Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 25 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Аѳанасiй Великiй (†373 г.)
22. Къ Серапіону, епископу Тмуисскому, посланіе 3-е.
О Духѣ Святомъ.

1) Подивишься, можетъ быть, увидѣвъ, что, когда велѣно мнѣ было усѣчь и въ краткомъ видѣ представить посланіе мое о Духѣ Святомъ, оставилъ я слово о Духѣ, и написалъ противъ тѣхъ, которые нечестиво учатъ о Сынѣ Божіемъ и утверждаютъ, что Онъ — тварь. Но очень знаю, что, если извѣстна будетъ тебѣ причина, не станешь порицать меня; и даже благоговѣніе твое одобритъ ее, увидѣвъ основательность причины,

Поелику, какъ сказалъ самъ Господь, Утѣшитель не отъ Себе глаголати имать, яко отъ Моего пріиметъ, и возвѣститъ вамъ (Іоан. 16, 13. 15): и дунувъ, отъ Себя далъ ученикамъ Духа (Іоан. 20, 22), и такимъ образомъ, по написанному, изліялъ Его Отецъ на всяку плоть (Іоил. 2, 28); то посему, справедливо мною сказано и написано сперва о Сынѣ Божіемъ, чтобы, имѣя вѣдѣніе о Сынѣ, могли мы пріобрѣсти доброе вѣдѣніе и о Духѣ. Ибо какое свойство познали мы у Сына со Отцемъ, то-же свойство, какъ найдемъ, и Духъ имѣетъ съ Сыномъ. Какъ Сынъ говоритъ: вся елика имать Отецъ, Моя суть (Іоан. 16, 15); такъ найдемъ, что все это чрезъ Сына есть и въ Духѣ. Какъ Отецъ показалъ Сына, сказавъ: Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немже благоволихъ (Матѳ. 3, 17): такъ Духъ есть Духъ Сына. Ибо Апостолъ говоритъ: посла Богъ Духа Сына Своего въ сердца наша, вопіюца: Авва Отче (Гал. 4, 6). И къ удивленію, какъ Сынъ говоритъ: чтó Мое, то есть Отчее (Іоан. 17, 10); такъ и Духъ Святый, называемый Духомъ Сына, есть Духъ Отчій. Ибо самъ Сынъ говоритъ: егда пріидетъ Утѣшитель, Егоже Азъ послю вамъ отъ Отца, Духъ истины, Иже отъ Отца исходитъ, Той свидѣтельствуетъ о Мнѣ (Іоан. 15, 26). Павелъ же пишетъ: никтоже вѣсть, яже въ человѣцѣ, точію духъ человѣка живущій вь немъ: такожде и Божія никтоже вѣсть, точію Духъ Божій, сущій въ Богѣ. Мы, же не духа міра сего пріяхомъ, но Духа Иже отъ Бога, да вѣмы, яже отъ Бога дарованая намъ (1 Кор. 2, 11-12). И во всемъ божественномъ Писаніи ты найдешь, что Духъ Святый, именуясь Духомъ Сына, именуется и Духомъ Божіимъ; и объ этомъ писали мы въ предыдущемъ посланіи. А если Сынъ, по свойству Своему со Отцемъ, и потому что Онъ есть собственное рожденіе Отчей сущности, не есть тварь, но единосущенъ Отцу; то и Духъ Святый, по свойству Своему съ Сыномъ, и потому что дается всѣмъ отъ Сына, и что Онъ имѣетъ, то принадлежитъ Сыну, не будетъ тварь. И тотъ злочестивъ, кто утверждаетъ это.

