Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 26 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Свт. Аѳанасiй Великiй (†373 г.)
Толкованіе на псалмы.

Изъясненіе псалма 30-го.

(1). Въ конецъ, псаломъ Давиду, изступленія. Давидъ воспѣваетъ предложенный псаломъ, какбы находясь еще въ покаяніи за грѣхъ и желая освободиться отъ него; впрочемъ, и какбы уже услышанный, возсылаетъ благодареніе и описываетъ, чтó было съ нимъ во время покаянія. Слово же «изступленія» означаетъ не иное что, но самый грѣхъ, отъ котораго душа какбы изступила отъ здравомыслія; почему и не надѣялась уже, что будетъ снова принята, но ясно говорила: (23) азъ же рѣхъ во изступленіи моемъ: отверженъ есмь отъ лица очію Твоею.

(2). На Тя Господи уповахъ... (3) Приклони ко мнѣ ухо Твое. Поелику вопль нашъ не достигаетъ въ высоту, то, по снисхожденію ко мнѣ, приклони ухо Твое.

(5). Изведеши мя отъ сѣти сея, юже скрыша ми. Ибо злоумышлявшіе противъ души его уловили его. Чѣмъ же? Грѣхомъ.

(6). Избавилъ мя еси, Господи Боже истины. Какъ услышанный уже, говоритъ это.

(7). Возненавидѣлъ еси хранящія суеты вотще. Суетами называетъ развлеченія настоящей жизни, занимаясь которыми трудимся надъ суетою. За хранящимъ суеты идетъ во слѣдъ тщета.

(8). Возрадуюся и возвеселюся, поправъ печаль и прочія страсти.

(9). И нѣси мене затворилъ въ рукахъ вражіихъ, т. е. не предалъ врагамъ. Поставилъ еси на пространнѣ нозѣ мои. Освободилъ Ты меня отъ скорби, далъ мнѣ покой и просторъ.

(10). Смятеся яростію око мое, душа моя и утроба моя. Какъ окомъ называетъ умъ въ душѣ, такъ утробою память въ душѣ, въ которую какъ въ утробу влагаемъ разумную пищу. Душа моя и утроба моя. Съ раздраженіемъ и великимъ гнѣвомъ отвратилъ я око свое отъ народа іудейскаго.

(11). Яко исчезе въ болѣзни животъ мой. Выражаетъ озабоченность сердца. Скудость въ самомъ необходимомъ истощила тѣло мое, потому что Сива и Верзеллій принесли Давиду пшеницу, и ячмень, и муку, и бобъ, и чечевицу, и медъ, и многое иное, также ковры и постели, принесли же это и снѣди для народа, говоря, что народъ страждетъ голодомъ и изнемогъ отъ жажды въ пустынѣ. И лѣта моя въ воздыханіихъ; то-есть, проводилъ я годы свои, воздыхая по причинѣ бѣдствій. Изнеможе нищетою крѣпость моя. Обнищавъ, лишаемый помощи Твоей за грѣхъ, изнемогъ я. И кости моя смятошася. Костями называетъ душевныя силы.

(12). Отъ всѣхъ врагъ моихъ быхъ поношеніе. Враги мои, говоритъ, поносили меня; знаемые мои боялись меня, и видящіе бѣжали отъ меня; потому что великое показалъ я покаяніе, изнуряя себя во вретищѣ и пеплѣ, день и ночь проливая слезы, а потому, когда бѣжали они, былъ я въ забвеніи, какъ дѣйствительно мертвый, казался подобнымъ сосуду погубленному. Выраженіе же: отъ всѣхъ — не имѣетъ значенія паче всѣхъ, но значитъ: поносимъ былъ всѣми, т. е. врагами. Такъ говоритъ и Акила: для всѣхъ враговъ моихъ сдѣлался поношеніемъ.

(13). Мертвъ же отъ сердца, кто лишенъ добродѣтелей.

(14). Яко слышахъ гажденіе многихъ живущихъ окрестъ. Гажденіемъ называетъ злоумышленіе, и говоритъ, что враги окружали его, злоумышляя противъ него. Пріяти душу мою совѣщаша. (15) Азъ же на Тя Господи уповахъ. Плѣняя душу, плѣняютъ сердце; потому что раздражительностію и похотѣніемъ умерщвляютъ умъ.

