Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 18 января 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Аѳанасiй Великiй (†373 г.)
32. Посланіе Максиму Философу.

Возлюбленному и истинно желанному сыну философу Максиму Аѳанасій желаетъ о Господѣ радоваться.

1) Прочитавъ писанное тобою нынѣ, похвалилъ я благоговѣніе твое, и крайне подивившись безразсудству неразумѣющихъ, ни я;е глаголютъ, ни о нихже утверждаютъ (1 Тим. 1, 7), дѣйствительно рѣшался хранить молчаніе. Ибо отвѣчать о томъ, что такъ явно и свѣтозарнѣе самого свѣта, не иное что значитъ, какъ людямъ беззаконнымъ подавать поводъ къ безстыдству. Такъ научены мы и Спасителемъ Ибо Пилату, послѣ того, какъ умылъ онъ руки и далъ мѣсто клеветѣ тогдашнихъ іудеевъ, Господь не отвѣтствовалъ болѣе, вразумлялъ же паче жену его, чтобы не по слову, но по явленію силы, увѣровали, что судимый есть Богъ. Не отвѣтствуя также и на суесловіе Каіафы, обѣтованіемъ Своимъ Господь приводилъ всѣхъ къ вѣдѣнію (Матѳ. 26, 63-64). Такъ и я, долго медля и смотря на словопреніе безстыдныхъ людей, едва подвигнутъ былъ твоимъ ревнованіемъ по истинѣ, и не сказалъ ничего сверхъ написаннаго тобою, чтобы противникъ, убѣдившись тѣмъ самымъ, что оспоривалъ, удержалъ наконецъ языкъ свой отъ зла, и устнѣ свои, еже не глаголати лжи (Псал. 33, 14). И, о если бы подобные люди не хулили болѣе Пригвожденнаго къ древу, говоря съ мимоходившими тогда іудеями: аще Сынъ есть Божій, да спасетъ Себе (Матѳ. 27, 40; Лук 23, 35)! Если же и въ этомъ случаѣ не устыдятся они, то постыдись ты, помня Апостольскую заповѣдь: еретика человѣка по первомъ и второмъ наказаніи отрицайся, вѣдый, яко развратися таковый, и согрѣшаетъ, и есть самоосужденъ (Тит. 3, 10-11). Ибо если отваживающіеся на это или суть язычники, или іудействуютъ; то пусть крестъ Христовъ, какъ іудеи, почитаютъ они соблазномъ, а какъ язычники — безуміемъ (1 Кор. 1, 23). Но если выдаютъ себя за христіанъ, то пусть знаютъ, что распятый Христосъ есть Господь славы (1 Кор. 2, 8), что Онъ Божія сила и Божія премудрость (1 Кор. 1, 24).

2) А если сомнѣваются въ томъ, что Онъ Богъ; то да постыдятся Ѳомы, который осязалъ Распятаго и именуетъ Его Господомъ и Богомъ (Іоан. 20, 28); да убоятся самого Господа, Который, по умовеніи ногъ ученикамъ, говоритъ: вы глашаете Мя Учителя и Господа: и добрѣ глаголете, есмь бо (Іоан. 13, 13). Но въ томъ-же тѣлѣ, въ которомъ умывалъ ноги, и грѣхи наши вознесе на древо (1 Петр. 2, 24). Засвидѣтельствовано также, что Онъ — Владыка твари; потому что солнце удержало лучи, земля потряслась, камни распались, и сами распинатели сознались, что распятый воистинну Божій Сынъ (Матѳ. 27, 51. 54).

И видимое тѣло было тѣломъ не человѣка, но Бога; въ этомъ тѣлѣ, когда и распятъ былъ, воскрешалъ Онъ мертвыхъ. Посему, не хороша эта дерзкая ихъ мысль, будто бы Слово Божіе было къ нѣкоему святому человѣку (а такъ было Оно въ каждомъ изъ Пророковъ и иныхъ святыхъ); да будетъ отвергнута и та мысль, что Слово каждый разъ раждается и потомъ умираетъ. О Господѣ не такъ должно разумѣть; да не будетъ сего! Напротивъ же того, единою въ кончину вѣковъ, во отметаніе грѣха (Евр. 9, 26), Слово стало плотію, и отъ Маріи Дѣвы произошелъ человѣкъ по нашему подобію, какъ и іудеямъ сказалъ Господь: что ищете Мене убити, человѣка, иже истину вамъ глаголахъ (Іоан. 8, 40)? И мы обожаемся, не причащаясь тѣла какого-либо человѣка, но пріемля тѣло самого Слова.

