Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 22 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ, заслужившій своими высокими поученіями названіе Сирскаго пророка и учителя, родился въ началѣ IV вѣка въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитывали своего сына въ страхѣ Божіемъ. Но лѣта юности не прошли для Ефрема безъ нѣкоторыхъ увлеченій и преткновеній. Отъ природы пламенный, онъ былъ раздражителенъ и въ юности своей, какъ самъ онъ говорилъ, нерѣдко ссорился, поступалъ безразсудно и сомнѣвался даже въ промыслѣ Божіемъ. Его напрасно обвинили въ похищеніи овецъ и посадили въ темницу. Здѣсь Ефремъ удостоился слышать голосъ, призывающій его къ благочестію. Оправданный на судѣ и освобожденный изъ темницы, онъ, увидѣвъ въ этомъ руку Божію, премудро правящую міромъ, оставилъ мысль о случайности совершающагося съ человѣкомъ и позналъ, что «есть Око, надъ всѣмъ назирающее» и карающее всякое преступленіе. Возвратясь домой, онъ оставилъ міръ и удалился въ горы къ преп. Іакову Низибійскому (см. 13 янв.). Подъ руководствомъ преп. Іакова онъ упражнялся въ строгихъ подвигахъ благочестія и усердно изучалъ Св. Писаніе. далѣе>>

Творенія

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
Писанія духовно-нравственныя.

10. О покаяніи [1].

Изъ Отчаго нѣдра снисшедшій и содѣлавшійся для насъ путемъ спасенія Господь блаженнымъ и божественнымъ Своимъ гласомъ учитъ насъ покаянію, говоря: не пріидохъ призвати праведники, но грѣшники на покаяніе (Матѳ. 9, 13); и еще: не требуютъ здравіи врача, но болящіи (Лук. 5, 31). Если я скажу это, то можешь не послушать меня. Но если же говоритъ самъ Господь, то почему пренебрегаешь симъ, нерадя о жизни своей? Если сознаешь въ себѣ, что во внутренности твоей есть язва помысловъ и дѣлъ; то почему нерадишь о сокровенныхъ язвахъ своихъ? Почему боишься Врача? Онъ не жестокъ, а также не безсострадателенъ, не безжалостенъ; не употребляетъ въ дѣло желѣза, и также крѣпкаго врачевства и прижиганія; врачуетъ однимъ словомъ. Если хочешь прійдти къ Нему, то исполненъ Онъ благъ, исполненъ милосердія. Для тебя пришелъ изъ Отчаго нѣдра. Для тебя воплотился, чтобъ приступалъ ты къ Нему безъ страха; для тебя вочеловѣчился, чтобъ исцѣлить твои тяжкія язвы. Съ великою любовію и со всякою благостію Онъ призываетъ тебя къ Себѣ.

Приступи, грѣшникъ, исцѣлись безъ труда. Сбрось съ себя бремя грѣховъ, принеси молитву, и смочи слезами загнившія язвы. Ибо сей небесный Врачъ, какъ благій, слезами и воздыханіями исцѣляетъ язвы. Приступи, грѣшникъ, къ доброму Врачу, принеся слезы — это наилучшее врачевство. Ибо то и угодно небесному Врачу, чтобъ каждый собственными своими слезами врачевалъ себя и спасался. Врачевство сіе не продолжительно дѣйствуетъ, и не постепенно затягиваетъ язву, но исцѣляетъ тебя вдругъ. Врачъ ожидаетъ того, чтобъ увидѣть слезы твои; приступи, не бойся. Покажи Ему язву, принеся вмѣстѣ и врачевство — слезы и воздыханія.

