Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 24 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Аѳанасій Великій (†373 г.)
13. Посланіе къ брату Серапіону (о смерти Арія).

Аѳанасій брату и сослужителю Серапіону желаетъ о Господѣ радоваться.

1. Прочелъ я писанное твоимъ благоговѣніемъ, гдѣ убѣждаешь меня извѣстить тебя и о касающемся до меня, и о настоящихъ событіяхъ, и о нечестивѣйшей ереси аріанъ, за которую потерпѣлъ я все это, также о томъ, какой конецъ жизни имѣлъ Арій. Изъ трехъ этихъ требованій два исполнилъ я охотно, и послалъ къ твоему благочестію писанное мною къ монахамъ, потому что изъ этого можешь узнать касающееся и до меня и до ереси. Писать же о послѣднемъ, то есть, о смерти, долго не рѣшался я, опасаясь, чтобы не подумалъ кто, будто бы насмѣхаюсь надъ смертію человѣка сего. Но поелику, — при бывшемъ у васъ разсужденіи объ ереси, вопросъ остановился на томъ, вступивъ ли въ общеніе съ Церковію, кончилъ жизнь Арій, — повѣствованіемъ о смерти какбы рѣшается этотъ вопросъ: то по необходимости принялъ я на себя трудъ разсказать объ этомъ, разсуждая, что сдѣлать это извѣстнымъ значитъ то-же, что — заставить, наконецъ, молчать охотниковъ до спора. Ибо, какъ думаю, узнавъ о чудѣ, бывшемъ при смерти, и сами, предлагавшіе прежде вопросы, не осмѣлятся сомнѣваться въ томъ, что богоненавистна аріанская ересь.

2. Меня не было въ Константинополѣ, когда Арій кончилъ жизнь, но былъ тамъ пресвитеръ Макарій, и я слышалъ, чтó имъ было разсказано. Арій, по настоянію Евсевіевыхъ приверженцевъ, призванъ былъ царемъ Константиномъ, и когда явился, Царь спросилъ его: содержитъ ли онъ вѣру вселенской Церкви? Арій поклялся, что вѣруетъ право, и подалъ письменное исповѣданіе вѣры, не сказавъ въ немъ, за что извергнутъ былъ изъ Церкви епископомъ Александромъ, и вмѣстѣ прикрываясь изреченіями Писанія. Посему, когда клятвенно подтвердилъ, что не держался тѣхъ мыслей, за которыя извергъ его Александръ; тогда Царь отпустилъ его, сказавъ: «Если вѣра твоя правая, то хорошо сдѣлалъ, что поклялся. Если же вѣра твоя нечестива, и ты поклялся, то Богъ по клятвѣ твоей будетъ судить дѣло твое». Когда же, такимъ образомъ, вышелъ онъ отъ Царя, — Евсевіевы приверженцы хотѣли ввести его въ церковь, съ обыкновеннымъ для нихъ насиліемъ. Но константинопольскій епископъ, блаженной памяти, Александръ, воспротивился этому, говоря, что изобрѣтателя ереси не должно принимать въ общеніе. Наконецъ, Евсевіевы приверженцы стали говорить съ угрозою: «какъ безъ вашего соизволенія сдѣлали мы, что Царь призвалъ его къ себѣ; такъ и на утро, — хотя и не будетъ на это согласія твоего, — Арій будетъ съ нами присутствовать при богослуженіи въ этой церкви». День же, когда говорили это, былъ субботній.

3. Епископъ Александръ, выслушавъ это и весьма опечалившись, входитъ въ церковь, воздѣваетъ руки къ Богу, заливается слезами, и повергшись на лице свое въ святилищѣ, простертый на полу молится. Съ нимъ былъ и Макарій, вмѣстѣ молился и выслушалъ произносимыя имъ слова. Молитва Епископа заключалась въ этихъ двухъ прошеніяхъ: «Если Арій на утро будетъ съ нами при богослуженіи, то разрѣши меня, раба Твоего, и вмѣстѣ съ нечестивымъ не погуби благочестиваго. А если щадишь Церковь Свою (знаю же, что пощадишь ее), то призри на слова Евсевіевыхъ приверженцевъ, и наслѣдія Твоего не предай на истребленіе и поруганіе; изми отъ насъ Арія, чтобы, когда войдетъ онъ въ церковь, не казалось, что входитъ съ нимъ и ересь, и нечестіе не было уже признаваемо благочестіемъ». Такъ молился Епископъ, и съ великою заботою вышелъ изъ храма. И случилось нѣчто чудное и необычайное. Когда Евсевіевы приверженцы дѣлали угрозы, тогда Епископъ молился, Арій же твердо полагался на Евсевіевыхъ сообщниковъ. И много суесловивъ, идетъ онъ въ нечистое мѣсто для удовлетворенія нуждѣ, и внезапно, по Писанію, ницъ бывъ, просѣдеся посредѣ (Дѣян. 1, 18), немедленно упавъ, испускаетъ духъ, лишается вдругъ и того и другаго, и общенія съ Церковію и жизни.

