Святоотеческое наследие
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Святоотеческое наслѣдiе
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Святые по вѣкамъ

Изслѣдованiя
-
I-III вѣкъ
-
IV вѣкъ
-
V вѣкъ
-
VI-X вѣкъ
-
XI-XV вѣкъ
-
Послѣ XV вѣка
-
Acta martyrum

Святые по алфавиту

Указатель
-
Свт. Іоаннъ Златоустъ
А | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л
-
М | Н | О | П | Р
-
С | Т | Ф | Х | Э
-
Ю | Ѳ
Сборники

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 25 марта 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

IV ВѢКЪ

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)

Преп. Ефремъ, заслужившій своими высокими поученіями названіе Сирскаго пророка и учителя, родился въ началѣ IV вѣка въ Месопотаміи, въ г. Низибіи, отъ небогатыхъ родителей-земледѣльцевъ, которые, отличаясь христіанскими добродѣтелями, воспитывали своего сына въ страхѣ Божіемъ. Но лѣта юности не прошли для Ефрема безъ нѣкоторыхъ увлеченій и преткновеній. Отъ природы пламенный, онъ былъ раздражителенъ и въ юности своей, какъ самъ онъ говорилъ, нерѣдко ссорился, поступалъ безразсудно и сомнѣвался даже въ промыслѣ Божіемъ. Его напрасно обвинили въ похищеніи овецъ и посадили въ темницу. Здѣсь Ефремъ удостоился слышать голосъ, призывающій его къ благочестію. Оправданный на судѣ и освобожденный изъ темницы, онъ, увидѣвъ въ этомъ руку Божію, премудро правящую міромъ, оставилъ мысль о случайности совершающагося съ человѣкомъ и позналъ, что «есть Око, надъ всѣмъ назирающее» и карающее всякое преступленіе. Возвратясь домой, онъ оставилъ міръ и удалился въ горы къ преп. Іакову Низибійскому (см. 13 янв.). Подъ руководствомъ преп. Іакова онъ упражнялся въ строгихъ подвигахъ благочестія и усердно изучалъ Св. Писаніе. далѣе>>

Творенія

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.)
Писанія духовно-нравственныя.

12. Слово умилительное 1-ое [1].

Въ одинъ день, вставъ очень рано, ходилъ я съ двумя братіями внѣ благословеннаго града Едессы, возвелъ очи свои на небо, которое подобно чистому зеркалу со славою осіявало звѣздами землю, и въ удивленіи сказалъ: «если звѣзды сіяютъ съ такою славою; то кольми паче праведные и святые, сотворившіе волю святаго Бога, въ тотъ часъ, когда прійдетъ Господь, возсіяютъ неизглаголаннымъ свѣтомъ спасителыюй славы».

Но вдругъ, при воспоминаніи о страшномъ ономъ Христовомъ пришествіи, содрогнулись кости мои, и ощутивъ смущеніе въ тѣлѣ и душѣ, заплакалъ я съ сердечною болію, и сказалъ воздыхая: «какимъ я — грѣшникъ окажусь въ этотъ страшный часъ? Какъ предстану престолу страшнаго Судіи? Какъ мнѣ разсѣянному имѣть мѣсто съ совершенными? Или какъ мнѣ козлищу стать съ овцами одесную Христа? Или какъ мнѣ безплодному оказаться въ числѣ святыхъ, сотворившихъ здѣсь плодъ правды? Или что мнѣ дѣлать, когда святые узнаютъ другъ друга въ небесномъ чертогѣ? Кто меня узнаетъ? Праведные будутъ въ чертогѣ, нечестивые въ огнѣ. Опять мученики покажутъ свои муки, подвижники свои добродѣтели; а я что покажу, кромѣ слабости своего нерадѣнія? О душа разсѣянная, душа грѣшная, душа безстыдная, душа ненавидѣвшая всегда жизнь свою! Долго ли отъ развлеченій пресмыкаться тебѣ по землѣ? Долго ли увлекаться тебѣ худымъ навыкомъ къ лукавымъ помысламъ? Не знаешь развѣ, что худые помыслы ежечасно передъ тобою, какъ темное облако, и препятствуютъ тебѣ трезвиться предъ Богомъ? Чего, наконецъ, ждешь въ нерадѣніи своемъ, пока коснитъ прійти небесный Женихъ? Но Онъ не коснитъ, несчастная; напротивъ того, какъ страшная молнія съ небесъ будетъ пришествіе Его. Постарайся оказаться готовою въ этотъ страшный часъ, чтобъ не плакать тамъ въ вѣкъ вѣка. Вовсе не обращай вниманія на паденія другихъ, оплакивай свои бѣды. Не смотри на сучецъ, иже во оцѣ брата и ближняго, но думай всегда о своемъ бервнѣ (Матѳ. 7, 3. 4). Если въ состояніи будешь вынуть сперва свое бервно изъ своего ока, то вынь и сучецъ у брата и ближняго. А если не въ состояніи; то оплакивай ужасную свою слѣпоту. Какъ тебѣ думать, что сообщишь свѣтъ ближнему? Будь ежечасно врачемъ самой себя, душа; тогда только уврачуешь недужнаго брата своего. У тебя нѣтъ предлога къ твоему нерадѣнію; потому что святый Богъ далъ тебѣ все — разсудокъ, разумѣніе и духовное вѣдѣніе. Уразумѣвай полезное».

Оба же брата со слезами говорили: «для чего такъ жалобно плачешь, отецъ»?