Вотъ, отверста дверь покаянія; постарайся, грѣшникъ, войдти, пока она не затворена. Не даетъ Онъ времени твоему нерадѣнію; и самая дверь, видя тебя безпечнымъ, не будетъ ожидать, пока продолжится твоя небрежность. Почему возненавидѣлъ ты жизнь свою, несчастный? Что выше души твоей, человѣкъ? Но ты, грѣшникъ, пренебрегъ ею. Не знаешь, возлюбленный, въ какой часъ небесный Врачъ велитъ затворить дверь Своего врачеванія. Приступи, умоляю тебя, постарайся исцѣлиться. Онъ хочетъ покаяніемъ твоимъ обрадовать небесное воинство. Солнце достигло уже вечерняго часа; и для тебя только медлитъ, чтобъ ты достигъ обители.

Долго ли будешь терпѣть нечистаго врага своего, безстыдно исполняя волю его? Онъ хочетъ ввергнуть тебя въ огнь. Вотъ о чемъ его стараніе! Вотъ даръ его тѣмъ, которые любятъ его! Онъ всегда воюетъ со всѣми людьми, поражая ихъ худыми и нечистыми пожеланіями, и онъ же нечистый покорившихся ему доводитъ опять до отчаянія, ожесточаетъ сердца, изсушаетъ слезы, чтобъ грѣшникъ не пришелъ въ сокрушеніе. Всемѣрно убѣгай его, человѣкъ. Питай ненависть и омерзѣніе къ тому, что ему любезно. Преслѣдуй ненавистію лукаваго; бѣги отъ коварнаго; ибо онъ человѣкоубійца искони и до конца (Іоан. 8, 44). Бѣги отъ него, человѣкъ, чтобъ не убилъ тебя.

Послушай, возлюбленный, блаженнаго гласа, который говоритъ ежедневно: пріидите ко Мнѣ вси труждающіися и обремененніи, и Азъ упокою вы. Возмите иго Мое на себе, и научитеся, потому что Я безмолвенъ, кротокъ, милостивъ и смиренъ сердцемъ, и обрящете покой душамъ вашимъ (Матѳ. 11, 28-29). Онъ возвѣщаетъ тебѣ упокоеніе, и со дня на день обѣщаетъ жизнь. Приступи, не бойся. Владыка благъ, ни въ чемъ не имѣетъ нужды, не требуетъ рукописанія всѣхъ грѣховъ. Онъ прибѣжище отъ всѣхъ золъ; врачуетъ язвы, и жизнь даруетъ въ изобиліи, какъ благій; охотно пріемлетъ припадающихъ къ Нему; потому что Онъ великій Богъ и предвѣдецъ, знаетъ всѣ наши помышленія, и, если кто приходитъ къ Нему для исцѣленія, видитъ сердце и все усердіе его. Когда приступающій имѣетъ неизмѣнную, благочестивую жизнь, тогда Самъ благій Богъ, по Своей благости, тотчасъ обрѣтается ищущими Его, и прежде нежели воззритъ человѣкъ къ Богу, Онъ говоритъ ему: «здѣсь Я!»; прежде нежели приблизится къ Нему, отверзаетъ сокровище предъ ищущимъ; прежде нежели прольетъ слезы, источаетъ сокровища; прежде нежели попроситъ, примиряется съ нимъ; прежде нежели помолится, удостоиваетъ милости. Ибо сего требуетъ и хочетъ любовь Божія. Не медлитъ выслушивать приходящихъ къ Богу истинно. И не упрекаетъ опять приходящаго нечестивца: «для чего столько времени служилъ ты врагу и добровольно презиралъ Меня Владыку?» Не разъискиваетъ, сколько протекло времени, а только на смиреніе, слезы и воздыханія припадающаго къ Нему взираетъ Владыка; потому что Онъ предвѣдецъ, какъ Богъ и Создатель нашъ, вдругъ прощаетъ всѣ грѣхи, всѣ ошибки въ мысляхъ и дѣлахъ, и говоритъ, чтобъ принесли ему одежду первую и еще перстень на правую руку, и всѣмъ Ангеламъ повелѣваетъ радоваться обрѣтенію этой души грѣшника.

