Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 29 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ, заслужившій своими высокими поученіями названіе Сирскаго пророка и учителя, родился въ началѣ IV вѣка въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитывали своего сына въ страхѣ Божіемъ. Но лѣта юности не прошли для Ефрема безъ нѣкоторыхъ увлеченій и преткновеній. Отъ природы пламенный, онъ былъ раздражителенъ и въ юности своей, какъ самъ онъ говорилъ, нерѣдко ссорился, поступалъ безразсудно и сомнѣвался даже въ промыслѣ Божіемъ. Его напрасно обвинили въ похищеніи овецъ и посадили въ темницу. Здѣсь Ефремъ удостоился слышать голосъ, призывающій его къ благочестію. Оправданный на судѣ и освобожденный изъ темницы, онъ, увидѣвъ въ этомъ руку Божію, премудро правящую міромъ, оставилъ мысль о случайности совершающагося съ человѣкомъ и позналъ, что «есть Око, надъ всѣмъ назирающее» и карающее всякое преступленіе. Возвратясь домой, онъ оставилъ міръ и удалился въ горы къ преп. Іакову Низибійскому (см. 13 янв.). Подъ руководствомъ преп. Іакова онъ упражнялся въ строгихъ подвигахъ благочестія и усердно изучалъ Св. Писаніе. далѣе>>

Творенія

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
Писанія духовно-нравственныя.

2. Обличеніе себѣ самому и исповѣдь.

Будьте, по сердоболію своему, сострадательны ко мнѣ, братія. Ибо не напрасно сказало божественное Писаніе: братъ отъ брата помогаемь, яко градъ твердъ и высокъ, укрѣпляется же, яко основаное царство (Прит. 18, 19). И еще говоритъ: исповѣдайте другъ другу согрѣшенія и молитеся другъ за друга, яко да исцѣлѣете (Іак. 5, 16). Итакъ, избранники Божіи, склонитесь на воззваніе человѣка, который обѣщался благоугождать Богу и солгалъ Сотворившему его, — склонитесь, чтобъ вашихъ ради молитвъ избавиться мнѣ отъ обладающихъ мною грѣховъ, и, содѣлавшись здравымъ, возстать съ одра тлетворнаго грѣха; потому что еще съ дѣтства сталъ я сосудомъ непотребнымъ и нечестнымъ. И теперь, когда слышу о судѣ, не обращаю на сіе вниманія, какъ будто стою выше паденій и обвиненій. Другихъ увѣщаваю удерживаться отъ вреднаго, а самъ въ двойной мѣрѣ дѣлаю это.

Увы мнѣ, какому подпалъ я осужденію! Увы мнѣ, въ какомъ я стыдѣ! Увы мнѣ! Сокровенное мое не таково, какъ видимое. Поэтому, если не возсіяютъ для меня вскорѣ щедроты Божіи, то нѣтъ у меня никакой надежды спастись дѣлами. Ибо говорю о чистотѣ, а думаю о непотребствѣ; веду рѣчь о безстрастіи, а помышленіе у меня и день и ночь о безчестныхъ страстяхъ. Какое же буду имѣть оправданіе? Увы мнѣ, какое готовится мнѣ истязаніе! Подлинно у меня образъ только благочестія, а не сила его. Съ какимъ же лицемъ пріиду къ Господу Богу, который знаетъ сокровенности сердца моего? Подлежа отвѣтственности за столько худыхъ дѣлъ, когда и на молитвѣ стою, боюсь, чтобы не сошелъ съ неба огонь, и не потребилъ меня. Ибо если въ пустынѣ принесшихъ огнь чуждъ попалилъ исшедшій отъ Господа огнь (Лев. 10, 1-2): то чего буду ожидать себѣ я, на которомъ лежитъ такое бремя прегрѣшеній?

Итакъ, что же? Отчаяваться ли мнѣ въ своемъ спасеніи? Ни мало. Ибо сего только и домогается противникъ. Какъ скоро доводитъ онъ кого до отчаянія, тотчасъ низлагаетъ его. А я не отчаяваюсь въ себѣ, но твердо полагаюсь на Божіи щедроты и на ваши молитвы. Почему не переставайте умолять человѣколюбца Бога, чтобъ сердце мое освободилось отъ рабства безчестнымъ страстямъ.

