Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 25 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Амвросій Медіоланскій († 397 г.)

Сынъ Римскаго намѣстника въ Галліи, одаренный прекрасными способностями, онъ, получивъ въ Римѣ блестящее свѣтское образованіе и владѣя необыкновеннымъ даромъ краснорѣчія, избралъ для себя служебное поприще адвоката, вступилъ на гражданскую службу и скоро достигъ сана префекта (намѣстника) Лигургійской области. Прибывъ въ Медіоланъ (нынѣ Миланъ) по случаю избранія епископа, св. Амвросій былъ самъ избранъ (въ 374 году) въ епископы Меодіолана, по особому указанію свыше. Во время происходившаго въ храмѣ избранія новаго архипастыря поднялись жаркіе споры между православными и аріанами. Амвросій, какъ префектъ, со всею силою краснорѣчія убѣждалъ народъ къ порядку. Внезапно раздался дѣтскій голосъ: «Амвросій — епископъ!» и всѣ бывшіе въ церкви, и православные и аріане, единодушно возгласили: «Амвросій — епископъ!» Амвросій, сознавая себя недостойнымъ этого сана, употребилъ всѣ средства, чтобы уклониться отъ этого избранія, но принужденъ былъ взять на себя святительское служеніе. Будучи въ то время еще не крещеннымъ, а только приготовляемымъ къ крещенію, онъ, послѣ утвержденія его избранія императоромъ, крестился отъ православнаго епископа, въ 7 дней прошелъ степени церковныя, а на восьмой, 7 декабря 374 г., рукоположенъ въ архіепископа Медіоланскаго. Вступивъ на каѳедру, онъ роздалъ золото и сребро бѣднымъ, а недвижимое имущество свое посвятилъ Церкви и весь предался исполненію своихъ высокихъ обязанностей. далѣе>>

Творенія

Свт. Амвросій Медіоланскій († 397 г.)
Слово о постѣ.

Святый Апостолъ, говоря о служителяхъ Божіихъ, приводитъ во свидѣтельство сіи слова Исаіи: во время пріятно послушахъ тебе, и въ день спасенія помогохъ ти (Ис. 49, 8). И самъ онъ присовокупляетъ къ сему: се нынѣ время благопріятно, се нынѣ день спасенія (2 Кор. 6, 2)! Вотъ и я свидѣтельствую вамъ, что настоящіе дни суть дни искупленія; что сіе время есть время какъ бы небеснаго врачеванія, когда мы можемъ исцѣлиться отъ всѣхъ грѣховныхъ ранъ, и омыть нечистоту всѣхъ пороковъ нашихъ, если съ вѣрою будемъ молить Врача душъ нашихъ, чтобы заповѣди Его, преданныя намъ для исполненія, не остались пренебреженными нами. Ибо немощной только тогда врачуется отъ своей болѣзни, когда со всѣмъ тщаніемъ исполняетъ предписанія врача; а если будетъ поступать вопреки его предписаніямъ, то виною усилившейся болѣзни дѣлается уже не врачь, но ослушникъ его наставленій.

Врачь нашъ есть Господь Іисусъ Христосъ, который сказалъ: Азъ убію, и жити сотворю: поражу, и Азъ исцѣлю (Втор. 32, 39). Подлинно, Онъ нѣкоторымъ образомъ прежде убиваетъ, а потомъ животворитъ. Сперва, посредствомъ крещенія, Онъ умерщвляетъ въ насъ смерто-убійства, прелюбодѣянія, злодѣянія, хищенія, и чрезъ то, сдѣлавъ насъ какъ бы новыми людьми, оживотворяетъ уже вѣчнымъ безсмертіемъ. Посему, чрезъ омовеніе крещеніемъ, мы умираемъ грѣху а чрезъ духъ возраждаемся къ жизни, какъ учитъ святый Апостолъ: поелику вы умерли грѣхамъ вашимъ, то и жизнь ваша сокровена со Христомъ; вы спогреблись Ему крещеніемъ въ смерть (Рим. 6, 2. 4). Точно, мы нѣкоторымъ образомъ умерщвляемся тогда, когда перестаемъ быть тѣмъ, чѣмъ прежде были. При новомъ образѣ благочестія, въ одномъ и томъ же человѣкѣ дѣйствуетъ и смерть и жизнь: именно, въ немъ умираютъ грѣховныя вожделѣнія, а добродѣтели оживаютъ. Въ одномъ и томъ же человѣкѣ умерщвляется нечестивое и оскверненное, дабы возродилось благосердое и чистое; — изчезаетъ идольское, дабы умножилось Богоугодное; — погибаетъ беззаконное и невоздержное, дабы произошло цѣломудренное и трезвенное. Такъ-то умерщвляетъ Господь, чтобы оживить; такъ-то убиваетъ, чтобы явить помощь; такъ-то наказываетъ, чтобы исправить! Въ этомъ и состоитъ вся Его строгость относительно людей, что Онъ хочетъ, чтобы наказывались въ нихъ грѣхи, а душа спасалась; чтобы истреблялись гнусные пороки, а благія добродѣтели возрастали. Многіе изъ обращенныхъ такимъ средствомъ къ Богу столько преуспѣли на поприщѣ лучшей жизни, до того исправились, что, видя ихъ, можно подумать, будто сіи люди вновь родились, хотя лица ихъ и не потерпѣли измѣненія. Ибо то, чѣмъ мы были прежде, до такой степени умираетъ, потребляется и исчезаетъ въ насъ, что, по видимому, вновь родилось то, чѣмъ мы стали послѣ. Почему это второе рожденіе служитъ знакомъ, что прежняя жизнь уже кончилась.

