Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 22 января 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Антоній Великій († 358 г.)

Преп. Антоній Великій родился въ Египтѣ въ половинѣ III вѣка отъ богатыхъ и знатныхъ родителей. Еще «изъ младенчества добродѣтели прилежно обучився», онъ, по смерти родителей, на 20 году своей жизни, «богатство и славу въ ничтоже вмѣнивъ», роздалъ свое имѣніе нуждающимся и поселился въ пещерѣ, недалеко отъ мѣста своего рожденія, въ которой началъ подвизаться подъ руководствомъ одного благочестиваго старца-отшельника. Спустя нѣсколько времени, стремясь къ совершенному уединенію, онъ ушелъ въ дальнее мѣсто пустыни, переплылъ рѣку Нилъ и поселился на восточномъ берегу ея въ пещерѣ. Здѣсь онъ постоянно молился и трудился, и въ то же время изнурялъ свое тѣло строгимъ воздержаніемъ. Онъ питался только хлѣбомъ съ водою, пищу принималъ только но захожденіи солнца и притомъ не ежедневно. Въ такихъ великихъ подвигахъ онъ провелъ въ своей пещерѣ 20 лѣтъ. Слава его необыкновенныхъ подвиговъ, чудесъ и душеспасительныхъ наставленій привлекла въ пустыню его весьма многихъ ревнителей благочестія. Посѣтители начали мало-по-малу селиться около пустыннаго жилища великаго подвижника. Образовалось много иноческихъ обителей и скитовъ. Вскорѣ вся пустыня заселилась отшельниками. Антоній былъ наставникомъ и руководителемъ ихъ въ жизни. далѣе>>

Творенія

Преп. Антоній Великій († 358 г.)
Письма къ монахамъ.

6. О томъ, что духи злобы всегда стараются совратить благочестивыхъ людей съ пути добродѣтели, и что смиреніе необходимо для спасенія.

Антоній возлюбленнымъ дѣтямъ своимъ, живущимъ въ Арсинойскихъ монастыряхъ и всѣмъ, кои обратились къ Богу всѣмъ сердцемъ своимъ, желаетъ спасенія отъ Господа.

Дѣти мои, вы истинные Израильтяне. Благодать, дѣйствующая въ васъ, показываетъ вамъ путь къ вѣчному блаженству. Но для полученія сего блаженства вы должны непрестанно противиться силѣ грѣха, уменьшать и истреблять въ себѣ оную, должны уготовлять себя Богу въ жертву чистую и святую, чтобы содѣлаться достойными благоутробнаго милосердія Божія, коимъ посѣтилъ васъ Востокъ свыше (Лук. 1, 78). Духовная природа наша съ высоты славы и достоинства своего низпала въ бездну безславія и униженія: но милосердый Богъ посѣтилъ ее благостію Своею, давъ намъ спасительные законы посредствомъ раба Своего Моисея и прочихъ Пророковъ. Особеннымъ и яснѣйшимъ образомъ Богъ открылъ намъ благость Свою въ Единородномъ Сынѣ Своемъ, Котораго Онъ послалъ къ намъ на землю. Сей вѣчный Сынъ Божій есть истинный Первосвященникъ, истинный врачъ, который можетъ исцѣлить всѣ болѣзни наши. Онъ облекся въ тѣло наше, и за грѣхи наши предалъ Себя въ жертву Богу. Наша немощь была причиною того, что Онъ принялъ на Себя образъ немощи; наша нищета побудила Его облечься въ образъ нищеты; наша мертвенность подвергла Его поносной смерти. Онъ претерпѣлъ за насъ жестокія мученія, и Его смерть оживила насъ. И такъ мы всѣми силами должны стараться, чтобы всѣ святые радовались о насъ на небѣ, да и сѣяй вкупѣ радуется, и жняй (Іоан. 4, 36). Когда мы бываемъ безпечны, святые печалятся о насъ, и возсылаютъ къ Богу молитвы о спасеніи нашемъ.

