Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 24 февраля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Аѳанасiй Великiй (†373 г.)
21. Къ Серапіону, епископу Тмуисскому, посланіе 2-е.
Противъ утверждающихъ, что Сынъ есть тварь.

1) Думалъ я, что написано мною мало, и винилъ себя, что по великой немощи не могъ написать столько, сколько возможно человѣку сказать вопреки учащимъ нечестиво о Духѣ Святомъ. Но нѣкоторые изъ братіи, какъ пишешь, потребовали усѣчь и это, чтобы имъ въ готовности и въ краткомъ видѣ имѣть у себя, чѣмъ оправдаться предъ вопрошающими о нашей вѣрѣ и чѣмъ обличить нечествующихъ. Потому, сдѣлалъ я и это, твердо надѣясь, что ты, имѣя благую совѣсть, если и не достаетъ чего въ написанномъ, восполнишь то самъ.

Аріане, заключась въ себя и не представляя себѣ ничего иного, такъ-какъ все это внѣ ихъ, подобно саддукеямъ, по человѣческимъ разсужденіямъ стали толковать и богодухновенное Писаніе. Посему слыша, что Сынъ есть Премудрость, Сіяніе и Слово Отчее, они обыкновенно возражаютъ на это: «какъ это возможно»? Какъ будто невозможно тому и быть, чего не могутъ они понять? Остается разсуждать имъ такимъ же образомъ и обо всемъ. Какъ могла несуществовавшая нѣкогда тварь прійти въ бытіе? Или, какъ могъ изъ земной персти образоваться разумный человѣкъ? Или, какъ тлѣнное могло стать нетлѣннымъ? Или, какъ земля основана на моряхъ, и на рѣкахъ уготовалъ ю есть Богъ (Псал. 23, 2)? И наконецъ, остается имъ сказать себѣ самимъ: да ямы и піемъ, утрѣ бо умремъ (1 Кор. 15, 32), чтобы съ истлѣніемъ ихъ истлѣло и безуміе ихъ ереси.

2) Таковое мудрованіе аріанъ смертно и тлѣнно; слово же истины, которое и имъ прилично было бы уразумѣть, есть таково: ежели Богъ есть источникъ, свѣтъ и Отецъ; то непозволительно сказать, что источникъ сухъ, свѣтъ безъ сіянія, Отецъ безъ Слова; иначе, Богъ будетъ непремудръ, несловесенъ, несвѣтозаренъ. Итакъ, поелику Отецъ вѣченъ, то необходимо быть и вѣчному Сыну. Ибо, что ни уразумѣемъ во Отцѣ, то безъ сомнѣнія есть и въ Сынѣ, какъ говоритъ самъ Господь: вся, елика имать Отецъ, Моя суть (Іоан. 16, 15), и все Мое принадлежитъ Отцу. Посему, вѣченъ Отецъ, вѣченъ и Сынъ; потому что Имъ и вѣки сотворены (Евр. 1, 2). Отецъ есть Сый; по необходимости и Сынъ есть Сый надъ всѣми Богъ, благословенъ во вѣки, аминь, какъ сказалъ Павелъ (Рим. 9, 5). Непозволительно говорить объ Отцѣ: было, когда Онъ не былъ Непозволительно сказать и о Сынѣ: было, когда Онъ не былъ. Отецъ есть Вседержитель; Вседержитель есть и Сынъ; ибо говоритъ Іоаннъ: Сый, и Иже бѣ, и грядый, Вседержитель (Апок. 1, 8). Отецъ есть Свѣтъ, и Сынъ есть Сіяніе и Свѣтъ истинный. Отецъ — истинный Богъ, и Сынъ — истинный Богъ. Ибо такъ написалъ Іоаннъ: да будемъ во истиннѣмъ, въ Сынѣ Его Іисусѣ Христѣ: Сей есть истинный Богъ и животъ вѣчный (1 Іоан. 5, 20). И вообще, изъ всего, что имѣетъ Отецъ, нѣтъ ничего непринадлежащаго Сыну. Посему-то Сынъ во Отцѣ и Отецъ въ Сынѣ; ибо что принадлежитъ Отцу, то есть въ Сынѣ, а также познается и во Отцѣ. Такъ разумѣется и сіе: Азъ и Отецъ едино есма (Іоан. 10, 30), потому что не иное во Отцѣ, а иное въ Сынѣ, но что во Отцѣ, ти есть и въ Сынѣ. И поелику, чтó въ Сынѣ видишь, видишь во Отцѣ; то совершенно уразумѣвается сказанное: видѣвый Мене, видѣ Отца (Іоан. 14, 9).