2) И этого достаточно, чтобы всякій, сколько бы ни былъ онъ упоренъ, убѣдился не называть болѣе тварію Божіею Того, Кто въ Богѣ, испытуетъ глубины Божіи, и подается отъ Отца чрезъ Сына. Ибо иначе, онъ вынужденъ будетъ назвать также тварію и Сына, Слово, Премудрость, Образъ, Сіяніе, — Того, въ Комъ всякій видитъ Отца, и наконецъ услышать: отметаяйся Сына, ни Отца имать (1 Іоан. 2, 23); потому что таковый, какъ безумный, скажетъ вскорѣ: нѣсть Богъ (Псал. 13, 1). Впрочемъ, чтобы въ обличеніе нечестивыхъ имѣть больше доказательствъ, хорошо тѣмъ же самымъ, чѣмъ доказывается, что Сынъ — не тварь, доказывать, что и Духъ — не тварь.

Твари — изъ ничего и имѣютъ начало бытія. Ибо въ началѣ сотвори Богъ небо и землю, и яже въ нихъ. Духъ же Святый, какъ сказалъ Апостолъ, и есть и сказуется отъ Бога. Если же Сынъ, потому что Онъ не изъ не-сущихъ, но отъ Бога, по всей справедливости не есть тварь; то необходимо. и Духу Святому не быть тварію, потому что и Онъ исповѣдуется исходящимъ отъ Бога, а твари изъ ничего.

3) И еще, — Духъ есть и сказуется помазаніе и печать. Ибо Іоаннъ пишетъ: и вы еже помазаніе пріясте отъ Него, въ васъ пребываетъ, и не требуете, да кто учитъ вы: но яко помазанiе Его, Духъ Его, учитъ вы о всемъ (1 Іоан. 2, 27). И у Пророка Исаіи написано: Духъ Господень на Мнѣ, Егоже ради помаза Мя (Ис. 61, 1). А Павелъ пишетъ: въ Немже и вѣровавше знаменастеся (Ефес. 1, 13); и еще: не оскорбляйте Духа Святаго, Имже знаменастеся въ день избавленія (Ефес. 4, 30). Твари же Духомъ помазуются и запечатлѣваются. Но если Имъ помазуются и запечатлѣваются твари, то Духъ — не тварь; потому что помазующее не подобно помазуемымъ. Помазаніе сіе есть дыханіе Сына; почему имѣющій въ себѣ Духа говоритъ: Христово благоуханіе есмы (2 Кор. 2, 15). И печать сія напечатлѣваетъ Сына; почему, запечатлѣваемый имѣетъ Христовъ образъ, какъ говоритъ Апостолъ: чадца моя, имиже паки болѣзную, дондеже вообразится Христосъ въ васъ (Гал. 4, 19). Если Духъ есть благоуханіе и образъ Сына, то явно, что Духъ — не тварь; потому что не тварь и Сынъ, сущій въ Отчемъ образѣ.

Какъ видѣвый Сына, видѣ Отца; такъ имѣющій въ себѣ Духа Святаго, имѣетъ въ Себѣ Сына, и, имѣя Его, храмъ есть Божій, о чемъ пишетъ Павелъ: не вѣсте ли, яко храмъ Божій есте, и Духъ Божій живетъ въ васъ (1 Кор. 3, 16)? А Іоаннъ говоритъ: о семъ разумѣемъ, яко въ Богѣ пребываемъ, и Той въ насъ, яко отъ Духа Своего далъ есть намъ (1 Іоан. 4, 13). Если же о Сынѣ, Который во Отцѣ и въ Которомъ Отецъ, исповѣдуется, что Онъ — не тварь; то по всей необходимости слѣдуетъ, что и Духъ — не тварь; потому что въ Немъ Сынъ, и Онъ въ Сынѣ; почему и пріемлющій Духа именуется храмомъ Божіимъ.

