Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 30 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Похвальное слово [1], произнесенное аввой Александромъ [2], архіепископомъ Александрійскимъ, о святомъ Петрѣ, дѣвственникѣ и архіепископѣ того же города, который былъ замученъ за имя Господа нашего Іисуса Христа. Похвальное слово было произнесено въ часовнѣ святаго въ западной части города въ то время, когда праздновали день его славной памяти, каковой есть двадцать девятый день мѣсяца Атора [3].
Да пребудемъ въ мирѣ Господнемъ. Аминь.

Въ то время, какъ твоя славная память нынѣ осѣняетъ насъ, о мой святой отецъ, дѣвственникъ, архіепископъ и мученикъ Христовъ, святой авва Петръ, ея блистательные лучи просвѣщаютъ намъ разумъ и вдохновляютъ его на произнесеніе тебѣ словъ хвалы. Вѣдаю нищету моего разума и немощность моего языка; посему, приступая къ безграничному океану твоей славы, страшусь, что не возмогу воздать тебѣ по заслугамъ. Но вѣдаю также, о блаженнѣйшій, что ты примешь наши посильныя воздаянія, приносимыя отъ благихъ желаній, хотя и среди немощи; примешь, по примѣру Господа нашего Іисуса Христа, принявшаго благосклонно отъ бѣдной вдовы два обола (лепты. — Ред.) [4], ибо они составляли все ея достояніе. И я не помедлю высказать то, что буду въ состояніи сказать или, вѣрнѣе, — то, что будетъ мнѣ ниспослано по милости.

О славный праведникъ, явившійся на свѣтъ по обѣту, подобно Іоанну Крестителю! О ты, который явился какъ даръ Божій, подобно пророку Самуилу, и, подобно же пророку Самуилу, съ дѣтства былъ одаренъ благодатью пророчества и чудесныхъ откровеній! О ты, призванный къ первосвященству, подобно священнику Аарону, или, вѣрнѣе, поставленный выше Аарона, ибо онъ былъ священникомъ во образѣ, ты же былъ им въявѣ. О ты, одаренный благодатью исцѣленій, подобно Петру, первоверховному апостолу, твоему соименнику, отъ котораго ты унаслѣдовалъ полученную имъ власть вязать и рѣшить на Небесахъ! О ты, проповѣдовавшій подобно Павлу, укрѣпляя, какъ и онъ, твоими вселенскими посланіями, сердца вѣрныхъ изъ стада твоего! О ты, который, подобно Іоанну Богослову, заградилъ уста еретиковъ! О ты, который былъ убіенъ мечемъ за Христа, подобно Іакову, святому апостолу! Предавая себя самъ на смерть за Христа, ты поступилъ по примѣру Спасителя, Который Своей волей предсталъ передъ мучителями іудейскими, сказавъ имъ: Я Тотъ, Котораго вы ищете, — и положилъ душу за овцы Своя. Ты во всемъ взялъ себѣ въ образецъ Спасителя, полагая душу твою за стадо твое, похищая душу твою, чтобы предать ее мечу за стадо твое. Итакъ, да дерзаемъ, дѣти мои вѣрные, и да возрастимъ себя отнынѣ въ соотвѣтствіи съ этими словами моими и съ тѣмъ, что мнѣ довелось услышать и увидѣть.

Святой, память котораго мы празднуемъ нынѣ, авва Петръ, былъ рожденъ, какъ я уже говорилъ вамъ, подобно Іоанну Крестителю, и произошелъ отъ святаго отца именемъ Ѳеодосій, который былъ протопресвитеромъ въ Александріи. Что же касается его матери, то она принадлежала къ знаменитому роду и именовалась Софіей. Оба были праведны и непоколебимо слѣдовали всѣмъ заповѣдямъ правосудія Божія. Они не имѣли дѣтей, ибо жена была безплодна, и оба они вступили въ поздній возрастъ. И надлежитъ указать, были они, подобно Захаріи и Елисаветѣ, вѣрными служителями Божіими. Итакъ, однажды, когда они совершали святую службу въ храмѣ святыхъ апостоловъ Петра и Павла въ день ихъ памяти, каковой есть пятый день мѣсяца Епита [5], блаженнѣйшая жена встала предъ святилищемъ и предалась молитвѣ, говоря: «Боже Всемогущій, дарующій просимое нами, Ты, услышавшій Твою служанку Анну и даровавшій ей пророка Самуила, коего въ свой чередъ она даровала Твоему святому храму, — внемли также и моему моленію; даруй мнѣ плодъ и пусть онъ пребудетъ Твоимъ служителемъ навсегда». Послѣ сего она выступила впередъ и причастилась Святыхъ Таинъ, исполненная страха Божія.