3) А вслѣдствіе доказаннаго теперь, злочестивъ, кто говоритъ, что Сынъ есть тварь. Ибо принужденъ будетъ наименовать тварію и источникъ, источающій тварь, т. е. ту Премудрость, — тó Слово, въ Которомъ все, что есть во Отцѣ.

Сверхъ сего, гнилость аріанской ереси можно видѣть и изъ слѣдующаго. Кому подобны мы, съ тѣми имѣемъ тождество и бываемъ единосущны. Такъ мы люди, подобны будучи другъ другу и имѣя другъ съ другомъ тождество, единосущны между собою; ибо всѣмъ свойственно одно и тоже: смертность, тлѣнность, превратность, происхожденіе изъ ничего. И Ангелы въ отношеніи къ себѣ самимъ и всѣ прочія существа также между собою единоестественны. Посему, пусть изслѣдуютъ сіи пытливые, — есть ли какое подобіе у твари съ Сыномъ, или, могутъ ли они найти въ тваряхъ, что есть въ Сынѣ, почему бы отважиться имъ и Божіе Слово наименовать тварію. Но сіи, продерзливые на все и заблуждающіеся въ дѣлѣ благочестія, не найдутъ ничего такого.

Ни одна тварь не есть Вседержитель, и ни одна не обладается другою, каждая же принадлежитъ самому Богу. Небеса повѣдаютъ славу Божію (Псал. 18, 2). Господня земля и исполненіе ея (Псал. 23,, 1). Море видѣ и побѣже (Псал. 113, 3). Всѣ твари рабственны Сотворшему ихъ, творятъ волю Его, повинуются повеленіямъ Его. А Сынъ есть Вседержитель, какъ и Отецъ. Это написано и доказано.

А также въ тваряхъ ничто не непреложно по естеству. Ибо и изъ Ангеловъ нѣкоторые не соблюли чина своего (Іуд. 6), и звѣзды не чисты суть предъ Нимъ (Іов. 25, 5); и діаволъ спалъ съ неба, и Адамъ преступилъ заповѣдь, и все измѣняемо. Но Сынъ непреложенъ и неизмѣненъ, какъ и Отецъ. Это и Павелъ напомянулъ словами сто перваго псалма, говоря: въ началѣхъ Ты, Господи, землю основалъ еси, и дѣла руку Твоею суть небеса: та погибнутъ, Ты же пребываеши: и вся, якоже риза, обетшаютъ, и яко одежду свіеши ихъ, и измѣнятся: Ты же тойжде еси, и лѣта Твоя не оскудѣютъ (Евр. 1, 10-12); и еще говоритъ: Іисусъ Христосъ вчера и днесь, Тойже и во вѣки (Евр. 13, 8).

4) И еще, — всего созданнаго не было, и оно пришло въ бытіе. Ибо землю, яко ничтоже, сотвори (Ис. 40, 23); и нарицающій не сущая яко сущая (Рим. 4, 17). И все созданное есть произведеніе и тварь; потому и имѣетъ начало бытія. Ибо въ началѣ сотвори Богъ небо и землю, и вся, яже въ нихъ (Быт. 1, 1; Псал. 145, 6); и еще: рука Моя сотвори вся сія (Ис. 66, 2). А Сынъ есть Сый и надъ всѣми Богъ, какъ и Отецъ; и это также доказано. Онъ есть не творимый, но творящій, не созидаемый, но созидающій и творящій дѣла Отчія. Имъ вѣки сотворены (Евр. 1, 2); вся Тѣмъ быша и безъ Него ничтоже бысть (Іоан. 1, 3). И какъ Апостолъ научилъ словами псалма: Онъ въ началѣхъ землю основалъ, и дѣла рукъ Его суть небеса (Псал. 101, 26).

