Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 22 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Аѳанасiй Великiй (†373 г.)
31. Посланіе Епископу и исповѣднику Аделфію, противъ аріанъ.

1) Прочитавъ писанное твоимъ богочестіемъ, истинно похвалили мы благочестивую твою во Христа вѣру, прежде же всего прославили Бога, даровавшаго тебѣ таковую благодать — и хранить правое разумѣніе, и, по мѣрѣ силъ, познавать козни діавольскія; но подивились также злоумію еретиковъ, примѣчая, что впали они въ великую глубину злочестія, а оттого утратили всякое чувство и имѣютъ совершенно растлѣнный умъ. И это ихъ предпріятіе есть какъ діавольское внушеніе, такъ и подражаніе беззаконнымъ іудеямъ. Какъ тѣ, отвсюду обличаемые, сами противъ себя придумывали предлоги, только бы отречься имъ отъ Господа, и навлекали на себя предсказанное Пророками: такъ и еретики эти, усматривая, что повсюду предаются они позору, видя, что ересь ихъ для всѣхъ стала гнусною, дѣлаются изобрѣтателями золъ, чтобы имъ, не прекращая бореній съ истиною, быть въ подлинномъ смыслѣ христоборцами. Ибо откуда возникло у нихъ и это зло? Какъ вообще осмѣлились они выговорить эту новую хулу на Спасителя? Но злочестивый, какъ видно, есть нѣчто лукавое, и дѣйствительно неискусенъ о вѣрѣ (1 Тим. 3, 8). Ибо еретики эти, сперва отрицая Божество единороднаго Сына Божія, показывали по крайней мѣрѣ видъ, что признаютъ пришествіе Его во плоти; нынѣ же, постепенно падая глубже и глубже, отказались и отъ этого своего мнѣнія, и содѣлались совершенными безбожниками, такъ-что не признаютъ Его Богомъ, и не вѣруютъ, что содѣлался Онъ человѣкомъ. А если бы вѣровали, то не говорили бы того, что написало противъ нихъ твое богочестіе.

2) Посему ты, возлюбленный и истинно желанный, обличивъ таковыхъ, сдѣлавъ имъ увѣщаніе и выговоръ, поступилъ сообразно съ церковнымъ преданіемъ и съ благочестивою вѣрою въ Господа. Поелику же они, возбуждаемые отцемъ ихъ діаволомъ, не познаша, ниже уразумѣша, по написанному, но во тмѣ ходятъ (Псал. 81, 5); то пусть увѣдаютъ отъ твоего благоговѣнія, что такое ихъ злоуміе свойственно Валентину, Маркіону и Манихею, изъ которыхъ одни вмѣсто дѣйствительности вводили мнимое, а другіе, раздѣляя нераздѣльное, отрицали, что Слово плоть бысть, и вселися въ ны (Іоан, 1, 14). Почему же, держась ихъ мыслей, не наслѣдуютъ и именъ ихъ? Ибо справедливо имѣть имъ имена тѣхъ, чье содержатъ зловѣріе, и именоваться уже валентиніанами, маркіонитами и манихеями. Въ такомъ случаѣ пристыжденные смрадомъ именованій, можетъ быть, въ состояніи они будутъ понять, въ какую ниспали глубину нечестія. И хотя справедливость требовала бы не отвѣчать этимъ еретикамъ, по Апостольскому совѣту: еретика человѣка по первомъ и второмъ наказаніи отрщайся, вѣдый, яко развратися таковый и согрѣшаетъ, и есть самоосужденъ (Тит. 3, 10-11), особливо же, поелику и Пророкъ говоритъ о таковыхъ: юродъ юродивая изречетъ, и сердце его тщетная уразумѣетъ (Ис. 32, 6): однако-же, поелику, подобно вождю своему, и они ходятъ, какъ львы, ища кого поглотити изъ людей простодушныхъ (1 Петр. 5, 8); то и для насъ содѣлалось необходимымъ отписать къ твоему благоговѣнію, чтобы братія, снова наученные твоимъ увѣщаніемъ, предали вящшему осужденію ихъ суесловіе.

