|
|||||
|
|
Святоотеческое наслѣдiе ![]() ![]() ![]() ![]() Святые по вѣкамъИзслѣдованiя![]() I-III вѣкъ ![]() IV вѣкъ ![]() V вѣкъ ![]() VI-X вѣкъ ![]() XI-XV вѣкъ ![]() Послѣ XV вѣка ![]() Acta martyrum Святые по алфавиту
Указатель ![]() Свт. Іоаннъ Златоустъ А | В | Г | Д | Е ![]() З | И | І | К | Л ![]() М | Н | О | П | Р ![]() С | Т | Ф | Х | Э ![]() Ю | Ѳ Сборники Календарь на Вашемъ сайтѣПравославный календарьНовости сайта
2018-11-28 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Анастасію протоспаѳарію (1908) 2018-11-28 / russportal Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Льву патрицію и сакелларію (1908) 2018-10-11 / russportal Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908) 2018-10-11 / russportal Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908) 2018-10-05 / russportal Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ монахинѣ (1908) 2018-10-05 / russportal Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Маріи монахинѣ (1908) Новости въ видѣ RSS-канала: ![]() |
![]() IV ВѢКЪ3. Изложеніе вѣры.
2. Равно вѣруемъ и въ Духа Святаго, вся испытующаго, и глубины Божія (1 Кор. 2, 10), анаѳематствуя всѣ ученія, мудрствующія противное этому. Не представляемъ себѣ Сыно-Отца, подобно Савелліанамъ, называя Его односущимъ, а не единосущнымъ (μονοούσιον ϰαὶ οὐχ ὁμοούσιον), и тѣмъ отрицая бытіе Сына. Не приписываемъ Отцу удобостраждущаго тѣла, какое понесъ на Себѣ Сынъ для спасенія всего міра. Три Ѵпостаси должны быть представляемы нераздѣльными между собою, какъ о людяхъ представляемъ тѣлесно, чтобы и намъ, подобно язычникамъ, не ввести многобожія; но представляй какбы рѣку, которая, исходя изъ истока, не отдѣляется отъ него, хотя два здѣсь вида и два имени. Ибо Отецъ — не Сынъ, и Сынъ — не Отецъ, потому что Отецъ есть Отецъ Сыну, и Сынъ есть Отчій Сынъ. Какъ истокъ — не рѣка, и рѣка — не истокъ, но тотъ и другая суть одна и таже вода, изъ истока ліющаяся въ рѣку: такъ и Божество отъ Отца неизліянно и неотлучно пребываетъ въ Сынѣ, какъ Господь говоритъ: изъидохъ отъ Отца, и иду ко Отцу (Іоан. 16. 28). Сый въ лонѣ Отчи (Іоан. 1, 18) всегда у Отца; и въ лонѣ Отчемъ никогда не истощалось Божество Сына; ибо сказано: Азъ бѣхъ при Немъ устрояя (Прит. 8, 29). Не представляемъ себѣ тварію, или созданіемъ, или изъ не-сущаго произшедшимъ Творца вселенной Бога, Сына Божія, Сущаго отъ Сущаго, Единаго отъ Единаго; потому что превѣчно рождена отъ Отца равная Ему Слава и Сила; ибо кто видѣлъ Сына, тотъ видѣлъ и Отца. Все сотворено чрезъ Сына, но самъ Онъ не тварь, какъ говоритъ Павелъ о Господѣ: всяческая Тѣмъ создашася; и Той есть прежде всѣхъ (Кол. 1, 16-17). Не говоритъ, что прежде всего сотворенъ, но есть прежде всѣхъ: и слово создашася относитъ къ слову всяческая, а выраженіе: есть прежде всѣхъ прилагаетъ къ одному Сыну. 3. Итакъ, Онъ по естеству есть Совершенное отъ Совершеннаго Рожденіе, рожденное прежде всѣхъ холмовъ, т. е. прежде