Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 22 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Антоній Великій († 358 г.)

Преп. Антоній Великій родился въ Египтѣ въ половинѣ III вѣка отъ богатыхъ и знатныхъ родителей. Еще «изъ младенчества добродѣтели прилежно обучився», онъ, по смерти родителей, на 20 году своей жизни, «богатство и славу въ ничтоже вмѣнивъ», роздалъ свое имѣніе нуждающимся и поселился въ пещерѣ, недалеко отъ мѣста своего рожденія, въ которой началъ подвизаться подъ руководствомъ одного благочестиваго старца-отшельника. Спустя нѣсколько времени, стремясь къ совершенному уединенію, онъ ушелъ въ дальнее мѣсто пустыни, переплылъ рѣку Нилъ и поселился на восточномъ берегу ея въ пещерѣ. Здѣсь онъ постоянно молился и трудился, и въ то же время изнурялъ свое тѣло строгимъ воздержаніемъ. Онъ питался только хлѣбомъ съ водою, пищу принималъ только но захожденіи солнца и притомъ не ежедневно. Въ такихъ великихъ подвигахъ онъ провелъ въ своей пещерѣ 20 лѣтъ. Слава его необыкновенныхъ подвиговъ, чудесъ и душеспасительныхъ наставленій привлекла въ пустыню его весьма многихъ ревнителей благочестія. Посѣтители начали мало-по-малу селиться около пустыннаго жилища великаго подвижника. Образовалось много иноческихъ обителей и скитовъ. Вскорѣ вся пустыня заселилась отшельниками. Антоній былъ наставникомъ и руководителемъ ихъ въ жизни. далѣе>>

Творенія

Преп. Антоній Великій († 358 г.)
Письма къ монахамъ.

7. О томъ, что благодѣянія Божіи къ человѣку безчисленны, и что человѣкъ только посильнымъ упражненіемъ въ добродѣтеляхъ можетъ свидѣтельствовать Богу благодарность свою.

Вѣмы, благодать Господа нашего Іисуса Христа, яко насъ ради обнища, да мы нищетою Его обогатимся (2 Кор. 8, 9), смиреніемъ Его возвысимся, буйствомъ Его умудримся, смертію Его оживемъ. Посему и мы можемъ говорить съ Апостоломъ: Аще и разумѣхомъ по плоти Христа, но нынѣ ктому не разумѣемъ. Тѣмъ же аще кто во Христѣ, нова тварь (1 Кор. 5, 16-17). Возлюбленные! слова сіи заключаютъ въ себѣ много значенія, и я могъ бы много говорить вамъ о нихъ: но время не позволяетъ мнѣ изъяснять оныя. Теперь, благословенные дѣти мои, я во-первыхъ желаю вамъ спасенія отъ Господа, потомъ напоминаю вамъ, что если мы хотимъ приблизиться къ Творцу нашему, должны сообразно съ духовнымъ закономъ стараться объ освобожденіи душъ нашихъ отъ страстей. Неправедныя дѣла наши, господство страстей надъ нами и множество діавольскихъ искушеній ослабили насъ; сила душъ нашихъ почти совершенно уничтожилась; и мы уже не можемъ видѣть достоинства духовной природы своей по причинѣ владычества страстей надъ нами. Мы не иначе можемъ получить спасеніе, какъ только чрезъ Господа нашего Іисуса Христа. Ибо Апостолъ Павелъ написалъ, что какъ въ Адамѣ всѣ умерли, такъ во Христѣ всѣ получаютъ жизнь (1 Кор. 15, 2). И такъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ есть жизнь для всѣхъ разумныхъ тварей, созданныхъ по подобію Его. Онъ самъ есть истинное подобіе и неизмѣняемый образъ Отца: но образъ, видимый въ тваряхъ, измѣняемъ, и потому мы подверглись смерти, хотя духовная природа наша и безсмертна. Раждаясь въ тѣлѣ, мы уже бываемъ жилищемъ грѣха. Когда мы лишились всѣхъ силъ, и Богъ Отецъ увидѣлъ наше безсиліе, что мы не можемъ сносить Его явленія къ намъ въ собственномъ и истинномъ Его образѣ: то послалъ къ намъ Единороднаго Сына Своего, который принялъ тѣло наше, посѣтилъ свою тварь, и облагодѣтельствовалъ дарами своими святыхъ своихъ служителей.