3) Покланяемся мы не твари; да не будетъ сего! Такое заблужденіе свойственно язычникамъ и аріанамъ. Напротивъ того, покланяемся мы Господу твари, воплотившемуся Божію Слову. Если плоть сама по себѣ и есть часть тварей, то она содѣлалась Божіимъ тѣломъ. И покланяемся мы таковому тѣлу, не какъ собственно тѣлу, не отдѣляя его отъ Слова, и желая покланяться Слову, не представляемъ Его далекимъ отъ плоти; но, по сказанному выше, зная, что Слово плоть бысть, сіе и во плоти явившееся Слово признаемъ Богомъ. Посему, кто же будетъ столько несмысленъ, чтобы сказать Господу: «отступи отъ тѣла, и поклонюсь Тебѣ?» Или, кто будетъ столько злочестивъ, чтобы, по причинѣ тѣла, сказать Ему съ несмысленными іудеями: «почему Ты, человѣкъ сый, творшии Себе Бога (Іоан. 10, 33)?» Не таковъ прокаженный; онъ поклонился Богу сущему въ тѣлѣ, позналъ, что это — Богъ, глаголя: Господи, аще хощеши, можеши мя очистити (Матѳ. 8, 2): Божія Слова не почелъ тварію, по причинѣ плоти, и не уничижилъ плоти, въ которую облечено было Слово, потому что Оно есть Создатель всея твари, но какъ въ созданномъ храмѣ поклонился Творцу всяческихъ, и очистился. Такъ и кровоточивая жена, увѣровавъ и прикоснувшись только къ воскрилію ризъ, исцѣлилась. И пѣнящееся волнами море вняло воплотившемуся Слову и буря утихла. А слѣпого отъ рожденія плюновеніемъ плоти уврачевало Слово. И что всего важнѣе и необычайнѣе, — когда Господь пригвожденъ былъ къ самому кресту (что, можетъ быть, и соблазняло злочестивыхъ); поелику на крестѣ Господне было тѣло, и въ тѣлѣ было Слово, то солнце померкло, земля потрясеся, каменіе распадеся, завѣса церковная раздрася, и многа тѣлеса усопшихъ святыхъ восташа (Матѳ. 27, 51- 52).

4) Такъ было; и никто не разсуждалъ, какъ осмѣливаются нынѣ аріане, должно ли повиноваться воплотившемуся Слову? Взирая на Человѣка, признавали Его Создателемъ своимъ; слыша человѣческій гласъ, не говорили, по причинѣ человѣческаго естества, что Слово есть тварь; но тѣмъ паче трепетали, и тѣмъ не менѣе познавали, что Оно вѣщало изъ святаго храма. Посему, какъ же не боятся нечестивые, что, якоже не искусиша имѣти Бога въ разумѣ, преданы будутъ въ неискусенъ умъ, творити неподобная (Рим. 1, 28)? Ибо не твари покланяется тварь, и она не отказалась, по причинѣ плоти, поклониться своему Господу, но Создателя своего видѣла въ тѣлѣ; и о имени Іисуса Христа поклонилось и поклонится всяко колѣно небесныхъ, земныхъ и преисподнихъ, и всякъ языкъ исповѣсть, яко Господь Іисусъ Христосъ (хотя и неугодно сіе аріанамъ) въ славу Бога Отца (Флп. 2, 10-11).

Плоть не безславіе принесла Слову; да не будетъ сего! напротивъ того, сама паче прославлена Словомъ. И отъ того, что Сынъ, во образѣ Божіи сый, пріялъ на Себя зракъ раба, не умалилось Его Божество; а напротивъ того, Онъ паче содѣлался избавителемъ всякой плоти и всякой твари. И если Богъ послалъ Сына Своего раждаемаго отъ жены, то это приноситъ намъ не стыдъ, а паче славу и великую благодать. Ибо содѣлался Онъ человѣкомъ, чтобы въ Себѣ насъ обожить; вочеловѣчился отъ жены и родился отъ Дѣвы, чтобы на Себя воспріять наше грѣху повинное рожденіе, и намъ содѣлаться уже родомъ святымъ, причастниками Божественнаго естества, какъ написалъ блаженный Петръ (2 Петр. 1, 4). И немощное закона, въ немже немощствоваше плотію, Богъ Сына Своего посла въ подобіи плоти грѣха, и о грѣсѣ осуди грѣхъ во плоти (Рим. 8, 3).

