Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 22 февраля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Антоній Великій († 358 г.)

Преп. Антоній Великій родился въ Египтѣ въ половинѣ III вѣка отъ богатыхъ и знатныхъ родителей. Еще «изъ младенчества добродѣтели прилежно обучився», онъ, по смерти родителей, на 20 году своей жизни, «богатство и славу въ ничтоже вмѣнивъ», роздалъ свое имѣніе нуждающимся и поселился въ пещерѣ, недалеко отъ мѣста своего рожденія, въ которой началъ подвизаться подъ руководствомъ одного благочестиваго старца-отшельника. Спустя нѣсколько времени, стремясь къ совершенному уединенію, онъ ушелъ въ дальнее мѣсто пустыни, переплылъ рѣку Нилъ и поселился на восточномъ берегу ея въ пещерѣ. Здѣсь онъ постоянно молился и трудился, и въ то же время изнурялъ свое тѣло строгимъ воздержаніемъ. Онъ питался только хлѣбомъ съ водою, пищу принималъ только но захожденіи солнца и притомъ не ежедневно. Въ такихъ великихъ подвигахъ онъ провелъ въ своей пещерѣ 20 лѣтъ. Слава его необыкновенныхъ подвиговъ, чудесъ и душеспасительныхъ наставленій привлекла въ пустыню его весьма многихъ ревнителей благочестія. Посѣтители начали мало-по-малу селиться около пустыннаго жилища великаго подвижника. Образовалось много иноческихъ обителей и скитовъ. Вскорѣ вся пустыня заселилась отшельниками. Антоній былъ наставникомъ и руководителемъ ихъ въ жизни. далѣе>>

Творенія

Преп. Антоній Великій († 358 г.)
Письма къ монахамъ.

2. О Синайскомъ законодательствѣ, о воплощеніи Бога Слова и обязанности исполнять заповѣди Божіи

Антоній возлюбленнымъ дѣтямъ своимъ желаетъ спасенія отъ Господа.

Возлюбленные, Богъ не въ одно какое нибудь время открылъ Себя людямъ, но открываетъ Себя имъ во всякое время, и будетъ открывать до скончанія міра. И такъ кто ищетъ Господа всѣмъ сердцемъ, и ищетъ такъ, какъ Онъ Самъ научаетъ тому въ словѣ Своемъ, тому Богъ открываетъ Себя, тому даетъ Онъ благодать Духа Своего Святаго. Поелику душа человѣческая, облеченная грубымъ и земнымъ тѣломъ, за грѣхи свои лишилась первоначальнаго совершенства и потеряла первобытную силу, поелику она умерла и не могла уже возстановить себя въ первобытное состояніе, но уподобилась безсловеснымъ животнымъ, и болѣе стала служить тварямъ, нежели Творцу: то Творецъ всѣхъ тварей, будучи побужденъ безконечною Своею благостію, далъ человѣку спасительные и животворные законы Свои, чтобы онъ, исполняя ихъ, содѣлалъ себя достойнымъ благости Его. И такъ кто употребляетъ все вниманіе и всѣ силы свои къ тому, чтобы исполнять законъ Божій, тотъ получаетъ отъ Бога благодать Его, тому Богъ даетъ духъ усыновленія, того Духъ Божій научаетъ служить болѣе Творцу, нежели тварямъ.

Богъ по безконечной благости Своей, желая подкрѣпить нашу слабость, избралъ намъ законодателемъ Моисея; посредствомъ его открылъ намъ законъ Свой, и такимъ образомъ положилъ основаніе истинному дому Своему — Церкви избранныхъ: ибо Богъ восхотѣлъ возстановить родъ человѣческій въ первобытное его состояніе. И такъ Моисей, положивши основаніе дому Божію, началъ созидать оный, но не окончивши скончался. Послѣ Моисея Богъ Духомъ Своимъ Святымъ посылалъ многихъ Пророковъ, которые продолжали созидать домъ Божій на основаніи, положенномъ отъ Моисея: но и они также не окончивши онаго оставляли земную жизнь свою, и переходили въ жизнь вѣчную. Сіи строители Церкви Божіей, видя, что они никакъ не могутъ исцѣлить закоренѣлой болѣзни, которой подвергся родъ человѣческій грѣхомъ Адамовымъ, увѣрились, чрезъ то, что никакая тварь неспособна излѣчить оную, но что можетъ сіе сдѣлать только Единородный Сынъ Божій, который есть образъ и совершенное подобіе существа Отчаго, и которымъ созданы всѣ твари: и такъ въ Немъ одномъ видѣли Пророки будущаго врача и Избавителя человѣческому роду. Почему каждый изъ нихъ въ изумленіи говорилъ: Или ритины (бальзама) нѣсть въ Галаадѣ? или врача нѣсть тамо? Чесо ради нѣсть исцѣлена рана дщере людей Моихъ (Іер. 8, 22)? Врачевахомъ, и не исцѣлѣ; оставимъ ю (Іер. 51, 9). И такъ Богъ Слово по неизреченной любви своей къ намъ пришелъ на землю спасти насъ, и сотворилъ себѣ сосуды, плѣннически (Іер. 12, 3), то есть, Тотъ, который есть во образѣ Божіи, который не восхищеніемъ непщева быти равенъ Богу, Себе истощилъ, зракъ раба пріимъ, въ подобіи человѣчестѣмъ бывъ, и образомъ обрѣтеся, якоже человѣкъ, смирилъ Себе, послушливъ бывъ даже до смерти, смерти же крестныя. Тѣмже и Богъ Его превознесе, и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене, да о имени Іисусовѣ всяко колѣно поклонится небесныхъ и земныхъ и преисподнихъ, и всякъ языкъ исповѣсть, яко Господь Іисусъ Христосъ въ славу Бога Отца (Флп. 2, 6-11). И такъ, возлюбленные, вы должны твердо вѣрить, что Богъ Отецъ по Своей безконечной благости не пощадилъ Единороднаго Сына своего, но за насъ всѣхъ предалъ есть Его (Рим. 8, 32), чтобы Онъ избавилъ насъ отъ грѣховъ нашихъ. И Онъ смирился для насъ, исцѣлилъ насъ Своими ранами, словомъ силы Своея собралъ насъ къ Себѣ отъ всѣхъ концевъ земли, соединилъ насъ въ Себѣ, воскресилъ и спасъ насъ отъ грѣховъ нашихъ, и показалъ намъ, что мы должны быть таинственными членами Его, чтобы быть наслѣдниками благъ, каторыя Онъ уготовалъ намъ.

