Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 17 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Аѳанасій Великій (†373 г.)
Праздничныя (пасхальныя) посланія.

Одиннадцатое праздничное посланіе (339 г.).

Одиннадцатое (праздничное посланіе) того же (св. Аѳанасія), — во второе консульство Констанція Августа и въ первое Констанса, во дни Филагрія епарха, Каппадокійца, во второй годъ (правленія) его; въ двадцатый (годъ) индиктіона; когда воскресенье (Пасхи) было въ семнадцатый день майскихъ календъ [1], то-есть въ двадцатый день Фармуѳа; эры же Діоклитіана въ пятьдесятъ пятый годъ [2].

1. Блаженный Павелъ, поелику былъ преисполненъ всяческой добродѣтели, то, какъ вѣрный, призванъ былъ (Самимъ) Господомъ (Гал. 1, 15); ибо онъ не зналъ за собою ничего (дурного — 1 Кор. 4, 4); но болѣе стремился къ тому, что было добродѣтельно и похвально или что относилось къ любви и благочестію; и такимъ образомъ былъ онъ восхищенъ даже до небесныхъ обителей и перенесенъ въ рай, дабы онъ, какъ превзошедшій житіе человѣческое, былъ и превознесенъ выше человѣковъ. А когда онъ сошелъ, то всѣмъ возвѣстилъ, что мы отъ части разумѣваемъ, и отъ части пророчествуемъ... нынѣ разумѣю отъ части, тогда же познаю, якоже и познанъ быхъ (1 Кор. 13, 9. 12). По справедливости, былъ онъ признанъ святыми, которые на небеси, какъ согражданинъ ихъ; въ отношеніи будущаго и совершеннаго то, что мы отъ него теперь узнали, было лишь отъ части: а въ отношеніи того, до чего онъ былъ восхищенъ и что ему было открыто Господомъ, самъ онъ былъ совершеннымъ, какъ онъ же и говоритъ: елицы убо совершенни, сіе да мудрствуимъ (Флп. 3, 15). Подобно тому, какъ Христово Евангеліе есть исполненіе и усовершеніе служенія, даннаго Израильтянамъ чрезъ посредство Закона; и грядущее будетъ усовершеніемъ настоящаго; ибо тогда обѣтованія придутъ въ исполненіе и вѣрующіе воспріимутъ то, чего теперь они ожидаютъ, не видя, какъ говоритъ объ этомъ Павелъ: еже бо видитъ кто, что и уповаетъ аще ли егоже не [3] видимъ, надѣемся, терпѣніемъ ждемъ (Рим. 8, 24-25). А когда этотъ блаженный мужъ былъ таковымъ, и ему ввѣренъ былъ даръ благодати апостольства, то и писалъ онъ съ благожеланіемъ, чтобы всѣ люди были, какъ онъ (Гал 4, 12); сія добродѣтель есть человѣколюбіе. А собраніе (святыхъ) въ Царствѣ Небесномъ многочисленно: ибо тысячи тысячъ и тьмы темъ служатъ тамъ Господу. Конечно, въ Царство Небесное можно войти только узкимъ и тѣснымъ путемъ, но вошедшій туда увидитъ безмѣрную широту и пространство, надъ всѣмъ возвышенное, какъ это изображаютъ тѣ, которые сдѣлались зрителями и наслѣдниками таковыхъ вещей: Ты положилъ предъ нами скорби (Псал. 65, 11); а потомъ, послѣ скорбей, они говорятъ опять: извелъ еси ны въ покой (Псал. 65, 12) и еще: въ скорби распространилъ насъ еси (Псал. 4, 2). Поистинѣ, братія мои, здѣсь житіе святыхъ полно утѣсненія; ибо они или претерпѣваютъ скорби, томясь желаніемъ будущаго, подобно тому (мужу), который говоритъ: увы мнѣ, яко пришельствіе мое продолжися (Псал. 119, 5), или же они болѣзнуютъ и труждаются ради спасенія другихъ; такъ Павелъ пишетъ къ Коринѳянамъ слѣдующее: да не паки пришедша мя смиритъ Богъ мой у васъ, и восплачуся многихъ прежде согрѣшшихъ, и не покаявшихся о нечистотѣ и блуженіи и студоложствіи, яже содѣяша (2 Кор. 12, 21); такъ Самуилъ скорбѣлъ о гибели Саула, а Іеремія оплакивалъ плѣненіе народа. А когда они послѣ скорби, послѣ таковой печали и воздыханія переселяются изъ сего міра, тогда объемлетъ ихъ Божественная радость, блаженство и ликованіе, отъ которыхъ бѣжитъ болѣзнь, печаль и воздыханіе.

