Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 26 сентября 2016 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Аѳанасiй Великiй (†373 г.)
Изъ бесѣдъ на Евангеліе отъ Матѳея.

Гл. 1.

Ст. 1. Книга родства Іисуса Христа. Христосъ и Іерей и Царь; Онъ — Іерей, потому что самъ Себя принесъ въ жертву за насъ; Онъ — Царь, потому что воцарился для низложенія грѣха и смерти.

Ст. 17. Родове четыренадесяте. Почему о родахъ сказано здѣсь: родове четыренадесяте, когда лицъ поименовано двѣнадцать? Думаю потому, что Евангелистъ вмѣсто одного рода полагалъ самое преселеніе, и вмѣсто другого — Христа.

Гл. 2.

Ст. 2. Видѣхомъ бо звѣзду Его на востоцѣ. Если бы для каждаго человѣка была на небѣ звѣзда, то для чего бы небу наполниться несмѣтнымъ и безчисленнымъ множествомъ звѣздъ въ третій день, когда Адамъ сотворенъ въ шестый день?

А что дѣлами нашими управляютъ не судьбы, не рожденіе, не теченіе звѣздъ, это явствуетъ изъ слѣдующаго. Если бы все, что ни дѣлается, зависѣло отъ сказаннаго, а не отъ человѣческаго произволенія; то за что бы тебѣ наказывать уличеннаго въ воровствѣ слугу? за что бы влечь въ судилище жену прелюбодѣйцу? Для чего бы стыдиться тебѣ, сдѣлавъ худое? Почему бы не потерпѣть укоризненныхъ словъ? Почему, если кто назоветъ тебя прелюбодѣемъ, или блудникомъ, или піяницею, или чѣмъ-либо подобнымъ, называешь это обидою? Если не въ твоемъ произволеніи состоитъ — грѣшить; то и въ сдѣланномъ тобою нѣтъ вины, и въ сказанномъ тебѣ нѣтъ обиды. Теперь же, поелику согрѣшившаго не прощаешь, и самъ, сдѣлавъ худое, стыдишься и стараешься скрыть это, и кто приписываетъ тебѣ худой поступокъ, того почитаешь обидчикомъ; то этимъ самымъ признаешь, что поступки наши не связаны необходимостію, но отличены свободою произволенія. Ибо связаннымъ необходимостію мы умѣемъ прощать. Если разорветъ у насъ хитонъ, или нанесетъ намъ ударъ, кто-либо одержимый бѣсомъ; мы не только не укоряемъ его, но жалѣемъ о немъ и прощаемъ ему. А почему? потому что сдѣлалъ онъ это не по свободѣ произволенія, но по принужденію отъ бѣса. Поэтому, если бы и другіе проступки дѣлались по необходимости и неизбѣжному року; то прощали бы мы ихъ. Поелику же знаемъ, что нѣтъ въ этомъ необходимости; то не прощаемъ — и господа слугамъ, и мужья женамъ, и жены мужьямъ, и учители ученикамъ, и отцы дѣтямъ, и начальники подчиненнымъ; а напротивъ того, бываемъ строгими истязателями и карателями продерзостей, прибѣгаемъ къ судилищамъ, подвергаемъ виновныхъ ударамъ, дѣлаемъ имъ выговоры, и употребляемъ всѣ мѣры, чтобы отвратить ихъ отъ худого.

Сказанное: пріидохомъ поклонитися Ему — служитъ знакомъ благонравія и вѣры въ волхвахъ. Ибо перешедшіе такое дальнее разстояніе для того, чтобы поклониться Христу, чего не сдѣлали бы, если бы тайна сія совершилась въ ихъ странѣ? Посему, они достойны прославленія за вѣру и всякой похвалы за добродѣтель.

Ст. 19. Умершу же Ироду, се Ангелъ Господень во снѣ явися Іосифу во Египтѣ, (20) глаголя: воставъ поими Отроча и матерь Его, и иди въ землю Израилеву, изомроша бо ищущіи души Отрочате. Искавшіе умертвить Іисуса были Царь Иродъ и сынъ его Антипатръ. Но Антипатръ умеръ, пронзенный мечемъ въ темницѣ; потому что уличенъ былъ въ злоумышленіи противъ братьевъ своихъ Александра и Аристовула и въ намѣреніи отравить ихъ. Самъ же Иродъ окончилъ жизнь послѣ того, какъ тѣло его поражено было многими и различными болѣзнями. У него были: 1) жаръ сильнѣе, нежели въ печи; 2) по всей поверхности тѣла нестерпимый зудъ; 3) боли во внутренностяхъ, повторявшіяся часто; 4) въ ногахъ опухоль, какъ у страждущаго водяною болѣзнію; 5) воспалительное вздутіе чрева; 6) въ срамныхъ членахъ гнилость, зараждающая червей; 7) а сверхъ того, могъ онъ дышать только въ прямомъ положеніи тѣла; 8) страдалъ одышкою и 9) во всѣхъ членахъ судорогами. И такихъ болѣзней было числомъ девять. А жаръ сильнѣе, нежели въ печи, былъ у него оттого, что страсти распаляли его къ беззаконному прелюбодѣянію; и нестерпимый зудъ оттого, что вѣрилъ учителямъ, которые обманывали, лаская слухъ его; и частыя боли во внутренностяхъ оттого, что не воспѣвалъ: благослови душе моя Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его (Псал. 102, 1); и опухоль въ ногахъ, какъ у страждущаго водяною болѣзнію, оттого, что уничижалъ чистую и невозмущенную воду Источника, текущаго въ жизнь вѣчную; и воспалительное вздутіе чрева оттого, что не воздерживалъ себя въ воспламененіи гнѣва, не былъ милосердъ къ подвластнымъ. Въ срамныхъ членахъ его зараждались черви, потому что въ непотребствахъ соревновалъ женонеистовымъ конямъ. Могъ дышать въ прямомъ только положеніи тѣла; потому что не утренневалъ для поклоненія Господу, давшему царскій ему санъ. Страдалъ онъ одышкою; потому что дышалъ не мѵромъ любви, но зловоніемъ скрытной брани. Всѣ члены его какбы разступались отъ корчей; потому что растерзалъ онъ всѣхъ дѣтей Виѳлеемскихъ. Какою мѣрою мѣряетъ кто, такою же и ему, по справедливости, возмѣривается свыше. Имиже кто согрѣшаетъ, сими и мучится (Прем. 11, 17). Объ этомъ Иродѣ говоритъ Іосифъ, что былъ онъ родомъ по отцѣ идумеянинъ, а по матери аравитянинъ. Африканъ же и другіе, подобно ему входившіе въ точное изслѣдованіе, утверждаютъ, что онъ сынъ Антипатровъ, что Антипатръ имѣлъ отцомъ Ирода Аскалонита, священнослужителя въ Аполлоновомъ храмѣ, что сынъ Иродовъ Антипатръ въ дѣтствѣ плѣненъ былъ разбойниками идумеянами, и что отецъ Иродъ не могъ дать за него выкупа, почему, воспитанный въ идумейскихъ нравахъ, почитаемъ онъ былъ идумеяниномъ, хотя родомъ былъ Аскалонитъ. Умеръ же Иродъ въ сорокъ пятомъ году Августова царствованія, въ консульство Силуана, въ восьмой день январскихъ календъ.

