! Васъ же, какъ членовъ своихъ, Христосъ призываетъ Своимъ страданіемъ и воскресеніемъ въ Свое безсмертіе.

12. Привѣтствую васъ изъ Смирны, вмѣстѣ съ находящимися при мнѣ Церквами, предстоятели которыхъ утѣшили меня во всемъ, и тѣлесно и духовно. Узами моими, которыя ношу ради Іисуса Христа, умоляю васъ: пребывайте во взаимномъ согласіи и молитвѣ. Каждый изъ васъ, особенно же Пресвитеры должны покоить Епископа, въ честь (Бога) Отца, и въ честь Іисуса Христа и Апостоловъ. Послушайте меня съ любовію, умоляю васъ, чтобы посредствомъ сего письма не сдѣлаться мнѣ свидѣтелемъ противъ васъ. И обо мнѣ молитесь; ибо при милосердіи Божіемъ имѣю нужду и въ вашей любви, чтобы удостоиться жребія, къ которому стремлюсь, и не оказаться недостойнымъ.

13. Привѣтствуетъ васъ любовь Смирнянъ и Ефесянъ. Поминайте меня и Церковь Сирскую, которой не смѣю назваться и самымъ послѣднимъ членомъ. Благоденствуйте о Господѣ Іисусѣ Христѣ, и будьте покорны Епископу, равно и Пресвитерамъ и Діаконамъ. И вообще всѣ другъ друга любите нераздѣльнымъ сердцемъ. Привѣтствуетъ васъ духъ мой, не только теперь, но и когда буду у Бога; ибо теперь нахожусь только еще въ опасности. Впрочемъ, вѣренъ Отецъ Іисуса Христа. Онъ исполнитъ прошеніе мое и ваше. О, если бы оказаться намъ безпорочными въ Немъ! О, еслибы я былъ вмѣстѣ въ вами у Господа!

Примѣчаніе:
[1] Св. Игнатій разумѣетъ здѣсь отправленіе къ нему посольства Траллійцами.

Источникъ: Посланія Святаго Игнатія Богоносца, переведенныя при Казанской Духовной Академіи и изданныя въ Православномъ Собесѣдникѣ. — Казань: Въ Типографіи Губернскаго Правленія, 1857. — С. 96-120.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0