5) Поэтому, не оказываются ли неблагодарными и не достойны ли всякаго отвращенія тѣ, которые или уничижаютъ сію плоть, воспріятую Словомъ, чтобы освободить всѣхъ людей и всѣхъ воскресить изъ мертвыхъ и избавить отъ грѣха, или ради этой плоти клевещутъ на Сына Божія, что Онъ произведеніе или тварь? Они едва не вопіютъ Богу такъ: «не посылай единороднаго Сына Твоего во плоти; да не пріемлетъ Онъ плоти отъ Дѣвы, и да не избавляетъ насъ отъ смерти и грѣха; не желаемъ, чтобы явился Онъ въ тѣлѣ и пріялъ за насъ смерть; не хотимъ, чтобы Слово стало плотію и въ ней исходатайствовало намъ приближеніе къ Тебѣ, и чтобы вселились мы въ обителяхъ небесныхъ. Да заключатся небесныя врата, и Слово Твое да не обновляетъ намъ пути на небеса завѣсою плоти Своей (Евр. 10, 20)». Такія рѣчи произносятъ они съ діавольскою дерзостію, по которой и измыслили себѣ непріязненность. Ибо отрекающіеся покланяться Слову, содѣлавшемуся плотію, остаются неблагодарными къ Его вочеловѣченію; отдѣляющіе Слово отъ плоти не признаютъ, что совершено избавленіе отъ грѣха и прекращеніе смерти.

Гдѣ же эти нечестивые найдутъ въ отдѣльности ту плоть, какую воспріялъ Спаситель, чтобы осмѣлитыя имъ сказать: «не покланяемся мы Господу съ плотію, но отдѣляемъ тѣло, и единому Господу служимъ». Блаженный Стефанъ видѣлъ Господа на небесахъ стояша одесную (Дѣян. 7, 55). Ангелы сказали ученикамъ: такожде пріидетъ, имже образомъ видѣсте Его идуща на небо (Дѣян. 1, 11). И самъ Господь, взывая ко Отцу, изрекъ: хощу, да идѣже есмь Азъ, и тіи всегда со Мною будутъ (Іоан. 17, 24). И вообще, если плоть неотдѣлима отъ Слова, то не необходимо ли этимъ еретикамъ отложить заблужденіе, и покланяться наконецъ Отцу о имени Господа нашего Іисуса Христа, а непокланяющихся и неслужащихъ Слову, явившемуся во плоти, повсюду извергать, и причислять не къ христіанамъ, но къ язычникамъ и іудеямъ?

6) Таково ихъ безуміе, такова ихъ дерзость, какъ говорили мы и выше; а у насъ — правая вѣра, заимствованная изъ Апостольскаго ученія и отеческаго преданія, подтверждаемая Ветхимъ и Новымъ Завѣтомъ; потому что Пророки говорятъ: посли Слово Твое и истину Твою (Псал. 42, 3); и: се Дѣва во чревѣ пріиметъ, и родитъ Сына, и нарекутъ имя Ему Еммануилъ, еже есть сказаемо: съ нами Богъ (Матѳ. 1, 23). Что же это значитъ, какъ не рожденіе Бога во плоти? Апостольское же преданіе учитъ, когда говоритъ блаженный Петръ: Христу убо пострадавшу за ны плотію (1 Петр. 4, 1), и пишетъ Павелъ: ждуще блаженнаго упованія и явленія славы великаго Бога и Спаса нашего Іисуса Христа, Иже далъ есть Себе за ны, да избавитъ ны отъ всякаго грѣха, и очиститъ Себѣ люди избранны, ревнители добрымъ дѣломъ (Тит. 2, 13-14). Посему, какъ же далъ есть Себе за ны, если не носилъ на Себѣ плоти? Ее принесши, далъ есть Себе за ны, да, воспріявъ въ ней смерть, упразднитъ имущаго державу смерти, діавола (Евр. 2, 14).

Посему, и благодаримъ всегда о имени Іисуса Христа, и не отмещемъ явленной Имъ въ насъ благодати; потому что явленіе Спасителя во плоти содѣлалось искупительною цѣною отъ смерти и спасеніемъ всей твари. А потому, возлюбленный и желаннѣйшій, любящимъ Господа да послужитъ это напоминаніемъ; а подражающіе Іудѣ и оставившіе Господа, чтобы послѣдовать Каіафѣ, пусть вразумятся этимъ, если только захотятъ, если только придутъ въ стыдъ, и познаютъ, что мы, покланяясь Господу во плоти, покланяемся, какъ говорили и прежде, не твари, но Творцу, облекшемуся въ тварное тѣло.

