Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 22 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Аѳанасiй Великiй (†373 г.)
Толкованіе на псалмы.

Изъясненіе псалма 1-го.

Давидъ полагаетъ начало пророчеству о Христѣ, Который имѣлъ родиться отъ него. Посему, прежде всего ублажаетъ уповающихъ на Него. Блаженными же называетъ тѣхъ, которые не ходили на совѣтъ нечестивыхъ, не стояли на пути грѣшныхъ, и не сидѣли на сѣдалищи губителей. Ибо у іудеевъ три рода людей возстали противъ Спасителя: книжники, фарисеи и законники, и они справедливо названы нечестивыми, грѣшными и губителями. А путемъ наименована жизнь, потому что раждаемыхъ приводитъ къ концу.

(1). Блаженъ мужъ, иже не иде на совѣтъ нечестивыхъ. Совѣтомъ же нечестивыхъ можно назвать собраніе и сходбище людей лукавыхъ. И поелику вредно вступать въ сношенія съ сборищами нечестивыхъ, то псалмопѣвецъ ублажаетъ того, кто ни въ чемъ не сходится съ ними. Таковъ былъ Іосифъ Аримаѳейскій, предавшій погребенію тѣло Господа и Бога; ибо сказано о немъ, что не бѣ присталъ совѣту предавшихъ Іисуса (Лук. 23, 51). И на сѣдалищи губителей не сѣде. Подъ сѣдалищемъ разумѣетъ ученіе, по сказанному: на Моѵсеовѣ сѣдалищи (Матѳ. 23, 2). Посему, сѣдалище губителей есть ученіе лукавыхъ.

(2). Но въ законѣ Господни воля его, и въ законѣ Его поучится день и нощь. Въ законѣ, конечно — ангельскомъ. Выражаетъ и неослабную ревность; потому что не съ нерадѣніемъ должно поучаться закону Господню и не такъ, чтобы иногда поучаться, а иногда нѣтъ, но всегда и непрестанно надлежитъ быть прилѣплену къ словесамъ Божіимъ. Ибо это выражаетъ, сказавъ: день и нощь. Прекрасна и награда за доброе дѣло. Ибо кто упражняется въ изученіи Божія закона, тотъ напоевается его потоками. И Христосъ ученіе Свое назвалъ водою. сказавъ: аще кто жаждетъ, да пріидетъ ко Мнѣ и піетъ (Іоан. 7, 37). Поучающійся въ законѣ уподобленъ древу при водахъ, всегда цвѣтущему и всегда изобилующему благовременными плодами. Ибо подвижники добродѣтели, хотя плоды трудовъ своихъ принесутъ въ будущемъ, однакоже и здѣсь какбы нѣкіими листьями осѣняются благою надеждою, и тяжесть трудовъ прикрываютъ душевнымъ услажденіемъ. Таковый вся успѣетъ. Ибо не сдѣлаетъ ничего противнаго Божіимъ законамъ, кто волю свою сообразуетъ съ волею закона. И Псалмопѣвецъ, воспретивъ сперва всѣ виды порока и показавъ совершенство божественныхъ законовъ, потомъ присовокупилъ: вся, елика аще творитъ.

(3). И будетъ яко древо насажденное при исходищахъ водъ. Христосъ въ богодухновенномъ Писаніи изображается древомъ исповѣданія, по сказанному: древо живота есть всѣмъ держащымся ея (Прит. 3, 18). Посему, Псалмопѣвецъ говоритъ, что увѣровавшіе во Христа будутъ тѣломъ Его. Ибо преобразитъ тѣло смиренія нашего, яко быти сему сообразну тѣлу славы Его (Флп. 3, 21). Исходищами же водъ называетъ божественныя Писанія, въ которыхъ повсюду можно найти проповѣдуемаго Христа. Христосъ — древо жизни; Апостолы — вѣтви; кровь и вода изъ ребра Христова — плодъ, и кровь въ изображеніе страданія, а вода въ изображеніе крещенія; словеса — листья. Еже плодъ свой дастъ во время свое. Подъ плодомъ древа разумѣй правую вѣру, подъ листьями его — исполненіе заповѣдей. Плодъ — спасаемые; корень — крещеніе; земледѣлатель — Отецъ. И листъ его не отпадетъ, и вся, елика аще творитъ, успѣетъ; потому что дѣло, совершаемое по Богу, не можетъ быть безполезно. Время давать зависитъ отъ пріемлющаго.

(5). Сего ради не воскреснутъ нечестивіи на судъ: потому что не имѣютъ корня, но подобны земному праху, возметаемому вѣтромъ. Подъ вѣтромъ же разумѣй грозное Божіе вѣщаніе: идите отъ Мене проклятіи во огнь вѣчный (Матѳ. 25, 41). Услышавшіе гласъ сей не постоятъ, но падутъ, потому что не утверждены во Христѣ, Который есть опора и основаніе вѣрующихъ. Ибо сказано: на судъ, а не на допросъ. И Псалмопѣвецъ присовокупляетъ: въ совѣтъ праведныхъ, потому что праведныхъ отлучаетъ отъ грѣшныхъ.

(6). Яко вѣсть Господь путь праведныхъ. Сказано: вѣсть, вмѣсто: чтитъ, какъ и Моисею говоритъ Богъ: вѣмъ тя паче всѣхъ (Исх. 33, 12), вмѣсто предпочитаю тебя, и обрѣлъ ты благодать у Меня.

Печатается по изданію: Творенiя иже во святыхъ отца нашего Аѳанасiя Великаго, Архiепископа Александрiйскаго. Часть четвертая. / Изданiе второе исправленное и дополненное. — СТСЛ.: Собственная типографія, 1903. — С. 40-42.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0