Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 19 января 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Аѳанасій Великій (†373 г.)
4. На слова: вся Мнѣ предана суть Отцемъ Моимъ: и никтоже знаетъ, кто есть Сынъ, токмо Отецъ: и кто есть Отецъ, токмо Сынъ, и емуже аще волитъ Сынъ открыти (Матѳ. 11, 27).

1. И сего не уразумѣвъ держащіеся Аріевой ереси, Евсевій и сообщники его, нечестиво говорятъ о Господѣ: «Если вся предана (и подъ словомъ вся разумѣютъ они господство надъ тварію); то было, когда не имѣлъ сего. Если-жъ не имѣлъ; то Онъ не отъ Отца, потому что, если бы отъ Отца былъ, то, какъ Сущій отъ Него, всегда имѣлъ бы сіе, и не было бы Ему нужды принимать это». Но этими-то словами изобличится наиболѣе ихъ неразуміе; потому что изреченіе это означаетъ не начальство надъ тварію, или господство надъ вещами сотворенными, но имѣетъ въ виду дать нѣкоторое понятіе о домостроительствѣ.

Если тогда предана Ему вся, когда сказалъ это; то явно, что, прежде пріятія Имъ всего, тварь не имѣла въ себѣ Слова. Какъ же сказано: всяческая въ Немъ состоятся (Кол. 1, 17)? Если же вмѣстѣ съ тѣмъ, какъ произошла тварь, вся она предана Ему; то не было нужды предавать; потому что вся Тѣмъ быша (Іоан. 1, 3), и излишне было бы предавать Господу то, чему Самъ Онъ — Создатель. Онъ былъ Господь сотвореннаго по тому самому, что сотворилъ сіе. Но если уже по сотвореніи вся предана Ему, то вникни въ несообразность. Ибо если предана, и по принятіи Имъ, Отецъ устранился; то подвергаемся опасности впасть съ иными въ баснословіе, будто бы Отецъ, предавъ Сыну, Самъ отступился отъ міра. Или если, когда содержитъ все Сынъ, содержитъ также и Отецъ, то надлежало бы сказать не предана, но — Отецъ принялъ въ общеніе, какъ Павелъ Силуана. А въ этомъ еще болѣе несообразности. Богъ ни въ комъ не имѣетъ нужды, и не по необходимости принялъ въ помощь Сына; но, будучи Отцемъ Слову, чрезъ Него все творитъ и не предаетъ Ему твари, но чрезъ Него и въ Немъ промышляетъ о твари, такъ что и воробей не падетъ на землю безъ воли Отца, и трава не одѣнется безъ Бога. Впрочемъ, тогда какъ дѣлаетъ Отецъ, и Сынъ дѣлаетъ доселѣ (Іоан. 5, 17).

Итакъ суетно мудрованіе нечестивыхъ. Приведенное изреченіе не то значитъ, чтó они думаютъ, указываетъ же на Господне во плоти домостроительство.