4. Таковъ былъ конецъ Аріевъ, и Евсевіевы сообщники съ великимъ стыдомъ предали погребенію своего соумышленника. А блаженной памяти Александръ, при радованіи Церкви, совершилъ богослуженіе благочестно и православно, со всѣми братіями молясь и торжественно славя Бога, не потому, что радовался смерти, — (да не будетъ сего! ибо всѣмъ человѣкамъ лежитъ единою умрети — Евр. 9, 27), — но потому, что оказалось это превышающимъ суды человѣческіе. Самъ Господь, воздавая должное угрозамъ Евсевіевыхъ приверженцевъ и молитвѣ Александровой, осудилъ аріанскую ересь, показавъ, что она недостойна церковнаго общенія, и для всѣхъ сдѣлавъ явнымъ, что, какъ бы ни предстательствовали за нее и Царь и всѣ люди, она осуждена самою Церковію. Посему, доказано теперь, что это христоборное сборище неистовствующихъ аріанствомъ не боголюбиво, но злочестиво. И многіе изъ обольщенныхъ прежде перемѣнились въ мысляхъ; потому что не другой кто, но самъ хулимый ими Господь осудилъ возставшую противъ Него ересь и показалъ также, что, хотя бы и нынѣ царь Констанцій сталъ дѣлать за нее притѣсненіе епископамъ, однакоже, она не можетъ имѣть общенія съ Церковію и отчуждена небомъ.

Посему и у васъ вопросъ считается пусть рѣшеннымъ (потому что такъ сдѣлано было и условіе), и никто да не прилагается къ ереси, а напротивъ того, да раскаются и обольщенные. Ибо кто пріиметъ такую вѣру, которую осудилъ Господь? И если самъ Онъ сдѣлалъ ее недостойною общенія, то не страшно ли нечествуетъ и не явный ли христоборецъ пріемлющій ее?

5. И этого достаточно, чтобы пристыдить любителей спора. Поэтому, предложившимъ тогда вопросъ прочитай какъ это, такъ и написанное къ монахамъ вкратцѣ противъ ереси, чтобы вслѣдствіе этого еще болѣе осудили нечестіе и лукавство зараженныхъ аріанствомъ. Впрочемъ, никому не давай списка съ сего и не списывай для себя; это-же замѣтилъ я и монахамъ. Но, если недостаетъ чего въ написанномъ, какъ человѣкъ искренній, дополни и немедленно отошли ко мнѣ назадъ. Ибо и изъ того посланія, какое написано мною къ братіямъ, можешь увидѣть, чтó было со мною, когда писалъ это, а также узнать, что писанія человѣка малоумнаго, особенно же — о самыхъ высокихъ и главныхъ догматахъ, не безопасно распространять и по той причинѣ, что по немощи, или по неясности языка, выраженное недостаточно можетъ сдѣлать вредъ читающимъ. Многіе не смотрятъ на вѣру и на цѣль писавшаго, но, или по зависти, или изъ желанія поспорить, какое напередъ составили въ умѣ мнѣніе, въ такомъ, какъ хотятъ, и принимаютъ слова, по своей прихоти перетолковываютъ написанное. Но да дастъ Господь, чтобы во всѣхъ, особливо же — въ тѣхъ, кому будешь читать это, превозмогли истина и здравая вѣра въ Господа нашего Іисуса Христа! Аминь.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Аѳанасія Великаго, Архіепископа Александрійскаго. Часть вторая. — Изданіе второе исправленное и дополненное. — Свято-Троицкая Сергіева Лавра: Собственная типографія, 1902. — С. 99-102.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0