Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 22 января 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ, заслужившій своими высокими поученіями названіе Сирскаго пророка и учителя, родился въ началѣ IV вѣка въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитывали своего сына въ страхѣ Божіемъ. Но лѣта юности не прошли для Ефрема безъ нѣкоторыхъ увлеченій и преткновеній. Отъ природы пламенный, онъ былъ раздражителенъ и въ юности своей, какъ самъ онъ говорилъ, нерѣдко ссорился, поступалъ безразсудно и сомнѣвался даже въ промыслѣ Божіемъ. Его напрасно обвинили въ похищеніи овецъ и посадили въ темницу. Здѣсь Ефремъ удостоился слышать голосъ, призывающій его къ благочестію. Оправданный на судѣ и освобожденный изъ темницы, онъ, увидѣвъ въ этомъ руку Божію, премудро правящую міромъ, оставилъ мысль о случайности совершающагося съ человѣкомъ и позналъ, что «есть Око, надъ всѣмъ назирающее» и карающее всякое преступленіе. Возвратясь домой, онъ оставилъ міръ и удалился въ горы къ преп. Іакову Низибійскому (см. 13 янв.). Подъ руководствомъ преп. Іакова онъ упражнялся въ строгихъ подвигахъ благочестія и усердно изучалъ Св. Писаніе. далѣе>>

Творенія

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
Писанія духовно-нравственныя.

9. О страстяхъ [1].

Предъ славою Твоею, Христе Спаситель, хочу изобразить всю свою горечь, все лукавство и неразуміе; но опишу также всю Твою пріятность и сладость, съ какими поступалъ Ты со мною ради Своего человѣколюбія [2].

Отъ чрева матери моей сталъ я преогорчать и обращать въ ничто благодать Твою, и нерадѣлъ о добрѣ. Самъ же Ты, Владыко, Сынъ Божій, по множеству щедротъ Твоихъ терпѣливо взиралъ на все мое лукавство. Главу мою возноситъ благость Твоя, Владыка; но она ежедневно смиряется по причинѣ грѣховъ моихъ. Та же благодать Твоя снова влечетъ меня къ жизни; но я скорѣе со всѣмъ усердіемъ устремляюсь къ смерти; потому что тотъ же худый навыкъ къ слабостямъ увлекаетъ меня къ себѣ, и я покоряюсь ему.

Ужасенъ и весьма худъ страстный навыкъ: онъ какъ бы неразрѣшимыми узами связываетъ мысль, и узы сіи всегда кажутся мнѣ вожделѣнными; потому что самъ хочу быть такъ связаннымъ. Мои навыки опутываютъ меня сѣтями; и я радуюсь, что связанъ. Погружаюсь въ самую несносную глубину, и это веселитъ меня. Врагъ ежедневно обновляетъ узы мои; потому что видитъ, сколько я радъ разнообразію узъ своихъ. Врагъ мой очень искусенъ: не связываетъ меня тѣми узами, какія мнѣ не угодны, а напротивъ того налагаетъ всегда такія узы и сѣти, которыя принимаю съ великимъ удовольствіемъ; ибо знаетъ, что изволеніе мое сильнѣе меня; и во мгновеніе ока налагаетъ узы, какія хочетъ.

Это достойно рыданія и плача; въ этомъ позоръ и стыдъ, что связанъ я своими хотѣніями. Могу однимъ мановеніемъ сокрушить узы и освободиться отъ всѣхъ сѣтей, но не хочу того сдѣлать, будучи одолѣваемъ своими слабостями и произвольно раболѣпствуя страстямъ, какъ обычаямъ. Еще ужаснѣе и извлекаетъ у меня слезы стыда, что не выхожу изъ-подъ воли моего врага. Связываюсь тѣми узами, какія онъ налагаетъ на меня; и умерщвляю себя тѣми страстями, какія его радуютъ. Могу сокрушить узы, но не хочу; могу избѣжать сѣтей, но не спѣшу. Что горестнѣе этого плача и рыданія? Какой другой стыдъ тягостнѣе сего? Ибо утвердительно скажу, что это самый горькій стыдъ, когда человѣкъ выполняетъ хотѣнія врага.