И еще, — ни одна изъ тварей не есть Богь по естеству, но каждое созданное существо, какимъ пришло въ бытіе, такимъ и наименовано. Одно есть небо, другое земля; иное свѣтила, иное звѣзды, иное море, и бездны, и четвероногія, и наконецъ человѣкъ; прежде же сихъ Ангелы, Архангелы, Херувимы, Серафимы, Силы, Начальства, Власти, Господства, рай. Каждая тварь такою и пребываетъ. Если же нѣкоторыя наименованы и богами, то не по естеству, а по причастію Сына. Ибо такъ сказалъ самъ Сынъ: аще оныхъ рече боговъ, къ нимже слово Божіе бысть (Іоан. 10, 35). А посему, такъ-какъ они не боги по естеству, то нѣкоторые изъ нихъ измѣняются, и слышатъ: Азъ рѣхъ: бози есте и сынове Вышняго вси: вы же яко человѣцы умираете (Псал. 81, 6). Таковъ былъ услышавшій: ты же человѣкъ еси, а не Богъ (Іезек. 28, 2). Но Сынъ есть истинный Богъ, какъ и Отецъ; потому что Онъ во Отцѣ, и Отецъ въ Сынѣ. Это, какъ показано, написалъ Іоаннъ; а Давидъ воспѣваетъ: престолъ Твой, Боже, въ вѣкъ вѣка: жезлъ правости жезлъ царствія Твоего (Псал. 44, 7); Пророкъ же Исаія взываетъ: утрудися Египетъ, и купли Еѳіопскія, и Саваимстіи мужи высоцыи къ Тебѣ прейдутъ, и въ слѣдъ Тебе пойдутъ связани узами ручными, и поклонятся Тебѣ, яко въ Тебѣ Богъ. Ты бо еси Богъ Израилевъ, и не вѣдѣхомъ (Ис. 45, 14-15). Кто же сей Богъ, въ Которомъ Богъ пребываетъ, — Кто кромѣ Сына, Который говоритъ: Азъ во Отцѣ, и Отецъ во Мнѣ есть (Іоан. 14, 10)?

5) Поелику же это дѣйствительно такъ и подтверждается Писаніемъ, и Сынъ не имѣетъ никакого подобія съ тварями, но все, принадлежащее Отцу, принадлежитъ и Сыну; то не усмотритъ ли изъ сего всякій, что Сынъ единосущенъ Отцу? Какъ если бы имѣлъ подобіе и сродство съ какими-либо изъ тварей, то съ ними и былъ бы единосущенъ; такъ, поелику по сущности чуждъ существамъ созданнымъ, и есть собственное Отчее Слово, и не иной со Отцемъ, потому что и Ему собственно принадлежитъ все принадлежащее Отцу; то по всей справедливости Онъ единосущенъ Отцу. Такъ разумѣвъ, и Отцы на Никейскомъ Соборѣ исповѣдали Сына единосущнаго и отъ Отчей сущности. Ибо хорошо сознавали, что тварная сущность никакъ не могла бы сказать о себѣ: вся, елика имать Отецъ, моя суть (Іоан. 16, 15); имѣя начало бытія, не имѣетъ она сего: «я есмь сый, и былъ вѣчно». А потому, поелику Сынъ имѣетъ сіе, и все сказанное выше принадлежащее Отцу принадлежитъ и Сыну; то необходимо, чтобы сущность Сына была не тварная, но единосущная Отцу. Сверхъ того, тварная сущность не можетъ быть удобопріемлемою для принадлежащаго собственно Богу (а собственно принадлежитъ Ему то, по чему познается Богъ, напримѣръ: Вседержитель, сый, неизмѣняемость и прочее выше исчисленное), — иначе Богь, по ученію сихъ безразсудныхъ, имѣя то, что могутъ имѣть и твари, окажется единосущнымъ съ тварями.

