Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 23 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

I-III ВѢКЪ

Свщмч. Игнатій Богоносецъ († 107 г.)
Посланіе къ Смирнянамъ (простр. ред.).

Игнатій, Богоносецъ, облагодатствованной всякимъ дарованіемъ, исполненной вѣры и любви, не лишенной ни единаго дара, боголѣпнѣйшей и свѣтоносной Смирнской, въ Асіи, Церкви всевышняго Бога Отца и возлюбленнаго Сына Его Іисуса Христа, — желаетъ въ непорочномъ духѣ и словѣ Божіемъ премного радоваться.

1. Славлю Бога и Отца Господа нашего Іисуса Христа, Который такъ умудрилъ васъ чрезъ Него. Ибо я узналъ, что вы непоколебимо-тверды въ вѣрѣ, какъ будтобъ были пригвождены ко кресту Господа нашего Іисуса и плотію и духомъ; утверждены въ любви — въ крови Христовой; и совершенно убѣждены, какъ и слѣдуетъ, въ томъ, что Господь нашъ Іисусъ Христосъ есть Сынъ Божій, перворожденъ всея твари (Кол. 1, 15), Богъ-Слово, Единородный Сынъ, что Онъ произошелъ по плоти отъ рода Давидова, отъ Дѣвы Маріи, крестился отъ Іоанна, чтобы исполнити всяку правду (Матѳ. 3, 15), жилъ свято, безъ грѣха, и истинно распятъ былъ за насъ плотію при Понтіи Пилатѣ и Иродѣ четверовластникѣ, (отъ сего-то, то есть, отъ Богоблаженнѣйшаго страданія Его и произошли мы), чтобы чрезъ воскресеніе во единомъ тѣлѣ Своей Церкви на вѣки воздвигнуть знаменіе для святыхъ и вѣрныхъ Своихъ (Ис. 5, 26; 49, 22), Іудеи ли то, или язычники.

2. Ибо все это Онъ пострадалъ за насъ, и пострадалъ истинно, а не призрачно, и воскресь истинно, а не такъ, какъ нѣкоторые невѣрующіе, стыдясь вочеловѣченія, креста и самой смерти, говорятъ, будто Онъ принялъ отъ Дѣвы тѣло видимо только, а не истинно, и пострадалъ призрачно, забывъ сказавшаго: Слово плоть бысть (Іоан. 1, 14), также: разорите церковь сію, и треми деньми воздвигну ю (Іоан. 2, 19), еще: аще Азъ вознесенъ буду отъ земли, вся привлеку къ Себѣ (Іоан. 12, 32). Итакъ Слово жило во плоти. Ибо Премудрость созда себѣ домъ (Прит. 9, 1). Слово въ третій день возставило храмъ Свой, разоренный Христоборцами Іудеями. Слово, по вознесеніи плоти Его, на подобіе мѣднаго змія въ пустынѣ, всѣхъ привлекло къ Себѣ для вѣчнаго спасенія (Іоан. 3, 14).

3. А я знаю, что Онъ не только во время рожденія и распятія имѣлъ тѣло, но знаю и вѣрую, что Онъ и по воскресеніи Своемъ былъ во плоти. И когда Онъ пришелъ къ бывшимъ съ Петромъ, то сказалъ имъ: осяжите Мя и видите, что Я не духъ безтѣлесный. Яко духъ плоти и кости не имать, якоже Мене видите имуща (Лук. 24, 39). А Ѳомѣ говоритъ: принеси перстъ твой сѣмо въ язвы гвоздинныя, и принеси руку твою, и вложи въ ребра Моя (Іоан. 20, 25. 27). И они тотчасъ увѣровали, что это — Самъ Христосъ. Посему Ѳома и сказалъ Ему: Господь мой и Богъ мой (Іоан. 20, 28). Посему-то они презирали даже смерть; мало сказать, обиды и раны. Кромѣ сего, показавши имъ, что Онъ воскресъ истинно, а не призрачно, Онъ въ продолженіе всѣхъ сорока дней ѣлъ и пилъ съ ними, и потомъ съ плотію же, въ глазахъ ихъ, вознесся къ Пославшему Его; и въ ней же паки пріидетъ, со славою и силою. Ибо Писаніе говоритъ: Сей Іисусъ, вознесыйся отъ васъ на небо, такожде пріидетъ, имже образомъ видѣсте Его идуща на небо (Дѣян. 1, 11). А если (какъ говорятъ нѣкоторые) при концѣ міра Онъ придетъ безъ тѣла, то какъ узрятъ Его, иже Его прободоша, и узнавши, плачь сотворятъ о самихъ себѣ (Апок. 1, 7; Зах. 12, 10)? Ибо у безтѣлесныхъ, по простотѣ природы, нѣтъ ни вида, ни очертанія, или какого признака существа живаго, имѣющаго образъ.

