Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 25 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ, заслужившій своими высокими поученіями названіе Сирскаго пророка и учителя, родился въ началѣ IV вѣка въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитывали своего сына въ страхѣ Божіемъ. Но лѣта юности не прошли для Ефрема безъ нѣкоторыхъ увлеченій и преткновеній. Отъ природы пламенный, онъ былъ раздражителенъ и въ юности своей, какъ самъ онъ говорилъ, нерѣдко ссорился, поступалъ безразсудно и сомнѣвался даже въ промыслѣ Божіемъ. Его напрасно обвинили въ похищеніи овецъ и посадили въ темницу. Здѣсь Ефремъ удостоился слышать голосъ, призывающій его къ благочестію. Оправданный на судѣ и освобожденный изъ темницы, онъ, увидѣвъ въ этомъ руку Божію, премудро правящую міромъ, оставилъ мысль о случайности совершающагося съ человѣкомъ и позналъ, что «есть Око, надъ всѣмъ назирающее» и карающее всякое преступленіе. Возвратясь домой, онъ оставилъ міръ и удалился въ горы къ преп. Іакову Низибійскому (см. 13 янв.). Подъ руководствомъ преп. Іакова онъ упражнялся въ строгихъ подвигахъ благочестія и усердно изучалъ Св. Писаніе. далѣе>>

Творенія

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
Писанія духовно-нравственныя.

4. Слово умилительное [1].

Пріидите возлюбленные; пріидите отцы и братія мои, избранное стадо Отца, запечатлѣнные воины Христовы. Пріидите дѣти, выслушайте слово спасительное для душъ вашихъ. Пріидите, займемся куплей, пока еще день купли. Пріидите, пріобрѣтемъ вѣчную жизнь, купимъ спасеніе душъ своихъ. Наполните глаза свои слезами, и вскорѣ отверзутся очи ума вашего. Пріидите всѣ единодушно, богатые и бѣдные, начальники и подчиненные, старцы и юные, сыны и дщери, и всякій возрастъ, всѣ желающіе избавиться вѣчнаго наказанія и стать наслѣдниками небеснаго царствія. Вмѣстѣ съ святымъ Давидомъ воззовемъ къ милостивому и человѣколюбивому Господу, говоря: открой очи мои, и уразумѣю чудеса отъ закона Твоего (Псал. 118, 18). Просвѣти очи мои, да не когда усну въ смерть (Псал. 12, 4). Возопіемъ, какъ возопилъ слѣпецъ: помилуй мя, Господи, Сыне Бога Вышняго (Мар. 10, 47; 5, 7). И если иные будутъ останавливать, или претить, чтобъ мы умолкли, сильнѣе возопіемъ, и неутомимо будемъ вопіять, пока не отверзитъ очи сердецъ нашихъ Свѣтодавецъ Іисусъ. Приступите ко Христу, приступите къ Нему, и просвѣтитеся, и лица ваша не постыдятся (Псал. 33, 5). Возмемся за прекрасную мысль, возжелаемъ себѣ царства и рая; и вскорѣ станете вы пренебрегать дѣлами вѣка сего. Подвизайтесь въ этотъ единонадесятый часъ, спѣшите, чтобъ не остаться внѣ затворенныхъ дверей. Вечеръ близко, и Мздовоздаятель идетъ съ великою славою воздать каждому по дѣламъ его. Покаемся, братія, пока есть время.

Послушайте, что говоритъ Господь: радость бываетъ на небесахъ о единомъ грѣшницѣ кающемся (Лук. 15, 10). Для чего предаешься нерадѣнію, грѣшникъ? Для чего отчаяваешься? Если на небѣ бываетъ радость, когда каешься; то чего тебѣ страшиться? Ангелы радуются, а ты предаешься нерадѣнію! Архангелъ — проповѣдникомъ покаянія, а ты будешь бояться? Пречистая и нераздѣльная достопокланяемая Троица призываетъ тебя, а ты воздыхаешь!

Да не будетъ для насъ сладостнымъ мірское попеченіе, чтобъ не испытать намъ горечи вѣчнаго огня и червя неусыпающаго! Поэтому поплачемъ немного здѣсь, чтобъ не плакать тамъ, мучась вѣчно. Смотрите, никто да не будетъ нерадивъ, потому что пришествіе Христово внезапно, какъ страшная молнія. Ужели не страшитесь сего? Въ оный часъ каждый воспріиметъ по дѣламъ своимъ; каждый понесетъ свое бремя, каждый пожнетъ, что посѣялъ. Всѣ непокровенными предстанемъ судилищу Христову, и каждый изъ насъ дастъ Судіи отвѣтъ за себя. Въ тотъ часъ никто никому не въ состояніи помочь, ни братъ брату, ни родители дѣтямъ, ни дѣти родителямъ, ни друзья друзьямъ, ни мужъ супругѣ, но каждый со страхомъ и трепетомъ будетъ стоять въ ожиданіи услышать Божій приговоръ.

