Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 26 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 25.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Аѳанасiй Великiй (†373 г.)
Толкованіе на псалмы.

Изъясненіе псалма 9-го.

(1). Въ конецъ, о тайныхъ сына, псаломъ Давиду.

Въ псалмѣ этомъ изображаетъ сокровенныя дѣла Спасителя, — ибо многое совершено Имъ втайнѣ. Таковы: рожденіе Его по плоти отъ Дѣвы чрезъ Духа Святаго, необыкновенныя и чудодѣйственныя силы, самая смерть, сошествіе въ адъ и воскресеніе изъ мертвыхъ. Ибо все это совершено Имъ втайнѣ. Сокрылъ Онъ это отъ князей міра сего. Пророкъ же отъ лица человѣчества входитъ съ благодареніемъ за всѣ эти тайныя дѣла, и говоритъ: исповѣмся Тебѣ, Господи. Послѣднею же печатію тайныхъ дѣлъ Спасителя были: Его смерть, все совершенное Имъ въ адѣ, Его воскресеніе и вознесеніе.

(2). Исповѣмся Тебѣ, Господи, всѣмъ сердцемъ моимъ... (4) Внегда возвратитися врагу моему вспять. Объясняетъ, въ чемъ состоитъ его исповѣданіе. Врагомъ же называетъ смерть, обратившуюся вспять, то-есть, въ небытіе. Изнемогутъ и погибнутъ отъ лица Твоего. Когда смерть обратится вспять, тогда приведена будетъ въ бездѣйствіе и вся сопротивная сила. Ибо если истребляется послѣдній врагъ смерть (1 Кор. 15, 26), то явно, что еще прежде сего истреблены уже сопротивныя силы.

(5). Яко сотворилъ еси судъ мой и прю мою. Представляетъ причину благодаренія. Сѣлъ еси на престолѣ, — объясняетъ Божіе посѣщеніе въ судѣ.

(6). Запретилъ еси языкомъ, и погибе нечестивый. Очевидно, разумѣетъ мысленныхъ враговъ. Имя его потребилъ еси во вѣкъ. Говоритъ о мысленномъ зміѣ или о діаволѣ. Поелику запрещеніе значитъ и исправленіе; то можно сказать, что, по исправленіи язычниковъ Апостолами, погибе нечестивый, когда угасло и прекратилось на жертвенникѣ его куреніе тука. Ибо послѣ того, какъ запретилъ языкомъ и обратились они ко Господу, дѣйствовавшій въ нихъ, когда были сынами противленія (Ефес. 2, 2), діаволъ погибъ съ идольскими храмами, которые, подобно городамъ, вмѣщали въ себѣ множество привязанныхъ къ злочестію, и до того погибли, что не осталось и слѣда ихъ. Можно толковать это и о послѣднемъ судѣ. Ибо тогда запретитъ Господь грѣшнымъ и въ-конецъ погибнетъ діаволъ, сей въ подлинномъ смыслѣ нечестивый. И города, по истребленіи издревле обитавшаго въ нихъ злочестія, пріимутъ въ себя назиданіе благочестія.

(7). Врагу оскудѣша оружія въ конецъ. Оружіями діавола называетъ сопротивныя силы, которыя придавали ему крѣпость. Грады суть сопротивныя силы, которыя, подобно твердымъ, огражденнымъ стѣнами, городамъ, содержали подъ властію своею уловленныхъ ихъ прелестію. Да и о какихъ говорить ему городахъ, кромѣ тѣхъ, о которыхъ сказано въ другомъ мѣстѣ: положилъ еси въ персть грады твердыя, еже пасти основаніямъ ихъ (Ис. 25, 2)? Явно, что это, по изъясненному выше, суть сопротивныя силы. Погибе память ихъ съ шумомъ, — погибель ихъ стала гласною. Разумѣетъ — или конечную погибель, или чрезмѣрность бѣдствій, или очевидность погибели.

(10). И бысть Господь прибѣжище убогому, то-есть, народу нищему духовно. Давидъ часто называетъ себя убогимъ и нищимъ, хотя былъ и на царскомъ престолѣ. Ибо зналъ, что все человѣческое безсильнѣе тѣни. Помощникъ во благовременіихъ въ скорбѣхъ, какъ и въ другомъ мѣстѣ сказано: во время пріятно послушахъ тебе (Иса. 49, 8). Благовременіемъ называетъ время скорби. Ибо хотя и всегда, даже въ благоденствіи, имѣемъ нужду въ помощи, однако-же гораздо ощутительнѣе для насъ пособіе въ скорби.

(12). Пойте Господеви живущему въ Сіонѣ, то-есть, въ небесномъ Іерусалимѣ. Возвѣстите во языцѣхъ начинанія Его. Это говоритъ какбы Апостоламъ и проповѣдникамъ Евангелія. Какія же это начинанія, показываетъ ниже.

