Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 28 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ, заслужившій своими высокими поученіями названіе Сирскаго пророка и учителя, родился въ началѣ IV вѣка въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитывали своего сына въ страхѣ Божіемъ. Но лѣта юности не прошли для Ефрема безъ нѣкоторыхъ увлеченій и преткновеній. Отъ природы пламенный, онъ былъ раздражителенъ и въ юности своей, какъ самъ онъ говорилъ, нерѣдко ссорился, поступалъ безразсудно и сомнѣвался даже въ промыслѣ Божіемъ. Его напрасно обвинили въ похищеніи овецъ и посадили въ темницу. Здѣсь Ефремъ удостоился слышать голосъ, призывающій его къ благочестію. Оправданный на судѣ и освобожденный изъ темницы, онъ, увидѣвъ въ этомъ руку Божію, премудро правящую міромъ, оставилъ мысль о случайности совершающагося съ человѣкомъ и позналъ, что «есть Око, надъ всѣмъ назирающее» и карающее всякое преступленіе. Возвратясь домой, онъ оставилъ міръ и удалился въ горы къ преп. Іакову Низибійскому (см. 13 янв.). Подъ руководствомъ преп. Іакова онъ упражнялся въ строгихъ подвигахъ благочестія и усердно изучалъ Св. Писаніе. далѣе>>

Творенія

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
Писанія духовно-нравственныя.

1. Слово о добродѣтеляхъ и порокахъ [1].

Ублажаю вашу жизнь, христолюбцы, потому что она исполнена благаго дерзновенія, но окаянна собственная моя жизнь, потому что ни къ чему не потребна. Ублажаю васъ, возлюбленные; правымъ житіемъ своимъ содѣлались вы любезными Богу и Ангеламъ. Но кто оплачетъ меня, который раздражилъ Бога суетными дѣлами своими? Блаженны вы, за цѣломудренное свое поведеніе и за безмѣрную любовь свою наслѣдующіе рай. Дивлюсь вамъ, для душевной пользы не полѣнившимся совершить такой дальный путь. Еще же удивительнѣе для меня, что пришли вы къ человѣку, ничего не стоющему и осужденному за грѣхи, и у него требуете слово на пользу. Удивительное, подлинно, дѣло: — насыщенные пришли къ истаявающему голодомъ; увлаженные росою Духа пришли къ изсохшему отъ жажды; имѣющіе въ себѣ сладость добродѣтелей — къ исполненному грѣховной горечи; богатые — къ бѣдному; мудрые — къ невѣждѣ; чистые — къ оскверненному; здравые — къ немощному совѣстію; благоугождающіе Богу — къ раздражающему Его; свободные — къ плѣннику; рачительные — къ нерадивому! Вы достойны удивленія по добродѣтелямъ; а я неразумный бѣденъ ими. Вы, украшаясь воздержаніемъ, благоугождаете Богу; а я безпечный подлежу осужденію. Вы по добрымъ своимъ дѣламъ и похвальному цѣломудрію стали благоуханіемъ Христовымъ (2 Кор. 2, 15); а я по своей изнѣженности и лѣности весь сталъ зловоніемъ. Итакъ подлинно удивительно, что, обладая столькими преимуществами, пришли вы ко мнѣ, который самъ себѣ не могу быть полезенъ.

И разумно поступили вы, христолюбцы, вознамѣрившись стать опорою моей изнѣженности, содѣлать рачительною мою лѣнивую душу, послужить опорою и подкрѣпленіемъ моему нерадѣнію; потому что сами вы, какъ совершенные, ни въ чемъ не имѣете недостатка.

Поелику же, водясь смиренномудріемъ, требуете слова на пользу у меня — человѣка ничего не стоющаго, и, желая обличить жизнь мою, приказываете это сдѣлать мнѣ самому: то, чтобы принести плодъ послушанія, скажу слово, но скажу со стыдомъ. Ибо, если вамъ начну подавать совѣты, то буду самъ себя осуждать. И если другихъ начну обличать, то буду самъ себя обвинять. Тогда по праву будетъ мнѣ сказано слово Спасителя: врачу, исцѣлися самъ (Лук. 4, 23).

Но поелику тотъ же Господь и Спаситель всѣхъ сказалъ: вся, елика аще рекутъ вамъ творити, творите: по дѣломъ же ихъ не творите (Матѳ. 23, 3); то, хотя и нечистъ я, однако же умѣю подать правый совѣтъ; почему, обративъ взоръ на ангельское житіе сіе, ублажилъ я каждое его преимущество. Да и кто живущаго право и благоугодно и ведущаго себя цѣломудренно не ублажитъ по причинѣ уготованныхъ ему безконечныхъ и безмѣрныхъ благъ? И кто не станетъ плакать о человѣкѣ, который живетъ нерадиво, за жалкія дѣла свои находится внѣ небеснаго царствія, и за безпечность свою извергнутъ изъ брачнаго онаго чертога (Матѳ. 25, 11)?

1. О страхѣ Божіемъ.

Блаженъ тотъ человѣкъ, который имѣетъ въ себѣ страхъ Божій. Онъ явно ублажается и Святымъ Духомъ. Блаженъ мужъ, бояйся Господа (Псал. 111, 1). Кто боится Господа, тотъ подлинно, внѣ всякаго вражескаго ухищренія, и избѣжалъ всѣхъ козней врага. Въ комъ есть страхъ Божій, тотъ удобно спасается отъ умысловъ злокозненнаго врага. Врагъ ни въ чемъ не уловляетъ его; потому что онъ изъ страха не допускаетъ до себя плотскихъ удовольствій. Кто боится, тотъ не паритъ умомъ туда и сюда; потому что ждетъ своего Владыку, да не пріидетъ внезапу и обрящетъ его лѣнивымъ, и растешетъ его полма (Марк. 13, 36; Матѳ. 24, 21). Въ комъ есть страхъ Божій, тотъ не бываетъ безпеченъ; потому что всегда трезвится. Кто боитея, тотъ не предается сну безъ мѣры; потому что бодрствуетъ и ждетъ пришествія Господа своего. Кто боится, тотъ не остается равнодушнымъ, чтобы не раздражить своего Владыку. Кто боится, тотъ не лѣнится, потому что всегда радѣетъ о достояніи, опасаясь подпасть осужденію. Кто боится, тотъ всегда предпочитаетъ угодное Господу его и пріуготовляетъ это, чтобы Господь, пришедши, похвалилъ его за многое. Такъ страхъ Господень для пріобрѣтшихъ оный дѣлается причиною многихъ благъ!