Для чего остаемся нерадивыми и не приходимъ сами въ себя? Для чего оставляемъ въ пренебреженіи святыя Писанія и слова Христовы? Или думаете, что Христово слово и слова Христовыхъ Апостоловъ и Пророковъ не осудятъ насъ въ тотъ день на страшномъ судѣ, если не соблюдемъ и не сотворимъ, что повелѣваютъ они намъ? Послушайте, что говоритъ Господь ученикамъ: слушаяй васъ, Мене слушаетъ, и отмѣтаяйся васъ и Отца Моего, Мене отметается (Лук. 10, 16). И въ другомъ мѣстѣ говоритъ еще: отметаяйся Мене, и не пріемляй глаголъ Моихъ (Азъ не сужду ему), имать судящаго ему. Слово, еже глаголахъ, то судитъ ему въ послѣдній день (Іоан. 12, 47-49). Какое же слово будетъ судить насъ въ послѣдній день? Святое Евангеліе и прочія святыя писанія святыхъ Пророковъ и Апостоловъ. Поэтому, братія, умоляю васъ, не будемъ оставлять въ пренебреженіи написаннаго. Ибо небо и земля мимо идетъ, словеса же Христовы не мимо идутъ (Матѳ. 24, 35).

Пріидите же, возлюбленные, и пока не наступилъ тотъ страшный день, ввергнемъ себя въ море щедротъ Божіихъ. Самъ Богъ увѣщаваетъ и приглашаетъ всѣхъ, говоря: пріидите ко Мнѣ вси труждающіися и обремененніи, и Азъ упокою вы (Матѳ. 11, 28). Всѣхъ приглашаетъ Человѣколюбивый и Незлобивый, Сострадательный и Долготерпѣливый, Который хочетъ, чтобъ спаслись всѣ люди. Не Своихъ только увѣщаваетъ и призываетъ, но всѣхъ зоветъ: «приходите ко Мнѣ всѣ, богатъ ли кто, или бѣденъ; потому что грядущаго ко Мнѣ не изжену вонъ (Іоан. 6, 37). Кто же грядущій ко Мнѣ? — Кто имѣетъ у себя заповѣди Мои, и соблюдаетъ ихъ; кто слушаетъ слово Мое, и вѣруетъ въ Пославшаго Меня». Блаженъ, кто слушаетъ и соблюдаетъ слово Его, и жалокъ, кто не повинуется; потому что слово то судитъ ему въ послѣдній день (Іоан. 12, 48), по написанному. Страшно впасти въ руцѣ Бога живаго (Евр. 10, 31)!

Покайся, братъ, и не приходи въ робость! Покайся, грѣшникъ, смѣло полагаясь и взирая на безмѣрное человѣколюбіе Христа, сказавшаго: не пріидохъ призвати праведники, но грѣшники на покаяніе (Матѳ. 9, 13). Покайся, чтобъ не постыдиться на страшномъ судѣ, гдѣ со страхомъ будутъ предстоять тысячи тысячъ Ангеловъ и Архангеловъ, когда тайное сдѣлается явнымъ, и раскроются книги дѣлъ, когда отлучены будутъ одни отъ другихъ какъ овцы отъ козлищъ. Подлинно страшный и ужасный часъ, потому что укоряетъ страшный, правдивый Судія. Кто не убоится онаго часа? Кто не прійдетъ въ робость? И Судія силенъ, и судилище не умолимо, и дѣла наши стоятъ передъ глазами, и огненная рѣка передъ судилищемъ, и неумолчна пѣснь праведниковъ и Ангеловъ, и нестерпимо рыданіе, и безполезны слезы грѣшниковъ.

Тогда отверзты будутъ сокровища, и праведники получатъ ихъ. И блаженны алкавшіе и томившіеся жаждою; потому что тамъ насытятся: а горе насыщеннымъ; потому что тамъ будутъ алкать и жаждать. Блаженны плакавшіе и рыдавшіе; потому что тамъ возсмѣются и утѣшатся: а горе смѣющимся нынѣ; потому что тамъ непрестанно будутъ плакать и рыдать. Блаженны миловавшіе; потому что тамъ будутъ помилованы. Слышали вы, какъ ублажаютоя подвизающіеся, и сколько злосчастными признаны нерадивые.