2. Когда человѣкъ согрѣшилъ и палъ, а съ паденіемъ его все пришло въ смятеніе, усилилась смерть отъ Адама даже до Моисея (Рим. 5, 14), земля подверглась проклятію, отверзся адъ, заключился рай, раздражилось небо, человѣкъ въ конецъ развратился и уподобился скотамъ, діаволъ же поругался надъ нами; тогда Богъ, Который человѣколюбивъ, и не хочетъ, чтобы погибъ созданный по образу Его человѣкъ, изрекъ: кого послю, и кто пойдетъ? Всѣ безмолвствовали, и Сынъ сказалъ: се Азъ, посли Мя. Тогда-то конечно Отецъ, сказавъ Ему: иди (Иса. 6, 8. 9), предалъ Ему человѣка, чтобы само Слово стало плотію, и принявъ на Себя плоть, во всемъ обновило его. Ибо Слову преданъ человѣкъ, какъ Врачу, чтобы уврачевать отъ угрызенія змія; какъ Жизни, чтобы воскресить мертваго; какъ Свѣту, чтобы озарить тьму; и сущему Слову, чтобы обновить словесную тварь. Посему, какъ скоро вся предана Слову и Оно стало человѣкомъ; тотчасъ все обновлено и усовершено: земля вмѣсто проклятія пріемлетъ благословеніе, рай отверзтъ разбойнику, адъ ужаснулся, гробы отверзлись, когда мертвецы воскрешены, взялись врата небесныя (Псал. 23, 9), да внидетъ Грядущій отъ Эдома (Иса. 63, 1). Самъ Спаситель, чтобы показать, какимъ именно образомъ вся предана Ему, какъ говоритъ Матѳей, немедленно присовокупилъ: пріидите ко Мнѣ вси труждающіися и обремененніи, и Азъ упокою вы (Матѳ. 11,28). Мнѣ вы преданы, да упокою утружденныхъ, и оживотворю умерщвленныхъ. Согласно съ этимъ — и читаемое у Іоанна: Отецъ любитъ Сына, и вся даде въ руцѣ Его (Іоан. 3, 35). Далъ для того, чтобы, какъ все Имъ сотворено, такъ все о Немъ же могло и обновиться. Ибо не для того, чтобы изъ бѣднаго сталъ Онъ ботатымъ, предается Ему, не для того, чтобы, не имѣя власти, пріять власть, пріемлеть Онъ все; — да не будетъ сего! — а напротивъ того, чтобы Ему, какъ Спасителю, все обновить: ибо прилично было, какъ въ началѣ созданія Имъ, такъ и при исправленіи, о Немъ же прійдти сему въ бытіе, съ тою разностію въ реченіяхъ, что въ началѣ Имъ пришло въ бытіе, а въ послѣдствіи, — когда все пало, Слово стало плотію и облеклось въ плоть, — въ Немъ все обновилось. Ибо Само страдая, насъ упокоило, Само алча, насъ напитало, и, нисходя во адъ, насъ возвело изъ ада. Тогда, при сотвореніи всего, было повелѣніе прійдти въ бытіе, напримѣръ да произведетъ, да будетъ (Быт. 1, 3. 20); при исправленіи же прилично было, чтобы Ему было предано, да само Слово содѣлается человѣкомъ, и все въ Немъ обновится. Ибо оживотворялся сущій о Немъ человѣкъ. Для того Слово и соединилось съ человѣкомъ, чтобы клятва не имѣла болѣе силы надъ человѣкомъ. Для того въ 71-мъ псалмѣ умоляющіе Бога о человѣческомъ родѣ говорятъ: Боже, судъ Твой Цареви даждь (Псал. 71, 1), чтобы смертное наше осужденіе, которое было противъ насъ, предано было Сыну, и Онъ уже въ Себѣ уничтожилъ это осужденіе, умерши за насъ. Сіе разумѣя, и Самъ Онъ сказалъ въ 87-мъ псалмѣ: на Мнѣ утвердися ярость Твоя (Псал. 87, 8); потому что Самъ понесъ на Себѣ гнѣвъ, который лежалъ на насъ, какъ говоритъ и въ 137 псалмѣ: Господь воздастъ за Мя (Псал. 137, 8).

3. Посему такъ должно понимать сказанное: вся предана Спасителю; и въ этомъ смыслѣ, можно сказать, предается Ему то, чего не имѣлъ. Ибо прежде этого не былъ Онъ человѣкомъ; сталъ же человѣкомъ, чтобы спасти человѣка. Въ началѣ не было плотію Слово, но въ послѣдствіи стало плотію, и ею, по слову Апостола, примирило вражду съ нами, и законъ заповѣдей ученьми упразднило: да оба созиждетъ во единаго новаго человѣка, творя міръ, и примиритъ обоихъ во единомъ тѣлѣ Отцу (Ефес. 2, 15-16).

Что имѣетъ Отецъ, то принадлежитъ и Сыну, какъ говоритъ у Іоанна; вся, елика имать Отецъ, Моя суть (Іоан. 16, 15); и весьма выразительны слова эти. Ибо когда содѣлался тѣмъ, чѣмъ не былъ; тогда все предается Ему. А когда хочетъ указать на Свое единство съ Отцемъ; тогда не скрываетъ и учитъ, говоря: вся, елика имать Отецъ, Моя суть. И подивиться должно точности слова. Не сказалъ: вся, елика имать Отецъ, далъ Мнѣ, чтобы не заключили, будто бы не имѣлъ когда-то сего; но говоритъ: Моя суть; ибо сіе, состоя во власти Отца, также — и во власти Сына.

Но должно еще изслѣдовать: чтó имать Отецъ? Если означается этимъ тварь; то прежде твари ничего не имѣлъ Отецъ, и что имѣетъ, оказывается заимствующимъ это у твари. Да не подумаемъ сего! Ибо какъ Самъ Онъ — прежде твари, такъ прежде же твари имѣетъ все, что ни имѣетъ, и это, какъ вѣруемъ, принадлежить и Сыну. Ибо если Сынъ въ Отцѣ (Іоан. 14, 10): то все, что имѣетъ Отецъ, принадлежитъ и Сыну.

Но этимъ изреченіемъ низлагается лукавство неправомыслящихъ, которые говорятъ: «если все предается Сыну; то Отецъ прекращаетъ власть Свою надъ тѣмъ, чтó предано Сыну; потому что вмѣсто Себя поставляетъ Сына: Отецъ бо не судитъ никомуже, но судъ весь даде Сынови (Іоан. 5, 22)». Но да заградятся уста глаголющихъ неправедная (Псал. 62, 12)! Ибо самъ Отецъ не лишился владычества потому, что судъ весь даде Сынови. И если сказано, что Отцемъ предано все Сыну; то посему не перестаетъ Самъ быть надъ всѣмъ.

