Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 20 января 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Аѳанасій Великій (†373 г.)
Праздничныя (пасхальныя) посланія.

Двадцатое праздничное посланіе (348 г.).

Двадцатое (праздничное посланіе) его же (св. Аѳанасія), — въ консульство Филиппа и Саліи, во дни того же Несторія епарха, въ шестой годъ индиктіона, когда воскресенье (Пасхи) было въ третій день апрѣльскихъ нонъ [1], то-есть восьмого Фармуѳа, эры же Діоклитіана въ шестьдесятъ четвертомъ году [2], въ восемнадцатый день луны.

1. И теперь будемъ праздновать Пасху, братія мои! Подобно тому, какъ нѣкогда Господь нашъ ученикамъ Своимъ, такъ теперь и намъ напередъ возвѣщаетъ Онъ: чрезъ нѣсколько дней будетъ Пасха; — въ которую Іудеи предали Господа смерти; а мы празднуемъ смерть Его, радуясь тому, что мы послѣ скорби получаемъ успокоеніе, что, бывъ до того времени въ разсѣяніи, немедля собираемся вмѣстѣ; что, бывъ прежде потерянными, мы снова обрѣтены, бывъ прежде въ удаленіи, теперь стали близкими, что, бывъ прежде чужды Тому, Кто за насъ страдалъ и былъ пригвожденъ ко кресту, впредь принадлежимъ Ему, — Ему, Который грѣхи наши понесъ, какъ говоритъ Пророкъ (Ис. 53, 4), и ради насъ претерпѣлъ скорби, чтобы отъ всѣхъ насъ удалить болѣзнь, печаль и воздыханіе. Когда мы жаждемъ, Онъ утоляетъ насъ въ сей самый праздникъ, стоя и возглашая: аще кто жаждетъ, да пріидетъ ко Мнѣ и піетъ (Іоан. 7, 37). Ибо въ томъ и сказывается всегда любовь къ Нему святыхъ, что они никогда не медлятъ, но безъ принужденія приносятъ Господу непрестанную жертву и всегда жаждутъ и просятъ у Него питіе; Давидъ воспѣвалъ такъ: Боже, Боже мой, къ Тебѣ утренюю: возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя, въ земли пустѣ и непроходнѣ и безводнѣ. Тако во святѣмъ явихся Тебѣ (Псал. 62, 2-3). Пророкъ Исаія говоритъ: отъ нощи утренюетъ духъ мой къ Тебѣ Боже, зане свѣтъ повелѣнія Твоя (Ис. 26, 9); нѣкто другой говоритъ: возлюби душа моя возжелати судьбы Твоя на всякое время (Псал. 118, 20); и онъ же говоритъ опять: на судьбы Твоя уповахъ, и сохраню законъ Твой выну (Псал. 118, 43-44). И еще восклицаетъ онъ съ дерзновеніемъ такъ: очи мои выну ко Господу (Псал. 24, 15), а вмѣстѣ съ тѣмъ говоритъ онъ же: поученіе сердца моего предъ Тобою выну (Псал. 18, 15); Павелъ же снова даетъ совѣтъ: всегда благодарите, непрестанно молитесь (1 Сол. 5, 18. 17). Тѣ, которые всегда такъ назидаютъ себя, могутъ имѣть твердое упованіе на Господа, говоря: поженемъ еже увѣдѣти Господа, яко утро готово обрящемъ Его, и пріидетъ намъ яко дождь ранній и поздный земли (Ос. 6, 3). Но не утромъ только изливается Онъ на нихъ и не тогда только даетъ имъ питіе, какъ скоро они просятъ о томъ; но преизобильно, по Своему великому человѣколюбію, во всякое время даруетъ имъ благодать Духа. А откуда то, чего они жаждутъ, о семъ Онъ присовокупляетъ тотчасъ, говоря: вѣруяй въ Мя (Іоан. 7, 38). Ибо какъ холодная вода пріятна для жаждущаго, по словамъ Книги Притчей (25, 26), таково же и для вѣрующихъ въ Господа пришествіе Духа, — гораздо болѣе пріятно оно, чѣмъ всякое другое наслажденіе и удовольствіе.