3) Подивился я и тому, какъ дерзнули они даже подумать только, будто бы Слово содѣлалось человѣкомъ по естественному порядку. Если бы такъ было, то напрасно была бы чтима память Маріи. Естество не знаетъ дѣвы, раждающей безъ мужа. Посему-то Онъ, истинный Богъ и по естеству Отчее Слово и Отчая Премудрость, по благоволенію Отца содѣлался человѣкомъ тѣлесно ради нашего спасенiя, чтобы Ему, имѣя, чтó принести за насъ, спасти всѣхъ насъ, елицы страхомъ смерти чрезъ все житiе повинни быхомъ работѣ (Евр. 2, 15). Не какой-либо человѣкъ предалъ себя за насъ (потому что всякій человѣкъ повиненъ смерти, по сказанному въ лицѣ Адама всѣмъ: земля еси и въ землю отъидеши (Быт 3, 19), и не другая какая-либо изъ тварей предала себя (потому что всякая тварь предполагается измѣняемою); но само Слово принесло за насъ собственное Свое тѣло, чтобы не въ человѣка была вѣра и не на человѣка упованіе, но чтобы имѣть намъ вѣру въ самого Бога — Слово. И дѣйствительно, когда содѣлался Онъ и человѣкомъ, видимъ славу Его, славу яко единороднаго отъ Отца, исполнь благодати и истины (Іоан. 1, 14). Ибо, что претерпѣлъ Онъ въ тѣлѣ, все то возвеличилъ какъ Богъ. Плотію алкалъ, Божески же питалъ алчущихъ. И если кто соблазняется тѣлесными дѣйствіями, то да увѣрится тѣмъ, въ чемъ дѣйствуетъ Богъ. По человѣчеству вопрошаетъ Онъ, гдѣ лежитъ Лазарь; Божески же воскрешаетъ его Посему, никто да не посмѣвается, называя Его отрокомъ, указывая на возрастаніе съ годами, на то, что ѣлъ, пилъ, страдалъ, чтобы, отрицая свойственное тѣлу, не отринуть совершенно пришествія Его ради насъ. И какъ не въ естественномъ порядкѣ содѣлался Онъ человѣкомь, такъ, пріявъ на Себя тѣло, слѣдовало Ему показать свойственное тѣлу, чтобы не превозмогло мечтаніе манихейское. А также, дѣйствуя тѣлесно, слѣдовало Ему не скрывать свойственнаго Божеству, чтобы Самосатскій не имѣлъ повода называть Его человѣкомъ, и притомъ — инымъ отъ Бога Слова.

4) Выразумѣвъ это, да знаетъ невѣрный, что, хотя былъ Онъ младенцемъ въ ясляхъ, однако-же покорствовали Ему волхвы, отъ которыхъ пріялъ поклоненіе; и хотя отрокомъ пришелъ во Египетъ, однако-же содѣлалъ бездѣйственными рукотворенныхъ идоловъ; и распинаемый плотію воскресилъ мертвецовъ, съ давняго времени сотлѣвшихъ; всѣмъ же показалъ, что Онъ претерпѣлъ все не ради Себя, но ради насъ, чтобы мы, страданіями Его облекшись въ безстрастіе и нетлѣніе, пребывали въ вѣчной жизни.

5) Это изложилъ я тебѣ кратко, заимствовавъ, какъ и прежде сказалъ, изъ написаннаго тобою, и ничего не прибавивъ отъ себя, а только напомянувъ о божественномъ крестѣ, чтобы презрители, вразумившись тѣмъ самымъ, что соблазняло ихъ, поклонились Распятому. Ты же откровенно убѣждай невѣрныхъ. Можетъ быть, что какимъ-либо способомъ и прійдутъ они оть невѣдѣнія въ познаніе и право увѣруютъ. И хотя достаточно и одного написаннаго тобою, однако-же не худо присовокупить и это ради напоминанія любопрительнымъ, не съ тѣмъ, чтобы устыдились они, какъ обличаемые въ дерзости, но чтобы, какъ получившіе напоминаніе, не забывали истины. Да будетъ во всей силѣ исповѣданное Отцами въ Никеи. Ибо сіе правомысленно и сего достаточно къ низложенію всякой нечестивой ереси, особливо же аріанской, которая хулитъ Слово Божіе, а вслѣдствіе сего по необходимости нечествуетъ и противъ Духа Его Святаго.

Привѣтствуй всѣхъ правомудрствующихъ. И тебя привѣтствуютъ всѣ сущіе съ нами.

Печатается по изданію: Творенiя иже во святыхъ отца нашего Аѳанасiя Великаго, Архiепископа Александрiйскаго. Часть третья. / Изданiе второе исправленное и дополненное. – Репринтъ. – М.: Изданiе Спасо-Преображенскаго Валаамскаго монастыря, 1994. – С. 311-314. – Репр. изд.: СТСЛ, 1903.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0