Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 14 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Аѳанасiй Великiй (†373 г.)
Толкованіе на псалмы.

Изъясненіе псалма 21-го.

(1). Въ конецъ, о заступленіи утреннемъ, псаломъ Давиду. Предлагаемый псаломъ поется о заступленіи утреннемъ, то-есть, о томъ, что единородное Божіе Слово, по написанному, Востокъ свыше (Лук. 1, 78), возсіявъ, освободило насъ отъ нощи и темноты діавольской. Или, заступленіемъ утреннимъ именуетъ и время воскресенія Спасителева; ибо Христосъ возсталъ зѣло рано (Лук. 24, 1), естеству человѣческому проложивъ путь къ нетлѣнію. Псаломъ же этотъ воспѣваетъ самъ Христосъ отъ лица человѣчества, и ясно изображаетъ намъ, чтó пострадалъ Онъ отъ іудеевъ во время распятія.

(2). Боже Боже мой, вонми Ми, вскую оставилъ Мя еси? Это говоритъ Спаситель отъ лица человѣчества, и, чтобы положить конецъ клятвѣ и обратить Отчее лице къ намъ, проситъ Отца призрѣть, къ Себѣ приложивъ нашу нужду; потому что мы были отвержены и оставлены за преступленіе Адама, нынѣ же воспріяты и спасены. Далече отъ спасенія словеса грѣхопаденій моихъ. Примѣчай опять, что во Христѣ лице человѣчества умоляетъ объ освобожденіи его отъ паденій, или отъ проступковъ, и отъ словесъ о нихъ. Явно же, что проситъ подобающей каждому правды.

(3). Боже мой, воззову во дни, и не услышиши: и въ нощи, и не въ безуміе мнѣ. Читать должно съ знакомъ препинанія. Показываетъ же намъ, что плодъ молитвы не безполезенъ; ибо сказано: не въ безуміе мнѣ, т. е. ясно знаю, что какъ-скоро воззову, Онъ услышитъ. Ибо обитая во святыхъ, которыхъ умъ къ Тебѣ устремленъ, содѣлываешься ихъ похвалою и славою.

(4). Ты же во святѣмъ живеши, хвало Израилева, то-есть Ты — или Тотъ, Кого восхваляетъ Израиль, или Тотъ, Кто самъ въ Себѣ — хвала.

(5). На Тя уповаша отцы наша: уповаша, и избавилъ еси я. Отцами своими по плоти называетъ патріарховъ и пророковъ. Показываетъ же и пользу упованія, говоря: и тѣ, которые прежде Меня по плоти, то-есть пророки, а также и патріархи, въ Тебѣ полагали надежду, ожидая Моего возсіянія, и не обманулись въ надеждѣ.

(7). Азъ же есмь червь, а не человѣкъ. Учитъ быть смиренномудрыми, а наипаче приходящихъ къ Богу. Поношеніе человѣковъ и уничиженіе людей. Евангелистъ ясно говоритъ, что это исполнилось на Немъ во время распятія, когда мимоходящіе кивали на Него главами и хулили Его, говоря: аще Сынъ еси Божій, спасися Самъ (Матѳ. 27, 40; Марк. 15, 30).

(10). Яко Ты еси исторгій Мя изъ чрева. Говоритъ это, потому что вочеловѣчился по благоволенію Отца. Ибо сказано: егда же пріиде кончина лѣта, посла Богъ Сына Своего, раждаемаго отъ жены (Гал. 4, 4). Называетъ же Отца Своего упованіемъ, и это говоря какъ человѣкъ. Ибо единаго Христа исторгъ Богъ изъ Маріи, прочіе же люди не исторгаются, а исходятъ, какъ сказано: изыде Исавъ, яко кожа косматъ (Быт. 25, 25).

(11). Къ Тебѣ приверженъ есмь отъ ложеснъ, отъ чрева... Опять молится какбы отъ лица человѣчества; потому что оставленъ Онъ и сонмомъ учениковъ. Потомъ предсказываетъ виды скорби.

(13). Обыдоша мя тельцы мнози, разумѣетъ правителей народа іудейскаго.

