Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 24 февраля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 28.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Аѳанасiй Великiй (†373 г.)
Предувѣдомленіе о псалмахъ
[1].

Въ еврейской книгѣ Псалмовъ всѣ они писаны безъ присовокупленія числа и въ иномъ видѣ; иные соединены въ одинъ, и иные раздѣлены. Такъ, первый и второй псалмы по еврейскому тексту соединены въ одинъ псаломъ; и на-оборотъ, девятый, который у насъ составляетъ одинъ псаломъ, въ еврейскомъ текстѣ раздѣленъ на два псалма. Вся же книга Псалмовъ дѣлится на пять частей.

Примѣтить также должно, что порядокъ псалмовъ не соглашенъ съ историческою послѣдовательностію времени, и во многомъ отступаетъ отъ порядка времени, какъ показываетъ книга Царствъ. Поелику въ іудейскомъ народѣ усилилось идолослуженіе, то оно привело у нихъ въ забвеніе отеческія писанія, такъ что въ неизвѣстности оставалась и книга Закона Моисеева, и нимало не сохранилось у нихъ отеческаго благочестія. Они убивали и Пророковъ, обличавшихъ злочестіе ихъ, за что и преданы были въ плѣнъ сперва ассиріанамъ. Въ послѣдствіи же времени нѣкто изъ Пророковъ, возревновавшій объ ихъ Синагогѣ, вмѣстѣ съ прочими книгами собралъ и книгу Псалмовъ, отыскавъ ихъ не всѣ вдругъ, но въ разныя времена, и въ началѣ помѣстилъ тѣ псалмы, которые найдены прежде другихъ. Посему-то находимъ, что не всѣ псалмы Давидовы по порядку, но между ними встрѣчаются помѣщенными въ книгѣ то псалмы сыновъ Кореовыхъ и Асафа, и Соломона, и Моисея, и израильтянина Эѳама, и Эмана, то опять псалмы Давидовы, не потому что въ этомъ порядкѣ они писаны, но потому что такъ были отысканы. То-же самое найдемъ и у Пророковъ въ размѣщеніи частей ихъ книгъ.

О псалмахъ послѣ перваго и двѣнадцатаго не надписанныхъ, или и имѣющихъ надписаніе, но безъ обозначенія, чьи они, евреи говорятъ, что принадлежатъ они тому, чье имя поставлено въ псалмахъ предшествующихъ ненадписаннымъ.

О первомъ и второмъ, составляющихъ одинъ псаломъ, думаю, что они Давидовы, потому что всѣ слѣдующіе за ними въ первой части псалмы суть Давидовы, и всѣ отъ третьяго до сороковаго надписаны Давидовыми. Посему, кажется мнѣ, Давиду же принадлежатъ первый и второй псаломъ. Мнѣніе это оправдывается книгою Апостольскихъ Дѣяній, въ которой сказано: Владыко, Ты сотворилъ еси небо и землю и море и вся, яже въ нихъ: иже Духомъ святымъ усты отца нашего Давида отрока Твоего реклъ еси: вскую шаташася языцы, и людіе поучишася тщетнымъ (Дѣян. 4, 24-25)? А этимъ ясно подтверждается, что второй псаломъ есть Давидовъ. Умолчано же при немъ имя Давидово вѣроятно потому, что псаломъ заключаетъ въ себѣ явное пророчество о Господѣ въ сказанномъ: на Господа и на Христа Его (Псал. 2, 2), вслѣдъ за чѣмъ присовокуплено отъ лица самого Христа: Господь рече ко Мнѣ: Сынъ Мой еси Ты (7).

