Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 29 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Аѳанасій Великій (†373 г.)
Праздничныя (пасхальныя) посланія.

Девятнадцатое праздничное посланіе (347 г.).

Девятнадцатое (праздничное посланіе) того же (св. Аѳанасія), — въ консульство Руфина и Евсевія, во дни (правленія) того же Несторія епарха, въ пятый годъ индиктіона; когда воскресенье (Пасхи) было за день до апрѣльскихъ идовъ [1], то-есть семнадцатаго Фармуѳа, въ пятнадцатый день луны, отъ Діоклитіана же въ шестьдесятъ третьемъ году [2].

1. Благословенъ Богъ, Отецъ Господа нашего Іисуса Христа! — таковое начало приличествуетъ настоящему посланію; и теперь тѣмъ болѣе — потому что оно (начало) состоитъ изъ словъ Апостольскаго благодаренія Господу (Ефес. 1, 3) — за то, что Онъ привелъ насъ издалека и снова далъ намъ возможность безбоязненно посылать вамъ, по обычаю, праздничныя посланія. Ибо время празднованія, братія мои, и самый праздникъ близко; — не таковый, чтобы о немъ объявляемо было посредствомъ трубъ, какъ извѣстно изъ исторіи (Ветхаго Завѣта), но Самимъ Спасителемъ пострадавшимъ за насъ и воскресшимъ провозглашенный и священнодѣйствованный, какъ объ этомъ возвѣщаетъ Павелъ: ибо Пасха наша за ны пожренъ бысть, Христосъ (1 Кор. 5, 7). И это нашъ праздникъ, а не чуждыхъ! Но и у іудеевъ уже нѣтъ болѣе пасхальнаго празднества, ибо время сѣни окончилось, ветхое прекратилось, и отселѣ начинается мѣсяцъ новыхъ, въ который всѣмъ приличествуетъ праздновать, кто внимаетъ Говорящему: храни мѣсяцъ новыхъ (плодовъ), и да сотвориши Пасху Господеви Богу твоему (Втор. 16, 1). Конечно, и язычники мнятъ себя совершающими праздники, а іудеи прикрываются своимъ лицемѣріемъ. Празднества язычниковъ, которые безпокоятся только о хлѣбѣ, отвергаетъ Онъ; а отъ праздниковъ іудеевъ, внѣ предѣловъ находящихся, отвращаетъ Онъ Лице Свое, говоря: новомѣсячій вашихъ, и субботъ (вашихъ)... ненавидитъ душа Моя (Ис. 1, 14).