Ожестѣло сердце мое, измѣнился разсудокъ мой, омрачился умъ мой. Какъ песъ, возвращаюсь на свою блевотину (2 Петр. 2, 22). Нѣтъ у меня чистаго покаянія; нѣтъ у меня слезъ во время молитвы, хотя я и воздыхаю, устужаю свое престыжденное лице, ударяю себя въ грудь — это жилище страстей.

Слава Тебѣ, Снисходительный! Слава Тебѣ, Долготерпѣливый! Слава Тебѣ, Незлобивый! Слава Тебѣ, Благій! Слава Тебѣ, единый Премудрый! Слава Тебѣ, Благодѣтель душъ и тѣлъ! Слава Тебѣ, который сіяешь солнце Свое на злыя и благія, дождишь на праведныя и неправедныя (Матѳ. 5, 45). Слава Тебѣ, Который питаешь всѣ народы и весь человѣческій родъ, какъ единаго человѣка! Слава Тебѣ, Который питаешь птицъ небесныхъ и звѣрей, и гадовъ, и животныхъ живущихъ въ водѣ, какъ и малоцѣннаго воробья! Вся къ Тебѣ чаютъ дати имъ пищу во длаго время (Псал. 103, 27).

Велико владычество Твое, и щедроты Твои на всѣхъ дѣлахъ Твоихъ, Господи (Псал. 144, 9). Потому умоляю Тебя, Господи, не отринь меня съ тѣми, которые говорятъ Тебѣ: Господи, Господи, и не творятъ воли Твоей (Матѳ. 7, 21). — Умоляю Тебя молитвами всѣхъ благоугодившихъ предъ Тобою. Ибо извѣстна Тебѣ кроющаяся во мнѣ страсть, Ты знаешь язвы души моей. Исцѣли мя, Господи, и исцѣлѣю (Іер. 17, 14).

Потрудитесь со мною, братія, въ молитвахъ. Просите щедротъ у благости Его. Усладите душу, которую грѣхи сдѣлали горькою. Какъ розги истинной виноградной Лозы, изъ источника жизни напойте жаждущаго вы, сподобившіеся стать ея служителями. Просвѣтите сердце мое вы, содѣлавшіеся сынами свѣта. На путь жизни наставьте меня заблудшагося вы, всегда пребывавшіе на семъ пути. Введите меня въ царскія врата, какъ владыка вводитъ собственнаго раба своего, введите вы, содѣлавшіеся наслѣдниками царствія; потому что рвется туда сердце мое. По вашему прошенію да предварятъ меня щедроты Божіи, пока не повлеченъ я вмѣстѣ съ дѣлающими беззаконіе.

Тамъ обнаружится и что сдѣлано во тмѣ, и что сдѣлано явно. Какой стыдъ объиметъ меня, когда осужденнымъ увидятъ говорящіе теперь, что я неукоризненъ! Оставивъ духовное дѣланіе, покорился я страстямъ. Учиться не хочу, а учить радъ. Подчиняться не хочу, а люблю, чтобы подчинялись мнѣ. Трудиться не хочу, а люблю утруждать другихъ. За дѣломъ быть не люблю, а люблю присматривать за чужими дѣлами. Не хочу оказывать чести, а люблю, чтобъ честили меня. Не хочу, чтобъ урекали меня, а люблю урекать. Не хочу, чтобъ уничижали меня, а люблю уничижать. Не хочу, чтобъ гордились, а люблю гордиться. Не хочу, чтобъ уличали меня, а люблю уличать. Не хочу миловать, а ищу помилованія. Не хочу слушать выговоровъ, а люблю дѣлать ихъ. Не хочу, чтобъ обижали меня, а люблю обижать. Не хочу, чтобъ дѣлали мнѣ вредъ, а стараюсь вредить. Не хочу, чтобъ наговаривали на меня, а люблю наговаривать. Не хочу слушать, а домогаюсь, чтобы слушали меня. Не хочу, чтобъ властвовали надо мною, а люблю властвовать. Мудръ я на то, чтобъ давать совѣты, а не на то, чтобъ самому исполнять. Что дѣлать должно, то говорю; а чего не должно говорить, то дѣлаю.