2. О безстрашіи.

Кто не имѣетъ въ себѣ страха Божія, тотъ открытъ нападеніямъ діавольскимъ. Кто не имѣетъ у себя страха Божія, тотъ паритъ умомъ и равнодушенъ къ добру, спитъ безъ мѣры и нерадитъ о дѣлахъ своихъ; тотъ вмѣстилище сластолюбія, тѣшится всѣмъ, что ему пріятно, потому что не боится пришествія Владыки; тотъ хвалится страстями, любитъ покой, бѣгаетъ злостраданій, гнушается смиреніемъ, лобызаетъ гордыню. Наконецъ приходитъ Господь его и находитъ его въ занятіяхъ Ему не угодныхъ, и растешетъ его полма, и предастъ вѣчной тмѣ. Такого человѣка кто не признаетъ окаяннымъ?

3. О любви.

Блаженъ человѣкъ, въ которомъ есть любовь Божія, потому что носитъ онъ въ себѣ Бога. Богъ любы есть, и пребываяй въ любви въ Бозѣ пребываетъ (1 Іоан. 4, 16). Въ комъ любовь, тотъ вмѣстѣ съ Богомъ превыше всего. Въ комъ любовь, тотъ не боится; потому что любовь вонъ изгоняетъ страхъ (1 Іоан. 4, 18). Въ комъ любовь, тотъ никѣмъ никогда не гнушается, малымъ и великимъ, славнымъ и безславнымъ, бѣднымъ и богатымъ: напротивъ того самъ для всѣхъ бываетъ отребіемъ; вся покрываетъ, вся терпитъ (1 Кор. 13, 7). Въ комъ любовь, тотъ ни передъ кѣмъ не превозносится, не надмевается, ни на кого самъ не наговариваетъ, и отъ наговаривающихь отвращаетъ слухъ. Въ комъ любовь, тотъ не ходитъ лестію, самъ не запинается и брату ноги не запинаетъ. Въ комъ любовь, тотъ не соперничаетъ, не завидуетъ, не смотритъ ненавистнымъ окомъ, не радуется паденію другихъ, не чернитъ падшаго, но соболѣзнуетъ о немъ и принимаетъ въ немъ участіе, не презираетъ брата въ нуждѣ, но заступается и готовъ умереть за него. Въ комъ любовь, тотъ исполняетъ волю Божію, тотъ ученикъ Божій. Ибо самъ благій Владыка нашъ сказалъ: о семъ разумѣютъ вси, яко Мои ученицы есте, аще любите другъ друга (Іоан. 13, 34-35). Въ комъ любовь, тотъ никогда ничего не присвояетъ себѣ, ни о чемъ не говоритъ: «это мое»; но все, что ни есть у него, предлагаетъ всѣмъ въ общее употребленіе. Въ комъ любовь, тотъ никого не почитаетъ себѣ чужимъ, но всѣ ему свои. Въ комъ любовь, тотъ не раздражается, не гордится, не воспламеняется гнѣвомъ, не радуется о неправдѣ, не коснитъ во лжи, никого не почитаетъ своимъ врагомъ, кромѣ одного діавола. Въ комъ любовь, тотъ вся терпитъ, милосердствуетъ, долготерпитъ (1 Кор. 13, 4-7). Посему блаженъ, кто пріобрѣлъ любовь и съ нею переселился къ Богу; потому что Богъ знаетъ Своихъ, и пріиметъ его на лоно Свое. Дѣлатель любви будетъ сожителемъ Ангеловъ и со Христомъ воцарится. Изъ любви и Богъ Слово снизшелъ на землю. Любовію отверстъ намъ рай, и всѣмъ показанъ входъ въ небо. Любовію примирены съ Богомъ мы, которые были Ему врагами. Поэтому справедливо говоримъ, что Богъ любы есть, и пребываяй въ любви въ Бозѣ пребываетъ.

4. О неимѣющихъ въ себѣ любви.

Злополученъ и жалокъ, кто далекъ отъ любви. Онъ проводитъ дни свои въ сонномъ бреду. И кто не станетъ плакать о томъ человѣкѣ, который далекъ отъ Бога, лишенъ свѣта и живетъ во тмѣ? Ибо сказываю вамъ, братія: въ комъ нѣтъ любви Христовой, тотъ врагъ Христу. Не лживъ сказавшій, что ненавидяй брата своего человѣкоубійца есть (1 Іоан. 3, 15), и во тмѣ хадитъ (1 Іоан. 2, 11), и удобно уловляется всякимъ грѣхомъ. Въ комъ нѣтъ любви, тотъ скоро раздражается, скоро приходитъ въ гнѣвъ, скоро распаляется ненавистію. Въ комъ нѣтъ любви, тотъ радуется о неправдѣ другихъ, не состраждетъ къ падающему, не простираетъ руки къ лежащему, не подаетъ совѣта низложенному, не поддерживаетъ колеблющагося. Въ комъ нѣтъ любви, тотъ ослѣпленъ умомъ, тотъ другъ діаволу, тотъ изобрѣтателъ всякаго лукавства, тотъ заводчикъ ссоръ, тотъ другъ злорѣчивыхъ, собесѣдникъ наушниковъ, совѣтникъ обидчиковъ, наставникъ завистниковъ, работникъ гордыни, сосудъ высокомѣрія. Однимъ словомъ: кто не пріобрѣлъ любви, тотъ орудіе противника, блуждаетъ по всякой стезѣ и не знаетъ, что во тмѣ ходитъ.

5. О долготерпѣніи.

Подлинно блаженъ человѣкъ, который пріобрѣлъ долготерпѣніе, потому что и священное Писаніе хвалитъ его, говоря: долготерпѣливъ мужъ многъ въ разумѣ (Прит. 14, 29). И чтó преимущественнѣе сего? Долготерпѣливый всегда въ радости, въ веселіи, въ восхищеніи; потому что надѣется на Господа. Долготерпѣливый далекъ отъ гнѣва; потому что все терпитъ. Долготерпѣливый не скоро воспламеняется гнѣвомъ, не прибѣгаетъ къ оскорбленіямъ, не легко трогается пустыми рѣчами; если обиженъ, не огорчается; сопротивляющимся не противится; во всякомъ дѣлѣ твердъ; не скоро вдается въ обманъ, не склоненъ къ раздраженію, въ скорбяхъ радуется, свыкается со всякимъ добрымъ дѣломъ; людямъ, ничѣмъ недовольнымъ, во всемъ угождаетъ; когда приказываютъ ему, не противорѣчитъ; когда дѣлаютъ выговоръ, не хмуритъ лица; во всякомъ случаѣ находитъ для себя врачевство въ долготерпѣніи.