2. А дѣянія, которыя, будучи незаконными, хотя бы были совершаемы съ добрымъ расположеніемъ, если бы даже были признаны за благочестивыя, безполезны и тѣмъ болѣе обличаютъ въ лицемѣріи тѣхъ, кои заняты ими. Посему приносящіе таковыя жертвы, не смотря на ихъ лицемѣріе, должны услышать отъ Отца: ваши жертвы непріятны (Мнѣ) и ваши приношенія не увеселяютъ Меня; даже когда вы приносите семидалъ, тщетно это; а куреніе (ваше) отвратительно для Меня (ср. Ис. 1, 13). Ибо Богъ ни въ чемъ не имѣетъ нужды, и какъ въ Немъ нѣтъ ничего нечистаго, то Онъ пресыщенъ ими (жертвами іудеевъ), какъ у Исаіи Самъ Онъ свидѣтельствуетъ о семъ: исполненъ есмь (Ис. 1, 11). Но Законъ относительно жертвъ дарованъ для руководства народа и для прообразовательнаго изображенія будущаго; ибо Павелъ говоритъ Галатамъ: прежде же пришествія вѣры, подъ закономъ стрегоми бѣхомъ, затворени въ хотящую вѣру открытися въ насъ. Тѣмже законъ пѣстунъ намъ бысть во Христа, да отъ вѣры оправдимся (Гал. 3, 23-24). Но іудеи не усмотрѣли сего и не уразумѣли — потому, что, ходя днемъ какъ во тьмѣ, они, правда, стремились къ нашей Истинѣ, которая сокрыта была въ Законѣ; но не обрѣли Ея, къ священному Писанію относились двоедушно и Святому Духу не покорялись. Когда Моисей возлагалъ покрывало (на лице свое), тогда взирали они на него, а коль скоро онъ отлагалъ покрывало, они отвращали отъ него взоръ свой; и они не понимали того, что читали, но вымышляли одно вмѣсто другого. Посему Пророкъ громогласно восклицаетъ противъ нихъ: ложь и невѣріе возобладали ими! а Господь уже въ то время изрекъ о нихъ: сынове чуждіи солгаша Ми; сынове чуждіи обетшаша (Псал. 17, 45-46); а теперь съ какою кротостью укоряетъ Онъ ихъ, говоря: аще бо бысте вѣровали Моисеови, вѣровали бысте убо и Мнѣ, о Мнѣ бо той писа (Іоан 5, 46). А они, пребывая въ невѣріи, продолжаютъ вѣроломно поступать по отношенію къ Закону, именно: говоря то, что имъ пріятно, они не понимаютъ сего такъ, какъ написано. Далѣе, поелику они, по своему лицемѣрію, даже предъ раскрытою книгою лицемѣрятъ и остаются при своемъ мнѣніи, то Онъ, чрезъ Исаію, во гнѣвѣ изрекаетъ противъ нихъ: кто бо изыска сія изъ рукъ вашихъ (Ис. 1, 12)? а чрезъ Іеремію, хотя они и хотѣли найти оправданіе, угрожаетъ Онъ: всесожженія ваша соберите со жертвами вашими, и изъядите мяса; яко не глаголахъ ко отцемъ вашимъ, и не заповѣдахъ имъ въ день, въ оньже изведохъ ихъ отъ земли Египетскія, о всесожженіихъ и жертвахъ (Іер. 7, 21-22). Они не поступали какъ надлежало, и не объ исполненіи Закона пеклись; но гораздо болѣе они находили пріятности, какъ и Пророкъ упрекаетъ ихъ, въ таковыхъ дняхъ, когда они могли обижать слугъ своихъ, когда сходились для суда и тяжебныхъ дѣлъ, когда чинили насиліе слабымъ, дѣлая все это для собственнаго удовольствія. Посему и пребываютъ они до конца въ отлученіи отъ праздника, хотя и теперь еще хотятъ показать, какъ они внѣ (назначеннаго) мѣста и времени вкушаютъ мясо. Ибо, вмѣсто законнаго агнца, они научились приносить жертвы Ваалу; вмѣсто истинныхъ опрѣсноковъ, они собираютъ дрова, и отцы ихъ зажигаютъ огнь, и жены ихъ мѣсятъ муку, да сотворятъ опрѣсноки воинству небесному, и возліяша возліянія богомъ чуждимъ, да прогнѣваютъ Мя (Іер. 7, 18), говоритъ Господь. Они получаютъ возмездіе за таковыя дѣянія; такъ что, хотя они и представляютъ себя какъ бы празднующими Пасху, однако отъемлется радость и веселіе отъ устъ ихъ, какъ говорилъ объ этомъ Іеремія: и упраздню отъ градовъ Іудиныхъ, и отъ путей Іерусалимлихъ гласъ радующихся, и гласъ веселящихся, гласъ жениха, и гласъ невѣсты (Іер. 7, 34). Посему закалающій у нихъ вола — то же, что убивающій человѣка; приносящій агнца въ жертву — то же, что задушающій пса; приносящій семидалъ — то же, что приносящій свиную кровь; воскуряющій ѳиміамъ (въ память) — то же, что молящійся идолу (Ис. 66, 3-4). Но къ сему Богъ никогда не можетъ имѣть Свое благоволеніе, и Божественное слово не требуетъ отъ нихъ ничего подобнаго; они сами избрали, говоритъ Онъ, тѣ пути и такія мерзости, къ которымъ благоволитъ ихъ душа.