Поелику же явнымъ образомъ отдѣляютъ отъ Отца Единороднаго Божія, неотдѣльнаго по естеству, хотя эти злочестивцы въ безуміи своемъ стараются отдѣлить Его на словахъ, не разумѣя, что свѣтъ никакъ не отдѣлимъ отъ солнца, но естественно въ немъ пребываетъ; то (хотя и дерзко входить въ изслѣдованіе о недомыслимомъ естествѣ), — воспользовавшись скуднымъ подобіемъ, заимствованнымъ отъ того, что — обыкновенно и у насъ подъ руками, должно намъ объяснить мысленное словомъ.

4. Посему, какъ имѣющему здравый умъ не возможно представить, что солнечный свѣтъ, озаряющій вселенную, сіяетъ безъ солнца, потому что солнечный свѣтъ соединенъ съ естествомъ солнца; и еслибы свѣтъ сказалъ: «отъ солнца заимствую то, что все озаряю, что все растетъ и укрѣпляется моею теплотою»; то ни одинъ безумецъ не подумаетъ именованіе солнца отдѣлять отъ естества, которое отъ него происходитъ и которое есть свѣтъ: такъ, благочестиво — думать, что Божественная сущность Слова соединена по естеству съ Отцемъ Своимъ. Ибо разсматриваемое нами изреченіе представляетъ самое ясное истолкованіе искомаго; такъ какъ Спаситель сказалъ: вся, елика имать Отецъ, Моя суть. Это означаетъ, что всегда пребываетъ Онъ со Отцемъ. Ибо слова: елика имать даютъ разумѣть, что Отецъ имѣетъ владычество; а слова: Моя суть показываютъ нераздѣльное единеніе. Посему необходимо должны мы представлять, что въ Отцѣ есть нескончаемость бытія, вѣчность, безсмертіе, и это пребываетъ въ Немъ не какъ что-либо Ему чуждое, но, какъ въ Источникѣ, покоится въ Немъ и въ Сынѣ. И когда хочешь представить чтó о Сынѣ, тогда познай прежде, чтó есть во Отцѣ, и потомъ вѣруй, что тоже самое есть и въ Сынѣ Если Отецъ есть тварь, или произведеніе; то и Сынъ — тоже. И если позволительно сказать объ Отцѣ, что было, когда Онъ не былъ, или что Онъ — изъ не-сущаго; то пусть будетъ это сказано и о Сынѣ. Но если нечестиво утверждать, что есть это въ Отцѣ; то да будетъ нечестиво представлять это и въ Сынѣ. Ибо что принадлежитъ Отцу, то принадлежитъ и Сыну; кто чтитъ Сына, тотъ чтитъ пославшаго Его Отца (Іоан. 5, 23); кто пріемлетъ Сына, тотъ съ Нимъ пріемлетъ и Отца (Іоан 13, 20); кто видѣлъ Сына, тотъ видѣлъ и Отца (Іоан. 14, 9) Поэтому какъ Отецъ — не тварь, такъ не тварь и Сынъ, и какъ невозможно сказать объ Отцѣ, что было, когда Онъ не былъ, или что Онъ — изъ не-сущаго, такъ неприлично говорить это и о Сынѣ. Напротивъ же того, какъ въ Отцѣ — нескончаемость бытія, безсмертіе, вѣчность, несозданность; такъ точно слѣдуетъ думаетъ намъ и о Сынѣ, по написанному: якоже Отецъ имать животъ въ Себѣ; тако даде и Сынови животъ имѣти въ Себѣ (Іоан. 5, 26). Сказано же: даде, чтобы указать на дающаго Отца; но какъ въ Отцѣ, такъ и въ Сынѣ, есть жизнь; изъ чего заключай о нераздѣльности и вѣчности бытія. И посему-то съ такою точностію Спаситель сказалъ: елика имать Отецъ, чтобы и здѣсь, говоря объ Отцѣ, не быть признаннымъ за самого Отца. Не сказалъ Онъ: «Я — Отецъ»; но: елика имать Отецъ.