Дѣти мои, я нахожусь въ великомъ безпокойствѣ по причинѣ васъ. Я знаю, что и святые на небѣ принимаютъ великое участіе въ васъ. Они непрестанно со слезами возсылаютъ молитвы къ Богу, чтобы Онъ укрѣпилъ васъ въ подвигахъ благочестія. И такъ старайтесь подражать ихъ земной жизни. Святые видѣли, что въ непостижимомъ воплощеніи Сына Божія Богъ открылъ безконечное милосердіе Свое къ человѣческому роду, видѣли всѣ труды, которые подъялъ Сынъ Божій для спасенія нашего, знали также и всѣ усилія и коварства духовнаго врага нашего, которыя онъ употребляетъ къ погибели нашей, и потому непрестанною молитвою, бдѣніемъ и постояннымъ исполненіемъ заповѣдей Божіихъ старались сдѣлаться достойными любви Божіей. И васъ прошу я, возлюбленныя дѣти мои, разсуждайте о великихъ благодѣяніяхъ, дарованныхъ намъ Спасителемъ нашимъ. По причинѣ склонности нашей ко грѣху и согласія нашего съ волею врага Божія, отца лжи, мы изъ существъ разумныхъ сдѣлались неразумными: но благость Божія возставила насъ отъ паденія нашего, и открыла намъ источникъ мудрости въ Духѣ Божіемъ.

Дѣти мои, вы должны знать, что злые духи многочисленными и многообразными способами стараются совратить насъ съ пути добродѣтели. Но если они видятъ, что мы уже знаемъ опасность, проистекающую отъ грѣха, не позволяемъ господствовать надъ собою страстямъ своимъ, предостерегаемъ себя отъ тѣхъ порочныхъ дѣлъ, къ которымъ они стараются привлечь насъ, и вообще отвергаемъ всѣ ихъ гибельныя внушенія; то оставляютъ насъ, и не осмѣливаются болѣе приступать къ намъ. Злые духи знаютъ, что, когда Богъ попускаетъ имъ искушать преданнаго Ему человѣка, чрезъ то уготовляетъ имъ бóльшее наказаніе. Они уже увѣрены, что ихъ мученіе неизбѣжно, что ихъ отпаденіе отъ Бога и вражда противъ Него необходимо содѣлали ихъ наслѣдниками ада. Возлюбленныя дѣти мои, я и днемъ и ночью молю о васъ Господа, чтобы Онъ отверзъ очи сердца вашего, чтобы вы могли видѣть всѣ коварства злыхъ духовъ и всю ихъ ненависть къ вамъ, чтобы укрѣпилъ сердце ваше въ духовномъ бдѣніи, далъ вамъ духъ мудрости, и научилъ васъ приносить себя Ему въ жертву живую, чистую и святую, и во всякое время предохранять себя отъ обольщенія и гибельныхъ внушеній злыхъ духовъ. Они различнымъ образомъ стараются привлечь насъ ко грѣху. Они скрываютъ какъ ненависть свою къ намъ, такъ и враждебныя дѣйствія противъ насъ, внушаютъ намъ богохульныя мысли, побуждаютъ сомнѣваться въ истинахъ Вѣры, чтобы привесть насъ къ невѣрію, потемняютъ разумъ нашъ, раждаютъ въ сердцѣ нашемъ порочныя желанія, повергаютъ насъ въ уныніе и отчаяніе, возбуждаютъ въ насъ гнѣвъ, раждаютъ и укрѣпляютъ въ насъ склонность осуждать другихъ, но всегда оправдывать самихъ себя, научаютъ насъ злословить ближнихъ нашихъ, ласково и дружелюбно говорить съ тѣми, къ коимъ мы, по ихъ же внушенію, питаемъ сильную ненависть, показываютъ намъ внѣшнія недостатки ближняго, но скрываютъ отъ насъ внутреннее наше развращеніе, производятъ между нами распри и несогласія, когда мы, по ихъ внушенію, почитаемъ себя лучше другихъ. Сверхъ сего они побуждаютъ насъ предпринимать такія дѣла, которыя превышаютъ наши силы, и отклоняютъ насъ отъ исполненія того, чтó для насъ и полезно и нужно. Когда мы должны плакать, они побуждаютъ насъ смѣяться; когда мы должны радоваться, они производятъ въ сердцѣ нашемъ печаль. Словомъ, они всегда стараются совратить насъ съ пути правды и покорить своей власти. Много потребно времени, чтобы исчислить всѣ пороки и всѣ грѣхи, къ которымъ они стараются привлечь насъ; скажу только, что если мы и немного попустимъ имъ возобладать надъ нами, то сѣмя зла, которое они посѣятъ въ сердцѣ нашемъ, укоренится, возрастетъ и умножится, и мы содѣлаемся добычею ихъ и предуготовимъ себѣ страшное наказаніе. И такъ мы должны непрестанно прибѣгать съ молитвою къ благости небеснаго Отца нашего, чтобы Онъ укрѣпилъ насъ Своею силою, и Своею Божественною помощію содѣйствовалъ намъ во всѣхъ нашихъ дѣлахъ. Ибо злые духи всѣ силы свои употребляютъ къ тому, чтобы погубить насъ.

