Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 24 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ, заслужившій своими высокими поученіями названіе Сирскаго пророка и учителя, родился въ началѣ IV вѣка въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитывали своего сына въ страхѣ Божіемъ. Но лѣта юности не прошли для Ефрема безъ нѣкоторыхъ увлеченій и преткновеній. Отъ природы пламенный, онъ былъ раздражителенъ и въ юности своей, какъ самъ онъ говорилъ, нерѣдко ссорился, поступалъ безразсудно и сомнѣвался даже въ промыслѣ Божіемъ. Его напрасно обвинили въ похищеніи овецъ и посадили въ темницу. Здѣсь Ефремъ удостоился слышать голосъ, призывающій его къ благочестію. Оправданный на судѣ и освобожденный изъ темницы, онъ, увидѣвъ въ этомъ руку Божію, премудро правящую міромъ, оставилъ мысль о случайности совершающагося съ человѣкомъ и позналъ, что «есть Око, надъ всѣмъ назирающее» и карающее всякое преступленіе. Возвратясь домой, онъ оставилъ міръ и удалился въ горы къ преп. Іакову Низибійскому (см. 13 янв.). Подъ руководствомъ преп. Іакова онъ упражнялся въ строгихъ подвигахъ благочестія и усердно изучалъ Св. Писаніе. далѣе>>

Творенія

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
Писанія духовно-нравственныя.

3. Въ низложеніе гордыни.

Безъ смиренномудрія напрасны всякій подвигъ, всякое воздержаніе, всякое подчиненіе, всякая нестяжательность, всякая многоученость. Ибо какъ начало и конецъ добраго — смиренномудріе, такъ начало и конецъ худаго — высокоуміе. А этотъ нечистый духъ изворотливъ и многообразенъ; почему употребляетъ всякія усилія возобладать всѣми, и каждому, какимъ кто ни идетъ путемъ, ставитъ на ономъ сѣть. Мудраго уловляетъ мудростію, крѣпкаго крѣпостію, богатаго богатствомъ, благообразнаго красотою, краснорѣчиваго краснословіемъ, имѣющаго хорошій голосъ пріятностію голоса, художника искусствомъ, оборотливаго оборотливостію. А подобнымъ сему образомъ не перестаетъ искушать и ведущихъ духовную жизнь, и ставитъ сѣть отрекшемуся отъ міра въ отреченіи, воздержному въ воздержаніи, безмолвнику въ безмолвіи, нестяжательному въ нестяжательности, многоученому въ учености, благоговѣйному въ благоговѣніи, свѣдущему въ знаніи (впрочемъ истинное вѣдѣніе сопряжено съ смиренномудріемъ). Такъ высокоуміе во всѣхъ старается посѣять свои плевелы. Почему, зная жестокость этой страсти (ибо какъ скоро она укоренится гдѣ, ни къ чему негодными дѣлаетъ и человѣка и весь трудъ его), Господь къ побѣдѣ надъ нею далъ намъ средство смиренномудріе, сказавъ: егда сотворите вся повелѣнная вамъ, глаголите: яко раби неключими есмы (Лук. 17, 10).

Итакъ для чего же сами себя вовлекаемъ въ легкомысліе и доводимъ до умоповрежденія? Апостолъ говоритъ: аще же кто мнитъ себе быти что, ничтоже сый, умомъ льститъ себе: дѣло бо свое да искушаетъ кійждо, и тогда въ себѣ точію хваленіе да имать, а не во иномъ (Гал. 6, 3-4).

Для чего сами себя обманываемъ, какъ знатные какіе въ мірѣ люди превозносясь другъ надъ другомъ и уничижая тѣхъ, кто скромнѣе? Знаемъ, что, по ученію Господа, еже есть въ человѣцѣхъ высоко, мерзость есть предъ Богомъ (Лук. 16, 15).

Или, какъ воздержные, превозносимся мы предъ тѣми, кто немощнѣе? Опять обличаетъ насъ Апостолъ, говоря: не хваляй бо себе, сей искусенъ, но егоже Богъ восхваляетъ (2 Кор. 10, 18).

Или, какъ преимущественно трудящіеся въ служеніи думаемъ о себѣ высоко въ сравненіи съ живущими въ покоѣ? Опять находимъ, что Господь болѣе хвалитъ Марію: потому что благую часть избра (Лук. 10, 42).

Или, какъ безмолвники, превозносимся надъ тѣми, которые развлекаются служеніемъ? Опять находимъ, что Господь учитъ и говоритъ: не пріидохъ, да послужатъ Мнѣ, но послужити, и дати душу Мою избавленіе за многихъ (Матѳ. 20, 28). Поэтому во всякомъ случаѣ должно бѣгать высокоумія.