(16). Въ руку Твоею жребіи мои. Хотя враги злоумышляютъ, совѣщаваясь уловить душу мою, но жребіи мои сохранены въ рукахъ Твоихъ, и Ты воздашь мнѣ ихъ во время свое, потому что на Тебя уповаю. Посему и прошу избавить меня отъ враговъ въ настоящее время. Хотя враги, собравшись, замышляютъ мнѣ смерть, но я знаю, что Ты Богъ и охранитель мой. Избави мя изъ руки врагъ моихъ, и отъ гонящихъ мя. Бѣгай лукавства, говоритъ Апостолъ (Дѣян. 3, 26). Хотя преслѣдуетъ тебя лукавство, и именно — преслѣдуютъ и прелюбодѣяніе, и любостяжательность, и раздражительность, и гнѣвъ, однако-же прочее пусть остается назади.

(17). Просвѣти лице Твое на раба Твоего: спаси мя милостію Твоею. Съ Твоимъ пришествіемъ тотчасъ прекратится все скорбное. Это единственный способъ моего спасенія, если просвѣтишь лице Твое.

(18). Господи, да не постыжуся, яко призвахъ Тя. Изъ этого познаёмъ, какъ велика разность между грѣхомъ и нечестіемъ. Посему, великій Давидъ умоляетъ, какъ его самого освободить отъ стыда причиненнаго грѣхомъ, такъ со стыдомъ предать смерти живущихъ въ злочестіи.

(19). Нѣмы да будутъ устны льстивыя. Умоляю о томъ, чтобы онѣмѣли враги. А это будетъ, если просвѣтишь лице Твое.

(20). Коль многое множество благости Твоея, Господи! Какъ просвѣщенный уже Духомъ приноситъ благодареніе за будущее. Давиду же обычно для выраженія изумленія реченіе «коль» употреблять нерѣдко въ значеніи весьма. Великая благость Твоя, какую сберегаешь и хранишь для насъ. Ибо реченіе «скрылъ еси» употреблено вмѣсто «сохранилъ», какъ и въ сказанномъ: скры мя въ селеніи Своемъ (Псал. 26, 5). Вмѣсто же «сохранилъ», сказано: скрылъ еси, потому что сокрытое хранится. Содѣлалъ еси уповающимъ на Тя, т. е. сдѣлалъ въ надлежащее время.

(21). Скрыеши ихъ въ тайнѣ лица Твоего. Лице Твое бываетъ покровомъ уповающимъ на Тебя. Отъ мятежа человѣческа, покрыеши ихъ въ кровѣ отъ пререканія языкъ. Какбы покровомъ покроешь ихъ, такъ-что не повредятъ имъ вооружающіеся на нихъ словомъ, и не уловятъ ихъ нападающіе самымъ дѣломъ.

(22). Благословенъ Господь, яко удиви милость Свою во градѣ огражденія. Чрезъ меня, говоритъ, прославился Богъ; потому что, когда вокругъ меня стояли тысячи враговъ, и покушались, наподобіе великаго града, осаждать мою душу, Стражъ мой, оградивъ меня оплотомъ, явилъ чудную милость Свою.

(23). Азъ же рѣхъ во изступленіи моемъ: отверженъ есмь. Когда я уничижалъ себя въ бывшемъ со мною изступленіи, когда смятеся яростію око мое, тогда сокрушался я, какъ отверженный за грѣхъ мой. Но хотя и сказалъ я это, однако-же Ты, Человѣколюбецъ, не отринулъ служителя Твоего.

(24). Возлюбите Господа вси преподобніи Его. Обращаетъ рѣчь къ другимъ, оказанными ему благодѣяніями призывая и убѣждая и иныхъ къ исповѣданію. И воздаетъ излише творящимъ гордыню. Хотя и долготерпитъ гордымъ Господь, но и воздаетъ излише творящимъ гордыню.

Источникъ: Творенія иже во святыхъ отца нашего Аѳанасія Великаго, Архіепископа Александрійскаго. Часть четвертая. / Изданіе второе исправленное и дополненное. — СТСЛ.: Собственная типографія, 1903. — С. 111-115.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0