(15). Яко вода изліяхся, и разсыпашася вся кости Моя. Костями Своими называетъ святыхъ строителей тайнъ. Ибо, если Церковь есть тѣло Его, то связующихъ ее справедливо можемъ представлять себѣ костями. Слышимъ же, у Евангелиста сказано, что, по взятіи Его спирою воиновъ, ученики разсѣялись и бѣжали отъ Него, подобно водѣ разлитой по равнинѣ. И иначе: святые догматы Церкви суть кости премудрости, и ихъ-то законъ запрешалъ іудеямъ сокрушать во время Пасхи. Ибо сказано: и кости не сокрушите отъ него (Исх. 12, 46). Бысть сердце Мое яко воскъ таяй, — выраженіе, свойственное печали, такъ какъ написано: начатъ скорбѣти и тужити (Матѳ. 26, 37). Скорбѣлъ же о народѣ іудейскомъ и о предателѣ, потому что нечестіемъ своимъ предъ Нимъ ввергли себя въ погибель.

(16). Изсше яко скудель крѣпость Моя, и языкъ Мой прилпе гортани Моему. Этимъ изображаетъ Свою жажду на честномъ крестѣ, когда просилъ Онъ пить, и поднесли Ему оцетъ съ желчію. Почему и говоритъ: и языкъ Мой прилпе гортани Моему. И въ персть смерти свелъ Мя еси. Ибо, по благодати Божіей, за цѣлый міръ вкусилъ смерть; но не въ смерть, а въ персть смерти низведенъ Христосъ, яко не оставися душа Его во адѣ, ни плоть Его видѣ истлѣнія (Дѣян. 2, 31).

(17). Яко обыдоша Мя пси мнози. Опять означаетъ народныхъ правителей. Ископаша руцѣ Мои и нозѣ Мои. Говоритъ о гвоздяхъ, которыми пригвожденъ ко кресту.

(18). Исчетоша вся кости Моя, осязая (чтó и естественно было) все тѣло Его, и вымѣривая каждую кость, чтобы знать, гдѣ вонзить гвозди. Тіи же смотриша и презрѣша Мя, то-есть, смѣялись надо Мною. Говоритъ же это о червленой хламидѣ, о терновомъ вѣнцѣ, о трости вмѣсто скиптра.

(19). Раздѣлиша ризы Моя себѣ. Объ этомъ ясно написано въ Евангеліяхъ.

(20). Ты же, Господи, не удали помощь Твою отъ Мене. Премѣняетъ рѣчь Свою въ молитву. При Твоей, говоритъ, помощи и при Твоемъ заступленіи, возставъ по трехъ дняхъ, покажу суетность ихъ злоумышленія. И въ этомъ служитъ для насъ образцомъ, какъ должно призывать Бога въ искушеніяхъ, и не впадать въ уныніе, не ослабѣвать отъ скорбей.

(21). Избави отъ оружія душу Мою. Этимъ, т. е. оружіемъ, рукою песіею, устами львовыми и рогами единорожими изображаетъ злобу и безуміе іудеевъ. Оружіемъ можно назвать и діавола, который всегда старается уязвить. Душу же Свою называетъ единородною, потому что она отдѣлена и отлучена отъ прочихъ душъ (ибо всѣ души познали грѣхъ, а она не познала грѣха), а еще и потому, что она одна вмѣстѣ съ плотію всегда имѣетъ ѵпостасное единеніе съ Богомъ Словомъ. Ибо единъ есть Христосъ изъ двухъ противоположныхъ, совершенный Богъ и совершенный человѣкъ. Но будучи далекъ отъ тѣхъ (грѣшныхъ) душъ, Онъ приходитъ къ нимъ.

Но можетъ быть, что единородною называетъ и предстоящую Ему Церковь, потому что она не имѣетъ скверны, или порока (Ефес. 5, 27), восполняется изъ неукоризненныхъ по преспѣянію, изъ шестидесяти царицъ и осмидесяти наложницъ (Пѣсн. 6, 7). И изъ руки песіи единородную Мою. Рукою песіею называетъ и чтó сдѣлано этимъ псомъ, и самого пса. Ибо сказано: нѣсть добро отъяти хлѣба чадомъ, и поврещи псомъ (Матѳ. 15, 26).

(22). Спаси Мя отъ устъ львовыхъ, и отъ рогъ единорожъ смиреніе Мое. (23). Повѣмъ имя Твое братіи Моей, посредѣ Церкве воспою Тя. Ибо научилъ насъ вѣдѣнію Того, Кто по естеству и по самой истинѣ есть Богъ, и единосущнаго Ему Отца. И опять, какъ человѣкъ, вступаетъ въ единеніе посредствомъ Церкви.