Воставъ поими отроча. Въ этихъ словахъ заключается строгое обличеніе нечестію Аполлинарія, который утверждалъ, что Христосъ не воспріялъ разумной души, воспріялъ же одно тѣло безъ души и разума.

Гл. 3.

Ст. 4. Снѣдь же бѣ пружіе и медъ дивій. Есть растеніе, называемое пругомъ; этому учитъ насъ Соломонъ, говоря: и процвѣтетъ амигдалъ, и отолстѣютъ прузи (Еккл. 12, 5). Медъ же дивій есть не какая нибудь трава, но дѣйствительно дикій медъ, весьма горькій и противный всякому вкусу.

Ст. 11. Той вы креститъ Духомъ Святымъ. Это значитъ: Онъ очиститъ васъ; потому что не Іоанново, а Христово крещеніе могло совершить это. Христосъ имѣетъ власть отпущать грѣхи.

Гл. 4.

Ст. 3. Аще Сынъ еси Божій. Для чего діаволъ при каждомъ искушеніи спрашиваетъ объ этомъ Христа, говоря: аще Сынъ еси Божій? Слова эти сходствуютъ съ тѣмъ, чтó сказано имъ первоначально въ раю. Адаму говорилъ онъ: въ оньже аще день снѣсте, отверзутся очи ваши (Быт. 3, 5), показывая тѣмъ, что прародители обмануты Богомъ. Потому и здѣсь послѣ каждой рѣчи своей постоянно присовокупляетъ: аще Сынъ еси Божій, то-есть, если гласъ, наименовавшій Тебя Сыномъ, истиненъ; то почему не подтвердишь сего, сдѣлавъ, что говорю тебѣ?

Ст. 23. Уча на сонмищахъ ихъ. Христосъ учитъ явно и съ дерзновеніемъ, дабы вѣровали, что не противно Закону то, чему учитъ Онъ. А этимъ Онъ наиболѣе и раздражалъ противъ себя іудеевъ.

Гл. 5.

Ст. 6. Блажени алчущіи и жаждущіи правды. Алчущими и жаждущими правды называетъ тѣхъ, которые творятъ правду съ усердіемъ и сильнымъ желаніемъ. Они, какъ сказано, насытятся и здѣсь, потому что довольны и малымъ; а гораздо болѣе въ жизни будущей, потому что всегда пребудутъ со Христомъ, гдѣ нѣтъ ни печали, ни воздыханія.

Ст. 8. Блажени чистіи сердцемъ: яко тіи Бога узрятъ; потому что очистившій сердце свое отъ всякаго страстнаго расположенія въ собственной лѣпотѣ своей видитъ образъ Божія естества. А душевная чистота достаточна къ тому, чтобы, какъ въ зеркалѣ, изображать въ себѣ Бога.

А если сказано: никтоже чистъ отъ скверны, аще и единъ день житіе его (Іов. 14, 4-5); то еретики не знаютъ, что разумѣется это о сквернѣ естественной, какую младенецъ приноситъ съ собою, исходя изъ матерней утробы. Потому и законописатель Моисей сказалъ, что жена раждающая нечиста; и родивъ мужескій полъ, нечиста сорокъ дней, а родивъ женскій полъ, по причинѣ большей удобоподвижности естества, нечиста восемьдесятъ дней (Лев. 12, 2-5). А если бы не было того, чтó содержится въ законѣ Моисея, то естественный порядокъ далъ бы доказательство съ другой стороны. Какой грѣхъ можетъ совершить младенецъ, имѣющій лишь одинъ день жизни? Прелюбодѣяніе? Конечно, нѣтъ; ибо онъ не силенъ еще въ чувственной похоти. Блудъ? также нѣтъ, ибо онъ чуждъ такого желанія. Убійство? но онъ не въ состояніи поднять смертельнаго орудія. Клятвопреступленіе? но онъ пока еще не способенъ къ членораздѣльнымъ звукамъ. Лихоимство? но онъ не имѣетъ понятія ни о чужомъ имуществѣ, ни о собственномъ. Напротивъ, младенцы исполнены непамятозлобія; ибо, пока не возмужаютъ, они умоляютъ, когда терпятъ побои, и не защищаются, когда подвергаются преслѣдованіямъ. Почему и Господь сказалъ вѣрующимъ въ Него: аще не обратитеся и будете яко дѣти, не внидите въ царство небесное (Матѳ. 18; 3). И такъ какъ младенцы не подвержены такимъ грѣхамъ, то какой же грѣхъ имѣетъ дитя въ первый день по рожденіи, кромѣ тѣлесной, какъ сказали мы, скверны? Потому и не сказано: никтоже чистъ «отъ грѣха» (ἀπὸ ἁμαρτίας), но сказано — отъ скверны (ἀπὸ ῥύπου).

