Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 26 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Аѳанасiй Великiй (†373 г.)
28. О явленіи во плоти Бога Слова и противъ аріанъ.

1) Вознамѣрившіеся злохудожно разумѣть божественныя Писанія, въ подкрѣпленіе хулы своей, выставляютъ относящіяся къ человѣчеству реченія объ обнищаніи Сына Божія. Но въ этихъ-то уничижительныхъ реченіяхъ и дѣйствіяхъ усматривается вся опредѣленная точность христіанства. Поэтому, если бы могли они слушать блаженнаго Павла, который пишетъ къ Коринѳянамъ: вѣсте бо благодать Господа нашего Іисуса Христа, яко насъ ради обнища богатъ сый, да мы нищетою Его обогатимся (2 Кор. 8, 9); то никакъ не осмѣлились бы называть Сына неподобнымъ Отцу, особливо зная, какого рода обнищаніе Его и какова сила креста Его. Посему и въ другомъ мѣстѣ говоритъ тотъ-же Павелъ: да возможете разумѣти со всѣми святыми, чтò широта и долгота и глубина и высота, разумѣти же преспѣющую разумъ любовь Христову, да исполнитеся во всяко исполненіе Божіе (Ефес. 3, 18. 19). По сей-то причинѣ о нищетѣ и страданіяхъ Его съ дерзновеніемъ пишетъ: мнѣ же да не будетъ хвалитися, токмо о крестѣ Господа нашего Іисуса Христа, Имже мнѣ міръ распяся, и азъ міру (Гал. 6, 14); и еще: не судихъ бо вѣдѣти что въ васъ, точію Іисуса Христа, и Сего распята (1 Кор. 2, 2); и: аще быша разумѣли, не быша Господа славы распяли (8). И нынѣ еретики эти, если бы разумѣли божественныя Писанія, то не осмѣлились бы хулить Творца всяческихъ, называя Его тварію или созданіемъ.

Приводятъ въ возраженіе: «какъ можетъ Сынъ быть подобенъ Отцу, или быть отъ Отчей сущности, когда написано: якоже Отецъ имать животъ въ Себѣ, тако даде и Сынови животъ имѣти въ Себѣ (Іоан. 5, 26). Говорятъ: у дающаго есть превосходство предъ пріемлющимъ; написано также: что Мя глаголеши блага? никтоже благъ, токмо единъ Богъ (Марк. 10, 18); и еще: Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставилъ (Матѳ. 27, 46)? и также: о дни же послѣднемъ никтоже вѣсть, ни Сынъ, токмо Отецъ (Марк. 13, 32); и еще: Егоже Отецъ святи и посла въ міръ (Іоан. 10, 36); и еще: Богъ Отецъ воскресилъ Его изъ мертвыхъ (Галат. 1, 1). Какъ же, говорятъ, Воскрешенный изъ мертвыхъ можетъ быть подобенъ Воскресившему Его, или единосущенъ съ Нимъ?»

2) Изъ многихъ возраженій предложили мы эти немногія, чтобы, по разрѣшеніи ихъ, безъ труда было можно разумѣть и прочія. Посему обязаны мы, по возможности, объяснить силу ихъ.

Если блаженный Павелъ говоритъ, что Отецъ воскресилъ Сына Своего изъ мертвыхъ; то Іоаннъ повѣствуетъ: рече Іисусъ: разорите церковь сію, и треми денми воздвигну ю. Глаголаше же, присовокупляетъ, о церкви тѣла Своего (Іоан. 2, 19. 21). Изъ сего для внимательныхъ явствуетъ, что, поелику воскрешено тѣло, то у Павла говорится, что воскрешенъ изъ мертвыхъ Сынъ, потому что относящееся къ тѣлу Его говорится о лицѣ Его. Посему такимъ же образомъ, когда говорится, что Отецъ далъ жизнь Сыну, разумѣть должно жизнь, даруемую плоти. Ибо если Сынъ есть жизнь, то для чего жизни пріимать жизнь? И если самъ Онъ даетъ обѣтованіе, говоря: овцы Моя гласа Моего слушаютъ, и Азъ знаю ихъ, и по Мнѣ грядутъ, и Азъ животъ вѣчный дамъ имъ, и не погибнутъ во вѣки (Іоан. 10, 27. 28); если Онъ — Божія Премудрость; если Имъ сотворенъ всякій возрастъ; то почему говорится: Іисусъ же преспѣваше премудростію и возрастомъ (Лук. 2, 52)? Если Отецъ сотворилъ все чрезъ собственное Слово Свое и чрезъ Сына, то явно, что чрезъ Него же совершилъ и воскресеніе плоти Его; а посему, чрезъ Него же и воскресилъ Его, чрезъ Него даетъ Ему и жизнь. Воскрешается Онъ по плоти, какъ человѣкъ, и пріемлетъ жизнь, какъ человѣкъ, образомъ обрѣтеся, якоже человѣкъ (Фил. 2, 7): но, какъ Богъ, Самъ воскрешаетъ храмъ Свой и даетъ жизнь плоти Своей.

Если говоритъ также: Егоже Отецъ святи и посла въ міръ (Іоан. 10, 36); то въ другомъ мѣстѣ говоритъ: за нихъ Азъ свящу Себе, да и тіи будутъ священи воистинну (Іоан. 17, 19).

И если говоритъ: Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставилъ? то говоритъ это отъ нашего лица; потому что зракъ раба пріимъ, въ подобіи человѣчестѣмъ бывъ, и образомъ обрѣтеся якоже человѣкъ: смирилъ Себе, послушливъ бывъ даже до смерти, смерти же крестныя, и проч. (Фил. 2, 7); и какъ говоритъ Исаія: Сей грѣхи наша носитъ, и о насъ болѣзнуетъ (Иса. 53, 4). Поэтому, не о Себѣ болѣзнуетъ, но о насъ; не самъ Онъ оставленъ Богомъ, но оставлены мы, и ради насъ оставленныхъ пришелъ Онъ въ міръ. И когда Апостолъ говоритъ: тѣмже и Богъ Его превознесе, и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене (Филип. 2, 9); говоритъ это о храмѣ, т. е. о тѣлѣ Его.

3) Ибо не Вышній возносится, возносится же плоть Вышняго, и плоти Вышняго дарова имя, еже паче всякаго имене. Не Божіе Слово по благодати пріяло то, чтобы именоваться Богомъ; но плоть Его вмѣстѣ съ Нимъ наименована Богомъ. Не сказано: Слово стало Богомъ, но: Богъ бѣ Слово (Іоан. 1, 1), то-есть, всегда былъ Богъ-Слово, и сей Самый Богъ содѣлался плотію, чтобы плоть Его содѣлалась Богомъ-Словомъ; какъ и Ѳома, осязавъ плоть Его, воскликнулъ: Господь мой, и Богъ мой (Іоан. 20, 28), то и другое вмѣстѣ именуя Богомъ; подобно и Іоаннъ написалъ: еже бѣ исперва, еже слыщахомъ, еже видѣхомъ очима нашима, еже узрѣхомъ, и руки наша осязаша, о Словеси животнѣмъ (1 Іоан. 1, 1). Изъ сего видно, что во плоти осязаемъ былъ Сынъ и Отчее Слово, и что то и другое въ божественномъ Писаніи наименовано осязаемымъ Словомъ жизни.

И когда говоритъ: не у бо бѣ Духъ Святый, яко Іисусъ не у бѣ прославленъ (Іоан. 7, 39), о плоти Его сказуетъ, яко нь у бѣ прославлена. Ибо прославляется не Господь славы, но плоть Господа славы; она пріемлетъ славу, съ Нимъ вмѣстѣ восходя на небо. Посему-то и Духъ сыноположенія не былъ еще въ человѣкахъ, потому что воспріятый отъ насъ начатокъ не восшелъ еще на небо.