Но это же хорошо усмотрѣть можно еще и изъ слѣдующаго. Ежели Сынъ есть Божіе Слово, то Онъ единъ, какъ и Отецъ. Ибо единъ Богъ, изъ Него же вся: и единъ Господь Іисусъ Христосъ (1 Кор. 8, 6); почему и говорится и написано, что Онъ единородный Сынъ. Тварей же много, и онѣ различны: Ангелы, Архангелы, Херувимы, Начала, Власти, и прочія, какъ было о семъ сказано. Если же, поелику Сынъ не изъ числа многихъ, но есть единъ, какъ и Отецъ единъ, то Онъ — не тварь; безъ сомнѣнія, (такъ какъ отъ Сына надлежитъ заимствовать познаніе и о Духѣ) и Духъ — не тварь, потому что Онъ не изъ числа многихъ, но есть единъ.

4) Это зналъ и Апостолъ, когда сказалъ: вся же сія дѣйствуетъ единъ и тойжде Духъ, раздѣляя властію коемуждо якоже хощетъ (1 Кор. 12, 11); и нѣсколько ниже: единѣмъ Духомъ мы вси во едино тѣло крестихомся: и вси единѣмъ Духомъ напоихомся (1 Кор. 12, 13).

И еще, — поелику отъ Сына должно заимствовать вѣдѣніе о Духѣ, то отъ Него же прилично будетъ занять и доказательства. Итакъ, Сынъ вездѣ есть; потому что Онъ во Отцѣ, и Отецъ въ Немъ. Сынъ всѣмъ обладаетъ и все содержитъ; и написано, что въ Немъ состоятся всяческая, аще видимая, аще невидимая: и Той есть прежде всѣхъ (Кол. 1, 17). Твари же находятся въ удѣленныхъ имъ мѣстахъ: солнце, луна и прочія свѣтила на тверди; ангелы на небѣ, и люди на землѣ. Но если Сынъ, не въ удѣленныхъ Ему мѣстахъ, но во Отцѣ сущій, есть вездѣ, и внѣ всего пребывая, не есть тварь; то слѣдуетъ, что не тварь — и Духъ, не въ удѣленныхъ Ему мѣстахъ сущій, но все наполняющій и внѣ всего пребывающій. Ибо такъ написано: Духъ Господень исполни вселенную (Прем. 1, 7); и Давидъ воспѣваетъ: камо пойду отъ Духа Твоего (Псал. 138, 7)? потому что Духъ неограниченъ мѣстомъ, но Онъ внѣ всего, и пребываетъ въ Сынѣ, какъ Сынъ во Отцѣ. А поэтому, какъ доказано сіе, Онъ — не тварь.

Кромѣ же всего этого, къ осужденію аріанской ереси, и также къ пріобрѣтенію вѣдѣнія о Духѣ отъ Сына, еще болѣе послужитъ слѣдующее. Сынъ, какъ и Отецъ, есть Зиждитель. Ибо говоритъ: что вижу творящаго Отца, то и Я творю (Іоан. 5, 19). Почему, вся тѣмъ быша, и безъ Него ничпюже бысть (Іоан. 1, 3). Но ежели Сынъ, будучи, какъ и Отецъ, Зиждителемъ, не есть тварь, и ежели по тому самому, что все творится Имъ, самъ Онъ не въ числѣ творимыхъ; то явно, что и Духъ Святый — не тварь; потому что о Немъ во сто третьемъ псалмѣ написано: отъимеши духъ ихъ, и исчезнутъ, и въ персть свою возвратятся: послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли (Псал. 103, 29-30).

5) Изъ словъ же этихъ явствуетъ, что Духъ — не тварь, но Самъ участвуетъ въ дѣлѣ творенія. Отецъ творитъ все Словомъ въ Духѣ; ибо гдѣ Слово, тамъ и Духъ. И творимое Словомъ — чрезъ Слово отъ Духа имѣетъ силу бытія; ибо такъ написано въ тридцать второмъ псалмѣ: Словомъ Господнимъ небеса утвердишася, и Духомъ устъ Его вся сила ихъ (Псал. 32, 6).