Всѣхъ псалмовъ сто пятьдесятъ. Нѣкоторые думаютъ, что всѣ они принадлежатъ блаженному Давиду. Но на это нѣтъ указаній. Ибо хотя всѣ псалмы извѣстны подъ именемъ Давидовыхъ, однако-же въ надписаніяхъ показывается, кому принадлежитъ какой-либо псаломъ. Ибо Давидомъ избраны были четыре начальника пѣвцовъ и двѣсти восемьдесятъ восемь служащихъ имъ (1 Пар. 25, 7). Посему, встрѣчаются псалмы этихъ четырехъ начальниковъ, какъ видно изъ надписаній. И когда сказано: псаломъ сыномъ Кореовымъ, Эѳаму, Асафу и Эману; тогда означается, что они воспѣваютъ псаломъ, т. е. сыны Кореовы, Эѳамъ, Асафъ и Эманъ. Когда сказано: псаломъ Асафовъ, тогда показывается, что псаломъ этотъ изреченъ самимъ Асафомъ. И когда говорится: псаломъ Идиѳумовъ, тогда значитъ, что воспѣваетъ его самъ Идиѳумъ. Когда говорится: псаломъ Давидовъ, показывается, что произнесшій былъ самъ Давидъ. Когда же сказано: псаломъ Давиду, тогда значитъ, что другими изрекается о Давидѣ. Всѣхъ псалмовъ сто пятьдесятъ. Изъ нихъ семьдесятъ два суть Давидовы, девять Давиду, двѣнадцать Асафовы, двѣнадцать сыномъ Кореовымъ, одинъ Идиѳумовъ, одинъ Эѳамовъ, одинъ Эмановъ, одинъ Соломоновъ, два Аггея и Захаріи, ненадписанныхъ тридцать девять и одинъ Моисеевъ. Всѣхъ сто пятьдесятъ.

Посему, должно вникнуть въ таинственную причину, по которой, когда пѣвцы различны и псалмы не всѣ Давидовы, всѣ они приписаны Давиду. И мы не прейдемъ этого въ молчаніи. Надписаніе это сдѣлано потому, что самъ Давидъ былъ тому причиною. Онъ избралъ пѣвцовъ; и потому, какъ учредитель, сподобился той чести, что все изреченное и другими пѣвцами приписано Давиду.

Поелику Давидъ былъ Пророкъ, отверсты были внутреннія очи его, и зналъ онъ, что лукавые духи радуются паденію человѣковъ, а напротивъ того скорбятъ, когда люди преодолѣваютъ ихъ; то, безъ сомнѣнія, противъ нихъ вооружаясь мысленно, молился онъ объ исправленіи человѣковъ, къ лукавымъ духамъ примѣняя сказанное имъ о врагахъ видимыхъ. Ибо, если не такъ будемъ объяснять себѣ намѣреніе Пророковъ, то не только изъ сказаннаго ими не получимъ никакого назиданія къ стяжанію кротости, но даже пріобрѣтемъ какое-то суровое и противное Евангельскому ученію расположеніе, когда будемъ часто молиться о сокрушеніи враговъ и не любить ихъ; потому что Давидъ тысящекратно говоритъ: да постыдятся и посрамятся всѣ враги мои, и я да не постыжусь. Не будемъ же думать, будто бы Пророки и други Божіи говорили это въ иномъ, а не въ сказанномъ выше, смыслѣ. Ибо такое разумѣніе прилично тщательному изслѣдователю, какъ-скоро находитъ, что Пророкъ молится о гибели враговъ; то-есть, сказанное о врагахъ видимыхъ долженъ онъ примѣнять къ врагамъ мысленнымъ. Сверхъ того, подвижнику должно стараться объ уразумѣніи каждаго реченія.

Примѣчаніе:
[1] Статья эта въ подлинникѣ напечатана впервые въ книгѣ: Collectio nova Patrum et Scriptorum T. II. Ed. de Montfaucon, Parisiis an 1707. Въ этой же книгѣ были напечатаны и тѣ дополненія къ истолкованію псалмовъ, которыя Migne въ своемъ изданіи отмѣтилъ скобками [  ].
У Миня всѣ эти дополненія внесены цѣликомъ и поставлены въ текстъ совершенно механически, безъ связи съ предыдущимъ и послѣдующимъ Оттого въ его изданіи оказывается множество буквальныхъ повтореній, и нерѣдко объясненіе послѣднихъ стиховъ того или другого псалма ставится ранѣе объясненія первыхъ стиховъ. Во избѣжаніе этого неудобства, въ настоящемъ переводѣ Монфоконовскія добавленія взяты не цѣликомъ, а лишь по-мѣстамъ, гдѣ они дѣйствительно восполняютъ недостающее въ бенедиктинскомъ изданіи 1698 г; и при этомъ внесены они въ текстъ не внѣшнимъ только образомъ, какъ у Миня, а приведевы во внутреннюю связь съ остальнымъ текстомъ, какъ то требовалось смысломъ рѣчи (А. Ш.).

Печатается по изданію: Творенiя иже во святыхъ отца нашего Аѳанасiя Великаго, Архiепископа Александрiйскаго. Часть четвертая. / Изданiе второе исправленное и дополненное. – Репринтъ. – М.: Изданiе Спасо-Преображенскаго Валаамскаго монастыря, 1994. – С. 36-39. – Репр. изд.: СТСЛ, 1903.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0