Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 23 января 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Аѳанасiй Великiй (†373 г.)
Толкованіе на псалмы.

Изъясненіе псалма 17-го.

(1). Въ конецъ, отроку Господню Давиду, яже глагола Господеви словеса пѣсни сея, въ день въ онь же избави его Господь отъ руки всѣхъ врагъ его, и изъ руки Саули, и рече:.. Въ псалмѣ этомъ описывается возстаніе враговъ, призваніе Бога въ помощь, сошествіе и вознесеніе Единороднаго, также и то, чтó по вознесеніи совершено противъ демоновъ, отверженіе израильтянъ и призваніе язычниковъ. Сказанное же: отъ руки врагъ его и изъ руки Саули, можетъ быть прилагаемо къ врагамъ мысленнымъ и къ князю ихъ.

(2). Возлюблю Тя, Господи, крѣпосте моя. (3). Господь утвержденіе мое и прибѣжище мое. Сознавая Божіи благодѣянія, приноситъ Богу величайшій изъ даровъ, именно любовь, которую Спаситель и въ заповѣдяхъ поставилъ на первомъ мѣстѣ.

(4). Хваля призову Господа, и отъ врагъ моихъ спасуся. Изъ этого научаемся, какъ исповѣдывать благодареніе за блага, которыми уже насладились мы, такъ и просить еще благъ, въ которыхъ имѣемъ нужду. Потомъ Давидъ описываетъ различныя возстанія враговъ.

(5). Одержаша мя болѣзни смертныя. Упоминаетъ здѣсь не о какой-либо брани съ смертными, но о невидимыхъ силахъ, внутренно окружавшихъ душу его. И потоцы беззаконія смятоша мя. (6). Болѣзни адовы обыдоша мя, предвариша мя сѣти смертныя. Потоцы беззаконія суть беззаконные помыслы; они же самые, если остаются въ насъ надолго, называются болѣзнями, а если умерщвляютъ насъ дѣйствующимъ въ насъ грѣхомъ, именуются и сѣтями.

(8). И подвижеся, и трепетна бысть земля. Описываетъ совершившееся при снисшествіи Господа. Ибо подвиглись тогда всѣ живущіе на землѣ, и всякая страна наполнилась слухомъ о Немъ. Основанія горъ смятошася. Горы суть лукавыя силы, превозносящіяся предъ Божіею славою. Основаніями ихъ называетъ Давидъ сокрытые во глубинѣ помыслы. И подвигошася, яко прогншася на ня Богъ за то, что долгое время обольщали живущихъ на землѣ многобожною вѣрою.

(9). Взыде дымъ гнѣвомъ Его. Разгнѣвавшись, угасилъ огнь ихъ, которымъ издревле попаляли людей; и въ знаменіе сего Псалмопѣвецъ употребляетъ слово: дымъ. И огнь отъ лица Его воспламенится. Это противъ сопротивныхъ силъ Сынъ Божій невидимо совершаетъ, угашая огонь ихъ другимъ лучшимъ и сильнѣйшимъ огнемъ. Ибо демоны, видя Господа въ пришествіе Его, попаляемы были отъ лица Его. Угліе возгорѣся отъ Него. Это суть просвѣщенные причащеніемъ Божественнаго огня.

(10). И приклони небеса и сниде. Самымъ яснымъ образомъ пророчествуетъ о снисшествіи Господа. И это почти тоже, чтó и сказанное: смирилъ Себе даже до смерти (Флп. 2, 8). И мракъ подъ ногама Его. Даетъ разумѣть сокровенность домостроительственнаго пришествія и невидимость Божію, чтобы сказанное имъ не увлекло насъ въ плотскія понятія.

(11). И взыде на Херувимы, и летѣ, летѣ на крилу вѣтреню. Этимъ изображаетъ вознесеніе Его; Херувимами и крылами вѣтреными называетъ или то облако, которое взяло Его и о которомъ написано въ Дѣяніяхъ: и сія рекъ, зрящымъ имъ взятся и облакъ подъятъ Его отъ очію ихъ (Дѣян. 1, 9), или быстроту явленія, скорость пришествія и помощи.

