Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 25 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Аѳанасій Великій (†373 г.)
Праздничныя (пасхальныя) посланія.

Четырнадцатое праздничное посланіе (341 г.).

Четырнадцатое (праздничное посланіе) того же (св. Аѳанасія), — въ третье консульство Констанція Августа и второе — Констанса, когда епархомъ былъ Лонгинъ, — въ пятнадцатый годъ индиктіона; — воскресенье (Пасхи) было въ третій день апрѣльскихъ идовъ [1], то-есть шестнадцатаго Фармуѳа, отъ Діоклитіана же въ пятьдесятъ восьмомъ году [2].

1. Радость нашего празднества, братія мои, на всякій часъ съ нами и безъ замедленія настаетъ для всѣхъ тѣхъ, которые приготовились къ празднованію Пасхи. Близко къ намъ Слово, все ради насъ изволившее, Господь нашъ Іисусъ Христосъ, Который по Своему всегда дѣйствительному обѣтованію, благоволитъ обитель сотворить у каждаго изъ насъ и вмѣстѣ такъ взываетъ: се Азъ съ вами есмь во вся дни… вѣка (Матѳ. 28, 20). Ибо какъ Онъ для насъ пастырь и первосвященникъ, путь и дверь и все во всемъ, то опять Онъ же являетъ Себя для насъ празднествомъ и торжествомъ, ибо, по блаженному Апостолу, Пасха наша за ны пожренъ бысть, Христосъ (1 Кор. 5, 7). Онъ былъ ожидаемъ и Псалмопѣвцемъ и просвѣщалъ его молитвенный помыслъ, когда онъ говорилъ: радосте моя, избави мя отъ обышедшихъ мя (Псал. 31, 7)! Поистинѣ Онъ есть радость, Онъ — истинное торжество, освобожденіе отъ зла; но къ Нему можно приблизиться только тогда, если кто провождаетъ совершенно благочестивое жительство и свой помыслъ располагаетъ къ благоговѣйному повиновенію Богу. И святые радовались о праздникѣ во все продолженіе своей жизни; одинъ служилъ Богу молитвою, подобно благочестивому Давиду, который не одинъ разъ, а седмижды вставалъ въ ночи; другой прославлялъ Его въ хвалебныхъ пѣсняхъ, подобно великому Моисею, воспѣвшему побѣдную пѣснь на Фараона и приставниковъ (его); иные совершали свое поклоненіе въ непрестающей радости, подобно великому Самуилу и блаженному Иліи, которые, окончивъ свое житіе, теперь празднуютъ Пасху на небеси, радуясь тому, что они послѣ доступнаго имъ прежде сѣновнаго ученія, изъ прообразовъ познали истину.