И дѣйствительно, Духъ такъ неотдѣленъ отъ Сына, что послѣ сказаннаго не остается и мѣста сомнѣнію. Когда Слово бывало къ Пророку, тогда Пророкъ внушаемое Словомъ провѣщавалъ въ Духѣ. Такъ и написано. Петръ говоритъ въ Дѣяніяхъ: мужіе братіе, подобаше скончатися Писанію сему, еже предрече Духъ Святый (Дѣян. 1, 16). А у Захаріи, когда было къ нему Слово, написано: обаче словеса Моя, и законы Моя пріемлете, елика Азъ заповѣдаю въ Дусѣ Моемъ Пророкомъ (Зах. 1, 5); и нѣсколько ниже, жалуясь на народъ, Богъ сказалъ: сердце свое учиниша непокориво не послушати закона Моего, и словесъ, яже посла Господь Вседержитель Духомъ Своимъ рукою Пророковъ прежнихъ (Зах. 7, 12). Но и Христось глаголалъ въ Павлѣ, какъ сказалъ самъ Павелъ: искушенія ли ищете глаголющаго во мнѣ Христа (2 Кор. 13, 3)? Тѣмъ не менѣе Павелъ имѣлъ и Духа, подававшаго ему, чтó говорить. Ибо такъ пишетъ самъ онъ: подаяніемъ Духа Іисусъ Христова во мнѣ (Флп. 1, 19), и также, когда глаголалъ въ немъ Христосъ говорилъ онъ: точію яко Духъ Святый по вся грады свидѣтельствуетъ о мнѣ, глаголя: яко узы мене и скорби ждутъ (Дѣян. 20, 23). Ибо Духъ не внѣ Слова, но, пребывая въ Словѣ, чрезъ Него пребываетъ въ Богѣ; такъ что дарованія подаются въ Троицѣ. И въ раздѣленіи дарованій, какъ пишетъ Апостолъ къ Коринѳянамъ, тойжде есть Духъ, и тойжде Господь, и тойжде есть Богъ, дѣйствуяй вся во всѣхъ (1 Кор. 12, 4-6); потому что дѣйствуетъ и раздаетъ все самъ Отецъ чрезъ Слово въ Духѣ.

6) И дѣйствительно, Апостолъ, изъявляя благожеланіе свое Коринѳянамъ, у Троицы испрашивалъ имъ благъ, говоря: благодать Господа Іисуса Христа, и любы Бога, и общеніе Святаго Духа со всѣми вами (2 Кор. 13, 13). Ибо, пріобщаясь Духа, имѣемъ мы благодать Слова, а въ Немъ и любовь Отчую. Но какъ благодать Троицы едина, такъ и Троица нераздѣльна. Это можетъ иной видѣть и на самой Святой Маріи. Ибо Антелъ Гавріилъ, посланный возвѣстить имѣющее быть снисшествіе на Нее Слова, сказалъ: Духъ Святый найдетъ на Тя; и зная, что Духъ былъ въ Словѣ, немедленно присовокупилъ: и Сила Вышняго осѣнитъ Тя (Лук. 1, 35). Ибо Христосъ Божія сила, и Божія Премудрость (1 Кор. 1, 24). Поелику же Духъ въ Словѣ, то явно, что, какъ Духъ чрезъ Слово былъ и въ Богѣ, такъ, когда и въ насъ будетъ Духъ, пріидутъ Сынъ и Отецъ, и обитель въ насъ сотворятъ. Ибо Троица нераздѣльна, и Божество Ея едино. Единъ Богъ надъ всѣми и чрезъ всѣхъ и во всѣхъ (Ефес. 4, 6).