2. Коль скоро мы, братія мои, укрѣпимся въ этомъ, то мы никогда не отступимъ отъ пути добродѣтели, а что мы должны быть таковыми, къ сему убѣждаетъ насъ и Апостолъ въ сихъ словахъ: подражатели мнѣ бывайте, якоже и азъ Христу (1 Кор. 11, 1). Но къ сему увѣщеваетъ онъ не однихъ Коринѳянъ, поелику не ихъ только апостоломъ былъ онъ; но лучше сказать, — поелику онъ былъ учителемъ (всѣхъ) народовъ въ вѣрѣ и благочестіи, — убѣждаетъ онъ чрезъ это и всѣхъ насъ; и вообще то, что писалъ онъ въ отдѣльности кому либо, имѣетъ значеніе и какъ общее для всѣхъ повелѣніе. Когда онъ такимъ образомъ писалъ къ нѣкоторымъ, то однимъ хочетъ сдѣлать внушеніе, какъ въ посланіи къ Римлянамъ, Ефесянамъ и къ Филимону; другихъ укоряетъ онъ и гнѣвается на нихъ, какъ на Коринѳянъ и Галатовъ; а еще инымъ даетъ онъ наставленіе, какъ Колоссянамъ и Солунянамъ; Филиппійцамъ онъ высказываетъ свое расположеше и радуется за нихъ; Евреевъ онъ поучаетъ, что для нихъ Законъ долженъ быть только тѣнью; а своихъ избранныхъ чадъ Тимоѳея и Тита поучалъ онъ (изустно), когда они были близъ него, а когда были въ удаленіи, то напоминалъ имъ о семъ (чрезъ посланія); короче — былъ онъ всѣмъ вся. И поелику сей мужъ былъ совершеннымъ, то обращался съ своимъ наставленіемъ, смотря по нуждѣ каждаго; дабы всѣми мѣрами спасти хоть нѣкоторыхъ, и посему слово его не было безплодно; но насаждаемое повсюду, оно приноситъ плодъ даже до настоящаго дня.

3. А почему, возлюбленные мои, — обратимъ вниманіе на мысль Апостола! — не въ началѣ посланій, но въ концѣ и срединѣ ихъ даетъ онъ увѣщанія и наставленія (я надѣюсь — да совершится сіе по молитвамъ вашимъ! — что никакой лжи не выскажу противъ мысли святого мужа)? Поелику онъ, былъ вполнѣ свѣдущимъ касательно Божественныхъ вещей и разумѣлъ силу Божественнаго ученія, то за обязательное почиталъ въ началѣ (посланія) возвѣстить слово о Христѣ и (открыть) тайну о Немъ, а за симъ изложить путь нравственнаго исправленія; дабы, когда познаютъ Господа, могли бы радостно выполнять то, что Онъ повелѣваетъ. Ибо если тотъ, кто руководствуетъ насъ въ соблюденіи заповѣдей, пребываетъ непознаннымъ, то никто не можетъ достичь выполненія ихъ съ радостью. Таковымъ же способомъ пользовался также и служитель Божій, праведный Моисей, который, объявляя слова Божественнаго законодательства, предварительно возвѣстилъ то, что касается богопознанія, именно: слыши Израилю: Господь Богъ твой, Господь единъ есть (Втор. 6, 4)! А затѣмъ, когда онъ представилъ народу образъ Его (Бога) и наставилъ народъ относительно Того, въ Кого должно было вѣровать; и когда направилъ ихъ мысль къ Тому, Кто есть Богъ истинный, — только тогда Законодатель возвѣстилъ и о томъ, посредствомъ чего человѣкъ дѣлается угоднымъ Богу, изрекши: не прелюбы сотвори, не укради (Исх. 20, 14) и прочія заповѣди. А по Апостольскому ученію, вѣровати подобаетъ приходящему къ Богу, яко есть, и взыскающимъ Его мздовоздатель бываетъ (Евр. 11, 6). А взыскуемъ бываетъ Онъ (Богъ) чрезъ добрыя дѣла, какъ объ этомъ говоритъ Пророкъ: взыщите Господа, и внегда обрѣсти вамъ Того, призовите: егда же приближится къ вамъ, да оставитъ нечестивый пути своя, и мужъ беззаконенъ совѣты своя (Ис. 55, 6-7).