Ст. 28. Иже воззритъ на жену, ко еже вожделѣти ея, уже любодѣйствова съ нею въ сердцѣ своемъ. Любодѣйствуетъ съ женою въ сердцѣ, кто согласенъ на дѣло, но препятствуютъ ему въ томъ или мѣсто, или время, или страхъ гражданскихъ законовъ. Въ томъ же, что многіе, не совершивъ злочестиваго дѣла, наказаны какъ прелюбодѣи, не трудно удостовѣриться всякому примѣромъ Олоферна. Когда спѣшилъ онъ совершить ненавистное дѣло; тогда Іудиѳь, какъ законъ правды, извлекши мечъ, отсѣкла ему голову, призвавъ въ помощь и въ защиту, какъ законодателя и споспѣшника цѣломудрію, — Бога. Такъ и два старца, сказавши Сусаннѣ: се въ похотѣніи твоемъ есмы (Дан. 13, 20), хотя не сдѣлали сего, однако-же наказаны и подверглись смерти, какъ прелюбодѣи. Посему, если кто таковъ и нынѣ, т. е. похотливъ, невоздерженъ, вожделѣваетъ чужихъ женъ; то любодѣйствуетъ онъ въ мысли своей. А кто владѣетъ страстями, блюдетъ себя чистымъ отъ нарушенія долга и отъ оскверненія, тотъ не прелюбодѣй, но властелинъ страстей. Онъ Божіимъ страхомъ останавливаетъ стремительность сластолюбія, какъ морской волнѣ препятствуетъ твердая и незыблемая скала.

Ст. 29. Аще же око твое десное соблазняетъ тя, изми é, и верзи отъ себе, и проч. Идя путемъ непогрѣшительнымъ и живоноснымъ, исторгнемъ мы у себя соблазняющее око, но не чувственное (ибо и слѣпые прелюбодѣйствуютъ), а мысленное. Такъ напримѣръ, если епископъ или пресвитеръ, какъ очи Церкви, живутъ худо и соблазняютъ народъ, то надлежитъ ихъ извергнуть. Ибо лучше безъ нихъ собираться въ молитвенный домъ, нежели съ ними, какъ съ Анною и Каіафою, ввергаться въ геенну огненную. Подобно и рука — діаконъ, если поступаетъ въ чемъ недостойно, да будетъ отлученъ отъ алтаря. Если и нога — церковнослужитель прибѣгаетъ (по несчастію) ко лжи и беретъ деньги, подобно Гіезію; то и его, какъ неспособнаго и неблагоразумнаго, дóлжно устранить отъ общенія; да соблюдется Церковь неблазненно собирающеюся.

Гл. 6.

Ст. 1. Внемлите милостыни вашея не творити предъ человѣки, да видими будите ими: аще ли же ни, мзды не имате отъ Отца вашего, Иже есть на небесѣхъ. Единородный даетъ намъ совѣтъ не творить милостыни предъ людьми, не для того, чтобы мы при братіяхъ стѣснялись сдѣлать добро нуждающимся, но чтобы не гонялись за настоящею [земною] славою, подобно тщеславнымъ фарисеямъ, награды же за вѣру и радушную милостыню ожидали себѣ паче въ будущемъ отъ Бога, Которому не столько пріятенъ даръ, сколько пріятно щедрое и доброе произволеніе дающаго, какъ можно удостовѣриться изъ примѣра бѣдной вдовицы, двѣ лепты ввергнувшей въ сокровищехранительницу.

Ст. 3. Тебѣ же творящу милостыню, говоритъ Онъ, да не увѣсть шуйца твоя, что творитъ десница твоя; то-есть, пусть не знаютъ плотскія изволенія, что совѣщаваетъ Духъ Святый. Но возможно ли творящему милостыню сдѣлать, чтобы шуйца его не споспѣшествовала въ дѣлѣ благотворенія? Безъ сомнѣнія надобно, чтобы у всякаго обѣ руки одна другой содѣйствовали въ благотвореніи. И когда лѣвая рука держитъ деньги, или кошелекъ, тогда правая сѣетъ прекрасное сѣмя на нивѣ сердца нищихъ, чтобы пожать не колосъ, держащійся на соломенномъ стеблѣ, но вѣчную и безсмертную жизнь, утвержденную на крестѣ. Единородный же хощетъ, чтобы плотскіе помыслы не знали, что творитъ десница Святаго Духа, и чтобы они не воспрепятствовали, какъ ни есть, благому преднамѣренію и щедрому произволенію, сказавъ: «на многіе годы дóлжно намъ имѣть для себя пищу, и деньги на расходы, и разныя одежды, и убранные домы, и серебряный приборъ для стола, и рабовъ для служенія, и деревни, и поля для доходовъ». Ибо десная часть Святаго Духа вовсе не заботится о всемъ этомъ и не вожделѣваетъ сего, вѣруя Владычнему слову: ищѝте прежде царствія Божія, и сія вся приложатся вамъ (Матѳ. 6, 33). Въ этомъ смыслѣ пусть шуйца не знаетъ, что творитъ десница. Ибо когда умъ, съ твердымъ и усильнымъ желаніемъ угодить Богу всемѣрно стремясь не уклониться отъ должнаго, подвизается законно; тогда не имѣетъ онъ мысли ни о какомъ другомъ членѣ, кромѣ полезнаго ему въ предложенномъ дѣлѣ, какъ и художникъ во всякое время имѣетъ въ виду одно полезное ему орудіе. Притомъ, если въ вѣрѣ нѣтъ никакой причины къ невѣрію, если свѣтъ по природѣ своей не бываетъ причиною тьмы, ежели діаволъ не смѣетъ появляться со Христомъ; то явно, что противное разуму несовмѣстно съ разумомъ. А если противное разуму не можетъ быть соглашено съ разумомъ; то возведенный въ разумъ добродѣтелей не знаетъ положенія, противнаго сему разуму, познаетъ же одну добродѣтель. И посему, не знаетъ онъ ни десницы въ преизбыткѣ, ни шуйцы въ недостаткѣ; потому что въ обѣихъ явно видитъ противное разуму.

Ст. 7. Молящеся же не лишше глаголите. Выражаетъ этимъ, что непріятны Ему молитвы долгія, а не частыя. Ибо Самъ повелѣваетъ молиться непрестанно.