(24). Боящіися Господа, восхвалите Его; все сѣмя Іаковле, прославите Его. Поелику Церковь состоитъ изъ язычниковъ и іудеевъ, то тѣхъ и другихъ возбуждаетъ къ пѣснословію, называя Іаковомъ и Израилемъ однихъ по прародителю, а другихъ по добродѣтели, которая достаточна, чтобы также украсить, какъ и родъ. Такъ, въ обычаѣ было именовать іудеями и приступавшихъ къ Закону изъ язычниковъ. Этому учитъ насъ исторія Дѣяній. Ибо божественный Павелъ въ рѣчи своей къ народу говорилъ такъ: мужіе израильтяне и боящіися въ васъ Господа (Дѣян. 13, 16).

(25). Яко не уничижи. Единородный ясно показываетъ Свои ради насъ заслуги.

(26). Отъ Тебе похвала Моя. Похвалою называетъ славословіе. Можно въ этомъ видѣть и то прославленіе Отцемъ, когда пріиде свыше гласъ: и прославихъ, и паки прославлю (Іоан. 12, 28). Или, какъ Я содѣлалъ Тебя вѣдомымъ для человѣковъ, такъ, безъ сомнѣнія, и Ты содѣлаешь, чтобы воздавалась Мнѣ та-же честь, то глаголя: Сей есть Сынъ Мой (Матѳ. 3, 17), то являя о Мнѣ Петру (16, 17) и прочимъ. Молитвы Моя воздамъ. Въ божественномъ Писаніи молитвою называется обѣтованіе. Посему, исполненіе послушанія Отцу, въ какомъ пребылъ Сынъ даже до смерти по плоти, можно также принять за исполненіе возданной Имъ Отцу молитвы.

(27). Ядятъ убозіи и насытятся. Этимъ выражается провозглашеніе призванія язычниковъ.

(28). И поклонятся предъ Нимъ вся отечествія языкъ. Хотя Онъ, какъ Богъ, есть Царь всѣхъ, но говорится, что будетъ царствовать надъ тѣми, которые на землѣ, потому что ихъ обратитъ отъ демонской прелести къ вѣрѣ въ Него, къ благодарности и правдѣ.

(29). Яко Господне есть царствіе, и Той обладаетъ языки. Богъ не іудеевъ только Богъ, какъ они думаютъ, но Творецъ всего человѣческаго естества. Это говоритъ и Апостолъ: или іудеевъ Богъ токмо, а не и языковъ? ей и языковъ. Понеже единъ Богъ, Иже оправдитъ обрѣзаніе отъ вѣры, и необрѣзаніе вѣрою (Рим. 3, 29-30).

(30). Ядоша и поклонишася вси тучніи земли, то-есть, вкусили духовной пищи. Тучными же называетъ ихъ по питательности божественныхъ словесъ. Предъ Нимъ припадутъ вси низходящіи въ землю. Это говоритъ, потому что вѣрующіе преклоняютъ предъ Нимъ колѣна. Но это были увѣровавшіе древле. Низходящіи въ землю, т. е. впадшіе въ гибель и тлѣніе, потому что не видѣли Господа.

И душа Моя Тому живетъ. (31). И сѣмя Мое поработаетъ Ему. Ибо свята и непорочна была жизнь, которую Христосъ совершилъ на землѣ съ плотію. Ибо Онъ одинъ не сотворилъ грѣха, хотя содѣлался подобенъ намъ, и принялъ на Себя грѣхолюбивую плоть. Подъ сѣменемъ же Божіимъ можно разумѣть тѣхъ, кого призвалъ Онъ чрезъ вѣру. Возвѣститъ Господеви родъ грядущій. И это возвѣщаетъ о язычникахъ.

(32). Людемъ родитися имущимъ, яже сотвори Господь. Это подобно сказанному: не отъ крове, ни отъ похоти плотскія, но отъ Бога родишася (Іоан. 1, 13).

Источникъ: Творенiя иже во святыхъ отца нашего Аѳанасiя Великаго, Архiепископа Александрiйскаго. Часть четвертая. / Изданiе второе исправленное и дополненное. — СТСЛ.: Собственная типографія, 1903. — С. 93-98.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0