Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 22 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Аѳанасiй Великiй (†373 г.)
26. Посланіе къ императору Іовіану.

1) Царю боголюбивому прилично предпочитать всему любовѣдѣніе и вожделѣвать небеснаго; ибо въ такомъ случаѣ подлинно будетъ сердце твое въ руцѣ Божіей (Притч. 21, 1). Итакъ, поелику благочестіе твое пожелало отъ насъ узнать о вѣрѣ вселенской Церкви; то, возблагодаривъ за сіе Господа, вознамѣрились мы паче всего напомянуть твоему благочестію вѣру, исповѣданную Отцами въ Никеи. Нѣкоторые, отвергнувъ эту вѣру, строили намъ много различныхъ козней за то, что не согласилнсь мы на аріанскую ересь, и они содѣлались виновниками ереси и расколовъ во вселенской Церкви. Истинная же и благочестивая вѣра въ Господа явна для всякаго; она познается и изучается изъ божественныхъ Писаній; ею тайноводствуемые Святые содѣлались мучениками, и нынѣ, разрѣшившись отъ тѣла, пребываютъ въ Господѣ. Эта вѣра соблюдалась бы всегда неповреждаемою, если бы лукавство нѣкоторыхъ еретиковъ не дерзало искажать ее. Нѣкто Арій и его послѣдователи покусились растлить ее, и вмѣсто нея ввести свое нечестіе, говоря, что Сынъ Божій изъ не-сущихъ и есть тварь, произведеніе, и измѣняемъ. И этими рѣчами обольстили они многихъ, почему люди, даже значительные, увлечены ихъ хулою, хотя святые Отцы наши, какъ сказали мы прежде, сошедшись на Соборъ въ Никеи, предварительно уже предали ее анаѳемѣ, вѣру же вселенской Церкви исповѣдали письменно, чтобы, проповѣдуемая повсюду, угасила она ересь, воспламененную еретиками. Посему и была она всюду, по всей Церкви, безъ обмана проповѣдуема и познаваема. Но поелику нынѣ нѣкоторые, вознамѣрившись возобновить аріанскую ересь, осмѣлились отвергнуть эту вѣру, исповѣданную Отцами въ Никеи, и принимаютъ видъ, будто бы исповѣдуютъ ее, въ самой же истинѣ отрицаютъ, перетолковывая реченіе: единосущный, и хулятъ Духа Святаго, говоря, что Онъ тварь и произведеніе Сына: то мы, по необходимости, усмотрѣвъ, сколько хулы эти вредоносны людямъ, потщились сообщить твоему благоговѣнію вѣру, исповѣданную въ Никеи, чтобы богочестіе твое вѣдало, и что написано со всею точностію, и сколько заблуждаются учащіе вопреки вѣрѣ никейской.

2) Вѣдай же, боголюбивѣйшій Августъ, что это проповѣдуемо было отъ вѣка, эту вѣру исповѣдали и Отцы сошедшіеся въ Никеи, ее подтвердили всѣ повсюду помѣстныя Церкви въ Испаніи, Британіи, Галліяхъ, во всей Италіи, Далматіи, Дакіи, Мисіи, Македоніи и по всей Элладѣ, также во всей Африкѣ, Сардиніи, Кипрѣ, Критѣ, Памфиліи, Ликіи, Исавріи, Египтѣ, въ Ливіяхъ, въ Понтѣ, въ Каппадокіи, и Церкви ближайшія къ нимъ, и Восточныя, исключая немногихъ, мудрствующихъ по-аріански. Мнѣніе же всѣхъ выше исчисленныхъ Церквей знаемъ мы по опыту, и имѣемъ у себя ихъ посланія. Да будетъ вѣдомо тебѣ, боголюбивѣйшій Августъ, что хотя нѣкоторые, числомъ немногіе, и прекословятъ сей вѣрѣ, однако-же не можетъ это служить предосужденіемъ, когда цѣлая вселенная содержитъ апостольскую вѣру. Эти немногіе, съ давняго времени бывъ заражены аріанскою ересію, съ большимъ упорствомъ нынѣ противятся благочестію. И чтобы вѣдало благочестіе твое (что уже и не безызвѣстно тебѣ), потщились мы приложить здѣсь вѣру, исповѣданную Епископами въ Никеи. Итакъ сія вѣра, исповѣданная Отцами въ Никеи, такова:

3) Вѣруемъ въ единаго Бога, Отца Вседержителя, Творца всего видимаго и невидимаго. И въ единаго Господа Іисуса Христа, Сына Божія, рожденнаго отъ Отца, единороднаго, то-есть отъ Отчей сущности, Бога отъ Бога, Свѣтъ отъ Свѣта, Бога Истиннаго отъ Бога Истиннаго, рожденнаго, несотвореннаго, единосущнаго Отцу, — Сына, Которымъ приведено въ бытіе все, что на небѣ и что на землѣ, — ради насъ человѣковъ и нашего спасенія сшедшаго съ небесъ, воплотившагося, вочеловѣчившагося, пострадавшаго, воскресшаго въ третій день, восшедшаго на небеса, имѣющаго прійти судить живыхъ и мертвыхъ. И въ Духа Святаго. А утверждающихъ, что было, когда Сына не было, что не былъ Онъ, пока не рожденъ, что произошелъ Онъ изъ не-сущихъ, или полагающихъ, что Сынъ Божій отъ иной ѵпостаси, или сущности, или что Онъ созданъ, или удобопреложенъ, или измѣняемъ, анаѳематствуетъ вселенская и апостольская Церковь.

4) Въ этой вѣрѣ, какъ божественной и апостольской, необходимо и намъ пребывать всѣмъ, Августъ, и никто не долженъ извращать ее хитрыми умствованіями и словопреніями, какъ дѣлаютъ аріане, утверждая, что Сынъ Божій изъ не-сущихъ, что было, когда Его не было, что Онъ сотворенъ, есть произведеніе и удобопреложенъ. Ибо за это, какъ сказали мы прежде, и Соборъ Никейскій анаѳематствовалъ таковую ересь, исповѣдалъ же вѣру истинную. На Соборѣ не наименовали Сына просто подобнымъ Отцу, чтобы исповѣдывали Его не просто подобнымъ Богу, но истиннымъ Богомъ отъ Бога; написали же, что Онъ Единосущенъ, какъ свойственно это преискреннему и истинному Сыну истиннаго по естеству Отца. И Духа Святаго не признали чуждымъ Отцу и Сыну, а напротивъ того, спрославили Его со Отцемъ и Сыномъ въ единой вѣрѣ во Святую Троицу; потому что въ Святой Троицѣ Божество едино.

Печатается по изданію: Творенiя иже во святыхъ отца нашего Аѳанасiя Великаго, Архiепископа Александрiйскаго. Часть третья. / Изданiе второе исправленное и дополненное. – Репринтъ. – М.: Изданiе Спасо-Преображенскаго Валаамскаго монастыря, 1994. – С. 175-178. – Репр. изд.: СТСЛ, 1903.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0