Кто не будетъ плакать о мнѣ? Плачьте, святые и праведные, плачьте о мнѣ, зачатомъ въ беззаконіяхъ. Плачьте, возлюбившіе свѣтъ и возненавидѣвшіе тму, плачьте о мнѣ, возлюбившемъ дѣла тмы, а не свѣта. Плачьте, благоискусные, плачьте о мнѣ, ни къ чему негодномъ. Плачьте, милостивые и чувствительные, плачьте о мнѣ, помилованномъ и преогорчившемъ. Плачьте вы, которые стали выше всякаго порицанія, плачьте о мнѣ, погрязшемъ въ беззаконіяхъ. Плачьте, возлюбившіе доброе и возненавидѣвшіе лукавое, плачьте о мнѣ, возлюбившемъ и возненавидѣвшемъ добро. Плачьте вы, стяжавшіе доблестную жизнь, плачьте о мнѣ, который по наружнооти только оставилъ міръ. Плачьте, угодившіе Богу, плачьте о мнѣ человѣкоугодникѣ. Плачьте вы, стяжавшіе совершенную любовь, плачьте о мнѣ, который на словахъ люблю, а на дѣлѣ ненавижу ближняго. Плачьте вы, заботливые о себѣ самихъ, плачьте о мнѣ, который занимаюсь чужими дѣлами. Плачьте вы, пріобрѣтшіе терпѣніе и плодоносящіе Богу, плачьте о мнѣ нетерпѣливомъ и безплодномъ. Плачьте вы, возлюбившіе вразумленіе и ученіе, плачьте о мнѣ, невѣждѣ и человѣкѣ безполезномъ. Плачьте вы, непостыдно приходящіе къ Богу, плачьте о мнѣ, который недостоинъ возвести взоръ и видѣть высоту небесную. Плачьте вы, пріобрѣтшіе кротость Моѵсееву, плачьте о мнѣ, погубившемъ ее добровольно. Плачьте вы, пріобрѣтшіе цѣломудріе Іосифово, плачьте о мнѣ — предателѣ цѣломудрія. Плачьте вы, возлюбившіе воздержаніе Даніилово, плачьте о мнѣ, лишившемся его добровольно. Плачьте вы, пріобрѣтшіе терпѣніе Іова, плачьте о мнѣ, который сталъ чуждъ терпѣнія. Плачьте вы, пріобрѣтшіе апостольскую нестяжательность, плачьте о мнѣ, который далекъ отъ нея. Плачьте вѣрные и постоянные въ сердцѣ своемъ предъ Господомъ, плачьте о мнѣ двоедушномъ, боязливомъ и ни къ чему негодномъ. Плачьте возлюбившіе плачъ и возненавидѣвшіе смѣхъ, плачьте о мнѣ, возлюбившемъ смѣхъ и возненавидѣвшемъ плачъ. Плачьте вы, сохранившіе Божій храмъ не оскверненнымъ, плачьте о мнѣ, который осквернилъ и сдѣлалъ его нечистымъ. Плачьте вы, памятующіе о разлученіи и о неизбѣжномъ пути, плачьте о мнѣ безпамятномъ и неготовомъ къ сему путешествію. Плачьте вы, не оставляющіе мысли о судѣ по смерти, плачьте о мнѣ, который утверждаю, что помню о семъ, а дѣлаю противное тому. Плачьте наслѣдники небеснаго царства, плачьте о мнѣ достойномъ геенны огненной.