2. Подобаетъ также и намъ, чтобы мы, особенно во дни праздника Пасхи, утренневали вмѣстѣ со святыми и отъ всей души, въ чистотѣ тѣла, приступали къ Господу съ благодареніемъ и благоговѣйной вѣрою въ Него; дабы мы, если съ настоящаго времени начнемъ пить и симъ Божественнымъ питіемъ, отъ Него исходящимъ, будемъ совершенно напоены, возмогли и на небеси сѣсть за трапезу вмѣстѣ со святыми и принять участіе въ томъ же торжествѣ и той же радости; къ каковымъ грѣшникъ не имѣетъ никакого влеченія, и по справедливости будетъ изверженъ, услышавъ слѣдующее: друже, како вшелъ еси сѣмо не имый одѣянія брачна (Матѳ. 22, 12)? Конечно, и грѣшники жаждутъ, но не благодати Духа; поелику они подстрекаются лукавымъ, то будутъ совершенно попалены страстями, какъ объ этомъ говорится въ Притчахъ: весь день они услаждаются злыми похотями (Прит. 21, 26)! А Пророкъ взываетъ противъ нихъ, говоря: горе востающимъ заутра, и сикеръ гонящимъ, ждущимъ вечера: вино бо сожжетъ я (Ис. 5, 11); предаваясь сами распущенности, они начинаютъ жаждать и гибели другихъ. А какъ первые пьютъ воду лжи и невѣрія, то Пророкомъ дается на нихъ знаменіе: язва моя тверда, говоритъ онъ, откуду исцѣлюся? бысть мнѣ яко вода лживая, не имущая вѣрности (Іер. 15, 18). И вторые, поелику пьютъ вмѣстѣ съ своими сообщниками, искажаютъ и повреждаютъ разумѣніе истины и отвращаютъ отъ нея простодушныхъ. И для чего же возглашаетъ (Пророкъ): горе напаяющему подруга своего развращеніемъ мутнымъ, и упоявающему, да взираетъ къ пещерамъ ихъ (Авв. 2, 15)? А они, лицемѣрствуя и окрадывая истину, спокойны въ сердцѣ своемъ, напередъ утоляя жажду (изъ источника лжи) и повторяя то, что въ Притчахъ говоритъ блудная жена: хлѣбомъ сокровеннымъ въ сладость прикоснитеся, и воду татьбы сладкую пійте (Прит. 9, 17). Они устрояютъ засаду въ сокровенныхъ мѣстахъ, ибо не имѣютъ той свободы добродѣтели и того дерзновенія мудрости, которая во исходѣ поется; не имѣютъ того дерзновенія, которое возвышаетъ голосъ на распутіяхъ, громко взываетъ съ высоты стѣнъ (Прит. 8, 3); потому повелѣвается имъ пріятно вкусить, что ихъ стремленіе обращено къ обману и страсти, когда они похищаютъ сладость истины и притомъ такъ, что ихъ собственную горькую воду по винѣ ихъ злобы, которая такъ легко обнаруживается, стараются скрыть, Для сего и волкъ надѣваетъ овечью одежду; но снаружи покрашенные гробы вводятъ въ заблужденіе. Такъ и Сатана...


Того же (св. Аѳанасія) изъ двадцать второго праздничнаго (посланія).

Господь нашъ Іисусъ Христосъ, подъявшій смерть за всѣхъ, не гдѣ либо на землѣ внизу, но въ самомъ воздухѣ распростеръ руки; дабы явнымъ стало, что чрезъ Крестъ совершилось спасеніе всѣхъ, повсюду (сущихъ), и что Онъ, ниспровергши діавола, имѣющаго особую силу въ области воздушной, вновь открываетъ намъ доступъ къ небу и дѣлаетъ его свободнымъ.

Того же изъ двадцать четвертаго праздничнаго (посланія).

И когда они въ то время вышли, покидая Египетъ, то враги ихъ сдѣлались игралищемъ моря; а теперь, когда мы шествуемъ отъ земли на небо, самъ Сатана наконецъ ниспадаетъ съ неба, какъ молнія.

