Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Аѳанасій Великій (†373 г.)
Праздничныя (пасхальныя) посланія.

Десятое праздничное посланіе (338 г.).

Десятое (праздничное посланіе) того же (св. Аѳанасія), — въ консульство Урса и Полемія, во дни того же Ѳеодора епарха [1], что изъ Иліополя; послѣ него на два года епархомъ былъ Филагрій изъ (партіи) православныхъ; — въ одиннадцатый годъ индиктіона, когда воскресенье (Пасхи) было въ седьмой день апрѣльскихъ календъ [2], то-есть тридцатаго Фаменоѳа, — возрастъ луны 18½ [3], — въ пятьдесятъ четвертый годъ (эры) Діоклитіана [4].

1) Хотя все сіе время, братія мои, нахожусь я въ удаленіи отъ васъ, однако я не могъ забыть о хранящемся у васъ, преданномъ отъ Отцевъ, обычаѣ настолько, чтобы безмолвствовать и не объявить о времени каждогодно совершаемаго священнаго праздника Пасхи, равно какъ и о торжественнѣйшемъ днѣ его. Ибо, хотя я пораженъ бѣдствіями, какъ вы, конечно, объ этомъ слышали, и жестокія испытанія отяготѣли надо мною, къ чему присоединилась еще дальность разстоянія, — именно, враги истины, въ своемъ преслѣдованіи, выслѣживали насъ съ тѣмъ, чтобы перехватить какое-либо наше писаніе и чрезъ то обвинить насъ и усилить боль нашихъ ранъ; но мы нисколько не опасались даже отъ предѣловъ земли написать вамъ и объявить о нашемъ спасительномъ праздникѣ Пасхи; поелику Господь теперь укрѣпилъ и утѣшилъ насъ въ скорбяхъ нашихъ, хотя мы и находимся еще въ стѣсненномъ положеніи среди столь многихъ бѣдствій и опасностей. И Александрійскимъ пресвитерамъ писалъ я въ надеждѣ, что сіе посланіе чрезъ нихъ дойдетъ до васъ, хотя я хорошо зналъ, какой страхъ внушенъ врагами и имъ; но наперекоръ сему, я убѣждалъ ихъ памятовать о дерзновеніи Апостола и говорить: ничто не можетъ отлучить насъ отъ любви Христовой: ни скорбь, ни тѣснота, ни гоненіе, ни голодъ, ни нагота, ни опасность, ни мечъ (Рим. 8, 35)! А какъ теперь и я таковымъ образомъ готовлюсь праздновать (Пасху), то желаю, чтобы и вы, возлюбленные мои, также могли совершить сіе празднество; и поелику я хорошо знаю, что увѣдомленіе о праздникѣ составляетъ мою обязанность, то я не умедлилъ выполнить должное (съ моей стороны), опасаясь стать повиннымъ по отношенію къ Апостольскому наставленію, которое гласитъ: воздадите убо всѣмъ должная (Рим. 13, 7).

2) И поелику отнынѣ я все меня касающееся предалъ на волю Божію, то я озабоченъ былъ тѣмъ, чтобы вкупѣ съ вами совершить праздникъ, ибо я никоимъ образомъ не думаю, что я далекъ отъ васъ. Хотя пространство насъ и раздѣляетъ, однако Господь, Учредитель празднества, соединяетъ насъ въ единомысліи, единодушіи и въ союзѣ мира. Ибо, если мы одно чувствуемъ и мыслимъ, однѣ молитвы возсылаемъ другъ за друга, то насъ не можетъ раздѣлить никакое разстояніе: Самъ Господь собираетъ и совокупляетъ насъ. Если Господь обѣтовалъ, гдѣ два или три собраны во имя Его, быть среди нихъ (Матѳ. 18, 20), то явно, что Господь же соединяетъ тѣхъ, которые въ различныхъ мѣстахъ составляютъ собранія, поелику Онъ посреди ихъ, и молитву всѣхъ принимаетъ, какъ бы они были близъ (одни къ другимъ) и слышитъ всѣхъ, когда они всѣ заодно велегласно восклицаютъ: аминь. Таковыя бѣдствія и всѣ эти испытанія претерпѣлъ я, братія мои, о чемъ уже упоминалъ, когда писалъ вамъ; а чтобы васъ не опечалить, то теперь мнѣ заблагоразсудилось лишь вкратцѣ напомнить о семъ...

