Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 15 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Аѳанасiй Великiй (†373 г.)
Толкованіе на псалмы.

Изъясненіе псалма 18-го.

(1). Въ конецъ, псаломъ Давиду. Настоящій псаломъ содержитъ въ себѣ первоначальное ученіе, предлагаемое язычникамъ отъ лица Апостоловъ; потому и говорится, что и небо, и солнце, и прочія стихіи, у язычниковъ почитавшіяся великими богами, пѣснословятъ Творца своего.

(2). Небеса повѣдаютъ славу Божію. Это подобно сказанному: невидимая бо Его отъ созданія міра творенми помышляема видима суть, и присносущная сила Его и Божество (Рим. 1, 20).

(3). День дни отрыгаетъ глаголъ, и нощь... День и ночь, говоритъ, чинно и стройно уготовляютъ теченіе другъ другу, и самымъ дѣломъ проповѣдуютъ Создателя своего.

(4). Не суть рѣчи, ниже словеса. Чтеніе съ знакомъ препинанія; возражающій прерываетъ рѣчь. Возраженіе же таково: и конечно, не говорятъ? Посему отвѣтствуетъ: развѣ нѣтъ такихъ вещей, которыя, и не издавая гласа, проповѣдуютъ о художникѣ? Конечно есть; ибо и въ хорошо устроенномъ кораблѣ видно искусство кораблестроителя; а тоже видимъ и въ другихъ вещахъ. Посему, выше исчисленныя созданія своею великостію, красотою, благоустройствомъ проповѣдуютъ Создателя, такъ-что во всю землю изыде вѣщаніе ихъ.

(5). Въ солнцѣ положи селеніе Свое. Въ солнцѣ, говоритъ, положи селеніе или домъ. Гдѣ же это, какъ не въ упомянутомъ выше небѣ и на тверди? Сей домъ наименовалъ и чертогомъ. Какъ день и ночь чиннымъ согласіемъ своимъ проповѣдуютъ Создателя, такъ солнце тѣмъ, что стройно совершаетъ теченіе свое, возвѣщаетъ силу Правящаго имъ.

(8). Законъ Господень непороченъ, обращаяй души, то-есть, законъ евангельскій. Но какъ язычники, упомянутыми выше стихіями наставленные уже, что Создатель единъ, научаются наконецъ и евангельскому закону; такъ и души всѣхъ язычниковъ обратятся къ истинѣ. Свидѣтельство Господне вѣрно, умудряющее младенцы, — то свидѣтельство, которое далъ о Себѣ Единородный: Азъ свѣть въ міръ пріидохъ (Іоан. 12, 46); и: Азъ отъ Отца изыдохъ, и иду ко Отцу (Іоан. 16, 28); и: Азъ есмь животъ (Іоан. 14, 6), умудряющій младенцевъ, утверждающій Апостоловъ. Или, младенцами называетъ содѣлавшихся младенцами о Христѣ, и людей неразумныхъ и неискусныхъ въ мудрости.

(9). Оправданія Господня права, веселящая сердце, разумѣетъ оправданіе наше на судѣ. Ибо, производя надъ нами судъ, изгналъ князя вѣка, давъ намъ веселіе въ сердцѣ. Заповѣдь Господня свѣтла, просвѣщающая очи, то-есть, очи ума. Она далеко распространяетъ лучи свои.

(10). Страхъ Господень чистъ, пребываяй въ вѣкъ вѣка. Это сказано какбы въ противоположеніе страху подзаконному, который имѣетъ въ виду наказаніе. Наша чистота есть воздержаніе отъ грѣховъ. Посему и страхъ называется чистымъ, такъ-какъ дѣлаетъ онъ чистыми, потому что по страху Господню человѣкъ уклоняется отъ зла. Но поелику страхъ вѣченъ, то вѣчными дѣлаетъ и тѣхъ, въ комъ бываетъ онъ.

(12). Ибо рабъ Твой хранитъ я. Новый народъ, сподобившійся тайноводства евангельскихъ законовъ и давшій обѣтъ хранить истинные суды, возсылаетъ молитву, чтобы оказаться ему чистымъ и въ помыслахъ ума, а также избавиться отъ демоновъ, нападающихъ отвнѣ. Внегда сохранити я воздаяніе много. Ибо наградою за сохраненіе будутъ блага, ихже око не видѣ, и ухо не слыша, и на сердце человѣку не взыдоша (1 Кор. 2, 9).

Источникъ: Творенiя иже во святыхъ отца нашего Аѳанасiя Великаго, Архiепископа Александрiйскаго. Часть четвертая. / Изданiе второе исправленное и дополненное. — СТСЛ.: Собственная типографія, 1903. — С. 87-89.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0