Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 30 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Аѳанасій Великій (†373 г.)
3. Изложеніе вѣры.

1. Вѣруемъ во единаго нерожденнаго Бога Отца, Вседержителя, Творца всему видимому и невидимому, имѣющаго бытіе отъ Себя. И во единаго Единороднаго — Слово, Премудрость, Сына, безначально и превѣчно отъ Отца рожденнаго, — не устно и мысленно произносимое слово, не изліяніе Совершеннаго, не отсѣкъ и не отпрыскъ безстрастнаго Естества, но Сына самосовершеннаго, живаго и дѣйственнаго; истинный, равночестный и равнославный Образъ Отца; ибо сказано, что такова воля Отца, да якоже чтутъ Отца, тако чтутъ и Сына (Іоан. 5, 23); Бога истиннаго отъ Бога истиннаго, какъ говоритъ Іоаннъ въ соборныхъ посланіяхъ: И да будемъ во истиннѣмъ Сынѣ Его Іисусѣ Христѣ. Сей есть истинный Богъ и животъ вѣчный (1 Іоан. 5, 20); Вседержителя отъ Вседержителя; ибо надъ чѣмъ начальствуетъ и чѣмъ обладаетъ Отецъ, надъ всѣмъ тѣмъ начальствуетъ и всѣмъ тѣмъ обладаетъ и Сынъ, всецѣлый отъ всецѣлаго, подобный Отцу, какъ говоритъ Господь: видѣвый Мене, видѣ Отца (Іоан. 14, 9). Рожденъ же Онъ неизреченно и недомыслимо: родъ бо Его кто исповѣсть (Иса. 53, 8)? Иначе сказать: никто. И при скончаніи вѣковъ низшелъ изъ нѣдръ Отчихъ, и отъ Пречистой Дѣвы Маріи воспріялъ нашего человѣка, Христа Іисуса, Котораго по собственному изволенію предалъ за насъ на страданіе, какъ говоритъ Господь: никтоже возметъ душу Мою отъ Мене: область имамъ положити ю, и область имамъ паки пріяти ю (Іоан. 10, 18). По сему-то человѣку распятый и умершій за насъ, воскресъ Онъ изъ мертвыхъ и вознесся на небеса. Созданный для насъ въ начало путей (Прит. 8, 22), пребывая на землѣ, показалъ намъ во тьмѣ свѣтъ, спасеніе отъ заблужденія, жизнь изъ мертвыхъ и входъ въ рай, изъ котораго Адамъ изгнанъ, и въ который паки вошелъ чрезъ разбойника, какъ сказалъ Господь: днесь со Мною будеши въ раи (Лук. 23, 43), въ который восходилъ и Павелъ; — показалъ вхожденіе на небеса, идѣже предтеча вниде о насъ Господній человѣкъ (Евр. 6, 20), въ которомъ будетъ судить живыхъ и мертвыхъ.

2. Равно вѣруемъ и въ Духа Святаго, вся испытующаго, и глубины Божія (1 Кор. 2, 10), анаѳематствуя всѣ ученія, мудрствующія противное этому.

Не представляемъ себѣ Сыно-Отца, подобно Савелліанамъ, называя Его односущимъ, а не единосущнымъ (μονοούσιον ϰαὶ οὐχ ὁμοούσιον), и тѣмъ отрицая бытіе Сына. Не приписываемъ Отцу удобостраждущаго тѣла, какое понесъ на Себѣ Сынъ для спасенія всего міра. Три Ѵпостаси должны быть представляемы нераздѣльными между собою, какъ о людяхъ представляемъ тѣлесно, чтобы и намъ, подобно язычникамъ, не ввести многобожія; но представляй какбы рѣку, которая, исходя изъ истока, не отдѣляется отъ него, хотя два здѣсь вида и два имени. Ибо Отецъ — не Сынъ, и Сынъ — не Отецъ, потому что Отецъ есть Отецъ Сыну, и Сынъ есть Отчій Сынъ. Какъ истокъ — не рѣка, и рѣка — не истокъ, но тотъ и другая суть одна и таже вода, изъ истока ліющаяся въ рѣку: такъ и Божество отъ Отца неизліянно и неотлучно пребываетъ въ Сынѣ, какъ Господь говоритъ: изъидохъ отъ Отца, и иду ко Отцу (Іоан. 16. 28). Сый въ лонѣ Отчи (Іоан. 1, 18) всегда у Отца; и въ лонѣ Отчемъ никогда не истощалось Божество Сына; ибо сказано: Азъ бѣхъ при Немъ устрояя (Прит. 8, 29). Не представляемъ себѣ тварію, или созданіемъ, или изъ не-сущаго произшедшимъ Творца вселенной Бога, Сына Божія, Сущаго отъ Сущаго, Единаго отъ Единаго; потому что превѣчно рождена отъ Отца равная Ему Слава и Сила; ибо кто видѣлъ Сына, тотъ видѣлъ и Отца. Все сотворено чрезъ Сына, но самъ Онъ не тварь, какъ говоритъ Павелъ о Господѣ: всяческая Тѣмъ создашася; и Той есть прежде всѣхъ (Кол. 1, 16-17). Не говоритъ, что прежде всего сотворенъ, но есть прежде всѣхъ: и слово создашася относитъ къ слову всяческая, а выраженіе: есть прежде всѣхъ прилагаетъ къ одному Сыну.

