Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 24 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Аѳанасій Великій (†373 г.)
39. Отрывокъ изъ 39-го праздничнаго посланія.

Но поелику объ еретикахъ упомянули мы, какъ о мертвыхъ, а о себѣ, какъ объ имѣющихъ для спасенія божественныя Писанія, боюсь же, чтобы иные изъ людей простыхъ, какъ писалъ Павелъ къ Коринѳянамъ, по ухищренію нѣкоторыхъ, не уклонились отъ простоты и чистоты, и не стали уже читать другихъ книгъ, называемыхъ апокрифическими, будучи обмануты сходствомъ ихъ именованія съ книгами истинными; то умоляю васъ перенести терпѣливо, если, о чемъ сами знаете, о томъ-же и я напишу въ напоминаніе вамъ, какъ по надобности, такъ и для пользы Церкви. Намѣреваясь же написать это напоминаніе, для утвержденія своего въ дерзновеніи моемъ, воспользуюсь примѣромъ Евангелиста Луки, говоря и самъ: понеже нѣкіи начаша чинити себѣ такъ-называемыя апокрифическія книги и смѣшивать ихъ съ несомнѣнно-богодухновеннымъ Писаніемъ, якоже предаша Отцамъ иже исперва самовидцы и слуги бывшіи Словесе: изволися и мнѣ, убѣжденному и наученному искренними братіями, исчислить съ начала по порядку всѣ книги, внесенныя въ канонъ, преданныя намъ какъ божественныя, и таковыми признанныя, чтобы всякій, если вовлеченъ въ обманъ, осудилъ введшихъ его въ заблужденіе, а если пребылъ чистымъ, порадовался при новомъ этомъ напоминаніи. Итакъ, всѣхъ книгъ Ветхаго Завѣта числомъ двадцать двѣ (а по преданію, какъ слышалъ я, у евреевъ столько же и буквъ). Книги эти слѣдуютъ каждая въ такомъ порядкѣ и подъ такимъ именованіемъ: во-первыхъ Бытіе, потомъ Исходъ, потомъ Левитъ, за нею Числа, и наконецъ Второзаконіе; вслѣдъ за ними Іисусъ Навинъ и Судіи. Послѣ книги Судей Руѳь, и опять вслѣдъ за нею четыре книги Царствъ, и изъ нихъ первая и вторая считаются за одну книгу, а по-добно третья и четвертая также за одну; послѣ нихъ первая и вторая книга Паралипоменонъ, считаемыя также опять за одну книгу; потомъ первая и вторая книга Ездры, принимаемыя также за одну книгу. Послѣ сихъ книга Псалмовъ, и вслѣдъ за нею Притчи, потомъ Екклесіастъ и Пѣснь Пѣсней. Сверхъ сего есть книги: Іовъ и наконецъ Пророки, и именно двѣнадцать, считаемые за одну книгу, а потомъ Исаiя, Іеремія и съ нимъ вмѣстѣ Варухъ, Плачъ и Посланіе, и послѣ Іереміи Іезекіиль и Даніилъ. Доселѣ поименованы книги Ветхаго Завѣта. Но не полѣнимся сказать и о книгахъ Новаго Завѣта, онѣ суть слѣдующія. Четыре Евангелія: отъ Матѳея, отъ Марка, отъ Луки, отъ Іоанна; потомъ послѣ нихъ Дѣянія Апостольскія и семь Апостольскихъ Посланій, называемыя Соборными, именно: одно Іаковлево, два Петровы, потомъ три Іоанновы, и послѣ нихъ одно Іудино. Сверхъ сего, есть четырнадцать Посланій Апостола Павла, перечисляемыя въ такомъ порядкѣ: первое къ Римлянамъ, потомъ два къ Коринѳянамъ, послѣ нихъ къ Галатамъ, и вслѣдъ за тѣмъ къ Ефесянамъ, потомъ къ Филиппійцамъ, и къ Колоссянамъ, а послѣ этихъ два къ Ѳессалоникійцамъ и Посланіе къ Евреямъ; непосредственно за тѣмъ два къ Тимоѳею, одно къ Титу и послѣднее къ Филимону; и еще Апокалипсисъ Іоанна. Вотъ источники спасенія, чтобы заключающимися въ нихъ словесами напоеваться жаждущему. Въ нихъ однихъ благовѣствуется ученіе благочестія. Никто да не прилагаетъ къ нимъ и не отъемлетъ отъ нихъ чего-либо. Эти-то Писанія разумѣя, Господь пристыждалъ саддукеевъ, говоря: прельщаетеся, не вѣдуще Писанія (Матѳ. 22, 29), и увѣщавалъ іудеевъ: испытайте Писаній, яко та суть свидѣтельствующая о Мнѣ (Іоан. 5, 39). Но для большей точности (пиша и это по необходимости) присовокупляю, что кромѣ этихъ книгъ есть и другія, невнесенныя въ канонъ, которыя однако-же установлено Отцами читать вновь приходящимъ и желающимъ огласиться словомъ благочестія, таковы: Премудрость Соломонова, Премудрость Сирахова, Есѳирь, Іудиѳь, Товія, такъ-называемое Ученіе Апостоловъ (Διδαχὴ), и Пастырь. Впрочемъ, возлюбленные, тогда какъ однѣ книги внесены въ канонъ, а другія предлагаются для чтенія, нигдѣ не упоминается о книгахъ апокрифическихъ; онѣ суть выдумки еретиковъ, которые пишутъ ихъ, когда хотятъ, но приписываютъ имъ давность и прибавляютъ лѣтъ, чтобы, выдавая ихъ за древнія, имѣть случай къ обольщенію тѣмъ людей простодушныхъ.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Аѳанасія Великаго, Архіепископа Александрійскаго. Часть третья. / Изданіе второе исправленное и дополненное. — СТСЛ.: Собственная типографія, 1903. — С. 370-373.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0