6) И еще такъ обличилъ бы иной нечестіе утверждающихъ, что Божіе Слово есть тварь. Вѣра наша во Отца и Сына и Святаго Духа, потому что самъ Сынъ говоритъ Апостоламъ: шедше научите вся языки, крестяще ихъ во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матѳ. 28, 19). Сказалъ же это такъ, чтобы мы изъ извѣстнаго намъ составили себѣ понятіе и о томъ, что Имъ сказано Апостоламъ. Какъ отцовъ называемъ мы не творцами, но родителями, и насъ самихъ всякій назоветъ не тварями отцовъ, но сынами ихъ по естеству и единосущными отцамъ: такъ и Богъ, если Онъ — Отецъ, то, безъ сомнѣнiя, Отецъ Сына по естеству и Сына единосущнаго. Авраамъ не сотворилъ, но родилъ Исаака. А Веселеилъ и Еліавъ не родили, но сотворили всѣ дѣла въ Скиніи (Исх. 36, 1). И кораблестроитель, и плотникъ не раждаютъ того, что производятъ, но каждый сооружаетъ или ладью, или домъ. А Исаакъ не творитъ, но раждаетъ по естеству единосущнаго Іакова, также и Іаковъ — Іуду и братію его. Какъ безуменъ былъ бы тотъ, кто сталъ бы утверждать, что домъ единосущенъ съ плотникомъ, и ладья единосущна съ кораблестроителемъ; такъ прилично будетъ сказать, что всякій сынъ единосущенъ съ своимъ отцомъ. Поэтому, ежели есть Отецъ и Сынъ, то Сыну необходимо быть сыномъ по естеству и въ дѣйствительности; а это, какъ многими доводами доказано, значитъ — быть единосущнымъ Отцу. И дѣйствительно, о тваряхъ сказано: Той рече, и быша: Той повелѣ, и создашася (Псал. 148, 5); а о Сынѣ: отрыгну сердце Мое Слово благо (Псал. 44, 2). Даніилъ зналъ Сына Божія, зналъ и дѣла Божiи; и видѣлъ Сына орошающаго пещь, а о дѣлахъ сказавъ: благословите вся дѣла Господня Господа (Дан. 3, 57), перечислилъ каждую изъ тварей, но Сына не присоединилъ къ нимъ, зная, что Сынъ — не дѣло, но что Имъ произведены дѣла, самъ же Онъ есть пѣснословимый и превозносимый во Отцѣ. Посему, какъ чрезъ Него открываетъ себя Богъ вѣдущимъ; такъ чрезъ Него же благословеніе, чрезъ Него и въ Немъ исповѣдуется Отцу и пѣснь, и слава, и держава; и таковое только исповѣданіе, какъ свидѣтельствуютъ Писанія, бываетъ благоугодно. А потому, какъ многимъ другимъ, такъ и этимъ объясняется и доказываетея, сколько нечестивъ утверждающій, что Слово Божіе есть тварь.

7) Но еретики выставляютъ въ предлогъ написанное въ Притчахъ: Господь созда Мя начало путей Своихъ въ дѣла Своя (Прит. 8, 22), и сами въ себѣ присовокупляютъ: «вотъ сказано: созда; слѣдовательно, Сынъ есть тварь». Посему, необходимо изъ этого самаго изреченія доказать, сколько они заблуждаются, не зная цѣли божественнаго Писанія. Итакъ, если Онъ — Сынъ, то да не называется тварію. А если тварь, то да не называется Сыномъ. И въ предъидущемъ было показано, сколько разности между тварію и Сыномъ. И поелику тайноводство совершается не въ Творца и въ тварь, но въ Отца и Сына; то Господу необходимо именоваться не тварію, но Сыномъ. «Но не написано ли, что созданъ»? говорятъ еретики. — Да, написано, и необходимо было сказать такъ. Но что сказано хорошо, то еретики понимаютъ худо. А если бы уразумѣли и узнали отличительную черту христіанства, то не стали бы утверждать, что Господь славы есть тварь, и не преткнулись бы о написанное въ добромъ смыслѣ. Они не познаша, ниже уразумѣша; и отъ того, по написанному, во тмѣ ходятъ (Псал. 81, 5). Впрочемъ, намъ необходимо продолжить рѣчь, чтобы и ихъ безразсудство сдѣлалось виднымъ даже и въ этомъ, и намъ, не преставая обличать ихъ нечестіе, не потерять надежду, что, можетъ быть, и раскаются они со-временемъ.