4. А если кто не соблазнится свидѣтельствомъ Пастыря, то полезно также привести начало его книги, гдѣ онъ говоритъ: «прежде всего вѣруй, что Богъ единъ, Который все сотворилъ и благоустроилъ и воззвалъ къ бытію изъ небытія». По сей-то причинѣ и блаженные Евангелисты, предавшіе для всегдашняго воспоминанія словеса Господни, въ началѣ Евангелій пишутъ то, что касается нашего Искупителя, дабы послѣ того, какъ они сначала изобразили Господа какъ Творца (всего), и то, что они повѣствуютъ о дѣлахъ Его, вызывало вѣру. Какъ могли бы они заслужить довѣріе, повѣствуя о слѣпомъ отъ чрева матери и о другихъ слѣпцахъ, которые прозрѣли, о мертвецахъ, которые воскресли, о претвореніи воды въ вино, о прокаженныхъ, которые получили очищеніе; если бы они не изобразили Его виновникомъ (сего), пиша: въ началѣ бѣ Слово (Іоан. 1, 1) или, какъ Матѳей: Тотъ, Кто родился отъ сѣмени Давида, Онъ есть Еммануилъ и Сынъ Бога Живаго, — отъ Котораго вмѣстѣ съ аріанами отвращаютъ лице свое Іудеи, а мы, познавъ Его, поклоняемся Ему? Почему и Апостолъ, наставляя другихъ чрезъ посланія приличествующимъ образомъ, сыну своему (Тимоѳею) съ особенною ясностью напоминаетъ не оставлять въ небреженіи того, чему онъ былъ отъ него наученъ, и заповѣдуетъ ему такъ: поминай Іисуса Христа воставшаго отъ мертвыхъ, отъ сѣмене Давидова, по благовѣствованію моему (2 Тим. 2, 8). А когда онъ говоритъ ему, что сіе имъ и во всякое время должно быть хранимо въ памяти, то пишетъ ему также и слѣдующее: въ сихъ поучайся, въ сихъ пребывай (1 Тим. 4, 15)! Ибо непрестанное размышленіе и храненіе въ памяти Божественныхъ словесъ укрѣпляетъ страхъ Божій, любовь къ Нему дѣлаетъ неотторжимою и непреодолимою, подобно тому, какъ съ дерзновеніемъ изрекъ тотъ, кто такъ разумѣлъ о себѣ и о мудрствующихъ согласно съ нимъ: кто ны разлучитъ отъ любве Божія (Рим. 8, 35)? Ибо тѣ....... притча, подобная сей притчѣ: пленицами же своихъ грѣховъ злый затязается (Прит. 5, 22).

5. Іудеи, хотя знали сіе, однако умыслили поступить съ Господомъ безчестно, забывъ такимъ образомъ, что они сами на себя навлекаютъ гнѣвъ Божественный; и посему со скорбью взываетъ о нихъ Божественное опредѣленіе: вскую шаташася языцы, и людіе поучишася тщетнымъ (Псал. 2, 1)? ибо тщетно было намѣреніе Іудеевъ, поелику они поставили смертный приговоръ по отношенію къ (Источнику) Жизни и безуміе замышляли противъ Разума Отчаго. Ибо кто, видя разсѣяніе ихъ и запустѣніе града ихъ, погрѣшитъ, если скажетъ: горе души ихъ, зане умыслиша совѣтъ лукавый на себе самихъ, рекше: свяжемъ Праведнаго, яко непотребенъ намъ есть (Ис. 3, 9-10), и, конечно, вполнѣ справедливо, братія мои! Ибо, поелику они заблуждались касательно (смысла) Писанія, то не уразумѣли и того, что изрываяй яму искреннему, впадется въ ню (Прит. 26, 27) и что разоряющаго ограду, угрызнетъ его змій (Еккл. 10, 8); и если бы они не отвратили лица своего отъ Господа, то имѣли бы страхъ предъ тѣмъ, что еще прежде написано было въ Божественной Книгѣ хваленій: углѣбоша языцы въ пагубѣ, юже сотвориша, въ сѣти сей, юже скрыша, увязе нога ихъ (Псал. 9, 16). Явнымъ творитъ Господь, производя судъ Свой, что дѣлами рукъ своихъ уловленъ будетъ грѣшникъ. Правда, они не оставляли эти слова безъ вниманія, какъ равно и слѣдующія: да пріидетъ имъ сѣть, юже не вѣдятъ и ловитва, юже скрыша, да обыметъ ихъ (Псал. 34, 8); но они не уразумѣли ихъ, а если не такъ, не быша Господа славы распяли (1 Кор. 2, 8).

6. Посему праведные и вѣрные рабы Господа, поелику они научены Царству Небесному, износятъ (изъ сокровищницы своей) новое и старое (Матѳ. 13, 52); и размышляютъ о словесахъ Господнихъ, обитая въ жилищахъ, ложась и вставая, и находясь въ путешествіи; они (всегда) пребываютъ въ благой надеждѣ ради обѣтованія Духа Святого, говорящаго: блаженъ мужъ, иже не иде на совѣтъ нечестивыхъ, и на пути грѣшныхъ не ста и на сѣдалищи губителей не сѣде. Но въ законѣ Господни воля его, и въ законѣ Его поучится день и нощь (Псал. 1, 1-2). Какъ они твердо стоятъ въ вѣрѣ, радуются о упованіи, ликуютъ въ духѣ, то могутъ съ совершеннымъ дерзновеніемъ сказать: уста моя возглаголютъ премудрость, и поученіе сердца моего разумъ (Псал. 48, 4), а также: поучихся во всѣхъ дѣлѣхъ Твоихъ, въ твореніихъ руку Твоею поучахся (Псал. 142, 5) и: аще поминахъ Тя на постели моей, на утренихъ поучахся въ Тя (Псал. 62, 7). Затѣмъ, когда дерзновеніе ихъ укрѣпляется, они говорятъ: поученіе сердца моего предъ Тобою выну (Псал. 18, 15). А какой же будетъ конецъ сего? тотчасъ же присовокупляетъ онъ, говоря: Господи Помощниче мой и Избавителю мой! Ибо тѣмъ, которые съ такою осторожностью совершаютъ путь свой и сердце свое такъ уготовляютъ для Господа, не противустанетъ никакой врагъ; и посему то сердце ихъ такъ ограждено упованіемъ на Господа, какъ написано: надѣющіися на Господа яко гора Сіонъ не подвижится въ вѣкъ живый во Іерусалимѣ (Псал. 124, 1). Ибо, если иногда коварный дерзаетъ (выступать) противъ нихъ съ тѣмъ, чтобы произвести раздѣленіе въ благоустроенномъ сонмѣ святыхъ и возбудить раздоръ въ средѣ братьевъ; то и тогда они имѣютъ Господа на своей сторонѣ не только въ томъ отношеніи, что Онъ выступаетъ за нихъ мстителемъ; но и въ томъ, что даруетъ имъ свободу тогда, когда они уже потерпѣли пораженіе; ибо таково обѣтованіе Божіе: Господь поборетъ по васъ (Исх. 14, 14)! Если же затѣмъ бѣдствія и искушенія отвнѣ (находящія) постигнутъ ихъ, а они примутъ за правило Апостольскія слова — въ бѣдствіи быть мужественными, прилежать къ молитвѣ и поученіе въ Законѣ противопоставлять всему прилучающемуся; то будутъ они тогда угодны Богу и могутъ сказать словами Писанія: скорби и нужди обрѣтоша мя; заповѣди Твоя поученіе мое (Псал. 118, 143).