Посему, возлюбленные братія, прошу васъ именемъ Господа нашего Іисуса Христа, размышляйте о семъ великомъ благодѣяніи Божіемъ къ намъ, то есть, что Богъ Слово во всемъ уподобился намъ, кромѣ грѣха (Евр. 4, 15); какъ существа разумныя, удаляйтесь зла и любите добро, чтобы въ день послѣдняго пришествія Сына Божія быть вамъ свободными отъ грѣха и осужденія. Кто старается быть истинно свободнымъ отъ грѣха и благовременно пользуется дарованнымъ ему благодѣяніемъ Божіимъ, тотъ есть истинный слуга Божій. Имя Христіанина не оправдываетъ человѣка предъ Богомъ, но оправдываетъ его святая жизнь, которая удостоиваетъ его Божественнаго усыновленія. Посему-то Господь нашъ Іисусъ Христосъ, зная, что ученики Его достойны усыновленія Божія и просвѣщенія отъ Духа Святаго, сказалъ имъ: Не ктому васъ глаголю рабы, яко рабъ не вѣсть, что творитъ господь его: васъ же рекохъ други, яко вся, яже слышахъ отъ Отца Моего, сказахъ вамъ (Іоан. 15, 15). Подобнымъ образомъ и люди, которые очистили душу свою отъ яда грѣховнаго, и получили благодать Святаго Духа, говорятъ о себѣ: Не пріяхомъ духа работы паки въ боязнь: но пріяхомъ Духа сыноположенія, о Немъ же вопіемъ: Авва Отче. Самый Духъ спослушествуетъ духови нашему, яко чада Божія есмы (Рим. 8, 15-16). Если же мы сдѣлались чадами Божіими: то и наслѣдниками Іисуса Христа. И такъ вы должны быть увѣрены, что человѣку, который не старается всѣми силами изъявлять любовь и благодарность свою къ Богу за Его благодѣянія къ намъ, послѣднее пришествіе Сына Божія будетъ не для спасенія и оправданія, но для погибели его: Овѣмъ убо воня смертная въ смерть; овѣмъ же воня животная въ животъ (2 Кор. 2, 16); и Іисусъ Христосъ, какъ сказалъ праведный Симеонъ, лежитъ на паденіе и на востаніе многимъ во Израили и въ знаменіе пререкаемо (Лук. 2, 34). Посему, возлюбленные братія, прошу васъ именемъ Господа нашего Іисуса Христа, пекитесь о спасеніи своемъ, расторгните сердца ваша, а не ризы ваша, и обратитеся ко Господу Богу вашему (Іоан. 2, 13), и опасайтесь, чтобы не подвергнуться вамъ осужденію, не смотря на то, что вы облеклись въ одежды покаянія: ибо наступитъ нѣкогда время суда, когда Богъ воздастъ каждому по дѣламъ его. Я намѣренъ былъ писать вамъ болѣе о благодѣяніяхъ Божіихъ, но вспомнивъ слова Писанія: Даждь премудрому вину, и премцдрѣйшій будетъ (Прит. 9, 9), оставилъ свое намѣреніе. Желаю всѣмъ вамъ спасенія отъ Господа. Благодать Господа да будетъ всегда съ вами, возлюбленные дѣти мои. Аминь.

Источникъ: Святаго отца нашего Антонія Великаго, Письма къ монахамъ. 2. О Синайскомъ законодательствѣ, о воплощеніи Бога Слова и обязанности исполнять заповѣди Божіи. // Журналъ «Христiанское чтенiе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академiи». — СПб.: Въ Типографіи Медицинскаго Департамента Министерства Внутреннихъ Дѣлъ, 1826. — Часть XXII. — С. 52-58.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0