Блаженны всѣ мы, человѣки; у насъ владыка кротокъ, не злопамятенъ, благъ, щедръ, милосердъ, долготерпѣливъ, всякій разъ прощаетъ наши нечестія, если сами того желаемъ. Ибо вотъ Онъ зоветъ, вотъ долготерпитъ, вотъ подаетъ намъ всѣ Свои блага въ сей и въ тамошней жизни, если хотимъ сего.

Итакъ приступите, будемъ молиться, пока есть на сіе время. Здѣсь, пока мы въ этой жизни, всегда можемъ умилостивить Бога. Не трудно снискать намъ прощеніе, благовременно для насъ ударять въ дверь Его милосердія. Проліемъ слезы, пока еще время принятію слезъ, чтобы, отшедши въ тамошній вѣкъ, не плакать безполезно; ибо тамъ ни во что не вмѣняются слезы.

Сколько сами желаемъ, столько и прощаетъ благій Богъ. Ибо здѣсь выслушиваетъ онъ насъ, если взываемъ къ Нему, здѣсь прощаетъ, если просимъ о томъ; здѣсь изглаждаетъ беззаконія наши, если мы благопризнательны. Здѣсь утѣшеніе, тамъ допросъ; здѣсь терпѣніе, тамъ строгость; здѣсь снисхожденіе, тамъ справедливость; здѣсь свобода, тамъ судъ; здѣсь безопасность, тамъ тѣснота; здѣсь наслажденіе, тамъ мученія; здѣсь корыстолюбіе, тамъ наказаніе; здѣсь смѣхъ, тамъ плачъ; здѣсь холодность, тамъ казнь; здѣсь пренебреженіе, тамъ вѣчный огонь; здѣсь наряды, тамъ червь неусыпающій; здѣсь надменность, тамъ униженіе; здѣсь хищенія, тамъ скрежетъ зубовъ; здѣсь все облито золотомъ, тамъ тма и мракъ; здѣсь нерадѣніе, тамъ никому не прощаемые проступки.

Зная это, возлюбленные братія, почему нерадимъ о своемъ спасеніи? Да не будетъ умъ нашъ, братія, пригвожденъ здѣсь! Да не будетъ для насъ сладостною любовь къ земному, чтобъ не содѣлался горькимъ плачъ нашъ тамъ! Для чего небрежемъ и не желаемъ исцѣлиться, пока есть еще время? Ради немногихъ слезъ пролитыхъ въ это короткое время, и ради покаянія Богъ прощаетъ всѣ грѣхопаденія. Поплачь немного здѣсь, чтобъ не плакать тамъ во вѣкъ вѣка, во тмѣ кромѣшной. Будь благопризнателенъ здѣсь, чтобы тамъ тебѣ не быть ввергнутымъ въ неугасимый огонь.

Кто не прольетъ о насъ слезъ, кто не будетъ о насъ плакать? Возненавидѣвъ жизнь, любимъ мы смерть. Самъ размысли, искренній братъ мой, и избери лучшее и полезное для души. Какая для тебя трудность плакать о грѣхахъ здѣсь, и чрезъ покаяніе сдѣлавшись благопризнательнымъ, здѣсь помолиться, чтобъ не проливать слезъ тамъ въ огнѣ безъ всякой пользы? Ибо, проливая слезы здѣсь, получаешь облегченіе и всякое утѣшеніе, а тамъ, и плача, подвергнешься наказанію и взысканію тмочисленныхъ талантовъ. Уплати немногое, умоляя Владыку, чтобъ простилъ Онъ долги души твоей. Если же не хочешь здѣсь отдать изъ многаго немногое, тамъ долженъ будешь, послѣ многихъ истязаній, отдать весь свой долгъ.