7. А поелику добрыя дѣянія осуществляются не чрезъ одно выполненіе на дѣлѣ, но и путемъ предварительныхъ размышленій, онъ къ сему присовокупляетъ: предваристѣ очи мои ко утру поучитися словесемъ Твоимъ (Псал. 118, 148). Ибо помышленія духа тѣхъ, которые здравы, долженствуютъ предварять дѣйствіе тѣла; въ противномъ случаѣ, и Спаситель нашъ, когда восхотѣлъ научить сему, не съ внутреннихъ помысловъ началъ бы, говоря такъ: иже воззритъ на жену, ко еже вожделѣти ея, уже любодѣйствова (Матѳ. 5, 28), и: всякій, кто гнѣвается на брата своего становится виновнымъ въ убійствѣ (Матѳ. 5, 22). Ибо отсутствіемъ гнѣва предотвращается и смертельный ударъ; и если похотѣніе напередъ уничтожено, то не остается возможности для прелюбодѣянія. Итакъ, возлюбленные мои, размышленіе о Законѣ и неотступное общеніе съ добродѣтелью необходимо для того, чтобы праведникъ ни въ какомъ отношеніи не имѣлъ недостатка, но былъ ко всякому благому дѣлу приготовленнымъ. Чрезъ сіе мы и имѣемъ обѣтованіе вѣчной жизни, какъ пишетъ къ Тимоѳею Павелъ, который прилежное размышленіе именуетъ обученіемъ, говоря: обучай же себе ко благочестію. Тѣлесное бо обученіе вмалѣ есть полезно: а благочестіе на все полезно есть, обѣтованіе имѣюще живота нынѣшняго и грядущаго (1 Тим. 4, 7-8).

8. Достойна удивленія добродѣтель сего мужа, братія мои! ибо чрезъ Тимоѳея и всѣмъ то же заповѣдуетъ онъ, чтобы никто при благочестіи ни о чемъ не безпокоился, но прежде всего и выше всего цѣнилъ бы вѣру въ Бога. Ибо какой милости ждать тому, кто поступаетъ нечестиво, хотя бы онъ и представлялся соблюдающимъ заповѣди? гораздо скорѣе (можно ожидать), что безбожникъ не въ состояніи выполнить даже (малую) часть Закона; ибо каковы его помыслы, таковы же должны быть, необходимо, и дѣла его, какъ и Духъ Святый такимъ образомъ укоряетъ сихъ: рече безуменъ въ сердцѣ своемъ: нѣсть Богъ (Псал. 13, 1). Затѣмъ, поелику Слово хочетъ обнаружить связь между дѣяніями и помышленіями, Оно изрекаетъ: растлѣша и омерзишася въ начинаніихъ. Посему и тотъ, кто безбожно поступаетъ, (всякій разъ) неукоснительно растлѣваетъ себя въ собственномъ тѣлѣ, крадетъ ли онъ, прелюбодѣйствуетъ ли, презорствуетъ, пьянствуетъ или творитъ сему подобное. За сіе и пророкъ Іеремія обвиняетъ Израиля, взывая такъ: кто дастъ мнѣ въ пустыни виталище послѣднее, и оставлю люди моя, и отъиду отъ нихъ; понеже вси любодѣйствуютъ, соборище преступниковъ, и налякоша языкъ свой яко лукъ: ложь, и невѣрство укрѣпишася на земли, ибо отъ злыхъ во злая произыдоша, и Мене не познаша (Іер. 9, 2-3). Итакъ, по причинѣ злобы ихъ и лукавства и за то, что они въ своихъ поступкахъ переходятъ отъ одного зла къ другому, порицалъ онъ ихъ образъ дѣйствій; а поелику они не познали Господа и пребывали въ невѣріи, онъ обвиняетъ ихъ и въ безбожіи.

