Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 18 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Амфилохій Иконійскій († 395 г.)
Слово на Рождество Великаго Бога и Спасителя нашего Іисуса Христа.

Сей духовный и свѣтлый лугъ, испещренный красотою небесныхъ цвѣтовъ, и благоухающій чистыми Апостольскими вонями, представляетъ образъ Божественнаго рая. Какъ чувственный и неувядаемый тотъ садъ исполненъ былъ нетлѣнными древами, безсмертными плодами и другими превосходными и неисчислимыми красотами: такъ и сіе Богосвѣтлое собраніе священнолѣпной Церкви сіяетъ духовными и неизреченными тайнами, изъ коихъ настоящій святый праздникъ Рождества истиннаго Бога нашего Христа есть для насъ непреоборимая твердыня, непоколебимое основаніе, начало спасенія и преславный вѣнецъ. Для него древнее было образовательно предречено; чрезъ него новое ясно проповѣдано всей вселенной. Имъ уничтожена сила тлѣнія, и прекращено гибельное поклоненіе демонамъ. Имъ умерщвлены страсти человѣческія, и возстановлена жизнь Ангельскаго господства. Имъ отверсто небо, и земля получила Божественное величіе. Имъ возвращенъ человѣкамъ рай, и упразднено владычество смерти. Имъ разсѣяно демонское обольщеніе, и возвѣщены премудрость Божія и всечистое пришествіе Бога на землю. Ибо не Ходатай, ниже Ангелъ, но Самъ Господь пріидетъ и спасетъ ихъ, говоритъ Пророкъ (Ис. 63, 9). О неизчислимое богатство благовѣстій Божественныхъ! О неизъяснимое вѣдѣніе таинъ премудрыхъ! О неистощимое сокровище неизреченныхъ даровъ Божіихъ! О неоскудѣвающая благодать промыслительнаго человѣколюбія! Самъ Господь пріидетъ и спасетъ ихъ.

Какимъ же образомъ, Пророкъ Божій, по твоему пророчеству, Господь пріидетъ къ намъ? Въ семъ случаѣ я съ дерзновеніемъ обращаюсь къ тебѣ, принявъ на себя лице тѣхъ древнихъ мужей, которые восхвалили всехвальное торжество пришествія Господа, но которые на самомъ дѣлѣ не видѣли новаго и пречистаго рождества Его отъ Пречистыя Дѣвы, не видѣли ликованія Ангеловъ, не слышали Божественныхъ ихъ гласовъ, коими, оглашая блаженныхъ пастырей, они съ радостію возвѣщали о родившемся Спасителѣ, не зрѣли ни даровъ, принесенныхъ волхвами, ни Божескаго ихъ поклоненія; — принявъ, говорю, на себя лице древнихъ оныхъ мужей, я желаю вопросить тебя объ образѣ предвозвѣщаемаго тобою пришествія. Ибо пророчество твое дѣйствительно должно было сильно поразить ихъ, и чрезвычайною таинственностію своею привести умъ ихъ въ совершенное недоумѣніе: потому что они не могли и вообразить себѣ, что безсмертный Богъ пріидетъ къ бреннымъ человѣкамъ, Неосязаемый – къ чувственнымъ, Невидимый – къ плотянымъ. Какъ же они думали о пришествіи Бога, и о явленіи Его? — Однимъ казалось, что Онъ явится такъ, какъ явился прежде Аврааму въ видѣ Ангеловъ; другимъ, какъ явился Моѵсею въ пламени купины; или какъ явился Исаіи и Іезекіилю, окруженный Серафимами и Херувимами: ибо всѣ сіи засвидѣтельствовали, что они видѣли Бога подъ сими различными образами. Итакъ, какой изъ сихъ образовъ болѣе достоинъ того, чтобы въ немъ явился Богъ? — Очевидно, что ни одинъ. Чѣмъ же это подтвердить? — Другими пророческими словами: посемъ на земли явися, и съ человѣки поживе (Вар. 3, 38). To были свидѣтельства Его явленія, a не обращенія съ людьми; а здѣсь возвѣщается Его обращеніе съ человѣками, a не просто явленіе. Самъ Господь пріидетъ и спасетъ ихъ. О если бы ты, Блаженный, возвѣстилъ намъ, какъ Непричастный образу облекается въ образъ, Непреложный снисходитъ съ небесныхъ высотъ на землю?