6. О неимѣющемъ въ себѣ долготерпѣнія.

У кого нѣтъ долготерпѣнія, тотъ далекъ и отъ терпѣнія; потому что недолготерпѣливый удобно совращается съ пути, готовъ къ раздраженію, скоро разгорячается и начинаетъ ссору; если оскорбленъ, самъ оскорбляетъ; если обиженъ, воздаетъ обидой-же; споритъ о вещахъ, ни къ чему неслужащихъ; дѣла его и произведенія его взвѣваются, какъ листья вѣтромъ; онъ не твердъ въ словахъ, быстро перескакиваетъ отъ одного къ другому. У кого нѣтъ долготерпѣнія, тотъ далекъ отъ твердости; потому что въ скоромъ времени измѣняется. Онъ не пріобрѣлъ себѣ разсудительности, дружится съ порочнымъ, дѣлитъ время съ злоязычнымъ, помогаетъ обидчику, не скрываетъ тайны, всякое слово готовъ вывести наружу. И что злополучнѣе этого?

7. О терпѣніи.

Блаженъ тотъ, братія, кто пріобрѣлъ терпѣніе; потому что у терпѣнія есть упованіе; упованіе же не посрамляетъ (Рим. 5, 5). Подлинно блаженъ и трекратно блаженъ тотъ, въ комъ есть терпѣніе. Ибо претерпѣвый до конца, той спасенъ будетъ (Матѳ. 10, 22). И что лучше сего обѣтованія? Благъ Господь терпящимъ Его (Наум. 1, 7). Во чтó же цѣнится терпѣніе, знаете ли вы это, братія? Или и о семъ надобно пріискать мнѣ слово къ вашему удостовѣренію? Терпѣніе одно не бываетъ; но оно требуется во многихъ добродѣтеляхъ. Терпѣливый достигаетъ всякой добродѣтели. Въ скорбяхъ онъ радуется, въ нуждахъ оказывается благоискуснымъ, въ искушеніяхъ восхищается. Онъ готовъ къ послушанію, украшенъ долготерпѣніемъ, исполненъ любви. За оскорбленія онъ благословляетъ; въ ссорахъ хранитъ миръ, въ безмолвіи мужественъ, въ псалмопѣніи не лѣнивъ, къ постамъ готовъ, въ молитвахъ терпѣливъ, въ дѣлахъ неукоризненъ, въ отвѣтахъ прямъ, въ исправленіи порученія благопокоренъ, въ жизни рачителенъ, въ оказаніи услугъ любезенъ, въ обращеніи привлекателенъ, въ общежитіи съ братствомъ пріятенъ, въ совѣщаніяхъ сладокъ, въ бдѣніяхъ неугрюмъ, въ попеченіи о странныхъ старателенъ, въ хожденіи за немощными предупредителенъ; первый помощникъ въ затруднительномъ положеніи, въ мысляхъ трезвенъ, во всякомъ дѣлѣ добръ. Кто пріобрѣлъ терпѣніе, тотъ пріобрѣлъ упованіе. Ибо онъ украшенъ всякимъ добрымъ дѣломъ. Почему съ дерзновеніемъ возопіетъ ко Господу, говоря: терпя потерпѣхъ Господа, и внятъ ми (Псал. 39, 2).

8. О неимѣющемъ въ себѣ терпѣнія.

Злополученъ и жалокъ, кто не пріобрѣлъ терпѣнія. Таковымъ божественное Писаніе угрожаетъ горемъ. Горе, говоритъ, погубившимъ терпѣніе (Сир. 2, 14). И дѣйствительно, дѣйствительно горе тому, въ комъ нѣтъ терпѣнія. Онъ возметается, какъ листъ вѣтромъ, не переноситъ оскорбленія, въ скорбяхъ впадаетъ въ безпечность. Его легко вовлечь въ ссоры. Гдѣ нужно терпѣть, тамъ онъ ропщетъ. Гдѣ требуется послушаніе, тамъ прекословитъ. Въ молитвахъ лѣнивъ, въ бдѣніяхъ разслабленъ, въ постахъ угрюмъ, въ воздержаніи нерадивъ, въ отвѣтахъ медлителенъ, въ дѣлахъ неисправенъ, въ лукавствѣ неодолимъ, въ занятіяхъ самоволенъ, въ спорахъ мужественъ, въ безмолвіи безсиленъ. Людямъ достойнымъ одобренія онъ противникъ, и преуспѣвающимъ — соперникъ. Въ комъ нѣтъ терпѣнія, тотъ подвергается многимъ потерямъ, и не въ состояніи стать добродѣтельнымъ. Ибо терпѣніемъ течемъ на предлежащій намъ подвигъ, говоритъ Апостолъ (Евр. 12, 1). Въ комъ нѣтъ терпѣнія, тотъ чуждъ всякаго упованія. Поэтому всякаго, кто, подобно мнѣ, нетерпѣливъ, умоляю пріобрѣсти терпѣніе, чтобы спастись.

9. О негнѣвливости.

Блаженъ человѣкъ, который не легко приходитъ въ гнѣвъ, или въ раздраженіе. Онъ всегда бываетъ въ мирѣ. Прогоняя отъ себя духа раздражительности и гнѣвливости, онъ далекъ отъ войны и мятежа, всегда спокоенъ духомъ и веселъ лицемъ. Кто не скоро приходитъ въ гнѣвъ и не трогается пустымъ словомъ, тотъ дѣлатель правды и истины. Онъ безъ труда сдерживаетъ страждущихъ говорливостію и обходится съ ними терпѣливо. Онъ не дѣлаетъ обиды; съ нимъ не встрѣчаются немощи; онъ не радуется ссорамъ; потому что ко всѣмъ изъявляетъ любовь. Негнѣвливый не любитъ споровъ, но всегда здравъ онъ умомъ, любитъ миръ, вселяется въ долготерпѣніи. Кто не легко принимаетъ въ себя духа вспыльчивости, тотъ дѣлается обителію Духа Святаго. Въ комъ нѣтъ вспыльчивости, тотъ не преогорчаваетъ Духа Святаго. Онъ можетъ быть и кроткимъ, можетъ имѣть и любовь, и терпѣніе, и смиреніе. Негнѣвливый украшается всякимъ добрымъ дѣломъ и возлюбленъ Христу. Посему подлинно тотъ трекратно блаженъ, кто постоянно отгоняетъ отъ себя духа гнѣва и раздражительности; потому что у него всегда здравы и тѣло, и душа, и умъ.