2. А мы, готовясь опять праздновать Пасху, какое употребимъ очищающее отъ грѣха окропленіе? и кто опять, когда мы спѣшимъ къ сему праздничному торжеству, будетъ въ этомъ нашимъ вождемъ? Никто иной, возлюбленные мои, — и вы скажете то же вмѣстѣ со мною, — какъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ, Который говоритъ такъ: Азъ есмь путь (Іоан. 14, 6). Онъ Тотъ, Который, по словамъ блаженнаго Іоанна, вземлетъ грѣхи міра (Іоан. 1, 29) и очищаетъ души наши; равно какъ и пророкъ Іеремія въ одномъ мѣстѣ говоритъ: станите на путехъ, и видите, и вопросите... и видите, кій есть путь благъ..., и обрящете чрезъ него очищеніе душамъ вашимъ (Іер. 6, 16). Издревле къ очищенію плоти служили лишь кровь козловъ и пепелъ телицы, чѣмъ окроплялись тѣ, которые были нечисты; а теперь всякій очищается чрезъ благодатный даръ Бога Слова одинаковымъ образомъ. Но для того, чтобы имѣть возможность послѣдовать за Нимъ теперь же, мы должны, какъ бы въ преддверіи горняго Іерусалима, уже заранѣе, съ настоящаго времени, помышлять о вѣчномъ Праздникѣ; какъ и святые Апостолы, вкупѣ послѣдовавъ за Искупителемъ, вождемъ ихъ, теперь являются учителями таковой же готовности, поелику говорятъ: се мы оставихомъ вся, и въ слѣдъ Тебе идохомъ (Матѳ. 19, 27). А послѣдованіе Господу (осуществляется) и празднованіе Ему совершается не на словахъ только, но и чрезъ дѣла. Всякій данный законъ и всякое установленіе осуществляется различно [3]. Ибо великій Моисей, когда онъ установлялъ священные законы, то истребовалъ отъ народа обѣщаніе исполнять ихъ, дабы они, давъ таковое обѣщаніе, могли быть укорены какъ лжецы, если бы не стали соблюдать ихъ; а касательно совершенія праздника Пасхи не возбуждается такого вопроса, ни требуется отвѣта, но за самымъ словомъ должно тотчасъ слѣдовать и дѣйствіе; именно Онъ (Господь чрезъ Моисея) говоритъ: и да соблюдаютъ сыны Израиля Пасху, — требуя, чтобы тотчасъ послѣ повелѣнія дѣло слѣдовало бы за словомъ и потомъ уже слова облегчали (самое) дѣло.

3. Посему полагаю я, что ваша любовь къ назиданію заслуживаетъ одобренія, какъ это было часто замѣчаемо мною и въ другихъ посланіяхъ; а какъ теперь сіе прежде всего необходимо, то хочу я еще вспомнить съ вами объ этомъ. Божественное установленіе требуетъ, чтобы мы приступили къ празднику Пасхи не съ небреженіемъ и неосмотрительностью, но съ соблюденіемъ тайнъ и преданій и установленныхъ въ законѣ повелѣній, чему мы научены изъ (ветхозавѣтной) Исторіи: ни какой иноплеменникъ или купленный за серебро или необрѣзанный не долженъ ѣсть Пасху (Исх. 12, 43-44), и не во всякомъ домѣ должна она быть снѣдаема; но съ поспѣшностію, какъ повелѣваетъ Законъ, слѣдуетъ совершать сіе; поелику мы тогда стенали и скорбѣли отъ работы Фараону и насилія приставниковъ. А какъ еще въ древнее время сыны Израиля такимъ образомъ поступали, то и были удостоены принятія прообраза, и сіе было ради настоящаго празднества; мы же теперь совершаемъ празднество не ради прообраза; какъ и Богъ Слово, когда восхотѣлъ совершить этотъ праздникъ, сказалъ ученикамъ Своимъ: желаніемъ возжелѣхъ сію Пасху ясти съ вами, прежде даже не пріиму мукъ (Лук. 22, 15). Да, достойно удивленія (ветхозавѣтное) повѣствованіе, даже если въ этомъ именно состояла сущность; еслибы кто посмотрѣлъ на Израильтянъ какъ они тогда, какъ бы для пиршества и веселія приготовившись, съ посохами, въ обуви и (взявъ) опрѣсноки, вышли (Исх. 12, 11. 39); хотя все сіе было лишь прообразовательнымъ указаніемъ на (истинный) праздникъ, какъ бы посредствомъ тѣни. А къ намъ теперь близка Истина, невидимый образъ Бога, Господь нашъ Іисусъ Христосъ, тотъ свѣтъ истинный, Который служитъ нашимъ скипетромъ, вмѣсто посоха; Который, взамѣнъ опрѣсноковъ, есть Хлѣбъ, сшедшій съ небесъ; Который, вмѣсто обуви, вооружилъ насъ готовностью къ благовѣствованію, кратко, чрезъ все сіе привелъ насъ къ Отцу Своему. И если насъ тѣснятъ враги (своимъ) преслѣдованіемъ, Онъ опять ободряетъ насъ вмѣсто Моисея и гораздо дѣйственнѣе, чѣмъ могло бы быть посредствомъ словъ сего (послѣдняго), говоря такъ: дерзайте, яко Азъ побѣдихъ лукаваго (Іоан. 16, 33). А затѣмъ, послѣ того, какъ мы перешли Чермное море, насъ опять отягощаетъ солнечный зной и горечь воды возбуждаетъ въ насъ отвращеніе; но Господь зрится нами и отсюда, дѣлая насъ причастниками Своей сладости и Своего источника воды живой, когда говорить: аще кто жаждетъ, да пріидетъ ко Мнѣ и піетъ (Іоан. 7, 37).