И такъ, возлюбленные дѣти мои, умоляю васъ моею любовію къ вамъ, обратитесь ко Господу всѣмъ сердцемъ вашимъ, и помните, что всѣ дѣла наши, которыя мы при данной намъ помощи Божіей приносимъ Господу, никакъ не могутъ равняться смиренію, которому Онъ подвергся за насъ. Онъ не имѣетъ нужды въ насъ. Онъ пришелъ къ намъ не потому, чтобы побудило Его къ тому наше смиреніе предъ Нимъ, но пришелъ по великой своей благости и непостижимой любви къ намъ. Онъ не поступилъ съ нами, какъ требовали грѣхи наши: но повелѣлъ лунѣ и звѣдамъ, чтобы онѣ продолжали служить землѣ — мрачному жилищу нашему — для пользы тѣла нашего. Сверхъ сего Онъ далъ намъ на служеніе много и такого, чего мы нашими тѣлесными глазами видѣть не можемъ. Но множествомъ грѣховъ своихъ мы отдалили отъ себя данныхъ намъ служителей. Чтó мы скажемъ Господу въ день суда надъ нами? Ибо какихъ благодѣяній не оказывалъ Онъ намъ? Не Патріархи трудились за насъ, не Священники учили насъ, не Судіи и Цари ходатайствовали о насъ, не Апостолы терпѣли гоненіе за насъ; но возлюбленный Сынъ Божій и Слово умерло за всѣхъ насъ. Посему мы должны очищать себя отъ грѣховъ, сообразовать волю свою съ волею Божіею и освящать всѣ чувства свои, которыя способны дѣлать и добро и зло; должны непрестанно обновляться, чтобы быть достойными посѣщенія Господа нашего Іисуса Христа, который по Своему милосердію къ намъ освободилъ насъ отъ рабства и во всемъ уподобился намъ кромѣ грѣха (Евр. 4, 15). Но пришествіе Его на землю для однихъ сдѣлалось соблазномъ, для другихъ обратилось въ пользу, премудрость, укрѣпленіе, воскресеніе и жизнь. И такъ, дѣти мои, вы должны знать, что пришествіе Господа для первыхъ сдѣлалось осужденіемъ, для послѣднихъ жизнію. О сихъ послѣднихъ Пророкъ Іеремія такъ говоритъ: Се дніе грядутъ, глаголетъ Господь, дамъ законы Моя въ мысли ихъ, и на сердцахъ ихъ напишу я, и буду имъ въ Бога, и тіи будутъ Ми въ люди, и не научитъ кійждо ближняго своего, и кійждо брата своего, глаголя: познай Господа: яко вси познаютъ Мя отъ мала, даже до великаго ихъ, яко милостивъ буду неправдамъ ихъ, и грѣховъ ихъ не помяну ктому (Іер. 31, 33-34). А о первыхъ Апостолъ говоритъ: Да всяка уста заградятся, и повиненъ будетъ весь міръ Богови (Рим. 3, 19). Кто позналъ Бога, но по причинѣ безумія своего, которое не можетъ принимать премудрости Божіей, не захотѣлъ прославлять Его какъ Бога, тотъ подверженъ будетъ гнѣву Божію.