Въ слѣдующую ночь она видѣла сонъ, который разсказала своему супругу. «Я увидѣла, — сказала она, — передъ собой двухъ людей въ одѣяніяхъ блистательныхъ, подобныхъ одѣяніямъ отца нашего Патріарха. При видѣ ихъ я весьма устрашилась. Они сказали мнѣ: «Не бойся, мы — тѣ, на мѣстѣ которыхъ ты вчера молилась Богу, мы — Петръ и Павелъ. Мы вознесли твои молитвы къ Богу, Господь внялъ имъ и сжалился надъ тобою, о жена праведная. Итакъ, завтра встань рано утромъ и иди къ архіепископу. Пусть онъ помолится за тебя, и просимое тобою вскорѣ будетъ тебѣ даровано». — И вотъ я сказала твоей святости, что я видѣла во снѣ. Итакъ, если ты благоволишь къ этому, то я пойду къ архіепископу и вѣрую, что, если онъ помолится за меня, то Богъ исполнитъ мольбу мою». Священникъ отвѣтилъ ей: «Господь да будетъ съ тобой!»

Итакъ, она встала рано утромъ и направилась къ вратамъ Патріархата, откуда отправила къ архіепископу иподіакона, сказавъ ему: «Передай отцу моему архіепископу, что я желала бы облобызать святыя ноги его». Иподіаконъ передалъ эти слова, и архіепископъ повелѣлъ ввести ее. Она облобызала святыя ноги его. Архіепископъ сказалъ ей: «Что съ тобою, дочь моя, и откуда ты?» — Она отвѣтила: «Я жена служителя твоего, Ѳеодосія, священника, хоть и недостойна сего. Господь лишилъ меня плода чрева моего, по грѣхамъ моимъ. Посему умоляю святыню твою помолиться за служанку твою и вѣрую, что Господь даруетъ мнѣ плодъ, который пріятенъ будетъ Господу». Тогда Патріархъ въ отвѣтъ сказалъ ей: «Да будетъ же такъ, какъ вѣруешь ты! Да исполнитъ Господь по моленію твоему, какъ исполнилъ по моленію Анны, матери пророка Самуила». Затѣмъ онъ благословилъ ее, и она удалилась въ мирѣ.

Вскорѣ послѣ того она зачала и произвела на свѣтъ сына. Объ этомъ возвѣстили архіепископу, который сказалъ: «Дайте ему имя Петра, главы апостоловъ, ибо я полагаю, что онъ станетъ вѣрнымъ оплотомъ вѣры православной и ходатаемъ за всѣхъ христіанъ» [6].

Когда сынъ достигъ возраста семи лѣтъ, отецъ и мать взяли его и принесли въ даръ Церкви, какъ пророка Самуила, котораго родители отвели въ храмъ къ подножію первосвященника Илія. Они сказали архіепископу: «Вотъ плодъ твоихъ моленій, пусть онъ будетъ навсегда служителемъ Божіимъ!» — Архіепископъ сказалъ: «Да благословитъ васъ Господь Іисусъ Христосъ и да возраститъ Онъ рогъ [7] вашего плода, какъ апостола Петра!»

Итакъ, архіепископъ держалъ мальчика подлѣ себя, какъ сына своего возлюбленнаго. Онъ отправилъ его въ училищѣ, гдѣ по прошествіи непродолжительнаго времени мальчикъ изучилъ всю премудрость мірскую. Тогда онъ сдѣлалъ его чтецомъ и оставилъ его при себѣ, въ уединенномъ мѣстѣ, чтобы онъ могъ выучить наизусть и Ветхій, и Новый Завѣтъ, что съ помощью Божіей отрокъ изучилъ за шесть лѣтъ. Отрокъ былъ преисполненъ Святаго Духа Божія; онъ умѣлъ такъ произносить священные тексты, что всѣ прихожане заранѣе приходили въ церковь, привлекаемые очарованіемъ его чтенія [8].