(12). И положи тму закровъ Свой, то-есть, невидное и незримое пребываніе Спасителя съ человѣками. Окрестъ Его селеніе Его. Словами: селеніе Его — означаетъ святую Церковь, въ которой обѣтовалъ водворяться. Окрестъ Его, по сказанному: идѣже два или тріе собрани во имя Мое, ту есмь посредѣ ихъ (Матѳ. 18, 20). Темна вода во облацѣхъ воздушныхъ. Говоритъ это по причинѣ темноты сказаннаго о Немъ у Пророковъ, которые наименованы и облаками.

(13). Отъ облистанія предъ Нимъ облацы проидоша. Свѣтъ пришествія его ясными содѣлалъ пророчества. Градъ и угліе огненное. А поелику въ пророчествахъ находятся и угрозы, то и это представилъ подъ образомъ града и углія. Какъ отъ озаренія проповѣди, подобно облакамъ, прошли предъ Нимъ Апостолы, и оросили міръ, такъ градъ служитъ образомъ различныхъ казней, опредѣленныхъ невѣрующимъ, какія по вознесеніи Господа и дѣйствительно постигли враговъ Его, разумѣю враговъ мысленныхъ. Ибо, какъ, освобождая израильтянъ изъ Египта, одождилъ градъ и огонь, такъ, освобождая и всѣ народы отъ работы демонамъ, одождилъ градъ и угліе огненное. И это были карающія силы, которыми низложилъ мысленныхъ египтянъ.

(16). И явишася источницы, водніи. По низложеніи враговъ явились источники водные, то-есть спасительное евангельское слово, которое стало основаніемъ вселенной, потому что на немъ назданы мы. Или еще: подъ источниками разумѣй святыхъ пророковъ, какъ источающихъ спасительное слово. Ибо такъ о нихъ написано: и почерпите воду съ веселіемъ отъ источникъ спасенія (Ис. 12, 3), а подъ основаніями вселенной — писанія всепремудраго Моисея; потому что въ нихъ первыхъ находимъ положенное основаніе вѣры и боговѣдѣнія и подобно писаніямъ Пророковъ содержащее въ образахъ тайну Христову. Посему «явишася» значитъ «уяснились». Или, подъ источниками и основаніями поднебесной разумѣй святыхъ Апостоловъ; потому что и они источали спасительное слово и въ основаніе поднебесной положили вѣру. Также подъ источниками водными и основаніями вселенной разумѣй еще спасительное крещеніе.

Отъ запрещенія Твоего Господи, должно подразумѣвать: низложены сказанные выше враги. Отъ дохновенія духа гнѣва Твоего. Богъ не въ тоже мгновеніе наказываетъ согрѣшающихъ, иначе, погибли бы они совершенно; но предвозвѣщаетъ наказанія гнѣва. Ибо сказано: накажу я въ слухъ скорбѣнія ихъ (Ос. 7, 12). И это значитъ дохновеніе духа гнѣва Его.

(17). Воспріятъ мя отъ водъ многихъ. Водами называетъ искушеніе. Давидъ же говоритъ: пріятъ мя, то-есть, естество человѣческое. Ибо въ день Пятидесятницы крестишася отъ Апостоловъ душъ яко три тысящи (Дѣян. 2, 41).

(18). Избавитъ мя отъ враговъ моихъ сильныхъ, и отъ ненавидящихъ мя. Давидъ переходитъ къ описанію того, что сдѣлано имъ по совершеніи грѣха и во время покаянія. Смыслъ рѣчи его таковъ: Господь услышалъ уже исповѣданіе мое, и сталъ моею опорою, когда готовъ я былъ низринуться и потерпѣть великое паденіе, если бы только послѣ грѣха впалъ въ совершенное отступленіе. Но Господь совершенно избавитъ меня и дастъ отпущеніе грѣха, въ предвозвѣщенное Пророками время Его пришествія, и содѣлаетъ сіе благодѣющій мнѣ Господь, (20) яко восхотѣ мя. А если бы не восхотѣлъ, то не послалъ бы ко мнѣ Пророка Своего.