Отличительная черта вѣры во Христа состоитъ въ томъ, что Сынъ Божій, сущее Божіе Слово (ибо въ началѣ бѣ Слово, и Богъ бѣ Слово — Іоан. 1, 1), сущая Премудрость и Сила Отчая (ибо Христосъ Божія сила и Божія премудрость — 1 Кор. 1, 24), при скончаніи вѣковъ содѣлался человѣкомъ ради нашего спасенія. Ибо тотъ-же Іоаннъ, сказавъ: въ началѣ бѣ Слово, вскорѣ присовокупилъ: и Слово плоть бысть (Іоан. 1, 14); а это значитъ то-же, что содѣлаться человѣкомъ. И Господь сказалъ о Себѣ: что Мене ищете убити (Іоан. 7, 19), человѣка, Иже истину вамъ глаголахъ (Іоан. 8, 40)? И Павелъ, научившись у Господа, сказалъ: Единъ Богъ, и единъ Ходатай Бога и человѣковъ, человѣкъ Христосъ Іисусъ (1 Тим. 2, 5). Содѣлавшись же человѣкомъ и совершивъ домостроительство дѣлъ человѣческихъ, обративъ въ бѣгство и приведя въ бездѣйствіе нашу смерть, сѣдитъ Онъ нынѣ одесную Отца, сый во Отцѣ, потому что и Отецъ въ Немъ, какъ всегда былъ, и есть выну.

8) Такова отличительная черта вѣры, преданной Отцами отъ Апостоловъ. Читающему же Писаніе должно уже самому испытывать и различать, когда говоритъ Оно о Божествѣ Слова, и когда о человѣчествѣ Его, чтобы, разумѣя одно вмѣсто другого, не впасть въ погрѣшность, чему подверглись аріане. Посему зная, что Господь есть Слово, знаемъ, что вся Тѣмъ быша, и безъ Него ничпгоже бысть (Іоан. 1, 3), и: Словомъ Господнимъ небеса утвердишася (Псал. 32, 6), и: посылаетъ Слово Свое, и исцѣляетъ (Псал. 106, 20); и зная, что Онъ есть Премудрость, знаемъ, что Богъ Премудростію основа землю (Прит. 3, 19), и вся Премудростію сотворилъ есть Отецъ (Псал. 103, 24); и зная, что Онъ Богъ, вѣруемъ, что Онъ есть Христосъ; ибо Давидъ воспѣваетъ: престолъ Твой, Боже, въ вѣкъ вѣка: жезлъ правости жезлъ царствія Твоего. Возлюбилъ еси правду, и возненавидѣлъ еси беззаконіе: сего ради помаза Тя, Боже, Богъ Твой елеемъ радости паче причастникъ Твоихъ (Псал. 44, 7. 8); и у Исаіи говоритъ самъ о Себѣ: Духъ Господень на Мнѣ, Егоже ради помаза Мя (Ис. 61, 1); и Петръ исповѣдалъ: Ты еси Христосъ, Сынъ Бога живаго (Матѳ. 16, 16). Но зная также, что Господь содѣлался человѣкомъ, не отрицаемъ сказуемаго о Немъ по человѣчеству, напримѣръ, что Онъ алкалъ, жаждалъ, былъ заушаемъ, плакалъ, спалъ, и наконецъ, пріялъ за нась смерть на крестѣ. Ибо все это написано о Немъ. А также не утаило, но изрекло Писаніе и это, свойственное человѣку: созда; потому что мы люди созданы и сотворены. Но какъ, слыша, что Господь алкалъ, спалъ, былъ заушаемъ, не отрицаемъ Его Божества, такъ, и когда слышимъ о Немъ: созда, надлежитъ намъ памятовать, что Онъ, сый Богъ, созданъ какъ человѣкъ; потому что быть созданнымъ такъ-же свойственно человѣку, какъ и все перечисленное выше, — алкать и тому подобное.