(13). Яко взыскаяй крови ихъ помяну, то-есть, взыщетъ кровей, пролитыхъ за Него, чтобы потребовать за нихъ удовлетворенія. Не забы званія убогихъ. Убогими называеть опять обнищавшихъ ради Него, которые, непрестанно обращаясь къ Нему съ моленіями, просятъ объ отмщеніи демонамъ за причиненныя ими обиды.

(14). Возносяй мя отъ вратъ смертныхъ. Для того воздвигаешь меня отъ земли смиренія, чтобы сликовствовалъ я въ небесномъ Сіонѣ.

(15). Во вратѣхъ дщере Сіони, — въ небесномъ Іерусалимѣ. Возвѣщу — вмѣсто: буду воспѣвать долгое время.

(17). Знаемь есть Господь судьбы творяй. Ибо истинно праведенъ судъ, по которому уготовавшіе человѣку смерть объяты ею. Ибо во время суда и тѣ познаютъ Судію, надъ кѣмъ будетъ судъ.

(20). Воскресни Господи, да не крѣпится человѣкъ. Молится, чтобы Единородный возсіялъ сущимъ на землѣ, и чтобы тотъ высокомудренный діаволъ, котораго Давидъ въ этомъ псалмѣ называетъ человѣкомъ, не подымалъ болѣе бровей. Да судятся языцы предъ Тобою. Молится о скорѣйшемъ призваніи язычниковъ ко спасенію.

(21). Постави, Господи, законоположителя надъ ними. Кто же законоположитель, кромѣ Того, Кто ввелъ у насъ законъ Новаго Завѣта? Да разумѣютъ языцы, яко человѣцы суть. По чрезмѣрному демонскому обольщенію обратились они въ образъ скотовъ, почему и сказано о нихъ: приложися скотомъ несмысленнымъ и уподобися имъ (Псал. 48, 13).

Въ евр. библіи начинается далѣе псаломъ 10.

(22). Вскую Господи отстоя далече. Молится, чтобы ускорено было призваніе язычниковъ, которое будетъ по прошествіи долгаго времени. Содѣлано же это высокомѣріемъ діавола.

(23). Внегда гордитися нечестивому, возгарается нищій. Высокомѣріе лукаваго служитъ воспламененіемъ нищему народу Твоему. Увязаютъ (вмѣсто увязнутъ) въ совѣтѣхъ, яже помышляютъ. Ибо сказано: Ты запинаяй премудрыхъ въ коварствѣ ихъ (1 Кор. 3, 19; Іов. 5, 13).

(24). Яко хвалимь есть грѣшный въ похотехъ души своея. Таково долготерпѣніе, что, поелику нечестивые остаются ненаказанными, то нѣкоторые изъ неразумныхъ одобряютъ уже жизнь ихъ.

(25). Раздражи Господа грѣшный. Раздражилъ, издѣваясь надъ сказаннымъ въ Писаніи о Промыслѣ и судѣ Его. Ибо многіе, слыша что-нибудь подобное сему, тотчасъ предаются смѣху. А въ связи съ этимъ сказано: по множеству гнѣва своего, такъ что цѣлое будетъ имѣть такой смыслъ: грѣшникъ раздражилъ Господа, собирая себѣ множество гнѣва; потому что реченіе «своего» должно понимать о раздражившемъ. А присовокупленное потомъ: не взыщетъ — должно уже читать послѣ знака препинанія, такъ что выйдетъ слѣдующій смыслъ: ужели, хотя грѣшникъ раздражаетъ Бога, воспламеняя себѣ множество гнѣва, однако-же Богъ не взыщетъ? Читаемое послѣ знака препинанія можетъ имѣть и такой смыслъ: не взыщетъ ли и не воздастъ ли ему Богъ по гнѣву, какой собралъ онъ себѣ въ день гнѣва своего?

Нѣсть Бога предъ нимъ. Утративъ въ душѣ страхъ Божій, постоянно живетъ онъ во грѣхѣ. Начало всякаго лукаваго дѣла — не думать о Богѣ судіи.

(26). Отъемлются судьбы Твоя отъ лица его. Не хочетъ знать, что Ты — праведный Судія. Ибо кто не знаетъ, что есть Богъ, тотъ не знаетъ, что есть Судія. Всѣми враги своими обладати будетъ. Это подобно сказанному: вселенную всю объиму рукою моею яко гнѣздо (Ис. 10, 14). Изъ искушеній одни касаются души, другія — тѣла, и иныя — окружающаго тѣло. И искушенія, касающіяся души, называются нечистыми помыслами, которыми пораждаются грѣхи и ложныя ученія. Искушенія, относящіяся къ тѣлу, бываютъ причиною ударовъ, мученій, гоненій, заключеній въ темницы и смерти. И искушенія, касающіяся окружающаго тѣло, состоятъ въ ущербѣ денегъ и имущества, въ потерѣ дѣтей, въ утратѣ женъ. Изъ этого явствуетъ, что сатана надъ всякимъ праведникомъ возобладалъ непремѣнно посредствомъ котораго-либо изъ исчисленныхъ искушеній. Ибо одинъ Христосъ грѣха не сотвори, ни обрѣтеся лесть во устѣхъ Его (1 Петр. 2, 22).