10. О вспыльчивости.

А кто всегда одержимъ вспыльчивостью, часто и скоро приводится въ гнѣвъ даже маловажною вещію, тотъ пусть слышитъ, что говоритъ Апостолъ: гнѣвъ мужа правды Божіей не содѣловаетъ (Іак. 1, 20). И дѣйствительно злополученъ и жалокъ, кто побѣждается сими страстями. Ибо гнѣвающійся, какъ говорятъ, убиваетъ душу свою. Да и дѣйствительно, гнѣвливый убиваетъ и губитъ душу свою, потому что всю жизнь проводитъ онъ въ смятеніяхъ и далекъ отъ спокойствія. Онъ чуждъ мира, далекъ и отъ здравія; потому что и тѣло у него непрестанно истаяваетъ, и душа скорбитъ, и плоть увядаетъ, и лице покрыто блѣдностію, и мысль измѣняется, и разумъ изнемогаетъ, и помыслы льются рѣкою, и всѣмъ онъ ненавистенъ. Такой человѣкъ далекъ отъ долготерпѣнія и отъ любви; пустыми рѣчами легко приводится въ смятеніе, изъ бездѣлицы заводитъ ссоры; гдѣ нѣтъ въ немъ нужды, тамъ вмѣшивается въ дѣло и навлекаетъ на себя бóльшую и бóльшую ненависть. Такой человѣкъ любитъ многословіе и хвастается за то, что безполезно. Ему пріятно злорѣчіе; для кротости онъ немощенъ, а въ лукавствѣ мужественъ. И кто не станетъ плакать о немъ? Онъ мерзокъ предъ Богомъ и предъ людьми. Ибо вспыльчивый во всемъ несносенъ. Посему остерегайтесь вспыльчивости.

11. О кротости.

Подлинно блаженъ и трекратно блаженъ человѣкъ, въ которомъ есть кротость. О немъ святый Спаситель и Господь подтверждаетъ сіе, говоря: блажени кротцыи: яко тіи наслѣдятъ землю (Матѳ. 5, 5). И что блаженнѣе сего ублаженія, что выше сего обѣтованія, что свѣтлѣе этой радости — наслѣдовать землю рая? Почему, братія, слыша о чрезмѣрномъ богатствѣ обѣтованія, возревнуйте о пріобрѣтеніи. Поспѣшите войти во свѣтлость этой добродѣтели; умилитесь сердцемъ, слыша сіе, и, сколько есть силъ, постарайтесь, чтобъ никому изъ васъ не быть устраненнымъ отъ наслѣдія земли сей и послѣ не плакать горько въ неразумномъ раскаяніи. Поспѣшите къ кротости, слыша, какъ она ублажается, слыша, что Духомъ Святымъ говоритъ о ней нелживый Исаія. На комъ упокою взоръ? глаголетъ Господь: токмо на кроткомъ и молчаливомъ и трепещущемъ словесъ Моихъ (Ис. 66, 2). Можно ли не дивиться сему обѣтованію? Ибо что славнѣе такой чести? Итакъ смотрите, братія, чтобъ не утратить кому сего блаженства, сей безмѣрной радости и сего веселія. Поэтому спѣшите, спѣшите, умоляю васъ; пріобрѣтите кротость; потому что кроткій украшенъ всякимъ добрымъ дѣломъ. Кроткій, если и обиженъ, радуется; если и скорбенъ, благодаритъ; гнѣвныхъ укрощаетъ любовію; принимая на себя удары, остается твердъ; во время ссоры спокоенъ, въ подчиненіи веселится, не уязвляется гордынею, въ униженіяхъ радуется, заслугами не превозносится, не кичится, со всѣми живетъ въ тишинѣ; всякому начальству покоренъ, на всякое дѣло готовъ, во всемъ заслуживаетъ одобреніе, всѣ его хвалятъ. Онъ прочь отъ лукавства, далекъ отъ лицемѣрія. Онъ не служитъ пронырству, не покаряется зависти, отвращается злорѣчія, не терпитъ наушничества, ненавидитъ порицателей, отвращается наушниковъ. О блаженное богатство — кротость! Она прославляется всѣми.

12. О лукавствѣ.

Итакъ плакать, братія, и проливать слезы должно о тѣхъ, которые не имѣютъ въ себѣ кротости, но вступили въ союзъ съ лукавствомъ; потому что подлежатъ они тяжкому приговору. Зане лукавнующіе, сказано, потребятся (Псал. 37, 9). Святый Богъ нашъ уничижаетъ лукавыхъ, говоря: лукавый человѣкь отъ лукаваго сокровища сердца своего износитъ лукавая (Матѳ. 11, 35; Лук. 6, 45). И еще Пророкъ говоритъ: востающыя на Мя лукавнующыя услышатъ ухо Мое (Псал. 91, 12). Ибо страшенъ, братія, демонъ лукавства; потому остерегайтесь, чтобы кому изъ васъ, впавъ въ оное, не укорять самого себя. Ибо лукавый никогда не бываетъ въ мирѣ, но всегда въ смятеніяхъ, всегда исполненъ раздражительности, коварства и гнѣва, всегда подсматриваетъ за ближнимъ своимъ, всегда наушничаетъ, всегда завидуетъ, всегда соперничаетъ, всегда ожесточается; получая приказъ, противорѣчитъ ему; выслушавъ повелѣніе, извращаетъ его; послѣ добраго совѣта дѣлаетъ худо; заключивъ условіе, нарушаетъ его; кто его любитъ, надъ тѣмъ издѣвается; кто заслуживаетъ одобренія, тѣми гнушается; кто оказываетъ успѣхи, тѣми не доволенъ; вразумленія ставитъ ни во что, братій развращаетъ; простодушныхъ притѣсняетъ, кроткихъ отдаляетъ отъ себя, великодушныхъ осмѣиваетъ, предъ сторонними лицемѣритъ, одному на другаго клевещетъ, всякому идетъ на перекоръ, принимаетъ участіе въ ссорахъ, доводитъ человѣка до раздраженія, помогаетъ въ мщеніи, готовъ на злорѣчіе, съ пріятностію говоритъ о другихъ худо, скоръ на оскорбленіе, въ многословіи силенъ, усерденъ въ нанесеніи другимъ ударовъ, къ произведенію мятежа первый помощникъ, въ псалмопѣніи же немощенъ, въ постѣ разслабленъ, для всякаго добраго дѣла не имѣетъ ни силъ, ни понятливости, къ духовнымъ бесѣдамъ не способенъ; потому что всякое беззаконіе заградитъ уста его (Псал. 106, 42). Итакъ многихъ слезъ достоинъ человѣкъ этотъ; и потому умоляю васъ, братія, берегитесь лукавства.