4) Посему, какъ-скоро Писаніе говоритъ, что Сынъ пріялъ, что Сынъ прославленъ, говоритъ сіе о Немъ по человѣчеству, а не по Божеству. И когда Сынъ говоритъ: пославшій Меня Отецъ Мой болій Мене есть (Іоан. 14, 28), Отца называетъ большимъ Себя, потому что содѣлался человѣкомъ; а какъ Отчее Слово, равенъ Онъ Отцу. Ибо говоритъ: Азъ и Отецъ едино есма (Іоан. 10, 30); и: видѣвый Мене, видѣ Отца (Іоан. 14, 9). И не хищеніемъ пріобрѣтаетъ, чтобы Ему быть равнымъ съ Отцемъ, но равенъ по естеству и единосущенъ Отцу, потому что рожденъ отъ Отчей сущности.

И когда Апостолъ говоритъ, что во Христѣ живетъ всяко исполненіе Божества тѣлеснѣ (Колос. 2, 9); должно понимать, что всяко исполненіе Божества живетъ во плоти Его. И сказавъ: Иже Своего Сына не пощадѣ, но за насъ всѣхъ предалъ есть Его (Римл. 8, 32), въ другомъ мѣстѣ говоритъ: якоже и Христосъ возлюби Церковь, и Себе предаде за ню (Ефес. 5, 25).

5) Не Себя пришелъ спасти безсмертный Богь, но умерщвленныхъ; не за Себя пострадалъ, но за насъ; и посему-то воспріялъ на Себя наше уничиженіе и нашу нищету, чтобы даровать намъ богатство Свое. Ибо страданіе Его есть наше избавленіе отъ страданія; смерть Его — наше безсмертіе; слезы Его — наша радость; погребеше Его — наше воскресеніе; крещеніе Его — наше освященіе. Ибо говоритъ: за нихъ Азъ свящу Себе, да и тіи будутъ священи воистину (Іоан. 17, 19). Язва Его — наше исцѣленіе; ибо язвою Его мы исцѣлѣхомъ (Иса. 53, 5). Наказаніе Его — нашъ миръ; ибо наказаніе мира нашего на Немъ, т. е. для нашего мира Онъ наказуется. Безславіе Его — наша слава; посему, ради насъ проситъ Онъ славы, говоря: прослави Мя Ты, Отче, у Тебе самого славою, юже имѣхъ у Тебе прежде міръ не бысть (Іоан. 17, 5); ибо въ Немъ прославляемся мы. Сошествіе Его — наше восшествіе, по написанному: и съ Нимъ воскреси, и спосади на небесныхъ во Христѣ Іисусѣ; и: да явитъ въ вѣцѣхъ грядущихъ презѣлное богатство благодати Своея, благостыпею на насъ о Христѣ Іисусѣ (Ефес. 2, 6. 7).

И когда говоритъ на крестѣ: Отче, въ руцѣ Твои предаю духъ Мой (Лук. 23, 46), въ Себѣ предаетъ Отцу всѣхъ человѣковъ, въ Немъ оживотворяемыхъ; потому что они суть члены Его; и сіи многіе члены суть единое тѣло, т. е. Церковь, какъ блаженный Павелъ пишетъ къ Галатамъ: вси бо вы едино есте о Христѣ Іисусѣ (Гал. 3, 28). Посему; въ Себѣ предаетъ всѣхъ.

6) Такъ и когда говоритъ: Господь созда Мя начало путей Своихъ (Притч. 8, 22), говоритъ это о Церкви, въ Немъ созидаемой; потому что Творецъ всяческихъ не есть тварь и произведеніе, но въ Творцѣ обновляется тварь, по сказанному Павломъ: Того есмы твореніе, создани во Христѣ Іисусѣ (Ефес. 2, 10); и какъ еще говоритъ: да скажется нынѣ началомъ и властемъ на небесныхъ Церковію многоразличная премудрость Божія, по предложенiю вѣкъ, еже сотвори о Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ, о Немже имамы дерзновеніе и приведеніе въ надѣяніи вѣрою Его (Ефес. 3, 10. 11); и еще: якоже избра насъ въ Немъ прежде сложенія міра, быти намъ святымъ и непорочнымъ предъ Нимъ въ любви, прежде нарекъ насъ во усыновленіе Іисусъ Христомъ въ Него (Еф. 1, 4. 5); и также говоритъ о двухъ народахъ: да оба созиждетъ Собою во единаго новаго человѣка, творя миръ: и примиритъ обоихъ во единомъ тѣлѣ Богови крестомъ, убивъ вражду на немъ (Ефес. 2, 15, 16).

7) И если говоритъ: что Мя глаголеши блага? ни-ктоже благъ, токмо единъ Богъ (Марк. 10, 18); то говоритъ это Богъ, по плоти Своей и Себя сопричисляя къ человѣкамъ, и сообразуясь съ понятіемъ пришедшаго къ Нему; потому что юноша почиталъ Его простымъ человѣкомъ, а не Богомъ. И отвѣтъ имѣетъ слѣдующій смыслъ: «если почитаешь Меня человѣкомъ, а не Богомъ; то не называй Меня благимъ: ибо никтоже благъ, потому что благость свойственна не человѣческому естеству, но Богу». Потомъ присовокупляетъ: заповѣди вѣси? Когда же на вопросъ юноши: какія? Господь сказалъ: не прелюбы сотвориши, не убiй и проч., и юноша отвѣтствовалъ, говоря: сія вся сохранихъ отъ юности моея: что есмь еще не докончалъ? тогда говоритъ ему: аще хощеши совершенъ быти, иди, продаждь имѣнiе твое, елика имаши, и даждь нищимъ, и имѣти имаши сокровшце на небеси: и вземъ крестъ твой, гряди въ слѣдъ Мене (Матѳ. 19, 16-21. Марк. 10, 17-21. Лук. 18, 18-22). А этимъ Господь показалъ, что и Ему свойственна благость. Ибо кто идетъ въ слѣдъ не благаго, тотъ можетъ ли наслѣдовать вѣчную жизнь?

И когда говоритъ о послѣднемъ днѣ: никтоже вѣсть, ни Сынъ, токмо Отецъ, — говоритъ по человѣчеству. Ибо, если знаетъ Отца, то какъ не знать Ему послѣдняго дня? Никтоже знаетъ Отца, говоритъ Онъ, токмо Сынъ, и емуже аще волитъ Сынъ открыти (Матѳ. 11, 27). И если Духъ Святый знаетъ все Божіе, то какъ Сыну не знать дня, который Имъ сотворенъ? И если Имъ сотворены вѣки и времена, то очевидно, что и послѣдній день включается въ сихъ вѣкахъ и временахъ, и Ему невозможно не знать сего дня.

