Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 22 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Аѳанасій Великій (†373 г.)
Праздничныя (пасхальныя) посланія.

Тринадцатое праздничное посланіе (341 г.).

Тринадцатое (праздничное посланіе) того же (св. Аѳанасія), въ консульство Маркеллина и Пробина, во дни Лонгина епарха, въ четырнадцатый годъ индиктіона; — воскресенье (Пасхи) было тогда въ тринадцатый день майскихъ календъ [1], то-есть двадцать четвертаго Фармуѳа, отъ Діоклитіана же въ пятьдесятъ седьмомъ году [2].

1. И теперь, мои возлюбленные братія, я не почитаю для себя обременительнымъ возвѣстить вамъ о спасительномъ праздникѣ Пасхи, какъ это дѣлается по обычаю каждогодно. Ибо, хотя христоборцы и васъ съ нами утѣсняютъ бѣдствіями и скорбями, на не смотря на то, я пишу вамъ даже изъ Рима, поелику единеніе въ вѣрѣ есть утѣшеніе, посылаемое намъ Богомъ. Хотя, конечно, я праздную Пасху съ братіей здѣсь (въ Римѣ); но и съ вами праздную я ее въ духѣ, моимъ желаніемъ; ибо совокупно возсылаемъ мы молитвы къ Богу, Который, по милосердію Своему, далъ намъ возможность не только въ Него вѣровать, но и страдать теперь за Него (Флп. 1, 29). Хотя мы и находимся въ угнетеніи, однако Онъ возбуждаетъ насъ, находящихся въ удаленіи отъ васъ, къ писанію, чтобы мы могли имѣть утѣшеніе хотя посредствомъ посланій и вкупѣ стремились къ истинному благу. Дѣйствительно, многія скорби и жестокія преслѣдованія, обрушившіяся на Церковь, противостоятъ намъ; ибо люди съ извращеннымъ ересью смысломъ, неиспытанные въ вѣрѣ, возстаютъ противъ истины и жестоко преслѣдуютъ Церковь; одни изъ братьевъ подверглись побоямъ, другіе истерзаны пытками и — что всего тяжелѣе — даже на епископовъ простирается ихъ дерзость; но, не смотря на все, мы не должны забывать о Праздникѣ, а памятовать о немъ тѣмъ болѣе; и не должны мы никоимъ образомъ пренебрегать памятованіемъ о немъ даже на короткое время. У невѣрующихъ, кажется, совсѣмъ нѣтъ праздниковъ, поелику они всю жизнь свою проводятъ въ пированіяхъ и безумствахъ; и такимъ образомъ совершающіяся у нихъ празднества скорѣе служатъ поводомъ къ скорби, нежели къ радости. А для насъ, пока мы живемъ здѣсь (на землѣ), они способствуютъ безпрепятственному переходу къ той жизни. И сіе время для насъ; а той вѣчной жизни мы удостоиваемся за подвиги и вѣрность; такъ что, если мы явимъ себя рачительными и вѣрными рабами Христа, то можемъ сдѣлаться и сонаслѣдниками святыхъ; какъ Іовъ говоритъ: не искушеніе ли житіе человѣку на земли (Іов. 7, 1)? А искушаемы бываютъ они въ сей жизни лишь посредствомъ тягостныхъ и огорчительныхъ бѣдствій, ради которыхъ каждый воспріиметъ подобающую мзду отъ Бога, Который говоритъ чрезъ Пророка: Азъ Господь испытуяй сердца и искушаяй утробы, еже воздати комуждо по пути его (Іер. 17, 10).

2. И не тогда только, когда подвергнется кто испытанію, — заранѣе вѣдаетъ Онъ, что опредѣлено каждому; ибо Онъ знаетъ все, прежде нежели случится, — но поелику Онъ благъ и человѣколюбивъ, воздаетъ Онъ каждому достойное по дѣламъ его, такъ что каждый можетъ воскликнуть: «праведенъ судъ Божій!» какъ и тотъ же Пророкъ говоритъ: Господь искушаяй праведная, вѣдаяй утробы (Іер. 20, 12). Посему каждаго изъ насъ искушаетъ Онъ еще и еще, дабы добродѣтель тѣхъ, кои не знаютъ, вслѣдствіе чего ихъ постигло искушеніе, стала явною, какъ и сказано было Іову: мниши ли Мя имако тебѣ сотворша [3], развѣ да явишися правдивъ (Іов. 40, 3)? или дабы они, приступивъ къ размышленію о своихъ дѣяніяхъ, могли познать и качество ихъ и затѣмъ или начали бы сокрушаться о своемъ нечестіи или еще болѣе укрѣпились бы въ вѣрѣ. Такъ блаженный Павелъ, претерпѣвъ бѣдствія и гоненія, голодъ и жажду, все превозмогъ о Христѣ Іисусѣ, возлюбившемъ насъ; страдая, ощущалъ онъ, конечно, немощь тѣла; но, будучи исполненъ вѣры и надежды, онъ крѣпокъ былъ силою духовною, и сила его въ немощи совершалась въ полной мѣрѣ.