(Отрывокъ) изъ двадцать седьмого праздничнаго посланія Аѳанасія, епископа Александрійскаго и исповѣдника, котораго начало таково: «снова наступаетъ день Пасхи воскресенія».

Что иное наша радость и наша слава, какъ не Господь и Спаситель нашъ Іисусъ Христосъ, пострадавшій за насъ и чрезъ то содѣлавшій насъ знаемыми Отцу. Никто другой, но Онъ, Который еще ранѣе чрезъ Пророковъ возвѣщалъ, а теперь каждому говоритъ: Я, Говорящій, близъ есмь! Превосходное изреченіе! Ибо не такъ, чтобы въ одно время говорилъ Онъ, а въ другое безмолвствовалъ, но всегда, во всякое время отъ (самаго) начала живитъ Онъ каждаго непрестанно и говоритъ въ сердцѣ каждаго.

Того же изъ двадцать восьмого праздничнаго (посланія).

Онъ сдѣлался жертвою за всѣхъ, а мы, вскормленные словесами Истины и ставъ причастниками Его животворнаго ученія, можемъ вмѣстѣ со святыми достичь и небесной радости. Ибо туда къ Божественному и поистинѣ нетлѣнному пиршеству Логосъ призываетъ насъ тѣми же (словами), какъ призывалъ учениковъ въ горницу (вечери). Здѣсь пострадавши за насъ, тамъ Онъ уготовляетъ небесныя обители тѣмъ, кои съ наибольшею готовностью повиновались приглашенію и непрестанно слѣдовали къ почести вышняго званія, не уклоняясь отъ цѣли; тамъ шествующимъ на вечерю и ратоборствующимъ противъ полагающихъ (имъ) претыканіе соблюдается и вѣнецъ и нескончаемая радость. И хотя великъ для людей трудъ этого шествія, но Самъ Господь сдѣлалъ его легкимъ и удобнымъ

Того же изъ того же (посланія).

Мы же, братія, принявшіе отъ Спасителя вертоградъ и призванные къ небесному пиршеству, такъ какъ Праздникъ уже близится, возьмемъ ваія отъ финикъ (Іоан. 12, 13) и ставъ побѣдителями грѣха, подобно тѣмъ, которые нѣкогда вышли въ срѣтеніе Спасителю, уготовавъ себя самыми дѣлами, такъ же встрѣтимъ Грядущаго; чтобы, совосшедши съ Нимъ, стать причастниками небеснаго брашна и впредь провождать на небесахъ нескончаемую жизнь.

Того же изъ двадцать девятаго праздничнаго (посланія).

И какъ человѣческое преходяще, а благость Божія не престаетъ; то и насъ умершихъ, и при немощи нашей собственной природы, Онъ возбуждаетъ и сущихъ отъ земли возводитъ на небеса.

И еще изъ посланія двадцать девятаго, котораго начало таково: «касательно предстоящаго времени достаточно того, что нами написано прежде».

И учениковъ испытывалъ Господь, когда спалъ (на кормѣ) на возглавіи (Марк. 4, 38). А если сіе уже само по себѣ было чудомъ, то тѣмъ болѣе оно имѣло силу посрамить безбожниковъ. Ибо чрезъ то, что Онъ всталъ, запретилъ морю и утишилъ бурю, Онъ доказалъ то и другое: что морскія волны не отъ вѣтровъ происходили, но отъ страха предъ своимъ Господомъ, шествующимъ по морю; и что Господь, запретившій морю, не сотворенъ, но Онъ Творецъ его (моря), ибо тварь не оказала бы повиновенія твари же. Если и Чермное море раздѣлилось предъ Моисеемъ; то совершилось это не потому, что Моисей, произведшій сіе, сказалъ нѣчто, но потому, что такъ повелѣлъ Богъ. И если солнце остановилось надъ Гаваономъ и луна — надъ долиною Аіалонскою, то было сіе не дѣло сына Навинова, а Господа, услышавшаго молитву его. Это былъ Тотъ, Который и морю запретилъ и солнце надъ крестомъ заставилъ затмиться.