3. Но что же можетъ значить это, братія мои? вѣдь пророческое слово достойно того, чтобы мы испытывали его, и особенно въ виду сторонниковъ ереси, которые направили мысль свою противъ Закона. Ибо Господь чрезъ Моисея даровалъ постановленія касательно жертвъ, и цѣлая книга, именуемая книгою Левитъ, полна предписаній о нихъ, — дабы приносящему жертву высказать одобреніе, а пренебрегающаго ими, какъ непослушнаго повелѣнію, подвергнуть порицанію. А чрезъ пророковъ Онъ говоритъ: кто требуетъ сего отъ рукъ вашихъ? Я не говорилъ отцамъ вашимъ о жертвахъ закланія и не давалъ имъ повелѣній касательно жертвъ всесожженія (Іер. 7, 22). Изъ сего можетъ показаться, что Священное Писаніе не согласуется само съ собою, или — что Богъ, даровавшій сіи повелѣнія, неистиненъ. Но можетъ ли дѣйствительно отсутствовать согласіе? — да не будетъ! — Виновникъ истины не лживъ, ибо невозможно солгати Богу (Евр. 6, 18), какъ утверждаетъ Павелъ; но лучше сказать, все истинно для правомыслящихъ и для тѣхъ, которые съ вѣрою пріемлютъ предписанія Закона. Вмѣстѣ съ тѣмъ мнѣ кажется, — и да поможетъ мнѣ Богъ по молитвѣ вашей! — что это возраженіе и отъ истины недалеко. Именно, первоначально не существовало никакого опредѣленія и закона касательно жертвъ закланія, а также и о жертвахъ всесожженія не было повелѣнія отъ Бога, даровавшаго Законъ; но ради того введены были жертвы, чтобы имѣть имъ символическое знаменованіе и быть прообразами; ибо съ Закономъ тѣсно была соединена сѣнь грядущихъ благъ (Евр. 10, 1), и лишь до времени исправленія (9, 10) установлены были сіи прообразы.

4. Посему не весь Законъ касался жертвъ; но въ Законѣ было только одно собраніе предписаній относительно жертвъ [3], посредствомъ которыхъ онъ (Законъ) напередъ убѣждаетъ удерживаться отъ идолослуженія и пещись о близости къ Богу; и чрезъ которыя онъ прообразовательно возвѣщаетъ также и о настоящемъ времени. Посему то Богъ ни въ началѣ, когда Онъ вывелъ народъ изъ Египта, ни въ то время, когда они (евреи) пришли къ горѣ Синаю, не давалъ имъ предписаній касательно жертвъ закланія и всесожженія, — ибо Богъ — не человѣкъ, чтобы Ему необходимо было заранѣе пещись о семъ, — но Его повелѣніе (было о томъ), чтобы научились знать Его, какъ истиннаго Бога, и Слово Его не почитать ниже боговъ лжеименныхъ, которые не существуютъ въ дѣйствительности и обладаютъ не болѣе, какъ только пустою видимостью. Такъ Онъ восхотѣлъ быть познаннымъ ими, когда вывелъ ихъ изъ Египта и повелѣлъ перейти чрезъ море Чермное. А когда они пожелали служить Ваалу и ревностно старались о принесеніи жертвъ тѣмъ, которые не существуютъ; когда они забыли о чудесахъ, ради нихъ совершенныхъ въ Египтѣ, и помышляли о возвращеніи туда; только тогда, послѣ дарованія Закона, и предписаніе о жертвахъ было возведено на степень Закона; дабы они свои помыслы, нѣкогда занятые несуществующими (богами), обратили къ Тому, Кто есть истинный Богъ, и не увлекались по прежнему жертвами, но лучше отвращали бы взоръ свой отъ идоловъ и только тому повиновались, что повелѣваетъ Богъ. Ибо, сказавъ: не глаголахъ... и не заповѣдахъ... о всесожженіихъ и жертвахъ (Іер. 7, 22), Онъ тотчасъ же присовокупилъ: но (токмо) слово сіе заповѣдахъ имъ, рекій: услышите гласъ Мой, и буду вамъ въ Бога, и вы будете Мнѣ въ люди, и ходите во всѣхъ путехъ Моихъ, въ нихже повелѣхъ вамъ (Іер. 7, 23) Когда они такъ наставляемы были посредствомъ прообразовъ и научаемы были никого не чтить, кромѣ Господа; то могли усмотрѣть, до какого времени продлится тѣнь, чтобы не забывать о грядущемъ времени, когда не будутъ болѣе служить на жертву Богу ни телецъ изъ воловъ, ни агнцы изъ овецъ, ни козелъ изъ козъ; но все будетъ совершаемо просто и духовно — чрезъ постоянную молитву и благочестное поведеніе, при благоговѣйности и въ словахъ. Какъ Давидъ поетъ: да благоугодна будетъ ему покорность моя и: да исправится молитва моя яко кадило предъ Тобою, воздѣяніе руку моею, жертва вечерняя (Псал. 140, 2). А Духъ Святый, Который въ немъ (Давидѣ), повелѣваетъ такъ: пожрите Богови жертву хвалы, и воздаждь Вышнему обѣты твои (Псал. 49, 14); пожрите жертву правды и уповайте на Господа! Не менѣе внушительно укоряетъ и великій Самуилъ Саула: послушаніе (гласу Господа) не лучше ли жертвы (1 Цар. 15, 22)? ибо чрезъ сіе и Законъ исполняется и благоугождается Богъ, какъ и говоритъ Онъ: жертва хвалы прославитъ Мя (Псал. 49, 23). А затѣмъ пусть знаетъ каждый, что значитъ и такое изреченіе: милости хощу, а не жертвы (Ос. 6, 6), и что Богъ не благоволитъ къ тому, что противоположно сему.