13. Объ истинѣ.

Блаженъ, кто жизнь свою согласовалъ съ истиною, а не уловляется всякою ложью. Блаженъ и трекратно блаженъ, кто сталъ дѣлателемъ истины; потому что Богъ истиненъ (Іоан. 3, 33), и лжи въ Немъ нѣтъ. И кто не ублажитъ соблюдающаго истину? потому что онъ подражаетъ Богу. Кто пребываетъ во истинѣ, тотъ подлинно и Богу всегда благоугоденъ, и всѣмъ людямъ полезенъ, въ братствѣ прекрасенъ и во всякомъ дѣлѣ правиленъ. Человѣкъ истинный не угождаетъ лицамъ, не судитъ неправеднымъ судомъ, не присвояетъ себѣ достоинства и чести, не презираетъ нищаго и нуждающагося, въ отвѣтахъ не льстивъ, въ сужденіи правиленъ, въ дѣлѣ рачителенъ, въ общемъ составѣ братства почтенъ, не знаетъ коварства, не любитъ лицемѣрія, всякимъ добрымъ дѣломъ украшенъ, и водится только добродѣтелію. Итакъ блаженъ, кто всегда служитъ истинѣ!

14. О лжи.

Но злополученъ и жалокъ, кто коснѣетъ во всякой лжи; потому что діаволъ искони ложь есть (Іоан. 8. 44). Кто коснѣетъ во лжи, тотъ не имѣетъ дерзновенія; потому что ненавистенъ и Богу и людямъ. И кто не станетъ плакать о человѣкѣ, который проводитъ жизнь во лжи? Такой человѣкъ ни въ какомъ дѣлѣ не заслуживаетъ одобренія и во всякомъ отвѣтѣ подозрителенъ. Въ монастырѣ возбуждаетъ онъ гнѣвъ и ссоры, и въ братскомъ обществѣ онъ то же, что ржа въ желѣзѣ. У него дерзкое сердце, и онъ не закрываетъ сего; онъ охотно выслушиваетъ тайны и легко открываетъ ихъ; онъ умѣетъ низлагать языкомъ своимъ и тѣхъ, которые твердо стоятъ въ добрѣ. Начинаетъ дѣло и показываетъ что не онъ причиной дѣлу. Ничего не говоритъ безъ клятвы и думаетъ убѣдить многоглаголаніемъ. Лжецъ многоизобрѣтателенъ и изворотливъ. Нѣтъ язвы глубже этой, нѣтъ позора выше этого. Лжецъ для всѣхъ гнусенъ и всѣмъ смѣшенъ. Поэтому будьте внимательны къ себѣ, братія; не коснѣйте во лжи.

15. О послушаніи.

Блаженъ, кто пріобрѣлъ истинное и нелицемѣрное послушаніе; потому что такой человѣкъ подражатель благому нашему Учителю, Который послушливъ былъ даже до смерти (Флп. 2, 8). Итакъ подлинно блаженъ, въ комъ есть послушаніе; потому что, будучи подражателемъ Господу, дѣлается Его сонаслѣдникомъ. Въ комъ есть послушаніе, тотъ со всѣми соединенъ любовію. Въ комъ есть послушаніе, тотъ пріобрѣлъ великое достояніе, великое богатство. Послушливый всѣмъ благоугоденъ, всѣми восхваляется, всѣми прославляется. Послушливый въ скорости возвышается, въ скорости оказываетъ успѣхи. Послушливому приказываютъ и онъ не противорѣчитъ; даютъ повелѣніе, и онъ не извращаетъ его; дѣлаютъ выговоръ, и онъ не гнѣвается. Онъ готовъ на всякое доброе дѣло. Имъ не легко овладѣваетъ вспыльчивость. Если услышитъ упрекъ, не смущается; отъ оскорбленій не приходитъ въ воспламенѣніе, въ печаляхъ радуется, въ скорбяхъ благодаритъ. Онъ не переселяется съ мѣста на мѣсто, не переходитъ изъ обители въ обитель. Увѣщанія не пугаютъ его; на томъ мѣстѣ пребываетъ, куда призванъ и не предается унынію. Отца не уничижаетъ и брата не безчеститъ; не уклоняется отъ пребыванія въ монастырѣ. Не любитъ предаваться покою, не плѣняется мѣстоположеніями, не услаждается воздухомъ, но, по слову святаго Апостола, пребываетъ въ томъ мѣстѣ, куда призванъ (1 Кор. 7, 20). Итакъ подлинно много плодовъ послушанія; и потому блаженъ, кто пріобрѣлъ оное.

16. О непокорности и ропотѣ.