Дѣти мои! каждый изъ насъ добровольно предалъ себя грѣху; грѣхъ усилился, и по причинѣ безумія нашего началъ господствовать въ насъ. Чтобы освободить насъ отъ власти его, Господь нашъ принялъ образъ раба, исполнилъ всѣ спасительныя для насъ намѣренія свои и наконецъ претерпѣлъ крестную смерть. Смерть и воскресеніе Его положили основаніе нашему воскресенію и уничтожили власть смерти, то есть, діавола; и мы, удаляясь отъ грѣха и подражая смиренію Господа, можемъ сдѣлаться истинными учениками Его. Возлюбленные въ Господѣ дѣти мои! духъ и тѣло мое смущается, когда представляю, что мы почтены именами святыхъ и облечены въ одежду, которою хвалимся предъ невѣрными, но не смотря на сіе нимало не украшаемся добрыми дѣлами. Я опасаюсь, чтобы на насъ не исполнились слова Апостола: имущіи образъ благочестія, силы же его отвергшіися (2 Тим. 3, 5). По любви моей къ вамъ я никогда не перестаю молить о васъ Бога, чтобы вы познали достоинство сокровенной жизни въ Богѣ и упражнялись въ дѣлахъ, которыя бы содѣлывали васъ достойными невидимаго наслѣдія.

Возлюбленные! вы должны знать, что посильное и сообразное съ волею Божіею упражненіе въ добрыхъ дѣлахъ есть обязанность наша, необходимая по самому свойству природы нашей, и потому, сколь бы ни были велики наши добродѣтели, ихъ никогда не должно почитать избыткомъ нашей святости. Ибо кто истинно служитъ Богу и всѣмъ сердцемъ ищетъ Его, тотъ дѣлаетъ сіе по обязанности своей. Но если человѣкъ сдѣлаетъ какой нибудь грѣхъ, то подвергается за сіе наказанію, потому что грѣшить – несообразно съ достоинствомъ духовной природы человѣка. Я ничего не скрываю и не утаиваю отъ васъ, что нужно вамъ знать для спасенія вашего. Я напоминаю теперь вамъ также и слова Апостола, что тѣло всегда противится духу (Гал. 5, 17). Посему если вы желаете провождать святую жизнь въ Іисусѣ Христѣ, должны изгонять изъ сердца своего всѣ нечистыя желанія, раждающіяся отъ тѣла; должны возсылать молитвы къ Господу нашему Іисусу Христу, чтобы Онъ своимъ милосердіемъ и благостію предохранилъ васъ отъ всѣхъ бѣдствій и искушеній, которыя происходятъ отъ тѣла. И Отцы наши Апостолы подвержены были бѣдствіямъ, но терпѣніемъ преодолѣли силу врага, и истребили идолослуженіе. Господь еще предварительно укрѣпилъ ихъ для сего и утѣшилъ ихъ слѣдующими словами: Въ мірѣ скорбни будете: но дерзайте; Азъ побѣдихъ міръ (Іоан. 16, 33). Поминайте слово, еже Азъ рѣхъ вамъ: нѣсть рабъ болій Господа своего. Аще Мене изгнаша, и васъ ижденутъ: аще слово Мое соблюдоша, и ваше соблюдутъ (Іоан. 15, 20). Благословенные дѣти мои! поминайте и вы сіи слова Господа, также и слова Апостола Павла: Яко страсти нынѣшняго времене недостойны къ хотящей славѣ явитися въ насъ (Рим. 8, 18). Я даю вамъ духовныя наставленія и укрѣпляю духъ вашъ единственно по любви моей къ вамъ. Наставленія мои кратки, потому что я знаю, что сердце, старающееся очистить себя отъ грѣха, не имѣетъ нужды во множествѣ словъ.

Возлюбленные и святые по духовной природѣ своей дѣти мои! я радуюсь въ Господѣ о васъ, и желаю, чтобы вы болѣе и болѣе познавали множество даровъ, которые Богъ ниспосылаетъ намъ для нашего укрѣпленія и усовершенія въ добродѣтели, и чтобы вы непрестанно упражнялись въ дѣлахъ, которыя сообразны съ свойствомъ души человѣческой, и удалялись того, что несообразно съ онымъ. Я грѣшный открываю вамъ о себѣ, что, когда Богъ пробудилъ умъ мой отъ сна смерти, вся протекшая довольно долговременная жизнь моя послѣ того была не что иное, какъ непрестанный плачь и стенаніе о грѣхахъ моихъ: ибо чѣмъ мы можемъ возблагодарить Господа за все, что Онъ сдѣлалъ для насъ? Онъ приказалъ Ангеламъ своимъ служить намъ, Онъ послалъ Пророковъ своихъ, чтобы они пророчествовали намъ; Онъ повелѣлъ Апостоламъ, чтобы они благовѣстили намъ; и, что всего болѣе, Онъ послалъ къ намъ для спасенія нашего Единороднаго Сына Своего. Посему прошу васъ, сохраняйте въ сердцѣ своемъ страхъ Господень.