Вотъ, однажды въ церковь вошла женщина, одержимая духомъ нечистымъ. Духъ нечистый вопилъ въ ней: «Не изыду, если только Петръ, чтецъ, не вознесетъ молитвъ». Тогда архіепископъ призвалъ его и сказалъ: «Петръ, пойди и исцѣли ту женщину». Но онъ зарыдалъ и сказалъ: «Прости меня, отецъ мой святый, я не достигъ подобной степени совершенства; этотъ демонъ лишь играетъ со мной». Архіепископъ сказалъ ему: «Внемли мнѣ, сынъ мой, и не будь непослушливъ». Тогда святой Петръ въ смиреніи сердца и въ послушаніи, взявъ воды, принесъ ее для благословенія архіепископу, затѣмъ пошелъ и возлилъ ее на женщину, сказавъ: «Во Имя Господа нашего Іисуса Христа, Сына Бога Живаго, Распятаго во спасеніе всего міра, и въ силу молитвъ отца моего святаго, изыди изъ женщины этой и не возвращайся болѣе». И тотчасъ демонъ изшелъ изъ нея на глазахъ у всѣхъ во образѣ пламени огненнаго. И присутствовавшіе при семъ вознесли хваленіе Господу, говоря: «Поистинѣ, рука Господня пребываетъ на отрокѣ этомъ».

Въ тѣ времена возсталъ еретикъ именемъ Савеллій, основатель секты безбожной, ограничивавшій Божество одной Ипостасью и однимъ Лицомъ. Вотъ что вѣщали уста его, заслужившіе того, чтобы ихъ заградить: «Отецъ есть также Сынъ и Святой Духъ; имѣется лишь одна Ипостась». И по этой причинѣ онъ въ своемъ нечестіи потребовалъ, чтобы не говорилось болѣе: «Во Святой Троицѣ», — но говорилось вмѣсто этого: «Отецъ, Сынъ, Святой Духъ» — какъ будто было лишь одно Лицо. Его заблужденіе соблазняло многихъ въ этомъ городѣ.

Его послѣдователи пришли съ великой надменностью ко вратамъ церковнымъ, желая начать диспутъ; и архіепископъ для опроверженія ихъ безумныхъ сужденій выслалъ къ нимъ Петра. Когда онъ вышелъ къ нимъ, то нечестивцы принялись насмѣхаться надъ нимъ, говоря: «Взгляните, какъ сей (архіепископъ) поступаетъ съ нами! Не только самъ не выходитъ, чтобы говорить съ нами, но и отправилъ къ намъ самаго молодого и самаго ничтожнаго (изъ своихъ клириковъ)». Святой Петръ взялъ слово и проговорилъ голосомъ пророческимъ: «Если имѣете что-либо сказать, то говорите; если же нѣтъ, замолчите и не богохульствуйте». И тотчасъ всѣ они замолчали, какъ будто пораженные громомъ; лица ихъ повернулись вспять, и они внушили ужасъ всѣмъ, глядѣвшимъ на нихъ. Толпа вѣрныхъ, видя все происшедшее, изгнала ихъ вонъ изъ города, говоря: «Исторгните этихъ нечестивыхъ изъ нашего лона; прогоните этихъ волковъ прочь отъ насъ». Тогда архіепископъ разослалъ по всему Египту опредѣленіе, въ которомъ значилось, что всякій, кто скажетъ: «Отецъ, Сынъ, Святой Духъ», какъ будто Святая Троица есть лишь одно Лицо, да будетъ анаѳема! Что же до насъ, то мы говоримъ: «Отецъ, Сынъ и Святой Духъ, (ибо есть) три Ипостаси или Лица, но одно Божество, одна Сущность, одинъ Господь; (однимъ словомъ) Троица во единствѣ».