Но проклятія достоинъ и жалокъ, кто не пріобрѣлъ послушанія, предается же ропоту. Ибо ропотъ въ монастырѣ — великая язва, соблазнъ для общества, разореніе любви, расторженіе единомыслія, нарушеніе мира. Ропотникъ, когда даютъ ему приказаніе, противорѣчитъ, къ дѣлу негоденъ; въ такомъ человѣкѣ нѣтъ даже и добраго расположенія: потому что онъ лѣнивъ, и лѣнь неразлучна съ ропотомъ. Поэтому всякій лѣнивый впадетъ въ злая, говорится въ священномъ Писаніи (Прит. 17, 16). Лѣнивый, какъ сказано, посланный въ путь глаголетъ: левъ на стезяхъ, на путехъ же разбойницы (Прит. 22, 14). У ропотника всегда готовъ предлогъ. Если приказано ему заняться дѣломъ, онъ ропщетъ; а вскорѣ развращаетъ и другихъ. «И это на что, говоритъ онъ, и другое къ чему? И пользы нѣтъ въ этомъ дѣлѣ». Если посланъ въ путь, представляетъ, что великій будетъ вредъ отъ путешествія. Если будятъ его на псалмопѣніе, раздражается. Если будятъ на бдѣніе, отговаривается болѣзнію желудка и головы. Если дѣлаешь ему увѣщаніе, отвѣчаетъ: «себя учи, а въ разсужденіи меня, какъ Богу угодно». Если учишь его чему, говоритъ: «хорошо бы и тебѣ такъ знать, какъ я это знаю». Онъ никогда не дѣлаетъ дѣла одинъ, если не привлечетъ въ то же дѣло и другаго. Всякое дѣло ропотника не стоитъ одобренія, и негодно и чуждо всякой добродѣтели. Ропотникъ радъ покою, а безпокойство ему не нравится. Ропотникъ любитъ трапезовать и гнушается постомъ. Ропотникъ и лѣнивъ: онъ умѣетъ наушничать, знаетъ, какъ сплести рѣчь; онъ изворотливъ и многоизобрѣтателенъ, и никто не превзойдетъ его въ многословіи; онъ всегда клевещетъ одному на другаго. Ропотникъ въ дѣлахъ благотворительныхъ угрюмъ, къ пріему странныхъ не способенъ, въ любви лицемѣренъ, въ ненависти мужественъ. Поэтому, братія, не будемъ роптать на приказы, какіе даютъ намъ, не будемъ дѣлать возраженій, или выставлять своихъ правъ, какъ больше знающіе.

17. О томъ, чтобы не имѣть зависти и соперничества.

Блаженъ, кто не подверженъ зависти и соперничеству; ибо соперничество и зависть другъ другомъ держатся, и въ комъ есть одинъ изъ этихъ пороковъ, въ томъ оба они. Поэтому истинно блаженъ, кто не впалъ въ сіи пороки, и не уязвленъ ни однимъ изъ нихъ. Ибо кто соперничаетъ съ братомъ своимъ не справедливо, тотъ осуждается вмѣстѣ съ діаволомъ. Кто соперничаетъ, тотъ побѣжденъ; въ немъ есть и вражда, его мучитъ успѣхъ другихъ. А въ комъ нѣтъ зависти и соперничества, того не печалитъ успѣхъ другихъ. Когда другому оказана честь, онъ не смущается. Когда другой возвышенъ, онъ не тревожится, потому что всѣмъ отдаетъ преимущество, всѣхъ предпочитаетъ себѣ; себя одного почитаетъ недостойнымъ и послѣднимъ изъ всѣхъ, прочихъ же всѣхъ признаетъ превосходнѣйшими, всѣхъ лучшими себя. Независтливый не домогается чести, съ радующимися радуется, не приписываетъ себѣ славныхъ дѣлъ, успѣвающимъ помогаетъ, съ удовольствіемъ смотритъ на тѣхъ, которые идутъ добрымъ путемъ, хвалитъ тѣхъ, которые живутъ, какъ должно. Если видитъ, что братъ хорошо дѣлаетъ свое дѣло, не препятствуетъ ему, но поощряетъ его своими совѣтами. Если видитъ другаго предавшимся покою, не ставитъ ему того въ вину, но поддерживаетъ его сторону. Если видитъ брата въ проступкѣ, не чернитъ его, но даетъ ему надлежащій совѣтъ. Если видитъ гнѣвнаго, не возмущаетъ его, но съ любовію успокоиваетъ, склоняя къ миру. Если видитъ печальнаго, не пренебрегаетъ имъ, но соболѣзнуетъ о немъ и утѣшаетъ его душеполезнымъ словомъ, Если видитъ неученаго и невѣжду, спѣшитъ научить его и наставить въ полезномъ. Если видитъ незнающаго, безъ зависти указываетъ ему путь къ лучшему. Если видитъ, что иной спитъ во время псалмопѣнія, старательно будитъ его. И короче сказать: независтливый и не имѣющій въ себѣ соперничества ни въ какомъ дѣлѣ не издѣвается надъ ближнимъ; напротивъ того всякому успѣху и всякому доблестному дѣлу друга радуется независтливый.

18. О зависти и соперничествѣ.

А кто уязвляется завистію и соперничествомъ, тотъ жалокъ; потому что онъ соучастникъ діавола, которымъ смерть вниде въ міръ (Прем. 2, 24). Въ комъ зависть и соперничество, тотъ всѣмъ противникъ; ибо не хочетъ, чтобъ предпочтенъ былъ ему другой. Заслуживающихъ одобреніе онъ унижаетъ; кто идетъ добрымъ путемъ, тѣмъ полагаетъ на пути соблазны; кто живетъ какъ должно, тѣхъ порицаетъ, благоговѣйнымъ гнушается, постящагося называетъ тщеславнымъ, рачительнаго въ псалмопѣніи — любящимъ себя показать, скораго на услуги — жаднымъ, расторопнаго въ дѣлахъ — славолюбивымъ, прилежно занимающагося книгами — празднолюбцемъ, искуснаго на отвѣты — чревоугодникомъ. Завистливый никогда не радуется успѣху другаго. Если видитъ вознерадѣвшаго о дѣлѣ, не побудитъ, а скорѣе наставитъ его на худое. Когда видитъ, что иной спитъ во время молитвы, не разбудитъ его, а скорѣе позаботится о соблюденіи тишины. Если видитъ брата предавшимся покою, винитъ его въ этомъ. Если видитъ его когда подвергшимся паденію, чернитъ предъ всѣми. Горе завистливому; потому что сердце его всегда изнемогаетъ отъ печали, тѣло снѣдается блѣдностію, и силы его истощаются. Всѣмъ онъ несносенъ, всѣмъ онъ врагъ, всѣхъ ненавидитъ, передъ всѣми лицемѣритъ, всѣмъ строитъ козни, передъ всякимъ носитъ личину, нынѣ дружится съ однимъ, а завтра съ другимъ и въ расположеніи ко всякому измѣняется, поддѣлывается къ желанію каждаго, и чрезъ нѣсколько времени всякаго осуждаетъ, чернитъ одного передъ другимъ, и каждаго съ каждымъ путаетъ. Итакъ страшная отрава — зависть и соперничество: отъ нихъ родятся оклеветаніе, ненависть и убійства. Поэтому дальше отъ зависти бѣгите вы, воины небеснаго гражданства; дальше держите отъ себя соперничество и зависть, чтобъ не подпасть осужденію вмѣстѣ съ діаволомъ!