Зная узы свои, каждый часъ скрываю ихъ отъ всѣхъ зрителей подъ благоговѣйною наружностію. И совѣсть моя обличаетъ меня въ этомъ дѣлѣ, ежечасно говоря мнѣ: «Почему не трезвишься ты, бѣдный? Развѣ не знаешь, что наступилъ и близокъ день страшнаго суда, въ который все обнаружится? Возстань, какъ сильный! Разорви узы свои! У тебя есть сила разрѣшать и вязать». Это всегда говоритъ мнѣ, этимъ обличаетъ меня совѣсть: но не хочу освободиться отъ узъ и сѣтей. Каждый день сѣтую и воздыхаю о семъ, и оказывается, что связанъ я тѣми же страстями. Жалокъ я и нерадивъ, не оказываю успѣховъ во благо душѣ своей; потому что не боюсь быть въ сѣтяхъ смерти. Тѣло мое облечено прекрасною наружностію благоговѣнія, а душа опутана неприличными помыслами. Передъ зрителями тщательно я благоговѣенъ, а во внутренности почти что дикій звѣрь. Услаждаю рѣчь свою, передавая ее людямъ, а самъ всегда горекъ и лукавъ по намѣренію.

Итакъ, что мнѣ дѣлать въ день испытанія, когда Богъ откроетъ все передъ судилищемъ? Самъ знаю, что буду тамъ наказанъ, если здѣсь слезами не умилостивлю Судію. Посему-то не удерживаетъ Онъ щедротъ и во гнѣвѣ, такъ какъ ожидаетъ моего обращенія. Ибо не хочетъ видѣть, чтобъ кто-нибудь горѣлъ въ огнѣ; но угодно ему, чтобы всѣ человѣки вошли въ жизнь.

Посему уповая на щедроты Твои, Господи, Сынъ Божій, къ Тебѣ припадаю, и Тебя умоляю: воззри и на меня, изведи душу мою изъ темницы беззаконій, и да возсіяетъ лучъ свѣта въ моемъ разумѣ, пока не отошелъ я на страшный ожидающій меня судъ, на которомъ вовсе нѣтъ мѣста покаянію въ худыхъ дѣлахъ! Ибо вотъ занимаетъ меня та и другая мысль — и переселиться изъ тѣла, и болѣе уже не грѣшить. Опять страхъ объемлетъ меня бѣднаго и нечестиваго: какъ пойду неготовымъ и совершенно обнаженнымъ — безъ покрова добродѣтелей? Великій страхъ непрестанно мучитъ сердце мое при мысли — и пребывать во плоти и переселиться изъ плоти; и не знаю, на которую изъ обѣихъ мыслей преклониться мнѣ: ибо вижу, что я не ревностенъ къ добру, и жить во плоти страшно и опасно: потому что ежедневно хожу среди сѣтей, и уподобляюоь нерадивому и лѣнивому купцу, который въ одно время теряетъ и достояніе и прибыль. Такъ и я теряю небесныя блага среди множества развлеченій предметами, которые заманиваютъ меня въ худыя дѣла. Ибо самъ въ себѣ ощущаю, какъ ежечасно меня окрадываютъ, и нехотя, дѣлаю дѣла, которыя ненавижу.

Удивляетъ меня тварь, какъ она всегда прекрасна; тогда какъ мысль моя среди сихъ красотъ неблагопристойна. Удивляетъ меня произволеніе мое, столько злое въ скорбяхъ, въ которыхъ всегда различно погрѣшаетъ. Удивляетъ меня ежедневное мое покаяніе, почему не имѣетъ оно твердаго основанія зданію. Каждый день полагаю основаніе зданію, и опять собственными своими руками разоряю трудъ. Доброе мое покаяніе не положило себѣ хорошаго начала; наоборотъ злому нерадѣнію нѣтъ еще конца. Порабощенъ я слабостямъ и волѣ моего врага, усердно исполняя все имъ любимое.