8) Посему, всѣ уничижительныя реченія, употребленныя Господомъ, относятся къ Его обнищанію, чтобы мы въ Немъ обогатились, а не хулили по нимъ Сына Божія. И Сынъ Божій для того содѣлался сыномъ человѣческимъ, чтобы сыны человѣческіе, т. е. сыны Адамовы, содѣлались сынами Божіими. Ибо Слово неизглаголанно, неизъяснимо, непостижимо, вѣчно рожденное свыше отъ Отца, раждается долу во времени отъ Дѣвы Богородицы Маріи, чтобы рожденные первоначально долу родились вторично свыше, т. е. отъ Бога. Посему, Сынъ единую Матерь имѣетъ на землѣ, а мы имѣемъ единаго Отца на небѣ. Посему-то именуетъ Себя сыномъ человѣческимъ, чтобы человѣки именовали Бога Отцемъ на небесахъ. Сказано: Отче нашъ, Иже еси на небесѣхъ (Матѳ. 6, 9). Какъ мы, рабы Божіи, содѣлались сынами Божіими: такъ Владыка рабовъ содѣлался смертнымъ сыномъ собственнаго своего раба, т. е. Адама, чтобы сыны Адамовы, будучи смертными, содѣлались сынами Божіими, по сказанному: даде имъ область чадомъ Божіимъ быти (Іоан. 1, 12). Посему, Сынъ Божій вкушаетъ смерть ради плотскаго отца своего, да сыны человѣческіе пріобшатся жизни Божіей ради Бога Отца своего по духу. Онъ Сынъ Божій по естеству, а мы сыны по благодати. И еще: Онъ и по домостроительству ради насъ содѣлался сыномъ Адамовымъ, а мы сыны Адамовы по естеству. Посему говоритъ: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему (Іоан. 20, 17); потому что Богъ, какъ сказалъ я выше, есть Отецъ Его по естеству, а нашъ Отецъ по благодати; и Богомъ Ему содѣлался по домостроительству, поколику самъ Онъ содѣлался человѣкомъ, а намъ Онъ Владыка и Богъ по естеству. И потому, Слово — Отчій Сынъ, соединившись съ плотію, плоть бысть и совершенный человѣкъ, да человѣки, соединившись съ Духомъ, содѣлаются единый Духъ. Итакъ, Онъ есть плотоносный Богъ, а мы — духоносные человѣки. Ибо отъ сущности человѣческой, т. е. отъ сѣмени Адамова, пріявъ начатокъ, т. е. зракъ раба, и въ подобіи человѣчестѣмъ бывъ (Флп. 2, 7), даровалъ намъ отъ Отчей сущности начатокъ Святаго Духа, да содѣ-лаемся всѣ мы сынами Божіими въ подобіи Сына Божія. Онъ, истинный и по естеству Сынъ Божій, носитъ въ Себѣ всѣхъ насъ, да всѣ мы носимъ въ себѣ единаго Бога.

9) Нечестиво также утверждать, что Духъ Божій созданъ или сотворенъ, когда все Писаніе Ветхаго и Новаго Завѣта присоединяетъ Его къ Отцу и Сыну и съ Ними прославляетъ; потому что Духъ того-же Божества, той-же власти и сущности, какъ говоритъ самъ Господь: вѣруяй въ Мя, рѣки отъ чрева его истекутъ воды живы. Сіе же рече о Дусѣ, Егоже хотяху пріимати вѣрующіи въ Него (Іоан. 7, 38. 39); какъ и у Іоиля говоритъ отъ лица Отчаго: излію отъ Духа Моего на всяку плоть, и прорекутъ сынове ваши и дщери ваши (Іоил. 2, 28). И посему, дунувъ въ лице Апостоламъ, говоритъ: пріимите Духъ Святъ (Іоан. 20, 22), да знаемъ, что отъ полноты Божества дается Духъ ученикамъ; ибо сказано: во Христѣ, то-есть во плоти Его, живетъ всяко исполненіе Божества тѣлеснѣ (Кол. 2, 9); какъ и Іоаннъ Креститель говоритъ: отъ исполненія Его мы вси пріяхомъ (Іоан. 1, 16). Въ тѣлесномъ видѣ, то-есть какъ голубь, явился Духъ Святый, сходящій и пребывающій на Немъ. Въ насъ живетъ начатокъ и залогъ Божества; во Христѣ же — всяко исполненіе Божества. И никто да не подумаетъ, что Христосъ пріялъ, не имѣвъ Его прежде. Ибо Онъ послалъ Духа свыше, какъ Богъ, и Онъ же пріялъ Его долу, какъ человѣкъ. Посему, отъ Него же нисходитъ на Него Духъ, отъ Божества Его — на человѣчество Его. И Исаія отъ лица Отчаго вопіетъ, говоря: сице глаголетъ Господь Богъ твой, сотворивый тя, и создавый тя изъ утробы: не бойся, рабе Мой Іакове, и возлюбленный Израилю, егоже избрахъ. Яко Азъ дамъ воду въ жажду ходящимъ въ безводнѣй, наложу Духъ Мой на сѣмя твое, и благословенія Моя на чада твоя (Иса. 44, 2. 3). Въ Евангеліи же Сынъ обѣщаетъ дать воду ходящимъ въ жаждѣ, говоря Самарянкѣ о Святомъ Духѣ: аще бы вѣдала еси даръ Божій, и кто есть Глаголяй ти, даждь ми пити: ты бы просила у Него, и далъ бы ти воду живу (Іоан. 4, 10); и вскорѣ потомъ говоритъ ей: всякъ піяй отъ воды сея, вжаждется паки: а иже піетъ отъ воды, юже Азъ дамъ ему, не вжаждется во вѣкъ: но вода, юже Азъ дамъ ему, будетъ въ немъ источникъ воды текущія въ животъ вѣчный (Іоан. 4, 13. 14). Посему и Давидъ воспѣваетъ Богу: яко у Тебе источникъ живота, во свѣтѣ Твоемъ узримъ свѣтъ (Псал. 35, 10); ибо зналъ онъ сущаго у Бога Отца Сына — источникъ Святаго Духа.

10) И чрезъ Іеремію Сынъ говоритъ: два зла сотвориша людіе Мои: Мене оставиша, источника воды живы, и ископаша себѣ кладенцы сокрушеныя, иже не возмогутъ воды содержати (Іер. 2, 13). И когда Серафимы славословятъ Бога, трекратно взывая: святъ, святъ, святъ Господь Саваоѳъ (Иса. 6, 3); тогда славословятъ они Отца и Сына и Святаго Духа. Посему и крещаемся, какъ во имя Отца и Сына, такъ и во имя Святаго Духа; и содѣлываемся сынами Бога, а не Боговъ, потому что Отецъ, Сынъ и Святый Духъ — Господь Саваоѳъ; — едино Божество и единъ Богъ въ трехъ ѵпостасяхъ. А посему, что у Исаіи сказалъ Отецъ, то, по словамъ Іоанна, сказалъ Сынъ, а по словамъ Павла въ Дѣяніяхъ, сказалъ Духъ Святый. Ибо Исаія говоритъ такъ: видѣхъ Господа Саваоѳа сѣдяща на престолѣ высоцѣ и превознесеннѣ, и исполнь домъ славы Его. И Серафимы стояху окрестъ Его, шесть крилъ единому и шесть крилъ другому: и двѣма убо покрываху лица своя, двѣма же покрываху ноги своя, и двѣма летаху. И взываху другъ ко другу и глаголаху: святъ, святъ, святъ Господь Саваоѳъ: исполнь небо и вся земля славы Его (Иса. 6, 1-3); и вскорѣ потомъ онъ же говоритъ: слышахъ гласъ Господа глаголюща: кого послю, и кто пойдетъ къ людемъ симъ? И рекохъ: се азъ есмь, посли мя. И рече мнѣ: иди къ людемъ симъ, и рцы имъ: слухомъ услышите, и не уразумѣете: и видяще узрите, и не увидите: одебелѣ бо сердце людей сихъ, и ушима своима тяжко слышаша, и очи свои смѣжиша, да не когда узрятъ очима, и ушима услышатъ, и сердцемъ уразумѣютъ, и обратятся, и исцѣлю я (Иса. 6, 8-10). Евангелистъ же Іоаннъ говоритъ: сего ради не можаху вѣровати іудеи во Іисуса, яко рече Исаія: ослѣпи очи ихъ, и окаменилъ есть сердца ихъ, да не когда узрятъ очима, и уразумѣютъ сердцемъ, и обратятся, и исцѣлю ихъ. Сія же рече Исагя, егда видѣ славу Его (Іоан. 12, 39-41), то-есть славу Сына; а посему и Сынъ есть Господь Саваоѳъ. Ибо Господь Саваоѳъ толкуется: Господь силъ, а Господь силъ, Той есть царь славы, какъ сказалъ Давидъ (Псал. 23, 10); Господь же славы, по словамъ Павла, есть распятый Христосъ (1 Кор. 2, 8). И поелику сказалъ Давидъ: Господь пасетъ мя, и ничтоже мя лишитъ (Псал. 22, 1); и въ другомъ мѣстѣ: Пасый Израиля вонми, наставляяй яко овча Іосифа: сѣдяй на Херувимѣхъ явися (Пс. 79, 2); въ Евангеліяхъ же говоритъ Сынъ: Азъ есмь пастырь добрый (Іоан. 10, 14); то слѣдуетъ, что Онъ есть сѣдяй на Херувимѣхъ, пасый Израиля. А Павелъ въ Дѣяніяхъ говоритъ, что Духъ Святый глагола Исаіемъ (Дѣян. 28, 25) то самое, о чемъ сказалъ Исаія: яко Господь Саваоѳъ глагола мнѣ. Такъ Отецъ и Сынъ и Духъ Святый есть Господь Саваоѳъ.