5. Но они были нерадивы и не позаботились о достиженіи истиннаго познанія; ибо, если бы они уразумѣли откровенное Богомъ ученіе, то не быша Господа славы распяли (1 Кор. 2, 8). А какой конецъ теперь предстоитъ имъ, о семъ уже заранѣе громко взываетъ Пророкъ такимъ образомъ: горе души ихъ, зане умыслиша совѣтъ лукавый..., рекше: свяжемъ Праведнаго, яко не потребенъ намъ есть (Ис. 3, 9-10). А причина столь превратнаго разумѣнія ихъ не иная, какъ заблужденіе; такъ объ этомъ и Господь, укоряя ихъ, говоритъ: прельщаетеся, не вѣдуще Писанія (Матѳ. 22, 29). Потомъ, когда имъ слѣдовало бы, послѣ обличенія, придти къ разумѣнію, они оказались еще болѣе упорными, когда сказали: мы Моисеовы есмы ученицы и вѣмы, яко Моисеови глагола Богъ (Іоан. 9, 28-29), еще съ большимъ недовѣріемъ относясь къ тѣмъ словамъ и обличая самихъ себя. Ибо, если бы они повѣрили слышавшему сіе, то они и не отвергли бы Господа, глаголавшаго чрезъ Моисея, когда онъ приблизился къ Нему. Но тотъ вѣрующій, о которомъ есть упоминаніе въ Дѣяніяхъ Апостольскихъ, былъ не таковъ; ибо, когда онъ услышалъ: убо разумѣеши ли, яже чтеши (Дѣян. 8, 30)? то не устыдился сознаться въ своемъ невѣдѣніи, но просилъ наставленія; почему, какъ только былъ наученъ, ему дарована была благодать Святаго Духа. А сихъ (іудеевъ), поелику они упорствовали въ своемъ невѣдѣніи, застигла смерть, какъ и говорится въ Притчахъ: нечестивый умираетъ во грѣхахъ своихъ (Прит. 5, 22-23).