Христосъ говоритъ: (ст. 19) не скрывайте себѣ сокровищъ на земли, идѣже червь и тля тлитъ, и идѣже татіе подкапываютъ и крадутъ. (20) Скрывайте же себѣ сокровище на небеси, идѣже ни червь, ни тля тлитъ, и идѣже татіе не подкапываютъ, ни крадутъ. Слышавшіе эти слова говорили: «совѣтъ весьма хорошъ, и похвальна мысль, — настоящія блага жизни полагать лучше не на землѣ, но въ сокровищницѣ на небесахъ. Впрочемъ, какъ же положить на небеса серебро и золото? Мы не имѣемъ на это возможности. Небо очень высоко, и намъ не достать его рукой. Не видимъ и лѣствицы, какую видѣлъ патріархъ Іаковъ, чтобы взойти по ней и положить на небеса, что есть у насъ». Но Господь учитъ: хотя небо и очень высоко, однако-же можете полагать на него некрадомое сокровище правды. Дай бѣдному и нищему, чтó нужно ему, и найдешь, что все это цѣлымъ, неоскверненнымъ, нерастлѣннымъ соблюдется на небѣ. Есть же у тебя и лѣствица, возводящая съ земли на небо — спасительный крестъ, — есть и ступени на ней — догматы пречистыхъ Евангелій. Итакъ, восходи по нимъ въ небесныя обители, чтобы прославиться на вѣкъ. Но будь также внимателенъ къ сказанному Мною.

Ст. 22. Свѣтильникъ тѣлу твоему есть око твое: аще убо будетъ око твое просто, все тѣло твое свѣтло будетъ: (23) аще ли око твое лукаво будетъ, все тѣло твое темно будетъ. Тѣло, когда око лукаво, дѣлается темнымъ, не по винѣ Создателя, — потому что вся, елика сотвори Богъ, добра зѣло (Быт. 1, 31), — но по развращенному и злонамѣренному нраву того, кому принадлежитъ око. И ты, благоразумный читатель, слыша о лукавомъ окѣ, разумѣй не око въ главѣ, но лукавый помыслъ въ непросвѣщенномъ сердцѣ. А если случится, что тѣлесное око омрачено будетъ отъ сильнаго гноетеченія и отъ головной боли; то тѣлесная слѣпота не дѣлаетъ еще человѣка чуждымъ благъ будущихъ и вѣчныхъ.

Ст. 25. Не душа ли больши есть пищи, и тѣло одежди? Душа превосходнѣе пищи, поколику она есть жизненный духъ, а пища — нѣчто земное и удоборазлагаемое. И тѣло превосходнѣе одежды, потому что оно есть дѣло рукъ Божіихъ, а одежда — вóлна съ безсловеснаго животнаго. Многіе удивляются необычнымъ словамъ, когда слышатъ, что душа вкушаетъ, и видятъ, что рука подноситъ пищу къ устамъ. Но ты, возлюбленный, не удивляйся, когда слышишь, что душа вкушаетъ; ибо такъ и есть въ дѣйствительности, а не какъ-либо иначе. Съѣдаетъ же душа подносимое къ устамъ, такъ какъ по природѣ своей она горяча, по слову Премудрости: душа тепла, яко огнь горящъ (Сир. 23, 21). Слѣдовательно, какъ огонь варитъ ввергаемое въ котелъ, такъ и огневидная душа мельчитъ и потребляетъ пищу, вводимую въ желудокъ. И хотя она называется ψυχή, однако-же называется такъ не потому, что холодна (ψυχρά) по своей природѣ, какъ думали нѣкоторые изъ необразованныхъ, но потому, что при большой горячности она изсушаетъ влажное (τὰ ὑγρὰ), какъ можно убѣдиться въ томъ и изъ дѣйствія солнца: будучи горячимъ и огневиднымъ, оно изсушаетъ болото и разрѣшаетъ въ паръ все влажное. А что душа по природѣ своей горяча, въ этомъ, братъ, ты долженъ убѣдиться и изъ примѣра умирающихъ. Ибо, когда душа отдѣляется отъ тѣла, всѣ члены оказываются окоченѣвшими и холодными не менѣе зимняго льда или снѣга. Можно убѣдиться въ сказанномъ и изъ того, что случается во время голода: пока душа имѣетъ пищу въ изобиліи, тѣло цвѣтетъ и крѣпнетъ, — когда же явится недостатокъ въ пищѣ, тѣло истощается и разрушается; ибо тѣло безъ пищи не можетъ устоять противъ горячности души, какъ и мѣдный сосудъ, поставленный на жаровнѣ, не можетъ безъ воды выдержать силу огня, но раскаляется и разрушается совершенно. Такъ и сосудъ тѣлесный, не получая пищи, совершенно разрушается, сжигаемый огневидною душею. А самое главное во всемъ этомъ то, чтó сказано Господомъ: «не заботьтесь для души вашей, чтó вамъ ѣсть, ни для тѣла вашего, во что одѣться», ибо душа больше пищи, и тѣло — одежды. Поэтому, если, по милости Всеблагаго, сподобились мы имѣть лучшее и важнѣйшее, то тѣмъ паче будемъ изобиловать менѣе важнымъ и низшимъ.

Ст. 33. Ищѝте же прежде царствія Божія. Царствіе Божіе не иное что есть, какъ вкушеніе будущихъ благъ, т. е. созерцаніе и вѣдѣніе Бога, сколько доступно это душѣ человѣческой.

Гл. 7.