3) Итакъ, ни для кого не приличествуетъ, особливо въ благополучіи, забывать о скорбяхъ, причиняемыхъ страданіями; дабы таковой, какъ неблагодарный и забывчивый, не оказался внѣ Божественнаго сонма; ибо въ иное время никто не чувствуетъ такого расположенія къ славословію, какъ послѣ перенесенныхъ скорбей; и никогда не возносится такая благодарность, какъ послѣ успокоенія отъ бывшихъ напастей и искушеній; такъ Езекія, когда были поражены Ассиріяне, славилъ Господа и возносилъ благодареніе, говоря: Господи, спасенія моего, и не престану благословя Тя съ пѣснію вся дни живота моего прямо дому Божію (Ис. 38, 20). Тѣ три святые мужа, которые терпѣли искушеніе въ Вавилонѣ, Ананія, Мисаилъ и Азарія, какъ только получили ослабленіе, и огонь сталъ для нихъ росою, воздали хвалу и благодареніе и возгласили хвалебную пѣснь Богу. Какъ они (поступили), точно такъ же и я; помышляя о семъ пишу вамъ, братія мои! Ибо что у человѣковъ было нѣкогда невозможно, то Богъ сдѣлалъ возможнымъ; и то, что у нихъ почиталось невыполнимымъ, Господь явно привелъ въ исполненіе; поелику Онъ приводитъ насъ къ вамъ, а не предаетъ въ добычу тѣмъ, которые усиливались поглотить насъ. Не могутъ они совершенно подавить насъ своею злобою, равно какъ и Церковь и благочестивую вѣру!

4) Хотя они и разсчитывали на это, однако Богъ, поелику Онъ благъ, и на насъ щедро излилъ дары Своего человѣколюбія: не только тогда, когда Онъ даровалъ всѣмъ намъ общее спасеніе чрезъ Слово Свое; но и теперь, когда враги преслѣдуютъ насъ и пытаются захватить насъ; какъ и блаженный Павелъ въ одномъ мѣстѣ, возвѣщая о неизслѣдимомъ богатствѣ Христа, говоритъ: Богъ же, богатъ сый въ милости, за премногую любовь Свою, еюже возлюби насъ, и сущихъ насъ мертвыхъ прегрѣшенми, сооживи Христомъ (Ефес. 2, 4-5). Ибо сила человѣковъ и всѣхъ тварей немощна и недостаточна, а та Сила, Которая выше человѣковъ и не тварной природы, преизобильна и неизмѣрима и не имѣетъ конца; вѣчна Она. Посему Она обладаетъ даромъ милости не одного какого либо рода; но поелику Она богата, то и наше спасеніе осуществляетъ Она многоразличными способами чрезъ Ея Слово, Которое, пребывая безпредѣльнымъ, не удаляется и отъ насъ; но, будучи многообразно и полно изобилія, измѣняется соотвѣтственно состоянію души каждаго. Ибо Онъ (Христосъ) есть Слово и Сила и Премудрость Божія, какъ и Соломонъ тоже утверждаетъ относительно премудрости: едина же сущи всяческая можетъ, и пребывающа въ себѣ вся обновляетъ и по родомъ въ души преподобныхъ преходящи, други Божія и пророки устрояетъ (Прем. 7, 27). Именно для однихъ, поелику они еще не вступили на путь совершенства, Христосъ есть какъ бы агнецъ, питаемый млекомъ, каковое предлагается рукою Павла: млекомъ вы напоихъ, а не брашномъ (1 Кор. 3, 2); для другихъ же, которые переступили возрастъ дѣтства, и Онъ является въ отроческомъ возрастѣ, и какъ для болѣе способныхъ къ совершенствованію Онъ, соотвѣтственно ихъ состоянію, есть то брашно, которое опять предлагается Павломъ же: тотъ, кто немощенъ, зелія да ястъ (Рим. 14, 2). А какъ только человѣкъ начинаетъ шествовать по совершеннѣйшему пути, то онъ болѣе не питается уже молокомъ и брашномъ, о которыхъ прежде упомянуто; но впредь нуждается онъ въ хлѣбѣ, для чего ему служитъ (Богъ) Слово, и питаніемъ ему (служитъ) Плоть Его. Ибо написано: совершенныхъ же есть твердая пища, имущихъ чувствія обучена долгимъ ученіемъ (Евр. 5, 14). А когда (сѣмя) — слово бываетъ разсѣяно, то въ сей жизни человѣческой неодинаковый получается сборъ плодовъ, но разнообразный по изобилію, ибо оно (сѣмя) приноситъ во сто кратъ...