6. А таковымъ подобны также и тѣ, которые предались ереси; они, какъ отступившіе отъ праваго разумѣнія, тщетно пытаются ухищреніями присвоить себѣ несущее божество; ибо нечестивый говоритъ въ сердцѣ своемъ: нѣсть Богъ! — растлѣша и омерзишася въ начинаніихъ (Псал. 13, 1); а если ихъ пониманіе неразумно, то и дѣянія ихъ нечестивы, какъ говоритъ Онъ (Христосъ): како можете добро глаголати, зли суще (Матѳ. 12, 34)? Злы были они, поелику мыслили нечестиво. И какъ могутъ упражняться въ дѣлахъ справедливости тѣ, которые стремятся къ насилію. Какъ можетъ любить тотъ, кто вознамѣрился ненавидѣть? Какъ можетъ имѣть любовь тотъ, помыслы котораго обращены къ маммонѣ? Какъ можетъ быть цѣломудреннымъ тотъ, кто зритъ на женщину съ вожделѣніемъ? отъ сердца бо исходятъ помышленія злая, любодѣянія, прелюбодѣянія, убійства (Матѳ. 15, 19); отъ которыхъ нечестивый, увлекаемый и прельщаемый плотскими похотями, терпитъ крушеніе, какъ корабль отъ морскихъ волнъ. И сіе также написано: великое крушеніе терпитъ всякая плоть нечестивыхъ. ибо, когда они заключаютъ сообщество съ безуміемъ (Прит. 14, 16), то ихъ потрясаетъ буря, и они гибнутъ, какъ и Соломонъ въ Притчахъ говоритъ объ этомъ: нечестивый и неразумный погибаютъ вмѣстѣ и оставляютъ имущество свое чужому (см. Псал. 48, 11). А сіе должны они потерпѣть за то, что ничего не имѣютъ въ себѣ такого, что могло бы соотвѣтствовать руководству разума. Ибо, если есть разумѣніе, то Слово, Кормчій душъ (нашихъ), направляетъ корабль, и сіе путеводительство производится вполнѣ разумно; тѣ же, которые лишены такого водительства, отпадаютъ какъ листья. Развѣ не окончательно погибаетъ таковой, подобно Именею и Филиту, которые нечестиво мыслили касательно воскресенія и, отвергнувши вѣру въ него, потерпѣли кораблекрушеніе въ вѣрѣ (2 Тим. 2, 17; 1 Тим. 1, 19-20)? Также Іуда, сдѣлавшись предателемъ, отпалъ отъ Кормчаго и погибъ вмѣстѣ съ іудеями. А благоразумные ученики, пребывшіе съ Господомъ, хотя море было возмущено, и корабль готовъ былъ погрузиться въ волнахъ, — ибо была буря и противный вѣтеръ, — однако не отпали (отъ вѣры въ Него); а скорѣе возбудили отъ сна Слово, шествовавшее съ ними на кораблѣ; и внезапно море успокоилось, по повелѣнію своего Господа, а они были спасены и всѣ сдѣлались проповѣдниками и учителями. Повѣствуя о славныхъ дѣяніяхъ нашего Искупителя, они наставляли и насъ быть имъ подобными въ этомъ отношеніи; ибо ради насъ и къ нашей же пользѣ были они (дѣла Христа) записаны, дабы мы изъ чудесъ могли познать Господа, совершившаго ихъ, а къ ученикамъ (Его) относились какъ къ учителямъ вѣры.