11) И когда Писаніе говоритъ объ Отцѣ, что Онъ сотворилъ всяческая, видимая и невидимая (Кол. 1, 16): тогда въ другомъ мѣстѣ то-же Писаніе учитъ насъ, что все сотворено чрезъ Сына. И не иное сотворилъ отдѣльно Отецъ, а иное Сынъ; но чтò творитъ Отецъ, то творитъ Онъ собственною Своею силою, которая есть Сынъ, ибо вся Тѣмъ быша (Іоан. 1, 3). Такъ, когда говоритъ Сынъ: разорите церковь сію, и треми денми воздвигну ю (Іоан. 2, 19), говоритъ же это, какъ замѣчено, о тѣлѣ Своемъ; тогда другое Писаніе говоритъ, что Отецъ воскресилъ Сына Своего изъ мертвыхъ (Гал. 1, 1), — и говоритъ справедливо, потому что Словомъ Своимъ и Сыномъ воскресилъ Онъ плоть Сына Своего. Не говоримъ, что тѣло есть Сынъ Божій по естеству; говоримъ же, что оно есть тѣло Сына Божія. — Поэтому, когда воскрешено тѣло, представляется воскрешеннымъ изъ мертвыхъ Сынъ. Поэтому, относительно къ плоти говоримъ, что Сынъ умеръ, и погребенъ, и воскрешенъ изъ мертвыхъ; по духу же Онъ былъ вездѣ, и на небѣ и на землѣ. Итакъ, поелику первоначально богатъ сый, то-есть Богъ, впослѣдствіи содѣлался обнищавшимъ, то-есть человѣкомъ, и уподобился намъ во всемъ, кромѣ грѣха; то, какъ человѣкъ пріемлетъ жизнь Тотъ, Кто въ Себѣ имѣетъ жизнь; потому что Самъ есть жизнь; — пріемлетъ же ради насъ; какъ человѣкъ преспѣваетъ премудростію и возрастомъ Тотъ, Кто есть вѣчная Сила Божія и Премудрость; какъ человѣкъ освящается Тотъ, Кто святъ и не имѣетъ нужды въ освященіи; ибо говоритъ: за нихъ Азъ свящу Себе, да и тiи будутъ священи воистинну (Іоан. 17, 19); и какъ человѣкъ возносится, пріявъ имя, еже паче всякаго имене, — имя, которое всегда имѣетъ Онъ по естеству; ибо сказано: Богъ бѣ Слово (Іоан. 1, 1).

12) Посему, о чемъ говоритъ Писаніе, что Сынъ пріялъ, говоритъ сіе ради тѣла Его; а тѣло сіе есть начатокъ Церкви; ибо сказано: начатокъ Христосъ (1 Кор. 15, 23). Поелику же Начатокъ пріялъ имя, еже паче всякаго имене; то силою Его совоскрешено и спосаждено и смѣшенiе (1 Кор. 5, 7), по сказанному: съ Нимъ воскреси и спосади (Ефес. 2, 6). Посему-то и люди пріяли благодать именоваться богами и сынами Божіими. Итакъ, Господь сперва воскресилъ изъ мертвыхъ и вознесъ въ Себѣ тѣло Свое, а потомъ воскрешаетъ и члены тѣла Своего, да имъ, какъ Богъ, даруетъ все, что Самъ пріялъ, какъ человѣкъ. Посему, Самъ Себѣ даруетъ жизнь, Самъ Себя святитъ, и Самъ Себя возноситъ. Когда же говорится, что Отецъ освятилъ Его, и воскресилъ Его, и даровалъ Ему имя, еже паче всякаго имене, и далъ Ему жизнь; явно, что чрезъ Него творитъ все Отецъ: чрезъ Него воскрешаетъ Его, чрезъ Него святитъ Его, чрезъ Него возноситъ Его, чрезъ Него даетъ Ему жизнь. И когда духъ Свой предаетъ въ руки Отца, предаетъ Себя Богу, какъ человѣкъ, да предастъ Богу всѣхъ человѣковъ; потому что Онъ есть рука и руцѣ Отца. И когда говоритъ: преожде всѣхъ холмовъ раждаетъ Мя (Притч. 8, 25), говоритъ это отъ лица Церкви, которая первоначально создана, а потомъ раждается отъ Бога. Почему, въ притчѣ сперва сказано: Господь созда Мя (22), а впослѣдствіи: родилъ (25).

13) Если Писаніе говоритъ объ Отцѣ: не Богъ ли единъ созда насъ (Малах. 2, 10); то подобно сему говоритъ и о Сынѣ, яко Тѣмъ создана быша всяческая (Кол. 1, 16). А то-же говорится и о Святомъ Духѣ. Отымеши, сказано, духъ ихъ, и исчезнутъ, и въ персть свою возвратятся: послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли (Псал. 103, 29. 30).

И если Сынъ объ Отцѣ говоритъ Петру: блаженъ еси, яко плоть и кровь не яви тебѣ, но Отецъ Мой, Иже на небесѣхъ (Матѳ. 16, 17); то и о Себѣ говоритъ то-же самое: никтоже знаетъ Отца, токмо Сынъ, и емуже аще волитъ Сынъ открыти (Матѳ. 11, 27). А Павелъ подобно сему говоритъ и о Святомъ Духѣ: намъ же Богъ открылъ есть Духомъ Своимъ. Духъ бо вся испытуетъ, и глубины Божія. Кто бо вѣсть отъ человѣкъ, яже въ человѣцѣ, точію духъ человѣка живущій въ немъ? Такожде и Божiя никтоже вѣсть, точію Духъ Божій (1 Кор. 2, 10. 11). Посему, какъ духъ въ человѣкѣ неотдѣлимъ отъ его человѣчества и сущности, такъ и Духъ въ Богѣ нечуждъ Его Божества и сущности.

