Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 25 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Аѳанасій Великій (†373 г.)
9. Письмо къ Драконтію.

1. Недоумѣваю, чтó написать? За отказъ ли порицать тебя? Или — за то, что высматриваешь время и укрываешься страха ради іудейска? Впрочемъ, въ томъ и другомъ случаѣ поступокъ твой, возлюбленный Драконтій, достоинъ порицанія. Не прилично тебѣ было, принявъ благодать, скрываться, и при своемъ благоразуміи подавать другимъ поводъ къ бѣгству, потому что многіе, услышавъ объ этомъ, соблазняются тѣмъ, что не просто сдѣлалъ ты это, но имѣя въ виду время и предстоящія Церкви скорби. И боюсь, чтобы ты, предавшись бѣгству ради себя, предъ Господомъ не подвергся опасности за другихъ. Если соблазняющему единаго малыхъ желательнѣе было бы, да обѣсится жерновъ осельскій на выи его и потонетъ (Матѳ. 18, 6): чтó можешь потерпѣть ты, послуживъ соблазномъ для многихъ? Согласіе, неожиданно водворившееся въ Александрійской области съ твоимъ поставленіемъ, необходимо разстроится по причинѣ твоего удаленія, и епископство этой области будетъ восхищаемо многими, даже не людьми правомыслящими, но самъ знаешь, какими. Язычники, при твоемъ поставленіи давшіе обѣтъ стать христіанами, останутся язычниками; потому что твое благоговѣніе уничижаетъ данную благодать.

2. Какое же дано будетъ тобою оправданіе въ этомъ? Какими извиненіями въ состояніи будешь смыть и сгладить съ себя такія вины? Какъ уврачуешь ради тебя падшихъ и соблазнившихся? Или, какъ, по расторженіи мира, возстановишь его снова? Вмѣсто радости, возлюбленный Драконтій, причинилъ ты намъ печаль, и вмѣсто утѣшенія — сѣтованіе. Надѣялись мы утѣшиться тѣмъ, что будешь ты съ нами; а теперь видимъ, что предаешься бѣгству, и предусматриваемъ, что и на судѣ будешь обличенъ, и устыдишься, и подвергшись опасности, станешь раскаяваться. И кто, какъ сказалъ Пророкъ, умилосердится о тебѣ, или кто пойдетъ молити о мирѣ тебѣ (Іер. 15, 5), видя, что братія, за которыхъ умеръ Христосъ, потерпѣли вредъ отъ твоего бѣгства? Ибо несомнѣнно долженъ ты знать, что до поставленія своего жилъ ты для себя, а послѣ поставленія обязанъ жить для тѣхъ, надъ кѣмъ поставленъ; и до пріятія тобою благодати епископства никто не зналъ тебя, а когда ты сталъ уже епископомъ, — народъ ожидаетъ, что предложишь ему пищу — ученіе Писаній. Посему, когда ожидающіе томятся гладомъ, а ты будешь питать себя одного, и пріидетъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ, мы же предстанемъ предъ Нимъ, — какое будешь имѣть оправданіе въ томъ, что гладными увидитъ Онъ собственныхъ овецъ Своихъ? Если бы не пріялъ ты динаріевъ, то не сдѣлалъ бы Онъ тебѣ упрека. А если пріялъ ты, закопалъ и скрылъ; то справедливо укоритъ тебя, изрекши тѣ слова, которыхъ лучше не слышать твоему благоговѣнію: подобаше тебѣ вдати динарій Мой торжникомъ, да пришедъ Азъ истяжу отъ нихъ (Матѳ. 25, 27).

3. Умоляю тебя пощадить себя и насъ, — себя, чтобы не подвергнуться тебѣ опасности, — а насъ, чтобы не печалились мы о тебѣ. Позаботься о Церкви, чтобъ чрезъ тебя не потерпѣли вреда многіе изъ малыхъ, и чтобы другіе этого не обратили для себя въ предлогъ къ удаленію.

Итакъ, если убоялся ты времени, и по страху сдѣлалъ это, то это — не мужескій образъ мыслей; въ такомъ случаѣ и надлежало — показать ревность по Христѣ, съ особеннымъ дерзновеніемъ дѣйствовать въ бѣдственныхъ обстоятельствахъ, и сказать словами блаженнаго Павла: во всѣхъ сихъ препобѣждаемъ (Рим. 8, 37), — тѣмъ болѣе, что подобаетъ служить не времени, но Господу.