5) Онъ заплакалъ, ибо, если бы они разумѣли то, что написано въ хвалебныхъ пѣсняхъ (Псалмахъ), то не выступили бы всуе и столь дерзновенно противъ Искупителя, поелику Духъ Святый изрекъ: вскую шаташася языцы, и людіе поучишася тщетнымъ (Псал. 2, 1)? Если бы они держали въ мысляхъ пророчество Моисея, они не повѣсили бы на крестъ Жизнь ихъ (Втор. 28, 66); если бы они благоразумно обсудили написанное, то не стали бы дерзновенно, какъ теперь, разглагольствовать о пророчествахъ относительно нихъ написанныхъ, какъ то: градъ ихъ опустѣетъ, милость отнята будетъ отъ нихъ; а также: они будутъ внѣ закона и не назовутся болѣе сынами, но чуждыми. Такъ Духъ Святый уже прежде громко взывалъ въ Псалмахъ: сынове чуждіи солгаша Ми (Псал. 17, 45); а чрезъ пророка Исаію: сыны родихъ и возвысихъ, тіи же отвергошася Мене (Ис. 1, 2), не будутъ они впредь называться народомъ Божіимъ и племенемъ святымъ, но князьями Содомскими и народомъ Гоморрскимъ (Ис. 1, 9); они превзошли уже нечестіе Содомлянъ, какъ опять говоритъ Пророкъ: Содомъ оправданъ болѣе тебя (см. Іез. 16, 48). Ибо Содомляне согрѣшили противъ Ангеловъ, а эти дерзнули даже предать смерти Господа и Бога, всемогущаго Царя и Владыку Ангеловъ; поелику они не вѣдали, что Христосъ, преданный ими смерти, живъ есть; а тѣ Іудеи, столь безбожно поступившіе противъ Господа, умерли, лишь краткое время насладившись сею суетностію и чрезъ то лишившись вѣчности; ибо и въ этомъ заблуждались они, что не временное роскошество, но надежда на вѣчную жизнь имѣетъ залогъ безсмертія. Многими скорбями, бѣдствіями и страданіями шествуетъ праведникъ въ Царство Небесное; а когда онъ придетъ туда, откуда отбѣже болѣзнь и печаль и воздыханіе (Ис. 35, 10), тогда онъ обрѣтетъ отраду, подобно Іову, здѣсь претерпѣвшему искушеніе, а тамъ содѣлавшемуся другомъ Господа. Кто любитъ роскошь, лишь краткое время наслаждается, а затѣмъ проводитъ горестное житіе; подобно Исаву, здѣсь получившему временную снѣдь, тамъ же отверженному.

6) Выходъ сыновъ Израиля и Египтянъ изъ Египта представляетъ, можно сказать, примѣръ, объясняющій сіе различіе. Именно, Египтяне, лишь краткое время услаждавшіеся угнетеніемъ Израиля, какъ только вышли (изъ Египта), всѣ низверглись въ пучину; а народъ Божій, который точно также лишь краткое время вслѣдствіе жестокости приставниковъ (Исх. 3, 7) терпѣлъ побои и былъ угнетаемъ, по выходѣ изъ Египта, безъ затрудненія перешелъ чрезъ Чермное море и шествовалъ по пустынѣ какъ по землѣ обитаемой. Ибо, хотя пустыня, по обычному превратному мнѣнію человѣческому, есть мѣсто оставленное; однако чрезъ благодатное дарованіе Закона, равно какъ чрезъ сожитіе съ Ангелами, она уже болѣе не земля забвенная, но гораздо справедливѣе — земля населенная; какъ и Елисей, (напримѣръ), полагавшій, что онъ въ пустынѣ одинокъ, сожительствовалъ сонмамъ Ангеловъ. Таковымъ то образомъ, послѣ того, какъ народъ былъ въ угнетеніи и жилъ въ пустынѣ, теперь, сдѣлавшись вѣрующимъ, направился онъ въ Землю Обѣтованную, которой съ терпѣніемъ стремился достичь. Точно также тѣ, кои здѣсь временно угнетаемы, потомъ шествуютъ къ блаженному наслажденію, поелику терпѣли до конца; а тѣ, кои насъ здѣсь преслѣдуютъ, потерпятъ пораженіе и не будутъ имѣть добраго конца; подобно тому богачу, который прожилъ здѣсь, по неложному свидѣтельству Евангелія, краткое время въ радости, а потомъ взалкалъ, и послѣ здѣшняго обилія напитковъ терпѣлъ величайшую жажду. Лазарь же, который въ сей временной жизни долженъ былъ страдать, былъ утѣшенъ на небеси и послѣ того, какъ здѣсь терпѣлъ недостатокъ въ обыкновенномъ хлѣбѣ изъ пшеничной муки, тамъ имѣлъ для насыщенія нѣчто превосходнѣйшее манны, — Господа, сошедшаго и рекшаго: Азъ есмь хлѣбъ сшедый съ небесе (Іоан. 6, 41) и даю жизнь человѣкамъ.