Размысли обо всемъ этомъ и поспѣши спастись. Не смотри на нерадивыхъ и роскошествующихъ, зане яко трава скоро изсшутъ (Псал. 36, 2). Не возлюби вѣка сего; потому что дѣлаетъ онъ запинаніе любящимъ его, и на часъ услаждаетъ, въ тотъ же вѣкъ отпускаетъ обнаженными. Слушай святыя Писанія и внимай имъ, и не впадешь въ обманъ, и не сдѣлаетъ тебѣ запинанія этотъ суетный и лукавый міръ. Послушай, что говоритъ Богословъ Іоаннъ: не любите міра, ни яже въ мірѣ: яко все, еже въ мірѣ, похоть плотская, и похоть очесъ, и мірское обольщеніе, и міръ преходитъ, а творяй волю Божію пребываетъ во вѣки (1 Іоан. 2, 15-17). Послушай, что говоритъ Господь: кая польза человѣку, аще міръ весь пріобрящетъ, душу же свою отщетитъ (Матѳ. 16, 26)? Тщательно, со страхомъ внимайте слову Его; потому что слово, еже глагола, и имже научи, то судитъ намъ въ послѣдній день.

Не лживъ Господь. Да не будетъ сего! Ибо Онъ есть истина. И если вполнѣ знаешь, что Онъ есть истина, и что слова Его не лживы; то почему же остаешься въ нерадѣніи, несчастный? Чего ждешь? Что у тебя въ мысли? Кто будетъ отвѣчать за тебя? Развѣ не знаешь, что всякій самъ за себя дастъ отвѣтъ Богу? Развѣ не знаешь,что каждый пожнетъ, что посѣялъ, и что каждый понесетъ собственное свое бремя? Пока есть еще время, расточи бремя грѣховъ своихъ. Тебя призываетъ человѣколюбивый Богъ, говоря: пріидите ко Мнѣ вси труждающіися и обремененніи. Всѣхъ увѣщаваетъ Онъ. Никто не отчаявайся. Никто не смѣй говорить: «я не грѣшилъ». Кто говоритъ, что не согрѣшилъ, тотъ слѣпъ, ходитъ ощупью и злосчастнѣе всѣхъ людей. Ибо евангелистъ Іоаннъ говоритъ: аще речемъ: яко грѣха не имамы, то лжемъ и не творимъ истины, себѣ прельщаемъ и Бога лжа творимъ (1 Іоан. 1, 8. 10). Никто же чистъ отъ скверны (Іов. 14, 4).

Итакъ что же? Не слезы ли нужны намъ, чтобъ омыть скверну, воспѣвая со святымъ Давидомъ: омыеши мя и паче снѣга убѣлюся (Псал. 50, 9); и еще: измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу (Псал. 6, 7)? Въ одну ночь согрѣшилъ онъ, а плакалъ каждую ночь; почему и сталъ блаженнымъ. Ибо Пророкъ сей ясно предузрѣлъ сказавшаго: блажени плачущіи.

Поэтому не плачь ни о чемъ преходящемъ въ вѣкѣ семъ; не услаждайся пріятностями житейскими; не желай себѣ богатства міра сего; съ отвращеніемъ смотри на мягкія одежды и нарядныя убранства; съ отвращеніемъ смотри на пестроту красокъ, на сурмленіе бровей, на прикрасы и пышность, на бѣсовскія ихъ пѣсни, на гусли, свирѣли и рукоплесканія, на безчинныя и неблагоприличныя взыванія. Не знаешь развѣ, несчастный, что все это діавольскій посѣвъ? Все это дѣлаютъ язычники, у которыхъ нѣтъ надежды спасенія. А мы не будемъ уподобляться язычникамъ, у которыхъ нѣтъ надежды спасенія, чтобы не подпасть одному съ ними осужденію. Послушайте Апостола, который говоритъ: сіе убо глаголю и послушествую о Господѣ, ктому не ходити вамъ, якоже и прочіи языцы ходятъ въ суетѣ ума своего, помрачени смысломъ (Ефес. 4, 17). Почему, оставивъ дѣла языческія, не станемъ опять возвращаться назадъ и дѣлать то же самое.

Однажды на всегда отрекся ты отъ сатаны и отъ аггеловъ его, и при многихъ свидѣтеляхъ вступилъ въ завѣтъ со Христомъ. Смотри же, съ кѣмъ вступилъ въ завѣтъ и не пренебрегай симъ. Но знай, что въ тотъ же часъ Ангелы записали слова твои, и завѣтъ Твой, и отреченіе твое, и хранятъ это на небесахъ до страшнаго дня суднаго. Ужели же неустрашаетъ тебя это и не приводитъ въ ужасъ? Въ день суда Ангелы принесутъ рукописаніе твое и слова устъ твоихъ предъ страшное судилище, которому и Ангелы предстоятъ съ трепетомъ. И тогда услышишь непріятное для тебя слово: отъ устъ твоихъ сужду ти, лукавый рабе (Лук. 19, 22). Дѣйствительно, горько тогда вздохнешь, и восплачешь въ тотъ часъ; но это не принесетъ тебѣ пользы.