Если же не нравится тебѣ распоряженіе Церкви, не представляешь себѣ, что епископское служеніе имѣетъ мзду свою, и, напротивъ того, презираешь устроившаго такъ Спасителя; то умоляю тебя, не держись подобныхъ мыслей, не потерпи и тѣхъ, которые совѣтуютъ это. Не достойно это Драконтія. Ибо, что учредилъ Господь чрезъ Апостоловъ, то прекрасно и непоколебимо пребываетъ; боязнь же братій прекратится.

4. Если бы всѣ имѣли ту-же мысль, какую имѣютъ нынѣ твои совѣтники; то какъ содѣлался бы ты христіаниномъ безъ епископовъ? Если возъимѣютъ такую мысль тѣ, которые будутъ послѣ насъ; то возможно ли стоять Церкви? Или совѣтники твои думаютъ, что ничего не пріялъ ты, потому что пренебрегаютъ симъ? Но это — ложно. Въ такомъ случаѣ остается имъ думать, что и благодать крещенія — ничто, если нѣкоторые пренебрегаютъ ею. Пріялъ ты благодать, возлюбленный Драконтій; не терпи при себѣ совѣтниковъ твоихъ и не обманывай самого себя. Ибо Богъ, даровавшій тебѣ это, потребуетъ у тебя отчета. Или не слышалъ ты, чтó говоритъ Апостолъ: не неради о своемъ дарованіи, живущемъ въ тебѣ (1 Тим. 4, 14)? Или не читалъ, какъ Богъ пріемлетъ усугубившаго даръ, и осуждаеть скрывшаго? О, если бы поспѣшилъ ты возвращеніемъ, чтобы и тебѣ стать въ числѣ похваляемыхъ!

Или скажи, чьимъ подражателемъ долженъ ты быть, по желанію совѣтниковъ твоихъ? Ибо дóлжно намъ сообразовать житіе свое съ житіемъ святыхъ и Отцевъ, и имъ подражать, а также знать, что, уклоняясь отъ образа ихъ житія, дѣлаемся чуждыми и общенія съ ними. Кому же подражателемъ желаютъ они видѣть тебя? — Тому ли, кто колеблется, и хотя желаетъ послѣдовать, однако же отлагаетъ это, и ради своихъ принимаетъ то и другое намѣреніе? Или — блаженному Павлу, который, какъ-скоро вручено ему было домостроительство, не приложися плоти и крови (Гал. 1, 16)? Хотя и говорилъ онъ: нѣсмь достоинъ нарещися Апостолъ (1 Кор. 15, 9); однако же, зная, чтó пріялъ, и не невѣдая Даровавшаго, писалъ: горе мнѣ есть, аще не благовѣствую (1 Кор. 9, 16). Но какъ горе мнѣ, не благовѣствуя, взывалъ онъ, такъ уча и проповѣдуя Евангеліе, научаемыхъ имъ почиталъ для себя радостію и вѣнцемъ (Флп. 4, 1). Отъ сего-то и раченіе у святаго Апостола — проповѣдовать даже до Иллирика, не медлить отшествіемъ въ Римъ, идти въ Испанію (Рим. 15, 19-28), чтобы, въ какой мѣрѣ потрудится, въ такой-же пріять бóльшую награду за трудъ. Почему и хвалился, подвигомъ добрымъ подвизаясь, и надѣялся получить славный вѣнецъ (2 Тим. 4, 7-8). Итакъ, возлюбленный Драконтій, кому подражая, поступаешь такъ? Апостолу ли блаженному, или тѣмъ, которые не подобны ему? А я желаю, чтобы тебѣ и мнѣ быть подражателемъ всѣхъ святыхъ.

5. Или, можетъ быть, иные совѣтуютъ тебѣ скрываться потому, что далъ ты слово и клятву не оставаться, если будешь поставленъ. Ибо слышу, что они такими рѣчами оглушаютъ слухъ, и думаютъ показать тѣмъ свое благоговѣніе. Но если бы подлинно были они благоговѣйны, то наипаче благоговѣли бы предъ Богомъ, возложившимъ на тебя это священнослуженіе. А если бы читали Священныя Писанія, то не давали бы совѣтовъ противныхъ имъ. Иначе, надлежало бы имъ охуждать и Іеремію, обвинять и великаго Моисея, потому что не послушали они совѣта ихъ, но, убоявшись Бога, совершили служеніе и скончались Пророками. Ибо и они, когда были посылаемы и пріяли уже благодать пророчества, сперва отрицались, а потомъ пришли въ страхъ и не уничижили Пославшаго. Поэтому, если ты худогласенъ и косноязыченъ (Исх. 4, 10), убойся Создателя своего Бога. Если говоришь о себѣ, что юнъ ты для проповѣди; возблагоговѣй предъ Тѣмъ, Кто позналъ тебя, прежде неже создати тя во чревѣ (Іер. 1, 5). Если и слово ты далъ (а слово для святыхъ то-же, что клятва); то прочти у Іереміи, какъ и онъ, — сказавъ: не воспомяну имене Господня (Іер. 20, 9), а впослѣдствіи убоявшись, когда стало оно въ немъ огнемъ, — не сдѣлалъ, какъ сказалъ, и не скрылся, какъ связанный предварительно клятвою, но, благоговѣя къ Поручающему дѣло, исполнилъ пророческое служеніе. Или не знаешь, возлюбленный, что Іона, предавшись бѣгству, потерпѣлъ то, что совершилось съ нимъ, и потомъ опять сталъ пророчествовать?