Ст. 1. Не судите, да не судими будете. (2) Имже бо судомъ судите, судятъ вамъ; и въ нюже мѣру мѣрите, возмѣрится вамъ. Господь говоритъ, что одно и тоже, и въ равной мѣрѣ, терпятъ и кто судитъ, и кто мѣряетъ; впрочемъ, говоритъ это не въ томъ смыслѣ, въ какомъ понимаютъ еретики, обманывая сами себя, и не разумѣюще, ни яже глаголютъ, ни о нихже утверждаютъ (1 Тим. 1, 7). Ибо, разрѣшая за деньги приносящихъ неразумное и гибельное покаяніе, готовы они утверждать, что не дóлжно судить и того, кто сдѣлалъ смертный грѣхъ, потому что Господь сказалъ: не судите, да не судими будете. Но если это дѣйствительно такъ, какъ утверждаютъ они; то, безъ сомнѣнія, подвергся бы осужденію праведный Ной, который осмѣятеля Хама осудилъ быть рабомъ братій (Быт. 9, 25). И Моисей, осудивъ собиравшаго дрова въ субботу, повелѣлъ побить его камнями внѣ стана (Числ. 15, 33-36). И преемникъ его Іисусъ, осудивъ Ахана за татьбу, истребилъ со всѣмъ домомъ (Нав. 7, 18-25). И Финеесъ, осудивъ Замврія за блудодѣяніе, пронзилъ сулицею (Числ. 25, 7-8). И Самуилъ царя амаликитянъ Агага предалъ смерти предъ Господемъ (1 Цар. 15, 33). И Илія, осудивъ лжепророковъ, какъ свиней заклалъ при потокѣ (3 Цар. 18, 40). И Елиссей, осудивъ Гіезія за принятіе денегъ, наказалъ проказою (4 Цар. 5, 27). И Даніилъ, осудивъ похотливыхъ старцевъ за клевету, наказалъ по закону Моисееву (Дан. 13, 62). И Петръ, пріявъ ключи небеснаго царствія, когда Ананія съ женою утаили часть собственнаго своего достоянія, осудивъ за это, сдѣлалъ, что пали они мертвыми (Дѣян. 5, 1-10). И Павелъ осудилъ ковача Александра, сказавъ: да воздастъ ему Господь по дѣломъ его (2 Тим. 4, 14), а Именея и Филета предалъ сатанѣ, да накажутся не хулити (1 Тим. 1, 20), коринѳскія же Церкви обвинялъ въ томъ, что не судятъ, сказавъ: тако ли нѣсть въ васъ мудръ ни единъ, иже можетъ разсудити между братій своихъ? Не вѣсте ли, яко аггеловъ судити имамы (1 Кор. 6, 5. 3)? Итакъ, если всѣ праведные судили, и не были сами судимы, паче же — избраны на духовное служеніе; то почему же не дóлжно судить, какъ говорятъ еретики? Господь сказалъ: не судите, да не судими будете, не для того, чтобы мы поступали въ чемъ или дѣлали что безъ суда, но имѣя въ виду фарисеевъ и книжниковъ, которые судили другъ друга, но не исправляли сами себя. Такъ напримѣръ: убійцу по Закону осуждали на смерть, а сами беззаконно убивали пророковъ; прелюбодѣю опредѣляли казнь, какъ прелюбодѣю, сами же какъ кони женонеистовые ржали на чужихъ женъ; татя осуждали, когда сами были похитителями чужихъ достояній, и оцѣждали комаровъ, велбудовъ же пожирали. А что таковы были фарисеи и книжники, это явствуетъ изъ слѣдующихъ за симъ словъ, сказанныхъ Господомъ.

Ст. 3. Чтоже видиши сучецъ, иже во оцѣ брата твоего, бервна же, еже есть во оцѣ твоемъ, не чуеши? (4) Или како речеши брату твоему: остави, да изму сучецъ изъ очесе твоего? (5) Лицемѣре, изми первѣе бервно изъ очесе твоего, и тогда узриши изъяти сучецъ изъ очесе брата твоего. Если у самого тебя въ окѣ бервно непотребства; то можешь ли, будучи слѣпымъ, предостеречь брата своего отъ сучьца малаго грѣха? Богомудрый Павелъ, пиша къ римлянамъ, о таковыхъ лицемѣрахъ, пріемлющихъ на себя видъ благочестія, говоритъ: научая убо инаго, себе ли не учиши? проповѣдая не красти, крадеши? глаголяй не прелюбы творити, прелюбы твориши? гнушаяся идолъ, святая крадеши? Иже въ законѣ хвалишися, преступленіемъ закона Бога безчествуеши (Рим. 2, 21-23); и еще: имже бо судомъ судиши друга, себе осуждаеши: таяжде бо твориши судяй (Рим. 2, 1). Такъ, преступившіе законъ Пасхи преступленіемъ сего закона безчестятъ Христа, Господа Пасхи. Посему, кто осуждаетъ за что-либо другого, а самъ дѣлаетъ то-же, тотъ осуждаетъ себя самого. Такъ и два старца, судившіе Сусанну какъ прелюбодѣйцу, сами по закону Моисееву осуждены какъ прелюбодѣи. И Фараону возмѣрено тою-же мѣрою, какою онъ мѣрялъ. Поелику ввергалъ онъ въ рѣку младенцевъ, то и самъ погибъ, потонувъ въ Чермномъ морѣ. И архіереи, убившіе Захарію у жертвенника, сами при жертвенникѣ побиты римлянами, въ наученіе тебѣ, что, какою мѣрою кто мѣряетъ, такою и ему возмѣрится. И имиже кто согрѣшаетъ, сими и мучится (Прем. 11, 17).

Ст. 6. Не дадите святая псомъ, ни пометайте бисеръ вашихъ предъ свиніями, говоритъ Христосъ. Ибо и въ семъ нуженъ правый судъ. Господь не сказалъ неопредѣленно или безъ различія: давайте святое и бисеры всѣмъ; но говоритъ: не дадите святая псомъ — злымъ дѣлателямъ; по слову Апостола: блюдитеся отъ псовъ, блюдитеся отъ злыхъ дѣлателей (Флп. 3, 2), блюдитесь и отъ свиней, то-есть, отъ похотливыхъ. Похотливые же уподобляются свиніямъ не безъ основанія; напротивъ того, сравненіе это близко и вѣрно. Какъ свинія почитаетъ для себя утратою, если кто извлечетъ ее изъ тины; такъ, если и похотливаго отвлекаетъ кто отъ тины сластолюбія, то врагомъ своимъ, а не другомъ, признаетъ онъ совѣтующаго ему быть цѣломудреннымъ. Итакъ, бисеровъ нашихъ — пречистыхъ таинъ, не будемъ пометать предъ людьми, подобными свиніямъ. Ты говоришь: и они желаютъ пріобщиться святыхъ; но они безстыдные псы и свиніи, валяющіеся въ сластолюбіи. Поэтому, не давай имъ. Ибо и больные желаютъ воды, но врачи не дозволяютъ имъ пить; и похитители власти желаютъ царской порфиры, но охраняющіе ее, предвидя опасность, не уступаютъ ея. Внемли же и ты, діаконъ; не давай недостойнымъ порфиры пречистаго Тѣла, чтобы не подпасть тебѣ отвѣтственности, не по законамъ гражданскимъ, но по Владычнему слову. Итакъ, не дадите святая псомъ, ни пометайте бисеръ вашихъ предъ свиніями: да не поперутъ ихъ ногама своима, неразумными помыслами, и вращшеся расторгнутъ вы, произведя расколы и ереси.