Благодать Божія почивала на святомъ Петрѣ. Потому онъ былъ призванъ къ различнымъ степенямъ служенія вплоть до священства архіепископами Александрійскими, включая святаго Ѳеону, которому онъ наслѣдовалъ на архіепископской каѳедрѣ. О, сколь многочисленныя исцѣленія даровалъ Господь по молитвамъ святаго Петра за чистоту его тѣла, его души, его разума. И нѣсколько разъ онъ удостоился лицезрѣть Сына Бога Живаго на Престолѣ, дающаго рукою архіепископа причастіе вѣрнымъ, которые были достойны этого. Однажды нѣкій человѣкъ приступилъ къ причастію Святыхъ Таинъ Господа нашего Іисуса Христа. Но когда архіепископъ, святой Ѳеона, протянулъ руку, чтобы причастить этого человѣка, Петръ увидѣлъ, какъ рука Сына Божія воспрепятствовала архіепископу совершить причащеніе. Петръ услышалъ при этомъ гласъ Божій, повелѣвавшій: «Архіепископъ, не причащай его, ибо онъ недостоинъ принятія Моего Святаго Тѣла». Тогда архіепископъ сказалъ человѣку: «Сынъ мой, ты не сможешь пріобщиться къ этимъ Страшнымъ Тайнамъ, пока ты не очистишься отъ грѣха». Потомъ, обращаясь ко всѣмъ присутствующимъ, архіепископъ сказалъ: «Итакъ, всегда, когда милосердный Господь, въ Своей любви къ людямъ, даруетъ вамъ раскаяніе, — очистите себя, передъ тѣмъ, какъ приступить сюда, дабы не получить вамъ вмѣсто прощенія великой кары». Кромѣ архіепископа и святаго Петра, никто изъ присутствовавшихъ не удостоился видѣть это чудо.

Потомъ архіепископъ Ѳеона занедужилъ. Когда онъ, подобно всякому человѣку, былъ близокъ къ кончинѣ, всѣ люди, клирики и почти все населеніе города собрались къ нему, рыдая и говоря: «Куда уходишь ты, отецъ нашъ, оставляя насъ въ это смутное время? На кого ты обрекаешь насъ?» — Архіепископъ отвѣтилъ имъ: «Надѣйтесь, дѣти мои, ибо Господь уже избралъ того, кто будетъ праведно руководить вами. То, что я скажу вамъ, неразумно, но я не могу скрывать того. Сегодня ночью, когда я бодрствовалъ, хотя и пребывалъ въ постели по причинѣ болѣзни, я читалъ псалмы. Когда я кончилъ малую службу, единственную, которую мои силы позволили мнѣ совершить, то я легъ, вытянувшись въ постели, и вознесъ молитву Господу о дарованіи пастыря стаду Его. Тогда явился мнѣ Царь, Господь Славы, и сказалъ мнѣ: «Добрый садовникъ сада духовнаго, вручи садъ Петру, священнику, дабы онъ поливалъ его, а самъ явись отдохнуть вмѣстѣ съ отцами твоими». Простите мнѣ, дѣти мои возлюбленные, мое неразумѣніе, но я не могу скрывать отъ васъ, отъ всего великаго собранія, истину Божію, которая въ моемъ сердцѣ. Я не сдержалъ устъ своихъ, я объявилъ вамъ истину Божію». И тогда всѣ вскричали въ одинъ голосъ: «Достоинъ, достоинъ, достоинъ! Онъ поистинѣ достоинъ принятія сана архіепископскаго». — Тогда архіепископъ сказалъ Петру: «Мужайся и надѣйся, сынъ мой, и добрѣ взращивай садъ Господа твоего». — Но Петръ простерся лицомъ на землю и зарыдалъ, говоря: «Я недостоинъ и не имѣю силъ для столь великаго труда». — Архіепископъ сказалъ: «Это Господь повелѣваетъ тебѣ, не станемъ противостоять Ему. Тотъ, Кто избралъ тебя, дастъ тебѣ силы». Сказавъ такъ, авва Ѳеона проговорилъ: «Миръ да будетъ со всѣми вами!» Потомъ, возведя очи къ небу, онъ сказалъ такъ: «Се Царь Славы и Его святые Ангелы!» И такъ онъ отошелъ къ Тому, Кого любилъ, къ Господу нашему Іисусу Христу, во второй день мѣсяца Тобія въ мирѣ Господнемъ. Аминь.