7. И для насъ, братія мои, міръ подобенъ морю, какъ и написано: сіе море великое и пространное... Тамо корабли преплаваютъ, змій сей егоже создалъ еси ругатися ему (Псал. 103, 25-26). Мы совершаемъ на немъ плаваніе по своему произволенію, какъ бы увлекаемые вѣтромъ; ибо каждый достигаетъ туда, куда влечетъ его воля: или приходитъ онъ къ сладостному успокоенію, когда кораблемъ правитъ Слово; или, если имъ овладѣваетъ похоть, онъ терпитъ крушеніе и подвергается опасности среди бурь потерять жизнь. Ибо, какъ на морѣ существуетъ буря и волненіе, точно такъ же въ мірѣ много бѣдствій и искушеній. Невѣрующій, когда наступаетъ бѣдствіе или гоненіе, впадаетъ въ соблазнъ, говоритъ Господь (Марк. 4, 17); ибо, какъ онъ нетвердъ въ вѣрѣ и взираетъ только на тлѣнное; то ему не достаетъ силы противостать трудностямъ, проистекающимъ изъ бѣдствій; но подобно дому, построенному безразсуднымъ человѣкомъ на пескѣ (Матѳ. 7, 26-27), и онъ, какъ лишенный проницательности, долженъ пасть отъ напора искушеній, какъ отъ вѣтра. А праведники, поелику они имѣютъ чувствія обучена долгимъ ученіемъ (Евр. 5, 14), поелику они тверды въ вѣрѣ и внимаютъ Слову, то и не ослабѣваютъ при искушеніяхъ, но терпятъ до конца, какъ прилично вѣрующимъ, хотя бы по временамъ волна величайшихъ искушеній поднималась противъ нихъ; — они пробуждаютъ Господа, Который среди нихъ, получаютъ спасеніе и чрезъ воду и чрезъ огонь направляясь къ мѣсту успокоенія, надлежащимъ образомъ празднуютъ Пасху, возсылая благодарственныя молитвы Богу, спасшему ихъ. Они, когда бываютъ искушаемы, познаются какъ Авраамъ; или, если они терпятъ бѣдствія, являютъ свою вѣрность, какъ Іовъ; или, когда ихъ притѣсняютъ и поступаютъ съ ними коварно, они пребываютъ непоколебимы, какъ Іосифъ; или, когда ихъ преслѣдуютъ, они не обнаруживаютъ нетерпѣнія, но съ Богомъ (своимъ), какъ написано, преходятъ стѣну злобы (Псал. 17, 30). — Кто возбуждаетъ среди братій раздѣленія и раздоры, тотъ отступилъ отъ истины. — Таковымъ являлъ себя и блаженный Павелъ, находя пріятность въ немощахъ, благодушествуя при поношеніи, въ нуждахъ, въ гоненіяхъ, въ притѣсненіяхъ за Христа (2 Кор. 12, 9-10); желая, чтобы и всѣ мы благодушествовали, и говоря такъ: всегда радуйтеся... о всемъ благодарите (1 Сол. 5, 16. 18)! А чтó же было бы наиболѣе прилично для праздника Пасхи, какъ не обращеніе отъ зла, непорочное жительство и непрестанная молитва, приносимая Богу со благодареніемъ?

8. Посему должны и мы, братія мои, въ ожиданіи торжества вѣчной радости на небесахъ, и теперь совершать праздникъ Пасхи, всегда радуясь, непрестанно молясь и за все благодаря Господа. Да, и я хочу праздновать Пасху, благодаря Бога какъ за прочія чудныя дѣла, Имъ содѣланныя, такъ и за проявленіе Его милосердія, каковое теперь излилось на насъ; за то, что Онъ, наказуя, наставляетъ насъ, смерти же не предаетъ насъ; за то, что издалека, какъ бы отъ конецъ земли, возвратилъ насъ и возсоединилъ съ вами. Какъ и самъ я имѣю желаніе теперь совершить Пасху, то позаботился такъ же и вамъ объявить о великомъ праздникѣ Пасхи; дабы мы, вслѣдъ за Нимъ (за Христомъ), къ тому же Іерусалиму — не разлучаясь, но какъ бы къ одному дому собрались съ тѣмъ, чтобы и намъ вкусигь пасхальнаго Агнца — не свареннымъ въ водѣ (Исх. 12, 9), поелику гогда мы и слово Божіе обратили бы въ воду; а равно не разрушая костей Его (Исх. 12, 46), чрезъ что мы написанное въ Евангеліи (Іоан. 19, 33. 36) извратили бы; но (вкусимъ) какъ бы отъ испеченнаго на огнѣ, съ горькими травами (Исх. 12, 8), и, горя духомъ, совершимъ время поста и ночь бдѣнія сь колѣнопреклоненіемъ, въ покаяніи и благодарственномъ славословіи.