всякой словесной и разумной сущности; какъ и въ другомь мѣстѣ Павелъ называетъ Его перворожденнымъ всея твари (Кол. 1, 15); но назвавъ перворожденнымъ, показываетъ этимъ, что Онъ — не тварь, а рожденіе Отца; ибо странно о Божествѣ Его употребить сказуемое: тварь. Все сотворено Отцемъ чрезъ Сына; одинъ Сынъ превѣчно рожденъ отъ Отца; потому перворожденъ есть всея твари Богъ Слово, Неизмѣнный отъ Неизмѣннаго. Тѣло, которое Онъ насъ ради понесъ на Себѣ, есть тварь. О Немъ говоритъ Іеремія, по переводу седмидесяти толковниковъ: созда Господь спасеніе въ насажденіе ново: въ немже спасенніи объидутъ человѣцы (Іер. 31, 22); а у Акилы то же изреченіе излагается: созда Господь новое въ женѣ. Созданное же въ насажденіе намъ спасеніе новое, а не древнее, при насъ, а не при жившихъ прежде насъ, есть Іисусъ, какъ Спаситель, содѣлавшійся человѣкомъ; имя же Іисусъ переводится иногда словомъ: спасеніе, и иногда — словомъ: Спаситель. Спасеніе отъ Спасителя точно такъ-же, какъ освѣщеніе отъ свѣта. Итакъ, Спасителемъ созданное спасеніе есть новое, какъ говоритъ Іеремія: созда намъ спасеніе ново; и какъ выражаетъ Акила: создалъ Господь новое въ женѣ, т. е. въ Маріи: потому что ничего новаго не создано въ женѣ, кромѣ Господня тѣла, рожденнаго отъ Дѣвы Маріи безъ плотскаго общенія, какъ и въ Притчахъ отъ Лица Іисусова говорится: Господь созда Мя начало путей Своихъ въ дѣла Своя (Прит. 8, 22); не сказано же: прежде дѣлъ созда мя, чтобы изреченія сего не принялъ кто о Божествѣ Слова. 4. Итакъ, оба изреченія написаны объ Іисусѣ, относительно къ тѣлу. Ибо въ начало путей созданъ Господній человѣкъ, котораго явилъ Онъ намъ во спасеніе, зане Тѣмъ имамы приведеніе ко Отцу (Ефес. 2, 18). Онъ есть путь, приводящій насъ къ Отцу, а путь есть нѣчто тѣлесно видимое; и это есть Господній человѣкъ. Все сотворило Божіе Слово, Само будучи не тварію, но Рожденіемъ; потому что въ числѣ тварей ничего не сотворило равнаго или подобнаго Себѣ. Раждать — прилично Отцу, а творить — художнику. Произведеніе и тварь есть тѣло, которое насъ ради понесъ на Себѣ Господь, Иже бысть намъ, какъ говоритъ Павелъ, премудрость отъ Бога, и освященіе, и правда, и избавленіе (1 Кор. 1, 30), хотя Слово — прежде насъ и прежде всякой твари, и было, и есть Отчая Премудрость. Святый же Духъ, исходя отъ Отца, всегда пребываетъ въ рукахъ посылающаго Отца и носящаго Сына, и Имъ Онъ наполняетъ всяческая. Отецъ, имѣя бытіе отъ Себя, какъ сказали мы, родилъ Сына, а не создалъ, — родилъ какъ рѣку отъ истока, какъ растеніе отъ корня, какъ сіяніе отъ свѣта, все же это видимъ въ природѣ нераздѣльнымъ. Чрезъ Него Отцу Слава, держава и величіе прежде всѣхъ вѣковъ и во всѣ вѣки вѣковъ! Аминь.
Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Аѳанасія Великаго, Архіепископа Александрійскаго. Часть первая. / Изданіе второе исправленное и дополненное. — СТСЛ.: Собственная типографія, 1902. — С. 264-267.
|
||
«Русскiй Порталъ» © 2004-2019 |