И я сказалъ имъ: «Чада мои возлюбленныя! за нерадѣніе свое плачу я о себѣ. Благій Богъ даровалъ намъ просвѣщеніе вѣдѣнія; а я день за день отвергаю оное. Если бы исполнялъ я волю Господню, то блаженъ былъ бы въ часъ тотъ, и не я одинъ, но блаженны были бы всѣ творившіе волю Господню. Посему-то, братія, вовсе не будетъ тамъ у насъ оправданія, потому что всѣ грѣшимъ, имѣя вѣдѣніе. Всѣ мы познаемъ Божій промыслъ и всѣ дары, какими ущедрилъ насъ благій Богъ. Благодать Его во всякое время часто посѣщаетъ сердца наши, и если находитъ себѣ упокоеніе, то вошедши постоянно обитаетъ въ душѣ; если же не находитъ чистаго сердца, тотчасъ отступаетъ. Но щедроты снова побуждаютъ ее снизойти и посѣтить насъ грѣшныхъ, потому что всѣ мы измѣняемы по произволенію, но не по природѣ. Всегда мы разсѣянны и слабы, завистливы и лукавы, часто думаемъ другъ о другѣ худо, занимаемся лукавыми помышленіями, и всегда, какъ въ ужасной тинѣ, погружены въ помыслахъ. И когда благодать приходитъ посѣтить насъ, встрѣчаетъ въ сердцахъ нашихъ зловоніе нечистыхъ помысловъ, и тотчасъ отступаетъ, не находя себѣ входа, чтобы вселиться и обитать въ насъ, какъ ей угодно; и развѣ только свѣтоносною своею сладостію производитъ впечатлѣніе на сердце, чтобы ощутилъ человѣкъ, что благодать посѣщала его, но не нашла себѣ входа, чтобы такимъ образомъ, усладившись озареніемъ благодати, взыскалъ онъ ея. Впрочемъ сама благодать не можетъ совершенно отступить отъ насъ; потому что собственнымъ своимъ милосердіемъ побуждается всѣхъ миловать. Видишь ли промыслъ Божій? Видишь ли милосердіе Христово? Видишь ли, какъ святый Богъ всегда любитъ насъ, и хочетъ, чтобъ спаслись мы? Блаженъ человѣкъ, который всегда старается уготовить благодати чистое сердце, чтобъ, пришедши, нашла она благоуханіе добродѣтелей и святыню души, и обитала въ немъ въ вѣкъ вѣка. Итакъ, что воздадимъ милосердому Богу за всѣ сіи блага и дары, за то, что снисшелъ Онъ съ небесъ отъ Отца, или что ради насъ воплотился во чревѣ, или что за насъ былъ заушенъ? Чтобъ воздать за одно заушеніе, то если бы тысячи лѣтъ жили мы на землѣ, ни чѣмъ не могли бы вознаградить за сію Божію милость. Того боюсь я, чада мои возлюбленныя (ибо въ точности знаю нерадѣніе свое), чтобы всѣ видящіе меня и ублажающіе лживое мое благоговѣніе не оплевали меня тамъ, когда увидятъ меня горящимъ въ огнѣ».

Пощади, милосердый Господи, Христе Спаситель, Сынъ Единородный, пощади непотребнаго раба Твоего, чтобъ не оказаться мнѣ тамъ предстоящимъ судилищу въ страхѣ и великомъ стыдѣ, не стать позоромъ для зрителей, — Ангеловъ и человѣковъ. Но здѣсь, Спаситель мой, накажи меня, какъ чадолюбивый, сердобольный Отецъ, а тамъ прости, какъ единый безгрѣшный небесный Богъ. Ибо, если здѣсь, Спаситель, не вразумишь несчастнаго, и не дашь ему сердечнаго озаренія, чтобъ ежедневно безъ стыда приносилъ покаяніе во грѣхахъ своихъ; что тамъ дѣлать ему, не имѣющему оправданія? Когда не было еще меня на землѣ, угодно было Тебѣ, Владыка, по великимъ щедротамъ Твоимъ, образовать меня во чревѣ грѣшной моей матери, и родившись по милости, сподобился я недостойный стать сосудомъ Твоей благодати и добрыми гуслями, благозвучно изглашающими всегда для всѣхъ слушающихъ словеса спасенія. Но получивъ это, я слабый и грѣшный по лѣности отказалъ въ воздаяніи за благодать. Подавай мнѣ благодать Свою, и въ устахъ лѣниваго услаждай преподобныя сладкопѣнія. Какъ угодно было благодати, такъ озаряла она омраченный умъ, чтобъ возвѣщалъ я словеса сладкопѣнія. Посему опять припадаю къ благодати Твоей, Единородный Сынъ, Спаситель душъ нашихъ: какъ здѣсь благодать Твоя на всякій часъ была озареніемъ, покровомъ и защитою, убѣжищемъ и радостію для меня недостойнаго; такъ и тамъ, Спаситель, подъ крыломъ ея укроюсь я отъ страшнаго суда, и въ царствіи Твоемъ ущедренный благодатію, спасенный милостію, стану одесную, воспѣвая и прославляя долготерпѣніе Твое, пречистый Создатель; потому что не презрѣлъ Ты слезъ непотребнаго и грѣшнаго раба Твоего.

Примѣчаніе:
[1] По сл. пер. Ч. II. сл. 10.

Источникъ: Творенія святаго отца нашего Ефрема Сирина. Часть 1-я. — Изданіе четвертое. — Сергіевъ Посадъ: 2-я типографія А. И. Снегиревой, 1895. — С. 207-210. [2-я паг.]

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0