Горе мнѣ! потому что грѣхъ не оставилъ у меня ни члена здраваго, ни чувства, котораго бы не растлилъ. Конецъ при дверяхъ, братія, и это не озабочиваетъ меня. Вотъ открылъ я вамъ язвы души своей. Итакъ не пренебрегите мною смущеннымъ, но умоляйте Врача о недужномъ, Пастыря объ овцѣ, Царя о плѣнникѣ, Жизнь о мертвецѣ, умоляйте, чтобъ о Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ получить мнѣ спасеніе отъ обладающихъ мною грѣховъ, и чтобъ послалъ Онъ благодать Свою, и укрѣпилъ поползновенную душу мою. Ибо готовлюсь я къ противоборству со страстями, но прежде, нежели вступаю съ ними въ борьбу, злохитренность змія разслабляетъ крѣпость души моей сластолюбіемъ и дѣлаюсь я плѣнникомъ страстей. Еще стараюсь изъ пламени исхитить въ немъ сгарающаго, и запахъ огня влечетъ меня, по молодости моей, къ огню. Еще стремлюсь спасти утопающаго и по неопытности вмѣстѣ съ нимъ утопаю. Желая стать врачемъ страстей, самъ остаюсь въ ихъ власти, и вмѣсто врачеванія наношу раны страждущему. Самъ слѣпецъ и покушаюсь водить слѣпцовъ. Почему имѣю нужду во многихъ о себѣ молитвахъ, чтобъ узнать мнѣ мѣру свою, и чтобы благодать Божія пріосѣнила меня и просвѣтила омраченное сердце мое, и вмѣсто невѣдѣнія вселила въ меня божественное вѣдѣніе: яко не изнеможетъ у Бога всякъ глаголъ (Лук. 1, 37).

Онъ непроходимое море для народа Своего содѣлалъ проходимымъ. Онъ одождилъ манну и крастелей съ моря, какъ песокъ морскій (Псал. 77, 24. 27). Онъ изъ утесистаго камня даровалъ воду жаждущимъ. Онъ одинъ, по благости Своей, спасъ впадшаго въ руки разбойникамъ. Да подвигнется на милосердіе благость Его ко мнѣ, впадшему во грѣхи и связанному безуміемъ, какъ узами. Нѣтъ у меня дерзновенія предъ Испытующимъ сердца и утробы. Никто не можетъ уврачевать болѣзнь мою, кромѣ Его Самого, вѣдающаго глубины сердечныя.

Сколько разъ полагалъ я въ себѣ предѣлы, и строилъ стѣны между собою и между беззаконнымъ грѣхомъ и тѣми противниками, которые выходили со мною на брань! Мысль моя преступала предѣлы и подрывала стѣны; потому что предѣлы не были обезопашены страхомъ Всесовершеннаго, и стѣны не были основаны на искреннемъ покаяніи.

Посему и теперь ударяю въ дверь, чтобъ отверзлась она для меня; не перестаю просить, чтобъ получить просимое; какъ безстыдный, домогаюсь себѣ помилованія, Господи. Ты даруешь мнѣ блага, Спаситель, а я воздаю за нихъ лукавствомъ. Будь долготерпѣливъ ко мнѣ развращенному. Не объ извиненіи за праздныя слова умоляю Твою благость, но прошу у нея прощенія нечестивымъ дѣламъ. Пока не постигъ меня конецъ, освободи меня, Господи, отъ всякаго лукаваго дѣла, чтобъ обрѣсти мнѣ благодать предъ Тобою въ часъ смертный: ибо во адѣ кто исповѣстся Тебѣ (Псал. 7, 6)? Спаси душу мою, Господи, отъ будущаго страха, и по щедротамъ и по благости Твоей убѣли оскверненную мою ризу, чтобъ и я недостойный, облекшись въ свѣтлую ризу, сподобился небеснаго царства, и достигнувъ нечаемой радости, сказалъ: «слава Избавившему сокрушенную душу отъ устъ львовыхъ и Поставившему ее въ раю сладости!» Потому что Тебѣ Всесвятому Богу подобаетъ слава во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Ефрема Сирина. Часть 1-я. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: 2-я типографія А. И. Снегиревой, 1895. — С. 24-30. [2-я паг.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0