Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 29 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Аѳанасiй Великiй (†373 г.)
Толкованіе на псалмы.

Изъясненіе псалма 3-го.

(1). Псаломъ Давиду, внегда отбѣгаше отъ Авессалома сына своего. Такъ гласитъ надписаніе, предпоставленное псалму. Ибо псаломъ говоритъ о томъ, что ликъ пророковъ терпитъ гоненіе отъ народа іудейскаго. Давидъ толкуется вожделѣнный, а таковъ ликъ пророковъ. А посему, какъ Авессаломъ замыслилъ возмущеніе противъ отца своего, то-есть, Давида; такъ и іудеи возставали противъ отцевъ своихъ пророковъ, не пріемля Божіихъ повелѣній, но противясь имъ.

(2). Господи, что ся умножиша стужающіи ми? Реченіе «что» употреблено вмѣсто «весьма».

(3). Нѣсть спасенія ему въ Бозѣ его, то-есть, Богъ его не спасетъ его. Ибо смотрѣли только на содѣланный имъ грѣхъ, не зная покаянія его. А это ясно показываетъ, что псаломъ говорится о Давидѣ. Ибо возставать собственно говорится о тѣхъ, которые прежде были въ подданствѣ, а потомъ предприняли войну.

(4). Ты же Господи заступникъ мой еси. Слова приличныя вѣрѣ пророка, который непоколебимо переноситъ столько несчастій, и уповаетъ, что не будетъ оставленъ, напротивъ же того, обрѣтетъ себѣ помощь, вознесется и воспріиметъ царство. Ибо это, по толкованію нѣкоторыхъ, значитъ: возносяй главу. Посему, слава праведника — Богъ, на Котораго уповалъ онъ; а кому слава — Богъ, тотъ вознесетъ главу.

(5). Гласомъ моимъ ко Господу воззвахъ. Это изреченіе учитъ, что въ трудныхъ обстоятельствахъ должно прибѣгать не къ кому иному, какъ только къ Богу. — Сперва помѣстилъ молитву, потомъ, послѣ діапсалмы, благодареніе за полученіе просимаго. Теперь же обращаетъ лице къ намъ, повѣствуетъ, какъ молился и былъ услышанъ, и говоритъ: гласомъ моимъ ко Господу воззвахъ. Подъ гласомъ разумѣть должно мысленное прошеніе ума къ Богу всяческихъ. Ибо говоритъ не о вопіяніи, а о молитвѣ изрекаемой умомъ. Слова же: услыша мя отъ горы — сказаны согласно съ общепринятымъ образомъ представленія. Ибо думали, что Богъ обитаетъ въ скиніи, потому что оттуда даваемы были пророчественные отвѣты іереямъ. Или: отъ горы святыя — значитъ: съ неба, каковый смыслъ имѣютъ и выраженія: въ гору святую Твою (Псал. 14, 1), и: приближитеся горамъ вѣчнымъ (Мих. 2, 9). Гора Божія святая можетъ означать ту гору, съ которой внемлетъ молящимся Богъ, Единородный Божій, и о которой сказано: будетъ въ послѣдняя дни явлена гора Господня (Ис. 2, 2); потому что этимъ изреченіемъ означается явленіе Господа въ пришествіе Его при скончаніи вѣковъ. Или: отъ горы святыя, съ небеси. И гора Божія святая есть сверхъестественное вѣдѣніе Бога.

Діапсалмою называется или перемѣна музыкальнаго лада, или оборотъ въ мысли и силѣ слова.

(6). Азъ уснухъ и спахъ. Говоритъ о снѣ ума, отъ котораго впалъ и въ грѣхъ. А сказанное: востахъ, значитъ: сподобившись Божія премѣненія, сталъ я лучше отъ постигшихъ меня золъ.

(8). Яко Ты, поразилъ еси вся враждующыя ми всуе. Порази, сокруши, или поразишь. Молитъ Бога о скорѣйшемъ возстаніи или отмщеніи врагамъ. Всуе имѣетъ враговъ, кто не подаетъ повода къ ненависти. Зубами же грѣшниковъ называетъ или крѣпость согрѣшающихъ противъ него, или злословіе ихъ и хулы. Или зубы грѣшниковъ суть неразумные помыслы, неестественно въ насъ появляющіеся; потому что помыслами какъ зубами пользуясь, противники нерѣдко приближаются къ намъ, чтобы поядать плоти наши, то-есть, порождаемое плотію. Ибо явлена суть дѣла плотская, говоритъ божественный Апостолъ (Гал. 5, 19). Говоритъ же Псалмопѣвецъ о зубахъ въ переносномъ смыслѣ, взявъ образъ съ звѣрей, у которыхъ крѣпость состоитъ наипаче въ зубахъ, такъ-что по сокрушеніи зубовъ дѣлаются они неопасными. Ибо и убійцы и кровопійцы хуже самыхъ кровожадныхъ звѣрей, или имъ уподобляются.

(9). Господне есть спасеніе. Спаси мя, Господи, говоритъ Давидъ. Но умоляю, чтобы простерлось это и на весь народъ. Должно же знать, что и весь псаломъ можно относить къ человѣческому роду, согрѣшившему и за это самое преданному мысленнымъ врагамъ, но воззвавшему въ скорби и услышанному Богомъ и спасенному воскресеніемъ Его изъ мертвыхъ и пораженіемъ враждующихъ намъ демоновъ. Ибо Онъ есть членовная львовъ сокрушившій Господь (Псал. 57, 7); Онъ, или отъ Него, есть спасеніе. Не возлагаю надежды на человѣка, говоритъ Давидъ, но отъ Тебя ожидаемъ спасенія и я и народъ Твой, вмѣстѣ со мною боримый врагами.

Печатается по изданію: Творенiя иже во святыхъ отца нашего Аѳанасiя Великаго, Архiепископа Александрiйскаго. Часть четвертая. / Изданiе второе исправленное и дополненное. — СТСЛ.: Собственная типографія, 1903. — С. 46-48.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0