7) О, возлюбленные! если за бѣдствіемъ слѣдуетъ утѣшеніе, за страданіемъ успокоеніе, за болѣзнью выздоровленіе, за смертью безсмертіе, тогда не слѣдуетъ унывать отъ того, что временно приключается людямъ; не должно печалиться по причинѣ наступающихъ искушеній; не подобаетъ страшиться, когда борющееся со Христомъ ничтожество открыто возстаетъ противъ благочестія; но гораздо болѣе, при такихъ обстоятельствахъ, мы должны благоугождать Богу и считать это необходимымъ для (пріобрѣтенія) опытности и для упражненія въ добродѣтельной жизни. Какъ возможно было бы примѣтить терпѣніе, когда не было бы прежде ни затрудненій, ни скорбей? какъ можно было бы познать твердость, если не случилось никакого вражескаго нападенія? какъ можно усмотрѣть мужество, если не было прежде поношенія и несправедливости? или какъ можно познать долготерпѣніе, если бы не было угнетенія со стороны противниковъ Христа? и вообще, какъ можно воочію познать добродѣтель, если бы порокъ прежде уже не обнаружилъ себя въ лицѣ порочныхъ? Такъ страдалъ Господь нашъ и Спаситель Іисусъ Христосъ, поелику Онъ, желая показать людямъ примѣръ страданія, претерпѣлъ сіе: Иже укаряемь противу не укаряше, стражда не прещаше (1 Петр. 2, 23); но ребра Свои обратилъ для ударовъ и ланиты Свои къ заушеніямъ, не отвратилъ Ликъ Свой отъ оплеванія, и вообще благоволилъ быть ведомымъ на смерть, дабы мы могли съ радостью взирать на Него, какъ на образъ полнаго совершенства и безсмертія.

8) И если каждый изъ насъ будетъ вести себя соотвѣтственно симъ примѣрамъ, мы дѣйствительно получимъ возможность наступати на змію и на скорпію, и на всю силу вражію (Лук. 10, 19). Такъ и Павелъ, какъ слѣдовавшій самъ примѣру Господа, побуждаетъ насъ къ тому же, говоря: подражатели мнѣ бывайте, якоже и азъ Христу (1 Кор. 11, 1). Такъ пріобрѣлъ онъ силу противъ всего воинства діавольскаго, пиша слѣдующее: извѣстихся бо, яко ни смерть, ни животъ, ни Ангели, ни начала, ни настоящая, ни грядущая, ниже силы, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможетъ насъ разлучити отъ любве Божія, яже о Христѣ Іисусѣ (Рим. 8, 38-39). Ибо въ бѣдствіяхъ, испытаніяхъ и скорбяхъ приближается къ намъ врагъ, все подвергая искушенію и стараясь погубить. А человѣкъ, во Христѣ живущій, когда онъ борется съ противниками и противопоставляетъ ярости кротость, смиреніе безчестію и пороку добродѣтель, одерживаетъ окончательную побѣду, говоря: вся могу о укрѣпляющемъ мя Христѣ (Флп. 4, 13) и: во всѣхъ сихъ препобѣждаемъ за возлюбльшаго ны Іисуса Христа (Рим. 8, 37). Вотъ благодатный даръ Господа, таковы отъ Господа исходящія средства исправленія для человѣковъ! Ибо Онъ страдалъ затѣмъ, чтобы человѣку, который въ Немъ страдалъ, уготовать нечувствительность по отношенію къ страданіямъ; Онъ нисшелъ, чтобы насъ возвести, Онъ подвергъ Себя испытанію рождаемости, дабы мы возлюбили Его несотвореннаго; Онъ уничижилъ Себя до тлѣнія, дабы тлѣнное могло облечься въ безсмертіе; Онъ сдѣлался немощнымъ ради насъ, дабы мы возстали въ силѣ; Онъ нисшелъ до смерти, чтобы намъ даровать безсмертіе и мертвыхъ содѣлать живыми; словомъ — Онъ сдѣлался человѣкомъ, дабы мы, ставшіе смертными человѣками, ожили, и смерть болѣе не владычествовала надъ нами; ибо смерть нами ктому не обладаетъ (Рим. 6, 9), гласитъ Апостольское слово.