Но потому о себѣ много думаемъ, что живемъ въ пустынномъ и песчанномъ мѣстѣ? Впрочемъ никакой пользы не принесетъ намъ мѣсто, если не съ смиренномудріемъ дѣлаемъ дѣло свое; потому что Апостолъ говоритъ: смотри не на видимое, но на невидимое; видимая бо временна, невидимая же вѣчна (2 Кор. 4, 18).

Но тѣмъ кичимся, что живемъ въ ямѣ и пещерѣ? Все это — знаки самоумерщвленія и беззаботности о земномъ. Поэтому, что избралъ ты себѣ въ средство къ преспѣянію въ добродѣтели, то да не служитъ тебѣ поводомъ къ паденію въ гордыню. Не уподобляйся неразумному ковачу, который не знаетъ своего дѣла и вмѣсто куска желѣза пытается раскалить дерево. Итакъ всѣми силами должны мы держаться смиренномудрія.

Но ты богатъ и остаешься въ предѣлахъ праведности? Впрочемъ не достигъ еще въ мѣру Авраама, который называлъ себя землею и пепломъ (Быт. 18, 27).

Но на тебя возложено попеченіе о людяхъ? И Моѵсей принималъ на себя попеченіе о народѣ. Послѣ того, какъ Богъ рукою Моѵсея и Аарона поразилъ Египетъ, и изсушилъ Чермное море, и немокренно перевелъ Израиля, и ввелъ ихъ въ оную страшную пустыню, и приблизились они къ предѣламъ моавитскимъ, и увидѣли Моавитяне многочисленность народа, — рече Моавъ, какъ написано, старѣйшинамъ мадіамлимъ: нынѣ потребитъ сонмъ сей всѣхъ, иже окрестъ насъ, якоже потребляетъ злакъ на поли (Чис. 22, 4); ибо сдѣлано было перечисленіе народа, кромѣ женъ и дѣтей и кромѣ левитскаго колѣна, и число ихъ отъ двадесяти лѣтъ и высше, всякъ исходяй ополчитися во Израили, шесть сотъ тысящъ и три тысящи и пять сотъ и пятьдесятъ (Числ. 1, 45-46). И надъ всѣми ними вождемъ былъ Моѵсей. И ставъ собесѣдникомъ Божіимъ и увидѣвъ славу Господню, не превознесся онъ сердцемъ, не вознерадѣлъ о смиренномудріи. Почему и святое Писаніе свидѣтельствуетъ, говоря: человѣкъ Моѵсей кротокъ зѣло паче всѣхъ человѣкъ, сущихъ на земли (Числ. 12, 3).

Но ты красивъ видомъ, крѣпокъ силою, увѣнчанъ діадимой? Впрочемъ не достигъ въ мѣру царя Давида, который смиренномудренно говорилъ о себѣ: азъ же есмь червь, а не человѣкъ (Псал. 21, 7).

Но ты имѣешь вѣдѣніе, и мудрость, и воздержаніе? Впрочемъ не пришелъ въ мѣру трехъ отроковъ и Пророка Даніила, изъ которыхъ одинъ говорилъ: Тебѣ, Господи, правда: намъ же стыдѣніе лица, якоже день сей (Дан. 9, 7); другіе же говорили: душею сокрушенною, и духомъ смиреннымъ, да пріяты будемъ (Дан. 3, 39).

И если праведники показывали въ себѣ столько смиренія, то сколько смиренными должно быть намъ грѣшникамъ! Ибо превозноситься и думать о себѣ много есть плотское мудрованіе. И по слову Апостола: аще во плоти живете, имате умрети: аще же духомъ дѣянія плотская умерщвляете, живи будете (Рим. 8, 13). И невозможно преодолѣть страстей не преуспѣвъ въ сей добродѣтели.

