Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 24 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Аѳанасiй Великiй (†373 г.)
38. Посланіе монаху Амуну.

Всѣ творенія Божіи добры и чисты, потому что Слово Божіе не сотворило ничего неблагопотребнаго или нечистаго. Ибо мы, по Апостолу, Христово благоуханіе есмы въ спасаемыхъ (2 Кор. 2, 15). Но поелику стрѣлы у діавола различны и многовидны, и людей простодушныхъ приводитъ онъ въ смущеніе, препятствуетъ братіямъ пребывать въ обычныхъ упражненіяхъ, всѣвая въ нихъ нечистые и скверные помыслы, то, по благодати нашего Спасителя, немногими словами отразимъ обольщеніе лукаваго, и подкрѣпимъ разумы людей простыхъ. Вся убо чиста чистымъ (Тит. 1. 15), а у нечистыхъ и совѣсть и все осквернено. Но дивлюсь ухищренію діавола; самь онь — мерзость и пагуба, а внушаеть, по-видимому помыслы о чистотѣ. Впрочемъ, дѣлаемое имъ есть болѣе козни, нежели испытаніе. Чтобы отвлечь подвижниковъ, какъ сказалъ я уже, отъ обычнаго и спасительнаго занятія и, по-видимому, овладѣть ими, для этого самаго начинаетъ онъ жужжать имъ въ уши о чемъ-нибудь такомъ, что никакой не приноситъ пользы для жизни, а только приводить къ пустымь вопросамъ и къ суесловію, отъ чего должно уклоняться. Напримѣръ: скажи мнѣ, возлюбленный и благоговѣйнѣйшій, чтó грѣха или нечистаго въ какомъ-нибудь естественномъ изверженіи? Захочетъ ли кто ставить въ вину выходящія изъ ноздрей мокроты, или изо рта слюны? А можешь указать еще и на важнѣйшее сего, на изверженія чрева, которыя живому существу необходимы для поддержанія жизни. Притомъ, если вѣруемъ, что человѣкъ, согласно съ божественными Писаніями, есть дѣло рукъ Божіихъ, то отъ Силы чистой могло ли произойти какое оскверненное дѣло? И если, по сказанному въ божественныхъ Апостольскихъ Дѣянiяхъ, родъ есмы Божiи (Дѣян. 17, 28), то ничего не имѣемъ въ себѣ нечистаго; тогда же только оскверняемся, когда совершаемъ злосмрадный грѣхь А когда не по нашей волѣ бываетъ какое-либо естественное изверженіе, тогда, по естественной необходимости, какъ сказали мы уже, и это терпимъ вмѣстѣ съ прочими нуждами. Но поелику желающіе только прекословить тому, что сказано справедливо, и даже тому, чтó сотворено Богомъ, выставляютъ на видъ и Евангельское изреченiе, что человѣка сквернитъ не входящее, но исходящее, то необходимо подвергнуть осужденію и это ихъ неразуміе, не скажу — и этотъ ихъ вопросъ. Во-первыхъ, будучи не утверждены въ вѣрѣ, по собственному своему невѣжеству, перетолковываютъ они и Писанія Смыслъ Божественныхъ словъ таковъ: поелику нѣкоторые, подобно симъ лжетолкователямъ, были также въ сомнѣніи касательно снѣдей, то самъ Господь разсѣвая ихъ невѣдѣніе, или дѣлая извѣстнымъ ихъ обольщеніе, говоритъ: не входящее сквернитъ человѣка, но исходящее; а потомъ присовокупляетъ: откуда исходящее, именно отъ сердиа (Матѳ. 15, 18) Ибо знаетъ, что тамъ лукавыя сокровнща скверныхь помысловъ и прочихъ грѣховъ. А Апостолъ, научившись тому-же, говоритъ короче: брашно же насъ не поставляетъ предъ Богомъ (1 Кор. 8, 8). И теперь иной справедливо можетъ сказать: какое-нибудь естественное изверженіе не поставитъ насъ заслуживающими наказаніе. Да и врачи (пристыдимъ ихъ свидѣтельствомъ внѣшнихъ) скажутъ въ защиту сего, что живому тѣлу даны необходимые нѣкоторые исходы, которымъ каждый у насъ питаемый членъ отдѣляетъ отъ себя излишнее: таковы, напримѣръ, излишества головы — волосы и отдѣляемыя изъ головы влаги, а также изверженія чрева и избытки въ сѣмянныхъ волокнахъ. Поэтому, боголюбивѣйшій старецъ. какой въ этомъ грѣхъ предъ Богомъ, когда самъ Владыка создаль