4. Чего же будемъ ожидать теперь? не должны ли мы немедленно приступить къ празднеству съ великою радостью и усердіемъ? вѣдь мы имѣемъ упованіе, что призывающій насъ — Іисусъ, — Тотъ, Который есть все ради насъ, Который столь различными способами осуществляетъ наше искупленіе; Онъ, хотя былъ ради насъ алчущимъ и жаждущимъ, но насъ питаетъ и напоеваетъ Своими благодатными дарами искупленія. Вотъ Его слава, вотъ чудо Его Божественности, что Онъ наши страданія замѣстилъ Своимъ благодѣяніемъ. Ибо Онъ, будучи Жизнью, умеръ для того, чтобы насъ оживить; будучи Словомъ, Онъ сталъ плотью, дабы чрезъ слово научить плоть; а какъ Онъ есть Источникъ жизни, то восхотѣлъ утолить нашу жажду и для сего воззвать насъ къ празднованію въ сихъ словахъ: аще кто жаждетъ, да пріидетъ ко Мнѣ и піетъ. Древле Моисей такъ объявилъ о началѣ праздника: мѣсяцъ сей вамъ начало мѣсяцей да будетъ (Исх. 12, 2); а Господь, пришедшій по исполненіи временъ (Гал. 4, 4), возвѣстилъ о семъ въ иной день — не для того, чтобы разорить Законъ — да не будетъ! — но чтобы соблюсти Законъ и быть исполнителемъ его; ибо Христосъ есть исполненіе Закона для каждаго, истинно вѣрующаго, какъ и блаженный Павелъ говоритъ о семъ: законъ ли убо разоряемъ вѣрою? да не будетъ; но законъ утверждаемъ (Рим. 3, 31). Сіе привело въ изумленіе и посланныхъ Іудеями слугъ, такъ что они, удивленные сказали фарисеямъ: николиже тако есть глаголалъ человѣкъ (Іоан. 7, 46). А чтó же такое привело въ изумленіе тѣхъ слугъ? или чтó послужило причиною того, что люди должны были дойти до удивленія? Ничто другое, какъ дерзновеніе и власть надъ всѣмъ нашего Искупителя! Съ древнихъ временъ, когда Пророки и законники излагали Святыя Писанія, они видѣли, что излагаемое ими относится не къ нимъ самимъ, но къ другимъ, которымъ они были предпосланы. Именно Моисей говорилъ: Пророка воздвигнетъ вамъ Господь изъ братьевъ вашихъ, какъ меня, — Его слушайте во всемъ, что Онъ повелитъ (Втор. 18, 15); а Исаія: се Дѣва во чревѣ зачнетъ и родитъ Сына и наречете имя Ему Еммануилъ (Ис. 7, 14); и такимъ образомъ иные прорекали о Господѣ иное и иными способами. А Самъ Господь не изрекаетъ Сіи слова, какъ пророчество о комъ либо другомъ, но относитъ всѣ ихъ къ Себѣ, говоря: аще кто жаждетъ, да пріидетъ ко Мнѣ — не къ другому кому, но ко Мнѣ! Ибо коль скоро кто либо услышитъ о моемъ пришествіи, тотъ пусть не утоляетъ жажду у другихъ, но только у Меня.