Не слыхалъ развѣ, чтó претерпѣлъ за благочестіе блаженный Павелъ? Ибо въ посланіи къ Коринѳянамъ пишетъ онъ: въ трудѣхъ множае, въ ранахъ преболѣ: отъ Іудей пятькраты четыредесять развѣ единыя пріяхъ: трищи палицами біенъ быхъ, единою каменми наметанъ быхъ, трикраты корабль опровержеся со мндю: нощь и день во глубинѣ сотворихъ: въ путныхъ шествіяхъ множицею: бѣды въ рѣкахъ, бѣды отъ разбойникъ, бѣды отъ сродникъ, бѣды отъ языкъ, бѣды во градѣхъ, бѣды въ пустыни, бѣды въ мори, бѣды во лжебратіи: въ трудѣ и подвизѣ, во бдѣніяхъ множицею, во алчбѣ и жажди, въ пощеніихъ многащи, въ зимѣ и наготѣ и т. д. (2 Кор. 11, 23-27). Можемъ ли мы и отважиться на это? И смотри, какова его добродѣтель: — послѣ столькихъ опасностей и послѣ столькихъ заслугъ смиренномудренно говорилъ онъ: братіе, азъ себѣ не у помышляю достигша (Флп. 3, 13)! Такъ говорилъ Павелъ, чтобъ удалить отъ себя превозношеніе, зная, какой гнѣвъ навлекаетъ оно на своихъ любителей.

Что такое высокоуміе? Превозноситься значитъ то же почти, что укорять Бога собственными своими заслугами. Такъ и въ человѣческомъ быту, если кто дастъ ближнему даръ, но начнетъ надъ нимъ превозноситься, то милости его обратятся въ ничто, и истребитъ онъ пріязнь въ ближнемъ. Почему таковый человѣкъ гнусенъ. Поэтому и Господь, пекущійся о жизни нашей, желая сдѣлать насъ далекими отъ сей пагубной страсти, учитъ, сказавъ: егда сотворите вся повелѣнная вамъ, глаголите, яко раби неключими есмы (Лук. 17, 10). А если не творимъ повелѣннаго, то не въ правѣ называться даже и неключимыми рабами; потому что великъ Господь нашъ, велики и прочны дары Его.

Для вразумленія же твоего, что училъ насъ не только смиренно говорить, но и смиренномудрствовать, Господь наставилъ насъ самымъ дѣломъ, когда препоясался полотенцемъ и умылъ ноги Апостоламъ. Почему говоритъ: научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ и обрящете покой душамъ вашимъ (Матѳ. 11, 29). Когда терпишь невольную скорбь, какъ вольную; тогда заключай по сему, что пришелъ ты въ мѣру мужа доблестнаго и смиреннаго.

Но съ ужасомъ узналъ я, что допустилъ ты въ себя обманчивый помыслъ, внушающій тебѣ недозволенное. И спрашиваю: развѣ будешь восхищенъ въ эти дни? Напротивъ того, очень многіе повредились въ умѣ отъ сей мысли. Скажи самъ себѣ: «Кто ты таковъ? Въ какую пришелъ мѣру? Развѣ ты Илія? Развѣ чудеса сотворилъ, подобно ему? Ибо онъ молитвою заключилъ небо, и не одожди лѣта три и мѣсяцъ шесть (Іак. 5, 17), и опять по молитвѣ его небо дало дождь, и еще молитвою три раза свелъ онъ огнь съ неба. Но ты пріобрѣлъ всю вѣру? Представь опыты; покажи знаменія и чудеса; воскреси мертвыхъ молитвою; отверзи очи слѣпымъ; изгони бѣсовъ; очисти прокаженныхъ; исцѣли хромыхъ; ходи по морю, какъ по сухой землѣ; претвори воду въ вино; пятью хлѣбами и двумя рыбами по молитвѣ своей насыть великое множество людей. Ибо не лживъ Сказавшій: вѣруяй въ Мя, дѣла, яже Азъ творю, и той сотворитъ, и больша сихъ сотворитъ (Іоан. 14, 12).

Но, можетъ быть, вступится кто нибудь въ рѣчь и скажетъ: «Поэтому, если кто не сотворитъ такихъ боголѣпныхъ дѣлъ, то нѣтъ у него и надежды спасенія? — Надежду спасенія имѣемъ мы у себя и не совершивъ такихъ дѣлъ, если только исповѣдуемъ свою немощь и свое маловѣріе. Немощному же нужно милосердіе, а не превозношеніе. А если имѣемъ нужду въ милосердіи, то употребимъ въ дѣло смиренномудріе, чтобъ смиренномудріемъ привлечь на себя щедроты Господни. Ибо написано: яко во смиреніи нашемъ помяну ны Господь: и избавилъ ны есть отъ враговъ нашихъ (Псал. 135, 23-24). И еще смирихся, и спасе мя (Псал. 114, 5). Но если, опершись на вѣтеръ, много о себѣ думаемъ, то не иное что дѣлаемъ, какъ сами себя низвергаемъ въ бездну. Посему не допускай въ себя недуга гордыни, чтобъ врагъ внезапно не похитилъ у тебя разсудка. Отрезвись отъ высокопарнаго помысла самоугодія. Не разлагай сѣтей подъ ногами у себя. Смиренномудріемъ очисти умъ свой отъ этого смертоноснаго яда.

