Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 18 января 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Аѳанасiй Великiй (†373 г.)
Толкованіе на псалмы.

Изъясненіе псалма 15-го.

Столпописаніе Давиду. Пророчество, которое теперь у насъ въ рукахъ, заключаетъ въ себѣ призваніе язычниковъ, обвиненіе израильтянъ въ непослушаніи, и самую тайну воскресенія общаго всѣмъ намъ Спасителя Іисуса Христа. Посему, думаю, пѣснь эта и названа столпописаніемъ; потому что Пророкъ Давидъ выставилъ ее какбы на столпѣ потомкамъ своимъ. Слова же пѣсни поются какбы отъ лица Христова; ибо такъ разумѣть научилъ насъ Петръ.

(1). Сохрани мя Господи, яко на Тя уповахъ. Пріявъ на Себя какбы общее лице всего человѣчества, обращаетъ рѣчь къ Богу и Отцу, не о Себѣ паче, но за насъ и о насъ, какъ единый изъ насъ по домостроительству. Посему, называетъ Отца Господомъ, какъ воспріявшій на Себя зракъ раба. Проситъ же о сохраненіи Своемъ ради Церкви, которая есть плоть Его. И поелику Церковь есть плоть Его, то и проситъ объ ея собственно сохраненіи. Почему, сохраненіе это справедливо можетъ быть относимо и къ Его лицу.

(2). Рѣхъ Господеви: Богъ мой еси Ты. Опять и сіе прилично рабіему зраку, а вмѣстѣ указываетъ и на оправданіе исповѣданіемъ въ вѣрѣ. Яко благихъ моихъ не требуеши. Благими именуетъ здѣсь жертвы, приносимыя по Закону. Ибо изрекаетъ то слово вѣры: еда ямъ мяса юнча, или кровь козловъ пію (Псал. 49, 13)?

(3). Святымъ, иже суть на земли Его, удиви Господь вся хотѣнія Своя въ нихъ. Святыми называетъ освященныхъ Духомъ, а землею — Христову Церковь. Слово «удиви» имѣетъ значеніе «открылъ», а «Своя» значитъ «Отчая». Посему, смыслъ цѣлой рѣчи таковъ: освященнымъ вѣрою содѣлалъ вѣдомою Отчую волю въ нихъ, то-есть, въ тѣхъ, которые на землѣ Божіей, или въ Церкви, или въ тѣхъ, которые на землѣ святой, потому что святые, имѣя жительство на небѣ, хотя находятся еще на этой землѣ, но пребываютъ уже на землѣ Его. Хотѣнія же Божіи суть тѣ частныя добродѣтели, которыя Богъ содѣлываетъ чудными во святыхъ Своихъ, потому что они имѣютъ какое-то преимущество предъ прочими людьми въ совершеніи добродѣтели. Ибо мужество Апостоловъ и мучениковъ неодинаково съ мужествомъ доблестныхъ въ иномъ, и цѣломудріе Іосифово неподобно цѣломудрію другихъ. Посему, приводимый ими въ удивленіе, сознаетъ собственную свою немощь, потому что многаго недостаетъ ему въ сравненіи съ Божественною силою и съ Божественнымъ величіемъ. Ибо, какъ скоро умножаются немощи въ праведникахъ, поспѣшаютъ они принести покаяніе предъ Богомъ.

(4). Умножишася немощи ихъ, когда служили идоламъ. Но хотя и умножились, они не остаются съ этими немощами. Въ нихъ немощи только до перваго сознанія оныхъ, потому что вся могутъ о укрѣпляющемъ ихъ Христѣ (Флп. 4, 13). Или, кажется, говоритъ это объ Апостолахъ, и о тѣхъ, которые увѣровали чрезъ Апостоловъ. Въ нихъ явными содѣлались чудеса Божіи, потому что соблюли они всѣ Божественныя заповѣди. Но умножились ихъ немощи, или, говоря иначе, ихъ труды, когда возстало на нихъ множество народовъ, витій, воиновъ, царей; и они, преодолѣвъ всѣхъ, совершили свое теченіе. Или кратковременность скорбей указываетъ на вѣкъ нескончаемый. По сихъ ускориша. Хотя и были немощны, первоначально бывъ во грѣхахъ, но, услышавъ проповѣдь, тотчасъ содѣлались послушными. Ибо это значатъ слова: по сихъ ускориша, то-есть, поспѣшили стать послушными проповѣди. Не соберу соборы ихъ отъ кровей. Тѣ, которыхъ соберетъ Христосъ, должны быть чисты отъ убійствъ и кровей. Собирая соборы изъ язычниковъ, соберу ихъ не посредствомъ кровей, то-есть, содѣлаю, что будутъ приходить ко Мнѣ, не подзаконное соблюдая служеніе, но принося паче хвалу и безкровную жертву. Ни помяну же именъ ихъ устнама Моима. Назовутся уже не идолослужителями и безбожными, но званными и избранными. И древле пріобрѣли они себѣ достойныя дѣлъ ихъ названія, именуясь идолослужителями, многобожниками; нынѣ же не помяну болѣе тѣхъ именъ, называя ихъ благочестивыми, святыми, званными и избранными.