Будь же милостивъ къ себѣ самому и не питай ненависти въ душѣ своей. Открой глаза свои, и посмотри на многихъ, какъ они подвизаются, какъ стараются спастись, сколько употребляютъ усилій на всякое доброе дѣло, какъ оберегаютъ себя отъ зависти, отъ злорѣчія, отъ ненависти, отъ смѣха, отъ блуда, отъ роскоши, отъ ссоры, и отъ всякаго инаго худаго дѣла, какъ возлюбили путь узкій и тѣсный, постятся, бодрствуютъ, злостраждутъ и плачутъ, какъ уготовили свѣтлые свѣтильники свои, какъ уста ихъ воспѣваютъ и славятъ всегда безсмертнаго Жениха, а очи ихъ всегда видятъ красоту Его, и душа ихъ веселится. Подумай и смотри: Женихъ уже приближается и не замедлитъ. Онъ идетъ обрадовать любящихъ Его, идетъ призвать плакавшихъ и рыдавшихъ не ради мертвеца, не ради временной потери имѣній, но ради удобообстоятельнаго грѣха (Евр. 12, 1) и царствія, которому не будетъ конца, и ради блаженнаго наслажденія раемъ, изъ котораго мы изгнаны, когда преступили заповѣдь Божію, и въ который опять возвращаются плачущіе и рыдающіе. Онъ идетъ увѣнчать подвизавшихся законно и возлюбившихъ узкій и тѣсный путь. Идетъ помиловатъ милостивыхъ. Идетъ содѣлать блаженными ради Него обнищавшихъ. Идетъ исполнить благами ради Него алкавшихъ и жаждавшихъ. Идетъ освѣтить тайная тмы, и объявить совѣты сердечныя (1 Кор. 4, 5). И почему не сказать короче? Идетъ воздать коемуждо по дѣломъ его (Рим. 2, 6). Идетъ уже не съ земли, какъ прежде, но съ небесъ съ силою и славою многою (Матѳ. 24, 30). Тогда вострубятъ трубы съ небесъ и силы ихъ подвигнутся (Лук. 21, 26); вся земля, какъ вода въ морѣ, восколеблется отъ славы Его; потечетъ предъ нимъ рѣка огненная, очищая землю отъ беззаконій. Потомъ вдругъ вопль: се Женихъ грядетъ (Матѳ. 25, 6). Вотъ идетъ ожидаемая Радость; вотъ идетъ Похвала праведныхъ, Солнце правды; вотъ идетъ Царь царствующихъ, Котораго царствію не будетъ конца! Вотъ идетъ Судія праведный! Се грядетъ, исходите во срѣтеніе Ему! Тогда съ радостію пріидутъ тѣ, у кого есть свѣтло горящіе свѣтильники и чистая одежда, и они услышатъ гласъ Жениха, Который скажетъ имъ: пріидите благословенніи Отца Моего, наслѣдуйте уготованное вамъ царствіе отъ сложенія міра (Матѳ. 25, 34).

И у кого свѣтильники горятъ свѣтло, тѣ, безъ сомнѣнія, при происшедшемъ воплѣ, пойдутъ во срѣтеніе весело, съ великимъ дерзновеніемъ, радуясь и надѣясь, что свѣтильники ихъ не угаснутъ. А ты, увидѣвъ тогда себя въ великой скорби, въ ужасномъ несчастіи, въ нестерпимой нуждѣ, и примѣчая, что свѣтильникъ твой угасъ, со стыдомъ скажешь: «братія мои, ссудите мнѣ нѣсколько елея, потому что свѣтильникъ мой угасъ»; и скажутъ тебѣ въ отвѣтъ: еда како недостанетъ вамъ и намъ, идите же къ продающимъ и купите (Матѳ. 25, 9). И пойдешь отъ нихъ со скорбію, съ болѣзнію, съ воздыханіями, горько плача, и не находя, гдѣ купить: потому что купля жизни кончена, и вся жизнь колеблется, какъ вода въ морѣ. Не стало уже тѣхъ нищихъ, которые сидѣли на дверяхъ церковныхъ, и продавали тамъ елей.