9. Ибо между вѣрою и благочестіемъ существуетъ близкое родство; кто вѣруетъ въ Него (въ Бога), тотъ и благочестивъ; а кто благочестивъ, тотъ тѣмъ паче обладаетъ и вѣрою. Кто упорствуетъ въ нечестіи, тотъ неизбѣжно уклоняется отъ вѣры; а кто отпадаетъ отъ благочестія, тотъ отступаетъ также и отъ истинной вѣры. А что это такъ, утверждаетъ Павелъ, который преподаетъ ученику своему такой совѣтъ: скверныхъ же тщегласій отметайся: наипаче бо преспѣютъ въ нечестіе; и слово ихъ, яко гангрена жиръ обрящетъ, отъ нихъ же есть Именей и Филитъ (2 Тим. 2, 16-17). А въ какомъ отношеніи они безбожно поступали, онъ изъясняетъ слѣдующимъ образомъ: иже о истинѣ погрѣшиста, глаголюще, яко воскресеніе уже бысть (2 Тим. 2, 18). И опять Апостолъ, желая спутницею вѣры явственно поставить благочестіе, говоритъ: и вси же хотящіи благочестно жити о Христѣ Іисусѣ, гоними будутъ (2 Тим. 3, 12). А чтобы никто во время гоненій не отступалъ отъ благочестія, онъ совѣтуетъ хранить вѣру, присовокупляя: ты же пребывай, въ нихже наученъ еси, и яже ввѣрена суть тебѣ (2 Тим. 3, 14). И подобно тому, какъ если одинъ братъ получаетъ поддержку отъ другого, они созидаютъ взаимно одинъ для другого оплотъ; такъ равно вѣра и благочестіе, проистекая изъ одного источника, другъ чрезъ друга достигаютъ совершенства; и кто имѣетъ общеніе съ первою, тотъ необходимо получитъ поддержку отъ другого. А когда онъ (Апостолъ) требуетъ, чтобы ученикъ его упражнялся въ благочестіи; то напослѣдокъ онъ внушаетъ ему также подвизаться подвигомъ вѣры, говоря: подвизайся добрымъ подвигомъ вѣры, емлися за вѣчную жизнь (1 Тим. 6, 12). Ибо, если кто заранѣе удаляется безбожнаго идолопоклонства и открыто исповѣдуетъ Того, Кто есть воистину Богъ, то онъ и самою вѣрою борется съ тѣми, которые враждуютъ противъ него.

10. Поелику то и другое, — я разумѣю вѣру и благочестіе, — имѣютъ одно упованіе: вѣчную жизнь. Подвизайся, говоритъ онъ (1 Тим. 6, 12) и обучай себе ко благочестію: оно имѣетъ обѣтованіе живота нынѣшняго и грядущаго (1 Тим. 4, 7-8). Посему аріонеистовые, которые теперь отложились отъ Церкви, — христоборцы они! — ископали ровъ невѣрія, въ который и впали сами; и какъ они преуспѣваютъ въ нечестіи, то и превращаютъ вѣру простецовъ, уничижая Сына Божія и говоря, что Онъ — тварь и произведенъ изъ несущаго. Но какъ въ то время отъ (заблужденія) послѣдователей Филита и Именея, такъ и теперь Апостолъ предупреждаетъ каждаго отъ таковаго нечестія, говоря: твердое убо основаніе Божіе стоитъ, имущее печать сію: позна Господь сущія Своя, и да отступитъ отъ неправды всякъ именуяй имя Господне (2 Тим. 2, 19)! Ибо похвально удерживатьея отъ лукавства и беззаконныхъ дѣяній для того, чтобы возможно было отпраздновать Пасху приличествующимъ образомъ; ибо тотъ, кто оскверняетъ себя мерзостями безбожныхъ, тотъ не можетъ принести пасхальную жертву Господу Богу нашему. Посему же и народъ, бывшій нѣкогда въ Египтѣ, говорилъ: не можемъ мы совершить въ Египтѣ пасхальную жертву Господу Богу нашему. А также и Богъ всяческихъ благоизволилъ, чтобы они удалились отъ работы Фараона и отъ пещи желѣзной, дабы, освободившись отъ зла и отвергши всякое чуждое знаніе, они могли воспріять познаніе Бога и образъ добродѣтельнаго житія. Именно, Онъ говоритъ: удалитесь отъ нихъ и отдѣлитесь и не прикасайтесь къ нечистымъ (Ис. 52, 11; 2 Кор. 6, 17). А инымъ путемъ никто не можетъ удалиться отъ грѣха и приступитъ къ дѣламъ добродѣтели, развѣ какъ чрезъ размышленіе о таковыхъ дѣлахъ и близкое общеніе съ подвигами благочестія; только тогда онъ пріобрѣтетъ твердость вѣры, которая Павлу, послѣ совершеннаго имъ подвига, доставила соблюдавшійся ему вѣнецъ правды, который, впрочемъ, не ему только, но и всѣмъ, ему подобнымъ, воздастъ праведный Судія (2 Тим. 4, 7-8).

