Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 26 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Аѳанасiй Великiй (†373 г.)
Толкованіе на псалмы.

Изъясненіе псалма 2-го.

Псаломъ Давиду, у евреевъ ненадписанный. Въ первомъ псалмѣ правителей іудейскаго народа провозгласивъ нечестивыми, грѣшниками и губителями, въ настоящемъ псалмѣ показываетъ также ихъ дѣла подъ такими наименованіями, какихъ стали они достойны. И окончивъ первый псаломъ упоминаніемъ о нечестивыхъ, тѣмъ-же начинаетъ опять и второй псаломъ, научая этимъ, что упомянутый выше конецъ нечестивыхъ пріимутъ и ожесточившіеся противъ Спасителя.

(1). Вскую шаташася языцы, и людіе поучишася тщетнымъ? Шатаніемъ называетъ неразумную гордыню. Слово «вскую» относится ко всей рѣчи, т. е. для чего и людіе поучишася тщетнымъ? И дѣйствительно не тщетно ли было предпріятіе ихъ — не принять Спасителя роду своему? Какая же причина такой ненависти, что языцы и людіе собираются вкупѣ? Та, что они шаташася; а это значитъ: въ такой мѣрѣ возгордились, что съ превозношеніемъ и съ какою-то высоковыйностію возмутились и взволновались. Подобіе это взято съ неразумнаго стремленія коней, ничѣмъ не удержимыхъ. Это и было съ іудеями, возставшими противъ Христа. По какой же причинѣ собрались вкупѣ языцы и людіе? Или израильтянъ разумѣетъ подъ словами: языцы и людіе; или слово «языцы» употребилъ объ Иродѣ и Пилатѣ, какъ объ язычникахъ, а слово «людіе» объ іудеяхъ.

(2). Предсташа царіе земстіи, т. е. сами себя опредѣлили на это Иродъ и Понтій Пилатъ. Такъ истолковали это и святые Апостолы въ Дѣяніяхъ (Дѣян. 4, 26-27). И князи собрашася вкупѣ, — упомянутые выше книжники, фарисеи и законники. На Господа и на Христа Его. Ибо злоумышленіе противъ Христа есть злоумышленіе противъ самого Отца. И если Отецъ въ Сынѣ и Сынъ во Отцѣ, то злоумышленіемъ этимъ не одинаковое ли наносится Имъ оскорбленіе?

(3). Расторгнемъ узы Ихъ. Здѣсь не достаетъ слова «говоря», чтобы вышелъ такой смыслъ: собрались на Господа и на Христа Его, говоря: расторгнемъ узы. Ибо не восхотѣли быть въ священной мрежи, о которой написано: подобно есть Царствіе небесное неводу (Матѳ. 13, 47). И отвержемъ отъ насъ иго Ихъ, т. е. тяготу закона, о которомъ сказалъ Господь: иго Мое благо, и бремя Мое легко есть (Матѳ. 11, 30).

(4). Живый на небесѣхъ посмѣется имъ, какъ совѣщавшимся на дѣло несмысленное. Ибо пригвожденный и преданный ими смерти, Сущій на небесахъ и все содержащій, тщетными и суетными содѣлываетъ ихъ замыслы. Отецъ же Его и общій всѣхъ Владыка воздастъ имъ должное наказаніе. И Господь поругается имъ, уничижитъ, возненавидитъ ихъ и возгнушается ими. — «Посмѣется» сказано вмѣсто: возненавидитъ и отвратится. Тотъ, кто выше этихъ замышляющихъ, говоритъ Псалмопѣвецъ, посмѣется или явитъ смѣшными замыслы ихъ, такъ какъ они предпринимаютъ неразумное. Ибо смѣхъ есть дыханіе, выпускаемое чрезъ ноздри, въ уничиженіе высокомудрствующихъ о себѣ. А говорится это съ особенною настойчивостію, чтобы сильнѣе выразить справедливость осмѣянія. И не только это испытаютъ они, но подвергнутся и гнѣву.

(5). Тогда возглаголетъ къ нимъ гнѣвомъ Своимъ. Что же означаетъ — тогда? Не то ли самое время, когда сказали они: расторгнемъ узы Ихъ? и чтó возглаголано къ нимъ во гнѣвѣ? Не сіе ли? горе вамъ книжницы и фарисее (Матѳ. 23, 13); и: отымется отъ васъ царствіе Божіе (Матѳ. 21, 43); и еше; и вамъ горе законникомъ (Лук. 11, 52); потому что покорило ихъ римское воинство. Ярость и гнѣвъ различаются между собою тѣмъ, что ярость есть гнѣвъ возгорающійся и еще пламенѣющій; а гнѣвъ есть желаніе за скорбь воздать скорбію. Посему, ярость есть недостигшій полноты гнѣвъ, а гнѣвъ — самая полнота. И таковому изъясненію словъ этихъ учитъ самый конецъ событій. Ибо римское войско, въ нашествіе свое, разорило городъ, сожгло храмъ, и большую часть іудеевъ предало смерти, а избѣгшихъ меча покорило и поработило. Вѣрному же надлежитъ знать, что упоминаются одно за другимъ два лица, и во-первыхъ Господь Христосъ, ибо сказано: на Господа и на Христа Его; а потомъ — Живый на небесѣхъ и Господь: Живый на небесѣхъ посмѣется имъ и Господь поругается имъ. Тотъ-же образъ рѣчи соблюлъ Псалмопѣвецъ и въ послѣдующемъ.

(6). Азъ же поставленъ есмь царь отъ Него надъ Сіономъ. Возвѣщаетъ имъ о той вѣрѣ, какая, по отверженіи народа израильскаго, будетъ у язычниковъ. Сіонъ же означаетъ Церковь.

(7). Господь рече ко Мнѣ: Сынъ Мой еси Ты и проч., то-есть, естество Отчее подтверждаетъ, что Я Сынъ. Не повелѣніемъ произведено это, но самая сущность показываетъ, что Я — образъ ѵпостаси Отчей (Евр. 1, 3). Весьма кстати присовокуплено «еси» въ означеніе предвѣчнаго рожденія; потому что Сынъ былъ всегда. Но присовокуплено также: днесь родихъ Тя, чтобы показать и рожденіе по плоти; потому что слово «днесь» указываетъ на время и употреблено въ означеніе временнаго рожденія. Слѣдовательно, о человѣческомъ рожденіи разумѣются и послѣдующія слова: родихъ Тя. Видишь, какъ Отецъ Себѣ присвояетъ и рожденіе по плоти единороднаго Христа.

(8). И одержаніе Твое концы земли. (9) Упасеши я жезломъ желѣзнымъ, то-есть, крестомъ; ибо въ немъ, хотя вещество древа, но крѣпость желѣза. Нѣкоторые же подъ жезломъ разумѣютъ римское владычество.

(10). И нынѣ царіе разумѣйте, то-есть, размыслите и обратитесь къ покаянію. Накажитеся вси судящіи земли. Словомъ «накажитеся» выражаетъ преспѣяніе, а словами: пріимите наказаніе — совершенство.

(12). Пріимите наказаніе, то-есть, ученіе евангельское. И погибнете отъ пути праведнаго, — Пути, сказавшаго о Себѣ: Азъ есмь путь (Іоан. 14, 6).

Печатается по изданію: Творенiя иже во святыхъ отца нашего Аѳанасiя Великаго, Архiепископа Александрiйскаго. Часть четвертая. / Изданiе второе исправленное и дополненное. — СТСЛ.: Собственная типографія, 1903. — С. 42-46.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0