(5). Господь часть достоянія моего и чаши моея. Достояніемъ называетъ царство язычниковъ, и выражаясь яснѣе, какъ бы такъ сказалъ: язычниковъ въ достояніе и удѣлъ даровалъ Мнѣ Отецъ, Которому послушливъ Я былъ даже до смерти. И Церкви Моей, которая есть достояніе Мое, часть — самъ Господь Отецъ. Онъ — часть и чаши Моея, т. е., смерти; потому что чаша означаетъ смерть, по сказанному: Отче, аще возможно, да мимо идетъ отъ Мене чаша сія (Матѳ. 26, 39). И Церковь унаслѣдовала Отца, исполнивъ заповѣди Его. И самая смерть Моя унаслѣдовала Отца, по слову сказавшаго: наслѣдницы Богу, снаслѣдницы Христу (Рим. 8, 17).

(6). Ужа нападоша Ми въ державныхъ Моихъ: ибо достояніе Мое державно есть Мнѣ. Это говоритъ о тѣхъ узахъ любви, которыми соединенъ съ Церковію. Она и державна есть, т. е. угодна Ему.

(7). Благословлю Господа вразумившаго мя. Толкованіе на это находимъ въ дѣяніяхъ Апостольскихъ. Еще же и до нощи наказаша мя утробы моя. Богодухновенному Писанію обычно утробами называть сокровенные и во глубинѣ таящіеся помыслы, а нощію — чтó невидимо.

(8). Предзрѣхъ Господа предо Мною выну, яко одесную Мене есть, да не подвижуся. Въ этомъ заключается явное обличеніе безчувственности іудеевъ. Ибо и первоверховный Петръ въ Дѣяніяхъ Апостольскихъ истолковалъ это о Христѣ (Дѣян. 2, 25). Поколику Христосъ есть Богъ, потолику самъ Онъ все утверждаетъ и содержитъ; а поколику содѣлался человѣкомъ, потолику прилично Ему сказать, что Господа имѣетъ одесную, да не подвижется. Ибо во всемъ сообразуется съ мѣрами человѣчества, и по домостроительству не стыдится того, что приличествуетъ истощанію. И смотри, какъ естество наше содѣлалось достославнымъ во Христѣ. Мы, отринутые за преступленіе Адамово, приведены предъ лице самого Отца, и Онъ — нашъ защитникъ, наша опора.

(10). Не оставиши душу Мою. О Немъ, Который есть жизнь и животворитъ, по домостроительству говорится, что оживотворенъ Отцемъ.

(11). Сказалъ ми еси пути живота. Пріявъ на Себя лице человѣчества, какъ содѣлавшійся намъ подобнымъ, изрекаетъ слова, которыя приличны болѣе намъ, нежели Ему, какъ Богу. Сладость въ десницѣ Твоей въ конецъ. Это значитъ, что святые будутъ въ наслажденіи и веселіи послѣ того, какъ оживутъ во время воскресенія. Это же наслажденіе и веселіе, которое есть нетлѣніе, говорятъ они, пріимемъ мы отъ Христа, Который въ насъ и одесную Отца. И что слово это истинно, явствуетъ изъ слѣдующаго мѣста, въ которомъ сказано: Иже преобразитъ образъ смиренія нашего, яко быти сему сообразну тѣлу славы Его (Флп. 3, 21).

Источникъ: Творенiя иже во святыхъ отца нашего Аѳанасiя Великаго, Архiепископа Александрiйскаго. Часть четвертая. / Изданiе второе исправленное и дополненное. — СТСЛ.: Собственная типографія, 1903. — С. 71-75.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0