Итакъ приведенный въ крайнее затрудненіе и совершенно не видя себѣ помощи, плача и сѣтуя, скажешь: «пойду, ударю въ двери Христова милосердія. Кто знаетъ, можетъ быть, Христосъ и отворитъ мнѣ ихъ»? Идешь, ударяешь, и Женихъ отвѣтствуетъ тебѣ изнутри: «аминь глаголю тебѣ не вѣмъ тя (Матѳ. 25, 12). Отойди отъ меня дѣлатель беззаконія. Ты не миловалъ, и не будешь помилованъ. Ты не внималъ голосу нищаго, и Я не внимаю твоему голосу. Ты слышалъ святыя Мои писанія, и смѣялся надъ ними; поэтому не дозволяю тебѣ взойдти. Ты не принялъ Моихъ Пророковъ и Апостоловъ; потому слово, еже глаголахъ, то судитъ тебѣ въ сей послѣдній день. Отойди отъ Меня; узкія врата не пріемлютъ тебя; ты питалъ плоть свою и убивалъ душу свою; какъ же хочешь взойдти сюда и осквернить царство Мое? Ты запятналъ одежду плоти своей; наполнилъ уста свои злословіемъ, ненавидѣлъ ближняго своего, выполнялъ волю діавола, отвергалъ же Мою волю; какъ же теперь просишь позволенія войдти, куда ничего не предпослалъ, гдѣ ничего тобою не запасено, — ни слезъ, ни плача, ни поста, ни бдѣнія, ни псалмопѣнія, ни дѣвства, ни терпѣнія, ни милостыни? Ничего такого не предпослалъ ты сюда; чего же здѣсь ищешь? Обитель эту населяютъ ради Меня обнищавшіе. Это — царство милостивыхъ; это — веселіе плакавшихъ; это — радость каявшихся и рыдавшихъ и оплакивавшихъ грѣхи свои, это — покой бодрствующихъ и постящихся; это — жизнь вдовъ и сиротъ. Здѣсь алкавшіе и жаждавшіе возвеселятся во вѣки; ты же воспріялъ еси благая въ животѣ твоемъ (Лук. 16, 25); иди отъ Мене во огнь вѣчный» (Матѳ. 25, 41).

Слушая это, ты будешь стоять пристыжденный. И въ то же время дойдетъ до ушей твоихъ гласъ веселія и радованія и узнаешь голосъ каждаго изъ друзей своихъ и горько вздохнешь тогда, говоря: «увы, мнѣ несчастному! какъ я лишился этой славы и разлученъ сталъ съ ними за лукавыя и негодныя дѣла свои! Дѣйствительно справедливъ судъ Божій. Дѣйствительно пострадалъ я справедливо. Они жили воздержно; а я гонялся за обѣдами и ужинами. Они псалмопѣвствовали, а я молчалъ. Они молились, а я парилъ умомъ. Они смиряли себя, а я предавался гордости. Они не занимались собою, а я любовался собой. Они плакали, а я смѣялся. Поэтому они теперь радуются, а я сѣтую; они веселятся, а я плачу; они будутъ царствовать со Христомъ въ безконечные вѣки, а я съ антихристомъ ввергаюсь въ огнь вѣчный. Увы, мнѣ злосчастному! Что со мною сталось? Сколько благъ утратилъ я для того, чтобы нѣсколько времени исполнять мнѣ волю діавола? Теперь узналъ я, что каждый пріемлетъ по дѣламъ своимъ. Теперь узналъ я, что насмѣялся надо мною и запнулъ меня суетный міръ. О, сколькихъ благъ лишилъ я самъ себя! О, какому подвергся я стыду! О, сколькими бѣдствіями обременилъ я себя»!

Это и подобное тому будешь говорить, терзаясь, и никакой не получишь отъ того пользы, потому что нѣтъ тамъ пользы и въ покаяніи. Потому-то божественныя Писанія Апостоловъ и Пророковъ возвѣщаютъ и свидѣтельствуютъ намъ, что благъ, яже уготова Богъ любящимъ Его, око не видѣ, ухо не слыша, и на сердце человѣку грѣшнику не взыдоша (1 Кор. 2, 9). Слышалъ ты еще, что говорилъ Господь: не убойтеся отъ убивающихъ тѣло (Матѳ. 10, 28). И еще въ другомъ мѣстѣ: блаженны гонимые ради Меня (Матѳ. 5, 10-11). Потому и Апостолъ говоритъ: не льститеся, Богъ поругаемъ не бываетъ: еже бо аще сѣетъ человѣкъ, тожде и пожнетъ: сѣяй въ плоть свою, отъ плоти пожнетъ истлѣніе: а сѣяй въ духъ, отъ духа пожнетъ животъ вѣчный (Гал. 6, 7-8). Ибо сѣющіе слезами, радостію пожнутъ (Псал. 125, 5). Будьте внимательны съ сего времени, братія мои, и помните написанное: изыде сѣяй сѣяти сѣмене своего (Лук. 8, 5). Кто же исшедшій и сѣющій? — Добрый Домовладыка, Господь нашъ Іисусъ Христосъ! Что же Онъ сѣетъ? — Евангельское слово, святыя Свои заповѣди! Гдѣ же Онъ сѣетъ? На какой землѣ? На сердцахъ человѣческихъ, во всѣхъ концахъ міра. Но не всѣ повинуются Евангелію, не всѣ воздѣлываютъ ниву, чтобъ падшее на нее сѣмя Господне принесло плодъ. Напротивъ того, оставаясь невоздѣланными, заросши терніемъ, и находясь въ обольщеніи, принимаютъ слово, и отъ печали и богатства и сластми житейскими ходяще подавляются, и не совершаютъ плода (Лук. 8, 14). Вы же, возлюбленные, уготовьте сердца свои къ принятію Евангелія, и да не подавляетъ ума вашего многое попеченіе о житейскомъ. Будемъ заботиться о необходимомъ, а не о роскоши. Если станете держаться умѣренности; то будете имѣть покой. А если погонитесь за роскошью и за тѣмъ, чтобъ имѣть у себя больше другихъ; то труда много, путь ненадеженъ, скорбь не утолима, и жизнь многопопечительна.