Говорю же это любви вашей, возлюбленные и боголюбивые братія, не какъ человѣкъ достойный, неукоризненный въ жизни и соблюдшій чистоту, но какъ человѣкъ, который въ великой скорби и печали сердца размыслилъ самъ съ собою, что насъ ожидаетъ и о чемъ мы нерадимъ. Не чистъ я братія, нечестивъ въ своей жизни, въ дѣлахъ и въ помышленіяхъ, и вовсе не сознаю въ себѣ ничего добраго; напротивъ того и теперь, и всегда грѣшенъ и слабъ въ своемъ произволеніи. Но говорю это вашему единомыслію; потому что печаль объемлетъ всегда сердце мое при мысли о страшномъ будущемъ Божіемъ судѣ; ибо всѣ мы постоянно небрежны и думаемъ жить въ этомъ суетномъ мірѣ въ вѣкъ вѣка.

Преходитъ вѣкъ и все, что въ немъ. И во всемъ этомъ потребуется отчетъ у насъ, возлюбленные, какъ у знающихъ хорошее и дѣлающихъ худое. Пренебрегая здѣсь любовію Божіею и царствомъ Божіимъ, мы предпочли землю и все, что на ней. Серебро и золото не исхититъ насъ изъ страшнаго огня, одежды и роскошь послужатъ тамъ къ нашему осужденію. Братъ не избавитъ брата своего (Псал. 48, 8), — а также и отецъ собственное чадо свое, но всякій станетъ въ своемъ чинѣ, въ жизни или въ огнѣ.

Многіе святы, праведны и преподобны, совлеклись сего міра и дѣлъ его по доброму произволенію свободы, и по благому упованію на заповѣди Божіи, убѣдились, что насладятся Божіими благами въ раю сладости; ибо, возлюбивъ Христа, предпочли Его всему тлѣнному: почему ежедневно ликуютъ въ Богѣ, просвѣщаются во Христѣ, непрестанно радуясь въ Духѣ Святомъ. Веселится о нихъ Святая Троица, веселятся о нихъ Ангелы и Архангелы, веселится о нихъ рай сладости. Они подлинно достойны похвалы, славы, всегда блаженны. Ангелы и человѣки ублажаютъ ихъ, потому что любовь Божію предпочли они цѣлому міру. И святый, праведный, истинный Богъ даровалъ имъ царство Свое, и еще далъ имъ большую славу вмѣстѣ съ святыми Ангелами всегда въ радости взирать на Него.

Многіе же изъ людей возлюбили землю и что на ней есть тлѣннаго. Умъ ихъ всегда пригвожденъ къ тлѣнному, и уподобляясь почти безсловеснымъ, упитываютъ они тѣла свои снѣдями, какъ будто суетная жизнь сія безсмертна. Что дѣлаешь ты, человѣкъ, проводя жизнь подобно безсловесному? Богъ сотворилъ тебя разумнымъ, разсудительнымъ: не уподобляй же самъ себя безразсудствомъ своимъ неразумнымъ скотамъ.

Отрезвись сколько нибудь, человѣкъ, прійди самъ въ себя, и какъ разумный, познай, что для тебя пришелъ съ неба всевышній Богъ, чтобъ съ земли вознеети тебя на небо. Ты позванъ на бракъ небеснаго Жениха: для чего же небрежешь? для чего медлишь? Скажи мнѣ, какъ пойдешь на бракъ, не имѣя у себя дорогой и приличной брачному торжеству одежды? У тебя нѣтъ свѣтильника; какъ же войдешь? Ужели войдешь съ пренебреженіемъ? Тотчасъ услышишь сіи страшныя слова: «друже, како вшелъ еси на бракъ не имый одѣянія брачна (Матѳ. 22, 12), приличнаго царству Моему? Ужели вошелъ ты съ пренебреженіемъ, чтобы наготою своею причинить оскорбленіе сопиршественникамъ Моимъ»? И скажетъ Царь служителямъ Своимъ: «свяжите несчастному руки и ноги, и бросьте его въ печь огненную, чтобъ мучился въ вѣкъ вѣка. Поелику Самъ Я приходилъ за долгое время, и всѣхъ звалъ на бракъ: а этотъ, пренебрегая Моимъ зовомъ, не приготовилъ себѣ одежды для брака: то повелѣваю вамъ наказать несчастнаго за то, что пренебрегъ Моимъ царствомъ».