Кто дастъ главѣ моей воду въ неистощимомъ обиліи и очесемъ источники, которые бы непрестанно изливали слезы, да плачуся (Іер. 9, 1) всегда предъ милосердымъ Богомъ, чтобъ, пославъ благодать свою, извлекъ Онъ меня грѣшника изъ моря, свирѣпѣющаго волнами грѣховъ и ежечасно обуревающаго душу? Ибо хотѣнія мои хуже ранъ, которыя вовсе не терпятъ врачебныхъ перевязокъ. Выжидаю въ надеждѣ покаянія и обманываю себя симъ суетнымъ обѣщаніемъ, пока не умру. Въ этомъ ожиданіи всегда говорю, что покаюсь, и никогда не каюсь. На словахъ прилежно каюсь, а дѣлами весьма далекъ отъ покаянія. Если я покоенъ; то забываю и природу свою. А если опять въ скорбяхъ; то оказываюсь ропотникомъ.

Святые отцы, будучи боголюбивыми, въ страданіяхъ и искушеніяхъ содѣлались благоискусными, и отъ небаснаго Бога со славою и похвалами пріяли неувядающій вѣнецъ; въ скорбяхъ пріобрѣтя себѣ похвалу и имя, стали прекраснымъ образомъ для послѣдующихъ родовъ. Вмѣстѣ съ отцами и святыми всегда представляю себѣ досточестнаго, благолѣпнаго, цѣломудреннѣйшаго Іосифа, исполненнаго небесной красоты и любви къ Всевышнему. Какое прекрасное терпѣніе пріобрѣлъ онъ въ искушеніяхъ! Ужасная зависть братьевъ не въ силахъ была повредить красотѣ души его; потомъ и страшный аспидъ въ собственной норѣ своей не могъ изсушить цвѣтущую красоту сего юноши, хотя ежечасно устремлялъ взоры на красоту цѣломудреннаго, чтобы въ бѣшенствѣ своемъ излить на него горькій ядъ свой; потомъ въ темницѣ и въ узахъ не увяли благолѣпіе души и красота боголюбиваго юноши.

А если я несчастный и безъ всякаго искушенія грѣшу, раздражаю и огорчаю Владыку, то, извѣдавъ опытомъ многія и неизреченныя щедроты Твои, Господи, умоляю величіе щедротъ Твоихъ: спаси меня, и даруй служителю Твоему прошенія души его, — все, чего онъ проситъ изъ сокровищъ милосердія Твоего, Владыка, чтобы благодать Твоя постоянно, какъ потокъ, струилась въ сердцѣ и въ устахъ у меня, раба Твоего, чтобы сердце мое и уста мои были чистымъ по благодати и несквернымъ храмомъ, пріемлющимъ въ себя небеснаго Царя; чтобы не уподоблялись они по лукавымъ помысламъ звѣриному логовищу и по лукавымъ пожеланіямъ вертепу злыхъ разбойниковъ: но чтобы перстъ благодати всегда приводилъ въ движеніе языкъ мой, какъ струну на гусляхъ, къ славѣ Твоей, Человѣколюбецъ, и я непрестанно, во все время жизни своей, и сердцемъ и устами съ любовію прославлялъ и благословлялъ Тебя! Ибо кто лѣнится пѣснословить и прославлять Тебя, Владыка, тотъ чуждъ будущей жизни.

Христе Спаситель! даруй мнѣ по прошеніямъ сердца моего, да уподобится языкъ мой цѣвницѣ благодати, чтобъ изъ многихъ записей въ завѣтѣ здѣсь могъ уплатить я хотя по немногимъ взысканіямъ, и подъ кровомъ рукъ Твоихъ спасся опять тамъ, когда предъ страшною славою Твоею вострепещетъ всякая душа. Ей, Владыка, Единородный Сынъ, услышь меня, и прошеніе раба Твоего пріими какъ даръ. Я грѣшникъ, спасаемый благодатію; а слава подобаетъ Спасающему грѣшника щедротами!

Примѣчанія:
[1] По слав. пер. Ч. 1. сл. 98.
[2] Сл. переводъ предполагаетъ чтеніе: ἕνεκέν σου φιλανθρωπίας.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Ефрема Сирина. Часть 1-я. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: 2-я типографія А. И. Снегиревой, 1895. — С. 189-194. [2-я паг.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0