(21). И воздастъ ми Господь. Увѣренъ я, что Господь, во время праведнаго суда Своего, не воспомянувъ грѣховъ моихъ, воздастъ мнѣ по правдѣ. Ибо въ правдѣ, какъ бы на вѣсахъ, противоположивъ грѣху моему другія дѣла мои, найдетъ, что дѣла эти много перевѣшиваютъ содѣланный мною грѣхъ. Слово это учитъ, что поползнувшемуся по какой-либо немощи можно поддержать себя иными добрыми дѣлами. По правдѣ моей. Правдою называетъ вообще добродѣтель, чистоту рукъ при совершеніи дѣла, и добрымъ навыкомъ приведеніе дѣятельныхъ силъ въ нескверное состояніе.

(23). Яко вся судьбы Его предо мною. Хотя суды Божіи неизслѣдимы и по непостижимости своей подобны безднѣ, однако-же, все предъ очами боголюбца.

(26). Съ преподобнымъ преподобенъ будеши. Справедливо сподобилъ Ты меня благодѣянія Своего, потому что Ты праведенъ, съ преподобнымъ умѣешь быть преподобнымъ. Ибо, если бы пребылъ я во грѣхѣ и предался совершенному развращенію, то знаю, что и Ты самъ, великій Судія, произнесъ бы надо мною судъ Свой, по мѣрѣ грѣха моего. Но поелику сохранялъ я пути Твои, то и Ты, Который преподобенъ съ преподобнымъ и неповиненъ съ неповиннымъ, не остановилъ взора на уклоненіи отъ правды, какое было со мною на-время, но воздалъ мнѣ въ судѣ Твоемъ по жизни, какую велъ я послѣ, и по дѣламъ, совершеннымъ мною въ правдѣ.

(28). Яко Ты люди смиренныя спасеши. Отсылаетъ къ лику Апостоловъ. И очи гордыхъ смириши. Это идетъ къ фарисеямъ и книжникамъ.

(29). Яко Ты просвѣтиши свѣтильникъ мой, Господи, то-есть, умъ. Боже мой, просвѣтиши тму мою, разсѣешь мое невѣдѣніе.

(30). Яко Тобою избавлюся отъ искушенія, и Богомъ моимъ прейду стѣну; потому что окружили меня враги мои и содержатъ меня въ заключеніи. Искушеніемъ же называетъ удовольствія, а стѣною — діавола.

(31). Богъ мой, непороченъ путь Его. Порицаетъ здѣсь неблагодарность, злобу, упорство и жестокость непризнательныхъ, неблагодарныхъ и жестокосердыхъ іудеевъ. Ибо упрекали Спасителя нашего Христа, будто бы поступаетъ вопреки Божію Закону; охуждали слова Его и клеветали, будто бы Онъ богохульствуетъ, говоря между собою: глаголетъ хулы: кто можетъ оставляти грѣхи (Марк. 2, 7)? И эти расположенія и мысли о Господѣ всяческихъ и Богѣ питали въ себѣ съ лукавою совѣстію и съ злымъ помысломъ. Словеса Господня разжжена. И словеса Его о семъ, подобно разжженому сребру, чисты отъ всякой укоризны, искушены и извѣданы.

(32). Яко кто Богъ, развѣ Господа? Или кто Богъ, развѣ Бога нашего? Ибо единое Божіе Слово есть истинный Богъ и Единородный, потому что Оно единое есть такъ-же Богъ, какъ и Отецъ. Сказавъ же о Христѣ, что онъ Богъ по естеству, говоритъ теперь: или кто Богъ? У насъ одинъ Богъ Отецъ, и нѣтъ другаго Бога, такъ чтобы одинъ исполнялъ прошеніе одного, а другой прошеніе другаго. Но, можетъ быть, два стиха поставлены во взаимной соотвѣтственности. Такъ, истинный Богъ препоясалъ силою для одержанія побѣды, и положилъ непороченъ путь мой къ совершенію добрыхъ дѣлъ.

(33). Богъ препоясуяй мя силою. Это подобно сказанному: дондеже облечетеся силою свыше (Лук. 24, 49). И положи непороченъ путь мой, то-есть, евангельскими законоположеніями наставилъ меня, какъ идти путемъ непорочнымъ.