4. О семъ говорю вамъ, возлюбленные, зная, что вы и сами также думаете. И только предохраняю васъ отъ звѣрей въ человѣческомъ образѣ, которыхъ не только отвращаться, но и убѣгать должно, а только молитесь за нихъ, не покаются ли они какъ нибудь. Ибо если Господь только призрачно былъ въ тѣлѣ и призрачно былъ распятъ, то и я нахожусь въ узахъ только призрачно. И для чего же я самъ себя предалъ на смерть, на огонь, на мечь, (на растерзаніе) звѣрямъ? Нѣтъ, не призрачно, а на самомъ дѣлѣ я терплю все это ради Христа, чтобы участвовать въ Его страданіяхъ. Да Онъ и укрѣпляетъ меня, ибо у меня нѣтъ столько силъ (для сего).

5. Не зная Его, иные отверглись Его, и соглашаются съ ложью болѣе, чѣмъ съ истиною. Ихъ не убѣдили ни пророчества, ни законъ Моисеевъ, и даже доселѣ (не убѣждаютъ) ни Евангеліе, ни страданія каждаго изъ насъ. Ибо они и объ насъ думаютъ также. Но что мнѣ пользы, если кто меня и хвалить будетъ, а Господа моего хулить, не признавая Его воплотившимся Богомъ? Кто не исповѣдуетъ сего, тотъ совершенно отвергся Его, и носитъ только трупъ. Именъ ихъ, какъ невѣрныхъ, не хочу я писать. Да не дай Богъ и помнить ихъ, пока они не раскаются.

6. Никто не обольщайся, — ни царь, ни священникъ, ни начальникъ, ни частный человѣкъ, ни господинъ, ни слуга, ни мужъ, ни жена, — никто ни получитъ вѣчной жизни, если не будетъ вѣровать, что Христосъ Іисусъ жилъ во плоти, и не будетъ признавать креста Его, и страданій и крови изліянной за спасеніе міра. Могій вмѣстити, да вмѣститъ; имѣяй уши слышати, да слышитъ (Матѳ. 19, 12; 13, 43)! Мѣстомъ, достоинствомъ, богатствомъ не возносись никто! Отъ незнатности и бѣдности не унывай никто. Ибо главное дѣло — вѣра въ Бога и упованіе на Xриста, услажденіе ожидаемыми благами и любовь къ Богу и ближнему. Ибо (сказано): возлюбиши Господа Бога твоего всѣмъ сердцемъ твоимъ, и ближняго твоего яко самъ себе (Лук. 10, 27). И Господь говоритъ: се есть животъ вѣчный, да знаютъ единаго истиннаго Бога, и Егоже послалъ Онъ, Іисуса Христа (Іоан. 17, 3); также: заповѣдь новую даю вамъ, да любите другъ друга. Въ сію обою заповѣдію весь законъ и пророцы висятъ (Іоан. 13, 34; Матѳ. 22, 40). Посмотрите на разномыслящихъ, какъ рѣшительно утверждаютъ они, что Отецъ Христа не вѣдомъ, и какую неимовѣрную вражду имѣютъ они между собою. О любви у нихъ нѣтъ попеченія; о будущемъ они не говорятъ, на настоящее смотрятъ какъ на непреходящее; на заповѣди не смотрятъ, вдовицу и сироту презираютъ, на притѣсняемаго плюютъ, надъ узникомъ смѣются.