Едино же есть на потребу, братія мои, какъ говоритъ Господь (Лук. 10, 41). И одно должно дѣлать отчасти по тѣлесной потребности, а другое непрестанно для спасенія души своей; потому что душа всего выше. Для души, братія, будемъ подвизаться, и заботиться и готовиться каждый день. Не будемъ тратить всего своего времени на попеченіе о тѣлѣ. Но когда тѣло взалчетъ и потребуетъ пищи, тогда приведи себѣ на мысль, что и душа требуетъ удовлетворенія собственныхъ ея нуждъ. И какъ тѣло не можетъ жить, если не вкуситъ хлѣба, такъ и душа мертва, если не пріобщится духовной мудрости. Человѣкъ состоитъ изъ двухъ частей, изъ души и тѣла. И потому Спаситель сказалъ: не о хлѣбѣ единомъ будетъ живъ человѣкъ (Матѳ. 4, 4). И ты, какъ хорошій приставникъ дома, душѣ давай душевныя снѣди и тѣлу — тѣлесныя, а не одно тѣло свое питай, оставляя душу свою нуждающеюся во всемъ и гладною. Не дай душѣ умереть, но питай ее словомъ Божіимъ, псалмами, пѣніями и пѣснями духовными; чтеніемъ Божественныхъ писаній, постомъ, бдѣніемъ, молитвами, слезами, надеждою, помышленіями о будущихъ благахъ. Все сіе и подобное сему есть пища и жизнь для души.

Смотрите, братія, чтобы кому изъ васъ не оказаться безплоднымъ. Кто въ плоть свою сѣетъ мірское наслажденіе, роскошь, ужины и обѣды, тотъ отъ плоти пожнетъ истлѣніе. А кто въ духъ сѣетъ молитву, постъ, бдѣніе, тотъ отъ духа пожнетъ животъ вѣчный. Разсудите и посмотрите, что нигдѣ не восхваляются роскошные, и разсѣянные, и смѣющіеся. Ибо это дѣлаютъ язычники, а нашъ законъ таковъ: блажени нищіи духомъ; блажени плачущіи; блажени милостивіи; блажени изгнани; блажени поносимые; блажени чистіи сердцемъ; блаженны воздержные; блаженны соблюдше въ чистотѣ крещеніе; блаженны для Христа отрекшіеся отъ сего міра; блаженны тѣла дѣвственниковъ; блаженны имущіи жены, яко не имущіи (1 Кор. 7, 29); блаженны бодрствующіе и молящіеся; блаженны предусматривающіе Грядущаго судить живыхъ и мертвыхъ; блаженны плачущіе въ молитвѣ. Таковы уроки Божественнаго Писанія православныхъ. Какое же писаніе ублажаетъ играющихъ на свирѣляхъ и гусляхъ, или смѣющихся, или роскошествующихъ, или упивающихся и пляшущихъ, любящихъ міръ, и яже въ мірѣ? Не такіе совѣты даетъ законъ нашъ; не тому училъ Господь нашъ; напротивъ того угрожаетъ Онъ за сіе горемъ, говоря: горе смѣющымся нынѣ: яко возрыдаютъ и восплачутъ; горе вамъ насыщенніи: яко взалчете; горе вамъ богатымъ (Лук. 6, 24. 25). И чрезъ Пророка еще говоритъ: горе глаголющимъ лукавое доброе, и доброе лукавое, полагающымъ горькое сладкое, и сладкое горькое. Горе оправдывающымъ нечестива даровъ ради, и, еже есть праведное праведнаго, вземлющымъ (Ис. 5, 20. 23). Горе возстающымъ заутра, и сикеръ гонящымъ, ждущымъ вечера: вино бо сожжетъ я: съ гусльми и тимпаны и свирѣльми вино піютъ, на дѣла же Господни не взирають, дѣлъ руку Его не помышляютъ (Ис. 5, 11-12).