Господь сказалъ: (15) внемлите отъ лживыхъ пророкъ, иже приходятъ къ вамъ въ одеждахъ овчихъ, внутрь же суть волцы хищницы. (16) Отъ плодъ ихъ познаете ихъ. Поэтому, братъ, если видишь, что имѣетъ кто благоприличную наружность, не на то обращай вниманіе, облеченъ ли онъ въ овчую вóлну, носитъ ли онъ имя пресвитера, или епископа, или діакона, или подвижника; но постарайся узнать дѣла его: цѣломудренъ ли онъ, страннолюбивъ ли, милосердъ ли, исполненъ ли любви, пребываетъ ли въ молитвахъ, терпѣливъ ли? Если чрево ему — Богъ, и гортань его — адъ, если страждетъ онъ сребролюбіемъ, корчемствуетъ благочестіемъ; то оставь его. Это — не пастырь свѣдущій, но волкъ хищный. Если о деревахъ умѣешь заключать по плодамъ, какой они породы, какого вкуса и качества; то тѣмъ паче долженъ по дѣламъ заключать о христопродавцахъ, что, славясь своимъ благоговѣніемъ, имѣютъ они діавольскую душу. Если не собираешь отъ тернія грозды, или отъ репія смоквы: то какъ же предполагаешь, что отъ законопреступныхъ услышишь что-либо доброе, или отъ предателей что-либо полезное? Поэтому, уклоняйся отъ нихъ, какъ отъ волковъ аравійскихъ (Соф. 3, 3), какъ отъ терновъ преслушанія, какъ отъ репія неправды и отъ негодныхъ деревъ. Аще узриши разумна, по совѣту Премудрости, утреннюй къ нему, и степени дверей его да третъ нога твоя (Сир. 6, 36), чтобы научиться у него сѣннописаніямъ Закона и дарамъ благодати. Не слово велемудрое, не наружность прикрашенная вводятъ въ царствіе небесное, но совершенная и непытливая вѣра съ похвальною и ясною предусмотрительностію.

Гл. 11.

Ст. 29. Возмите иго Мое на себе, и научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ: и обрящете покой душамъ вашимъ. (30) Иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть. Воспользовавшись этимъ, Божественный Апостолъ назвалъ грѣхъ обременительнымъ и удобь обстоятельнымъ (Евр. 12, 1). Ибо что тягостнѣе и вреднѣе грѣха? А равно и съ противной стороны, что легче и полезнѣе добродѣтели? Грѣхъ, какъ сказано въ Притчахъ, многихъ уязвивши, низверже своею тяжестію (Прит. 7, 26). Пленицами же своихъ грѣховъ кійждо затязается (Прит. 5, 22). А добродѣтель держащихся ея оживляетъ и возноситъ на высоту, по слову Приточника: древо живота есть держащимся ея (Прит. 3, 18), и по слову Псалмопѣвца: пріемляй кроткія Господь (Псал. 146, 6). Посему-то грѣхъ символически представляется въ видѣ таланта оловяна вземлющагося (Зах. 5, 7); потому что держащихся грѣха погружаетъ въ адъ. И у кого есть плотскія бремена и плотскія похоти, кого обдержитъ грѣхъ, тѣмъ не свободно возводить око къ небу. Посему и иго Спасителево благо, и бремя легко. Но скажутъ: почему же легко, когда говоритъ: аще не возненавидитъ кто отца и матерь (Лук. 14, 26), и иже не пріиметъ креста своего, и въ слѣдъ Мене грядетъ, нѣсть Мене достоинъ (Матѳ. 10, 38), и иже не отречется всего своего имѣнія, не можетъ быти Мой ученикъ (Лук. 14, 33), когда повелѣваетъ отдать и самую душу? — Да научитъ тебя Павелъ, который говоритъ: еже бо нынѣ легкое печали по преумноженію въ преспѣяніе тяготу вѣчныя славы содѣловаетъ (2 Кор. 4, 17); и еще: не достойны страсти нынѣшняго времене къ хотящей славѣ явитися въ насъ (Рим. 8, 18).

Гл. 12.