7) Но желательно намъ, чтобы благоговѣніе твое предложило имъ такой вопросъ: когда израильтянамъ повелѣвалось восходить въ Іерусалимъ для поклоненія во храмѣ Господнемъ, гдѣ были кивотъ и надъ нимъ херувимы славы, осѣняющіе очистилище; тогда, исполняя это, хорошо или худо дѣлали израильтяне? Если дѣлали худо, то почему же небрегущіе объ этомъ законѣ подвергались наказанію? Ибо написано: если кто уничижитъ, и не взыдетъ, то потребится отъ среды людей (Втор. 17, 12). А если дѣлали хорошо и благоугождали этимъ Богу; то мерзкіе и всякой ереси гнуснѣйшіе аріане не достойны ли многократно погибнуть за то, что, одобряя народъ древній за чествованіе воздаваемое храму, не хотятъ покланяться Господу, сущему во плоти, какъ во храмѣ? Но древній храмъ, какъ сѣнь, устроенъ былъ изъ камней и золота; и когда пришла сама Истина, тогда престало уже прообразующее, и по Господнему слову не осталось въ немъ камени на камени, иже не разорися (Матѳ. 24, 2). Однако-же, взирая на храмъ изъ камней, глаголющаго въ семъ храмѣ Господа не почитали тварію, не уничижали храма, и не удалялись отъ него для поклоненія, но, въ него входя, законно служили Богу, вѣщавшему изъ храма. А когда это такъ, то почему же непокланяемо всесвятое и истинно всечтимое тѣло Господне, о которомъ благовѣствовалъ Архангелъ Гавріилъ, которое образовалъ Духъ Святый, и которое содѣлалось ризою Слова? Тѣлесную руку простерши, Слово воздвигло огнемъ жегому (Матѳ. 8, 14). Человѣческій издавъ гласъ, воздвигло Оно Лазаря изъ мертвыхъ. И также, простерши руки на крестѣ, низложило князя власти воздушныя, нынѣ дѣйствующаго въ сынѣхъ противленiя (Ефес. 2, 2), а для насъ содѣлало чистымъ путь въ небеса.

8) Итакъ, кто безчеститъ храмъ, тотъ безчеститъ Господа во храмѣ; и кто отдѣляетъ Слово отъ тѣла, тотъ отмещетъ данную намъ въ немъ благодать. И злочестивѣйшіе аріане да не почитаютъ Слова тварію, потому что тѣло есть тварное, и да не клевещутъ на тѣло Его, потому что Слово не тварь. Ибо удивительно ихъ злоуміе; все смѣшиваютъ и приводятъ они въ безпорядокъ, изобрѣтаютъ всякіе предлоги, только бы Творца сопричислить къ тварямъ. Но пусть выслушаютъ: если бы Слово было тварь, то не воспріяло бы на Себя тварнаго тѣла, чтобы оживотворить его. Ибо какая помощь будетъ тварямъ отъ твари, которая и сама имѣетъ нужду въ спасеніи? Но поелику Слово, будучи Творцемъ, само содѣлалось Зиждителемъ тварей; то при скончаніи вѣковъ облеклось Оно въ тварное, чтобы можно было Ему, какъ Творцу, паки обновить и возсоздать это. Какъ не тварію созданы твари, такъ тварь никогда не была бы спасена тварію, если бы Слово не было Творцемъ. Посему, да не толкуютъ лживо божественныхъ Писаній, и да не соблазняютъ простодушныхъ братій. Но если хотятъ, пусть сами раскаются и не служатъ болѣе твари паче создавшаго всяческая Бога. А если желаютъ остаться въ своемъ злочестіи, то пусть одни упоеваются имъ и, подобно отцу своему діаволу, скрежещутъ зубами, потому что вѣра вселенской Церкви вѣдаетъ Божіе Слово — Творца и Зиждителя всяческихъ, и мы знаемъ, что въ началѣ бѣ Слово, и Слово бѣ къ Богу (Іоан. 1, 1) И Ему, для нашего спасенія содѣлавшемуся человѣкомъ, покланяемся мы, не какъ равному, въ равномъ тѣлѣ явившемуся, но какъ Владыкѣ, пріявшему на Себя рабій зракъ, Зиждителю и Творцу, явившемуся въ твари, да, въ ней освободивъ всяческая, приведетъ міръ ко Отцу, и умиротворитъ всяческая, небесная и земная (Кол. 1, 20). Ибо такъ и Отческое Его Божество признаемъ, и покланяемся явленію Его во плоти, хотя бы аріане надрывались отъ досады.

Привѣтствуй всѣхъ любящихъ Господа нашего Іисуса Христа. Молимся, чтобы ты, возлюбленный и истинно желаннѣйшій, былъ здоровъ и воспоминалъ о насъ предъ Господомъ. Если нужно, прочти это пресвитеру Іераксу.

Печатается по изданію: Творенiя иже во святыхъ отца нашего Аѳанасiя Великаго, Архiепископа Александрiйскаго. Часть третья. / Изданiе второе исправленное и дополненное. – Репринтъ. – М.: Изданiе Спасо-Преображенскаго Валаамскаго монастыря, 1994. – С. 302-310. – Репр. изд.: СТСЛ, 1903.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0