Таковы и подобны симъ дѣла людей міролюбивыхъ и плотолюбивыхъ, а не христолюбивыхъ.

Но хочешь ли немногое выслушать о христолюбцахъ, которые идутъ узкимъ путемъ? Слушай, что говоритъ Апостолъ: во всемъ представляюще себѣ, якоже Божія слуги, въ терпѣніи мнозѣ, въ скорбехъ, въ бѣдахъ, въ тѣснотахъ, въ ранахъ, въ темницахъ, въ нестроеніихъ, въ трудѣхъ, во бдѣніихъ, въ пощеніихъ и т. далѣе (2 Кор. 6, 4. 5). И еще Господь говоритъ: воставше молитеся, да не внидете въ напасть (Лук. 26, 46): духъ убо бодръ, плоть же немощна (Матѳ. 26, 41).

Итакъ что же? Сотворите должное, братія мои. Вотъ слышали вы, какъ ублажаются идущіе узкимъ путемъ, и какое горе предсказано вступившимъ на путь широкій и пространный. Оставимъ путь широкій, ведущій въ пагубу; потрудимся нѣсколько времени, чтобъ царствовать въ безконечные вѣки; — потрудимся, всегда имѣя предъ очами Грядущаго судить живыхъ и мертвыхъ, непрестанно содержа въ памяти вѣчную жизнь, безсмертное царство, ликостояніе съ Ангелами, пребываніе со Христомъ. Размысли, что жизнь ничего не имѣетъ въ себѣ кромѣ слезъ, укоризнъ, злословія, лѣности, трудовъ, болѣзней, старости, грѣха и смерти; и не возлюбишь міра. Смотри, чтобъ этотъ міръ не обольстилъ тебя своими пріятностями, и не запнулъ, и въ вѣкъ будущій не препроводилъ отъ себя обнаженнымъ. Помни сказавшаго: непрестанно молитеся (1 Сол. 5, 17). Не увеселяйся цвѣтами жизни. Пусть въ устахъ у тебя будетъ всегда псаломъ; потому что произносимое имя Божіе обращаетъ въ бѣгство бѣсовъ. Если и къ дѣлу простираешь руки, то пусть языкъ творитъ псаломъ, а умъ молится. Самъ Господь даетъ отъ Себя совѣтъ, и увѣщаваетъ здѣсь еще приготовлять себя; и если въ чемъ согрѣшили и преткнулись, уврачуемъ это слезами, пока есть время покаянію. Время покаянія коротко; царствію же небесному нѣтъ конца.

Мы ублажаемъ святыхъ и желаемъ себѣ ихъ вѣнцовъ, но не хотимъ подражать ихъ подвигамъ. Или думаете, что такъ удостоились они вѣнцовъ, безъ трудовъ и скорбей, чего вамъ бы хотѣлось? Угодно ли тебѣ слышать, какое упокоеніе имѣли въ сей жизни святые? Одни избіени быша, друзіи же руганіемъ и ранами искушеніе пріяша, еще же и узами, и темницею, каменіемъ побіени быша, претрени быша, убійствомъ меча, умроша: проидоша въ милотехъ и въ козіяхъ кожахъ, лишени, скорбяще, озлоблени, ихже не бѣ достоинъ міръ, въ пустыняхъ скитающеся, и въ горахъ, и въ вертепахъ и въ пропастехъ земныхъ (Евр. 11, 35-38). Вотъ слышали вы часть одну изъ многаго о наслажденіи и покоѣ святыхъ въ жизни сей и о томъ, съ какимъ веселіемъ терпѣли они это; потому что прозирали въ тѣ блага, которыя уготованы на небесахъ, ихже око не видѣ, и ухо не слыша, и на сердце человѣку не взыдоша (2 Кор. 2, 9).

Если хочешь избавиться отъ мученія, то никого никогда не злословь. Горе беззаконному! Когда всѣ просвѣщаются, онъ омрачается. Горе хульнику! Языкъ у него связанъ, и не въ состояніи оправдаться онъ предъ Судіею. Горе любостяжательному! Богатство отъ него бѣжитъ, ожидаетъ же его огонь. Горе лѣнивому! Взыщетъ онъ времени, которое потратилъ худо, и поискавъ, не найдетъ. Горе прелюбодѣю! Оскверняетъ онъ брачную одежду, и со стыдомъ изгоняется изъ царскаго брачнаго чертога. Горе злоязычному, а вмѣстѣ съ нимъ и упивающемуся! Они причисляются къ убійцамъ, и мучатся съ прелюбодѣями. Горе тому, кто краткое это время проводитъ въ роскоши. Его потребуютъ, какъ агнца на заколеніе. Горе лицемѣру! Пастырь отъ него отказывается, и волкъ похищаетъ его. Блаженъ, кто идетъ путемъ узкимъ: онъ входитъ въ небо вѣнценосцевъ. Блаженъ, кто имѣетъ высокую жизнь, но смиренный образъ мыслей: онъ подражаетъ Христу, и съ Нимъ будетъ возсѣдать. Блаженъ, кто благодѣтельствуетъ многимъ нищимъ: онъ найдетъ на судѣ многихъ защитниковъ. Блаженъ, кто принуждаетъ себя ко всякому доброму дѣлу; потому что усильные искатели восхищаютъ царствіе небесное (Матѳ. 11, 12).