9. Начнемъ Четыредесятницу въ шестой день Фаменоѳа [4], и когда проведемъ ее приличествующимъ образомъ въ воздержаніи и молитвѣ, тогда возможемъ достичь и святого дня. Ибо кто соблюденіе сорокадневнаго Поста почитаетъ маловажнымъ, кто неосмотрительно и въ нечистотѣ вступаетъ, такъ сказать, во Святое святыхъ, тотъ не совершитъ пасхальнаго празднества. Посему будемъ взаимно предостерегать другъ друга и потщимся ничего не оставить въ небреженіи, но и всѣ эти дни также провести въ постѣ; такъ чтобы, присоединивъ къ посту постъ, мы могли достодолжно совершить праздникъ Пасхи.

10. Итакъ Четыредесятница начинается, какъ сказано выше, въ шестой день Фаменоѳа, великая седьмица страстей одиннадцатаго Фармуѳа [5]; послѣ Поста, который мы оканчиваемъ шестнадцатаго того же мѣсяца [6] въ поздній вечеръ субботы, празднуемъ затѣмъ Пасху, когда и наступаетъ день воскресенія — семнадцатаго того же мѣсяца Фармуѳа [7]; а къ сему присовокупляемъ по порядку и семь святыхъ седьмицъ Пятидесятницы, радуясь и хваля Бога, что Онъ и чрезъ сіе заранѣе прообразно возвѣстилъ радость и нескончаемое успокоеніе, которое уготовано на небесахъ намъ, поистинѣ вѣрующимъ во Христа Іисуса, Господа нашего; и да будетъ чрезъ Него и съ Нимъ честь Отцу Его и держава со Святымъ Духомъ во вѣки вѣковъ, аминь! Привѣтствуйте другъ друга лобзаніемъ святымъ! Привѣтствуютъ васъ братья, которые при мнѣ!

Почелъ я за необходимое довести до свѣдѣнія вашего и то, что касается поставленія тѣхъ епископовъ, которые опредѣлены на мѣста нашихъ покойныхъ сотрудниковъ, дабы вы знали, къ кому вамъ писать и отъ кого получать отвѣтныя посланія. Итакъ, опредѣлены: въ Сіенѣ вмѣсто Ниламмона — соименный (ему) Ниламмонъ; въ Латонѣ вмѣсто Аммонія — Мазисъ; въ Коптонѣ вмѣсто Ѳеодора — Псенозирисъ; въ Паносѣ, поелику Артемидоръ, по причинѣ старости и слабости силъ, просилъ объ этомъ, опредѣленъ при немъ Арій; въ Гипселѣ — Арсеній, послѣ того какъ онъ снова пріобрѣтенъ для Церкви; въ Ликонѣ вмѣсто Плусіана — Евдемонъ; въ Антиноѣ вмѣсто Аммонія и Тираннія — Аріонъ; въ Оксиринхѣ вмѣсто Пелагія — Ѳеодоръ; въ Нилополисѣ вмѣсто Ѳеоны — Аматасъ и Исаакъ, послѣ ихъ взаимнаго примиренія; въ Арсеноитидѣ вмѣсто Сильвана — Андрей; въ Просопонтидѣ вмѣсто Серапаммона — Тріадельфъ; въ Діосфакѣ, что на берегу моря, вмѣсто Серапаммона — Ѳеодоръ; въ Сайтонѣ вмѣсто Немесіона — Пафнутій; въ Ксоисѣ вмѣсто Анубіона — Ѳеодоръ, а при немъ Исидоръ, послѣ того какъ онъ снова пріобрѣтенъ для Церкви, въ Сеѳроитидѣ вмѣсто Потаммона — Оріонъ; въ Клисмѣ вмѣсто Іакова — Тиѳонасъ, а при немъ и Павелъ, послѣ того какъ онъ снова пріобрѣтенъ для Церкви.

Примѣчанія:
[1] 12 Апрѣля.
[2] 347 по Р. Хр.
[3] То-есть кн. Левитъ.
[4] 2 Марта.
[5] 6 Апрѣля.
[6] 11 Апрѣля.
[7] 12 Апрѣля.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Аѳанасія Великаго, Архіепископа Александрійскаго. Часть третья. — Изданіе второе исправленное и дополненное. — Свято-Троицкая Сергіева Лавра: Собственная типографія, 1903. — С. 500-513.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0