И если Господь говоритъ у Исаіи: сыны родихъ и возвысихъ, тіи же отвергошася Мене (гл. 1, 2); то въ Евангеліи говоритъ Онъ: рожденное отъ плоти плоть есть, и рожденное отъ Духа духъ есть (Іоан. 3, 6); и еще: духъ, идѣже хощетъ, дышетъ, и гласъ его слышиши, но не вѣси, откуда приходитъ, и камо идетъ: тако есть всякъ человѣкь рожденный отъ Духа (8); а въ началѣ Евангелія Іоаннъ говоритъ: елицы же прiяша Его, даде имъ область чадомъ Божіимъ быти, вѣрующимъ во имя Его: иже не отъ крове, ни отъ похоти мужескія, ни отъ похоти плотскія, но отъ Бога родишася (1, 12. 13). Поэтому всѣ, рожденные отъ Духа Святаго, рождены отъ Бога; и всѣ, крестившіеся во Христа, крестились во Отца и Святаго Духа.

И еще, когда Петръ говоритъ Ананіи: почто исполни сатана сердце твое, солгати Духу Святому, и утаити отъ цѣны села? Не человѣкомъ солгалъ еси, но Богу (Дѣян. 5, 3); явствуетъ изъ сего, что солгавшій Духу Святому, солгалъ Богу, живушему въ человѣкахъ чрезъ Духа Своего. Ибо гдѣ Духъ Божій, тамъ Богъ. Сказано: о семъ разумѣемъ, яко Богъ въ насъ пребываетъ, яко отъ Духа Своего далъ есть намъ (1 Іоан. 4, 13).

14) И если Писаніе говоритъ, что Духъ Святый глаголалъ въ Пророкахъ; то въ другомъ мѣстѣ сказуетъ блаженный Павелъ, что въ Пророкахъ глаголалъ Отецъ: многочастнѣ и многообразнѣ древле Богъ глаголавый Отцемъ во пророцѣхъ, въ послѣдокъ днiй сихъ глагола намъ въ Сынѣ (Евр. 1, 1); а въ другомъ мѣстѣ сказуетъ, что глаголетъ и Сынъ, говоря: понеже искушенія ищете глаголюгцаго во мнѣ Христа (2 Кор. 13, 3). Сынъ же наименовалъ Духа глаголющимъ въ Апостолахъ: егда предадятъ вы на соборища, не пецытеся, како или что возглаголете: дастбося вамъ въ той часъ, чтò возглаголете: не вы бо будете глаголющіи, но Духъ Отца вашего глаголяй въ васъ (Матѳ. 10, 19. 20).

И Апостолъ иногда говоритъ, что тѣла вѣрующихъ суть храмъ Святаго Духа; а иногда, что члены ихъ суть члены Христовы; иногда же, что они суть храмъ Отца: вы есте церкви Бога жива, якоже рече Богъ: яко вселюся вь нихъ, и похожду, и буду имъ Богъ, и тіи будутъ мнѣ людіе (2 Кор. 6, 16); и: аще кто Божій храмъ растлитъ, растлитъ сего Богь (1 Кор. 3, 17); и еще: не вѣсте ли, яко храмъ Божій есте и Духъ Божій Святый живетъ въ васъ (1 Кор. 3, 16)? Ибо кто храмъ Духа, тотъ храмъ Сына и Отца; гдѣ обитаетъ Духъ Божій, тамъ обитаетъ Богъ. И: якоже Отець воскрешаетъ мертвыя и живитъ: тако и Сынъ, ихже хощетъ, живитъ (Іоан. 5, 21); а подобно сему говоритъ и о Духѣ: Духъ есть, Иже оживляетъ, плоть не пользуетъ ничтоже (Іоан. 6, 63); и Павелъ пишетъ къ Коринѳянамъ: Духъ животворитъ (2 Кор. 3, 6).

Видишь, что дѣла Отчія Писаніе именуетъ дѣлами Сына и Святаго Духа, какъ и Апостолъ научилъ, говоря: раздѣленія же дарованіи суть, а тойжде Духъ: и раздѣленія служеній суть, а тойжде Господь: и раздѣленія дѣйствъ суть, а тойжде есть Богъ, дѣйствуяй вся во всѣхъ (1 Кор. 12, 4). Такъ, сказавъ, что Отецъ есть дѣйствуяй вся во всѣхъ, нѣсколько ниже именуетъ Духа Святаго дѣйствующимъ вся во всѣхъ, говоря: вся же сія дѣйствуетъ единъ и тойжде Духъ, раздѣляя властію коемуждо якоже хощетъ (1 Кор. 12, 11).

15) И если блаженный Павелъ о Святомъ Духѣ учитъ, что Духъ Святый есть залогъ наслѣдія; то Давидъ наслѣдіемъ именуетъ Господа. Ибо говоритъ: Господь часть достоянія (τῆς κληρονομίας) моего и чаши моея (Псал. 15, 5); и въ другомъ мѣстѣ: воззвахъ къ Тебѣ, Господи, рѣхъ: Ты еси упованіе мое, часть моя еси на земли живыхъ (Псал. 141, 6); и Іеремія говоритъ: Создавый вся, Той есть достояніе Іакову, Господь имя Ему (Іер. 10, 16). Когда же Пророки Господа именуютъ наслѣдіемъ святыхъ, тогда Павелъ именуетъ наслѣдіемъ Духа Святаго и говоритъ: въ немже и вѣровавше знаменастеся Духомъ обѣтованія святымъ: Иже есть обрученіе наслѣдія нашего (Еф. 1, 13. 14); какъ и лице у Моисея, когда пріялъ онъ законъ отъ Бога, было ознаменовано Святымъ Духомъ, и никто изъ сыновъ израилевыхъ не могъ взирать на него (Исх. 34, 29. 30): потому что на немъ знаменася свѣтъ лица Господня (Псал. 4, 7), по написанному въ Евангеліи: тогда праведницы просвѣтятся яко солнце въ царствіи Отца ихъ (Матѳ. 13, 43). Ибо свѣтъ есть Богъ, а подобно свѣтъ есть и Сынъ; потому что и Онъ той-же сущности истиннаго свѣта, какъ говоритъ Исаія: и будетъ свѣтъ Израилевъ во огнь, и освятитъ его огнемъ горящимъ (Иса. 10, 17); въ Евангеліи же Іоаннъ Креститель говоритъ о Господѣ: Той вы креститъ Духомъ Святымъ и огнемъ (Матѳ. 3, 11). Въ другомъ мѣстѣ Писаніе называетъ Господа освящаюшимъ: Азъ Господь освящаяй ихъ (Лев. 22, 16). И если Бога именуетъ огнемъ: Богъ нашъ огнь поядаяй есть (Евр. 12, 29); то подобно сему и о Духѣ Святомъ говоритъ: явишася Апостоламъ раздѣлени языцы яко огненни, сѣде же на единомъ коемждо ихъ, и исполнишася вси Духа Свята, и начаша глаголати иными языки, якоже Духъ даяше имъ провѣщавати (Дѣян. 2, 3. 4). И всѣ тѣ, которые носятъ въ себѣ Духа Божія, свѣтоносны; а свѣтоносные облечены во Христа; и облекшіеся во Христа облекаются въ Отца, подобаетъ бо тлѣнному сему облещися въ нетлѣніе, и мертвенному сему облещися въ безсмертіе (1 Кор. 15, 53); носящіе же въ себѣ Духа Божія носятъ въ себѣ нетлѣніе; Богъ же есть нетлѣніе.