Дѣти мои, человѣкъ, который, видя въ себѣ нѣкоторыя совершенства, гордится ими, и старается оправдать себя дѣлами своими, далекъ отъ Бога. Тщеславіе, самонадѣянность, и самодовольство содѣлываютъ человѣка жилищемъ духа злобы, который и наполняетъ его душу порочными мыслями и желаніями, и употребляетъ тѣло его въ орудіе грѣха. Страсти господствуютъ надъ гордымъ человѣкомъ, потому что онъ не отдалилъ отъ себя смиреніемъ духовъ злобы, которые возбуждаютъ страсти. И такъ мы должны пріобрѣтать познаніе о враждебныхъ дѣйствіяхъ злыхъ духовъ противъ насъ, и при помощи Божіей отклонять или уничтожать оныя. Искушенія, проистекающія отъ оныхъ духовъ, тѣмъ опаснѣе для насъ, что духи невидимы и дѣйствуютъ не тѣлеснымъ, но духовнымъ образомъ. Мы не можемъ видѣть ихъ, какъ видимъ тѣло наше: но они видятъ насъ. Когда они всѣваютъ въ душу нашу богопротивныя мысли: то чрезъ то какъ бы вселяются въ насъ, и дѣлаются видимыми въ тѣлѣ нашемъ. Дѣти мои, не давайте имъ мѣста въ себѣ, и не позволяйте имъ приступать къ вамъ, чтобы не навлечь гнѣва Божія на себя, и не подать имъ случая къ радости и осмѣянію васъ. Будьте внимательны къ наставленіямъ моимъ. Злые духи знаютъ, что взаимное наставленіе подкрѣпляетъ вѣрующихъ въ борьбѣ съ ними. Но искушенія отъ злыхъ духовъ неизбѣжны. Ибо мы до совершеннаго отрѣшенія отъ тѣла не можемъ быть совершенно свободны отъ склонности ко грѣху. Притомъ когда злые духи хотятъ обольстить насъ, мы не можемъ видѣть ихъ предъ собою, какъ видимъ человѣка стоящаго предъ нами, и потому не можемъ удаляться отъ нихъ. Злые духи видимы бываютъ только въ нашихъ грѣхахъ. Они существа духовныя, но существа, удалившіяся отъ Бога, и получившія различныя имена сообразно беззаконнымъ свойствамъ и дѣламъ ихъ. Имена сіи суть слѣдующія: Сатана, Діаволъ, Веельзевулъ, Князь власти воздушныя, и прочія подобныя симъ. Но имена небесныхъ Силъ слѣдующія: Архангелы, Престолы, Господства, Власти, Херувимы, Серафимы и проч. Имена сіи даны симъ послѣднимъ за постоянное и вѣрное исполненіе воли Творца ихъ. Подобнымъ образомъ и люди, которые, тѣломъ живя на землѣ, духомъ жили на небѣ, извѣстны подъ именемъ Патріарховъ, Царей, Священниковъ, Судей и Апостоловъ. Имена сіи даны людямъ за ихъ благочестивыя дѣла и исполненіе заповѣдей Божіихъ. Но всѣ сіи святые люди произошли отъ одного и того же Адама, и имѣли такое же тѣло и душу по сущности своей, какія имѣемъ и мы.