Ужели не боишься сего, не трепещешь, человѣкъ, и того, что близко время явиться Жениху въ славѣ Своей? Не знаешь развѣ, что все уже готово, небесная труба ждетъ мановенія? И что будешь дѣлать въ оный часъ, если не приготовишься къ сему часу Божія ублаженія? Богъ ублажаетъ достойныхъ.

Вострубитъ съ неба небесная труба, и скажетъ: Пробудитесь, возлюбленные Христовы: вотъ пришелъ небесный Царь дать вамъ упокоеніе и радость въ вѣчной жизни за трудъ вашего подвижничества. Пробудитесь, зрите Христа-Царя, безсмертнаго Жениха, Котораго любили. Ибо, возлюбивъ Его, стали вы странниками на землѣ. Пробудитесь, видите царство Его, которое уготовалъ Онъ вамъ. Пробудитесь, зрите вожделѣннаго Христа. Пробудитесь, ненасытимымъ окомъ взирайте на Господа, Котораго вы возлюбили, ради Котораго терпѣли скорби, для Котораго подвизались. Приступите теперь и съ великимъ дерзновеніемъ взирайте на Него, вожделѣннаго, и радуйтесь съ Нимъ радостію неизглаголанною; и радости вашея никтоже возметъ отъ васъ (Іоан, 16, 22). Пріидите, насладитесь благами, ихже око не видѣ, и ухо не слыша, и на сердце человѣку не взыдоша (1 Кор. 2, 9); — благами, какія даруетъ вамъ самъ Вожделѣнный; ибо восхищены будутъ святые на облацѣхъ свѣтлыхъ во срѣтеніе Ему (1 Сол. 4, 17). Воспарятъ праведные и достойные Бога на высоту воздушную въ неисповѣдимой славѣ, чтобъ видѣть небеснаго безсмертнаго Жениха.

Кто же достоинъ быть восхищеннымъ въ оный часъ на облакахъ, съ великою радостію, во срѣтеніе Христово? Всѣ достойные будутъ восхищены во славѣ; а всѣ нечестивые останутся внизу съ великимъ стыдомъ. Блаженство и радость потрудившимся здѣсь! Наказаніе и стыдъ всѣмъ грѣшникамъ! Блаженъ тотъ, кто здѣсь потрудился оказаться достойнымъ въ оный часъ. Жалокъ тотъ, кто содѣлалъ себя недостойнымъ въ оный часъ. Облака восхитятъ всѣхъ святыхъ съ земли на небо. Нечестивыхъ же восхитятъ Ангелы, чтобы ввергнуть въ печь, горящую огнемъ неутасимымъ.

Кто дастъ главѣ моей обильныя воды и очесемъ источникъ, который бы всегда и непрерывно изливалъ слезы; да плачусь о себѣ день и ночь, умоляя Бога, чтобъ не оказаться мнѣ недостойнымъ, въ часъ Его явленія, и не услышать отъ Владыки страшнаго онаго приговора: отъиди отъ Мене, дѣлатель беззаконія. Не вѣмъ, откуда еси (Матѳ. 8, 23; Лук. 13, 27)?

Всевышній Богъ, единый — безсмертный, окажи въ оный часъ грѣшнику великія щедроты Свои, чтобы тайное нечестіе мое не открылось предъ зрителями Ангелами, Архангелами, Пророками, Апостолами, праведными и святыми! Спаси нечестиваго благодатію и щедротами, и введи его въ рай сладости съ совершенными праведниками! Пріими, Владыка, прошеніе раба Твоего, по молитвамъ благоугодившихъ Тебѣ святыхъ. Слава Христу! Аминь.

Примѣчаніе:
[1] По слав. пер. Ч. 1. сл. 50.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Ефрема Сирина. Часть 1-я. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: 2-я типографія А. И. Снегиревой, 1895. — С. 194-201. [2-я паг.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0