живую тварь, восхотѣлъ и сотворилъ члены сіи, чтобы имѣли такіе исходы? Но поелику должно предупредить возраженія людей лукавыхъ, которые могутъ сказать: «слѣдовательно, истинное употребленіе не есть грѣхъ, какъ-скоро тѣлесныя орудія созданы Творцемъ»; то заставимъ ихъ молчать, сами предложивъ имъ такой вопросъ: какое разумѣть употребленіе, законное ли, каковое дозволилъ Богъ, говоря: раститеся и множитеся, и наполните землю (Быт. 1, 28), одобрилъ и Апостолъ, сказавъ: честна женитва и ложе нескверно (Евр. 13, 4), или употре-бленіе, хотя и естественное, но совершаемое тайно и прелюбодѣйно? Ибо и касательно всего прочаго, чтó бываетъ въ жизни, найдемъ въ извѣстномъ отношеніи разности, — напримѣръ: убивать непозволено, но истреблять непріятелей на войнѣ и законно и достойно похвалы; почему, отличившіеся во браняхъ удостоиваются великихъ почестей, и имъ воздвигаются памятники, возвѣщающіе объ ихъ заслугахъ. Такъ, одно и тоже въ извѣстномъ отношеніи и не во время непозволительно, а въ другомъ отношеніи и благовременно не воспрещается и дозволяется. Тотъ же законъ имѣетъ мѣсто и въ разсужденіи плотскаго соединенія. Блаженъ, кто, въ юности вступивъ въ свободный союзъ, естественныя силы обращаетъ на чадородіе. А если дѣлаетъ это по сладострастію, то блудниковъ и прелюбодѣевъ ожидаетъ изображенное у Апостола наказаніе (1 Кор. 6, 9-10). Ибо въ этомъ отношеніи два пути въ жизни: одинъ — умѣренный и житейскій, разумѣю супружество, другой — Ангельскій и трудно-проходимый, т. е. дѣвство. Если кто изберетъ путь мірской, т. е. супружество, то онъ, хотя не заслужитъ порицанія, однако-же не получитъ и столькихъ дарованій, а въ той мѣрѣ получитъ, въ какой самъ приноситъ плодъ въ тридесять (Матѳ. 13, 23). А если кто возлюбитъ путь чистый и премірный, то, хотя оный въ сравненіи съ первымъ суровъ и труденъ, однако-же идущій имъ пріобрѣтаетъ чудныя дарованія; потому что произрастилъ совершенный плодъ во сто. Такимъ образомъ, на ихъ нечистые и лукавые вопросы есть свои рѣшенія, давно уже данныя божественными Писаніями. Посему, Отецъ, утверждай ввѣренную тебѣ паству, утѣшая Апостольскими Писаніями, воодушевляя Евангельскими вѣща-ніями, предлагая совѣты изъ псалмовъ, и говоря: живи мя по словеси Твоему (Псал. 118, 107). А слово Его повелѣваетъ служить Ему отъ чистаго сердца; это зналъ и самъ Пророкъ, и какбы объясняя самъ себя, говоритъ: сердце чисто созижди во мнѣ, Боже (Псал. 50, 12), да не смущаютъ меня скверные помыслы. И еще говоритъ Давидъ: и Духомъ владычнимъ утверди мя (Псал. 50, 14), чтобы, когда и возмутятъ меня помыслы, поддерживала меня, подобно твердому основанію, Твоя крѣпкая сила. Посему и ты, подавая эти и подобные совѣты, скажи медленнѣе покоряющимся истинѣ: научу беззаконныя путемъ Твоимъ (Псал. 50, 15), и въ твердомъ упованіи на Господа, что убѣдишь ихъ удержаться отъ таковой злобы, воспой: и нечестивіи къ Тебѣ обратятся (Псал. 50, 15). О, если бы злонамѣренно предлагающіе вопросы, оставили этотъ суетный трудъ, а впа-дающіе въ сомнѣніе по простотѣ укрѣпились Духомъ владычнимъ! А вы, несомнѣнно дознавшіе истину, содержите ее ненарушимо и непоколебимо о Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ. Съ Нимъ слава и держава Отцу и Святому Духу во вѣки. Аминь.

Печатается по изданію: Творенiя иже во святыхъ отца нашего Аѳанасiя Великаго, Архiепископа Александрiйскаго. Часть третья. / Изданiе второе исправленное и дополненное. – Репринтъ. – М.: Изданiе Спасо-Преображенскаго Валаамскаго монастыря, 1994. – С. 366-370. – Репр. изд.: СТСЛ, 1903.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0