7. Креста стыдятся, надъ страданіемъ ругаются, воскресеніе считаютъ за баснь. Это — исчадія того начало-злобнаго духа, который чрезъ жену отвратилъ Адама отъ (исполненія) заповѣди, чрезъ Каина умертвилъ Авеля, нападалъ на Іова, обвинялъ Іисуса сына Іоседекова (Зах. 3, 1), просилъ сѣять вѣру Апостоловъ (Лук. 22, 31); возбудилъ Іудейскую чернь противъ Господа и нынѣ дѣйствуетъ въ сынѣхъ противленія (Ефес. 2, 2), отъ которыхъ да избавитъ насъ Господь Іисусъ Христосъ, молившійся, да не оскудѣетъ вѣра Апостоловъ, не потому, что Самъ не въ силахъ былъ сохранить ее, но потому, что Ему пріятно было (оказать) превосходство Отца! Надобно, говорю, удаляться отъ такихъ людей, и ни наединѣ, ни въ собраніи не бесѣдовать съ ними, а внимать закону и Пророкамъ и благовѣстившимъ намъ спасительное слово. Зловредныхъ же ересей и расколовводителей удаляйтесь, какъ начала золъ.

8. Всѣ послѣдуйте Епископу, какъ Христосъ Іисусъ Отцу, а пресвитерству, какъ Апостоламъ. Діаконовъ же почитайте, какъ служащихъ по заповѣди Божіей. Безъ Епископа никто не дѣлай ничего, касающагося Церкви. Только ту Евхаристію должно почитать несомнѣнною, которая совершена Епископомъ, или кому онъ самъ позволилъ. Гдѣ будетъ Епископъ, тамъ долженъ быть и народъ, такъ какъ гдѣ Христосъ, тамъ предстоитъ все небесное воинство, какъ начальнику силы Господней и правителю всей разумной природы. Непозволительно безъ Епископа ни крестить, ни совершать предложеніе, ни приносить жертву, ни праздновать вечерю (любви); напротивъ, чтó ему угодно, тó и Богу пріятно, дабы все, что вы ни дѣлаете, было прочно и твердо.

9. Пора наконецъ намъ образумиться, и пока есть еще время, обратиться къ Богу съ покаяніемъ. Ибо во адѣ нѣтъ исповѣдающагося (Псал. 6, 6). Ибо се человѣкъ, и дѣло его предъ лицемъ его (Ис. 62, 11). Чти, сказано, сыне, Бога и Царя (Прит. 24, 21). А я говорю: чти Бога, какъ виновника и Господа всего; Епископа же, какъ первосвященника, носящаго образъ Божій — по начальству Божій, по священству Христовъ; а за симъ должно чтить и Царя. Ибо во вселенной нѣтъ никого выше Бога или подобнаго Ему; ни въ Церкви нѣтъ никого лучше Епископа, который посвященъ (на служеніе) Богу, для спасенія всего міра; ни между властями нѣтъ подобнаго Царю, который устрояетъ спокойствіе и законный порядокъ для подданныхъ. Почитающій Епископа почтенъ будетъ Богомъ, равно какъ, напротивъ, и непочитающій его наказанъ будетъ Богомъ. Священство есть высшее изъ всѣхъ благъ, какими пользуются люди. Возстающій противъ него не человѣка уничижаетъ, а Бога и Христа Іисуса, первороднаго и одного только по естеству Первосвященника Отчаго. Итакъ все пусть совершаетея у васъ благочинно о Христѣ. Міряне пусть повинуются діаконамъ; діаконы — пресвитерамъ; пресвитеры — Епископу; Епископъ — Xристу, какъ Самъ Онъ — Отцу. Какъ вы, братія, утѣшили меня, такъ и васъ (да утѣшитъ) Іисусъ Христосъ. И заочно и лично вы оказывали мнѣ любовь свою. Да воздастъ вамъ (за то) Богъ, ради Котораго вы это сдѣлали Его узнику. Ибо хотя я и не достоинъ (того); но усердіе ваше — великое дѣло. Потому что почитающій пророка во имя пророче, мзду пророчу пріиметъ (Матѳ. 10, 41). Явно, что и почитающій узника Іисусъ Христова пріиметъ мзду мучениковъ.