3. Да и другіе святые, имѣя таковое же упованіе на Бога, принимали съ радостью искушенія посредствомъ бѣдствій; такъ Іовъ говоритъ: буди имя Господне благословенно (Іов. 1, 21)! а Псалмопѣвецъ: искуси мя Господи, и испытай мя, разжи утробы моя и сердце мое (Псал. 25, 2). Итакъ, поелику сила должна быть испытуема, укоряетъ Онъ неразумныхъ. Такъ какъ святые знали, что отъ Божественнаго огня проистекаетъ очищеніе и польза, то чрезъ таковыя искушенія имъ и не могло быть вреда; а напротивъ, они укрѣпляемы были посредствомъ ихъ и не получали отъ (несчастныхъ) случайностей какихъ либо поврежденій, но являлись чрезъ нихъ въ бóльшей славѣ, подобно золоту, выходящему изъ огня (1 Петр. 1, 7); такъ одинъ изъ подвергавшихся искушеніямъ послѣ одного искушенія говоритъ: искусилъ еси сердце мое, посѣтилъ еси нощію, искусилъ мя еси, и не обрѣтеся во мнѣ неправда, яко да не возглаголютъ уста моя дѣлъ человѣческихъ (Псал. 16, 3-4). Не слѣдующіе Закону въ своихъ поступкахъ, которые ничего не знаютъ болѣе того, какъ ѣсть, пить и умирать, видятъ въ искушеніяхъ опасность, вслѣдствіе чего они легко впадаютъ въ погрѣшность, такъ что, оставаясь неиспытанными въ вѣрѣ, они преданы бываютъ превратному образу мыслей и творятъ то, что непозволительно. Посему блаженный Павелъ, побуждая насъ къ таковымъ подвигамъ, — онъ самъ напередъ обнаружилъ твердость въ совершеніи ихъ, — говоритъ: тѣмже благоволю въ бѣдахъ и въ немощехъ (2 Кор. 12, 10), и затѣмъ: обучай себе ко благочестію (1 Тим. 4, 7). Какъ онъ зналъ о гоненіяхъ тѣхъ, которые предпочитали жить въ благочестіи, то хотѣлъ, чтобы и ученики его прежде учились превозмогать тяготы, возлагаемыя ими на себя ради благочестія, дабы при наступленіи искушеній и въ виду близкихъ бѣдствій, они, будучи, подобно ему, въ нихъ испытаны, были въ состояніи вынести ихъ безъ труда; ибо къ чему пріучаютъ себя, хотя бы въ мысли, въ этомъ легко находить сокровенную радость, какъ бы вслѣдствіе привычки. Посему же и святые мученики, заранѣе близко ознакомившись съ бѣдствіями, шествовали неукоснительно къ своему совершенству во Христѣ, за ничто почитая поношеніе тѣла и взирая лишь на ожидающее ихъ успокоеніе блаженной жизни.