На сіе отвѣчаетъ Божественный оный мужъ: образъ Его пришествія вы должны уразумѣть изъ другихъ пророчествъ. Для чего испытываете сіе пророчество болѣе надлежащаго? Или вы не знаете реченнаго, что Дѣва во чревѣ зачнетъ, и родитъ Сына, и нарекутъ имя Ему Еммануилъ, еже естъ сказаемо: съ нами Богъ (Ис. 7, 14; Матѳ. 1, 23)? Или не читали и нe слышали написаннаго: яко Отроча родися намъ, Сынъ и дадеся намъ, Егоже начальство бысть на рамѣ Его: и нарицается имя Его велика совѣта Ангелъ, Чуденъ, Совѣтникъ, Богъ крѣпкій, Властелинъ, Князь мира, Отецъ будущаго вѣка (Ис. 9, 6)? Изъ сихъ словъ познайте образъ пришествія Его. Нетлѣнная Дѣва возжетъ тѣлесно нетлѣнный свѣтильникъ. Ибо вседержавному Слову Божію надлежало снизойти къ намъ, уничиживъ Себя даже до плоти, дабы тѣхъ, которые сотворены были безтѣлеснымъ Божествомъ, но обветшали отъ грѣха, обновить чрезъ свое воплощеніе, и содѣлать ихъ нетлѣнными чрезъ принятіе на Себя тлѣннаго.

Сіи слова Пророка, сказанныя къ вопрошавшимъ его, повторимъ и мы. О Отроча, древнѣйшее неба! О треблаженный Сынъ, пришедшій къ намъ, нося на раменахъ своихъ начальство, и не ищущій, чтобы получить власть отъ другаго! Ибо Слову, какъ Сыну, принадлежитъ власть надъ всѣмъ по естеству, и она не сообщена Ему, какъ твари. Посему сказано: начальство бысть на рамѣ Его. О Отрасль преславная! Ибо Онъ нарицается великаго совѣта Ангеломъ и Богомъ крѣпкимъ. О Владычество всемогущее! Ибо Онъ Чуденъ, Совѣтникъ и Князь мира.

Посему, какъ мы прославимъ нынѣшнее празднество? Какъ провозгласимъ настоящее таинственнѣйшее торжество? Кто исчислитъ нетлѣнное богатство дня сего? Какими велегласными и возвышеннѣйшими глаголами исповѣдуемъ сіе всехвальное и побѣдоносное таинство нетлѣнія? — О день, достойный безчисленныхъ пѣснословій! — день, въ который возсіяла намъ звѣзда отъ Іакова, небесный человѣкъ возсталъ отъ Израиля, пришелъ къ намъ Богъ крѣпкій, Солнце правды освѣтило насъ, открылось сокровище Божественныхъ добродѣтелей, прозябло для человѣковъ древо вѣчной жизни, возсіялъ Востокъ съ высоты, Владыка небеснаго и земнаго изшелъ изъ дѣвическихъ ложеснъ въ растлѣнный міръ, для искупленія міра: яко родися вамъ днесь Спасъ, иже есть Христосъ Господь (Лук. 2, 11), — свѣтъ для языковъ, и спасеніе дому Израилеву! О чудо! Невмѣстимый небесами, содѣлавшись Младенцемъ, почивалъ въ ясляхъ; Сотворившій все единымъ словомъ былъ согрѣваемъ матерними объятіями; Даровавшій бытіе всѣмъ премірнымъ Силамъ, питался пречистыми сосцами Святыя Дѣвы! Бысть же, повѣствуетъ Евангеліе, егда быша тамо, исполнишася дніе родити Ей: и роди Сына своего первенца, и повитъ Его, и положи Его въ яслехъ: зане не бѣ имъ мѣста во обители (Лук. 2, 6-7). Какая новая и дивная тайна! Какое всемощное и ближайшее къ смертному человѣку благоволеніе Божественнаго Промысла! Какое сильное и дѣйствительное вооруженіе противъ діавола! Міръ, древле подвергшійся грѣху чрезъ дѣву, освобожденъ отъ грѣха Дѣвою. Полчища невидимыхъ демоновъ, столь многія и столь сильныя, низвержены въ адъ Родившимся отъ Дѣвы. Господь принялъ образъ рабовъ, и уподобился имъ, дабы снова содѣлать рабовъ подобными Богу. О Виѳлеемъ, — градъ священный и наслѣдственный всѣмъ человѣкамъ! О ясли, ясли, равные въ славѣ Херувимамъ и единочестные Серафимамъ! Ибо отъ вѣка возсѣдящій на Херувимахъ и Серафимахъ — Богъ нынѣ возлегаетъ среди васъ, какъ человѣкъ. О Марія, Марія, родившая Первенца, — Творца всехъ! О человѣчество, сообщившее тѣлесность Слову Божію, и въ семъ отношеніи предпочтенное небеснымъ и умнымъ Силамъ! Ибо Христосъ не благоволилъ облечься въ неизмѣняемый образъ ни Архагеловъ, ни Началъ, ни Силъ, ни Властей, нo принялъ на Себя образъ человѣка, который ниспалъ съ высоты своего достоинства, и уподобился безсловеснымъ. He здоровые имѣютъ нужду во врачѣ; но къ одержимому тяжкою болѣзнію человѣку пришелъ настолько дивный Врачь, что, изгнавъ изъ него болѣзнь, даровалъ ему спасеніе, большее и высшее здравія. И гдѣ нынѣ тотъ непріязненный и неотразимый, злобный и злокозненный змій, обѣщавшій поставить на высотѣ престолъ свой (Ис. 14, 13)?