11. Таковое размышленіе и таковое благочестивое упражненіе доступно святымъ и теперь, какъ и во всякое время; если мы достигли того же состоянія, то и для насъ возможно будетъ вмѣстѣ съ ними праздновать Пасху, какъ опредѣлено Божественнымъ изволеніемъ. Ибо что иное (представляетъ) пасхальное празднество, какъ не постоянное поклоненіе Богу, какъ не познаніе благочестія и не отъ сердца, безъ принужденія, исходящая единодушная молитва? А какъ Павелъ желаетъ, чтобы и мы были таковы, то даетъ слѣдующее повелѣніе: всегда радуйтеся, непрестанно молитеся, о всемъ благодарите (1 Сол. 5, 16-18)! Итакъ, не въ разъединеніи, но въ тѣсномъ единеніи и въ общемъ собраніи должны мы всѣ вмѣстѣ праздновать Пасху, какъ того требуетъ Пророкъ, говоря: будемъ радоваться въ Господѣ, будемъ ликовать Господу Спасителю нашему (Ис. 25, 9)! А кто же могъ бы быть столь медлителенъ, или кто могъ бы быть столь непокорнымъ Божественному гласу, чтобы онъ, оставивъ все, не поспѣшилъ на всеобщее праздничное собраніе, въ которомъ не одна община (участвуетъ)? ибо не одно какое либо мѣсто совершаетъ празднество, — но во всю землю изыде вѣщаніе ихъ, и въ концы вселенныя глаголы ихъ (Псал. 18, 5); и не на одномъ мѣстѣ приносится жертва, но между всѣми народами возсылается Богу куреніе и возносится чистая жертва. Итакъ, когда одинаковымъ образомъ отъ всѣхъ, сущихъ во вселенной, возсылается хвала и моленіе Ему, милосердому и благому Отцу, когда вся каѳолическая Церковь, сущая повсюду, въ радости и веселіи, въ одно время и однимъ и тѣмъ же образомъ совершаетъ служеніе Богу, когда каждый въ общемъ собраніи возсылаетъ хвалу и восклицаетъ «аминь», — не великое ли тогда бываетъ торжество, братія мои? кто тогда не предастъ себя всесовершенно Богу, молясь Ему со всею искренностью? Даже стѣны Іерихона, то-есть совокупныя усилія вражеской дѣятельности, рушатся теперь; а благодатный даръ Святаго Духа изливается на всѣхъ въ изобиліи, дабы каждый, ощутивъ нисшествіе Святаго Духа, могъ сказать: мы исполнены Твоего милосердія съ утра, и радуемся и ликуемъ во дни наши.

12. А если это такъ, то будемъ же ликовать вмѣстѣ со святыми, и никто изъ насъ пусть не уклоняется отъ сего долга; будемъ почитать за ничто бѣдствія и искушенія, которыя особенно теперь постигаютъ насъ со стороны ненавидящихъ насъ евсевіанъ, и теперь они пытаются вредить намъ и возводятъ на насъ тяжкія вины изъ-за благочестія, охраняемаго Богомъ; но какъ вѣрные служители Бога, вы знаете, что наше спасеніе наступаетъ во время бѣдствія, — и Господь прежде далъ о семъ такое обѣтованіе: блажени есте, егда поносятъ вамъ, и ижденутъ, и рекутъ всякъ золъ глаголъ на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесѣхъ (Матѳ. 5, 11-12). Есть опять и такое изреченіе Спасителя, что не всякаго постигаютъ бѣдствія, но особенно тѣхъ, которые истинно боятся Его (2 Тим. 3, 12; Іоан. 15, 18-21). Посему какъ бы сильно враги ни утѣсняли насъ, мы будемъ выходить на просторъ; пусть они насъ поносятъ, мы будемъ составлять собранія, и сколько бы ни старались они отвратить насъ отъ благочестивой вѣры, мы будемъ возвѣщать о ней съ твердымъ упованіемъ, говоря: сія вся пріидоша на ны, и не забыхомъ Тебе (Псал. 43, 18). Мы не захотимъ быть безбожниками подобно аріонеистовымъ (еретикамъ), которые говорятъ: «Ты изъ несущаго, Логосъ»; но что вѣчно у Отца, то, конечно, отъ Него и происходитъ.