О томъ, сколько и какія Писанія приняты Церковію, изъ тридцать девятаго посланія о праздникѣ Пасхи святого Аѳанасія, епископа Александрійскаго, въ которомъ опредѣленъ канонъ Божественныхъ Писаній, принятыхъ Церковію.

Поелику нѣкоторые дерзаютъ составлять для себя книги, именуемыя тайными, у Грековъ же называемыя апокрифическими, и смѣшиваютъ ихъ съ Писаніями, изреченными въ Духѣ, — относительно которыхъ отъ Отцевъ установлено то, какъ сохранились они до нихъ и преданы тѣми, кои первоначально были самовидцами и служителями Слова; то разсудилось и мнѣ, по просьбѣ вѣрныхъ братьевъ, съ ручательствомъ за истину тѣмъ, чему наученъ я прежде, составить каноническое опредѣленіе о томъ, какія Божественныя Писанія преданы и ввѣрены святой Церкви; — пусть всѣ заблуждавшіеся могутъ обличить введшихъ ихъ въ заблужденіе; а тѣ, кои пребыли въ чистотѣ, опять порадуются упоминанію о нихъ.

Итакъ, книги Ветхаго Завѣта существуютъ въ количествѣ двадцати двухъ; ибо, какъ я слышалъ, столько же употребляется и буквъ у Евреевъ; и каждая изъ нихъ (священныхъ книгъ) занимаетъ по порядку слѣдующее мѣсто и имѣетъ слѣдующее наименованіе.

Первая — Бытіе, потомъ Исходъ, далѣе Книга Левитовъ, за нею Числа, послѣ нея Второзаконіе; за сими слѣдуютъ: Іисусъ, сынъ Навина, потомъ же (книга) Судей, а послѣ нея Руѳь; затѣмъ послѣ сей — книга Царей — четыре части: первая и вторая принимаются за одну книгу, а третья и четвертая также за одну; и потомъ книга Паралипоменонъ — первая, и вторая, принимаемыя за одну книгу; затѣмъ Ездры первая и вторая, равнымъ образомъ (составляющія) одну книгу, А за сими одна книга Псалмовъ, затѣмъ Притчи Соломона — одна книга, а также Екклезіастъ — одна, потомъ Пѣснь Пѣсней одна книга; а за сими (слѣдуетъ) еще Іова одна книга, а потомъ двѣнадцать Пророковъ, считаемые за одну книгу; затѣмъ Исаіи одна книга, потомъ Іеремія съ Варухомъ, Плачемъ и Посланіемъ — одна книга; послѣ сего Іезекіиля одна (книга), а также Даніила одна книга. Доселѣ составъ Ветхаго Завѣта.

Но нельзя оставить безъ вниманія и упоминаніе о (книгахъ) Новаго (Завѣта); онѣ суть слѣдующія: 4 Евангелія — Матѳея, Марка, Луки, Іоанна; а потомъ Дѣянія Апостоловъ и семь посланій, которыя суть: Іакова одно, Петра же два, затѣмъ Іоанна 3, а за ними Іуды одно; послѣ сихъ, посланій Павла четырнадцать, расположенныхъ въ слѣдующемъ порядкѣ: первое — къ Римлянамъ, потомъ къ Коринѳянамъ два, а послѣ сихъ къ Галатамъ одно и потомъ къ Ефесянамъ одно и еще къ Филиппійцамъ одно, а также къ Колоссянамъ одно; потомъ же за сими — къ Ѳессалоникійцамъ два, затѣмъ къ Евреямъ одно и еще къ Тимоѳею два, къ Титу одно и послѣднее къ Филимону; а также Откровеніе Іоанна.