(34). Совершаяй нозѣ мои. Ибо святые суть истребители ядоносныхъ страстей, потому что пріяли силу противъ мысленныхъ зміевъ; почему и уподобляются оленямъ, которые истребляютъ чувственныхъ змѣй. Яко елени. Ибо пріяли власть наступати на змію и на скорпію и на всю силу вражію (Лук. 10, 19). И на высокихъ поставляяй мя; учитъ мудрствовать горняя.

(35). Научаяй руцѣ мои на брань; потому что, воздѣвая ихъ въ молитвѣ, преодолѣваю непріязненныхъ. И положилъ еси лукъ мѣдянъ мышца моя. Учитъ, какъ быть уготованнымъ на брань, уподобляетъ мышцы луку, и дѣлаетъ ихъ какбы мѣдными по крѣпости. Или даетъ разумѣть, что душевныя силы содѣлалъ мужественными, подобно мѣдному луку. Мѣдь есть символъ дѣятельной силы. Въ такомъ смыслѣ Іезекіиль говоритъ Іерусалиму: сгоритъ мѣдь его (Іез. 24, 11). Но какъ подъ образомъ мѣди разумѣетъ силу и неуязвимость, такъ подъ образомъ лука приточно представляетъ самое верженіе стрѣлъ нашими мышцами.

(36). И далъ ми еси защищеніе спасенія. Защитилъ меня спасеніемъ Твоимъ; а это есть домостроительное пришествіе. И десница Твоя воспріятъ мя. Отчая десница — Сынъ. И наказаніе Твое исправитъ мя въ конецъ. Разумѣетъ евангельское ученіе, или говоритъ о ветхозавѣтномъ ученіи посредствомъ Закона, какбы такъ разсуждая: во всемъ мнѣ благодѣтельствуя, далъ мнѣ и законы, которыми наученъ я должному. Ибо, узнавъ изъ нихъ, что не должно дѣлать неправды, воздерживался я отъ сего. Но чтобы отъ такого правдолюбія не потерпѣть мнѣ вреда, даровалъ достаточную помощь, изведя на широту. Или, наказаніемъ называетъ наказующее ученіе, по сказанному: имися наказанія (Прит. 4, 13), или требующій трудовъ образъ жизни, по сказанному: не пренебрегай наказанія Господня (Прит. 3, 11). И наказаніе Твое, то мя научитъ. Слова, эти: наказаніе Твое, то Мя научитъ, у Ѳеодотіона замѣняютъ сказанное у Седмидесяти: наказаніе Твое исправитъ мя въ конецъ.

(37). Уширилъ еси стопы моя. Отъявъ соблазны и сѣти, какія приготовлены врагами, содѣлалъ Ты свободнымъ шествіе мое. Говоритъ же о стопахъ, что, когда человѣкъ идетъ отъ порока къ добродѣтели, проходящему сей тѣсный путь вначалѣ бываетъ затруднительно, но съ преспѣяніемъ путь расширяется. И тѣмъ самымъ, что человѣкъ послѣ трудовъ добродѣтели пріемлетъ упокоеніе, укрѣпляются плеснѣ его; потому что ноги его поставлены на камнѣ. А это есть вѣра наша.

(38). Пожену враги моя. Какъ пріуготованный къ шествію божественною благодатію, твердо увѣренъ въ побѣдѣ.

(39). Оскорблю ихъ, и не возмогутъ стати. Оскорбленіе врагамъ дѣлаетъ наше безстрастіе.

(40). И препоясалъ мя еси силою. Опять приписываетъ всю побѣду Даровавшему силу.

(41). И враговъ моихъ далъ ми еси хребетъ, то-есть: обратилъ враговъ въ бѣгство, потому что бѣгущіе отъ насъ обращаютъ къ намъ хребетъ. Враги же наши демоны даютъ намъ хребетъ, когда не могутъ вложить въ душу страстныхъ помысловъ. И ненавидящія мя потребилъ еси, то-есть, Саула, Ахитофела, Авессалома и тысячи другихъ.

(42). Воззваша, и не бѣ спасаяй. Говоритъ это о врагахъ чувственныхъ какбы отъ лица Господня. Ибо иноплеменники, призывая на помощь боговъ своихъ, не пользовались ихъ промышленіемъ; и Саулъ, Авессаломъ, Семей и прочіе враждовавшіе израильтяне не имѣли себѣ помощникомъ Бога.