10. Очень хорошо поступили вы, что приняли какъ діаконовъ Христовыхъ Филона, Гаія и Агаѳопода, которые послѣдовали за мною ради Слова Божія, и суть діаконы Христовы. И они весьма благодарятъ Бога за васъ, что вы успокоили ихъ во всемъ. Предъ Богомъ ничто не пропадетъ изъ того, что вы сдѣлали для нихъ. Да дастъ вамъ Господь обрѣсти милость отъ Господа въ день онъ (2 Тим. 1, 18). Да будетъ жертвою отъ васъ духъ мой и мои узы, которыхъ вы не погнушались и не постыдились; посему и васъ да не постыдится совершенная надежда — Іисусъ Христосъ.

11. Молитвы ваши достигли Церкви Антіохійской, и она наслаждается нынѣ миромъ; отъ лица ея я, узникъ, привѣтствую всѣхъ, хотя я и недостоинъ быть ея членомъ, какъ послѣдній изъ нихъ, и если волею Божіею удостоенъ (этой чести), то не по сознанію моему (о моемъ достоинствѣ), а по благодати Божіей, которой желаю сподобиться во всей полнотѣ, чтобы, при содѣйствіи молитвъ вашихъ, придти къ Богу. Но чтобы дѣло ваше было совершенно на землѣ и на небѣ, Церкви вашей надлежитъ избрать, въ славу Божію, священнаго посла, который, пришедши въ Сирію, поздравилъ бы ихъ съ водвореніемъ у нихъ мира, съ возвращеніемъ ихъ величія и возстановленіемъ небольшаго ихъ общества въ прежнемъ его видѣ. Вотъ что показалось мнѣ приличнымъ, то есть, послать туда кого нибудь изъ вашихъ съ письмомъ, чтобы онъ принялъ участіе въ ихъ торжествѣ по тому случаю, что для нихъ настала тишина въ дѣлѣ вѣры, и что я вашими молитвами достигъ безопасной пристани, то есть, Христа. Какъ совершенные, о совершенномъ и помышляйте. Ибо только бы съ вашей стороны было желаніе дѣлать доброе, а Богъ готовъ даровать (вамъ Свою помощь).

12. Привѣтствуетъ васъ любовь Троадскихъ братій вашихъ, откуда и пишу вамъ чрезъ Вурра, котораго вы, вмѣстѣ съ Ефесскими братіями вашими, послали со мной: онъ во всемъ успокоилъ меня. О, если бы всѣ подражали ему! Ибо это — истинно образецъ служенія Богу. Благодать Господа воздастъ ему за все. Богодостойнаго Епископа вашего Поликарпа и боголѣпное пресвитерство, и Христоносныхъ діаконовъ, моихъ сослужителей, и каждаго порознь и всѣхъ вообще, привѣтствую именемъ Іисуса Христа, Его плотію и кровію, страданіемъ и воскресеніемъ, какъ тѣлеснымъ, такъ и духовнымъ единеніемъ между Богомъ и вами. Благодать съ вами, милость, миръ и терпѣніе (да будутъ) о Христѣ всегда.

13. Привѣтствую семейства братьевъ моихъ съ (ихъ) женами и дѣтьми, дѣвственницъ и вдовицъ. Будьте сильны силою духовною. Привѣтствуетъ васъ находящійся при мнѣ Филонъ, одинъ изъ діаконовъ. Привѣтствую домъ Тавіи [1], которой желаю утверждаться въ вѣрѣ и любви, тѣлесно и духовно. Привѣтствую Алкія — вожделѣнное для меня имя, также несравненнаго Дафна, Евтекна и всѣхъ поимянно. Возмогайте благодатію Бога и Господа нашего Іисуса Христа, исполняясь Святаго Духа и Божественной и святой премудрости.

Примѣчаніе:
[1] Въ нѣкоторыхъ спискахъ стоитъ: «Гавіи». (Примѣч. изд.)

Источникъ: Посланія Святаго Игнатія Богоносца, переведенныя при Казанской Духовной Академіи и изданныя въ Православномъ Собесѣдникѣ. — Казань: Въ Типографіи Губернскаго Правленія, 1857. — С. 161-182.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0