Сіи суть источники спасенія, жаждущіе коихъ утоляютъ жажду отъ словесъ животныхъ, которыя въ нихъ; въ нихъ только возвѣщается наставленіе въ благочестіи. Да не прилагаетъ никто къ нимъ, ни отнимаетъ отъ нихъ. Ибо Господь нашъ, проповѣдуя саддукеямъ, сказалъ: прельщаетеся не вѣдуще Писаній (Матѳ. 22, 29); а Іудеевъ Онъ укорялъ и говорилъ: испытайте Писаніи... та суть свидѣтельствующая о Мнѣ (Іоан. 5, 39). Но къ сему въ добавленіе я признаю необходимымъ написать и слѣдующее: существуютъ и другія писанія, помимо сихъ, — которыя не опредѣлены канонически, — (писанія), назначаемыя у Отцевъ для чтенія тѣмъ, которые желаютъ приступить къ оглашенію и изученію благочестія; они суть слѣдующія: Премудрость Соломона и Премудрость сына Сирахова, и Есѳирь, и Іудиѳь, и Товія, и такъ называемое Ученіе Апостоловъ, и Пастырь. Однакоже, возлюбленные мои, когда тѣ (книги) опредѣлены канонически, а сіи должны быть читаемы, нигдѣ не упоминается о книгахъ тайныхъ, которыя Греками называются апокрифическими; но сіе есть измышленіе еретиковъ, которые пишутъ ихъ для себя, когда хотятъ, по собственному произволенію, относятся къ нимъ съ уваженіемъ и, прибавляя имъ большое число лѣтъ, пользуются ими какъ древними; отсюда для нихъ является поводъ къ тому, чтобы вводить въ заблужденіе простодушныхъ.

Того же изъ сороковаго праздничнаго (посланія).

Вы же есте пребывше со Мною въ напастехъ Моихъ, и Азъ завѣщаваю вамъ, якоже завѣща Мнѣ Отецъ Мой, Царство, да ясте и піете на трапезѣ Моей во Царствіи Моемъ (Лук. 22, 28-30). Итакъ, призываемые чрезъ Евангеліе къ великой и небесной вечери въ ту горницу пометенную, очистимъ себя, какъ заповѣдалъ Апостолъ, отъ всякія скверны плоти и духа, творяще святыню въ страсѣ Божіи (2 Кор. 7, 1); дабы и извнутри и извнѣ будучи безпорочными, — совнѣ облекшись цѣломудріемъ и праведностью, внутри же духомъ право разумѣвая слово истины, — мы могли услышать: вниди въ радость Господа твоего (Матѳ. 25, 21)!

Того же изъ сорокъ второго праздничнаго (посланія).

Ибо мы изъ числа званныхъ, братія, и нынѣ созываемся Премудростью (воедино), согласно съ Евангельскою Притчею, на сію вечерю великую и премірную и довлѣющую для всей твари, — именно на Пасху — къ закланному въ жертву Христу. Ибо Пасха наша... пожренъ бысть Христосъ (1 Кор. 5, 7). И немного спустя: Тѣ, которые такъ украсятъ себя, услышатъ: вниди въ радость Господа твоего!

Того же изъ сорокъ третьяго праздничнаго (посланія).

Наше же званіе (которымъ принадлежитъ и Пасха) свыше и жительство наше на небесахъ, по словамъ Павла: не имамы бо здѣ пребывающаго града, но грядущаго взыскуемъ (Евр. 13, 14); и туда направляя взоры наши, мы совершаемъ празднество надлежащимъ образомъ. И опять, послѣ нѣкотораго отступленія: поистинѣ высоко небо и находится отъ насъ на безконечномъ разстояніи; ибо сказано: небо небесе Господеви (Псал. 113, 24). Но не слѣдуетъ ради сего медлить, ни страшиться, какъ бы недоступенъ былъ путь къ нему; но тѣмъ большую слѣдуетъ обнаруживать готовность. Ибо не такъ, что и намъ слѣдуетъ обжигать кирпичъ на огнѣ и искать смолы для замѣны извести, подобно тому, какъ нѣкогда двинувшіеся съ Востока и нашедшіе равнину въ землѣ Сеннааръ приступали къ дѣлу. Ибо смѣшались языки ихъ, и предпріятіе разстроилось. А намъ Господь «обновилъ восходъ» туда Собственною Кровію и сдѣлалъ его легкимъ. И опять: и, воззвавъ насъ, не только успокоилъ относительно отдаленности неба, но даже, Самъ пришедши, отверзъ эту нѣкогда заключенную дверь. Ибо она дѣйствительно заключена была съ того времени, какъ Онъ изгналъ Адама изъ рая сладости и приставилъ херувимовъ и пламенный мечъ обращающійся охранять путь древа жизни. Нынѣ же она отверста. И явившись Самъ, съ большею милостію и человѣколюбіемъ, ввелъ съ Собою въ рай разбойника, исповѣдавшаго Его; и восшедши на небо предтечею за насъ, Онъ для всѣхъ отверзъ двери. И снова: а Павелъ, стремясь къ цѣли, — къ почести горняго званія, восхищенъ чрезъ сіе до третіяго небесе (2 Кор. 12, 2); когда же, узрѣвъ горнее, онъ потомъ сошелъ, то и намъ возвѣстилъ, благовѣствуя, то, что написано къ Евреямъ: не приступисте бо, говоритъ онъ, къ горѣ осязаемѣй и разгорѣвшемуся огню, и облаку и сумраку, и бурѣ и трубному звуку, и гласу глаголъ... Но приступисте къ Сіонстѣй горѣ и ко граду Бога живаго, Іерусалиму небесному и тмамъ Ангеловъ, торжеству и церкви первородныхъ на небесѣхъ написанныхъ (Евр. 12, 18-19. 22-23). И кто же не возжелалъ бы насладиться этимъ небеснымъ сожительствомъ? и кто не почелъ бы за счастіе написаться съ таковыми, чтобы съ ними же и услышать: пріидите, благословенніи Отца Моего, наслѣдуйте уготованное вамъ Царствіе отъ сложенія міра (Матѳ. 25, 34)?