Послѣ этихъ событій святой Петръ, избранный Богомъ Всемогущимъ, занялъ престолъ архіепископскій. Когда онъ принялъ бразды правленія кораблемъ духовнымъ, то корабельщиковъ онъ уравнялъ въ причастности къ богатству Всемилостиваго Бога; ибо онъ направилъ ихъ плаваніе къ надежнымъ пристанямъ, т. е. ко Святымъ Евангеліямъ, наставляя корабельщиковъ руководствоваться содержащимися въ Евангеліяхъ священными наставленіями. Благодаря святителю бѣдные, получая милостыню, становились равны богатымъ, а богатые ни въ чемъ не рознились отъ бѣдныхъ во всѣхъ дѣлахъ, угодныхъ Господу.

Α нынѣ слѣдуетъ мнѣ разсказать вамъ еще объ одномъ чудѣ, которое было совершено святымъ Петромъ во славу Божію. Жилъ въ городѣ нѣкій человѣкъ, у котораго руки были такъ сжаты, что онъ ни коимъ образомъ не могъ ихъ вытянуть. Во время службы онъ явился въ церковь, желая причаститься Святыхъ Таинъ изъ рукъ архіепископа. Онъ потянулся впередъ, чтобы принять ихъ въ уста, ибо руки его были сжаты, но архіепископъ сказалъ ему: «Протяни руки твои и пріими». И тотчасъ руки его обрѣли гибкость, онъ вытянулъ руки, принялъ Святыя Тайны и воздалъ благодареніе Богу. И весь народъ, который видѣлъ это, поразился и прославилъ Господа.

Тогда еще былъ миръ для Церкви, и христіане пользовались нѣкоторой свободой (исповѣданія истинной вѣры). Діаволъ не могъ перенести этого и поднялъ противъ насъ ужасное гоненіе при помощи нечестиваго царя Діоклитіана. Этотъ царь пролилъ много крови въ Африкѣ, въ Мавританіи, въ Египтѣ и въ Азіи за исповѣданіе Имени Христова. Посему святой Петръ удалился въ Месопотамію вмѣстѣ со мной и съ моимъ отцомъ Ахиллой. Когда мы явились въ одинъ городъ, чтобы жить тамъ, архонтъ призвалъ насъ и спросилъ у архіепископа: «Какова твоя вѣра? Почему ты явился сюда?» — Святой Петръ отвѣтилъ ему: «Я военачальникъ, я слѣдую изъ города въ городъ, чтобы препоясывать воиновъ для Царя моего, Христа». Архонтъ сказалъ въ отвѣтъ: «А гдѣ же съѣстные припасы, которые ты имъ доставляешь? Гдѣ оружіе твоего ополченія? Гдѣ пребываетъ твой царь?» — Блаженнѣйшій архіепископъ отвѣчалъ: «Оружіе моей рати суть печать священная и Крещеніе возрожденія. Пища, которую Христосъ даруетъ Своимъ воинамъ — явленіе (въ нихъ) Святаго Духа, соотвѣтственно тому, что есть благополезно для человѣка; одному нашъ Царь даруетъ слово премудрости, другому — слово разумѣнія, иному же милость исцѣленій. Когда же закончатъ они битву, то дастъ нашъ Царь Своимъ воинамъ богатства Небесныя; ибо Онъ, Царь нашъ, пребываетъ на Небесахъ». Тогда архонтъ и люди города сказали: «Поскольку говоришь ты, что твой царь даруетъ милость исцѣленій, то вотъ, мы приведемъ къ тебѣ слѣпого. И если ты откроешь ему глаза, то всѣ мы увѣруемъ во Христа». И они привели слѣпого. Святой Петръ коснулся глазъ его и сказалъ: «Во Имя Господа нашего Іисуса Христа, Сына Бога Живаго, виждь!» И глаза слѣпого раскрылись. О, сколько криковъ раздалось тогда на этомъ мѣстѣ! Всѣ вопіяли: «Единъ есть Христосъ, Богъ христіанскій! Даруй намъ печать Христову; да препоясуютъ насъ въ воины Сего Царя истиннаго, Іисуса Христа, Господа нашего». И весь остатокъ дня того святой наставлялъ народъ во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. И были тамъ миріады людей.