Итакъ, братія, причастники блаженнаго званія небеснаго, призванные къ усыновленію Богу и къ братству! Мы должны возблагодарить Призвавшаго насъ, и показать себя достойными Того, Кто пріемлетъ насъ въ братство и усыновленіе. Послужимъ Ему охотно и съ любовію, будучи готовыми ко всякому исполненію правды. Украсимъ себя чистотою, препояшемся убожествомъ, прилѣпимся къ слову Божію, пребудемъ въ святыхъ молитвахъ и священныхъ пѣснопѣніяхъ во славу Божію. Не будемъ сообразоваться съ симъ вѣкомъ, забудемъ о земныхъ и тлѣнныхъ пожеланіяхъ, побѣждая благимъ злое, ни единому же зло за зло воздающе (Рим. 12, 21. 17). Перестанемъ почитать себя постоянными жителями земли, уповая быть гражданами небесными, общаться съ Ангелами, и предстоять престолу горняго царствія. Таковы заповѣди Святыхъ Апостоловъ! Въ нихъ Христосъ положилъ для насъ блаженный и вѣчный завѣтъ свой. Да удивится міръ добродѣтели Христіанъ! Да постыдятся Іудеи, видя новый и избранный народъ, украшенный столь великою духовною красотою, и озаряющій міръ толикимъ свѣтомъ! Богъ для того и оставилъ насъ пребывать среди язычниковъ, дабы мы сіяли, какъ свѣтила, въ мірѣ, дабы были сѣменемъ спасенія (Рим, 9, 29), служа примѣромъ къ обращенію для всѣхъ, кои живутъ вмѣстѣ съ нами. Берегитесь, чтобы кто нибудь изъ язычниковъ ради вашихъ дѣлъ не похулилъ Бога, но да восхвалится чрезъ насъ Тотъ, Кто призвалъ, освятилъ и спасъ насъ. Жестокіе и дерзкіе люди да удивляются нашей кротости и нашему смиренію; злословящіе, слыша, что мы въ отвѣтъ на злословіе благословляемъ ихъ, да устыдятся; корыстолюбцы и мздоимцы пусть найдутъ насъ непричастными корысти, и пусть знаютъ, что мы не имѣемъ стяжанія земнаго, но стяжаніе наше на небѣ. Приходящіе къ намъ съ дружескимъ приглашеніемъ къ мірскимъ удовольствіямъ, пусть увидятъ насъ строгими, непоколебимыми, любящими цѣломудріе, не прельщающимися удовольствіемъ, и умерщвляющими плоть свою. Пусть уразумѣютъ всѣ, чтó можетъ совершить въ насъ пребываніе Святаго Духа! Скорые на клятву пусть узнаютъ, что мы не только не клянемся, но даже страшимся произносить имя Божіе, говоря о низкихъ и земныхъ предметахъ. Тогда всѣ мы во всякомъ случаѣ будемъ учителями для всѣхъ, имѣющихъ общеніе съ нами.

Живя такимъ образомъ, мы содѣлаемся священнымъ квасомъ, міръ заквасится нами во спасеніе, уготовится чрезъ насъ великій плодъ Господу, и Богъ прославится въ насъ, по слову Спасителя: о семъ прославися Отецъ, да плодъ многъ сотворите, и будете Мои ученицы (Іоан. 15, 8). Прославленный же нами Господь прославитъ и насъ вѣчною славою во Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ, Которому слава во вѣки. Аминь.

Печатается по изданію: Святаго Амфилохія епископа Иконійскаго Слово на Рождество Великаго Бога и Спасителя нашего Іисуса Христа. // Журналъ «Христiанское чтенiе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академiи». – 1836 г. – Часть IV. – с. 227-237.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0