6. Итакъ, не принимай иныхъ совѣтовъ, кромѣ сего Господь лучше насъ знаетъ наше состояніе; Онъ знаетъ, кому поручаетъ Церкви Свои. Хотя бы кто и недостоинъ былъ, — да не смотритъ на прежнюю жизнь, но да исполняетъ служеніе, чтобы, при осужденіи за жизнь, не понести на себѣ клятвы и за нерадѣніе.

Ужели же ты, возлюбленный Драконтій, зная это, при благоразуміи своемъ, не сокрушаешься въ душѣ? Ужели не заботишься, чтобы не погибъ кто изъ порученныхъ тебѣ? Ужели совѣсть не сожигаетъ тебя, какъ огнемъ? Ужели не страшишься суднаго дня, въ который никто изъ совѣтующихъ нынѣ не будетъ тамъ помощникомъ? Ибо каждый дастъ отчетъ за порученныхъ ему. Скрывшему динарій какую пользу принесло извиненіе его? Что было пользы Адаму, когда сказалъ: жена прельстила меня? Если и подлинно немощенъ — ты, возлюбленный Драконтій; то слѣдуетъ тебѣ принять на себя попеченіе, — чтобы, когда Церковь будетъ безъ надзора, не причинили ей вреда враги, воспользовавшись твоимъ бѣгствомъ. И тебѣ слѣдуетъ препоясаться, чтобы не оставить въ подвигѣ насъ однихъ; и тебѣ слѣдуетъ потрудиться, чтобы со всѣми пріять мзду.

7. Итакъ поспѣши, возлюбленный, не медля болѣе, и не потерпи тѣхъ, которые препятствуютъ тебѣ, но помни Даровавшаго тебѣ благодать, и пріиди къ намъ, которые любимъ тебя и совѣтуемъ тебѣ, что — согласно съ Писаніями, чтобы и мы сопроводили тебя, и ты, священнодѣйствуя въ церквахъ, воспоминалъ и о насъ.

Не ты одинъ поставленъ изъ монаховъ, не ты одинъ настоятельствовалъ въ монастырѣ, или любимъ былъ монахами. Напротивъ того, знаешь, что и Серапіонъ — монахъ, и настоятельствовалъ надъ такимъ числомъ монаховъ. Не безъизвѣстно тебѣ, — сколькихъ монаховъ Отцемъ былъ Аполлонъ; знаешь Агаѳона; не неизвѣстенъ тебѣ Аристонъ; помнишь Аммонія, странствовавшаго съ Серапіономъ; слышалъ, можетъ быть, о Мовитѣ въ верхней Ѳиваидѣ; можешь освѣдомиться о Павлѣ въ Литополѣ, и о многихъ другихъ. Они, когда были поставлены, не прекословили, но, взявъ въ образецъ Елиссея и зная, какъ поступилъ Илія, наученные примѣромъ учениковъ и Апостоловъ, приняли на себя попеченіе, и не пренебрегли священнослуженіемъ, и не содѣлались худшими самихъ себя, но паче и паче ожидаютъ награды за трудъ — и сами преспѣвая, и другихъ увѣщавая къ преспѣянію. Сколь многихъ отвратили они отъ идоловъ! Сколь многихъ убѣдили отстать отъ сего демонскаго обычая! Сколькихъ рабовъ представили Господу! Посему и тѣ, которые видятъ эти знаменія, взирая на это, дивятся. Не великое ли это знаменіе — сдѣлать, чтобы юная дѣва хранила дѣвство, и юноша хранилъ воздержаніе, и идолослужитель позналъ Христа?