(27). Рече бо въ сердцѣ своемъ: не подвижуся, то-есть, не впаду въ заблужденіе, не совращусь съ пути въ роды родовъ, потому что не потерплю ничего худого.

(28). Его же клятвы уста его полна суть. Разсчиталъ, что благоденствіе его будетъ постоянно; почему, уста его полны горести и льсти, и уловляетъ нищихъ, чтобы убивать ихъ въ сѣтяхъ своихъ. Въ сказанномъ же: съ богатыми, что иное разумѣется, какъ не богатѣющіе зломъ? Ибо они содѣйствуютъ отцу своему діаволу въ козняхъ противъ нищихъ.

(29). Присѣдитъ въ ловительствѣ съ богатыми. Засѣдая въ собраніяхъ и сонмищахъ, уготовляетъ сѣти и козни невиннымъ.

(31). Преклонится и падетъ. Когда діаволъ скажетъ: я побѣдилъ, тогда падетъ и посрамится.

(32). Рече бо въ сердцѣ своемъ: забы Богъ. Діаволъ говоритъ это не потому, что это дѣйствительно такъ, но съ намѣреніемъ насъ обольстить, чтобы мы преткнулись мыслію, подумавъ, что Богъ нерадитъ о дѣлахъ человѣческихъ.

(33). Воскресни Господи Боже мой. Желаетъ подвигнуть Божіе коснѣніе и Божію благость; потому что, пока не вознесена рука Божія на безуміе нечестивыхъ, они большей предаются дерзости. Да вознесется рука Твоя. Подними руку Твою, и научи ихъ, что промышляешь объ обидимыхъ, и какбы возставъ отъ сна, покажи, что Тобою посылаемое на нихъ наказаніе выше ихъ замысловъ. И ихъ накажи, но пощади обидимаго, оскорбившись ихъ дерзостями и хулами.

(34). Чесо ради, говоритъ, прогнѣва нечестивый Бога? Рече бо въ сердцѣ своемъ: не взыщетъ. Вотъ причина, почему и превозносится, и падаетъ онъ.

(35). Видиши, яко Ты болѣзнь и ярость смотряеши. Все знаешь Ты, Господи, не скрыто отъ Тебя не только совершаемое на дѣлѣ, но и приходящее въ умъ и мысль. Въ точности знаешь и болѣзни ихъ, и ярость оскорбителей, и раздраженіе людей. Ибо въ помыслы всякаго проникаешь Ты, испытуяй сердца и утробы (Псал. 1, 10). И взирая на все это, долготерпишь, зная, что всѣ подъ Твоею рукою и некуда бѣжать человѣку. Тебѣ оставленъ есть нищій, сиру Ты буди помощникъ, то-есть, отъ Тебя ожидаетъ онъ помощи.

(36). Сокруши мышцу грѣшному и лукавому, то-есть, сокруши владычество врага. Взыщется грѣхъ его, и не обрящется, по причинѣ самаго грѣха. Въ цѣлой же связи рѣчь эта имѣетъ такой смыслъ: если взыщешь грѣхъ лукаваго, то не обрящется; потому что лукавый погибнетъ отъ грѣха. Обрѣтаются спасаемые Богомъ, какъ напримѣръ: обрѣтохъ Давида раба Моего (Псал. 88, 21), и обрѣтена погибшая драхма (Лук. 15, 9); потому что она погибла бы, если бы не была обрѣтена, Погибающіе же не обрѣтаются во вѣкъ; потому что Судія пребываетъ.

(37). Господь Царь во вѣкъ, въ будущемъ и новомъ вѣкѣ. Погибнете языцы отъ земли Его; потому что въ царствованіе Его ввергнуты будутъ во огнь вѣчный. Несправедливыхъ людей называетъ язычниками, какъ живущихъ не по закону, но сохраняющихъ въ себѣ языческую и варварскую жестокость. Проситъ истребить ихъ, говоря: погибнете, и угрожая имъ конечною пагубою, чтобы и страждущіе отъ ихъ несправедливости нашли себѣ отдохновеніе, и сами они уцѣломудрились.

(38). Желаніе убогихъ услышалъ еси Господи. Ибо таково было ихъ желаніе, таково было рвеніе сподобиться будущихъ благъ. Уготованію сердца ихъ внятъ ухо Твое. Ибо, на сіе уготовляемые, готовы они сердцемъ все претерпѣть. А уготованіемъ сердца называется нѣкое обѣщаніе, — душевныя движенія соглашать съ Божіею волею.

(39). Суди сиру и смирену, да не приложитъ ктому. Когда, говоритъ, сотворишь отмщеніе за нищихъ, тогда не приложитъ ктому величатися человѣкъ.

Печатается по изданію: Творенiя иже во святыхъ отца нашего Аѳанасiя Великаго, Архiепископа Александрiйскаго. Часть четвертая. / Изданiе второе исправленное и дополненное. — СТСЛ.: Собственная типографія, 1903. — С. 58-65.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0