Дѣти мои, всѣ люди произошли отъ одного начала, и потому кто грѣшитъ противъ ближняго своего, тотъ грѣшитъ противъ самаго себя, кто дѣлаетъ зло ближнему своему, тотъ дѣлаетъ зло душѣ своей. Сколь бы ни были велики грѣхи беззаконнаго человѣка, они ни мало не нарушаютъ блаженства Божія. Они всегда дѣлаютъ несчастнымъ самаго человѣка. Также сколь бы ни были велики добродѣтели человѣка, онѣ ни мало не увеличиваютъ блаженства Божія. Да и могутъ ли быть столь велики добродѣтели человѣка, чтобы онъ прославлялъ ими Бога соотвѣтственно безконечному Его величію, чтобы приносилъ Ему почтеніе и служеніе достойное Его святости и благости? Бренность тѣла нашего препятствуетъ намъ служить Богу достойнымъ Его образомъ. И такъ мы должны всѣ силы свои употреблять къ тому, чтобы добрыми дѣлами и любовію другъ къ другу умножать въ себѣ благодать Божію. Мы не должны любить только самихъ себя, чтобы не сдѣлаться добычею врага. Мы должны прежде всего стараться познать самихъ себя. Кто имѣетъ правильное познаніе о самомъ себѣ, тотъ имѣетъ правильное познаніе и о тваряхъ, которыя Богъ произвелъ изъ ничего; тотъ знаетъ также и достоинство умнаго и безсмертнаго духа человѣческаго, заключеннаго на время въ бренное тѣло, дабы въ немъ усовершать себя въ добродѣтели. Ктожъ знаетъ сіе, тотъ знаетъ, что должно любить Бога, а кто любитъ Бога, тотъ любитъ всѣхъ. Возлюбленныя дѣти мои, любите другъ друга искренно. Тѣло, въ которое вы облечены, содѣлывайте жертвенникомъ, возлагайте на сей жертвенникъ всѣ нечистыя мысли, и возвысивъ сердце и умъ свой къ Богу, просите Его, чтобы Онъ ниспослалъ вамъ свыше Свой невещественный огонь, и пожегъ онымъ все положенное вами на жертвенникѣ тѣла вашего. Тогда священники Вааловы побѣгутъ отъ лица вашего, какъ побѣгли они нѣкогда отъ Пророка Иліи. Тогда отверзется для васъ и небесный Божественный источникъ, изъ котораго проліется на васъ духовный дождь — благодать Духа Утѣшителя. Когда же вы получите Божественные дары Духа: то не думайте, что пріобрѣли оные собственными своими дѣлами: ибо небесныя Силы всегда вспомоществуютъ вамъ въ вашихъ благочестивыхъ подвигахъ.

Дѣти мои, я прошу васъ, не ослабѣвайте въ трудахъ спасенія вашего, чтобы и святые на небѣ и я, недостойный рабъ Божій, радовался о васъ: ибо и вы и я и святые произошли отъ одного и того же Адама, и сотворены однимъ и тѣмъ же Виновникомъ всѣхъ тварей. Кто знаетъ самаго себя, тотъ знаетъ, что душа человѣческая безсмертна, что Господь нашъ Іисусъ Христосъ есть истинный образъ Бога Отца, что по подобію сего вѣчнаго образа Божія сотворены всѣ духовныя разумныя существа. Поелику Іисусъ Христосъ есть глава тѣла, глава Церкви, какъ говоритъ Апостолъ Павелъ (Кол. 1, 12), то всѣ мы порознь члены, и всѣ вмѣстѣ составляемъ одно тѣло во Іисусѣ Христѣ. Не можетъ, говоритъ тотъ же Апостолъ, око рещи руцѣ: не требѣ ми еси: или паки глава ногамъ: не требѣ ми есте. Аще страждетъ единъ удъ, съ нимъ страждутъ вси уди: аще ли славится единъ удъ, съ нимъ радуются вси уди (1 Кор. 12, 21. 26). Посему мы, какъ члены одного тѣла, должны другъ друга любить. Но кто любитъ брата своего, тотъ любитъ и Бога (1 Іоан. 4, 21), а кто любитъ Бога, тотъ любитъ самаго себя.