16) И Давидъ; говоря: мнози глаголютъ: кто явитъ намъ благая (Пс. 4, 7)? — говоритъ это о Святомъ Духѣ. И въ другомъ мѣстѣ сказалъ онъ: Господь не лишитъ благихъ ходящихъ незлобіемъ (Пс. 83, 12). И Матѳей такъ говоритъ объ Отцѣ: аще убо вы, лукави суще, умѣете даянiя блага даяти чадомъ вашимъ, кольми паче Отецъ вашъ небесный дастъ блага просящимъ у Него (Матѳ. 7, 11)? А Лука, повѣствуя о томъ-же самомъ, толкуетъ, чтò значатъ блага, говоря: аще убо вы, зли суще, умѣете даянія блага даяти чадомъ вашимъ, кольми паче Отецъ вашъ, Иже на небесѣхъ, дастъ Духа Святаго просящпмъ у Него (Лук. 11, 13)? Если бы Духъ Святый не былъ отъ сущности единаго Благаго, то не былъ бы и наименованъ благимъ, когда Господь, поколику содѣлался человѣкомъ, не позволяетъ называть Себя благимъ, говоря: что Мя глаголеши блага? никтоже благъ, токмо единъ Богъ (Марк. 10, 18). Духа же Святаго Писаніе не отрекается называть благимъ, согласно съ Давидомъ, который говоритъ: Духъ Твой благій наставитъ мя на землю праву (Пс. 142, 10).

И еще, если Господь говоритъ о Себѣ: Азъ есмь хлѣбъ животный, иже сшедый съ небесе (Іоан. 6, 51); то въ другомъ мѣстѣ Святаго Духа именуетъ хлѣбомъ небеснымъ, говоря: хлѣбъ нашъ насущный даждь намъ днесь (Матѳ. 6, 11). Ибо Онъ научилъ насъ въ молитвѣ просить въ нынѣшнемъ вѣкѣ хлѣба насущнаго, т. е. будущаго, начатокъ котораго имѣемъ въ настоящей жизни, причащаясь плоти Господней, какъ самъ Онъ сказалъ: хлѣбъ, егоже Азъ дамъ, плоть Моя есть, юже Азъ дамъ за животъ міра (Іоан. 6, 51). Ибо плоть Господня есть Духъ животворящій, потому что зачата отъ животворящаго Духа; а рожденное отъ Духа Духъ есть (Іоан. 3, 6).

17) И если Іеремія говоритъ о Богѣ, что Онъ велъ израиля въ пустынѣ: и не рекоша, гдѣ есть Господь, изведый насъ изъ земли Египетскія, преведый насъ по пустыни (Іер. 2, 6); то Исаія о Духѣ Святомъ сказалъ, что Онъ водилъ израиля въ пустынѣ. Ибо, слышимъ, говоритъ онъ: проведе ихъ сквозѣ бездну, якоже коня сквозѣ пустыню, и не утрудишася, и яко скоты по полю; и сниде Духъ отъ Господа, и настави ихъ (Иса. 63, 13. 14). Апостолъ же пишетъ къ Коринѳянамъ, что путеводителемъ былъ Христосъ: піяху бо отъ духовнаго послѣдующаго камене, камень же бѣ Христосъ (1 Кор. 10, 4).

И если Павелъ говоритъ, что призванъ онъ Богомъ, а именно: Богъ избравый мя отъ чрева матере моея, и призвавый благодатію Своею, явити Сына Своего во мнѣ, да благовѣствую Его во языцѣхъ (Гал. 1, 15. 16); то Римлянъ именуетъ призванными Христомъ, пиша къ нимъ: въ нихже есте и вы, звани Іисусу Христу (Рим. 1, 6). А о Павлѣ и Варнавѣ рече Духъ Святый (Дѣян. 13, 2), что Имъ призваны они благовѣствовать Христа у язычниковъ; и это удивительно, потому что Іисусъ рече Павлу въ Церкви: иди, яко Азъ во языки далече послю тя (Дѣян. 22, 21); и Павелъ пишетъ Галатамъ: Павелъ Апостолъ, ни отъ человѣкъ, ни человткомъ, но Іисусъ Христомъ и Богомъ Отцемъ воскресившимъ Его изъ мертвыхъ (Гал. 1, 1); и нѣсколько ниже: сказую же вамъ, братіе, благовѣствованіе сіе, яко нѣсть по человѣку: ни бо азъ отъ человгька пріяхъ е, ниже научихся, но откровеніемъ Іисусъ Христовымъ (Гал. 1, 11. 12). Однако-же Духъ Святый оказывается пославшимъ Павла и Варнаву проповѣдывать Христа язычникамъ (Дѣян. 13, 2).

18) И Пророки иногда говорятъ отъ лица Отца, какъ напримѣръ въ Псалмахъ говоритъ Богъ: единою кляхся о святѣмъ Моемъ, аще Давиду солжу: Сѣмя его во вѣкъ пребудетъ, и престолъ его яко солнце предо мною (Псал. 88, 36. 37); и еще: отъ плода чрева твоего посажду на престолѣ твоемъ (Псал. 131, 11), какъ и Петръ сказалъ: Давидъ Пророкъ убо сый, и вѣдый, яко клятвою клятся ему Богъ отъ плода чреслъ его по плоти посадити Христа на престолѣ его (Дѣян. 2, 30); а иногда отъ лица Сына, какъ напримѣръ говоритъ Исаія: тако глаголетъ Господь: васъ ради присно имя Мое хулится во языцѣхъ; сего ради познаютъ людіе Мои имя Мое въ той день, яко Азъ есмь Самъ глаголяй, ту есмь (Иса. 52, 5. 6); иногда же отъ лица Святаго Духа, какъ напримѣръ говоритъ Пророкъ Агавъ: тако глаголетъ Духъ Святый: мужа, егоже есть поясъ сей (Дѣян. 21, 11); и еще Павелъ пишетъ къ Тимоѳею: Духъ явственнѣ глаголетъ, яко въ послѣдняя времена отступятъ нѣцыи отъ вѣры (1 Тим. 4, 1); и также: рече Духъ къ Филиппу: приступи и прилѣпися къ колесницѣ сей Еѳіоплянина евнуха (Дѣян. 8, 29). И Пророкъ Іезекіиль, жалуясь на ветхій народъ, сказалъ: и опечалили Мя во всѣхъ сихъ, глаголетъ Господь (Іезек. 16, 43); а Павелъ къ народу новому пишетъ: и не оскорбляйте Духа Святаго Божія, Имже знаменастеся въ день избавленія (Еф. 4, 30). Давидъ говоритъ объ іудеяхъ: и преогорчиша Бога въ пустыни (Псал. 77, 40); а Исаія о нихъ же сказалъ: тіи же не покоришася, и разгнѣваша Духа Святаго, и обратися имъ на вражду (Иса. 63, 10); и Стефанъ говоритъ въ Дѣяніяхъ: жестоковыйніи и необрѣзанніи сердцы и ушесы, вы присно Духу Святому противитеся, якоже отцы ваши (Дѣян. 7, 51).

И Павелъ иногда говоритъ объ Отцѣ: Богъ оправдаяй, кто осуждаяй (Рим. 8, 33); а подобно то-же самое сказуетъ о Сынѣ и о Святомъ Духѣ: но омыстеся, но освятистеся, но оправдистеся именемъ Господа нашего Іисуса Христа и Духомъ Бога нашего (1 Кор. 6, 11).

Господь о Себѣ говоритъ сатанѣ: не искусиши Господа Бога твоего (Матѳ. 4, 7); а Петръ сказалъ Сапфирѣ: что яко согласистеся искусити Духа Господня (Дѣян. 5, 9)?

