Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 21 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Антоній Великій († 358 г.)

Преп. Антоній Великій родился въ Египтѣ въ половинѣ III вѣка отъ богатыхъ и знатныхъ родителей. Еще «изъ младенчества добродѣтели прилежно обучився», онъ, по смерти родителей, на 20 году своей жизни, «богатство и славу въ ничтоже вмѣнивъ», роздалъ свое имѣніе нуждающимся и поселился въ пещерѣ, недалеко отъ мѣста своего рожденія, въ которой началъ подвизаться подъ руководствомъ одного благочестиваго старца-отшельника. Спустя нѣсколько времени, стремясь къ совершенному уединенію, онъ ушелъ въ дальнее мѣсто пустыни, переплылъ рѣку Нилъ и поселился на восточномъ берегу ея въ пещерѣ. Здѣсь онъ постоянно молился и трудился, и въ то же время изнурялъ свое тѣло строгимъ воздержаніемъ. Онъ питался только хлѣбомъ съ водою, пищу принималъ только но захожденіи солнца и притомъ не ежедневно. Въ такихъ великихъ подвигахъ онъ провелъ въ своей пещерѣ 20 лѣтъ. Слава его необыкновенныхъ подвиговъ, чудесъ и душеспасительныхъ наставленій привлекла въ пустыню его весьма многихъ ревнителей благочестія. Посѣтители начали мало-по-малу селиться около пустыннаго жилища великаго подвижника. Образовалось много иноческихъ обителей и скитовъ. Вскорѣ вся пустыня заселилась отшельниками. Антоній былъ наставникомъ и руководителемъ ихъ въ жизни. далѣе>>

Творенія

Преп. Антоній Великій († 358 г.)
Слово о суетѣ міра и воскресеніи мертвыхъ
[1].

Настоящая жизнь, возлюбленные, дана намъ для того, чтобы мы пріуготовлялись къ жизни вѣчной, къ славѣ неизмѣняемой. Настоящая жизнь оканчивается смертію, и мірская слава непостоянна и преходитъ. Ибо многіе изъ сильныхъ земли неожиданно сведены во адъ; многіе судіи земные преданы суду тѣхъ, которыхъ прежде сами судили; богатые обнищали; почитавшіеся мудрыми признаны за глупыхъ; крѣпкіе ослабѣли; здоровые впали въ болѣзнь; имѣвшіе власть лишились оной. Въ мірѣ нѣтъ ничего твердаго и постояннаго, потому что нѣтъ ничего добраго. Дѣти презираютъ и оскорбляютъ родителей своихъ; родители боятся дѣтей своихъ. Жены оставляютъ мужей своихъ; мужья не сохраняютъ супружеской вѣрности къ женамъ своимъ. Юноши вмѣстѣ съ стариками теряютъ разсудокъ; старики вмѣстѣ съ юношами предаются порочнымъ забавамъ. Между друзьями нѣтъ вѣрности, и между братьями — любви. Люди въ разговорахъ показываютъ другъ къ другу любовь; но въ сердцѣ питаютъ другъ къ другу ненависть. Вездѣ видно коварство и злоба, вездѣ господствуетъ обманъ. Никто не думаетъ о Богѣ, никто не представляетъ себѣ, что по смерти долженъ отдать Богу отчетъ въ своей жизни. Отъ забвенія Бога умножается между нами зло. Богъ далъ намъ разумъ, чтобы мы, узнавши волю Его, дѣлали добро; но мы знаемъ волю Его и дѣлаемъ зло. Богъ повелѣлъ намъ быть добродѣтельными, чтобы мы исполняли то, что праведно и что благоугодно Ему; но мы любимъ нечестіе. Далъ намъ богатство, чтобы мы оказывали вспоможеніе бѣднымъ; но мы, имѣя богатство, угнетаемъ бѣдныхъ. Далъ намъ власть и силу, чтобы мы защищали гонимыхъ невинно; но мы не защищаемъ, а сами болѣе гонимъ ихъ. Никто не ходитъ путемъ заповѣдей Божіихъ. Изсякла любовь и ненависть умножила плодъ свой. Искренность почитается за ничто, и вездѣ видно притворство. Смиреніе сдѣлалось постыднымь, гордость — почтенною. Истина изгнана, и ложь царствуетъ на землѣ. О глубина богатства, благости и долготерпѣнія Божія! Богъ долго терпитъ наши беззаконія и не мститъ намъ. Онъ умѣряетъ гнѣвъ свой не потому, чтобы не могъ тотчасъ наказать насъ; но потому что, какъ милосердый Отецъ, ожидаетъ нашего покаянія и обращенія къ Его милосердію. Ибо не смерти, но раскаянія грѣшника хочетъ Богъ. И велика ли наша сила, что мы противимся силѣ Божіей? Подулъ на насъ вѣтръ, и мы посохли: поднялась буря, и разсѣяла насъ, какъ мелкія прутья. Чѣмъ можетъ гордиться земля и пепелъ? Писано: Видѣхъ нечестиваго превозносящася, и высящася яко кедры Ливанскіе: и мимо идохъ, и се не бѣ, и взыскахъ его, и не обрѣтеся мѣсто его (Псал. 36, 35).