Ст. 31. Сего ради глаголю вамъ: всякъ грѣхъ и хула отпустится человѣкомъ: а яже на Духа хула не отпустится имъ. (32) И иже аще речетъ слово на Сына человѣческаго, отпустится ему: а иже речетъ слово на Духа Святаго, не отпустится ему ни въ сей вѣкъ, ни въ будущій. Здѣсь кстати привести Апостольское слово: писмя убиваетъ, а духъ животворитъ (2 Кор. 3, 6). Ибо если въ божественныхъ Писаніяхъ будемъ многое разумѣть буквально, то впадемъ въ нечестивыя хулы. Таково и теперь предложенное изреченіе Господа. Если выраженія эти примемъ въ строгомъ смыслѣ, то не только дойдемъ до нечестивыхъ понятій, но найдемъ, что Господь самъ Себѣ противорѣчитъ. Ибо, если иже речетъ слово на Сына, отпустится ему; то почему же самъ Сынъ сказалъ, что отвергійся Его предъ человѣки, отверженъ будетъ предъ Ангелы Божіи (Лук. 12, 9)? И еще: если всякъ грѣхъ и хула отпустится человѣкомъ: то почему дадимъ отвѣтъ и за праздное слово (Матѳ. 12, 36)? Почему, иже речетъ брату своему: уроде, повиненъ будетъ гееннѣ огненнѣй (Матѳ. 5, 22)? Почему и Павелъ говоритъ: не льстите себѣ: ни блудницы, ни прелюбодѣи, ни малакіи, ни досадители, ни піяницы, ни хищницы царствія Божія не наслѣдятъ (1 Кор. 6, 10)? И если все это такъ, то скажи мнѣ: почему всякъ грѣхъ и хула отпустится человѣкомъ? И опять, если справедливо это послѣднее: то за что же обвиняется бѣдный Оригенъ, проповѣдовавшій, что будетъ конецъ мученію и Богъ проститъ всякій грѣхъ и людямъ и бѣсамъ? Еще же, если хула на Духа Святаго непростительна, то за что Церковь порицаетъ Новата, отвергающаго покаяніе? Но еще темнѣе и неудобопонятнѣе то, что иже речетъ слово на Сына, отпустится ему, а иже речетъ слово на Духа, не отпустится ему, какъ будто Сынъ менѣе Духа и Отца. За что же послѣ сего отвергаемъ мерзкихъ аріанъ, умаляющихъ и унижающихъ Сына предъ Духомъ? И почему Сынъ говоритъ: Азъ и Отецъ едино есма (Іоан. 10, 30), и иже не чтитъ Сына, не чтитъ Отца (Іоан. 5, 23); а здѣсь говоритъ: иже аще речетъ слово на Сына, отпустится ему? Посему скажи мнѣ, — ужели хула на Сына отпустится аріанамъ, симоніанамъ, савелліанамъ, фотиніанамъ и всѣмъ врагамъ, хулящимъ воплощеніе Сына? Да удалится отъ насъ такая нелѣпая мысль! Если, иже речетъ брату своему уроде, повиненъ есть гееннѣ огненнѣй: то скажи мнѣ, — въ какую уже геенну геенны вверженъ будетъ, кто Бога своего называетъ тварію, и не Сыномъ Божіимъ, но рабомъ, приспѣшникомъ и малымъ? И если, иже речетъ слово на Сына, отпустшпся ему; то почему самъ Сынъ сказалъ: «кто не снѣсть плоти Моей и не піетъ крови Моей, не имѣетъ въ себѣ живота вѣчнаго» (Іоан 6, 53)? Какъ же можетъ кто, безчестя Сына, не хулить Святыя Троицы? А кто хулитъ Троицу, тотъ явно отрицаетъ святое крещеніе. Отрицающій же его совлекается Духа Святаго. И какъ, если поругаешься надъ теплотою или лучемъ чувственнаго солнца, то поруганіе твое прострется на цѣлое естество солнца: такъ безчестіе единой Ѵпостаси въ трисіянномъ свѣтѣ и таинствѣ Святыя Троицы есть безчестіе всей полноты Божества. Что же значитъ сказанное іудеямъ: всякъ грѣхъ и хула отпустится человѣкомъ. Иже аще речетъ слово на Сына человѣческаго, отпустится ему. А иже аще речетъ слово на Духа Святаго, не отпустится ему ни въ сей вѣкъ, ни въ будущій? Разумно послушаемъ, и не будемъ сами себя прельщать. Священныя Писанія возвѣщаютъ намъ, что Христосъ по неизреченномъ единеніи двусоставенъ, и именно — изъ Божества и человѣчества. Ибо Слово плоть бысть (Іоан. 1, 14). Итакъ, самъ Христосъ именуетъ Божество Слова Духомъ Святымъ, какъ и Самарянкѣ сказалъ: Духъ есть Богъ (Іоан. 4, 24), а человѣчество Слова — Сыномъ человѣческимъ (Іоан. 13, 31); ибо говоритъ: нынѣ прославися Сынъ человѣческій. И іудеи, оскорблявшіе всегда Бога, въ отношеніи ко Христу впадали въ сугубую хулу. Одни, соблазняясь плотію Его, тѣмъ, что Онъ Сынъ человѣческій, почитали Его пророкомъ, а не Богомъ, и называли ядцею и винопійцею (Матѳ. 11, 19); и имъ даровалъ Онъ прощеніе; потому что полагалось тогда начало только проповѣди, и для міра невмѣстимо было увѣровать въ Бога, содѣлавшагося человѣкомъ. Почему и говоритъ Христосъ: иже аще речетъ слово на Сына человѣческаго, т. е. на тѣло Его, отпустится ему. Ибо осмѣлюсь сказать, что и самые блаженные ученики не имѣли совершеннаго понятія о Божествѣ Его, пока не снисшелъ на нихъ Духъ Святый въ день Пятидесятницы; потому что и по воскресеніи, видѣвше Его, ови поклонишася, ови же усумнѣшася (Матѳ. 28, 17), однако-же не были за это осуждены. Но которые хулятъ Духа Святаго, то-есть, Божество Христово, и говорятъ, что о Веельзевулѣ, князѣ бѣсовстѣмъ, изгонитъ бѣсы (Лук. 11, 15), тѣмъ не отпустится ни въ сей вѣкъ, ни въ будущій. Замѣтить же надлежитъ, что Христосъ не сказалъ: не отпустится хулившему и покаявшемуся, но хулящему, т. е. пребывающему въ хулѣ. Ибо достодолжное покаяніе разрѣшаетъ всѣ грѣхи. Иные, изслѣдывая сказанное, что хулящему Духа не отпустится ни въ сей вѣкъ, ни въ будущій, говорятъ, что четыре есть способа, которыми совершается отпущеніе грѣховъ, и два изъ нихъ имѣютъ мѣсто здѣсь, а два — въ будущемъ вѣкѣ. Поелику память наша не въ состояніи упомнить всѣ прегрѣшенія цѣлой жизни, чтобы человѣку покаяться въ нихъ здѣсь; то человѣколюбивый Господь нашъ для непокаявшихся, какъ говорятъ они, предуготовилъ два способа покаянія въ будущемъ вѣкѣ. Когда дѣлалъ кто добро безъ различія, или подвигнутый милосердіемъ и состраданіемъ къ ближнему, или по другимъ какимъ человѣколюбивымъ побужденіямъ; тогда въ будущемъ вѣкѣ, во время суда, будетъ это взвѣшено, и если окажется въ этомъ какой перевѣсъ, то будетъ ему прощеніе. И это — первый способъ. А второй есть слѣдующій: когда кто, одержимый грѣхами, слыша, что говоритъ Господь: не судите, да не судими будете, и убоявшись, никого не осуждаетъ за житіе его; то какъ хранитель заповѣди, онъ не осудится, потому что Всенеложный не забываетъ Своей заповѣди. Другіе же два способа прощенія имѣютъ мѣсто здѣсь. Когда кто, будучи во грѣхахъ, по смотрѣнію Промысла Божія подвергается несчастіямъ, нуждамъ, болѣзнямъ, — ибо чрезъ это Богъ, неизвѣстнымъ намъ образомъ, очищаетъ его, — и если искушаемый благодаритъ, то за благодарность пріемлетъ награду. Если же не благодаритъ, то осуждается и за тѣ грѣхи, за которые терпитъ онъ наказаніе, и сверхъ того, подвергнется отвѣтственности за неблагодарность. Поэтому, кто грѣшитъ въ чемъ-либо предъ людьми, тотъ имѣетъ много случаевъ къ полученію прощенія. Ибо, кто грѣшитъ противъ одного человѣка и дѣлаетъ добро другому человѣку, тотъ оправдывается тѣмъ же самымъ естествомъ, противъ котораго согрѣшилъ. Но хула на Духа есть невѣріе, и нѣтъ другого случая къ полученію прощенія, какъ только содѣлаться вѣрнымъ; и грѣхъ безбожія и невѣрія не отпустится ни здѣсь, ни въ будушемъ вѣкѣ.