5. Посему же должны и мы приступать къ празднику не какъ къ древнимъ тѣнямъ, — онѣ пришли уже въ исполненіе, — и не такъ, какъ къ обыкновеннымъ празднествамъ поспѣшать, но какъ къ празднику Господа, Который Самъ есть празднество (наше); не почитая пасхальное торжество за удовольствіе и утѣху для чрева, но за видимое торжество добродѣтели. Праздники язычниковъ полны роскоши и всякой мерзости, и они мнятъ совершать празднества тогда, когда предаются праздности; и тогда же, при празднованіи, они совершаютъ то, что ведетъ къ ихъ собственной гибели; наши праздники, напротивъ того, ведутъ къ утвержденію въ добродѣтели и состоятъ въ усвоеніи (правилъ) умѣренности, какъ и пророческое слово въ одномъ мѣстѣ такъ свидѣтельствуетъ о семъ: постъ четвертый, и постъ пятый, и постъ седьмый, и постъ десятый будутъ дому Іудову въ радость и въ веселіе, и въ праздники благи (Зах. 8, 19). А какъ намъ предстоитъ нынѣ совершеніе сего, приближается день тотъ и пророческое слово: празднуй праздникъ твой! предупреждаетъ (насъ) заранѣе, то пусть каждый усердно постарается для сего радостнаго извѣщенія; и подобно борющимся на ристалищѣ ради награды, постараемся и мы о томъ, чтобы превзойти другъ друга чистотою поста, бдѣніемъ въ молитвѣ, упражненіемъ въ чтеніи Писаній, раздаяніемъ милостыни бѣднымъ и примиреніемъ съ врагами нашими; разсѣянныхъ постараемся соединить, высокомѣрію положить преграду и опять возвратиться къ смиреномудрію, примирившись со всѣми и всѣхъ братьевъ располагая къ любви. Такъ и блаженный Павелъ часто проводилъ время въ постѣ и бдѣніи и за братьевъ своихъ готовъ былъ самъ подвергнуться погибели (Рим. 9, 3); такъ и благочестивый Давидъ, смиривъ себя постомъ, съ дерзновеніемъ говорилъ такъ: Господи Боже мой, аще сотворихъ сіе, аще есть неправда въ руку моею, аще воздахъ воздающимъ ми зла; да отпаду убо отъ врагъ моихъ тощь (Псал. 7, 4-5). Если мы такъ будемъ поступать, то мы не только побѣдимъ смерть, но и воспріимемъ залогъ Небеснаго Царствія.

6. Мы начинаемъ священный праздникъ Пасхи десятаго Фармуѳа [4], прекращаемъ святый Постъ пятнадцатаго того же мѣсяца Фармуѳа [5], въ субботу вечеромъ и празднуемъ святую Пасху въ шестнадцатый (день) того же мѣсяца [6]; сюда присоединяемъ св. Пятидесятницу, какъ бы поспѣшая отъ однихъ праздниковъ къ другимъ и прославляя Святого Духа, какъ уже близъ насъ сущаго, — во Христѣ Іисусѣ, чрезъ Котораго и съ Которымъ Отцу да будетъ честь и держава во вѣки вѣковъ, аминь.

Не обрѣтаются пятнадцатое и шестнадцатое (праздничныя посланія).

Примѣчанія:
[1] 11 Апрѣля.
[2] 342 по Р. Хр.
[3] Преже на словахъ, а потомъ на дѣлѣ.
[4] 5 Апрѣля.
[5] 10 Апрѣля.
[6] 11 Апрѣля.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Аѳанасія Великаго, Архіепископа Александрійскаго. Часть третья. — Изданіе второе исправленное и дополненное. — Свято-Троицкая Сергіева Лавра: Собственная типографія, 1903. — С. 492-498.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0