He будемъ думать, что по смерти обратимся въ ничто, и что послѣ земной жизни не будетъ никакого суда. Нѣтъ, по смерти будетъ воскресеніе мертвыхъ, и мы будемъ судимы Богомъ, который воздастъ каждому по дѣламъ его. Итакъ не будемъ обманывать самихъ себя, не будемъ жить на подобіе безсловесныхъ животныхъ. Если нѣтъ воскресенія, нѣтъ и смерти. Если же будетъ воскресеніе, будетъ и судъ. Ибо кто опредѣлилъ человѣку смерть, тотъ обѣщалъ сдѣлать и судъ. Если Богъ справедливъ въ первомъ случаѣ: то не можетъ обмануть и въ послѣднемъ. Чтó для человѣка удобнѣе сдѣлать? Старый ли домъ разрушить и изъ вещества его вновь построить тотъ же домъ, или приготовить новое вещество и построить новый домъ? Итакъ если Богъ произвелъ изъ ничего землю, изъ которой созданъ человѣкъ: то не съ большею ли удобностію можетъ возсоздать въ первый образъ того же человѣка, умершаго и обратившагося въ землю? Богъ въ дѣлахъ своихъ не чувствуетъ никакихъ затрудненій. Его дѣло есть Его слово; слово же Его есть мысль Его. Рече и быша, говоритъ Писаніе о Богѣ (Псал. 32, 9). Онъ нарицаетъ не сущая, яко сущая (Рим. 4, 17). Какъ сила и могущество Божіе непостижимы, такъ и дѣла Его. И какъ премудрость Его неизмѣрима, такъ и пути Его неизслѣдовани (Рим. 11, 33). И такъ оставимъ невѣріе. Будемъ опасаться, чтобы не подвергнуться осужденію болѣе за невѣріе, нежели за худыя дѣла. Худыя дѣла проистекаютъ иногда отъ нашей слабости: напротивъ источникъ невѣрія всегда есть безразсудность и дерзость. Но безразсудный и дерзкій едва ли способенъ къ какому нибудь доброму дѣлу. И такъ пока имѣемъ время, позаботимся о себѣ самихъ, и постараемся умилостивить Бога о грѣхахъ нашихъ, чтобы Онъ не повелѣлъ связать намъ руки и ноги и ввергнуть во тьму кромѣшнюю, гдѣ плачь и скрежетъ зубовъ (Матѳ. 13, 42). Плачь что иное означаетъ, если не жестокость страшныхъ мученій? Скрежетъ зубовъ что иное показываетъ, если не позднее раскаяніе о содѣланныхъ грѣхахъ? Ибо тогда только мы начнемъ негодовать на самихъ себя и съ скрежетомъ зубовъ укорять себя, когда уже не будетъ времени для раскаянія, и надежды на освобожденіе. Итакъ, если Мы въ краткое время сей жизни можемъ служить Богу и предохранить себя отъ геенны и вѣчныхъ мученій, то для чего нерадимъ и презираемъ заповѣди Божіи, для чего слѣдуемъ злымъ своимъ похотямъ, и дѣлаемся достойными вѣчнаго наказанія? Богъ нашъ великій, человѣколюбивый, богатый въ милости (Ефес. 2, 4), и сильный въ дѣлахъ своихъ, Самъ укрѣпитъ нашу слабость, Самъ сокрушитъ сатану подъ ноги наша вскорѣ (Рим. 16, 19), и дастъ намъ силу и духовный разумъ, чтобы мы въ остающееся для насъ время служили Ему истинно и вѣрно, и обрѣли милость Его въ страшный день суда Его. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] Сіе слово переведено съ латинскаго языка, изъ Библіотеки древнихъ отцевъ, издан. Галландомъ, въ Венеціи 1788 года. Оно найдено въ древней латинской рукописи Альда Минуція, и въ первый разъ напечатано Жерардомъ Воссіемъ въ Маинцѣ 1604 года въ собраніи сочиненій разныхъ святыхъ отцевъ, изданномъ въ одной книгѣ съ сочиненіями св. Григорія Чудотворца.

Источникъ: Святаго отца нашего Антонія Великаго, Слово о суетѣ міра и воскресеніи мертвыхъ. // Журналъ «Христіанское чтеніе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академіи». — СПб.: Въ Типографіи Медицинскаго Департамента Минист. Внутр. Дѣлъ, 1825. — Часть XX. — С. 180-185.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0