Чтожъ касается до словъ: поражу, и Азъ исцѣлю, то Господь дѣйствительно поражаетъ грѣшниковъ своими повелѣніями, дабы исцѣлить ихъ, біетъ заповѣдями, дабы исправить, предписываетъ посты, указываетъ путь воздержанія, угрожаетъ судомъ, и для отгнанія отъ насъ тяжкаго страха геенны, предлагаетъ врачевство, дабы, ужасаясь будущаго, исправляли мы свое настоящее. Поражая такимъ образомъ, Господь исцѣлилъ Апостола Павла. Ибо, когда сей былъ еще гонителемъ, нечестивымъ, богохульникомъ, и спѣшилъ въ Дамаскъ на разореніе Церквей; то Господь внезапно поразилъ его страшнымъ сіяніемъ, дабы озарить свѣтомъ Евангельскаго блистанія; и омрачилъ плотское его зрѣніе, чтобы просвѣтить взоръ духовныхъ очей его. Онъ привелъ его въ ужасъ, подвергнувъ тѣлесной немощи, дабы спасти его чрезъ посвященіе вѣрѣ. Вставъ съ земли, Павелъ, хотя не видѣлъ внѣшними очами ни людей, ни воздуха, но умными очами созерцалъ въ небѣ самаго Христа. Наконецъ, симъ пораженіемъ, Господь такую явилъ ему милость, что изъ іудея сдѣлалъ его христіаниномъ, изъ богохульника Апостоломъ, изъ Савла Павломъ, и столько измѣнилъ въ немъ ветхаго человѣка съ его нравами, что преложилъ и самое имя его.

Имѣя такого Врача, который поражая исцѣляетъ, и умерщвляя живитъ, предадимся ему во врачеваніе со всякимъ терпѣніемъ: пусть онъ, усмотрѣвъ гніющее въ нашихъ ранахъ, очиститъ, отдѣлитъ, исторгнетъ; пусть отниметъ струпы, нанесенные діаволомъ, и оставитъ въ насъ только то, что есть Божіе. Но первое предписаніе его состоитъ въ томъ, чтобы, въ продолженіе сихъ сорока дней, мы усердно подвизались въ постѣ, молитвѣ и бдѣніи. Ибо постъ умерщвляетъ тѣлесную похоть; молитва питаетъ благочестивую душу; бдѣнія отражаютъ діавольскія козни. И если настоящее время проведено будетъ въ соблюденіи сихъ заповѣдей; то очищенная и утомленная сими подвигами душа, приступая ко крещенію, обновляется въ силахъ чрезъ изліяніе на нее Святаго Духа, и все, что ни изсушено въ ней жаромъ различныхъ болѣзней, освѣжается росою небесной благодати, а потому, отлагая поврежденіе ветхаго человѣка, она пріобрѣтаетъ вновь свойство юности. И сколь удивительно, что въ одномъ и томъ же человѣкѣ грѣхи замѣняются святостію, беззаконіе праведностію, старость младенчествомъ. Въ новомъ образѣ рожденія совсѣмъ инымъ дѣлается человѣкъ возрождающійся, хотя онъ тотъ же самый, который прежде грѣшилъ. Илія, послѣ сорокодневнаго непрерывнаго поста, удостоился прекратить долговременную и ужасную засуху, бывшую во всемъ мірѣ, и обильнымъ небеснымъ дождемъ утолить палящую жажду земли. А это, какъ извѣстно, служило прообразованіемъ для насъ, т.-е. что послѣ сорокодневнаго поста, небесный дождь напоитъ свыше и нашу жажущую землю духонными каплями крещенія, и что струи спасительной купѣли размягчатъ долговременную сухость въ сердцахъ язычниковъ. Ибо кто не орошенъ благодатію крещенія; тотъ дѣйствительно терпитъ сухость и зной въ душѣ своей. Проведя въ постѣ сорокъ дней и ночей, святый Моѵсей удостоился бесѣдовать и пребывать въ одномъ мѣстѣ съ Богомъ, и принять отъ руки Его заповѣди закона (Исх. 34, 28). Ибо хотя человѣческое естество отдаляло его отъ лица Божія, но сила поста приводила его въ ближайшее общеніе съ Божествомъ. Частый постъ, — это есть доля совершенствъ въ насъ Божіихъ; потому что самъ Богъ всегда постится. А въ комъ усматриваетъ Онъ болѣе своихъ дѣлъ; къ тому наипаче бываетъ близокъ, и становится его другомъ, какъ говоритъ Писаніе: и глагола Господь къ Моѵсею лицемъ къ лицу, якоже аще бы кто возглаголалъ къ своему другу (Исх. 33, 11). Посему и Господь Іисусъ Христосъ прежде, нежели прославилъ Себя воскресеніемъ, провелъ въ постѣ сорокъ дней и ночей, дабы показать, что жизнь человѣческая поддерживается не однимъ хлѣбомъ.

Итакъ, въ настоящій сорокодневный постъ Богъ примиряется съ нами, небеса отверзаются, и адъ упраздняется. Будемъ же и мы, возлюбленные братія, непрестанно и благочестно поститься въ настоящее время, дабы Господь былъ къ намъ милостивъ, дабы отверзлись для насъ небеса, и дабы не одолѣлъ насъ адъ.

Источникъ: Святаго Амвросія Медіоланскаго, Слово о постѣ. // Журналъ «Христіанское чтеніе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академіи». — СПб.: Въ Типографіи Министерства Внутреннихъ Дѣлъ, 1837. — Часть I. — С. 229-236.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0