Итакъ будемъ понуждать себя, братія, на всякое дѣло благое, будемъ убѣждать и увѣщавать себя самихъ, будемъ назидать другъ друга, какъ и всегда вы дѣлаете. Бесѣда ваша пусть будетъ о судѣ и объ оправданіи вашемъ. Дѣло ли какое дѣлаете, или идете путемъ, и во время трапезы, и на ложахъ своихъ, и чѣмъ бы другимъ ни занимались вы, непрестанно съ заботливостію думайте о судѣ и о пришествіи праведнаго Судіи; помышляйте въ сердцахъ своихъ и говорите другъ другу: «какая это кромѣшная тма! Какой этотъ неугасимый огонь и неусыпающій червь! Какой этотъ скрежетъ зубовъ!» О томъ бесѣдуйте другъ съ другомъ непрестанно, день и ночь, какъ течетъ огненная рѣка, и очищаетъ землю отъ беззаконій, какія есть на ней; какъ свивается небо, аки свитокъ (Ис. 24, 4), звѣзды падаютъ, якоже листвіе смоковницы (Ис. 24, 5); какъ затмѣваются солнце и луна; какъ разверзаются небеса, по повелѣнію Владыки; какъ, подобно молніи, сходитъ съ неба Судія; какъ текутъ смятенныя силы небесныя; какъ уготовляетея страшный престолъ; какъ колеблется основаніе земли, ожидая сошествія Судіи; какъ звучатъ трубы, какъ отверзаются гробницы, какъ потрясаются гробы, какъ усопшіе отъ вѣка пробуждаются, какъ бы отъ сна, какъ души спѣшатъ опять къ тѣламъ; какъ святые текутъ во срѣтеніе, какъ готовые удостоиваются вшествія, какъ Женихъ заключаетъ двери нерадивымъ. Прекрасно о семъ размышлять, съ заботливостію думать день и ночь. Кто всегда помнитъ о смерти, тотъ не согрѣшитъ много.

Не все время жизни своей будемъ заботиться о чревѣ и объ одѣяніяхъ: такъ поступаютъ язычники, не имѣющіе упованія жизни вѣчной. Не будемъ же уподобляться имъ, но выслушаемъ, что говоритъ Господь: ищите прежде царствія Божія и правды Его, и сія вся приложатся вамъ (Матѳ. 6, 33). Будемъ, братія, искать того царствія, которое не имѣетъ конца; будемъ искать той радости, которая вводитъ въ безконечные вѣки. Будемъ, возлюбленные, молиться съ болѣзнію сердечною, съ воздыханіями и слезами, чтобы не осталось не исполненнымъ нами оное блаженное слово. Прекратимъ здѣшнюю роскошь, чтобы тамъ пріобрѣсти райское наслажденіе. Поплачемъ не долго здѣсь, чтобъ тамъ возсмѣяться. Будемъ алчущими, чтобы тамъ насытиться. Пойдемъ узкими вратами и тѣснымъ путемъ, чтобы тамъ шествовать путемъ широкимъ и пространнымъ. И еще повторяю: смотрите, чтобы не запнулъ васъ и не посмѣялся надъ вами міръ, и чтобъ въ будущій вѣкъ не препроводилъ онъ васъ обнаженными и бѣдствующими, потому что обольщеніе міра сего многихъ запнуло, надъ многими насмѣялось, многихъ ослѣпило. А мы, братія, будемъ внимательны къ себѣ самимъ; послушаемъ Господа, Который говоритъ: грядите по Мнѣ (Матѳ. 4, 19), все оставимъ и послѣдуемъ за Нимъ однимъ; презримъ всякую радость міра сего, потому что издѣвается онъ надъ всѣми любящими его. Постараемся же достигнуть вѣчной жизни, ангельскаго ликостоянія и пребыванія со Христомъ, потому что Ему слава и держава со Отцемъ и со Святымъ Духомъ во вѣки вѣковъ. Аминь!

Примѣчаніе:
[1] По слав. пер. Ч. I. сл. 95.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Ефрема Сирина. Часть 1-я. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: 2-я типографія А. И. Снегиревой, 1895. — С. 36-50. [2-я паг.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0