9) А какъ нынѣ сіи аріонеистовые, христоборцы и еретики сего не уразумѣли, то и вооружаются языкомъ своимъ противъ Спасителя, поносятъ Освободителя и вымышляютъ совершенно ни съ чѣмъ несообразное противъ Искупителя. Именно, по поводу Его уничиженія, ради людей бывшаго, они отвергаютъ Его Божество по существу; видя Его происхожденіе отъ Дѣвы, они сомнѣваются, что Онъ — истинно Сынъ Божій; видя, что Онъ во времени сталъ человѣкомъ, они отвергаютъ вѣчность Его; размышляя о томъ, что Онъ претерпѣлъ ради насъ, они не вѣруютъ, что Онъ непреложный Сынъ непреложнаго Отца; и вообще, поелику Онъ страдалъ ради насъ, они отвергаютъ то, что присуще Его дѣйствительному вѣчному бытію. А какъ они привлекаютъ возмездіе за ихъ неблагодарность, презирая Спасителя и вмѣсто того, чтобы быть благодарными за милосердіе, они тѣмъ болѣе поносятъ Его, то вполнѣ справедливо было бы сказать каждому изъ нихъ: о неблагодарный, христоборецъ, свыше мѣры безбожный, убійца своего Владыки, слѣпый очами душевными и іудей по своему образу мыслей! когда бы ты понималъ Писаніе и внималъ святымъ, изъ которыхъ одни говорятъ: просвѣти лице Твое и спасемся (Псал. 79, 4), а другіе: посли свѣтъ Твой и истину Твою (Псал. 42, 3); то ты позналъ бы, что Господь нисшелъ не ради Себя, а ради насъ, и тѣмъ болѣе подивился бы Его человѣколюбію; если бы ты размыслилъ, чтó есть Отецъ и чтó Сынъ, то ты ни въ какомъ случаѣ не сказалъ бы въ поношеніе Ему, что Сынъ произшелъ изъ преложимости; и если бы ты уразумѣлъ дѣло Его человѣколюбія, совершенное для нашего блага, то ты не отчуждалъ бы Сына отъ Отца и Того, Кто насъ примирилъ со Своимъ Отцомъ, не почиталъ бы (Ему) чуждымъ.

10) Я хорошо знаю, что это смущаетъ не только христоборцевъ, но также и отступниковъ; ибо на будущее время, считая себя братьями, они соединились другъ съ другомъ и, поелику они навыкли раздирать нешвенную ризу Господа, то и не считаютъ неподобающимъ отдѣлять отъ Отца неразлучнаго (отъ Него) Сына. Я знаю, что они, когда сіе сказано, вкупѣ съ діаволомъ, подстрекающимъ ихъ, будутъ скрежетать на насъ зубами, приведенные въ замѣшательство по причинѣ возглашенія истинной похвалы нашему Искупителю. Но Господь, посрамляющій діавола во всякое время, дѣлаетъ это и теперь, говоря: Азъ во Отцѣ, и Отецъ во Мнѣ (Іоан. 14, 11). Онъ есть Господь, видимый во Отцѣ, и въ Немъ также видимъ Отецъ; Онъ, будучи истиннымъ Сыномъ Отца, напослѣдокъ сталъ ради насъ человѣкомъ, чтобы предать Себя за насъ въ жертву Отцу и искупить насъ чрезъ Свою жертву и приношеніе (Ефес. 5, 2). Онъ Тотъ, Который древле вывелъ народъ изъ Египта, а напослѣдокъ всѣхъ насъ, или, лучше сказать, весь родъ человѣческій искупилъ отъ смерти и возвелъ изъ ада. Онъ Тотъ, Который отъ вѣка приносимъ былъ въ жертву, какъ агнецъ, и въ агнцѣ прообразовательно былъ представляемъ, а наконецъ принесъ Себя въ жертву за насъ; ибо Пасха наша за ны пожренъ бысть, Христосъ (1 Кор. 5, 7). Онъ Тотъ, Который насъ освободилъ изъ сѣтей ловчихъ, — я разумѣю христоборцевъ и отступниковъ, — и снова спасъ насъ для Своей Церкви.