3. Итакъ, Онъ по естеству есть Совершенное отъ Совершеннаго Рожденіе, рожденное прежде всѣхъ холмовъ, т. е. прежде всякой словесной и разумной сущности; какъ и въ другомь мѣстѣ Павелъ называетъ Его перворожденнымъ всея твари (Кол. 1, 15); но назвавъ перворожденнымъ, показываетъ этимъ, что Онъ — не тварь, а рожденіе Отца; ибо странно о Божествѣ Его употребить сказуемое: тварь. Все сотворено Отцемъ чрезъ Сына; одинъ Сынъ превѣчно рожденъ отъ Отца; потому перворожденъ есть всея твари Богъ Слово, Неизмѣнный отъ Неизмѣннаго.

Тѣло, которое Онъ насъ ради понесъ на Себѣ, есть тварь. О Немъ говоритъ Іеремія, по переводу седмидесяти толковниковъ: созда Господь спасеніе въ насажденіе ново: въ немже спасенніи объидутъ человѣцы (Іер. 31, 22); а у Акилы то же изреченіе излагается: созда Господь новое въ женѣ. Созданное же въ насажденіе намъ спасеніе новое, а не древнее, при насъ, а не при жившихъ прежде насъ, есть Іисусъ, какъ Спаситель, содѣлавшійся человѣкомъ; имя же Іисусъ переводится иногда словомъ: спасеніе, и иногда — словомъ: Спаситель. Спасеніе отъ Спасителя точно такъ-же, какъ освѣщеніе отъ свѣта. Итакъ, Спасителемъ созданное спасеніе есть новое, какъ говоритъ Іеремія: созда намъ спасеніе ново; и какъ выражаетъ Акила: создалъ Господь новое въ женѣ, т. е. въ Маріи: потому что ничего новаго не создано въ женѣ, кромѣ Господня тѣла, рожденнаго отъ Дѣвы Маріи безъ плотскаго общенія, какъ и въ Притчахъ отъ Лица Іисусова говорится: Господь созда Мя начало путей Своихъ въ дѣла Своя (Прит. 8, 22); не сказано же: прежде дѣлъ созда мя, чтобы изреченія сего не принялъ кто о Божествѣ Слова.

4. Итакъ, оба изреченія написаны объ Іисусѣ, относительно къ тѣлу. Ибо въ начало путей созданъ Господній человѣкъ, котораго явилъ Онъ намъ во спасеніе, зане Тѣмъ имамы приведеніе ко Отцу (Ефес. 2, 18). Онъ есть путь, приводящій насъ къ Отцу, а путь есть нѣчто тѣлесно видимое; и это есть Господній человѣкъ.

Все сотворило Божіе Слово, Само будучи не тварію, но Рожденіемъ; потому что въ числѣ тварей ничего не сотворило равнаго или подобнаго Себѣ. Раждать — прилично Отцу, а творить — художнику. Произведеніе и тварь есть тѣло, которое насъ ради понесъ на Себѣ Господь, Иже бысть намъ, какъ говоритъ Павелъ, премудрость отъ Бога, и освященіе, и правда, и избавленіе (1 Кор. 1, 30), хотя Слово — прежде насъ и прежде всякой твари, и было, и есть Отчая Премудрость.

Святый же Духъ, исходя отъ Отца, всегда пребываетъ въ рукахъ посылающаго Отца и носящаго Сына, и Имъ Онъ наполняетъ всяческая. Отецъ, имѣя бытіе отъ Себя, какъ сказали мы, родилъ Сына, а не создалъ, — родилъ какъ рѣку отъ истока, какъ растеніе отъ корня, какъ сіяніе отъ свѣта, все же это видимъ въ природѣ нераздѣльнымъ. Чрезъ Него Отцу Слава, держава и величіе прежде всѣхъ вѣковъ и во всѣ вѣки вѣковъ! Аминь.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Аѳанасія Великаго, Архіепископа Александрійскаго. Часть первая. / Изданіе второе исправленное и дополненное. — СТСЛ.: Собственная типографія, 1902. — С. 264-267.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0