4. Всѣ же, которые нарекоша имена своя на земляхъ (Псал. 48, 12), а въ мысляхъ своихъ имѣли дрова, сѣно, тростіе (1 Кор. 3, 12); были отлучены отъ участія въ Царствѣ Небесномъ, поелику они чуждались бѣдствій. Ибо, если бы они знали, что скорбь терпѣніе содѣловаетъ, терпѣніе же искусство, искусство же упованіе, упованіе же не посрамитъ (Рим. 5, 3-5); то они потщились бы сдѣлаться подобными Павлу, который говорилъ: умерщвляю тѣло мое и порабощаю, да не како, инымъ проповѣдуя, самъ неключимь буду (1 Кор. 9, 27). Легко могли бы они, конечно, претерпѣть скорби, отъ времени до времени наступающія для испытанія, если бы прислушались къ Пророческому напоминанію, которое гласитъ: благо есть мужу, егда возметъ яремъ Твой въ юности своей. Сядетъ на единѣ, и умолкнетъ, яко воздвигне на ся яремъ Твой. Подастъ ланиту свою біющему, насытится укоризнъ. Яко не во вѣкъ отринетъ Господь. Яко смиривый помилуетъ по множеству милости Своея (Плач. 3, 27. 28. 30-32). Всѣ побои, позоръ и поношеніе со стороны враговъ никакъ не могутъ сравниться съ полнотою милости Божіей; ибо освобожденіе отъ нихъ слѣдуетъ скоро, поелику они временны, а Богъ милуетъ во всякое время, изливая свое милосердіе на тѣхъ, которые не слабѣютъ духомъ. Посему не должны мы смотрѣть на тлѣнное, мои возлюбленные братія, но взирать на вѣчное. Ибо, хотя и существуютъ бѣдствія, но они имѣютъ конецъ; пусть будутъ поношенія и гоненія, но они — ничто въ сравненіи съ надеждою, для насъ сохраняющеюся; ибо все сіе настоящее малозначительно въ сравненіи съ будущимъ, и бѣдствія этого времени не могутъ сравниться съ надеждою будущаго; ибо что могло бы сравниться съ Царствомъ Небеснымъ или что можетъ уподобиться вѣчной жизни? или что значитъ то, отъ чего здѣсь намъ должно отказаться совершенно, чтобы тамъ содѣлаться наслѣдниками? да, мы будемъ наслѣдниками Бога, сонаслѣдниками Христа!

5. Мы не должны смотрѣть на бѣдствія и искушенія, возлюбленные мои, но на то, что, какъ мы вѣруемъ, соблюдается намъ ради гоненій. Въ этомъ убѣждаетъ насъ и примѣръ патріарха Иссахара, о которомъ говоритъ Писаніе: Иссахаръ доброе возжела, почивая посредѣ предѣловъ; и видѣвъ покой яко добръ, и землю, яко тучна, подложи раны свои на трудъ, и бысть мужъ земледѣлецъ (Быт. 49, 14-15). Какъ онъ былъ палимъ Божественнымъ желаніемъ подобно невѣстѣ въ Пѣсни пѣсней, то и пожалъ онъ мзду, исходящую отъ святыхъ Писаній; ибо не къ одному только ветхому наслѣдію направленъ былъ духъ его, а къ участію въ томъ и другомъ; и такимъ образомъ онъ, какъ отростившій крылья, зрѣлъ уже блаженное упокоеніе въ небесахъ; и если эта земля полна столь прекрасныхъ твореній, то сколь въ большей мѣрѣ должны быть наполнены ими небесныя обители; ибо тотъ міръ всегда новъ, никогда не старѣется. Конечно, сія земля бренна, какъ говоритъ Господь (ср. 1 Кор. 7, 31; 1 Іоан. 2, 17); а міръ грядущій, какъ имѣющій принять святыхъ, не будетъ преходящимъ. А когда патріархъ Иссахаръ взиралъ на сіе, то и онъ съ радостью похвалялся бѣдствіями и тяготами, преклоняя плеча свои для ношенія бремени, наносившимъ удары онъ не противостоялъ и не унывалъ отъ поношеній; но какъ человѣкъ мужественный, все превозмогая побѣдоносно и тѣмъ сь бóльшею ревностью воздѣлывая свою землю, въ этомъ находилъ онъ пріятность. Слово разсѣевало сѣмя, а онъ рачительно воздѣлывалъ землю, чтобы принести плодъ совершенный, стократный.