Когда были мы еще въ этой странѣ, сатана возбудилъ и иныя волненія противъ Церкви. Некий Мелетій, епископъ Сіутскій, вознамѣрился завладѣть архіепископіей. Посчитавъ, что удаленіе аввы Петра изъ Александріи есть обстоятельство, благопріятное для его цѣлей, онъ явился въ Александрію и возсѣлъ на престолъ. И такова была его дерзость, что онъ безстыдно совершилъ это нечестивое дѣяніе. Но Господь возвѣстилъ ему: «Ты не будешь имѣть въ этомъ никакой чести, никакого наслѣдія. Я положу узду на уста твои. Я помѣщу кольцо въ носъ твой и уведу тебя съ того пути, по коему ты хотѣлъ шагать. Болѣе того, Я возьму у тебя и то, что ты имѣешь». И это случилось. Ибо какъ только стало нѣсколько спокойнѣе, святой Петръ вернулся въ Александрію и изгналъ Мелетія; презрѣнный бѣжалъ и совершилъ дѣянія, противорѣчащія канонамъ; но, какъ вы знаете, онъ не замедлилъ воспріять кару за свое беззаконіе.

И еще этотъ Арій, священникъ изъ клира александрійскаго, этотъ отвратительный человѣкъ, который нынѣ удручаетъ насъ. Вы знаете, какъ онъ открыто возсталъ противъ Бога, какъ, увлекшись заблужденіемъ Оригена [9], вѣщалъ своими устами, достойными быть загражденными, — что Сынъ Божій есть созданіе. Хотя я вамъ объ этомъ еще не говорилъ, но ваше достоинство освѣдомлено о томъ, какъ отецъ нашъ Петръ отлучилъ его отъ Церкви. Болѣе того, Самъ Сынъ Бога Живаго явился святому Петру и сказалъ ему: «Укажи сынамъ твоимъ, которые тебѣ наслѣдуютъ (т. е. Ахилле и мнѣ недостойному), укажи имъ, — сказалъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ, — не принимать его (въ лоно Моей Церкви), ибо онъ чуждъ Мнѣ въ вѣкѣ семъ и пребудетъ чуждъ въ вѣкѣ будущемъ». О словахъ этихъ святѣйшій отецъ нашъ возвѣстилъ намъ, когда пребывалъ въ темницѣ въ ожиданіи своей мученической кончины, когда уже завершилъ свой жизненный путь, сохранивъ вѣру православную. Ибо милосердый Господь пожелалъ добавить къ вѣнцу его ангельской жизни и къ вѣнцу архіепископскому также и третій вѣнецъ, вѣнецъ мученичества. Поистинѣ онъ былъ достоинъ также и сего вѣнца, какъ вы знаете о томъ. Что же касается его мученичества и наставленій, которыя онъ преподалъ намъ по поводу Арія неистоваго, а также его самопожертвованія, когда онъ предалъ себя на смерть за Христа, — то вы знаете обо всемъ этомъ. Все это описано въ его мартирологѣ.

Мы разсказали вамъ объ этомъ немногомъ, въ мѣру нашей немощи, оставивъ въ сторонѣ множество деталей съ тѣмъ, чтобы рѣчь наша не затянулась. Кое-что изъ разсказаннаго мы узнали отъ нашихъ предшественниковъ, кое-что мы видѣли собственными глазами. Я вовсе не стремился преувеличить славу этого святаго, я стремился лишь принести пользу намъ, говорящимъ, и вамъ, слушающимъ, ибо самъ онъ уже воспріялъ на Небесахъ почести неизреченныя. Да сподобимся и мы, по святымъ его молитвамъ, заслужить такія же почести, завершивъ жизнь нашу въ непорочности во славу Отца и Сына и Святаго Духа, Жизнодавца, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ! Аминь.