19. О томъ, чтобъ не быть злорѣчивымъ.

Блаженъ и трекратно блаженъ, кто не повредилъ языка своего злословіемъ другихъ, кто языкомъ не осквернилъ сердца, но разумѣетъ, что всѣ мы состоимъ подъ наказаніемъ, и не услаждается злословіемъ другихъ, но раздраженъ противъ этой страсти. Ибо кто не злословитъ другаго, тотъ соблюлъ себя неукоризненнымъ. Ему не было преткновенія, и совѣсть его неосквернена. Кто бѣгаетъ злорѣчиваго духа, тотъ соблюлъ себя отъ сближенія съ людьми злыми и побѣдилъ полчища бѣсовъ. Кто не пріобрѣлъ злорѣчиваго языка, тотъ пріобрѣлъ неокрадываемое сокровище. Кто не склоненъ къ злословію другихъ, тотъ избѣгъ братоубійства, того другіе не будутъ злословить. Кто не уловленъ духомъ злорѣчія, тотъ истинно позналъ, что самъ онъ человѣкъ плотяный, и соблюлъ себя незапятнаннымъ. Кто не въ сообществѣ съ злорѣчивыми, тотъ водворится съ Ангелами. Кто не отравилъ ушей и языка злорѣчіемъ, тотъ исполненъ врачествомъ любви. Кто не оскверняетъ устъ своихъ злословіемъ, у того уста благоухаютъ плодами Святаго Духа. Посему истинно блаженъ, и еще скажу, блаженъ, кто соблюлъ себя отъ злорѣчія.

20. О злорѣчіи и злорѣчивыхъ.

Кто услаждается злословіемъ другихъ, тотъ ясно показываетъ, что самъ уловленъ тѣмъ, за что злословитъ другихъ. Ибо кто злословитъ другаго, тотъ самъ себя осуждаетъ. Онъ человѣкъ плотскій, запутавшійся въ сѣтяхъ міра. Въ злорѣчивомъ все есть, и клеветничество, и ненависть, и наушничество; поэтому признается онъ братоубійцей, безжалостнымъ, немилосердымъ. А кто всегда имѣетъ въ себѣ страхъ Божій, и у кого сердце чистое, тотъ не любитъ злословить другихъ, не услаждается чужими тайнами, не ищетъ себѣ отрады въ паденіи другихъ. Поэтому подлинно стóитъ слезъ и плача, кто пріучилъ себя къ злорѣчію. И что этого ненавистнѣе? Почему и святый Апостолъ, запрещая дѣла порочныя, причисляетъ къ творящимъ ихъ и злорѣчиваго: ни досадители  [2], ни хищницы царствія Божія не наслѣдятъ (1 Кор. 6, 10).

21. О воздержаніи.

Истинно блаженъ и трекратна блаженъ, кто соблюлъ воздержаніе; потому что воздержаніе подлинно великая добродѣтель. Но послушайте, до чего воздержаніе простирается, во что цѣнится и въ чемъ требуется?

Такъ есть воздержаніе въ языкѣ — не говорить много и не говорить пустаго, владѣть языкомъ и не злословить, не обижать словомъ, не клясться, не празднословить о чемъ не должно, владѣть языкомъ и не клеветать одному на другаго, не пересуживать брата, не открывать тайнъ, не заниматься тѣмъ, что не наше. Есть воздержаніе и въ слухѣ — владѣть слухомъ и не поражаться пустою молвою. Есть воздержаніе и для глазъ — владѣть зрѣніемъ, не устремлять взора, или не смотрѣть внимательно на все пріятное и на что либо неприличное. Есть воздержаніе въ раздражительности — владѣть гнѣвомъ и не вдругъ воспламеняться. Есть воздержаніе отъ славы — владѣть своимъ духомъ, не желать прославленія, не искатъ славы, не превозноситься, не искать чести и не надмеваться, не мечтать о похвалахъ. Есть воздержаніе помысловъ — низлагать помыслы страхомъ Божіимъ, не склоняться на помыслъ обольстительный и воспламеняющій, и не услаждаться имъ. Есть воздержаніе въ снѣдяхъ — владѣть собой и не выискивать снѣдей въ обиліи предлагаемыхъ, или яствъ дорогихъ, не ѣсть не во время, или кромѣ опредѣленнаго часа, не предаваться духу чревоугодія, не возбуждатьоя къ алчности добротою снѣдей и не желать то одной, то другой снѣди. Есть воздержаніе въ питіи — владѣть собою и не ходить на пиры, не услаждаться пріятнымъ вкусомъ винъ, не пить вина безъ нужды, не выискивать разныхъ напитковъ, не гоняться за удовольствіемъ — пить искусно приготовленныя смѣси, не употреблять безъ мѣры не только вина, но, если можно, и воды. Есть воздержаніе въ пожеланіи и въ порочномъ сластолюбіи — владѣть чувствомъ, не потакать случайно возбудившимся пожеланіямъ, не склоняться на помыслы внушающіе сладострастіе, не услаждаться тѣмъ, что впослѣдствіи возбуждаетъ къ себѣ ненависть, не исполнять воли плоти, но обуздывать страсти страхомъ Божіимъ. Ибо тотъ поистинѣ воздерженъ, кто вожделѣваетъ оныхъ безсмертныхъ благъ, и къ нимъ устремляясь умомъ отвращается отъ плотскаго вожделѣнія, гнушается плотоугодіемъ, какъ чѣмъ то погружающимъ въ тѣнь; не любитъ смотрѣть на женскія лица, не плѣняется тѣлесною наружностію, не привлекается красотами, не услаждаетея пріятнымъ для обонянія, не уловляется словами лести, не остается вмѣстѣ съ женщинами, и особливо нескромными, не длитъ бесѣдъ съ женами. Кто истинно мужественъ и воздерженъ и блюдетъ себя для онаго безмѣрнаго упокоенія, тотъ воздерживается во всякомъ помыслѣ, и всякое пожеланіе преодолѣваетъ вожделѣніемъ лучшаго и страхомъ будущаго вѣка.