Дѣти мои, Богъ одарилъ насъ свободною волею; посему Онъ и попускаетъ злымъ духамъ искушать насъ, чтобы мы сами могли отражать и побѣждать ихъ. Но вы должны помнить, чтó въ псалмѣ написано: ополчится Ангелъ Господень окрестъ боящихся Его, и избавитъ ихъ (Псал. 33, 8). Если же человѣкъ не боится Бога, и не хочетъ исполнять закона Божія: то злые духи весьма легко покоряютъ его власти своей, и онъ, по словамъ Писанія, дѣлается сыномъ діавола. Діаволъ, будучи низвергнутъ съ неба во адъ за гордость свою, всегда ищетъ погибели тѣхъ, кои пребываютъ вѣрными Господу своему, и старается погубить ихъ такимъ же образомъ, какъ самъ погибъ, то есть, гордостію и славолюбіемъ. Злые духи знаютъ, что кто любитъ брата своего, тотъ любитъ и Бога. Посему они возбуждаютъ въ сердцахъ людей взаимную ненависть другъ ко другу, такъ что человѣкъ иногда не можетъ терпѣть и присутствія другаго человѣка, и не можетъ сказать ему ни одного слова.

Дѣти мои, сказываю вамъ, что изъ людей, посвятившихъ, себя служенію Богу, были многіе, которые уже далеко прошли на пути духовнаго совершенства, но по своему неблагоразумію пали и погибли. Это не должно быть для васъ удивительнымъ, потому что если и вы возгордитесь и будете думать, что добродѣтели и святость ваша уже великую цѣну имѣютъ предъ Богомъ, если вы по самопрельщенію будете ослабѣвать въ исполненіи добрыхъ дѣлъ: то впадете въ діавольскую болѣзнь — въ гордость и забвеніе самихъ себя; вы будете думать, что вы близки къ Богу и находитесь во свѣтѣ Его, между тѣмъ какъ вы будете находиться во мракѣ грѣховномъ. Дѣти мои, что побудило Господа нашего Іисуса Христи встать съ вечери, снять съ Себя верхнюю одежду, взять полотенце, препоясаться имъ, влить воду въ умывальницу и умыть ноги ученикамъ Своимъ? Что, если не желаніе оставить намъ примѣръ смиренія? Смиреніе есть добродѣтель, необходимая для всякаго желающаго приблизиться къ Богу. Ибо гордость первая породила грѣхъ. Она низвергла діавола съ неба, и изгнала Адама изъ рая. Если человѣкъ не возлюбитъ смиренія всѣмъ сердцемъ своимъ, всѣми мыслями, всѣмъ духомъ и всею душею, если не будетъ выражать смиренія во всѣхъ дѣлахъ своихъ, не наслѣдуетъ Царствія небеснаго.

Возлюбленныя дѣти мои, я и днемъ и ночью молю Творца моего, чтобы Онъ просвѣтилъ очи сердца вашего, чтобы вы познали мою любовь къ вамъ, и увѣрились въ необходимости святой жизни ко спасенію. Кто имѣетъ правильное познаніе о самомъ себѣ и чувствуетъ нужду въ исправленіи и усовершеніи себя: тотъ стремится къ пріобрѣтенію небесной славы. Кто знаетъ свою грѣховную мертвенность, тотъ стремится къ жизни вѣчной. Дѣти мои, я опасаюсь, чтобы на пути къ небеснымъ сокровищамъ не ослабили васъ труды покаянія, и не истребили въ васъ надежды къ достиженію вѣчныхъ благъ. Я желалъ бы видѣть васъ и здѣсь на землѣ въ бренномъ тѣлѣ моемъ: но я ожидаю уже переселенія въ тѣ блаженныя обители, гдѣ нѣтъ ни печали ни стенанія, но гдѣ всѣ святые непрестанно радуются. Тамъ я надѣюсь видѣть васъ. Еще о многомъ я хотѣлъ бы написать вамъ, возлюбленныя дѣти мои, но время уже окончить письмо мое, и пожелать всѣмъ вамъ спасенія отъ Господа нашего Іисуса Христа. Ему должно быть приносимо славословіе во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Святаго отца нашего Антонія Великаго, Письма къ монахамъ. 6. О томъ, что духи злобы всегда стараются совратить благочестивыхъ людей съ пути добродѣтели, и что смиреніе необходимо для спасенія. // Журналъ «Христіанское чтеніе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академіи». — СПб.: Въ Типографіи Медицинскаго Департамента Министерства Внутреннихъ Дѣлъ, 1826. — Часть XXIII. — С. 176-190.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0