Іоаннъ, Предтеча Господень, крестилъ водою приходившихъ къ нему исповѣдаться во грѣхахъ своихъ. Его крещеніе было приуготовленіемъ къ крещенію Господа нашего Іисуса Христа, который креститъ Духомъ Святымъ и огнемъ, то есть, огнемъ добрыхъ дѣлъ. И такъ будемъ стараться объ очищеніи тѣла и духа своего, чтобы такимъ образомъ предуготовить себя къ принятію крещенія Господа нашего Іисуса Христа и сдѣлаться жертвою благоугодною Богу. Духъ Утѣшитель, который нисходитъ на крещаемаго, производитъ въ сердцѣ его раскаяніе во грѣхахъ, возстановляетъ его въ первоначальное его состояніе и даетъ ему право на вѣчное наслѣдіе. По свидѣтельству Апостола Павла, всѣ, во Христа крещающіеся, во Христа облекаются и получають благодать Святаго Духа (Гал. 3, 27). Какъ рабъ такъ и свободный, какъ мужескій полъ такъ и женскій, получивши сію благодать, уже оставляютъ тѣ порочныя желанія, которыя раждаются отъ тѣла; принимаютъ ученіе Святаго Духа; получаютъ вѣчное наслѣдіе Царства небеснаго; и покланяются Отцу духомъ и истиною.

Дѣти мои! изъ васъ никто не долженъ сомнѣваться, что въ день послѣдняго пришествія Господа нашего Іисуса Христа будетъ произведенъ судъ надъ всѣми людьми. Первое пришествіе Господа нашего предвозвѣстило намъ судъ послѣдняго пришествія, если мы не будемъ исполнять заповѣдей Господнихъ. Вы также должны знать, что всѣ люди, облеченные Духомъ Божіимъ, непрестанно молятся о насъ ко Господу, чтобы мы соединились съ Нимъ и сдѣлались участниками того наслѣдія, которое предложено было намъ въ нашемъ первобытномъ состояніи и чтобы мы облеклись въ первобытную духовную одежду, которую совлекло съ насъ непослушаніе. Небесный Отецъ нашъ всѣмъ облеченнымъ въ Божественный Духъ Его открываетъ свою безконечную благость къ человѣческому роду и побуждаетъ исполнять слѣдующія слова Писанія: Утѣшайте, утѣшайте люди Моя. Священницы глаголите въ сердце Іерусалиму (Ис. 40, 1-2). Я прошу Бога, посѣтившаго тварь благостію Своею, чтобы Онъ далъ вамъ мудрость, знаніе, благодать и способность разумѣть написанное мною, чтобы вы знали преподанныя вамъ заповѣди Божіи и непрестанно очищали сердце свое. Возлюбленные въ Господѣ дѣти мои! я также молю Господа, чтобы Онъ принялъ и молитвы, которыя я возсылаю къ Нему о вашемъ спасеніи. Ему вѣчно должно быть приносимо славословіе. Аминь.

Источникъ: Святаго отца нашего Антонія Великаго, Письма къ монахамъ. 7. О томъ, что благодѣянія Божіи къ человѣку безчисленны, и что человѣкъ только посильнымъ упражненіемъ въ добродѣтеляхъ можетъ свидѣтельствовать Богу благодарность свою. // Журналъ «Христіанское чтеніе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академіи». — СПб.: Въ Типографіи Медицинскаго Департамента Министерства Внутреннихъ Дѣлъ, 1828. — Часть XXXI. — С. 11-21.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0