Примѣчанія:
[1] Похвальное слово опубликовалъ французскій изслѣдователь Анри Иверна (H. Hyvernat. Les actes des martyrs de l’Egypte tires des manuscrits coptes de la Bibliotheque Vaticane et du Musee Borgia, t. 1, Paris. 1886, pp. 247-262) по коптской рукописи (Cod. Vat. Copt. 62, f. 189-198) параллельно съ французскимъ текстомъ, въ переводѣ съ котораго и предлагается данное Слово. Въ концѣ Слова имѣется фраза, являющаяся, по-видимому, автографомъ писца: «Господи, милостивъ буди къ рабу Твоему, діакону Гавріилу Космету. Аминь».
[2] Святитель Александръ смѣнилъ въ 312 году на Александрійскомъ престолѣ Ахиллу, бывшаго очень недолго послѣ Петра, и извѣстенъ, какъ ревностный защитникъ Православія противъ аріанства. Онъ былъ главою александрійской делегаціи на Первомъ Вселенскомъ Соборѣ въ Никеѣ въ 325 году.
[3] Такъ какъ въ Египтѣ существовалъ офиціальный годъ, имѣвшій всѣ 12 мѣсяцевъ по 30 дней съ добавочными пятью днями, а, кромѣ того, употреблялся «еще и народный Лунный календарь изъ мѣсяцевъ перемѣнной длины въ 29 и 30 дней», то 29 атора могло приходиться или на 28 или 27 ноября. Дата памяти святителя Петра позднѣе могла измѣняться, возможно, изъ-за совпаденія 25 ноября съ отданіемъ Введенія и празднованія другимъ святымъ. Наиболѣе суммированы данные различныхъ мѣсяцеслововъ по этому вопросу въ статьѣ Ж. М. Соже. Въ ней говорится: «Почитаніе святаго Петра засвидѣтельствовано уже въ первыхъ богослужебныхъ календаряхъ, при этомъ даты памяти всегда близки къ 25-му ноября, но нѣсколько варьируются. Въ Сирійскомъ Мартирологѣ IV вѣка его память отмѣчается 24 тишрина (11/24 ноября). Въ Мартирологѣ святаго Іеронима она помѣчена 23, 25, 26 и 27 ноября. Напротивъ, въ Византійскихъ синаксаріяхъ сохранилась традиціонная дата 25 ноября. Въ Александрійскомъ синаксаріи Михаила, епископа Атрибскаго и Малигскаго, память святаго мученика помѣчена 21 хатура. Въ этомъ календарѣ, кромѣ того, 1-е амшира (26 января) помѣчена дата освященія Церкви въ честь святаго Петра. Дата 25 ноября (= 17 tre ) помѣчена также въ армянскомъ синаксаріи Теръ-Израэля, а въ грузинскомъ календарѣ Синайской рукописи, №34 (X вѣкъ) память святаго Петра отмѣчена 25 ноября, 18 апрѣля и 7 іюля.
Сирійскіе календари, опубликованные Ф. Нау, указываютъ очень различныя даты памяти святаго Петра: 25 ноября, 26 ноября, 25 декабря, 29 мая. Въ Сирійскомъ мартирологѣ Раббана Шлибы также фигурируютъ разныя даты: 23 октября, 20 декабря, около 19 ноября и 29 мая (переходящія даты) съ указаніемъ, въ какой день произошелъ его выходъ изъ темницы черезъ брешь въ стѣнѣ. Что же касается календаря изъ папируса, обнаруженнаго въ Оксиринхѣ (535-536 гг.), то тамъ память святаго Петра помѣчена 28 декабря.
На западѣ, во времена Неаполитанскаго Мраморнаго календаря (IX вѣкъ), возвратились къ традиціонной датѣ 25 ноября. И уже Беда въ своемъ мартирологѣ сохранилъ эту дату, къ которой пріурочилъ пространное Похвальное слово святому Петру, источникомъ для котораго послужила «Церковная Исторія» Евсевія въ латинскомъ переводѣ Руфина. Флоръ, Адоній и Узуардъ сохранили ту же дату памяти святаго Петра, пріурочивъ къ ней Похвальное слово, находящееся подъ большимъ вліяніемъ сочиненія Беды; однако Адоній въ значительной мѣрѣ переработалъ упомянутое сочиненіе. Впослѣдствіи, въ связи съ тѣмъ, что 25 ноября отмѣчалась память святой Екатерины Александрійской, празднованіе памяти святаго Петра было перенесено на слѣдующій день. Такимъ образомъ, въ Римскомъ мартирологѣ 26 ноября помѣчена память святаго епископа и къ этой датѣ пріурочено краткое похвальное слово. — Bibliotheca sanctorum, t. X, Roma, 1968, p. 768.