22. О невоздержаніи.

Кто невоздерженъ, и въ комъ нѣтъ воздержанія, тотъ легко уловляется всякимъ неприличіемъ. Невоздержный и сластолюбивъ. Невоздержный находитъ удовольствіе въ многословіи и пустословіи. Ему нравятся празднословіе и острословіе; ему пріятна сладость снѣдей; онъ выказываетъ свою храбрость въ многояденіи и въ многопитіи, воспламеняется при видѣ суетнаго удовольствія, склоняется на нечистые помыслы; изъ любви къ удовольствіямъ предается сумазбродству, гоняется за славою, мечтаетъ о почестяхъ, какъ о чемъ-то такомъ, что у него уже въ рукахъ, при встрѣчѣ съ женщинами дѣлается веселъ, привлекается красотою; тѣлесная доброцвѣтность сводитъ его съ ума, восхищаетъ благообразіе лица, очаровываетъ статность тѣла, въ бесѣдахъ съ женщинами и смѣхотворами таетъ онъ отъ удовольствія; мечтаетъ при воспоминаніи видѣннаго, преобладается припоминаніями, живо представляетъ въ умѣ женскія лица, соприкосновенія рукъ, объятія тѣлъ, сближенія членовъ, страстныя выраженія, обворожительныя улыбки, мановенія очей, нарядность одеждъ, доброцвѣтность тѣла, льстивыя рѣчи, сжатіе губъ, тѣлесную пріятность, выразительность движеній, время и мѣсто свиданій и все, что служитъ къ удовольствію. Вотъ что сластолюбецъ и невоздержный живо представляетъ въ умѣ своемъ, склоняясь на помыслы!

Такой человѣкъ, если видитъ, что читаютъ книгу о цѣломудріи, хмурится; если видитъ, что отцы, собравшись, разсуждаютъ о полезномъ, уклоняется и не одобряетъ того; если видитъ строгую жизнь отцевъ, негодуетъ; если слишитъ рѣчь о постѣ, возмущается. Сходбища братій ему не нравятся; а если видитъ женщинъ, просвѣтляется, бѣгаетъ взадъ и впередъ, чтобъ оказать свои услуги; тогда есть у него и голосъ къ пѣнію, есть у него способность и сказать острое слово и посмѣяться, чтобъ и себѣ доставить удовольствіе и женщинамъ, какія тутъ есть, показать себя занимательнымъ и пріятнымъ. На безмолвіи онъ скученъ и недомогаетъ. Поэтому злополученъ и жалокъ, кто не имѣетъ всѣхъ видовъ воздержанія и воздержанія во всемъ.

Посему, братія, слыша, каковы плоды воздержанія, и какова жатва невоздержности, будемъ бѣгать послѣдней и прилѣпимся къ воздержанію. Ибо велика награда за воздержаніе, и нѣтъ предѣла ея величію. Потому подлинно блаженъ, кто дѣйствительно пріобрѣлъ воздержаніе. Блаженъ, кто утвердился во всякой добродѣтели и постарался просіять дѣлами праведными. Блаженъ, кто въ тайнѣ не дѣлалъ не угоднаго Богу, но служилъ Ему по всей правдѣ, такъ что всѣ дѣла его во свѣтѣ; блаженъ, кто не склоняется на всякій помыслъ, внушающій что-либо суетное.

Что-жъ дѣлать мнѣ, который восхвалилъ теперь всякую добродѣтель и не упражнялся ни въ одной изъ нихъ, но провелъ годы свои во всякихъ худыхъ дѣлахъ? И на мнѣ исполняется написанное: накладаете на человѣки бремена не удобь носима, и единымъ перстомъ не прикасаетеся (Лук. 11, 46). Почему умоляю общую вашу любовь, благословенные Христомъ, участники рая, потщитесь всѣ вы угождать вписавшему васъ въ воинство Свое Христу, чтобъ никто изъ васъ не былъ отринутъ за небреженіе или нерадѣніе. Всѣ вы, по благодати Христовой вступившіе подъ иго, остерегайтесь исполнять хотѣнія плоти, чтобъ не оказаться намъ безотвѣтными на страшномъ ономъ судилищѣ, на которомъ будетъ воздаяніе всякому, сдѣлалъ-ли кто доброе что, или худое (2 Кор. 5, 10). Но горе тогда мнѣ, потому что долженъ буду явиться безъ дерзновенія. И что мнѣ дѣлать въ этотъ часъ неизбѣжной нужды?

Блаженны тѣ, которые съ дерзновеніемъ предстанутъ тогда Судіи, которые изъ рукъ Господа пріимутъ святую награду. Но горе тогда пристыжденнымъ въ чемъ-либо презрѣнномъ и ничего не стоющемъ. Какое, напримѣръ, оправданіе обвиняемому въ славолюбіи, или въ киченіи, или въ непослушаніи, или въ неподчиненности, или въ чревоугодіи, или въ опрометчивости, или въ многословіи, или въ гордынѣ, или въ самоуправствѣ, или въ высокомѣріи, или въ зависти, или во враждѣ, или въ вспыльчивости, или въ злорѣчіи, или въ клеветничествѣ? Какое оправданіе тому, кто будетъ обвиняемъ въ сихъ презрѣнныхъ порокахъ? Какую выгоду, или какое удовольствіе получаемъ мы изъ этого? Но и какая тяжесть отречься отъ сего!

Потому умоляю васъ, братія, постарайтесь, чтобъ никто изъ васъ не былъ осужденъ въ чемъ либо такомъ. Ибо въ разсужденіи тяжкихъ грѣховъ (хорошо это знаю) вы имѣете надъ собою власть. А этими грѣхами, какъ неважными, каждый пренебрегаетъ, думая что о нихъ и не спросятъ. Но ими-то и уловляетъ насъ діаволъ: ибо дѣлаетъ, что каждый изъ насъ пренебрегаетъ ими, какъ ничего не значащими. Постарайтесь же, чтобъ и эти грѣхи не служили къ вашему уловленію, а напротивъ того со всею осторожностію наблюдайте за собою, чтобы прославиться со Христомъ. Ему слава во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчанія:
[1] По славянскому переводу часть I. Слово 59-81.
[2] Λοισοροὶ злорѣчивые.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Ефрема Сирина. Часть 1-я. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: 2-я типографія А. И. Снегиревой, 1895. — С. 3-24. [2-я паг.]

Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0