19) Богъ все содержитъ и наполняетъ, какъ говоритъ и чрезъ Исаію: небо и землю Азъ наполняю, глаголетъ Господь [1]; а Павелъ подобно сему пишетъ и о Сынѣ: сшедый, Той есть и восшедый превыше всѣхъ небесъ, да исполнитъ всяческая (Еф. 4, 10). Давидъ то-же говоритъ и о Святомъ Духѣ: камо пойду отъ Духа Твоего, и отъ лица Твоего камо бѣжу (Псал. 138, 7)? Сказавъ же: камо пойду отъ Духа Твоего, показалъ онъ намъ, что Святый Духъ наполняетъ все. И отъ лица Твоего камо бѣжу? Аще взыду на небо, Ты тамо еси: аще сниду во адъ, тамо еси. Но кто сходилъ во адъ, кромѣ Сына, возставшаго изъ мертвыхъ?

И если Стефанъ говоритъ въ Дѣяніяхъ: Богъ славы явися отцу нашему Аврааму (Дѣян. 7, 2); то Павелъ то-же говоритъ и о Сынѣ: аще бо быша разумѣли, не быша Господа славы распяли (1 Кор. 1, 8); а подобно сему говоритъ и Давидъ: Господь силъ Той есть Царь славы (Псал. 23, 10). Ибо единая есть слава Отца и Сына и Святаго Духа: славы Моея, сказано въ Писаніи, иному не дамъ (Иса. 48, 11). И Сынъ — не второй Богъ, но Слово единаго и единственнаго Бога, богоглаголемое во Отцѣ, какъ и Отецъ богоглаголется въ Сынѣ. Такъ говоритъ Исаія, со Отцемъ именуя Богомъ и Сына: и поклонятся Тебѣ, и въ Тебѣ помоляшся: яко въ Тебѣ Богъ есть, и нѣсть Бога развѣ Тебе. Ты бо еси Богъ, и не вѣдѣхомъ, Богъ Израилевъ Спасъ. Постыдятся и посрамятся вси противящіися Ему (Иса. 45, 14-16). Противятся же Ему неисповѣдующіе, что Онъ и Духъ Его одной и той-же сущности со Отцемъ, и что нѣтъ Бога кромѣ Его, а также стыдящіеся Его страданій и обнищанія. Ибо никто не можетъ знать Бога, если Распятаго и Воскресшаго изъ мертвыхъ съ Апостоломъ Ѳомою не исповѣдуетъ Господомъ и Богомъ (Іоан. 20, 28). Онъ говоритъ Апостоламъ Своимъ: аще Мя бысте знали, и Отца Моего знали бысте убо: и отселѣ познаше Его и видѣсте Его. Глагола Ему Филиппъ: Господи, покажи намъ Отца, и довлѣетъ намъ. Глагола ему Іисусъ: толико время съ вами есмь, и не позналъ еси Мене? Филиппе, видѣвый Мене, видѣ Отца Моего; и како ты глаголеши: покажи намъ Отца? Не вѣруеши ли, яко Азъ во Отцѣ, и Отецъ во Мнѣ есть? Глаголы, яже Азъ глаголю, о Себѣ не глаголю: Отецъ же Мой во Мнѣ пребываяй, Той творитъ дѣла. Вѣруйте Мнѣ, яко Азъ во Отцѣ Моемъ, и Отець во Мнѣ есть: аще ли же ни, за та дѣла вѣру имите Ми (Іоан. 14, 7-11). Дѣло же Бога Отца изгонять бѣсовъ; а Господь говоритъ, что Духомъ Святымъ изгоняетъ бѣсовъ: Аще ли же Азъ, сказано, о Дусѣ Божіи изгоню бѣсы (Матѳ. 12, 28); и по сказанному у Луки: аще ли же Азъ о перстѣ Божіи изгоню бѣсы (Лук. 11, 20). Ибо Писаніе, когда Христа именуетъ мышцею Отчею, тогда Духа Святаго называетъ перстомъ Божіимъ; и когда Сына именуетъ Словомъ Божіимъ, тогда Святаго Духа называетъ дуновеніемъ Божіимъ.

20) И еще Апостолъ говоритъ: егда предастъ царство Богу и Отцу, егда испразднитъ всяко начальство и всяку власть и силу: Подобаетъ бо Ему царствовати, дондеже положитъ вся враги подъ ногама Своима. Послѣдній же врагъ испразднится смерть. Вся бо покори подъ нозѣ Его; внегда же рещи, яко вся покорена суть Ему, явѣ, яко развѣ Покоршаго Ему вся. Егда же покоритъ Ему всяческая, тогда и Самъ Сынъ покорится Покоршему Ему всяческая, да будетъ Богъ всяческая во всѣхъ (1 Кор. 15, 24-28). Это говоритъ Апостолъ о покорности міра, покореннаго во плоти Его. Ибо о Божескомъ царствіи Его Даніилъ выразился, что царствію Его не будетъ конца (Дан. 3, 100; 7, 14); какъ, по сказанію Луки, Ангелъ Гавріилъ сказалъ Дѣвѣ о Господѣ: и воцарится во вѣки, и царствію Его не будетъ конца (Лук. 1, 33). Апостолъ же говоритъ, что царствіе Его имѣетъ конецъ, сказано: подобаетъ бо Ему царствовати, диндеже положитъ вся враги подъ ногама Своима; подобно сему и Давидъ говоритъ: рече Господь Господеви Моему: сѣди одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножiе ногъ Твоихъ (Псал. 109, 1); и словомъ «сѣди» означаетъ начало; а словами: дондеже положены будутъ враги Твоя — указываетъ на конецъ. Егда же покоритъ Ему всяческая, тогда и Самъ Сынъ покорится Покоршему Ему всяческая, да будетъ Богъ всяческая во всѣхъ. Это значитъ: когда всѣ мы покоримся Сыну, окажемся членами Его, и содѣлаемся въ Немъ сынами Божіими, — вы бо, сказано, едино есте о Христѣ Іисусѣ (Гал. 3, 28); тогда и самъ Онъ покорится за насъ Отцу, какъ Глава за членовъ Своихъ. А пока не всѣ еще члены Ему покорены, дотолѣ и Глава ихъ, ожидая членовъ Своихъ, не покорена еще Отцу. А если бы и Онъ былъ единымъ изъ покоряемыхъ, то покорился бы Отцу въ-началѣ, а не подъ конецъ совершилъ бы это. Ибо мы въ Немъ покоряемся Отцу, мы въ Немъ царствуемъ, пока не положены будутъ враги наши подъ ногами нашими. По причинѣ враговъ нашихъ Владыка небесъ явился въ нашемъ подобiи, и пріялъ человѣческій престолъ Давида, отца Своего по плоти, чтобы возсоздать и управить оный; а когда будетъ управленъ и всѣ мы воцаримся въ Немъ, — управленное человѣческое царство предастъ Онъ Отцу, да будетъ Богъ всяческая во всѣхъ (1 Кор. 15, 28), и будетъ царствовать чрезъ Него, какъ чрезъ Божіе Слово, царствовавъ чрезъ Него прежде, какъ чрезъ человѣка Спасителя.

21) И когда Петръ говоритъ: твердо убо да разумѣетъ весь домъ Израилевъ, яко и Господа и Христа Его сотворилъ есть Богъ, сего Іисуса, Егоже вы распясте (Дѣян. 2, 36); не о Божествѣ Его говоритъ: яко и Господа Его и Христа сотворилъ есть, но о человѣчествѣ Его, которое есть вся Церковь, въ Немъ господствующая и царствующая по Его распятіи, и помазуемая на царство небесное, чтобы соцарствовать съ Нимъ, истощившимъ Себя за нее и воспріявшимъ ее чрезъ принятіе рабія зрака. Ибо Сынъ Божій, Божіе Слово, всегда былъ Господь и Богъ; и не по распятіи сотворенъ Господомъ и Христомъ, но, какъ сказано прежде, Божество Его сотворило, что человѣчество Его стало Господомъ и Христомъ.