Гл. 17.

Ст. 15. Господи, помилуй сына моего, яко на новы мѣсяцы бѣснуется, и злѣ страждетъ. Въ бѣснующихся на новы мѣсяцы не луна причиною ихъ умопомѣшательства. Луна создана не для того, чтобы дѣлать зло и вредить человѣческой природѣ, но чтобы содѣйствовать въ дѣлахъ добрыхъ и полезныхъ. Будучи по природѣ влажна, она доставляетъ тѣламъ самый пріятный сонъ, и имѣя млечный цвѣтъ, умѣряетъ ночную темноту. Служа противодѣйствіемъ солнцу, которое сухо и горячо, своею влажностію и холодностію, какъ истая матерь, въ объятіяхъ ночи, оживляетъ она и дѣлаетъ цвѣтущими всѣ растенія и луга, всякую траву и всякій овощъ, почему на утренней зарѣ видимъ, что на деревьяхъ листья дѣлаются гуще, луга на вершинѣ цвѣтовъ носятъ медъ — это дѣланіе мудрой и трудолюбивой пчелы, всякая травинка кажется веселѣе, и всякій овощъ принимаетъ свѣтлый видъ и возрастаетъ. Потому, луна и имѣетъ млечный цвѣтъ; какъ матерь питаетъ младенца молокомъ, такъ и она все увеличиваетъ въ ростѣ тукомъ и росою. А поелику она на небѣ, то показываетъ кругообращеніе годовъ, исполненіе мѣсяцевъ, перемѣны погоды и временъ, надлежащее время истинной и непреложной Пасхи, какъ говоритъ Премудрость: отъ луны знаменіе праздника (Сир. 43, 7). И поелику свѣтило это умаляется и возрастаетъ, то имя ему «мѣсяцъ» (μὴν). Книга Бытія повѣствуетъ такъ: и рече Богъ: да будетъ свѣтъ на тверди небеснѣй, освѣщати землю, начало дне и нощи, и да будетъ во знаменія и во времена, и во дни и въ лѣта. И да будетъ въ просвѣщеніе на тверди небеснѣй, яко свѣтити по земли (Быт. 1, 14-15). Все же это почелъ я нужнымъ предложить вашему благоговѣнію, желая доказать самымъ дѣломъ и богодухновенными Писаніями, что не луна причиною умоповрежденія, но злотворный и коварный діаволъ. Онъ злохудоженъ, и будучи не въ состояніи инымъ способомъ довести до обоготворенія тварей, или принудить людей къ дѣланію идоловъ, наблюдаетъ новомѣсячіе луны, и когда бываетъ ей пятый день, дѣлаетъ, что страждущій падучею болѣзнію вопитъ, точитъ пѣну, кидается въ огонь или въ воду, чтобы родители больного, или братья, или родные, принуждены тѣмъ были поклониться лунѣ, въ той мысли, что луна послала юношѣ бѣса. Посему, эллины и называютъ ее царицею небесною, тогда какъ она рабыня ночи, и служительница, а не владычица и властительница естества человѣческаго. Посему и преемникъ Моисеевъ Іисусъ повелѣвалъ свѣтиламъ, сказавъ: да станетъ солнце прямо Гаваону, и луна прямо дебри Елонъ (Нав. 10, 12), пока не обращу въ бѣгство пять царей аморрейскихъ. Итакъ человѣкъ, повелѣвающій лунѣ, можетъ ли подлежать злотворности или владычеству свѣтилъ? Посему, не допустимъ до себя сихъ ухищреній змія отступника, сего эллинскаго заблужденія и суевѣрія.

Гл. 23.

Ст. 13. Яко затворяете Царствіе небесное. А Лука говоритъ: яко взясте ключь разумѣнія (Лук. 11, 52), т. е. вѣру во Христа, пролагающую путь къ вѣдѣнію истины и ученія Христова. Сей-то ключъ взяли они у тѣхъ, которые готовы были съ нимъ войти.

Печатается по изданію: Творенiя иже во святыхъ отца нашего Аѳанасiя Великаго, Архiепископа Александрiйскаго. Часть четвертая. / Изданiе второе исправленное и дополненное. – Репринтъ. – М.: Изданiе Спасо-Преображенскаго Валаамскаго монастыря, 1994. – С. 423-444. – Репр. изд.: СТСЛ, 1903.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0