Такова вѣра вселенской Церкви. Господь основалъ и укоренилъ ее въ Троицѣ, сказавъ ученикамъ: шедше научите вся языки, крестяще ихъ во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матѳ. 28, 19). Если бы Духъ былъ тварь, то Господь не сопричислилъ бы Его ко Отцу, чтобы Троица, по причисленіи къ Ней чего-то посторонняго и чуждаго, не была неподобна Себѣ самой. Ибо чего недоставало Богу, чтобы нужно стало воспріятіе и спрославленіе съ Нимъ иносущнаго? Да не будетъ сего! Это и невозможно. Самъ Онъ сказалъ: исполненъ есмь (Ис. 1, 11). Поэтому, самъ Господь къ имени Отца присоединилъ Духа, показывая тѣмъ, что Святая Троица составляется не изъ различнаго, т. е. не изъ Творца и тварей, а напротивъ того, Божество Ея едино. Сему научившись, Павелъ училъ, что благодать, подаваемая въ Троицѣ, едина, говоря: единъ Господь, едина вѣра, едино крещеніе (Ефес. 4, 5). Какъ крещеніе едино, такъ и вѣра едина. Ибо вѣрующій во Отца знаетъ, что Сынъ во Отцѣ и Духъ не внѣ Сына, и потому вѣруетъ и въ Сына и въ Духа Святаго; потому что едино Божество Троицы, познаваемое изъ единаго Отца.

7) Посему, такова отличительная черта вселенской вѣры. А хулящіе Духа и утверждающіе, что Онъ — тварь, если не вразумятся сказаннымъ, то пусть посрамятся, будучи постыждены слѣдующимъ. Ежели есть Троица, и вѣра въ Троицу; то пусть скажутъ: всегда ли Она — Троица, или было, когда не была Троицею? И если Троица есть вѣчная; то вѣчно соприсущій Слову и въ Немъ пребывающій Духъ — не тварь; потому что тварей нѣкогда не было. Если же Духъ есть тварь, а твари изъ ничего; то явно, что было, когда была не Троичность, но Двойственность. И кто можетъ сказать что-либо злочестивѣе сего? Еретики утверждаютъ, что Троичность составляется чрезъ преложеніе и преспѣяніе, и сама въ Себѣ есть Двойственность, ожидаетъ же происхожденія твари, чтобы тварь вчинена была съ Отцемъ и Сыномъ, и тогда уже произошла Троица. О, да не приходитъ и на мысль христіанину что-либо подобное! Какъ сущій всегда Сынъ не есть тварь; такъ, поелику всегда есть Троица, то нѣтъ въ Ней ничего тварнаго; потому и Духъ — не тварь. Какъ всегда была Троица, такъ есть Она и нынѣ; и какъ есть Она нынѣ, такъ всегда была и есть Троица; а въ Троицѣ Отецъ и Сынъ и Святый Духъ. И единъ Богъ Отецъ, Иже надъ всѣми и чрезъ всѣхъ и во всѣхъ, благословенъ во вѣки, аминь.

И вотъ, — какъ выразилъ ты желаніе свое, — написавъ сіе въ краткомъ видѣ, посылаю тебѣ; а ты, какъ благоразумный, если не достаетъ чего въ написанномъ, соблаговоли это восполнить, и прочти приснымъ въ вѣрѣ, упорныхъ же хулителей обличи. Можетъ быть, хотя поздно, одумаются они, и отложатъ привзошедшее въ душу ихъ злоуміе. Ибо, по написанному, хорошо имъ бѣжать сего, и не медлить, чтобы иначе, пребывъ въ своемъ злоуміи, не услышать сказаннаго Господомъ: иже речетъ на Духа Святаго, не отпустится ему, ни въ сей вѣкъ, ни въ будущій (Матѳ. 12, 32).

Печатается по изданію: Творенiя иже во святыхъ отца нашего Аѳанасiя Великаго, Архiепископа Александрiйскаго. Часть третья. / Изданiе второе исправленное и дополненное. – Репринтъ. – М.: Изданiе Спасо-Преображенскаго Валаамскаго монастыря, 1994. – С. 59-67. – Репр. изд.: СТСЛ, 1903.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0