5. И Единородный Отчій Сынъ отъ Отца именуется Отцемъ же, впрочемъ не въ томъ смыслѣ, въ какомъ, можетъ быть, приняли бы вы, заблуждающіеся аріане; напротивъ того, Онъ — Сынъ родившаго Его Отца, Отецъ же будущаго вѣка. Ибо должно отнять у васъ всѣ наши предположенія. У Пророка сказано: родися намъ Сынъ, и дадеся намъ, Егоже начальство бысть на рамѣ Его: и нарицается имя Еговелика совѣта Ангелъ, Богъ крѣпкій, Властитель, Отецъ будущаго вѣка (Иса. 9, 6). Итакъ, Единородный есть и Отецъ будущаго вѣка, и Сынъ Божій, есть Богъ крѣпкій и Властитель, и ясно доказано, что вся, елика имать Отецъ, суть и у Сына, и, какъ Отецъ даетъ жизнь, такъ и Сыну равно возможно живить, ихже хощетъ (Іоан. 5, 21). Ибо сказано: мертвіи услышатъ гласъ Сына (Божія), и оживутъ (Іоан. 5, 25). Одна воля, одно хотѣніе — у Отца и Сына; потому что и естество у нихъ одно и нераздѣльно.

Напрасно утруждаютъ себя аріане, не понимая сказаннаго Спасителемъ нашимъ: вся, елика имать Отецъ, Моя суть. Этими словами и Савелліево низлагается заблужденіе, и обличается неразуміе нынѣшнихъ іудеевъ. Ибо, по разуму этихъ словъ, Единородный имѣетъ жизнь въ Себѣ, какъ имѣетъ Отецъ; и Онъ одинъ знаетъ, кто есть Отецъ; потому что во Отцѣ пребываетъ, и Отца имѣетъ въ Себѣ. Онъ есть Отчій образъ; слѣдовательно въ Немъ, какъ въ образѣ, есть все то, чтó принадлежитъ Отцу. Онъ есть равнообразная печать, показывающая въ Себѣ Отца; Онъ — живое, истинное Слово, сила, премудрость, освященіе и избавленіе наше. О Немъ бо живемъ и движемся и есмы (Дѣян. 17, 28), и никтоже знаетъ, кто есть Отецъ, токмо Сынъ, и — кто есть Сынъ, токмо Отецъ.

6. Какъ же нечестивые осмѣливаются суесловить о томъ, о чемъ не позволительно умствовать, когда они — люди, и не въ состояніи объяснить и того, чтó на землѣ? И что говорю о томъ, чтó на землѣ? Пусть скажутъ намъ о себѣ самихъ, если въ состояніи будутъ изслѣдовать собственную свою природу, подлинно дерзкіе и самонадѣянные эти люди, не трепещущіе славы, въ нюже желаютъ приникнути Ангелы (1 Петр. 1, 12), которые — столько выше насъ и природою и чиномъ. Ибо чтó ближе къ Богу Херувимовъ и Серафимовъ? Но и они не только не смѣютъ взирать, или предстоять въ прямомъ положеніи, но даже не съ обнаженными, но какбы съ прикровенными лицами произносятъ славословіе, немолчными устами въ трисвятой пѣсни прославляя не иное что, а только Божіе неизреченное естество. И никто изъ богомудрыхъ Пророковъ, особенно сподобившихся сего видѣнія, не возвѣщалъ намъ, что, произнося первое святъ, Серафимы восклицаютъ громкимъ голосомъ, а второе произносятъ тише, третіе же еще слабѣе, и потому, собственно величаютъ только первую Святыню, вторую же подчиняютъ Ей, и третію поставляютъ еще ниже. Да не приближается къ намъ это безуміе богомерзкихъ и безразсудныхъ еретиковъ! Всепѣтая, досточтимая и достопокланяемая Троица есть единая, нераздѣльная и неописуемая. Сочетавается же неслитно, и какъ Единица дѣлится несѣкомо. Почему, досточтимыя эти живыя существа троекратнымъ возношеніемъ славословія, взывая: святъ, святъ, святъ, показываютъ три совершенныя Ѵпостаси, а единымъ произношеніемъ слова: Господь выражаютъ единую сущность.

Посему умаляющіе Единороднаго Сына Божія хулятъ Бога, имѣя ложное понятіе о совершенствѣ, и, несправедливо называя Его несовершеннымъ, дѣлаютъ себя достойными самаго жестокаго наказанія; потому что призносящіе хулу на одну изъ Божественныхъ Ѵпостасей не получатъ отпущенія грѣховъ ни въ семъ вѣкѣ, ни въ будущемъ. Но Богъ — силенъ отверсть сердечныя очи ихъ къ познанію Солнца правды, да, познавъ Того, Кого прежде отвергали, вмѣстѣ съ нами и они прославятъ Его неослабно благочестивымъ разумомъ; потому что Его есть царство, — Отца и Сына и Святаго Духа, нынѣ и во вѣки. Аминь.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Аѳанасія Великаго, Архіепископа Александрійскаго. Часть первая. / Изданіе второе исправленное и дополненное. — СТСЛ.: Собственная типографія, 1902. — С. 268-276.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0