13. Будемъ же и мы, братія мои, праздновать Пасху, совершая празднество, съ которымъ несовмѣстимы никакая скорбь и печаль, и не будемъ сообщаться съ отступниками, по причинѣ временныхъ испытаній, постигающихъ насъ ради чистоты вѣры (нашей); но будемъ совершать то, что содѣйствуетъ веселію и радости духовной; дабы сердце наше не опечалилось такъ, какъ сердце Каина, но дабы мы, какъ благіе и вѣрные рабы Господа, могли услышать: вниди въ радость Господа твоего! Не дни скорби и печали учреждаемъ мы, какъ скоро возвѣщается о времени пасхальнаго праздника; но преисполненные радости и веселія празднуемъ мы Пасху. Совершаемъ же мы праздникъ Пасхи, не обращая вниманія на клевету Іудеевъ; — а объ ученіи аріанъ, разлучающихъ Сына отъ Источника Божества и причисляющихъ Его къ тварямъ, лучше умолчать; — но взирая на исходящее отъ Господа ученіе. Ибо обманъ Іудеевъ и необъяснимое безбожіе аріанъ ни на что другое не наводитъ мысль, какъ на скорбь; поелику тѣ отъ начала предали смерти Господа, а эти даже то мѣсто (Писанія): побѣдилъ смерть Тотъ, Кто Іудеями принесенъ въ жертву (ср. Ис. 25, 8), отвергаютъ, утверждая, что Онъ не Творецъ, но тварь. Ибо, если бы Онъ былъ тварь, Онъ былъ бы взятъ смертью, а если Онъ не былъ одолѣнъ смертью, какъ объ этомъ свидѣтельствуетъ Писаніе (Рим. 6, 9; Дѣян. 2, 24), то Онъ не тварь, но Владыка твари и основоположеніе сего праздника безсмертія.

14. Ибо Владыка смерти (Рим. 14, 9) восхотѣлъ уничтожить смерть; но что восхотѣлъ Господь, то и совершилъ, такъ что всѣ мы перешли отъ смерти къ жизни. А умыселъ Іудеевъ и тѣхъ, кои имъ подобны, оказался тщетнымъ; ибо совершилось не то, что они предполагали; но отъ ихъ предпріятія приключилось имъ противное, и Живущій на небесахъ смѣется надъ ними и Господь ругается имъ (Псал. 2, 4). Посему то Искупитель нашъ, когда веденъ былъ на смерть, обратился съ упрекомъ къ сопровождавшимъ Его плачущимъ женщинамъ, говоря: не плачитеся о Мнѣ (Лук. 23, 27-28)! ибо чрезъ то хотѣлъ Онъ показать, что смерть Господа ведетъ не къ скорби, а къ радости, и что Тотъ, Кто умеръ за насъ, живъ есть; ибо Онъ не изъ несущаго, но отъ Отца. И поистинѣ достойно радости то, что мы зримъ побѣду надъ смертью, то-есть наше нетлѣніе чрезъ (воскресшее) Тѣло Господа; ибо, если Онъ воскресъ во славѣ, то явно, что и воскресеніе всѣхъ насъ осуществится; и если Тѣло Его пребыло нетлѣннымъ, то не можетъ быть никакого сомнѣнія и въ нашемъ нетлѣніи. Ибо, если однимъ человѣкомъ, какъ говоритъ Павелъ (Рим. 5, 12), — и воистину это такъ, — грѣхъ перешелъ во всѣхъ людей; то и всѣ мы воскреснемъ чрезъ воскресеніе Господа нашего Іисуса Христа; подобаетъ бо тлѣнному сему, такъ говоритъ онъ, облещися въ нетлѣніе, и мертвенному сему облещися въ безсмертіе (1 Кор. 15, 53). А это осуществляется во время страданій, какъ и Господь нашъ умеръ за насъ, ибо Пасха наша за ны пожренъ бысть, Христосъ (1 Кор. 5, 7). Поелику же Онъ принесъ Себя въ жертву за насъ, то каждый долженъ питаться отъ Него и съ радостію и усердіемъ причащаться сего брашна; ибо благостенъ Онъ, если каждому отдается (въ снѣдь); и если Онъ въ каждомъ (изъ насъ), то, слѣдовательно, Онъ есть источникъ, источающій вѣчную жизнь.

15. Итакъ мы начинаемъ Четыредесятницу въ девятый день мѣсяца Фаменоѳа [4], и когда мы въ безпорочности совершимъ въ эти дни служеніе Господу, предочистивъ себя самихъ, то затѣмъ начинаемъ и священный праздникъ Пасхи четырнадцатаго Фармуѳа [5]; продолживъ затѣмъ постъ до субботы, прекращаемъ его семнадцатаго [6] того же мѣсяца, позднимъ вечеромъ; и тогда восходитъ для насъ свѣтъ Господень и возсіяваетъ свѣтлое воскресеніе, въ которое возсталъ Господь нашъ; а намъ надлежитъ радоваться и ликовать въ веселіи и добродѣланіи и въ остальныя семь недѣль; послѣ чего наступаетъ Пятидесятница, когда мы воздаемъ славу Богу и восклицаемъ: сей день, егоже сотвори Господь: возрадуемся и возвеселимся вонь, — въ Господѣ нашемъ и Спасителѣ Іисусѣ Христѣ, чрезъ Котораго Ему и Отцу да будетъ честь и держава во вѣки вѣковъ, аминь!

Привѣтствуйте другъ друга лобзаніемъ святымъ! Привѣтствуютъ васъ всѣ братья, которые при мнѣ! Дабы вы пребывали здравыми въ Господѣ, о семъ молюсь я, возлюбленные братія!

Конецъ одиннадцатаго посланія святого Аѳанасія.


Возлюбленному брату, сотруднику нашему Серапіону.