8. Итакъ, да не возбраняютъ тебѣ монахи, какъ будто одинъ ты поставленъ изъ монаховъ. Не представляй въ предлогъ, будто бы содѣлаешься хуже себя самого. Можешь содѣлаться и лучшимъ, подражая Павлу, соревнуя дѣяніямъ Святыхъ. Ибо знаешь, что такіе домостроители Таинъ, когда были поставлены, тѣмъ паче къ намѣренному текли, къ почести вышняго званія (Флп. 3, 14). Когда Павелъ сталъ свидѣтелемъ, и возъимѣлъ надежду получить вѣнецъ? Не тогда ли, какъ посланъ былъ учить? Когда Петръ сталъ исповѣдникомъ? Не тогда ли, какъ сдѣлался благовѣстникомъ и ловцемъ человѣковъ? Когда восхищенъ на небо Илія? Не тогда ли, какъ совершилъ все пророческое служеніе? Когда Елиссей пріялъ сугубый духъ? Не тогда ли, какъ, оставивъ все, послѣдовалъ за Иліею? Для чего и избралъ Спаситель учениковъ? Не для того ли, чтобы посылать ихъ?

9. Поэтому, возлюбленный Драконтій, имѣя образцемъ ихъ, не говори, и не вѣрь тѣмъ, которые говорятъ, будто бы епископство — поводъ ко грѣху и доставляетъ случай грѣшить. И бывъ епископомъ, можно пребывать въ алчбѣ и жаждѣ, подобно Павлу (2 Кор. 11, 27). И ты можешь не пить вина, какъ Тимоѳей; и ты можешь часто поститься, какъ дѣлалъ Павелъ, чтобы, подобно ему, постясь такимъ образомъ, насыщать другихъ словомъ, и терпя жажду и воздерживаясь отъ питія, напоевать другихъ ученіемъ. Посему, да не представляютъ тебѣ этого въ предлогъ совѣтники твои. Знаемъ и епископовъ постящихся, и монаховъ ядущихъ; знаемъ и епископовъ не піющихъ вина, и монаховъ піющихъ; знаемъ и епископовъ творящихъ знаменія, и монаховъ не творящихъ. Многіе изъ епископовъ не вступали въ бракъ, а монахи были отцами чадъ; а знаемъ также и епископовъ, бывшихъ отцами чадъ, а монаховъ — послѣдними въ родѣ. И еще знаемъ и клириковъ живущихъ въ алчбѣ, и монаховъ постящихся. И одно возможно, и другому нѣтъ препятствія. Гдѣ бы кто ни былъ, да подвизается вездѣ: вѣнецъ дается не по мѣсту, а по дѣяніямъ.

10. Итакъ, не слушай тѣхъ, которые совѣтуютъ иное, а не это; но лучше поспѣши, и не медли тѣмъ паче, что приближается святый праздникъ, чтобъ народъ безъ тебя не совершилъ этотъ праздникъ, и тебѣ не навлечь на себя великой опасности. Ибо, кто будетъ благовѣствовать имъ Пасху, когда нѣтъ тебя съ ними? Кто будетъ благовѣствовать имъ день Воскресенія, когда ты скрываешься? Кто посовѣтуетъ имъ праздновать, какъ должно, когда ты въ бѣгствѣ? О, какъ многіе получатъ пользу отъ твоего прибытія къ нимъ, и какъ многіе потерпятъ вредъ отъ твоего бѣгства! И кто одобритъ тебя за это?

Для чего совѣтуютъ тебѣ не принимать на себя епископства, сами желая имѣть у себя пресвитеровъ? Если ты не способенъ, — пусть не имѣютъ съ тобою общенія. А если признаютъ тебя способнымъ, — пусть не завидуютъ другимъ. Если учить и предстоятельствовать, по словамъ ихъ, служитъ поводомъ ко грѣху; то пусть сами не учатся и не имѣютъ у себя пресвитеровъ, чтобы и самимъ, и учащимъ ихъ, не сдѣлаться худшими себя самихъ. Но не внимай этимъ человѣческимъ вѣщаніямъ, не слушай подающихъ такіе совѣты, какъ много разъ говорилъ уже я; а лучше поспѣши и обратись ко Господу, чтобы, имѣя попеченіе объ овцахъ Его, воспомянуть тебѣ и о насъ.

По сей-то причинѣ убѣдилъ я идти къ тебѣ возлюбленныхъ нами Іеракса пресвитера и Максима чтеца, чтобы и словесно убѣдили тебя, и могъ ты узнать изъ этого и расположеніе, съ какимъ писалъ я, и опасность — прекословить церковному распоряженію.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Аѳанасія Великаго, Архіепископа Александрійскаго. Часть вторая. — Изданіе второе исправленное и дополненное. — Свято-Троицкая Сергіева Лавра: Собственная типографія, 1902. — С. 3-11.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0