11) Хотя мы нѣкогда оказались невѣрными, Онъ спасъ насъ теперь чрезъ Самого Себя. Итакъ, братія мои, что можемъ мы воздать за сіе, какъ не восхвалить и не возблагодарить Бога, всемогущаго Царя, и провозгласить то, что написано въ Книгѣ хваленій, говоря такъ: Благословенъ Господь, Иже не даде насъ въ ловитву зубомъ ихъ (Псал. 123, 6). Будемъ праздновать (день Пасхи), какъ тотъ путь, который Онъ снова даровалъ намъ для спасенія, дабы мы могли совершить и празднество на небеси съ Ангелами. Ибо такимъ же образомъ въ древности Іудейскій народъ совершилъ празднество, когда былъ изведенъ отъ скорби къ успокоенію, воспѣвъ торжественный побѣдный гимнъ. Точно также и народъ во времена Есѳири, будучи избавленъ отъ угрожавшей ему смертной опасности, совершилъ праздникъ Господу, взирая на Него именно какъ на основаніе празднества, воздавая Ему благодареніе и прославляя Его во исповѣданіи; поелику Онъ извелъ народъ изъ того состоянія (смерти) въ это (жизни). Посему будемъ и мы, воздавая Господу наши обѣты и исповѣдуя грѣхи наши, праздновать Пасху Господу чистотою жизни, благонравіемъ и добрыми дѣлами, прославляя Господа нашего, Который только на малое время наказуетъ, но не оставитъ совсѣмъ и не покинетъ, и не отвратится отъ насъ въ совершенномъ безмолвіи. Когда теперь Онъ извелъ насъ изъ общеизвѣстнаго своею ложью христоборнаго Египта, то чрезъ многія испытанія и бѣдствія, какъ бы чрезъ пустыню, привелъ къ Своей святой Церкви, дабы мы теперь снова могли, по обыкновенію, писать вамъ и получать отъ васъ посланія. Посему тѣмъ усерднѣе молю я васъ, дабы, когда со благодареніемъ славлю Бога я, и вы могли со мною и за меня исповѣдывать Его, благодаря; поелику таково обыкновеніе Апостольское, которое христоборцы и еретики отвергаютъ и хотятъ обратить въ ничто; но сего не допускаетъ Господь; скорѣе Онъ возобновляетъ и поддерживаетъ его, — Онъ, Который Апостолами представляется какъ образецъ, дабы всѣ мы могли совокупно праздновать Пасху и вмѣстѣ совершать празднество въ одно время, по преданію и завѣщанію Отцевъ.

12) Итакъ мы начинаемъ Четыредесятницу въ девятнадцатый день мѣсяца Мехира [5], а святой Постъ Пасхи въ двадцать четвертый день мѣсяца Фаменоѳа [6]; разрѣшаемъ Постъ въ двадцать девятый (день) того же мѣсяца Фаменоѳа [7], поздно вечеромъ въ субботу; затѣмъ празднуемъ день воскресенія, который возсіяваетъ для насъ въ тридцатый день того же Фаменоѳа [8], и празднуемъ, начиная отсюда, всѣ семь недѣль Пятидесятницы по порядку. Предварительно предавшись размышленіямъ о семъ, какъ подобаетъ, мы получимъ возможность сдѣлаться и участниками вѣчныхъ благъ во Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ, чрезъ Котораго Отцу да будетъ честь и держава во вѣки вѣковъ, аминь!

Привѣтствуйте другъ друга лобзаніемъ святымъ, воспоминая о насъ въ вашихъ святыхъ молитвахъ. Привѣтствуютъ васъ всѣ братья, которые при мнѣ, храня память о васъ во всякое время. Дабы вы были здравы въ Господѣ нашемъ, о семъ молюсь я, возлюбленные и превожделѣнные братія!

Конецъ десятаго праздничнаго посланія св. Аѳанасія.

Примѣчанія:
[1] Изъ партіи аріанъ.
[2] 26 Марта.
[3] По предувѣдомленію — 19.
[4] 338 по Р Хр.
[5] 13 Февраля.
[6] 20 Марта.
[7] 25 Марта.
[8] 26 Марта.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Аѳанасія Великаго, Архіепископа Александрійскаго. Часть третья. — Изданіе второе исправленное и дополненное. — Свято-Троицкая Сергіева Лавра: Собственная типографія, 1903. — С. 455-466.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0