Пусть вразумитъ тебя примѣръ выметающаго соръ изъ дому своего: онъ нагибается къ полу и очищаетъ. Тѣмъ паче и тѣмъ съ бóльшимъ тщаніемъ надобно наклоняться и смирять себя для очищенія души, не допускать въ нее того, что ненавистно Богу. Ибо въ смиренной душѣ обитаетъ Отецъ и Сынъ и Святый Духъ. Написано: кое причастіе правдѣ къ беззаконію? Или кое общеніе свѣту ко тмѣ? Кое же согласіе Христови съ веліаромъ? Или кая часть вѣрну съ невѣрнымъ? Кое же сложеніе Церкви Божіей со идолы? Ибо мы церкви Бога жива, якоже рече Богъ: яко вселюся въ нихъ, и похожду, и буду имъ Богъ: и тіи будутъ Мнѣ людіе. Тѣмъ же изъидите отъ среды ихъ, и отлучитеся, глаголетъ Господь, и нечистотѣ не прикасайтеся: и Азъ пріиму вы, и буду вамъ въ Отца, и вы будете Мнѣ въ сыны и дщери, глаголетъ Господь Вседержитель (2 Кор. 8, 14-18). Сицева убо имуще обѣтованія, о возлюбленніи, очистимъ себѣ отъ всякія скверны плоти и духа, творяще святыню въ страсѣ Божіи (2 Кор. 7, 1). Поэтому, когда подвижнически устраняешься отъ житейскихъ дѣлъ и спасаешься отъ волненій бѣдственной жизни, тогда еще болѣе старайся не имѣть общенія съ нечистымъ духомъ гордыни, чтобъ принялъ тебя Господь. Ибо не чистъ предъ Господомъ всякъ высокосердый (Прит. 16, 5).

Ужели не помышляешь о томъ огнѣ, чрезъ который будемъ проходить? Когда, прошедши чрезъ этотъ огонь, окажемся чистыми и неукоризненными, тогда узнаемъ о себѣ, каковы мы. Ибо день явитъ коегождо дѣло (1 Кор. 3, 13), по написанному, потому что искушено будетъ огнемъ. Итакъ со многимъ смиренномудріемъ будемъ молить Господа, чтобъ избавилъ насъ отъ грядущаго гнѣва, и сподобилъ того восхищенія, какимъ праведные восхищены будутъ на облацехъ на воздусѣ во срѣтеніе Царю славы (1 Сол. 4, 17), и чтобы съ кроткими и смиренными наслѣдовать намъ царство небесное. Ибо, какъ написано: блажени нищіе духомъ, яко тѣхъ есть царствіе небесное (Матѳ. 5, 3), такъ горе гордымъ и высокоумнымъ; потому что для нихъ готовится пещь огненная. Въ гордынѣ живетъ сказавшій: крѣпостію сотворю, и премудростію разума отъиму предѣлы языковъ, и силу ихъ плѣню: и сотрясу грады населеныя, и вселенную всю объиму рукою моею яко гнѣздо, и яко оставленая яица возму; и нѣсть, иже убѣжитъ мене, или противу мене речетъ. Но послетъ Господь Богъ Саваоѳъ на твою честь безчестіе, и на твою славу огнь горя возгорится (Ис. 10, 13-16). И еще: ты же реклъ еси во умѣ твоемъ: на небо взыду, выше звѣздь небесныхъ поставлю престолъ мой, сяду на горѣ высоцѣ, на горахъ высокихъ, яже къ сѣверу: взыду выше облакъ и буду подобенъ Вышнему. Нынѣ же во адъ снидеши, и во основанія земли (Ис. 14, 13-15).

Итакъ будемъ бѣгать гордыни, которая ненавистна Господу; возлюбимъ же смиренномудріе, которымъ всѣ праведники благоугождали Господу. Ибо великій даръ — смиренномудріе; велика слава, великъ успѣхъ и велика честь пріобрѣтшихъ оное. Съ нимъ непреткновенное теченіе, въ немъ всесовершенная мудрость. За высокоуміе униженъ фарисей, а за смиренномудріе возвышенъ мытарь, съ которымъ и насъ да сподобитъ Господь нетлѣнной части всѣхъ праведныхъ. Ему подобаетъ всякая слава во вѣки! Аминь.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Ефрема Сирина. Часть 1-я. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: 2-я типографія А. И. Снегиревой, 1895. — С. 30-36. [2-я паг.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0