9) Въ добромъ также смыслѣ сказано, но худо понимается еретиками, и другое изреченіе Писанія. Именно, слова: о дни же или о часѣ никтоже вѣсть, ни Ангели, ни Сынъ (Марк. 13, 32), содержатъ въ себѣ добрый смыслъ; еретики же изъ сказаннаго: ни Сынъ — заключаютъ: «поелику объявляетъ Себя незнающимъ, то Онъ — тварь». Но нѣтъ мѣста такому заключенію; да не будетъ сего! Какъ говоря: созда Мя, сказалъ это по человѣчеству, такъ говоря: ни Сынъ, и это изрекъ также по человѣчеству. И была основательная причина выразиться такъ. Поелику, по написанному, содѣлался Онъ человѣкомъ, а людямъ такъ же свойственно не знать, какъ и алкать и прочее, потому что люди не знаютъ, пока не услышатъ и не научатся; то, какъ содѣлавшійся человѣкомъ, и показываетъ человѣческое невѣдѣніе, во-первыхъ въ доказательство того, что имѣетъ дѣйствительно человѣческое тѣло, а потомъ и съ тою цѣлію, чтобы, имѣя въ тѣлѣ человѣческое невѣдѣніе, но отъ всего искупивъ и очистивъ, представить Отцу человѣчество совершеннымъ и святымъ.

Какой же еще предлогъ найдутъ аріане? Что, наконецъ, придумаютъ въ оправданіе своего ропота? Дознано, что не знаютъ они смысла словъ: Господь созда Мя въ дѣла Своя; оказалось, что не понимаютъ сказаннаго: о дни же томъ никтоже вѣсть, ни Ангели, ни Сынъ. Ибо, какъ говоря: созда, означаетъ человѣчество, потому что содѣлался человѣкомъ и созданъ, какъ человѣкъ; говоря же: Азъ и Отецъ едино есма (Іоан. 10, 30), и: видѣвый Мене видѣ Отца; Азъ во Отцѣ, и Отецъ во Мнѣ (Іоан. 14, 9. 10), означаетъ вѣчность и единосущіе со Отцемъ; такъ говоря: никтоже вѣсть, ни Сынъ, говоритъ опять, какъ человѣкъ, потому что людямъ свойственно не знать; говоря же: никтоже знаетъ Отца, токмо Сынъ, ни Сына, токмо Отецъ (Матѳ. 11, 27), показываетъ, что знаетъ гораздо болѣе, нежели одно созданное. Посему, ученики въ Евангелiи отъ Іоанна сказали Господу: нынѣ вѣмы, яко вѣси вся (Іоан. 16, 30). А изъ сего явствуетъ, что нѣтъ ничего такого, чего бы не зналъ Сынъ, сущее Слово, Имъ-же вся быша, а, безъ сомнѣнія, Имъ-же будетъ и той день, включающійся въ числѣ всего сотвореннаго, хотя аріане и тысячекратно будутъ терзаться въ своемъ невѣжествѣ.

Печатается по изданію: Творенiя иже во святыхъ отца нашего Аѳанасiя Великаго, Архiепископа Александрiйскаго. Часть третья. / Изданiе второе исправленное и дополненное. – Репринтъ. – М.: Изданiе Спасо-Преображенскаго Валаамскаго монастыря, 1994. – С. 49-59. – Репр. изд.: СТСЛ, 1903.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0