[4] Оболъ (гръ. оβολος — четырехгранный стержень); названіе восходитъ къ тѣмъ временамъ, когда средствомъ денежнаго обращенія были желѣзные прутики (οβολοι), шесть штукъ которыхъ, зажатыхъ въ горсть, составляли драхму. Вѣсовая единица, серебряная, а впослѣдствіи мѣдная, монета въ Древней Греціи (1/6 драхмы). Вѣсъ серебрянаго аттическаго обола составлялъ около 0,73 г.
[5] 25 іюня = 1 Epeiph.
[6] Въ свѣтѣ этого становится болѣе понятной глубина нѣкоторыхъ выраженій изъ службы Петру: «Новый Петръ нѣкій намъ явился еси, истинно апостольскими сіяя дарованіи священнодѣтель же и свидѣтель страстей Владыки Твоего, всебогате». (Минея. Мѣсяцъ Ноемврій. М., 1895, л. 228). «Первостоятель лика ангельскаго Петръ явися, Божественный верховникъ, столпъ же мучениковъ былъ еси, всемудре богоносе, и священнодѣйствитель Божественныхъ таинствъ» (Тамъ же, л. 230 об.). «Рукою Божіею помазався во іерея, верховнаго соименне и дѣлы сопричастниче...» (Тамъ же, л. 232 об.). Объ этомъ же говоритъ Г. Милле, описывая миніатюру, изображающую Петра (табл. IV): «Святой изображенъ въ ростъ, въ фасъ, въ рукахъ держитъ Евангеліе, — т. е. въ такомъ видѣ, какъ изображали епископовъ въ синаксаряхъ или въ Церквахъ по стѣнамъ алтаря. Онъ черточка въ черточку напоминаетъ апостола Петра, отличаясь отъ него лишь тонзурой. Подобное же изображеніе мы встрѣчаемъ также на фрескѣ Спаса-Нередицы (Табл. V) (La vision de Pierre d’Alexandrie, p. 105). Вспомнимъ также выраженія изъ житія Петра Александрійскаго: «Петръ — начало Апостоломъ, Петръ же — конецъ мученикомъ». Великія Четіи-Минеи, с. 3352.
[7] το ϰερας (досл. — рогъ) — сила, крѣпость, преимущество, упованіе, надежда (Втор. 33, 17; 1 Цар. 2, 1. 10; 2 Цар. 22, 3; Псал. 74, 11; 88, 18. 25; 91, 11; 111, 9; 131, 17; 148, 14; Іер. 46, 48. 25; Плач. 2, 17; Іез. 29, 21; Лук. 1, 62).
[8] Несомнѣнно, что святой Петръ и въ святительскомъ званіи продолжалъ изучать Священное Писаніе, почему Евсевій Памфилъ и говоритъ, что онъ славно предстоятельствовалъ надъ александрійскими церквами и былъ красою епископовъ «какъ по доблестямъ своей жизни, такъ и по своимъ занятіямъ въ Священномъ Писаніи» (Сочиненія Евсевія Памфила, т. 1. СПб., 1858, с. 473).
[9] Благодаря дѣятельности священномученика Петра уменьшилось вліяніе идей Оригена въ Александріи. Объ этомъ см.: Ζ. B. Radford. Three teachers of Alexandria: Theognosfus, Pierius and Peter. Α study in the early history of origenism and antiorigenism. Cambridge, 1908, pp. 58-86.

Печатается по изданiю: Похвальное слово, произнесенное аввой Александромъ, архіепископомъ Александрійскимъ, о святомъ Петрѣ, дѣвственникѣ и архіепископѣ того же города, который былъ замученъ за имя Господа нашего Іисуса Христа. // «Журналъ Московской Патріархіи». – 1979. – №10. – с. 71-75.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0