Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 16 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Аѳанасiй Великiй (†373 г.)
Толкованіе на псалмы.

Изъясненіе псалма 8-го.

(1). Въ конецъ о точилѣхъ, псаломъ Давиду.

Сказано: въ конецъ, потому что заключающееся въ псалмѣ пророчество должно было прійти въ исполненіе при концѣ вѣковъ. Ибо псаломъ говоритъ о Христѣ и о Церквахъ по вочеловѣченіи; такъ какъ и Единородный именуется виноградною лозою, и вѣрные — рождіемъ. Если же іудей усиливается утверждать, что псаломъ сказуется вообще о человѣкѣ; то и въ семъ случаѣ да будетъ извѣстно, что покорено все человѣку, потому что имѣлъ вочеловѣчиться Сый во образѣ Божіи. Древле въ подзаконномъ служеніи было одно предточиліе, то-есть, жертвенникъ во храмѣ; по призваніи же язычниковъ — точилъ много, и это суть Церкви, собирающія плоды преуспѣвающихъ въ богочестіи.

(2). Господи Господь нашъ, яко чудно имя Твое по всей земли. Въ изумленіе приводитъ Пророка вѣдѣніе имени Божія, данное людямъ. Ибо уже не однимъ только живущимъ во Іудеи вѣдомъ Богъ.

(3). Изъ устъ младенецъ и ссущихъ совершилъ еси хвалу, то-есть, изъ устъ по Богу младенчествующихъ злобою. Это, какъ ясно написано въ Евангеліяхъ, сказалъ Спаситель, когда фарисеи заграждали уста благословляющимъ Его дѣтямъ. Врагъ Твоихъ ради, еже разрушити врага и местника. Разумѣй или чувственнаго, или мысленнаго врага, или народъ іудейскій. Ибо іудеи гнали Христа какъ врага, и показывали видъ, что дѣлаютъ это, ревнуя объ Отцѣ. Посему, чтобы лишить ихъ всякаго оправданія, Господь сказалъ: ненавидяй Мене, и Отца Моего ненавидитъ (Іоан. 15, 23). Врага и местника, то-есть, или діавола, потому что онъ, понудивъ совершить грѣхъ, наказываетъ согрѣшающихъ, представляя имъ предъ очи тяжесть грѣха, — или народъ іудейскій, сего и врага истины и местника, по мнимой его ревности о Законѣ.

(4). Яко узрю небеса, дѣла перстъ Твоихъ. Они негодуютъ на младенцевъ совершающихъ хвалу; а я — малое нѣкое дѣло въ Твоемъ созданіи — взираю на сіе великое и прекрасное дѣло, то-есть, на небеса.

(5). Что есть человѣкъ, яко помниши его? Или сынъ человѣчь, яко посѣщаеши его? (6). Умалилъ еси его малымъ чимъ отъ Ангелъ. Поелику Павелъ ясно истолковалъ это о Спасителѣ нашемъ, то надлежитъ довольствоваться этимъ изъясненіемъ.

(7). Вся покорилъ еси подъ нозѣ его. Богъ, сказавъ: сотворимъ человѣка по образу Нашему и по подобію, присовокупилъ: и да обладаетъ рыбами морскими, и прочимъ, подробно исчисленнымъ (Быт. 1, 26), а за симъ продолжаетъ: раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею (28). Ибо разумной природѣ, какъ богоподобной, даровалъ господство надъ всѣмъ. И человѣкъ, пріявъ силу въ образѣ Божіемъ, также поставленъ княземъ всего на землѣ, какъ и Богъ есть Царь всяческихъ. Если вообще сказано: поставилъ еси его надъ дѣлы руку Твоею, а въ другомъ мѣстѣ говоритъ: и дѣла руку Твоею суть небеса (Пс. 101, 26); то явствуетъ, что поставилъ его и надъ небесами, и не утаевая уже показываетъ пребываніе на небесахъ отшедшихъ отсюда съ земли, когда по обѣтованію наслѣдуютъ небесное царство. Говоритъ же и Павелъ: наслѣдницы убо Богу, снаслѣднщы же Христу (Рим. 8, 17). Такъ должно разумѣть и слѣдующее: вся покорилъ еси подъ нозѣ его. Нынѣ покорилъ животныхъ; но, поелику уготована человѣку равноангельская жизнь на небѣ, то человѣкъ, и тамъ поставленный надъ дѣлы руку Его, будетъ зрителемъ небесъ и всего, чтó на нихъ. Блаженный же Павелъ истолковалъ, что и это исполнится на Спасителѣ въ будущемъ вѣкѣ. Посему говоритъ ему Отецъ: сѣди одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножіе ногъ Твоихъ (Евр. 1, 13).

(8). Овцы и волы вся. Этимъ даетъ разумѣть увѣровавшихъ изъ израильтянъ. Еще же и скоты польскія, — этимъ означаетъ язычниковъ.

(9). Птицы небесныя, то-есть, превозносящихся житейскимъ и людей самыхъ неразумныхъ, но высокомудренныхъ.

(10). Господи Господь нашъ, яко чудно имя Твое по всей земли. Приведенный, какъ сказано, въ изумленіе боговѣдѣніемъ, открывшимся у людей, повторяетъ прежнія слова, и тѣмъ усугубляетъ чудо.

Печатается по изданію: Творенiя иже во святыхъ отца нашего Аѳанасiя Великаго, Архiепископа Александрiйскаго. Часть четвертая. / Изданiе второе исправленное и дополненное. — СТСЛ.: Собственная типографія, 1903. — С. 56-58.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0