(43). И истню я, яко прахъ. Совершенно исчезнутъ они при содѣйствующей мнѣ благодати Твоей.

(44). Избавиши мя отъ пререканія людей; тогда-какъ Господь отвращаетъ еще лице Свое отъ іудеевъ за непокорность и проситъ въ наслѣдіе Себѣ язычниковъ. Поставиши мя во главу языковъ. Но не знаемъ, чтобы Давидъ царствовалъ надъ язычниками. Итакъ, пророчество это исполняется Родившимся отъ него по плоти. Ибо Родившійся отъ Давида по плоти, Который и самъ, по словамъ божественнаго Іезекіиля, именуется Давидомъ, то-есть, Владыка Христосъ, воцарился надъ всѣми языками. Онъ и всегда, какъ Богъ, владычествуетъ надъ всѣми, но по вочеловѣченіи пріемлетъ добровольное служеніе отъ увѣровавшихъ въ Него.

Людіе, ихже не вѣдѣхъ, работаша Ми. Это — слова самого Христа; потому что, отвращаясь отъ непокорныхъ іудеевъ, проситъ въ наслѣдіе Себѣ язычниковъ. И слова эти не означаютъ невѣдѣнія, потому что все знаетъ Онъ какъ Богъ; имѣютъ же такой смыслъ: поелику люди эти долго не участвовали въ близости со Мною, то стали для Меня чуждыми, сторонними и весьма далекими отъ близости со Мною.

(45). Сынове чуждіи солгаша Ми. Израиль, называвшійся сыномъ перворожденнымъ, названъ сыномъ чуждымъ за невѣріе.

(46). Сынове чуждіи обетшаша. Все ветшающее близко къ уничтоженію.

(47). Живъ Господь, и благословенъ Богъ мой. Весьма кстати возгласилъ: живъ Господь, потому что упомянулъ о пререканіи людей, въ которомъ вопіяли, говоря: возми, возми, распни Его (Іоан. 19, 15).

И да вознесется Богъ спасенія моего. Хотя и смирилъ Себе, зракъ раба пріимъ, но Онъ превознесенъ. Это подобно сказанному: Богъ Его превознесе и дарова Ему имя, еже паче всякаго имени (Флп. 2, 7. 9).

(48). Богъ даяй отмщеніе Мнѣ, то-есть, наказывающій невѣрный народъ — іудеевъ. И покоривый люди подъ Мя, то-есть, язычники покорились Христу.

(49). Избавитель Мой отъ врагъ Моихъ гнѣвливыхъ, то-есть, отъ народа невѣрнаго. Враги гнѣвливые — народъ іудейскій, съ ругательствомъ называвшій Его самаряниномъ. А мужъ неправеденъ — Іуда и Пилатъ, безвинно осудившій на смерть.

(50). Сего ради исповѣмся Тебѣ во языцѣхъ, Господи. Поелику содѣлалъ Ты и то и другое; то, говоритъ Пророкъ, когда самъ Ты, Господи, призовешь язычниковъ, чрезъ нихъ исповѣмся Тебѣ, потому что будутъ они воспѣвать сложенныя мною пѣснопѣнія. И не только исповѣмся, но и возвеличу спасеніе царя ихъ, т. е. царя язычниковъ. Возвеличу, то-есть громко возвѣщу всѣмъ спасеніе, которое содѣлалъ еси посредѣ земли (Псал. 73, 12). И это содѣлалъ Ты, творя милость помазанному народу Своему; потому что мы помазаны въ царское священіе (1 Петр. 2, 9). Творя же милость народу и мнѣ Давиду, уготовляешь оную и Ему и сѣмени моему. Ибо и народъ изъ язычниковъ есть Давидово же сѣмя; потому что и они содѣлались чадами Того, Кто отъ сѣмени Давидова по плоти.

Источникъ: Творенiя иже во святыхъ отца нашего Аѳанасiя Великаго, Архiепископа Александрiйскаго. Часть четвертая. / Изданiе второе исправленное и дополненное. — СТСЛ.: Собственная типографія, 1903. — С. 77-87.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0