6. А къ чему же сіе, возлюбленные мои? Лишь къ тому, чтобы, когда враги возложатъ на насъ бремя бѣдствій, и мы могли хвалиться ими; чтобы, когда насъ гонятъ, мы не ослабѣвали; но гораздо болѣе стремились къ вѣнцу вышняго града о Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ; чтобы, когда насъ поносятъ, мы не унывали, но бьющему обращали ланиту и преклоняли выю. А друзья похотей и любители вражды искушаются, какъ говоритъ святый апостолъ Іаковъ, увлекаясь и обольщаясь своими собственными похотями (Іак. 1, 14); мы же, братія мои, поелику знаемъ, что страждемъ за истину, — пусть отрекшіеся отъ Господа бьютъ и преслѣдуютъ насъ, — будемъ за великую радость почитать, когда, по словамъ Іакова, насъ постигнутъ различныя искушенія, зная, что испытаніе нашей вѣры производитъ терпѣніе (Іак. 1, 2). Будемъ же и Пасху праздновать, братія мои, радуясь; поелику мы знаемъ, что наше искупленіе опредѣляется временемъ страданія; ибо не бездѣйствуя, искупилъ насъ Спаситель нашъ, но пострадавъ за насъ, упразднилъ Онъ смерть. Посему Онъ сказалъ о семъ и намъ еще ранѣе: въ мірѣ скорбни будете (Іоан. 16, 33). Но не всякому говорилъ Онъ такъ, а тѣмъ, кои служатъ Ему искренно и съ вѣрою, поелику прежде вѣдалъ Онъ, что истинно чтущіе Его должны претерпѣвать гоненіе. А люди нечестивые и совратители (другихъ) все болѣе успѣваютъ во злѣ, обольщая и будучи обольщаемы.

7. И когда, подобно тѣмъ снотолкователямъ и лжепророкамъ, вызывавшимся творить чудеса, эти безумцы, не виномъ упившіеся, но своею собственною злобою, обѣщаютъ раздаяніе священныхъ званій и еще похваляются своею дерзостью; то не вѣрьте имъ; напротивъ того, поелику намъ предстоятъ соблазны, будемъ смиряться, чтобы не подвергнуться отъ нихъ гибели. Ибо какъ Богъ, когда предостерегалъ народъ чрезъ Моисея, говорилъ: аще же востанетъ въ тебѣ пророкъ, или видяй соніе, и дастъ тебѣ знаменіе или чудо, и пріидетъ знаменіе или чудо, еже рече къ тебѣ глаголя: идемъ да послужимъ богомъ инымъ, ихже не вѣсте; да не послушаете глаголъ пророка того, или видящаго сонъ той: яко искушаетъ Господь Богъ твой васъ, еже увѣдѣти, аще любите Господа Бога вашего всѣмъ сердцемъ вашимъ (Втор. 13, 1-3); то не будемъ и мы, искушаемые таковымъ образомъ, отступать отъ любви къ Богу; но и теперь, возлюбленные мои, будемъ праздновать Пасху, не день скорби учреждая, но радости для Христа, отъ Котораго мы ежедневно питаемся. Его то, памятуя о томъ, что Онъ въ дни Пасхи принесъ Себя въ жертву, будемъ мы торжественно славить, ибо какъ агнецъ пасхальный Онъ принесъ Себя въ жертву; будемъ славить Того, Кто древле извелъ народъ изъ Египта, а нынѣ и смерть упразднилъ; Того, Кто имѣетъ власть надъ смертью, Кто и теперь посрамляетъ діавола и можетъ даровать помощь угнетеннымъ и взывающимъ къ Богу день и ночь.

8. Четыредесятницу мы начинаемъ тринадцатаго Фаменоѳа [4], святую пасхальную седмицу — восемнадцатаго Фармуѳа [5], прекращаемъ постъ въ субботу — двадцать третьяго [6]; такъ что великій день воскресенія восходитъ (для насъ) двадцать четвертаго того же мѣсяца Фармуѳа [7]; откуда начинаемъ исчислять дни Пятидесятницы; и призывая всегда съ славословіемъ Христа, мы получимъ свободу и отъ враговъ нашихъ о Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ, чрезъ Котораго Отцу да будетъ честь и держава во вѣки вѣковъ, аминь!

Привѣтствуйте другъ друга лобзаніемъ святымъ! Привѣтствуютъ васъ всѣ, здѣсь при мнѣ находящіеся! Будьте здравы въ Господѣ нашемъ, о семъ молюсь я, возлюбленные братія!

И сіе (посланіе) писалъ (Аѳанасій) изъ Рима.

Конецъ тринадцатаго посланія.

Примѣчанія:
[1] 19 Апрѣля.
[2] 341 по Р. Хр.
[3] Сирск. אתגלית — открылся.
[4] 9 Марта.
[5] 13 Апрѣля.
[6] 18 Апрѣля.
[7] 19 Апрѣля.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Аѳанасія Великаго, Архіепископа Александрійскаго. Часть третья. — Изданіе второе исправленное и дополненное. — Свято-Троицкая Сергіева Лавра: Собственная типографія, 1903. — С. 484-491.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0