1. Благодареніе Божественному Промышленію за то, чѣмъ оно одаряетъ насъ во всякое время! И теперь оно милостиво допускаетъ насъ достигнуть праздника (Пасхи). Итакъ, составивъ, какъ обычно, посланіе касательно праздника Пасхи, возлюбленный мой, посылаю его тебѣ, дабы, при твоемъ содѣйствіи, и всѣ братія узнали о днѣ радости. А поелику мелетіане, какъ скоро пришли они изъ Сиріи, похвалялись достиженіемъ того, что имъ не принадлежитъ, — я разумѣю то, что и они сопричислены къ каѳолической Церкви, — то ради сего я посылаю тебѣ списокъ посланія нашихъ сослужителей, которые изъ Палестины, чтобы ты, когда онъ дойдетъ до тебя, могъ узнать касательно лукавства лицемѣровъ, о чемъ, въ немъ изложено. Именно, поелику они, какъ я только что сказалъ, похвалялись; то я почелъ необходимымъ написать епископамъ Сиріи, — и Палестинскіе тотчасъ прислали намъ отвѣтъ, соглашаясь съ рѣшеніемъ относительно ихъ, какъ ты увидишь это изъ копіи. А какъ тебѣ нѣтъ нужды сравнивать посланія всѣхъ епископовъ по порядку, то я послалъ тебѣ лишь одно, которое совершенно сходствуетъ съ остальными, такъ что ты изъ него (одного) можешь узнать приговоръ всѣхъ. Я знаю, они воспылаютъ непримиримою ненавистью противъ всякаго за то, что подверглись порицанію за свои подлоги. Дѣломъ необыкновенной важности и нетерпящимъ отлагательства почелъ я также напомнить мѣрности вашей, — объ этомъ пишу я и каждому въ отдѣльности, — чтобы ты возвѣстилъ братіямъ о Четыредесятницѣ и внушилъ бы имъ убѣжденіе о необходимости поста ради того, чтобы, когда весь міръ постится, одни мы, живущіе въ Египтѣ, не были въ посмѣяніи за то, что не соблюдаемъ постъ, а наоборотъ, въ эти дни предаемся веселію. Ибо, если мы потому не постимся, что посланіе еще не прочитано (въ собраніи), то необходимо устранить этотъ предлогъ и побудить прочитать посланіе ранѣе Четыредесятницы, дабы никто не имѣлъ повода жаловаться, что онъ не постился (по невѣдѣнію); а если оно и прочитано уже, то можно дать имъ наставленіе касательно поста. Но, возлюбленный, какъ бы ни было, убѣди ихъ въ этомъ и научи ихъ поститься сорокъ дней; ибо постыдно было бы, когда всѣ поступаютъ такъ, только находящимся въ Египтѣ, вмѣсто воздержанія, предаваться веселію. А какъ я былъ обезпокоенъ тѣмъ, что нѣкоторые зазираютъ насъ въ этомъ, то и вынужденъ былъ писать тебѣ подобнымъ образомъ. Если ты сіе посланіе получилъ и, прочитавъ, убѣдилъ ихъ, то пиши мнѣ въ отвѣтъ, возлюбленный, дабы и я, получивъ о семъ увѣдомленіе, могъ порадоваться.

2. Почелъ я за необходимое также и то довести до вашего свѣдѣнія, что вмѣсто усопшихъ епископовъ опредѣлены слѣдующіе: въ Танисѣ вмѣсто Иліоса — Ѳеодоръ, въ Арсеноитидѣ Сильванъ вмѣсто Калозириса, въ Паралосѣ — Немесіонъ вмѣсто Нуна, въ Буколіи — Ираклій, въ Тентирѣ Андроникъ вмѣсто отца своего Сапріона, въ Ѳивахъ Филонъ вмѣсто Филона, въ Максиміанополисѣ Герминъ вмѣсто Атраса, въ нижнемъ Аполлонѣ Сарапіонъ вмѣсто Плутіона, въ Афродитонѣ Серенъ вмѣсто Ѳеодора, въ Ринокорурѣ — Соломонъ, въ Стаѳмѣ — Аравіонъ; и въ Мармарикѣ: въ восточной Гаріатидѣ Андрагаѳъ вмѣсто Іеракса, въ южной Гаріатидѣ Кіанитъ вмѣсто Никона, — дабы вы могли имъ писать и отъ нихъ получать каноническія посланія.

Привѣтствуйте другъ друга лобзаніемъ святымъ! привѣтствуютъ васъ всѣ братья, которые при мнѣ!

Сіе посланіе писалъ Аѳанасій изъ Рима.

Двѣнадцатое посланіе не обрѣтается.

Примѣчанія:
[1] 15 Апрѣля.
[2] 339 по Р. Хр.
[3] Въ сирск. не опущено.
[4] 5 Марта.
[5] 9 Апрѣля.
[6] Должно быть 19 Фармуѳа — 14 Апрѣля.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Аѳанасія Великаго, Архіепископа Александрійскаго. Часть третья. — Изданіе второе исправленное и дополненное. — Свято-Троицкая Сергіева Лавра: Собственная типографія, 1903. — С. 466-484.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0