И еще изъ посланія сорокъ четвертаго, коего начало таково: «все, что Господь и Спаситель нашъ Іисусъ Христосъ за насъ и для насъ совершилъ...»

А когда слуги первосвященниковъ и книжниковъ увидѣли сіе и услышали отъ Іисуса: аще кто жаждетъ, да пріидетъ ко Мнѣ и піетъ (Іоан. 7, 37); то узнали, что это былъ не простой человѣкъ, какъ они, но Тотъ, Кто и святымъ даровалъ питіе; и что Онъ Тотъ, Кто былъ предузнанъ пророкомъ Исаіею, поелику Онъ воистину — сіяніе свѣта и Слово Бога. И такимъ образомъ напаялъ Онъ древле, какъ потокъ изъ источника рай, а теперь даруетъ Онъ такъ же благодатный даръ Духа каждому, говоря: аще кто жаждетъ, да пріидетъ ко Мнѣ и піетъ. Вѣруяй въ Мя, якоже рече Писаніе, рѣки отъ чрева его истекутъ воды живы (Іоан. 7, 37-38). Ни одинъ человѣкъ не могъ сказать сего, но только Богъ Живый, Который воистину даруетъ жизнь и Святаго Духа.

Того же изъ сорокъ пятаго праздничнаго (посланія).

Всѣ вознесемъ жертвы наши, не забывая касательно общенія съ бѣдными; и войдемъ во святилище, по написанному, — куда предтечею за насъ вошелъ Іисусъ, вѣчное искупленіе обрѣтый (Евр. 9, 12). Отъ него же... Велико чудо сіе, что мы, бывшіе пришельцами, нарицаемся своими; и тѣ, которые были нѣкогда чужими, получаемъ званіе согражданъ святыхъ и чадъ небеснаго Іерусалима, образомъ котораго былъ тотъ, который построилъ Соломонъ. Ибо, если Моисей все устроилъ сообразно съ тѣмъ, какъ показано было на горѣ; то ясно, что совершавшееся въ скиніи служеніе было образомъ небесныхъ таинствъ, къ которымъ восхотѣвъ и насъ возвести, Онъ уготовалъ намъ путь новый и пребывающій. А если все ветхое было образомъ новаго, то образъ горней радости и нынѣшнее празднество, совершая шествіе къ которому съ псалмами и пѣснями духовными, положилъ начало Поста.

Примѣчанія:
[1] 3 Апрѣля.
[2] 348 по Р. Хр.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Аѳанасія Великаго, Архіепископа Александрійскаго. Часть третья. — Изданіе второе исправленное и дополненное. — Свято-Троицкая Сергіева Лавра: Собственная типографія, 1903. — С. 513-524.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0