И когда говоритъ: Отче, аще возможно есть, да мимоидетъ отъ Мене чаша сія (Матѳ. 26, 39): обаче не Моя воля, но Твоя да будетъ (Лук. 22, 42); и: духъ убо бодръ, плоть же немощна (Матѳ. 26, 41); тогда показываетъ этимъ двѣ воли: человѣческую, свойственную плоти, и Божескую, свойственную Богу; и человѣческая, по немощи плоти, отрекается отъ страданія, а Божеская Его воля готова на него. И какъ Петръ, услышавъ о страданіи, убоялся и сказалъ: милосердъ Ты Господи; Господь же укоряя его говоритъ: иди за Мною, сатано: соблазнъ Ми еси, яко не мыслиши яже Божiя, но человѣческая (Матѳ. 16, 22, 23); такъ разумѣется и здѣсь. Въ подобги человѣчестѣмъ бывъ, Онъ отрекается отъ страданія какъ человѣкъ: но какъ Богъ, непричастный страданію по Божеской сущности, съ готовностію пріялъ страданіе и смерть. Посему-то не бяше мощно держиму быти Ему отъ смерти; потому что въ подобiи человѣческомъ былъ Богъ, и умирающій по волѣ Своей, и воскрешаемый собственною Своею властію, какъ Богъ, о чемъ говорилъ и Давидъ: да воскреснетъ Богъ, и расточатся врази Его (Псал. 67, 2); и потомъ: востани Господи Боже мой повелѣніемъ, имже заповтъдалъ еси, и сонмъ людей обыдетъ Тя. И о томъ на высоту обратися: Господь судитъ людемъ (Псал. 7, 7-9). Говоритъ же и Апостолъ въ другомъ мѣстѣ: пострадалъ отъ немощи, но живъ есть отъ силы Боія (2 Кор. 13, 4). Но сила Божія есть Сынъ, страдавшій отъ немощи, то-есть отъ сопряженія съ плотію, и молившійся объ освобожденіи отъ страданія какъ человѣкъ, но пребывающій живымъ по причинѣ силы Своей.

22) И если Господь въ Евангеліи отъ Іоанна говоритъ: се же есть животъ вѣчный, да знаютъ Тебе единаго истиннаго Бога, и Егоже послалъ еси Іисусъ Христа (Іоан. 17, 3); то сей же Іоаннъ въ другомъ мѣстѣ называетъ Сына истиннымъ Богомъ. Ибо говоритъ: вѣмы, яко Сынъ Божій пріиде, и далъ есть намъ разумъ, да познаемъ Бога истиннаго, и да будемъ во истиннѣмъ, въ Сынѣ Его Іисусѣ Христѣ: Сей есть истинный Богъ и животъ вѣчный (1 Іоан. 5, 20). Посему Сынъ — истинный Богъ и прежде нежели содѣлался человѣкомъ, и послѣ того, какъ сталъ Ходатаемъ Бога и человѣковъ, человѣкомъ Іисусъ Христомъ. Это значатъ слова: Егоже послалъ еси Іисусъ Христа, Который въ единеніи со Отцемъ по духу, а съ нами по плоти, и такимъ образомъ сталъ Ходатаемъ Бога и человѣковъ. Одинъ и тотъ-же есть не просто человѣкъ, но и Богъ, какъ говоритъ и Іеремія: Сей Богъ нашъ, не вмѣнится инъ къ Нему. Изобрѣте всякъ путь хитрости, и даде ю Іакову отроку Своему, и Израилю возлюбленному отъ Него. Посемъ на земли явися, и съ человѣки поживе (Варух. 3, 36-38). Когда же поживе съ человѣки? не тогда ли, какъ подобно имъ родился отъ жены, былъ младенцемъ, возрасталъ, вкушалъ пищу? И въ другомъ мѣстѣ говоритъ Іеремія: глубоко сердце Ему паче всѣхъ, и человѣкъ есть, и кто познаетъ Его (Іер. 17, 9)? А подобно сему и Исаія говоритъ: яко Отроча родися намъ, и Сынъ дадеся намъ, Егоже начальство бысть на рамѣ Его: и нарицается имя Его: велика совѣта Ангелъ, Чуденъ, Совѣтникъ, Богъ крѣпкій, Властелинъ, князь міра, Отецъ будущаго вѣка (Иса. 9, 6); и въ другомъ мѣстѣ: се Дѣва во чревѣ пріиметъ, и родитъ Сына, и нарекутъ имя Ему Еммануилъ, еже есть сказаемо: съ нами Богъ (Матѳ. 1, 23; Иса. 7, 14). Итакъ, Родившійся отъ Дѣвы и Содѣлавшійся человѣкомъ отъ Богородицы Маріи есть Богъ. И еще въ другомъ мѣстѣ говоритъ Исаія: и видѣхомъ Его, и не имяше вида, ни доброты (Иса. 53, 2). Ибо Его же видѣлъ онъ прежде въ божескомъ и преславномъ образѣ, сѣдящаго на престолѣ высокомъ и превознесенномъ, и славословимаго Серафимами, которые взывали: святъ, святъ, святъ Господь Саваоѳъ (Иса. 6, 3); а послѣ сего видитъ Его пріявшаго зракъ раба и въ подобіи человѣческомъ. Потому говоритъ: видѣхомъ Его, и не имяше вида, ни доброты: но видъ Его безчестенъ, умаленъ паче есѣхъ сыновъ человѣческихъ: человѣкъ въ язвѣ сый, и вѣдый терпѣти болѣзнь, яко отвратися лице Его, безчестно бысть, и не вмѣнися. Сей болѣзни наша носитъ, и о насъ болѣзнуетъ, и мы вмѣнихомъ Его быти въ трудѣ, и въ язвѣ, и во озлобленіи. Той же язвенъ бысть за грѣхи наша, и мученъ бысть за беззаконія наша (Иса. 53, 2-5); и въ другомъ мѣстѣ говоритъ о Немъ: се Богъ нашъ судъ воздаетъ, и воздастъ, Той пріидетъ и спасетъ насъ. Тогда отверзутся очи слѣпыхъ, и уши глухихъ услышатъ. Тогда скочитъ хромый яко елень, и ясенъ будетъ языкъ гугнивыхъ (Иса. 35, 4. 5); и еще въ другомъ мѣстѣ: не Ангелъ, ниже Ходатай, но Самъ Господь спасе насъ (Иса. 63, 9). А Давидъ говоритъ: Мати Сіонъ речетъ: человѣкъ и человѣкъ родися въ немъ: и Той основа ѝ Вышній (Псал. 86, 5). Ибо сей Человѣкъ, родившійся въ Сіонѣ, есть самъ Вышній, какъ говоритъ Давидъ въ другомъ псалмѣ: и да познаютъ, яко имя Тебѣ Господь, Ты единъ Вышній по всей земли (Псал. 82, 19).

Это же написали мы отчасти, да не ктому, какъ сказалъ Апостолъ, бываемъ младенцы, влающеся и скитающеся всякимъ вѣтромъ ученія, во лжи человѣчестѣй, въ коварствѣ козней лщенія (Еф. 4, 14).

Примѣчанiе:
[1] Текстъ этотъ читается въ книгѣ прор Іереміи — 23. 24: «еда небо и землю не Азъ наполняю? рече Господь» – А. Ш.

Печатается по изданію: Творенiя иже во святыхъ отца нашего Аѳанасiя Великаго, Архiепископа Александрiйскаго. Часть третья. / Изданiе второе исправленное и дополненное. – Репринтъ. – М.: Изданiе Спасо-Преображенскаго Валаамскаго монастыря, 1994. – С. 251-276. – Репр. изд.: СТСЛ, 1903.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0